Литературные произведения на тему ответственность. Аргументы. Проблема исторической памяти


«Мы в ответе за тех, кого приручили»,- эта фраза Экзюпери давно стала притчей во языцах. Ответственность лежит на каждом человеке постоянно: за своих близких, за свою работу, за завтрашний день, за все, что он совершил или собирается совершить. В.П.Астафьев писал: «Жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает». Жить нужно сразу «набело», ведь возможности переписать «черновик» жизнь не дает. И прожить ее достойно, на мой взгляд, можно лишь в том случае, когда человека не покидает чувство ответственности за слова и поступки. Эта проблема была и остается актуальной во все времена. Поэтому так часто обращаются к ней писатели, даже детские. Ведь человек должен уже в детстве понимать, что он несет ответственность за каждый свой поступок, а поэтому должен четко разграничивать хорошее и плохое.

Герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» Алеша, забывая об обещании, подвергает опасности весь маленький народ, живущий под землей, а также лишается расположения окружающих. Он предал свою любимую Чернушку: выдал тайну, начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях… Духовное обновление мальчика начинается с болезни. Он как бы переболел злом, попавшим в его душу. И только после раскаяния, хотя и позднего, ему удается стать снова совестливым и добродетельным мальчиком.

На мой взгляд, одной из основных составляющих духовности человека является ответственность. Русского человека, по мнению В.П.Астафьева, духовно сложили две силы - родная вера и родная литература. Именно они дали ему масштаб, открыли его. Но ведь и религия наша утверждает, что каждому воздастся по делам его. А значит, верующий человек в большей мере ощущает на себе ответственность за содеянное. Наверное, поэтому герой Достоевского, который сам был глубоко религиозным человеком, так мучается и тяготится своим преступлением. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей. Он забыл об ответственности перед законом, перед людьми, перед Богом, перед собственной совестью.

Д.Гранин в очерке «О милосердии» рассказывает о том, как к нему, нуждающемуся в помощи человеку с окровавленным лицом, никто не проявил участия на многолюдной улице. Читая этот очерк, невольно задумываешься: если мы сегодня можем пройти мимо человека, нуждающегося в нашей поддержке, не воспитываем ли мы тем самым в себе и своих детях равнодушие, черствость и безответственность? Отвести глаза, отвернуться, не забивать голову лишний раз тяжелыми мыслями, которых и так хватает у каждого, - это легче, проще, чем брать на себя груз ответственности за кого-то или за что-то. Но не слишком ли мы упрощаем себе жизнь?

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема ответственности за свои поступки»

Текст из ЕГЭ

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. (5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду.

(6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло! (21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена. (23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать… (24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там еёне найдут.(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.

(по С. С. Качалову)

Вступление

Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.

Проблема

С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин — главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.

Комментарий

В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.

В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины. За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе. Вот такая удача.

Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием. Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней. Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.

Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: «Разве ты меня обманул?» И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.

Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.

Авторская позиция

Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.

Своя позиция

С автором невозможно не согласиться. Решаясь на какое-то действие или поступок, необходимо хорошенько подумать, каково тебе с этим будет жить, не пожалеешь ли ты потом. Потому что исправить то, что натворил, не всегда будет возможным.

Аргумент №1

В литературе практически в каждом произведении раскрывается тема ответственности за собственные поступки. К примеру, в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского многие герои несут на себе тяжесть ответственности за совершенные ими действия. Родион Раскольников, убивая старушку-процентщицу, а вместе с ней и ее слабоумную сестру на сносях, настолько претерпевал муки совести, что буквально лишался чувств.

Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.

Аргумент №2

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главный герой Эраст, обманувший Лизу, продавший свою любовь за женитьбу на богатой даме, всю оставшуюся жизнь будет мучаться от того, что стал причиной гибели молодой и наивной девушки. Его бездумные эгоистичные поступки привели к тому, что бросилась в реку искренне любящая его Лиза, не сумев перенести предательство и ложь любимого человека.

Заключение

Что бы мы ни делали в жизни, к чему бы ни стремились, всегда есть то, что ограничивает нас – наша совесть. Идти

вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.

Сочинение на тему: «Проблема ответственности за свои поступки" (в частности ответственности ученого по повести) «Собачье сердце» М. Булгакова


Что такое ответственность? Понятие ответственности можно рассматривать со многих сторон. С давних времен философы и учёные размышляли над определением ответственности. С философской точки зрения ответственность – это понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом. Человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других.

Каждый человек постоянно сталкивается с той или иной мерой ответственности как в частной жизни, так и профессиональной. Многие сферы деятельности человека предполагают особый уровень ответственности - как моральной, так и юридической. Такие профессии как доктор, юрист, спасатель и многие другие характеризуются повышенным уровнем ответственности, так как от правильности принятых этими людьми решений зависит чья-то жизнь и благополучие. Осознавать высокий уровень ответственности за свои действия должны также люди науки – изобретатели и первопроходцы. От их чувства ответственности и осторожности порой зависит судьба целого мира.

