Лекции н в гоголь повесть портрет. Презентация на тему "Н. В. Гоголь «Портрет»". Презентации к уроку



«Портрет» повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести». Повесть была создана в годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841начале 1842 года) была напечатана в 1842 в третьей книге «Современника».


Сюжет Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукинском дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека, старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.


Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.


Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю. Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.


Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от азиата. Поскольку он давно думал о том, чтоб изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын.


Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его. Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.

Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан

План – конспект урока литературы в Х классе на тему:

«Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

(«Петербургские повести»)

Учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Хисамиева Гузель Даяновна

2008 год


Цели: путем аналитического изучения показать сквозную тему – тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести – это предназначение и положение художника в обществе и вопрос о самой сущности искусства; совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки работы в группах.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – беседа

Наглядность: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести, книга «Петербургские повести». Рабочие принадлежности художника (кисть, краски, палитра, мольберт), репродукция с картины А.И. Иванова «Явление Христа народу»

Оборудование: проектор, компьютер.

Эпиграфы к уроку: «Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…»

«Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым». Густав Флобер.


Опережающее домашнее задание.

  1. Прочитать повесть.

  2. Подготовить сообщение об истории создания повести.

  3. Работа в группах:
А) подготовить сообщение на тему: «Что такое искусство?»

Б) подготовить сообщение на тему: «Что такое творчество?»


Ход урока
Учитель: Ребята! Во все времена русские писатели задумывались о роли художника в обществе, о предназначении искусства в мире. Эта тема вызывала споры и по-разному решалась разными авторами. Её рассматривали и как социальную (искусство должно отражать нужды общества, решать социальные проблемы), и как эстетическую (искусство – отражение идеала), и как философскую (искусство – это отражение высшей правды, истины, которая раскрывает художнику в минуты божественного вдохновения, поэтому он свободен от социального заказа общества), и как антропологическую (искусство как отражение стихийных сил в человеке), и как метафизическую (искусство как возможность нарушить поставленные пределы человеческого познания мира).

Наиболее значимым произведением для понимания темы искусства является повесть « Портрет» Н.В. Гоголя, в которой она приобретает не только социальное и эстетическое, но и метафизическое значение.


Учитель. Расскажите об истории создания повести.

Ученик. Впервые повесть «Портрет» напечатан в сборнике «Арабески» в 1835 году.

Повесть начата одновременно с «Невским проспектом» в 1831 году. На первую редакцию Повести в 1834 году критик Белинский написал резко отрицательный отзыв: «Портрет» есть неудачная попытка господина Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно господина Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Позже Гоголь значительно переработал повесть. В письме к издателю журнала «Современник» П.А. Плетневу он писал: «Посылаю повесть мою «Портрет». …Вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь». Вторая редакция повести была впервые опубликована в третьей книжке «Современника» за 1842 год.

Учитель. Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?

Ученик. В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств. Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-азиата, который жил в Коломне. Современники, в частности актер П.А. Каратыгин, отмечали его запоминающееся лицо и выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками…»

В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А.А.Иванова, хорошо знакомого писателю. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа – идеального старца художника, о котором говорится во второй части повести.


Учитель. Искусство. Объясните значение этого слова.

Ученик. Искусство – 1) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (Искусство – одна из форм общественного сознания.) 2) Умение, мастерство, знание дела. (Владеть искусством шитья.) 3) Самое дело, требующее такого умения, мастерства. (Военное искусство)

Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейший элемент человеческой культуры. Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно отражает действительность в художественных образах. Искусство активно воздействует на мысли, волю и чувства людей и играет огромную роль в жизни общества.

Своеобразие познания действительности средствами искусства заключается в том, что, обобщая отдельные наблюдения, выявляя общее и типическое, существенное в характерном, единичном, доступном, способствует непосредственному чувственному восприятию человека.

Искусство, таким образом, не есть простое воспроизведение отдельных вещей и явлений; художественный образ – результат большого обобщения.

Большая советская энциклопедия. Том 18, стр. 507

Учитель . Предоставим слово представителям второй группы, подготовившим сообщение об истолковании слова «творчество».
Ученик. Творчество – Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное творчество. Народное творчество. Творчество Пушкина. Творчество новаторов. Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер.

Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Для художественного творчества, его направленности имеет огромное значение характер мировоззрения художника и применяемый им художественный метод. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обобщении жанров данного вида искусства, Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Большая советская энциклопедия. Том 42, стр. 54

Учитель. В повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Как вы понимаете эти слова?

- Предполагаемые ответы учеников. Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком. Мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и Зла в искусстве.

Учитель. В чем проявляется борьба Добра со Злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?

Чартков – способный художник, но ему хочется скорее прославиться.

Учитель . Какой портрет он купил однажды?

Портрет ростовщика.

Словарная работа. Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.

Палитра – небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски.

Мольберт – подставка, на которой помещается подрамник с холстом, картон или доска для работы художника.

Учитель . О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести .

- «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!

Учитель. Убьет святых и ангелов… Сказано страшно, но верно. Искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою, то есть превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем бесовского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова (в первой редакции повести – Черткова), соблазненного страстью корыстолюбия.

Учитель. Что узнаем мы об этом художнике в начале повести?

Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.

Демонстрация портрета этого художника, нарисованного одной из учениц.

Учитель. О чем предупреждал Чарткова профессор живописи?

Чтение отрывка. «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец».

Учитель. О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? Демонстрация рисунка – иллюстрации к повести.

Он думает о том, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую…»

Учитель. Первый путь – это Добро, второй – зло. Какой путь выбрал художник?

Он выбрал зло. Приоделся, «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.

Учитель. Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»?

Чартков стал модным живописцем.

Учитель. Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство?

Чтение отрывка «...Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы.

Однообразные, холодные, вечно прибранные и, так сказать, застегнутые лица чиновников, военных и штатских не много представляли поля для кисти: она позабыла и великолепные драпировки, и сильные движения и страсти…»

Учитель. Понимал ли это сам художник?

Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке,… но этих толков не слышал упоенный художник».

Учитель. Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

(Демонстрация репродукции картины Иванова «Явление Христа народу»)

Учитель. Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

Чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».

Учитель. Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня… Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…»

Зависть – один из смертных грехов. Чартковым «овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».

Учитель. Какое намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?

Чтение цитаты: «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал её, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».

Учитель. Какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном?

С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Далее Гоголь говорит «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста. Подобно какой-то гарпии, попадался он на пути, и все его даже знакомые, завидев его издали, старались увернуться и избегнуть такой встречи, говоря, что она достаточна, чтобы отравить потом весь день».

Учитель. Как закончил жизнь Чартков?

У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою чахоткой… К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия… Наконец, жизнь его превратилась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».

Учитель. Как отзывались люди о портрете ростовщика?

- «В нем сидит нечистая сила».

Он ушел в монастырь каяться и молиться.

Учитель. Какую картину он написал в конце жизни?

Икону «Рождество Христово».

Учитель. Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех.

Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно.

По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного Младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчание пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, Святая, невыразимая тишина, обнимающаяся всю картину, - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»

Учитель. Гоголь считал, что истина в духовном искусстве есть результат молитвенно- аскетического опыта. Подтверждение находим в «Портрете», в том месте, где рассказывается о судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в монастырь и затем долгим монашеским подвигом очищавшем душу, чтобы оказаться достойным написания иконного образа «Рождество Христово». Вот почему один из героев Гоголя, выражая мысли автора, восклицает: «Нет нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину, святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Учитель. Какое напутствие дал этот художник своему сыну? Обратите внимание на эпиграф урока на доске.

Чтение цитаты: «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его…Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

Учитель. Это идеалы, достойные человека?

Да. В словах отца сыну есть духовная зависимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру.

Учитель. Ребята! Хочу закончить нашу беседу словами И.Ф. Анненского: «Тема искусства была для Гоголя глубоко личной и выстраданной. Не случайно в повести «Портрет» Гоголь вложил себя более чем в какое-либо другое из своих произведений».
Задание на дом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №24»

Урок литературы в 9Аклассе

по повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Лосева Изабелла Васильевна

Г.Гуково, Ростовская область

2014 год


Тема урока «Спасай чистоту души своей…». Цели урока: 1.показать деградацию таланта художника – богоотступника; 2.раскрыть идейно – смысловое и художественное содержание повести, сопоставить Чарткова с героем песни Светланы Копыловой «Леонардо Да Винчи»; 3.развивать умение интерпретировать художественное произведение, навыки постижения и восприятия повести Гоголя в соответствии со своим духовным миром. Ход урока. Крикну я … но разве кто поможет, Чтоб моя душа не умерла? Н.Гумилёв. 1.Проверка усвоения содержания текста повести: заполнение индивидуальных карт

2. Сообщение заранее подготовленного учащегося о замысле и истории создания повести « Портрет».

