Леонид осипович пастернак. Пастернаки. Дар понимания Пастернак художник картины
"...гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле"
Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Толстой и Горький, Мечников и Эйнштейн.
Он славился как блестящий портретист и мастер иллюстрации.
Его картины хранят крупнейшие музеи мира и сотни коллекционеров.
Однако долгие десятилетия имя Леонида Осиповича Пастернака было забыто.
Возможно гениального отца заслонила тень гениального сына — поэта Бориса Пастернака.
Леонид Пастернак Борис и Александр
Борис Пастернак писал об отце:
«Папа!» Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и,если бы записать это,
— тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед
легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью
и значительностью сделанного им, — удивленье тем более живое и горячее, что
сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо
обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как
мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают
мою роль… Я писал папе…, что,в конечном счете, торжествует все же он, он,
проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь,
частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком,
опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"
Леонид Пастернак Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря 1910
Леонид Пастернак Автопортрет
Леонид Пастернак родился в апреле 1862 года в Одессе. Он был младшим ребенком в
большой еврейской семье. Видимо, от избытка чувств родители нарекли его сразу
двумя именами — Абрам и Исаак. Однако дома звали исключительно Леонидом.
По этому поводу, художнику даже приходилось объяснительные писать в официальных
учреждениях. Кстати, фамилия первоначально звучала не Пастернак, а Постернак.
Постернак-старший держал постоялый двор,мать вела хозяйство, была неграмотной,но
умной и волевой женщиной. Пастернаки считали, что ведут свой род от Абарбанелей.
Это одна из старейших и самых уважаемых еврейских семей, которая происходит от царя Давида
Родители мечтали, что сын станет «аптекарем,или лекарем, или, на худой конец,
„ходатаем по делам“» — как позже вспоминал художник. Но более всего мальчик
стремился рисовать,причем делать это приходилось тайком от папы с мамой.
Наиболее доступный инструмент - уголь.
Первый успех и заказ пришел в шесть лет. Дворник поручил талантливому мальчугану
набросать углем несколько картин на охотничьи темы. Заказчик платил по пять
копеек за каждую картину и украсил ими дворницкую. Впоследствии Леонид Пастернак
назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи». Кстати, любовь к зарисовкам углем
и карандашом останется у Леонида Пастернака на всю жизнь.
Леонид Пастернак Портрет Шаляпина 30.12.1913
Б. Л. Пастернак
Родители хотели видеть сыном медиком или юристом. Леонид Пастернак поступает в
Московский университет на медицинский факультет. Тут бы ему позавидовал сам
Микеладжело. Но то, что привлекало великого скульптора, отталкивало нашего героя —
анатомичка. Леонид Пастернак не смог преодолеть отвращение к трупам, но ту часть
анатомии, которая нужна художнику, он изучил. Затем перевелся на юридический
факультет Московского университета, а затем и вовсе в Одесский, а точнее
Новороссийский университет. Одесский университет (единственный в империи) давал
право студентам выезжать за границу. Пастернак этим правом воспользовался и
отправился поступать по конкурсу в Мюнхенскую королевскую академию. И прошел
под первым номером! Учился в классе знаменитого рисовальщика Людвига фон Хертериха.
Автопортрет профессора Людвига фон Хертериха.
Его эксперименты в рисовании были настолько хороши, что учитель их не поправлял
и разрешил забрать домой. В Москве работы Пастернака сразу расхватали коллекционеры.
Мюнхенскую академию художеств Пастернак окончил с золотой медалью и в том же году
получил диплом юриста — экстерном.
Следующий этап жизни молодого художника — служба в армии. Год. Первый большой холст
написан под впечатлением от армии. Картину «Письмо с родины», еще не завершенную
— прямо с мольберта, — приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.
Леонид Пастернак Вести с родины
Леонид Пастернак женился на знаменитой пианистке Розе Кауфман. Молодая семья
обосновалась в Москве, через год родился первенец — будущий лауреат Нобелевской
премии, писатель Борис Пастернак. Затем на свет появились сын Александр и две
дочери, Жозефина и Лидия.
Лидия и Жозефина, дочери Леонида Пастернака, 1908 год
Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Леонида Пастернака. Они
передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, еще и прекрасно продавались.
Про Леонида Пастернака шутили, что его дети «кормят» родителей!
Леонид Пастернак Две женщины 1930-е
Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом, как
отмечает искусствовед Елизавета Плавинская, он не опасался прохладного отношения
к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты.
«Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые
обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а
также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину,
незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не
уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и
цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно
подзабытого всеми караваджизма»,
— писала Плавинская.
Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.
Леонид Пастернак Дама с двумя детьми в лодке
Тем не менее, именно на выставке передвижников в 1893 году произошла знаковая встреча.
Лев Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка» и ему представили автора
работы.
«Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами»
, — сказал Толстой.
Пастернаки стали частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне.
В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак
стал одним из лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого. Его иллюстрации
к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной
выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской серии»
попали в Третьяковскую галерею. Пастернака иногда называют«зеркалом» Льва Николаевиа.
К слову, в Музее Толстого хранится 200 работ Леонида Пастернака, 36 портретов
графа и иллюстрации к его произведениям.
Леонид Пастернак Толстой
Картину Пастернака «Студенты» приобрел Люксембургский музей в Париже.
«Факт знаменательный,
— писала одесская пресса. — Люксембург
— один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень
большой художник,и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в
Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной».
Таким образом, «Студенты» Пастернака стали первой русской картиной в знаменитом музее.
Леонид Пастернак Ночь перед экзаменом 1895
Леонид Осипович написал серию портретов Альберта Эйнштейна. Они познакомились
в Берлине в советском посольстве. Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть
короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении.
Однажды в этом посольстве Роза Пастернак играла на пианино, и кто-то спросил ее,
не могла ли бы она сопровождать Эйнштейна. Однако Эйнштейн воспротивился.
Он сказал:
«Я не рискну выступать после такой искусницы!».
«Все же мама его уговорила. И он действительно играл, а она аккомпанировала
ему. А отец это зарисовал. И так возник лист, где нарисован играющий
на скрипке Эйнштейн»,
— вспоминала Лидия, дочь Пастернака.
Эйнштейн и Пастернак долгие годы поддерживали связь. Результатом стала серия
портретов великого ученого.
Историю не перепишешь: Леонид Пастернак считается одним из основателей ленинианы.
Он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей
революции, делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах.
Правда, впоследствии многие из этих портретов,как и их модели, были уничтожены
новой властью.
Леонид Пастернак с супругой и дочерьми в 1921 году отправился в Германию,по
официальной версии — на лечение. Неофициально шутили, что после написания ряда
портретов лидеров революции он решил держаться от них подальше. Пастернак много
работает. В 1923-м вышел в свет очерк Пастернака «Рембрандт и еврейство в
его творчестве», и опять следуют десятки портретов.
Рембрандт Ван Рейн Еврейская невеста
Леонид Пастернак Still life with peaches and black grapes 1930-е
Однако в 1938 году из фашистской Германии пришлось бежать. Почти весь тираж его
книги, куда вошли и воспоминания о Толстом, уничтожили нацисты. Его юбилейную
выставку запретили. Леонид Осипович собирался вернуться в Москву, но перед тем
решил навестить свою младшую дочь Лидию, уже жившую в Оксфорде. Из-за войны
художнику пришлось остаться в Англии. 31 мая 1945 года он умер в Оксфорде.
2 мая 1999 года в доме на севере Оксфорда, где жил русский художник, был открыт
музей Леонида Пастернака.
Леонид Осипович Пастернак - русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Бориса Пастернака.
Имя Леонида Пастернака хорошо знакомо любителям изобра-зительного искусства прежде всего как создателя иллюстра-ций к роману Толстого «Воскресение». Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значитель-ное место занимает рисунок. Именно в этой технике особен-но ярко раскрывается талант Леонида Пастернака.
Автопортрет
Детство и юность Леонида прошли в Одессе. По воспоминаниям художника, он «стал рисовать рано и очень полюбил это занятие». Учёбу в гимназии, Пастернак совмещает с обучением в Одесской рисовальной школе Общества поощрения изящных искусств, которую закончил в 1881 с серебряной медалью. Родители не одобря-ли его стремления к профессиональным занятиям искус-ством. Поэтому Леонид Пас-тернак поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве он пытался попасть в Московское Училище живописи, ваяния и зо дчества, но там не было вакантных мест. Он переводится в Новороссийский университет , его с туденты имели право выезжать за границу.
В 1882 Леонид Пастернак уезжает в Мюнх ен. Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы.