Практическая реализация научных открытий в начале 20 века начала рассматриваться как важная этическая проблема. Многие писатели посвятили свои произведения вопросу ответственности учёного. М.А.Булгаков также затронул этот вопрос в своём творчестве. В частности он рассматривает его в своих произведениях «Собачье сердце» и «Роковые яйца».

Сюжет повести «Собачье сердце» рассказывает об эксперименте профессора Преображенского, который пересаживает гипофиз человека собаке. Эксперимент дает неожиданный результат. Пес начинает превращаться человека. Причем и внешне и внутренне он начинает напоминать «донора» гипофиза - вора и пьяницу Клима Чугункина. Со временем подопечный превращается в человекоподобное чудовище, без морали и совести, способное на любую подлость и гадость.

Одной из главных проблем в повести автор ставит неправильное и непродуманное применений научных открытий. Автор заинтересован не столько в рассмотрении самого «открытия», сколько в том, как с ним обходятся люди – используют его во вред или во благо.

Образ Профессора Преображенского - это образ творца, ученого, который мог бы существовать в любую эпоху. Филипп Филиппович в определённом смысле «не от мира сего». В повести также явно просматриваются евангелические мотивы. Не случайна и фамилия профессора, указывающая на его роль творца преобразующего мир.

Профессор раскаивается в своей невольной вине и пытается исправить свою ошибку. Он понимает, что ответственность за поступки Шарикова в конечном счете несет он. Он видит, что его подопечный угрожает не только ему самому, но окружающим. Таким образом «обратная» операция это не только самозащита, но готовность исправить ошибку и защитить мир от «шариковщины».

Понимание личной ответственности за свои поступки должно защищать людей от опасных действий и необдуманных поступков. С другой стороны, многие открытия были совершены людьми именно вследствие них. Наверно, в силах человека попытаться проконтролировать себя в рамках возможного и ставить целью не навредить никому, но нельзя совсем отказаться от риска. Иначе познание мира станет невозможным.

В повести М.А. Булгакова главным героем является профессор Персиков. В результате научного опыта случайно происходит преломление света и возникает открытие: луч жизни. Под воздействием этого луча организмы начинают интенсивно развиваться и становятся невероятно агрессивными. Применить на практике «красный луч» или луч жизни поручается малообразованному комиссару Рокку. В результате вместо возмещения погибших куриц из странных пятнистых яиц выводятся гигантские змеи, крокодилы и начинают размножаться с невероятной скоростью. Полчища чудовищ пожирают на своём пути всё живое, двигаясь по направлению к столице. Ужас и паника охватывают жителей Москвы. Разъярённая толпа убивает профессора, считая его виновником происшедшего. Булгаков решает проблему при помощи фантастики: в ночь с 18 на 19 августа внезапно ударивший мороз в 18 градусов уничтожает всех чудовищ, и всё заканчивается благополучно. Однако автор призывает быть осмотрительней при проведении научных изысканий, а особенно при применении ещё не проверенных на опыте открытий.

2. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Профессор Преображенский – выдающийся исследователь в области евгеники – науки, занимающейся проблемами омоложения. Он решает поставить опыт, поставив опыт на собаке. После пересадки гипофиза и яичников пёс, подобранный на улице, превращается в удивительно наглого, жестокого и безнравственного типа. Принимая фамилию Шариков, пёс начинает требовать осуществления своих прав. Проявляя сущность преступника, гипофиз которого был пересажен ему от Клима Чугункина, он пишет донос на своего создателя, желая завладеть жилплощадью. Отчаявшись решить проблему мирным путём, профессор проводит повторную операцию, возвращая пса. Эксперимент может быть непредсказуемым, предупреждает М.А. Булгаков.

3. А.Р. Беляев «Человек-амфибия»

Доктор Сальватор – выдающийся учёный, пытаясь спасти больного мальчика, пересадил ему жабры акулы. В результате Ихтиандр – так звали мальчика – стал иметь возможность находиться под водой так же, как и на земле. Но живущие в округе люди принимают молодого человека за морского дьявола. И всё бы ничего, но на него устраивают охоту, пытаясь изловить грозу морей, отпугивающую ловцов жемчуга. Молодого человека всё-таки обманом заманили в ловушку, поймали и заставили ловить жемчуг. История закончилась печально. Пострадали все: арестован и содержится в бочке со стоячей водой Ихтиандр, страдает Гуттиэре, доктор Сальватор находится в заключении. Люди не готовы принять открытие науки, потому что они суеверны и трусливы.

4. Джордж Оруэлл «1984»

Создание нового государства на основе всеобщего подчинения одному авторитету (Старший брат) – то есть тоталитарному государству, является экспериментом, который влечёт за собой непредсказуемые последствия. Уинстон Смит и Джулия полюбили друг друга внезапно и страстно, что совершенно недопустимо в сверхдержаве Океании. Здесь не позволительно любить, потому что объектом любви является только государство и Старший брат. При тотальной слежке их вскоре находят и арестовывают за мыслепреступление. Подвернутый пытке Уинстон сначала терпит все испытания, но перед последним испытанием крысами, он не выдерживает и предаёт Джулию. Его освобождают. Оказавшись на свободе, Смит вдруг понимает, что вся эта любовь – ересь и что, на самом деле, он любит только Старшего брата.

