Кукрыниксы картины. Кукрыниксы. Каждый день - в бой


Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Художники работали всегда вместе, в этом и заключался феномен их коллективного творчества. Наибольшую известность «Кукрыниксам» принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры, шаржи, плакаты и книжные иллюстрации, созданные в характерном сатирическом стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов СССР. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и с тех пор они работали уже втроём как Кукрыниксы.

В начале творческого пути в группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны, империалистов, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

Работы Кукрыниксов есть почти во всех крупных музейных собраниях России; Государственной Третьяковской галерее, Российской государственной библиотеке, Рыбинском и Ярославском государственных историко-архитектурных художественных музеях-заповедниках, Тульском музее изобразительных искусств, частных собраниях России и зарубежья.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Галерея Мамонтовых показывает уникальную коллекцию сатирических произведений выдающихся советских графиков и живописцев XX века, мастеров политической сатиры, известных под псевдонимом Кукрыниксы, из собрания семьи Мамонтовых — одного из самых крупных частных собраний работ этих художни­ков. Экспонируются около 100 подлинных рисунков и плакатов, наиболее яркие и характерные работы художников военного времени: оригиналы плакатов «Окна ТАСС», карикатуры, эскизы, зарисовки, сделанные на Нюрнбергском процессе, живописные этюды. Большинство представленных вещей не встречаются в изданиях, посвященных творчеству Кукрыниксов, и опубликованы только в каталогах галереи Мамонтовых.

Галерея Мамонтовых (Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1.)

Галерея Мамонтовых

Ставший легендарным псевдоним Кукрыниксы объединил трех художников — Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Алексан­дровича Соколова (1903-2000). Их творческий союз сложился еще в 1924-м — в годы учебы во ВХУТЕМАСе. Вместе они прора­ботали более шестидесяти лет, никогда не расставаясь. Имя Кукрыниксы стало не просто коллективным псевдонимом, а символом жанра острой политической карикатуры, принесшей трем художникам мировую известность.

Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Алексан­дрович Соколов

Антифашистские карикатуры появляются у них еще в 1930-е годы. Но только во время войны художники достигают настоя­щей творческой зрелости и заслуженно занимают одно из центральных мест в искусстве Великой Отечественной войны. Карикатуры и плакаты Кукрыниксов расходились миллионными тиражами. Их хорошо знали в Советском Союзе и за рубежом.

Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», а 24 июня плакат появился на улицах Москвы и других городов. Все пять лет войны они трудились ежедневно. Делали карикатуры в очередной номер газеты «Правда» или журнала «Крокодил», сочиняли листовки для немецких солдат (служившие им пропу­сками для сдачи в плен), оформляли упаковки для пищевых концентратов, рисовали плакаты для «Окон ТАСС». Через день эти плакаты появлялись на улицах. Наполненные едким, гнев­ным сарказмом и дерзким юмором, сквозь ужасы войны они несли уверенность в победе над злом. Измученные болью, горем и страхом люди ждали их с нетерпением и надеждой. Художники работали с удивительной самоотдачей. Разумеется, не все плакаты становились шедеврами, но фраз «не успели» и «не получилось» не существовало. Шла война… Во время воздуш­ных налетов надевали противогазы и спускались во двор -дежурить, или забирались на крышу дома — тушить «зажигалки». И снова в работу, как в рукопашную схватку с врагом.