В 1885 Пастернак возвращается в Одессу, заканчи-вает университет, получая диплом юриста. Ему нужно было пройти воинскую службу и он поступает в артиллерию вольноопределяющимся. Впечатления от воин ской службы нашли отражение в первой большой работе «Вести с родины», которой художник дебютировал на выставке Товари-щества передвижных художественных выставок в 1889, она имела успех, её и при-обрёл Третьяков ещё до открытия выставки .
Вести с родины. 1889
Большое впечатление на зри-телей произвели также рисунки, выполненные в Мюнхене. В своих воспоминаниях Леонид Пастернак писал: «В скором време-ни за мною установилась репутация настоящего рисо-вальщика, не только среди молодых товарищей, но и среди именитых старых художников-передвижников».
Пастернак едет домой, в Одессу, и здесь, на родине, знакомится и влюбляется в очаровательную девушку, блестящую пианистку Розалию Кауфман. Она делала головокружительную музыкальную карьеру, была профессором музыкальных классов одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Но своему успеху и славе предпочла тихое семейное счастье. Родители Розалии были богаты, ониявлялись монополистами продажи на юге России зельтерской воды. Свадьба состоялась уже в Москве в 1889 году, куда художник переехал из Одессы.
Пастернак с женой Розалией Исидоровной
В Москве Пастернак сближается с худож-никами, группировавшимися вокруг Поленова: Се-ров, Коровин, Левитан, Врубель. Этот художественный кружок сыграл важную роль в станов-лении русского искусства XX века. Художников объединя-ло желание передать в живописных работах непосредствен-ное видение мира, стремление к эмоциональной и декоратив-ной выразительности цвета. Эти задачи были близки твор-ческим поискам леонида Пастернака. В рисунке «Художник Н. Д. Куз-нецов за работой» (1887) свободная, мягкая манера испол-нения передает световоздушную среду мастерской.
В 1894 году Леонида Пастернака пригласили преподавать в Московское Учили-ще живописи, ваяния и зодчества.
Свет ста-новится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах «Дебютантка» (1892), «Чтение рукописи» (1894), «Накану-не экзаменов» (1894) свет и цветовое решение не только соз-дают определенное настроение, но и раскрывают внутрен-нее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения.
Накануне экзаменов. 1894
Брак Леонида Пастернака и Розы Кауфман оказался на редкость счастливым. Через год после свадьбы у молодой четы рождается первенец Борис, будущий великий русский поэт. Через три года — сын Александр, будущий видный архитектор. Жена с детьми часто гостит в Одессе у родителей, сюда же летом приезжает и Леонид Осипович. Розалия Кауфман родила мужу четверых детей и никогда не жалела, что оставила музыкальное поприще.
Сыновья Борис и Александр
Леонид Пастернак создал портретную галерею выдающихся деятелей культуры: писателе й Л. Н. Толстого и Горького, поэтов Верхарна и Рильке, музыкантов Скрябина, Рахманинова и Шаляпина, художников Коровина и Серова...
Творчество Леонида Пастернака привлекает искренностью, профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.
Леонид Осипович Пастернак входил в состав членов-учредителей "Союза русских художников", который возник в 1903. Наряду с Серовым, Коровиным, Нестеровым и Врубелем Пастернак стоял у истоков создания объединения. Выставки картин художников этого союза были крупным событием, по ним можно было судить о путях развития и успехах русского искусства.
Портрет сына Бориса, 1917
Борис Пастернак напишет об отце: "Папа!" Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, - тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, - удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью - в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"
В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.
Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.
В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".
В 1933 к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.
В июне 1935 года Борис Пастернак был в Париже на антифашистском конгрессе. Тридцать лет спустя последний раз видевшаяся с братом Жозефина записала впечатления этой встречи: «Летом 1935 года в Мюнхене семья наша получила известие, что в такой-то день Борис пробудет несколько часов в Берлине по дороге в Париж. Родители в это время были у нас, в Мюнхене, и, так как чувствовали они себя не совсем здоровыми и не могли нам сопутствовать, мы с мужем отправились в Берлин одни. <…> Было ясно, что он в состоянии острой депрессии <…> Но чем больше я вглядывалась и вслушивалась в слова Бориса, тем сильней чувствовала боль расставанья с чем-то бесконечно мне дорогим. Я так глубоко любила его единственность, ни с чем не сопоставимую правдивость, чистоту его поэтического видения, его нежелание и неспособность идти на уступки в искусстве».
