Ломо камеры. Ломография нарушаем все правила фотосъемки одновременно. Камеры для ломографии. Каждому художнику свои кисти


Гонка мегапикселей, похоже, давно зашла в тупик, но понятно, что она еще не скоро закончится. Цифровых камер все больше, а люди все чаще ищут чего-то другого — того, что с гарантией избавляло бы от:

  • Навязанных предрассудков, связанных с оценкой качества изображения. Интересная фотография не всегда обязана быть четкой, иметь высокую детализацию и правильную цветопередачу!
  • Трат значительных сумм на оплату данных предрассудков.
  • Электронной библиотеки однообразных цифровых снимков, которые вряд ли когда-либо будут напечатаны на бумаге.

В отличие от цифровой зеркалки ломокамеры в большей степени являются творческим инструментом. Они дешевы, просты в устройстве и использовании, надежны. А главное, дарят владельцу неповторимое очарование «таинства», присущее только традиционной фотографии (никогда не знаешь заранее, что получится в итоге).

Человек, вооруженный ломокамерой, одним своим видом бросает вызов чужим стереотипам. Он не обязан думать о том, насколько удачными будут результаты, но должен всегда быть готов к совершению снимка.

Ломокамера становится предметом гардероба, но не всегда послушна воле своего хозяина. Она рассчитана не на игры с композицией и экспозицией , но предполагает быструю съемку «от бедра»: количество порождает качество. Кадры фиксируются на пленку — стандартную 35 мм или широкую (тип 120).

Holga 120N

«Хольга» — дешевая среднеформатная «мыльница», изобретенная в 1982 году в Гонконге и представляющая собой простейший аппарат с объективом из пластиковых линз, без встроенной вспышки. Название в оригинальной версии звучало Ho Gwong («очень ярко») — оно характеризует одно из главных свойств получаемого изображения. «Игрушкой» «Хольгу» считать никак нельзя, хотя формально она относится к числу toy-камер. Есть много потрясающих профессиональных фотографий, снятых именно на «Хольгу». Эта камера обладает «особым взглядом» на привычные вещи. В ней ценно именно «несовершенство» картинки, которое в умелых руках превращается в кисть художника: неестественно сочные оттенки, низкая детализация, шевеленка, темные углы.

Первая модель Holga 120S — с пластиковой оптикой, башмаком для внешней вспышки, форматом кадра 6 х 4,5 см. На смену ей пришла версия 120N — она отличается поддержкой двух форматов (6 x 4,5; 6 x 6), слегка модернизированной оптикой (также пластиковой), наличием выдержки Bulb .

Кроме того, можно найти в продаже версию «Хольги» со встроенной вспышкой, имеющей четыре цветных светофильтра (120FN), а также модификации со стеклянным объективом (Holga 120GN), стеклянным объективом и вспышкой (120GCFN). И даже вообще без объектива, вместо которого имеется крохотное отверстие — «Пинхольга». Все новые «Хольги» имеют возможность съемки квадратных кадров (6 x 6), но виньетирование на таком формате выше, чем при 6 x 4,5. Новые версии «Хольги» со стеклянными линзами и вспышкой почти не отличаются по цене от более простых вариантов. Но фотографы предпочитают именно самые простые «Хольги» — дело тут вовсе не в цене.

Так как модель 120N оснащена башмаком для внешней вспышки, имеет смысл обратить внимание на именно эту модель «Хольги». Пластиковый объектив имеет фокусное расстояние 60 мм и позволяет получать в зоне резкости объекты, находящиеся на расстоянии 1 м или более. Диафрагма имеет всего две установки — «солнечно» и «облачно».

LOMO Compact Automat

Первая советская автоматическая «мыльница», разработанная на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), вышедшая в тираж в 1984 году и давшая название жанру ломографии. В 1981 году министру оборонной промышленности СССР Игорю Корницкому на международной выставке кинофотоаппаратуры в Кельне подарили японскую компактную камеру Cosina CХ-2. Камера очень понравилась министру, и он поставил задачу создания подобного устройства в СССР.