Знаменитые «Окна ТАСС» — исключительное явление плакатно­го и сатирического искусства. Их создавали разные хорошие художники. Но вклад Кукрыниксов значителен особенно. Ориги­налы тиражируемых трафаретным способом «Окон ТАСС» зани­мают главное место в коллекции произведений Кукрыниксов галереи Мамонтовых. Огромные, склеенные из нескольких плотных листов, вызывающе яркие и красочные, а теперь уже пожелтевшие и обветшавшие от времени, сатирические плакаты Кукрыниксов для «Окон ТАСС» можно считать авангардом советского изобразительного искусства военного времени (в молодости, в эпоху смелых экспериментов, Кукрыниксы успели поработать с В. Маяковским, В. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном). Особое внимание художники уделяли декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Созданные по образу «Окон РОСТА», расклеен­ные на улицах городов, «Окна ТАСС» с яростной энергией боро­лись с фашизмом как с безумием, обвиняя его в бесчеловечно­сти. Сами художники считали свое творчество «противостояни­ем». Проникнутое публицистическим пафосом, искусство Кукры­никсов противостояло варварству и жестокости фашизма. «Искусством разоблачительной метафоры» назвал карикатуры Кукрыниксов известный критик Александр Каменский. Казалось бы, смешной и презираемый враг уже не так страшен. Но сатири­ческие образы врага, созданные художниками, вызывали отнюдь не смех, но гнев, отвращение и ненависть. Плакатная сатира Кукрыниксов не так уж смешна и точно не безобидна, она груба и прямолинейна, зла и желчна. Ее эмоциональные характеристи­ки — искренность и страстность. Художественные — виртуозное мастерство и пластическая экспрессия. Ее историческое значение бесценно.

Творчество Кукрыниксов принадлежит классическим традици­ям сатирической графики, основанной на приемах зрительных характеристик, уподоблений, метафор. Каждое изображение «режиссируется» как трагикомическая мизансцена жестокого и кровавого фарса. Образ врага развивается в связи с изменением хода военных событий, но он всегда жесток, смехотворен и глуп. В начале войны — свирепый завоеватель. С развитием военных действий -жалкий неудачник. В любое время войны появляется образ врага-марионетки («Густав и устав», «Кукольный театр», «Цирк»). Осуждая и проклиная фашизм, Кукрыниксы не боятся крайностей. Часто художники прибегают к известному приему — изображают врага в звероподобном обличье, подчеркивая тем самым зверство фашизма («Убей его!», «Доигрался»); визуализи­руют народные поговорки и крылатые фразы («Молодец среди овец, против молодца — сам овца»); самостоятельно изобретают слова-образы (к примеру, «крыслинг» — существо с телом крысы и головой человека), используют приемы народного лубка, совмещая рисованную картинку с текстом. Язык их карикатуры точен и прост, деталей не много, но каждая предельно вырази­тельна и, что примечательно, в отличие от образа деталь может быть забавной («Пузыри» и др.). Остроумие Кукрыниксов неис­черпаемо. Фантазия и изобретательность поразительны. Их сила — в сплоченности. Один человек не осилил бы такого творческого и эмоционального напряжения.

В качестве корреспондентов газеты «Правда» с этюдниками и красками, альбомами и карандашами Кукрыниксы «дошли до Берлина» (21 мая 1945 года художники были направлены в Берлин для сбора материалов о подписании акта о безоговороч­ной капитуляции Германии), присутствовали на Нюрнбергском процессе. В коллекции галереи Мамонтовых хранятся знамени­тые рисунки, сделанные Кукрыниксами в зале суда, шаржи на Гесса и прочих участников процесса, чьи лица за долгие годы войны художники успели изучить по фотографиям и кинохрони­кам. И снова работать приходилось оперативно: рисунки сразу же самолетом отправлялись в редакцию газеты. Главные объек­ты карикатур Кукрыниксов — Гитлер, Геринг и Геббельс были знакомы с их творчеством настолько хорошо, что включили художников в список потенциальных смертников, которые будут публично казнены при взятии немцами Москвы. На Нюрнберг­ском процессе им пришлось столкнуться лицом к лицу. Война нервов… При виде художников, вооруженных биноклями и карандашами, преступники прятали лица.

Из поездки в Берлин Кукрыниксы, каждый в отдельности, привезли много лирических живописных этюдов — изображений города, превращенного в руины (Н. Соколов. «Берлин. Дворец Вильгельма», «Берлин. Памятник Вильгельму I», «Берлин. Александр-платц»).