Ученик.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “...Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято... В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства...” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя...” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации увлеченья... художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Слово учителя . Начать разговор о повести «Портрет» и её авторе я хотела бы со слов самого Н.В. Гоголя: «Соотечественники, я вас любил…». Действительно, только огромной любовью к людям можно объяснить тот факт, что писатель, будучи в силу

своих взглядов и убеждений отдалённым от коренных общественных вопросов, тем не менее стал писателем общественного значения. Он не остался в литературе художником – бытописателем Диканьки, а создал такие внутренне яркие и правдивые характеры, просвечивающиеся через внешнюю форму, которые живы до сегодняшнего дня. Гоголь – это Художник, Учитель, который воспринял внешний мир через субъективно – духовное осмысление. Уверена, ребята, в том, что Гоголь

нам дан для того, чтобы нас не убили пошлость, равнодушие, ничтожность. Ведь христианская проповедь составляет значительную часть гоголевского наследия. В полной мере это относится и к повести «Портрет».

Беседа по вопросам . 1.В чем причина «перерождения»Чарткова из «художника с талантом, пророчившим многое», в жалкого, алчного ремесленника?

Причиной был страшный портрет ростовщика, а главное, деньги, выпавшие из рамы.

2. А был ли у него действительно талант, было ли что терять?

Талант был немалый, об этом говорит неоднократно сам автор: «он был с самоотвержением предан своему труду», в картинах, выставленных в лавочке на Щукином дворе видел своим опытным взглядом «тупоумие, бессильную, дряхлую бездарность», «его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибкмим порывом приблизиться к природе. Сам профессор говорил Чарткову: «Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»

3.Обратите внимание на то, что в речи и упрёках профессора трижды звучит слово «модный», в это слово он вкладывает оценочный смысл. Какой?

В нём живёт желание щегольнуть, но, наверное, это объясняется его молодостью и бедностью. Более того, он ведёт внутреннюю борьбу с собой – «но при всём том он мог взять над собой власть».

сторона его души. А во второй половине жажда мгновенного успеха и славы. Но пока страсти не бушуют, Чартков справляется с ними, ему удаётся сохранять душевное равновесие. Но вот приходит сильнейшее искушение – из рамы выпадают деньги… . Что происходит с героем?

Это самый короткий путь к славе, успеху, лёгкой, полной ярких впечатлений жизни. Чартков почувствовал присутствие какой – то страшной силы, исходящей от портрета, она – то и подтолкнула его к ропоту, впервые он возвысил свой голос против судьбы. Он стал роптать.

5.Да, ропот есть возмущение против Бога, это голос дьявола, и возродился он в момент сомнения и внутреннего разлада. А когда деньги появились в его руках, то спор стал ещё более ожесточённым. Можете ли вы найти какие – либо оправдания для Чарткова, приближающегося к роковой черте?

Он молод, ему всего 22 года. Устал от бедности, бывает даже голоден, видит вокруг себя блеск и роскошь, способен увидеть в несовершенствах людей лёгкость и беспечность. Юность и зависть берут верх над талантом, трудолюбием, скромностью.

6.И, что самое страшное, богобоязненностью. Чартков преступает не только нравственные нормы поведения, но и заповеди Бога. Художник движим одним желанием – мотивом: обогащением. Забвение совести, что является главной христианской добродетелью, одержимость материальной страстью, приводят к тому, что он начинает писать ремесленнические портреты, меняет талант на деньги, превратив его в дорогой товар. Его жизнь представляется мне в виде математической пропорции, которую вам нужно завершить:

Чартков= жизнь

Картина? (золотая рама).

7.А теперь давайте прослушаем песню Светланы Копыловой

«Леонардо Да Винчи». Уместно ли её прослушивание на уроке? Почему?

Оба героя совершили грехопадение, богоотступничество, и оба как бы предстали перед ликом Христовым. Обоим удалось увидеть и понять результаты своего уклонения от праведности: Чартков умер раньше, чем обезумел, а жалкое подобие человека с чертами Иуды ещё помнит то время, когда с него списывали Образ Христа.