За основу была взята камера Cosina, которую советские инженеры тщательно изучали в течение двух лет работы над советским аналогом . Работа под руководством Михаила Холомянского увенчалась запуском LC-A в производство 1983 году.

Первая партия, выпущенная небольшим тиражом, была вручена делегатам ХXVII съезда КПСС. Вскоре камера приобрела массовый успех. Производство LOMO Compact на заводе ЛОМО неоднократно возобновлялось, но заслуженное мировое признание камера получила только в середине 1990-х.

В наши дни LC-A в большей мере является предметом культа, чем техническим инструментом. В хорошем состоянии (ломаться нечему) аппарат можно приобрести в комиссионке — как правило, цена не превышает 2,5 тыс. рублей.

По современным меркам корпус LC-A несколько великоват для «мыльницы», но в карман помещается легко — масса 250 г при размерах 107 x 68 x 43,5 мм. Объектив «Минитар-1» имеет фокусное расстояние 32 мм при светосиле f/2,8. Он защищен шторкой, которая сдвигается с помощью рычажка. Затвор отсекает выдержки от 1/500 до 2 сек.

Широкоугольная оптика обеспечивает не только относительную универсальность камеры, но и снижает затраты времени на фокусировку. Владельцу LC-A нужно лишь выбрать на шкале расстояний одно из четырех значений: 0,8, 1,5 или 3 м, бесконечность. Наводка на резкость, таким образом, производится на глаз. Для компоновки кадра есть оптический видоискатель , хотя настоящие ломографы обходятся без него.

LC-A имеет два режима — автоматический и приоритет диафрагмы (А). Значение чувствительности пленки вводится вручную. Система замера экспозиции позволяет использовать оба режима при любых условиях освещения.

Объектив достаточно качественный, обеспечивает интересную цветопередачу (с яркими, насыщенными оттенками), но отличается сильным эффектом виньетирования (затемнения по углам кадра), благодаря которому сделанные LC-A фотографии легко отличить от других.

Камера не боится лютого мороза (-15) и, как говорят, даже падения с третьего этажа — в общем, очень-очень надежна. Во всех моментах, за исключением качества изображения. Оно непредсказуемо, и в этом главная прелесть LOMO. Художественный эффект создают: бочкообразные искажения , эффект шевеленки, затемненные края, красивое размытие фона.

Такой жанр художественной съемки, как ломография, появившийся в 1992 году, принес миру не только новый взгляд на повседневные вещи, но и большое количество интересных гаджетов для пленочной фотографии, многие из которых выпускаются по сей день, и даже доступны к покупке в нашей стране. Если вы хотите подробнее познакомиться с историей возникновения и основными принципами течения, рекомендуем к прочтению статью « », а мы тем временем рассмотрим различные ломографические аппараты, которых в мире существует не так уж и мало.

ActionSampler

Первым самостоятельным продуктом, созданным Ломографическим обществом, стала выпущенная в 1998 году камера ActionSampler. Кардинальное ее отличие от других фотоаппаратов - использование сразу четырех объективов, срабатывающих с интервалом в 25 миллисекунд. Изображения, получаемые при помощи камеры, представляют собой четыре мини-кадра в одном, снятые с небольшой задержкой.

Основное предназначение ActionSampler - фиксация движущихся объектов. Альтернативной техникой может быть движение оператора в сторону какого-либо предмета. По задумке разработчиков, видоискатель здесь не требуется, поэтому он имеет съемную конструкцию и выполнен в виде небольшой пластиковой рамки.

ActionSampler Flash

Продвинутая модификация ActionSampler получила несколько иную конструкцию. От оригинальной модели ее отличает наличие четырехсегментной вспышки, работающей синхронно с объективами, и наличие полноценного видоискателя. Подход к съемке остался прежним, но добавилась возможность ночной фотографии.