В свободное время в Берлине и Нюрнберге Кукрыниксы делают много натурных зарисовок: мирная жизнь города — торопливые рисунки на скорую руку, взахлеб (Н. Соколов. «На улицах г. Нюрнберга в декабре 1945 г.», «Жители Нюрнберга», «На улице Берлина»). «В основном женщины, дети, старики. Большинство из них несут узлы, чемоданы, почти у всех за спинами рюкзаки, … матери с детьми, с вещами… Встречаются и модные дамы, старики в цилиндрах, спешащие на похороны» (из воспомина­ний Кукрыниксов). Как всегда у Кукрыниксов, эти рисунки отличает острота и точность психологических и пластических характеристик.

Своим ежедневным трудом в годы войны Кукрыниксы боро­лись с фашизмом. Боль и гнев выливались в едкую, злую, беспо­щадную сатиру. Рисунки, сделанные в Германии, иные.

Н. Соколов Жители Нюрнберга, 1945.

Не опостылевший враг, а пережившие кошмар войны, возвращаю­щиеся к мирной жизни такие разные люди. И эти мирные зари­совки не хуже плакатов свидетельствуют о том, что война — это ничем не оправданное зло, с которым надо бороться. Лучшей награды и утешения, чем мир, нет.

Выставка продлится по 3 июля в галерее Мамонтовых
по адресу: Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1. Часы работы: с 12:00 — 20:00 , выходные: воскресенье и понедельника.

Трибуна, 1941.

«Многие гитлеровцы, пытаясь избежать ответственности за свои преступления, объявляют себя умершими, изменяют свои фамилии и направляются в Испанию и другие «нейтральные» страны» — из газет.

Его везут на черной колеснице
К испанской, дорогой ему границе
А он кричит: Полегче, дуралеи,
Не то я в самом деле околею!
С. Маршак

Фотографии Татьяны Алешиной

Буква Ы

Эти выдающиеся художники появились на свет в начале XX века - Порфирий Никитич Крылов в 1902 году, а Михаил Васильевич Куприянов и Николай Александрович Соколов в 1903 году.

В 1921 году молодые люди познакомились во Вхутемасе - Высших художественно-технических мастерских. Это было уникальное, только что созданное учебное заведение, в котором преподавали такие легендарные личности как Родченко, Татлин, Фаворский..

Именно в Вхутемасе зарождалось авангардное советское искусство, и все юные художники постоянно экспериментировали, искали новые изобразительные формы, оставившие след в мировой культуре.

Соколов, Куприянов и Крылов тоже пробовали работать в разных манерах, иллюстрировали художественные произведения. Но затем все чаще выступали как карикатуристы, а впоследствии решили творить вместе - после того, как они втроем нарисовали студенческую стенную газету. Был придуман общий псевдоним - Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку - Куприянов, Кры - Крылов, НикС - Николай Соколов. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько.

Первая карикатура Кукрыниксов была напечатана в 1926 году в журнале «Комсомолия». Каждый из них продолжал создавать собственные художественные произведения, но все же запомнились всем их совместные работы. Сами художники говорили так: ««Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой… И то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Гад-бюрократ

Если вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней.

В то время была очень актуальна тема политической сатиры, и именно в ней Кукрыниксы стали непревзойденными мастерами. Теперь они рисовали не дружеские шаржи на писателей, а достаточно едкие карикатуры, высмеивающие бывших кумиров царской России - Колчака, Деникина, и заметные фигуры «буржуев».

Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР - их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая - грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Не были забыты и так называемые язвы советского общества. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд!».

Некоторые рисунки были объединены в серию, например, «Транспорт» - все карикатуры в ней освещали «отдельные недостатки» в железнодорожной отрасли и имели такие бичующие наименования как «Дуплет в угол, или обмен поездами на станциях Свердловского узла», «Катастрофический машинист».

События внешней политики тоже обязательно попадали на кончики пера художников: «Двинулись к озеру Хасан, чтобы переползти через советскую границу», «Вся Европа - Гитлера и Риббентропа».