7. Оба героя отступили от Бога, забыли о том, что созданы по его образу и подобию, один выбрал путь в сточную канаву, предавшись пьянству и разгулу, другой выбрал путь заурядного ремесленника, когда искусство служит прихоти заказчика, вместо искусства во имя вечного. И каков же их финал?

Позирующему остались только воспоминания о прекрасном образе Христа, черты которого находил художник в его лице, а Чартков лежал среди изрезанных картин, и « труп его был страшен». Жуткое зрелище и тяжёлые впечатления.

Нет, эти безнравственные персонажи, эти слабовольные и без веры проживающие свою жизнь существа не могут служить для нас жизненными ориентирами.

9. Я бы хотела обратить ваше внимание ещё на один аспект. Оба автора стремятся к искоренению недостатков, разрушая тем самым антиидеал, созданный ими же самими. Как вы думаете, с помощью каких средств им это удаётся?

Во-первых, им обоим удалось передать характеристические черты своих героев, они, как скульпторы, удалили всё лишнее, все незначительные детали, а самые главные довели до совершенства. Во-вторых, нельзя не восхититься языком произведений, говорить о разрушении личностей таким ярким языком возможно лишь великим мастерам слова. Так у Гоголя чем больше сюжет приближается к реальности, тем значительнее меняется стиль, меняются средства художественной выразительности, хотя свойственный автору художественный язык остаётся по-прежнему единственным, неповторимым, неподражаемым.

10. Действительно, Гоголь ещё до Достоевского осознал великую и спасительную роль красоты в век «прихоти и наслаждения». В его произведении, как и в песне творит художник, который должен спасать мир красотой, ибо красота это то, ради чего стоит жить и творить. Оба автора высоко ценят подлинную живопись, потому что в ней, как в литературе нельзя солгать, изменить высоким идеалам. Авторы не только всё «дурное» поставили перед ликом Христовым, но прежде всего предстали сами, осветились верой и зажгли ею других. Даже говоря о безобразном, отпавшем от Божественного начала, Гоголь создаёт неповторимый стилистический колорит с пафосной тональностью изложения, восхищает глубиной, тонкостью, изящностью прозы.

Найдите ключевые слова, завершающие вторую часть портрета. В них главная идея – идея высокой ответственности Человека быть Человеком, а художника быть ответственным за свой талант, так как он «драгоценнейший дар Бога».

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»

Дом.задание. Описать любую из иллюстраций В.Панова к повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Используемая литература

Т.Ф.Курдюмова. Литература. 9 класс.-М./Дрофа,2012

Овчинникова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г. Бронницы

Н.В. ГОГОЛЬ. «ПОРТРЕТ». МЕСТО ПОВЕСТИ В СБОРНИКЕ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»

(проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями)

Цель урока:

Обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;

Определить место повести «Портрет» в данном цикле.

Задачи: Образовательная :

Проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.

Развивающие:

Формировать умение глубокого анализа текста;

Вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

Развивать творческие способности, монологическую речь.

Воспитательные:

Вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

Формировать нравственные ценности личности.


Предметный результат:

ознакомиться с повестью Н.В. Гоголя “Портрет”, научиться внимательно читать произведение, подмечать важные детали, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выяснить гоголевские приёмы создания образов; показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник – по Гоголю; выяснить, какие типы художников существуют, по мнению Гоголя, и каков высший тип художника; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение; развить навыки размышления по прочтении художественного произведения; воспитывать внимательное отношение к слову, духовность, целомудрие, милосердие; содействовать развитию умения общаться между собой.

УУД:

коммуникативные:

формирование действий по организации и планированию учебного струдничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

познавательные:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

Выпускник получит возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

личностные: формирование

основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

Выпускник получит возможность для формирования:

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Тип урока: комбинированный урок с использованием медиаресурсов.

Форма урока: проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями.

Используемые педагогические технологии :

Традиционная педагогическая технология;

Технология метода проекта;

Информационно-коммуникационная технология;

Элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению;

Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Методы, используемые на уроке : объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ», логические цепочки, «толстые и тонкие вопросы».


Формы работы : индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Продолжительность: 45 мин.

Средства обучения: проектор, компьютеры, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя, текст художественных произведений.