Представляем Вашему вниманию материалы для аргументации сочинения по теме Ответственность. Ниже приводятся проблемы, тезисы, цитаты и аргументы по данному направлению сочинения.

Проблемы ответственности
Нравственная ответственность человека (художника, учёного) за судьбу мира.
Роль личности в истории.
Нравственный выбор человека.
Конфликт человека и общества.
Человек и природа.

Тезисы по теме ответственности
Человек должен чувствовать ответственность за свои поступки.
Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или тёмным, добрым или злым.
Всё в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.
Помни о своей Высокой человеческой ответственности! Незнание ответственности не снимает.

Цитаты на тему ответственности
Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё.
(Ф. Достоевский)
Настоящая ответственность бывает только личной.
Человек краснеет один.
(Ф. Искандер)
Ответственность — странная штука. С одной стороны, мы её боимся, а с другой стороны, именно благодаря ей завоёвываем уважение, становимся ближе друг к другу.
(У. Черчилль)
Ответственность есть проба мужества человека.
(Г. Нельсон)
Понятие ответственности должно быть развито до бесконечности. Дух человеческий, как создатель, несёт ответственность за всё содеянное им. Мы ответственны не только перед самим собою, но и перед Космосом. Явление ответственности перед Космосом должно утвердиться в сознании человека.
(Н. Рерих)
Пословицы и поговорки
На ошибках учатся.
Чего не знаешь, за то не отвечаешь. Кому поручают, тот и отвечает.
Не ошибается тот, кто не отвечает за свои ошибки. Кому много дано, с того много и спишут.
Рука согрешит, а голова в ответе. Хорошо жить в почёте, да ответ велик. Службу служить — не душой кривить.
За правду да за честь — хоть голову снесть.

Аргументы по теме Ответственность

И.С. Тургенев «Ася»
Проблема ответственности человека перед самим собой, своими чувствами, своим сердцем поднимается в повести И. С. Тургенева «Ася». В обычной истории любви господин Н. проявил малодушие и страх перед напором искренних чувств юной девушки. Отказавшись от своей любви, испугавшись ответственности, не пожелав взваливать на себя груз переживаний, хлопот и волнений, герой Тургенева прожил жизнь, так и не встретив настоящей любви.
Лишь цветок герани, брошенный когда-то Асей, напоминал ему о прошедшем стороной возможном счастье, несбывшихся мечтах и чувствах. Предостережением для тех, кто пугается ответственности, боится осложнить себе жизнь, взяв на себя заботу о другом человеке, могут послужить слова писателя: «…у счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновение».

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
Актуальная в любое время проблема ответственности привлекала внимание многих, даже детских писателей. Поэтому они так часто обращаются к ней, ведь уже в детстве человек должен учиться понимать, что он несёт ответственность за каждый свой поступок. Не сдержав данное подземному рыцарю слово, Алёша — герой сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», подверг опасности маленький народ и потерял уважение окружающих.
Его рассказ о чёрной курице и осознание предательства любимой Чернушки привело не только к серьёзной болезни, но и перерождению личности ребёнка. В огне болезни сгорело то зло, что таилось в душе, та лень, которая мешала ему жить. Алёша наконец-то понял, что на нём лежит ответственность и за кандалы рыцаря, и за уход маленьких людей с насиженных мест.
Раскаяние очистило душу мальчика, помогло ему изменить своё отношение к жизни.

В.П. Астафьев «Постскриптум»
В своей книге «Постскриптум» В. П. Астафьев, говоря об отношении к музыке, написал: «Жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает». Эти слова были произнесены под влиянием чувства стыдливости за публику, покидавшую зал во время концерта. Неуважение к труду музыкантов вызвало протест в душе писателя, негодование и ответственность за себя и своё поколение.
Недаром говорят, что жить нужно сразу «набело», потому что возможности переписать «черновик» жизнь, как правило, не даёт.
По-видимому, только чувствуя ответственность за свои слова и поступки, человек может прожить свою жизнь достойно, честно и правильно.
Поэтому-то проблема ответственности и в настоящее время не теряет своей актуальности.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Трогательная философская сказка о маленьком принце А. де Сент-Экзюпери — яркий призыв быть ответственным в дружбе и любви.
Этот рассказ о чувствах, доверии, обмане и ответственности за тех, «кого приручили», заставляет читателя задуматься об огромном сердце маленького героя, о его духовном богатстве и умении жить в гармонии с его маленьким миром.

Выбор редакции
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...

Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...

Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...

В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
- В Библии сказано: «Несть власть , аще не от Бога . Сущие же власти от Бога учинены суть». Как правильно понимать эту фразу в контексте...
Возможно, слово «майонез» произошло от французского слова «moyeu»(одно из значений – желток), а может быть по имени города Маон - столицы...
- Я люблю больше оливки! - А я предпочитаю маслины. Знакомый диалог? А знаете ли вы, чем отличаются оливки от маслин? Проверьте свои...
Olea europaea L. Приветствую уважаемых читателей блога! В этой статье мы разберем тему: Оливки польза и вред для организма, в чем...