Смехом по врагу

Между тем международная обстановка все накалялась, и Кукрыниксы все больше рисовали карикатур, обличающих фашизм. А уже к вечеру 22-ого июня 1941 года они нарисовали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который на другой день взывал к чувству патриотизма советских людей.

Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой - они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью… И их вклад в победу над врагом был огромным - карикатуристы убивали его своим оружием - смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат…

По инициативе Кукрыниксов были созданы «Окна ТАСС» - плакаты, снабженные стихами и текстами. Все знаменитые художники и карикатуристы в «Окнах» объединили все свои усилия, чтобы выступить единым фронтом против фашизма. И эти плакаты действительно действовали на зрителей - не случайно они популярны до сих пор…

В 1942 году Кукрыниксы получили Сталинскую премию - самую высшую награду, которую можно было иметь в то время. Власть любила их, потому что они верно служили ее идеалам, но и простой советский народ тоже дожидался с нетерпением очередной карикатуры Кукрыниксов - смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.

Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. После смерти Зои Космодемьянской, они написали картину «Таня», вызывавшую слезы у зрителей… Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода» - в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией - был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали на картине…

И совсем другие чувства появлялись от торжественной картины Кукрыниксов «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и полотна «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», воспроизводящего бомбоубежище Гитлера в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками… Война закончилась, и часть победы в ней принадлежала Кукрыниксам…

«Крокодил» против США

После войны художники продолжали рисовать карикатуры, чутко реагируя на все события внутри страны и на международное положение. Теперь они обличают империалистов, колониальную политику Соединенных Штатов, войну во Вьетнаме и так далее. Ни один номер популярнейшего журнала «Крокодил» не обходился без очередной острой карикатуры Кукрыниксов, которые потом долго еще обсуждали на работе или дома.

Но Кукрыниксы не только смеялись. Они занимались серьезной работой по иллюстрированию книжек. Например, их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» до сих пор считаются непревзойденными. Они так достоверно передавали все оттенки чувств героев, что читателям казалось, что они смотрят полнометражный художественный фильм. То же самое относится и к иллюстрациям к «Золотому теленку» Ильфа и Петрова - книга казалась в два раза смешнее, снабженная картинками от Кукрыниксов.

Кроме того, они проиллюстрировали «Фому Гордеева» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Толстого, произведения Салтыкова-Щедрина.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии, были обласканы всеми властями. Но неумолимая смерть унесла сначала Порфирия Никитича Крылова - в 1990 году, а через год Михаила Васильевича Куприянова. Николай Александрович Соколов пережил товарищей - он скончался в 2000 году.

Однако их имена не забыты до сих пор. Устраиваются выставки Кукрыниксов, и художников Куприянова, Крылова и Соколова - ведь они рисовали картины и по отдельности. И работы каждого из них так не похожи на труды его собратьев- удивительно, как умудрились участники этого успешного триумвирата после стольких лет совместной работы сохранить такую яркую индивидуальность…

Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?»-спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка - эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

Карикатуры художников Кукрыниксов

Будучи даровитыми живописца­ми, Кукрыниксы прежде всего и бо­лее всего - виднейшие мастера со­ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со­бытие в международной жизни на­чиная с 30-х годов и кончая сегод­няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату­ры Кукрыниксов беспощадно разо­блачали заговор империалистических держав против республикан­ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про­должение последней войны» и дру­гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту­пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.


С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры . Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов

Еще свежи в нашей памяти мно­гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз­громим и уничтожим врага!», «Пре­вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая - грозный удар по врагу» и другие. Отвечав­шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору­жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру­довому населению в тылу.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ­лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958- 1959 годах были опубликованы ка­рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по­священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

Картины художников Кукрыниксов

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто­жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из­вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря­женность момента, хорошо передан­ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими­стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав­шихся поработить нашу социали­стическую Родину.

Патриотическим чувством проник­нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы­тиям Великой Отечественной вой­ны, - «Таня», «Правда», «Конец».