Подготовительная работа: 1 группа - Образ Петербурга (повесть «Невский проспект»). 2 группа - Тема «маленького человека» (повесть «Шинель»). 3 группа - Видение мира через фантастику (повесть «Нос»).
Этапы подготовительной работы:
    прочитать художественное произведение; собрать материал по теме; составить мини-презентацию; создать слайды.

Ход урока

    Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Тема урока. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Место повести «Портрет» в сборнике. ( слайд №1)

Цель нашего урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

Обобщить ранее полученные знания о « петербургских повестях» , определить место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести», осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства. (слайд №2)

«Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.

Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы (чтение учащимся отрывка):

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!)

и одновременно как город социальных контрастов (чтение отрывка из поэмы:

Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег, Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? О том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…) (На экране слайд №3,4) Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Каким же видит Гоголь Петербург?

(На экране слайд №5)

Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя - это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.

По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

    Работа по теме урока.

Учитель:

Сегодня на уроке, углубляясь в содержание «петербургских повестей», попытаемся понять гоголевское видение мира.

- Из презентации 1 группы учащихся узнаем, каким предстает образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект».


1.Сообщение учащихся по теме «Образ Петербурга в повести «Невский проспект»» (На экране слайд №6) -Каким предстает гоголевский Петербург? Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

2.Сообщение 2 группы учащихся – Тема «маленького человека» в повести «Шинель». (слайд №7)

- Сопоставьте иллюстрации по повести Гоголя «Шинель» Бориса Кустодиева и Саввы Бродского.

- Кто из художников подошел ближе к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?

(Считаю, что таковым художником является Савва Бродский. Он представил мир «маленького человека» в виде шинели, которая стала смыслом жизни. Изображение на пуговицах двуглавого орла - символ самодержавия, которому нет дела до «маленького человека». Тоненькая фигурка с поднятыми вверх руками беззащитна и одинока. «Маленький человек» просит помощи, сочувствия, сострадания. Но нет уверенности, что он будет услышан.)

Вот по бесконечной и холодной планете в черной пустоте бежит крошечный человечек в ужасе, а может быть, в мольбе о помощи воздымая руки. Но вдоль его пути лишь аляповатые оловянные пуговицы с равнодушными (или издевательски-ухмыляющимися) символами государственной власти – двуглавыми орлами. Так ведь это пола шинели с двумя рядами пуговиц! Так начинается цикл из 14 цветных линогравюр С. Бродского к повести "Шинель".

- Впоследствии Достоевский скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Вывод: Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».


3. Учитель:

Петербург Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.

-Каков характер фантастики повести «Нос», вы узнаете из сообщения 3 группы.

(слайд №8)

- Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? (гротеск)

- Почему иллюстратор Алимов не показывает лица носа?

(Нос - это существо пустое, это даже не существо, а носитель мундира, чина. Лицо обретает личность.)

Вывод: Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

    Анализ текста художественного произведения.

Учитель:

- Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. Что же может противостоять злу?

- Обратимся к повести «Портрет». Анализ этого произведения будете проводить в группах, после чего мы должны определить место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести», осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства.

Восстановите логическую цепочку .

Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.

А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.

Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.

модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.

Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.

История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – “украден” – приносит несчастья – монах.

В правильном варианте это будет выглядеть так:

Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть – болезнь ужасна – жизнь прервалась.

Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – “украден”.

Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по её содержанию, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.

Беседа с классом:

Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?

Кто ещё являются героями повести? (художники)

Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?

Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник-ремесленник, художник-гений, художник-иконописец).

- Почему повесть называется «Портрет»? (События происходящие в повести связаны с портретом некоего человека с живыми глазами)

- Сколько частей в повести? (две)

- Кто главный герой 1 части?(художник Чартков)

-Кто главный герой 2 части? (художник-самоучка)

Задания

Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов.

(ответ данной группы на слайде №9-10)

Вторая группа.

Сжатоперескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей(ответ)

Третья группа:

Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика (ответ-слайд № 11-12)

Вывод : Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения.

Четвертая группа.

Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде … Первой части этой повести невозможно читать без увлечения… Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Подумайте, прав ли В. Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

Ответ четвертой группы

Мы считаем, что В.Г. Белинский прав. Страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом приводит его к утопии. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:

    «Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его».

    «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

    «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Учитель:

«…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого», - так заявляет Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести « Портрет».