В августе 1939 умирает Роза Кауфман - жена художника, от сердечного приступа . Как пишет Жозефина Пастернак Михаилу Пойзнеру , она умерла во время грозы, которой она очень боялась. Через два дня началась Вторая мировая война.
Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст художник продолжает работать. В военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».
Леонид Пастернак встретил сообщение о победе над фашизмом и окончании Второй мировой войны. Он умер 31 мая 1945 года. Ему было восемьдесят три года. Дорога длиною в жизнь, в которой нашла отражение целая эпоха.
К родным 1891
Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу. 1902
Http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artis...1-06/481-leonid-pasternak.html
Пастернак, Леонид Осипович | |
до 1916 г. до 1916 г. |
|
Имя при рождении: |
Ицхок-Лейб Пастернак |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Леони́д О́сипович Пастерна́к (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак , также Постернак ; 1862, Одесса -1945, Оксфорд) - российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец поэта Бориса Пастернака .
Биография
Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 г. в Одессе , в еврейской семье содержателя небольшой гостиницы. Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения.
С 1874 г. сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой (1881) безуспешно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883–86 гг. учился в Мюнхенской Академии художеств и параллельно на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1885 г.).
Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в мюнхенской Академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.
После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает перехать в Москву , где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман(1868–1939).
В том же году Пастернак поселился в Москве, где открыл свою рисовальную школу. Сотрудничал с театральным и музыкальным иллюстрированным журналом «Артист» (1889–95; Москва).
Участвовал в ежегодных выставках передвижников. Был членом объединения «Мир искусства».
В 1894 г., несмотря на отказ креститься, был утвержден в должности профессора в Училище живописи, ваяния и зодчества (где преподавал до 1921 г.).
Длительная дружба связывала Пастернака с Х. Н. Бяликом , Г. Штруком , А. Штыбелем и другими деятелями еврейской культуры. В 1922–33 гг. Пастернак часто в Берлине присутствовал на встречах сионистских деятелей с участием Х. Вейцмана , Н. Соколова и других. В 1920-х гг. Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), где в 1923 г. вышел его альбом портретов (Н. Соколов, М. Гершензон , Х. Н. Бялик, С. Ан-ский , Д. Фришман , И. Энгель , Я. Мазе , а также автопортрет) с предисловием Г. Штрука на иврите и русском языке. В том же году в Берлине было опубликовано философско-эстетическое эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (на русском языке - издательство С. Зальцмана; в переводе на иврит - «Явне») - своего рода гимн еврейскому мировосприятию, отражение которого Пастернак усматривал и в произведениях великого голландца. В 1923 г. в журнале «hа-Олам» (№2, Берлин), посвященном 50-летию Х. Н. Бялика, были опубликованы воспоминания Пастернака об их встречах.
А. И. Штыбель выпустил в Берлине монографию художественного критика М. Осборна (1870–1946) о Пастернаке (немецкий язык, 1923), в которой приводились четыре фрагмента из автобиографии художника и около 150 репродукций его работ, а в 1924 г. - альбом (148 репродукций; текст на иврите) с предисловием М. Осборна и статьей Х. Н. Бялика «А. Л. Пастернак» (инициалы - по еврейскому имени Пастернака), писавшего, что это художник, «вернувшийся к еврейским истокам».
В 1924 г. Пастернак участвовал в художественной экспедиции в Эрец-Исраэль и Египет, организованной А. Э. Коганом (1878–1949), редактором художественного журнала «Жар-птица» (1921–23). На основании зарисовок и этюдов, сделанных в Эрец-Исраэль, Пастернак создал несколько картин («Палестинский ландшафт», «Палестина. Жара и ослик» и другие). Пастернак выполнил обложку для сборника детских песен И. Энгеля («Ширей иеладим» - «Детские песни», 1925, Иерусалим).
Работы
- За работой. Этюд. Масло
- Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
- Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
- Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
- Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
- «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
- Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
- «Вести с родины»,
- Портрет С. С. Шайкевича
- Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
- Портрет М.Горького (1906),
- Портрет А. Н. Скрябина (1909),
- Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
- Портрет Вяч. Иванова (1915)
- Уроки музыки. 1909. Пастель
Pasternak Dressing.jpg
В гримёрной 1893
Pasternak the Night.jpg
Ночь накануне экзамена
Pasternakportretvsuka.jpg
Дирижёр В. И. Сук 1898
Pasternaknaplyage.jpg
Остров Rügen 1906
Pasternak podlampoj.jpg
Л. Н. Толстой с семьей 1902
Pasternak Tolstoy 1908.jpg
Лев Толстой 1908
Pasternak leo tolstoy.jpg
Лев Толстой
Pasternaksosnyimore.jpg
Сосны и море 1910
Pasternakrazgruzkavagona.jpg
Разгрузка вагона (Одесский порт) 1911
Pasternakluchsolnzaint.jpg
Автопортрет
Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.