Supersampler

В 2000 году появился еще один аппарат семейства Сэмплеров, на этот раз с приставкой Super. В нем задействованы все те же четыре объектива, но расположенные не квадратом, а в ряд. При этом используемая в них оптика - широкоугольная, но обзор выставлен не горизонтально, а вертикально. Получаемое таким образом изображение выглядит, как четыре фотополосы, склеенные в один кадр.

Oktomat

Закономерным развитием идеи использования множества объективов стало появление Oktomat. Фотоаппарат снабжен восемью оптическими системами, позволяющими получить в одном изображении небольшой мини-фильм. Расположение мини-кадров выполнено в два ряда по четыре, а время необходимое для срабатывания всех восьми затворов составляет две секунды. Как и у ActionSampler, видоискатель здесь имеет вид пластиковой рамки.

Pop 9

Последней камерой со схожей концепцией, разработанной Ломографическим обществом, стала модель Pop 9. Она имеет целых девять объективов, создающих картинки в стиле уорхоловской Мерлин Монро, на что недвусмысленно намекает название, напоминающее о поп-арте. Аппарат получил вспышку и полноценный видоискатель.

Fisheye

Следующий на очереди у нас «рыбий глаз» - полностью автоматический сверхширокоугольный фотоаппарат с углом обзора в 170 градусов и характерным круглым изображением, вызываемым неисправленной дисторсией. Как и большинство ломографических устройств, Фишай выполнен в легком пластиковом корпусе и имеет единственную кнопку спуска затвора. Правда, есть здесь и видоискатель со вспышкой.

Fisheye 2

Вторая версия Фишая, как и компактная версия Fisheye 2 Baby, получили улучшенную конструкцию и более широкие возможности. Появилась бесконечная выдержка, позволяющая «рисовать светом» и мультиэкспозиция, предназначенная для наложения нескольких картинок на один кадр. Не очень удобный видоискитель, используемый в первой версии, был заменен на новый, который не только имеет съемную конструкцию, но и показывает картинку такой же, как она и снимается, то есть с эффектом «рыбьего глаза».

Дополняет все это появление «горячего башмака», к которому предполагается подключать одну из фирменных цветных вспышек Colorsplash Flash, окрашивающих кадр определенным оттенком. Обычная модификация изготавливается в алюминиевом корпусе, а модель Baby производится из пластика, имеет уменьшенные габариты и работает с пленкой 100 мм.

Frogeye Underwater

«Жабий глаз» - единственная ломографическая камера, разработанная для подводной съемки. Имеет водонепроницаемую конструкцию и встроенную вспышку. Видоискатель, выполненный в виде прицела, отгибается от задней части корпуса. Управление все тоже - одной кнопкой.

Colorsplash

Основная идея этого фотоаппарата, пришедшая от вспышки Colorsplash Flash, - подкрашивание изображения в определенный цвет. Камера обладает нестандартной конструкцией, где сбоку из корпуса как раз-таки и выпирает та самая вспышка. В комплекте идет 12 цветофильтров, позволяющих легко выбрать подходящий оттенок. Чтобы добиться интересных кадров необязательно дожидаться сумерек, любопытных эффектов можно добиться и днем, когда подсвечивается не все изображение, а только объекты переднего плана.

Примечательно также, что вспышку можно использовать не только синхронно, но и запуская ее в работу вручную. Особенно привлекательные результаты получаются при использовании длинной выдержки с подкрашиванием в самом конце.

Sprocket Rocket

Оригинальная панорамная камера со сверхшироким углом обзора. Интересных отличий у нее несколько. Во-первых, сняв специальные заглушки, вы можете снимать на всю площадь пленки, включая область с перфорацией. А во-вторых, в конструкции предусмотрена возможность перемотки как вперед, так и назад. Это позволяет не только делать панорамы любой длины, но и снимать с мультиэкспозицией, накладывая сколько угодно слоев или неполных наложений. Из органов управления предусмотрены: переключатель экспозиции (1/100 секунды или ручная), выбор диафрагмы (f/16 или f/10.6) и выбор расстояний (0,6 - 1 м или 1 м - бесконечность).