-Какие верные мысли на может скрывать Гоголь?


IV . Подведение итогов урока. Слово учителя :

1) - Как в повести Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства : «…для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».

- С чем писатель сравнивает истинное произведение? (с молитвой.) Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия.

- Каково место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести»?

- К каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями?

(Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло. Перед каждым всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом. Право выбора остается за человеком. Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных.

К сожалению, на сегодняшний день остается актуальной проблема «маленького человека».)

2) Рефлексия:Оценки. Я предлагаю каждому оценить свою работу в группе: кто считает, что его работа была на «5», «4», «3».

V . Домашнее задание.

Сопоставьте повесть Н.В.Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек».

Урок литературы в 9 классе по теме:

«Три типа художника в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Обучающие цели:

    организовать деятельность учащихся;

    познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Портрет», учить внимательно читать произведение, подмечать важные детали, выяснить уровень читательского восприятия, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выяснить гоголевские приёмы создания образов;

    показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник – по Гоголю;

    выяснить, какие типы художников существуют по мнению Гоголя и какой высший тип художника.

Развивающие цели:

    развивать умение самостоятельно анализировать художественное произведение;

    развивать навыки размышления по прочтении художественного произведения.

Воспитательные цели:

    воспитывать внимательное отношение к слову, духовность, целомудрие, милосердие;

    содействовать развитию умения общаться между собой.

Форма урока : урок-размышление.

Оформление доски:

Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», икона «Рождество Христово», иллюстрации к биографии и произведениям автора, учащихся к уроку.

Ход урока.

    Слово учителя.

Учитель:

— Предварительно к уроку вы получили задание прочитать повесть Н.В.Гоголя «Портрет», задать вопросы, на которые вы хотели бы получить сегодня на уроке ответ, прикрепить их на доске на стикер. Уходя с урока, не забудьте вернуться к своим вопросам и, если вы получили ответ на свой вопрос, снимаете его, а если не получили, оставляете. Это будет для меня сигналом, о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке.

    Задание: Восстановить логическую цепочку.

Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.

А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.

Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.

модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.

Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.

История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – «украден» — приносит несчастья – монах.

В правильном варианте это будет выглядеть так:

Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть — болезнь ужасна – жизнь прервалась.

Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – «украден».

Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по содержанию повести, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.

Беседа с классом:

— Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?

— Кто ещё являются героями повести? (художники)

— Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?

— Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник — ремесленник, художник — гений, художник — иконописец).

    Работа с текстом повести .

Работаем в группах. Каждая группа выбирает себе один тип художника: исследовав текст произведения, определить, какой тип художника стоит за каждым из них?

Задание: проанализировать по тексту повести Гоголя «Портрет» один тип художника. Сформулировать, какой тип отношения к искусству стоит за каждым художником? Найти в тексте доказательства. Сделать вывод.

Критерии: 1)отношение к искусству (цель)

2)отношение к труду

3)отношение к славе

4)образ жизни (быт)

5)отношение к людям

Что, по мнению Гоголя, есть истинное искусство? Что губит талант?

На работу даётся 10-15 минут.

Итогом вашей работы будет не только устное выступление от группы, но и оформленный листок с таблицей, графиком … .

Каждая группа выступает со своим проектом.

      Ремесленник – Андрей Петрович Чартков, главный герой повести. Талантлив, следует природе. Но…стремится за модой. Именно это его и губит, погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант. Для того, чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть ремесленником. Он не выполнил своё назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью.

      Высший тип художника. Он занимался не светской, а религиозной живописью. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит себе человека. Он высказывает взгляд Гоголя на творчество: «Спасайте чистоту души своей». Творчество — дело прежде всего духовное, и его нельзя загрязнять тщеславием».

    Делается общий вывод:

Идеалы для человека: духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. Гоголь говорит о том, как должно жить и действовать русским людям. Жизнь перед людьми творческими ставит много проблем. Одна из них: искусство и реальность. А они отражают мир, в котором живут.

    Домашнее задание: письменная работа на выбор:

— перечитайте финал 1 части повести, представьте, что Чартков оставил посмертное письмо юным художникам (потомкам). Напишите его (сочинение-письмо);

— эссе по впечатлениям от рассказа;

— цель человека в жизни? – делать Добро!?

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...