В последней картине в образах большой художественной силы по­казана бесславная гибель гитле­ризма, в разгроме которого Совет­ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекают пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изображает жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяют их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Сколько художников Кукрыниксы?

Что означает псевдоним «Кукрыниксы» — расшифровка

*Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Годы жизни

*Михаил Васильевич Куприянов 1903-1991

Порфирий Никитич Крылов 1902-1990

Николай Александрович Соколов 1903-2000 (источник — Википедия)

Метки: биография и творчество художников Кукрыниксов.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Куприянов Михаил Васильевич

Крылов Порфирий Никитич

Соколов Николай Александрович

(род. в 1903 г.) советские художники

В истории мировой журналистики и карикатуры не было, пожалуй, более удивительного объединения художников. Три мастера живописи и графики плодотворно трудились вместе на протяжении более шестидесяти лет. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. Наибольшую же известность получили их карикатуры. А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа. Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий.

Кукрыниксы начинали по-разному. Правда, каждый из них до ВХУТЕМАСа уже имел художественное образование: Крылов закончил художественную школу Г.Шегаля в Туле, Куприянов - аналогичную школу в Ташкенте, а Соколов - изостудию Пролеткульта в Рыбинске.

Во ВХУТЕМАСе они учились у таких известных художников, как А.Осмеркин, П. Митулич и А. Шевченко, а позже и в аспирантуре у П. Кончаловского.

Их творческое содружество сложилось не сразу. Первыми начали работать вместе Куприянов и Крылов. Свои рисунки они подписывали анаграммами Кукры или Крыкуп. Лишь через два года к ним присоединился Николай Соколов, работавший до этого художником в газете «На вахте».

Впервые карикатура за подписью Кукрыниксы появилась в 1923 году в журнале «Комсомолия». Журналом руководил популярный в те годы поэт-песенник А. Жаров, а членом редколлегии был знакомый художников поэт И. Уткин.

Вначале Кукрыниксы работали в жанре карикатуры, но постепенно перешли от иллюстрирования фельетонов к самостоятельным сатирическим рисункам. Они работали все вместе, каждый рисовал на своем листе, а затем передавал его другому. Так последовательно, поправляя друг друга, они доводили работу до конца.

Вместе с Б. Ефимовым Кукрыниксы явились родоначальниками публицистической графики. Их рисунки постепенно стали появляться не только в газетах, но и в разных журналах. Они часто выполняли и заказные работы. Так, по заданию руководства МХАТа нарисовали шаржи на всех работавших там актеров.

В 1928 году Кукрыниксы сделали оформление для пьесы В. Маяковского «Клоп», поставленной В.Мейерхольдом. Тем самым они попробовали себя в новом качестве - театральных художников.

Поворотным в судьбе художников стал 1932 год, когда они начали сотрудничать в газете «Правда». С этого времени они стали чем-то вроде официальных сатириков. Карикатуры Кукрыниксов печатались во всех центральных изданиях, их стали размножать в виде плакатов и листовок. Но художники все время стремились выйти за пределы сатирического жанра. Они писали станковые композиции, а также пейзажи или делали книжные иллюстрации.

Первой их совместной большой работой стал акварельный цикл по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Рисунки оказались настолько удачными, что украсили несколько изданий романа, а позже, в конце шестидесятых годов, Кукрыниксы повторили их, но уже в цвете, в соответствии с возросшими возможностями полиграфии. Примечательно, что для образа О. Бендера им позировал известный русский художник Ф. Богородский.

Книжная иллюстрация занимает особое место в творчестве коллектива. Художники занимались ею с каким-то особенным удовольствием, часто использовали технику пера. Очень удачными получились также их иллюстрации к рассказу А.Чехова «Дама с собачкой».