Diana+

Как и оригинальный ЛОМО LC-A, Diana - это фотоаппарат из прошлого, только не советского, а китайского. Появилась она еще в середине 60-х годов и позиционировалась, как одно из самых бюджетных решений для любителей. Со временем интерес к ней угас и производство было прекращено, но в 2007 году Ломографическое сообщество вновь возродило Diana к жизни, выпустив сначала Diana+, а потом и целое семейство подобных камер.

Основные отличия аппарата заключаются в особой конструкции типа пинхол, использовании для съемки 120 мм пленки и наличии широкого ассортимента различных аксессуаров, в числе которых вы найдете пять сменных объективов, спусковой тросик и даже специальный задник для установки 35 мм пленки. Одним словом, очень интересная lo-fi камера со своим фирменным почерком.

На сегодняшний день в продаже имеется множество различных комплектаций и расцветок, но основными модификациями являются классическая Diana+, DianaF+ с установленной вспышкой, и Diana Mini, снимающая на полукадровый формат - 1/2 35 мм, что позволяет получить 72 кадра или делать квадратные изображения.

Holga

Еще один гаджет из китайского прошлого, реанимированный любителями ломографии. Holga схожа по конструкции с Diana и также имеет набор характерных искажений, делающих снимаемые на нее кадры уникальными. Камера предназначена для работы со среднеформатной пленкой, на которую можно делать изображения размером 4,5 × 6 или 6 х 6 см. Объектив базовой версии, как и корпус, производятся из пластмассы, но опционально можно установить и стеклянные.

Также, благодаря тому, что камера имеет конструкцию пинхол, предусмотрена возможность съемки вообще без объектива, что позволяет получать очень необычные снимки с мягким изображением. Holga имеет множество модификаций: со вспышкой, цветной вспышкой, стеклянными линзами, для создания панорам или даже с двумя оптическими системами. Аксессуаров для нее выпускается, правда, поменьше чем для Diana, но получаемые в итоге кадры от этого не менее интересны.

Spinner 360°

Spinner 360° - это весьма занимательный механический аппарат для создания 360-градусных панорам. Снимать можно на обычную 35 мм пленку, при этом используется все поле кадра вместе с перфорацией. Камера закреплена на специальной рукоятке, внутри которой размещен ленточный привод, поворачивающий ее вокруг своей оси. Все что от вас потребуется, так это просто оттянуть чеку и дождаться пока устройство сделает полный круг. Если вы хотите попасть в кадр - держите гаджет перед собой, если нет - поднимите над головой. Набор настроек традиционно минимален, вспышка и видоискатель отсутствуют. На одну панораму уходит 8 кадров.

Horizon Kompakt

Упрощённая версия панорамного фотоаппарата «Горизонт-202», выпуск которого начат Красногорским механическим заводом по заказу Ломографического общества в 2005 году. Оригинальный Горизонт впервые появился еще в 1967 году и с тех пор претерпел множество изменений. Камера работает с обычной 35 мм пленкой, создавая 24 × 58 мм панорамы.

Используемый объектив - четырехлинзовый «MC Индустар» 8/28, сфокусированный на бесконечность и установленный внутри барабана, поворачивающегося во время съемки на 120°. Вертикальный угол охвата составляет 45°. Присутствует несъемный видоискатель, использование вспышки не предусмотрено. Существует также слегка модифицированная версия Horizon Perfekt, имеющая схожую конструкцию и возможности.

Lomolitos

Довершает наш обзор одноразовая камера, выпускаемая Ломографическим посольством для тех кто только хочет попробовать себя в альтернативной съемке. Внутри - 24 кадра, снаружи - красный, синий, зелёный или жёлтый корпус и кнопка спуска затвора. Остальное - только ваша фантазия.

«Ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь». Ломография сегодня популярна, как и прежде, благодаря хипстерскому движению. Однако дело не только в моде, но и в необычных и красочных снимках, проявляя которые, нельзя предугадать, что же получится на этот раз. В статье мы пройдемся по всей истории развития ломографии и узнаем, как советский завод «ЛОМО» изменил жизни миллионов людей.

«Ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь». Ломография сегодня популярна, как и прежде, благодаря хипстерскому движению. Однако дело не только в моде, но и в необычных и красочных снимках, проявляя которые, нельзя предугадать, что же получится на этот раз. В статье мы пройдемся по всей истории развития ломографии и узнаем, как советский завод «ЛОМО» изменил жизни миллионов людей.

Итак, что же такое ломография? Это вид пленочной фотографии, подразумевающий фотографирование с нарушением резкости, правдоподобности цветопередачи, равномерности плотности кадра. Проще говоря, это жизнь, запечатленная в своем собственном неповторимом виде. Такое направление фотоискусства появилось благодаря «ЛОМО-компакту», камере, с которой все и началось.

Тридцать лет назад Игорю Корницкому, заместителю министра оборонной промышленности, находившемуся с делегацией в немецком городе Кельне для обмена индустриальным опытом, попала в руки маленькая японская камера Cosina CX-2. Корницкий, обращавший пристальное внимание на советское фотоаппаратостроение, передал ее своему товарищу и директору завода «ЛОМО» в Петербурге Михаилу Панфилову.

В первую очередь японская камера была досконально изучена. «Уже на этом этапе, - вспоминает Михаил Холомянский, ведущий конструктор творческой бригады, работавшей над созданием фотоаппарата, - стало ясно, что полностью воспроизвести ее не получится. Мы пошли по пути создания своей, во многом оригинальной, конструкции». Таким образом, после многочисленных преобразований на свет появился наш ответ японской Cosina CX-2 - «ЛОМО-Компакт - Автомат» (LOMO LC-A).

В 1984 году началось массовое производство LOMO LC-A. Изготавливалось по 1 100 камер в месяц, работало над ними около 1 200 человек. Однако в скором времени «Компакт-Автомат» через советский рынок «просочился» и в другие коммунистические страны: в Польшу, Чехословакию, на Кубу. Кстати сказать, с начала запуска производства LOMO LC-A было выпущено примерно 1,5 миллиона этих фотоаппаратов.

В 1991 году, попав из пражского магазинчика подержанных камер прямо в руки студентов венской Академии искусств Маттиаса Фигля и Вольфганга Штранцингера, LOMO LC-A стал основоположником всемирного ломодвижения. Вернувшись из изъезженной вдоль и поперек Праги на родину и отпечатав снимки, друзья были поражены результатами своих спонтанных фоторабот - кадры получились неожиданно очень креативными и оригинальными, сохранив при этом милые памятные моменты.

Все хотели достать такую же потрясающую камеру, поэтому студенты стали довольно часто наведываться в Россию с целью приобрести LOMO LC-A для друзей и родственников.

В 1992 году поклонники этого фотоаппарата объединились в Международное ломографическое общество, штаб-квартира которого и по сей день находится в Вене.

В течение лета были написаны десять золотых правил ломографии, приведенные ниже, а 5 ноября 1992 года их напечатали в «Венской газете» (Wiener Zeitung). Вскоре после этого муниципальный совет города предоставил обществу пустующий дом в 7-ом районе на Брайтегассе (Breitegasse). Именно здесь состоялась самая первая ломографическая выставка, на которой было продано 700 фотоаппаратов LOMO LC-A и родилась одна из наиболее характерных черт Международного ломографического общества - ломостена.

В 1994 году завод «ЛОМО» планировал остановить выпуск своего фотобестселлера в связи с падением спроса на отечественную фототехнику, однако дело спасла первая московская ломографическая выставка, проводившаяся одновременно и в Нью-Йорке. Да и венские друзья постарались: убедили заводских начальников и тогдашнего вице-мэра города Владимира Путина в необходимости продолжения производства LC-A.