Начальное художественное образование Л. О. Пастернак получил в Одесской рисовальной школе
(1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). Позднее он успешно совмещал занятия на юридическом факультете Одесского университета и в классах мюнхенской Королевской академии художеств
(1882—1885). Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О. Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.
Первая серьезная картина "Письмо с родины" (1889) принесла ему известность и была приобретена П.М.Третьяковым.
Участие в выставках, портретирование заказчиков создали художнику устойчивую репутацию хорошего рисовальщика. Он открыл в 1889 г. частную школу рисования, одну из первых в Москве, а спустя пять лет был приглашен в качестве преподавателя в МУЖВЗ.
В основе творческого метода мастера лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие "самую суть изображаемого", он называл их школой "настоящего импрессионизма". Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах - за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ ("Перед экзаменами", 1897; "Л. Н. Толстой в семье", 1901; "Студентка", "За чтением", обе 1900-е, и др.).
В 1890-е гг. Пастернаком были выполнены лучшие работы в области книжной графики: рисунки к Собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (1891); четыре акварели к роману "Война и мир" (1893). По личному приглашению Л. Н. Толстого, в постоянном дружеском общении с великим писателем художник создавал в 1898-99 гг. иллюстрации к роману "Воскресение", остающиеся до сих пор непревзойденными.
Уже к началу века Пастернак - признанный портретист и иллюстратор, член-учредитель СРХ, с 1905 г. - академик. В ближайшие десятилетия его моделями были Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, после 1917 г. - Ленин, члены правительства. В 1921 г. Пастернак уехал в Германию. Здесь им были выполнены портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. Последние годы жизни (после 1939) художник провел в Англии.
Надо отметить, что он общался с большинством ведущих российских деятелей культуры того времени. Л.Н. Толстой, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, П.А. Кропоткин, С.П. Дягилев — его близкие знакомые. Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).
В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.
Иного характера заслуга Л.О. Пастернака перед отечественной культурой лежит, наверное, в родственной художественному творчеству сфере — он отец известного советского поэта Бориса Леонидовича Пастернака.
Автопортрет
За работой. Этюд.
Портрет А. Б. Высоцкой. 1912г.
Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899г.
Уроки музыки. 1909г.
К родным. 1891
Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902
Портрет историка В.О.Ключевского. 1909
Письмо с родины
Сбор яблок. 1918.
Эскиз к картине "Поздравление". 1914.
Оркестр
Р.И. Пастернак у моря. Меррекюль. 1910.
Борис и Александр Пастернак
Автопортрет с женой
Луч света
Борис и Александр в матросских костюмах. 1902.
Маруська.
Зимний вид Кремля. 1917.
Новолуние
Пейзаж с мавзолеем Рахили. Палестина. 1924.
Альберт Эйнштейн, играющий на скрипке. 1927.
Обнаженная в бане (ванной).
Арбуз.
- Возбудимость нервной системы
- Виды и строение мышц человека
- Причины возникновения зевоты у людей и способы избавления
- Значение и роль жирорастворимых витаминов для организма человека Жирорастворимые витамины их роль
- Хлористый калий (хлорид калия)
- В моче появляется кровь после занятий бегом
- Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе
- Игра угадай кто я: примеры для взрослых Угадай кто распечатать
- «22 июня – скорбь - память - история
- Церковь во имя смоленской иконы божией матери на васильевском острове Фото церкви Смоленской иконы Божьей Матери
- Панорама Битва за Броды (1944)
- §4. Липиды. Углеводы. Строение и функции углеводов и липидов Углеводы и липиды у растений
- Физические явления: броуновское движение
- Язык как социальное явление
- Инициативы по благоустройству района Как выяснилось в ходе очередного детского опроса, в лучшем городе есть две беды, обе от изобилия от изобилия ям на дорогах и мусора на улицах
- Комплексно-тематическое планирование «День Победы»
- Понятия поведения, мораль, нравственность
- Когда интернет становится средством незаконного обогащения?
- Закуп и откуп в магии Закуп в магии
- Обработка сложных событий с помощью цепочек Выстраивать по цепочке образы событий