Известно также, что М. Горький советовал художникам расширить художественные рамки своего творчества. Он присылал им из-за границы книги и впервые поставил вопрос об издании альбома художников. Однако в тридцатые годы из этой инициативы ничего не вышло. Также ничего не получилось с попыткой Горького пригласить Кукрыниксов на Капри. О том, что Горький хлопотал об этом, они узнали лишь через пятьдесят лет. Оказалось, что часть письма, в которой он им об этом сообщал, была просто вырезана и спрятана в архиве.

В тридцатые годы, как и многие другие художники, Кукрыниксы были вынуждены работать над портретами Сталина и картинами на историко-революционную тематику. Одно их полотно - «Ленин в Разливе» - было показано на выставке «Сталин и люди Советской страны».

Несмотря на то, что художники много лет работали в главном партийном издании, газете «Правда», никто из Кукрыниксов так и не стал членом партии. По словам Н.Соколова, они боялись, что после этого их могут разъединить и направить в разные издания.

Во время войны Кукрыниксы в числе других советских художников стали работать над антифашистской графикой. Они создали целую серию выразительных портретов-карикатур фашистских руководителей, которые привлекли внимание И.Сталина. По его указанию в 1945 году Кукрыниксы были направлены в Берлин, где должны были собрать материал для большой картины «Подписание акта о капитуляции Германии».

Они ходили по улицам города, делали многочисленные зарисовки, портреты солдат, военачальников, а затем переехали в Нюрнберг, где в течение нескольких месяцев работали на процессе над нацистскими преступниками. В результате появилась серия графических листов под общим названием «Обвинение».

В связи с этим привлекает внимание весьма любопытный факт. Рисунки Кукрыниксов, сделанные на процессе, были настолько выразительными, что в 1946 году, сразу после окончания работы над ними, их положили «под сукно», и они были опубликованы только в конце шестидесятых годов.

По материалам поездки в Германию Кукрыниксы написали также несколько больших картин, наибольшей известностью из которых пользовалось полотно «Конец» - коллективный портрет главарей гитлеровской Германии.

В годы войны яркие, разящие рисунки мастеров распространялись не только в СССР, но и во всех странах антигитлеровской коалиции. Часто они становились наиболее наглядным свидетельством побед Красной Армии. Фактически Кукрыниксы возродили народный жанр лубка, сопровождая каждую свою карикатуру меткой стихотворной фразой, обычно принадлежавшей С. Маршаку или одному из самих художников.

В 1942 году Кукрыниксы создали большую картину «Таня», посвященную подвигу З.Космодемьянской. Эта бесстрашная девушка стала олицетворением народной борьбы с оккупантами еще и потому, что, согласно официальной версии, погибла с именем Сталина на устах.

Большую часть жизни Кукрыниксы не только работали, но и жили вместе в огромной коммунальной квартире. Только после войны они смогли получить комфортабельные квартиры и мастерские.

Четырехтомное собрание работ художников было издано лишь в конце восьмидесятых годов. И дело, наверное, заключалось в том, что они всегда стремились вырваться из рамок навязываемой им положительной сатиры.

В послевоенные годы Кукрыниксам удалось наконец осуществить свою давнюю мечту - поехать в Италию и во Францию. Из поездки они привезли множество картин и рисунков. Примечательно, что в последующие годы в Италии с большим успехом проходили выставки их работ.

Постепенно выявился специфический почерк каждого из трех художников. Так, Крылову гораздо больше удавались пейзажи, а Соколову и Куприянову - портреты.

В своих работах они смогли сохранить традиции реалистической школы XIX века - четкий рисунок, проработанность деталей, прописанность фона и портретных образов. Они как бы выстояли в экспериментальных формах русского авангарда и постмодернизма, с тем чтобы впоследствии создать необычайно динамичную и в то же время (прежде всего в пейзажах и портретах) лирическую живопись.

В послевоенные годы Кукрыниксы постепенно сосредотачивают внимание на карикатуре, занимаясь остальными жанрами, за исключением иллюстрации, отдельно. И тем не менее их творческое сотрудничество не распалось и продолжало существовать до 1990 года, когда скончался один из художников.

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...