Развитие фототехники для ломографии

В 1998 году Ломографическое общество представляет миру странную пластиковую камеру ActionSampler, снимающую на пленку по четыре последовательных изображения, и она мгновенно становится хитом. Объективы в ней работают по очереди с промежутком в четверть секунды, то есть снимки асинхронно ложатся на одну фотографию. Одним нажатием спусковой кнопки можно получить серию из четырех мини-кадров по схеме 2 × 2 на одном стандартном кадре пленки, что позволяет запечатлеть действие в движении.

В 2000 году появляется SuperSampler - камера с четырьмя только панорамными объективами, расположенными в одну линию. Благодаря тому, что они срабатывают по очереди, на фотографии получается ряд из фотополос.

В 2005 году запускают в производство Fisheye Camera - небольшой фотоаппарат, оснащенный широкоугольным объективом «рыбий глаз» с углом охвата изображения 180°. Сейчас существует и Fisheye-2 - усовершенствованная камера Fisheye с алюминиевым корпусом и дополнительным видоискателем.

В общем, не так важна дата выпуска, как сама модель, поэтому перечислим все то, что было выпущено.

Frogeye Underwater - камера для съемки под водой с водонепроницаемым корпусом, оснащенная вспышкой.
Holga - среднеформатная ломокамера.
«Горизонт-компакт» - удобный панорамный фотоаппарат, позволяющий делать снимки с углом обзора 120°.
Horizon Perfekt - панорамный фотоаппарат с креплением для штатива и расширенными настройками.
Lomolitos Single Use - одноразовая камера, заряженная пленкой на 24 кадра.
Oktomat - камера с восемью объективами, срабатывающими по очереди.
Pop 9 - фотоаппарат с девятью мини-объективами и вспышкой, которые снимают одновременно.
ActionSampler Flash - камера с четырьмя объективами и четырехсегментной вспышкой.
Colorsplash - фотоаппарат с интегрированной вспышкой со сменными разноцветными (до 12 цветов) светофильтрами для подсвечивания объекта съемки и возможностью установки длительной выдержки.
Spinner 360° - камера, получившая в 2010 году премию European Consumers Choice Awards.
Sprocket Rocket - первая камера, целиком и полностью посвященная перфорации на пленке.

Стоит отметить, что каждый фотоаппарат выпускается в нескольких цветовых вариантах, а многие модели, выпущенные специально к какому-либо мероприятию (например, для Золотой недели в Японии), имеют уникальные расцветки - анималистические и прочие.

В 2009 году ломография отметила свое 25-летие, отпраздновав эту знаменательную дату выпуском ограниченных серий LC-А+, таких как No Nukes, разработанная южно-корейскими дизайнерами.

Десять заповедей ломографа

Именно эти забавные правила являются основополагающими для каждого любителя ломографии.

Всегда держи при себе камеру.
Снимай в любое время дня и ночи.
Ломография - часть твоей жизни.
Снимай от бедра.
Подходи к объекту съемки как можно ближе.
Не думай.
Будь быстрым.
Ты не знаешь заранее, что получится.
Да и после съемки тоже не знаешь.
А теперь забудь все правила и снимай.


Кстати сказать, ломография - прообраз Instagram, мобильного приложения для обмена фотографиями, в котором можно видоизменять снимки при помощи ломофильтров. Поэтому, если вы пользуетесь такой программой, можете с уверенностью считать себя ломографом.

В заключение нельзя не отметить скорость, с которой ломодвижение распространилось по всему миру. Ломографы - уже не просто «ленивые» фотолюбители-студенты из Вены, которым не хватало времени, желания и возможностей на создание классических снимков по правилам, это сотни тысяч людей во всем мире, объединенные общими интересами, это субкультура фотомира, которая и по сей день привлекает к себе массу новых сторонников, фиксирующих мир таким, какой он есть, - удивительным, необычным и солнечным в любую погоду!

Гонка мегапикселей, похоже, давно зашла в тупик, но понятно, что она еще не скоро закончится. Цифровых камер все больше, а люди все чаще ищут чего-то другого - того, что с гарантией избавляло бы от:

  • Навязанных предрассудков, связанных с оценкой качества изображения. Интересная фотография не всегда обязана быть четкой, иметь высокую детализацию и правильную цветопередачу!
  • Трат значительных сумм на оплату данных предрассудков.
  • Электронной библиотеки однообразных цифровых снимков, которые вряд ли когда-либо будут напечатаны на бумаге.

В отличие от цифровой зеркалки ломокамеры в большей степени являются творческим инструментом. Они дешевы, просты в устройстве и использовании, надежны. А главное, дарят владельцу неповторимое очарование «таинства», присущее только традиционной фотографии (никогда не знаешь заранее, что получится в итоге).

Человек, вооруженный ломокамерой, одним своим видом бросает вызов чужим стереотипам. Он не обязан думать о том, насколько удачными будут результаты, но должен всегда быть готов к совершению снимка.

Ломокамера становится предметом гардероба, но не всегда послушна воле своего хозяина. Она рассчитана не на игры с композицией и экспозицией, но предполагает быструю съемку «от бедра»: количество порождает качество. Кадры фиксируются на пленку - стандартную 35 мм или широкую (тип 120).

Holga 120N

«Хольга» - дешевая среднеформатная «мыльница», изобретенная в 1982 году в Гонконге и представляющая собой простейший аппарат с объективом из пластиковых линз, без встроенной вспышки. Название в оригинальной версии звучало Ho Gwong («очень ярко») - оно характеризует одно из главных свойств получаемого изображения. «Игрушкой» «Хольгу» считать никак нельзя, хотя формально она относится к числу toy-камер. Есть много потрясающих профессиональных фотографий, снятых именно на «Хольгу». Эта камера обладает «особым взглядом» на привычные вещи. В ней ценно именно «несовершенство» картинки, которое в умелых руках превращается в кисть художника: неестественно сочные оттенки, низкая детализация, шевеленка, темные углы.

Первая модель Holga 120S - с пластиковой оптикой, башмаком для внешней вспышки, форматом кадра 6 х 4,5 см. На смену ей пришла версия 120N - она отличается поддержкой двух форматов (6 x 4,5; 6 x 6), слегка модернизированной оптикой (также пластиковой), наличием выдержки Bulb.

Кроме того, можно найти в продаже версию «Хольги» со встроенной вспышкой, имеющей четыре цветных светофильтра (120FN), а также модификации со стеклянным объективом (Holga 120GN), стеклянным объективом и вспышкой (120GCFN). И даже вообще без объектива, вместо которого имеется крохотное отверстие - «Пинхольга». Все новые «Хольги» имеют возможность съемки квадратных кадров (6 x 6), но виньетирование на таком формате выше, чем при 6 x 4,5. Новые версии «Хольги» со стеклянными линзами и вспышкой почти не отличаются по цене от более простых вариантов. Но фотографы предпочитают именно самые простые «Хольги» - дело тут вовсе не в цене.

Так как модель 120N оснащена башмаком для внешней вспышки, имеет смысл обратить внимание на именно эту модель «Хольги». Пластиковый объектив имеет фокусное расстояние 60 мм и позволяет получать в зоне резкости объекты, находящиеся на расстоянии 1 м или более. Диафрагма имеет всего две установки - «солнечно» и «облачно».

LOMO Compact Automat

Первая советская автоматическая «мыльница», разработанная на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), вышедшая в тираж в 1984 году и давшая название жанру ломографии. В 1981 году министру оборонной промышленности СССР Игорю Корницкому на международной выставке кинофотоаппаратуры в Кельне подарили японскую компактную камеру Cosina CХ-2. Камера очень понравилась министру, и он поставил задачу создания подобного устройства в СССР.

За основу была взята камера Cosina, которую советские инженеры тщательно изучали в течение двух лет работы над советским аналогом. Работа под руководством Михаила Холомянского увенчалась запуском LC-A в производство 1983 году.

Первая партия, выпущенная небольшим тиражом, была вручена делегатам ХXVII съезда КПСС. Вскоре камера приобрела массовый успех. Производство LOMO Compact на заводе ЛОМО неоднократно возобновлялось, но заслуженное мировое признание камера получила только в середине 1990-х.

В наши дни LC-A в большей мере является предметом культа, чем техническим инструментом. В хорошем состоянии (ломаться нечему) аппарат можно приобрести в комиссионке - как правило, цена не превышает 2,5 тыс. рублей.

По современным меркам корпус LC-A несколько великоват для «мыльницы», но в карман помещается легко - масса 250 г при размерах 107 x 68 x 43,5 мм. Объектив «Минитар-1» имеет фокусное расстояние 32 мм при светосиле f/2,8. Он защищен шторкой, которая сдвигается с помощью рычажка. Затвор отсекает выдержки от 1/500 до 2 сек.

Широкоугольная оптика обеспечивает не только относительную универсальность камеры, но и снижает затраты времени на фокусировку. Владельцу LC-A нужно лишь выбрать на шкале расстояний одно из четырех значений: 0,8, 1,5 или 3 м, бесконечность. Наводка на резкость, таким образом, производится на глаз. Для компоновки кадра есть оптический видоискатель, хотя настоящие ломографы обходятся без него.

LC-A имеет два режима - автоматический и приоритет диафрагмы (А). Значение чувствительности пленки вводится вручную. Система замера экспозиции позволяет использовать оба режима при любых условиях освещения.

Объектив достаточно качественный, обеспечивает интересную цветопередачу (с яркими, насыщенными оттенками), но отличается сильным эффектом виньетирования (затемнения по углам кадра), благодаря которому сделанные LC-A фотографии легко отличить от других.

Камера не боится лютого мороза (–15) и, как говорят, даже падения с третьего этажа - в общем, очень-очень надежна. Во всех моментах, за исключением качества изображения. Оно непредсказуемо, и в этом главная прелесть LOMO. Художественный эффект создают: бочкообразные искажения, эффект шевеленки, затемненные края, красивое размытие фона.

«Любитель-166B»

Отечественный «Любитель» - наиболее доступная камера с форматом кадра 6 x 6 см. Эта TLR-камера является усовершенствованным клоном старого немецкого двухобъективного аппарата Voigatlander Brilliant.

Распространены две модификации «Любителя» - 166B (с кадром 6 x 6 см) и 166У («универсальная» - формат 6 x 6 см или 6 x 4,5 см при использовании входящей в комплект рамки). Реже встречаются более ранние варианты («Любитель», «Любитель-2»). При равной стоимости на б/у-камеру (около 500 рублей) имеет смысл остановиться на одной из самых простых модификаций - 166B.

Трехлинзовый съемочный объектив Т22 имеет светосилу f/4,5 и центральный затвор, отсекающий максимальную выдержку 1/250 сек. На открытых диафрагмах объектив хорошо подходит для портретной съемки, так как формируемое им изображение очень мягкое, с низкой детализацией. По цветопередаче особенно хороши последние версии «Любителя», объектив которых имеет многослойное просветление: радуют яркие и насыщенные цвета.

«Любитель» отлично подходит для творческих экспериментов вроде съемки с наложением кадра на кадр или, к примеру, использования слайдовой пленки с проявкой по кросс-процессу. Теперь о сложностях, связанных со съемкой на «Любитель». Первой из них считается повышенное светорассеяние, возникающее вследствие плохого чернения внутренностей камеры. Дополнительное чернение полностью устраняет эту проблему - но по большей части и сама проблема надуманная. Падение контраста в старых «Любителях» во многих случаях идет изображению в плюс.

Невысокая резкость на открытых диафрагмах также не является недостатком, хотя и ограничивает возможность использования камеры в некоторых сюжетах. Данная особенность «Любителя» часто используется для получения «мягкой» картинки при съемке портретов.

На закрытых диафрагмах (f/16, f/22) трехлинзовый объектив выдает значительно лучшую детализацию, так что камеру можно эффективно использовать для съемки пейзажей со штатива. Особенно если зарядить в нее слайдовую пленку. Имеет место и затемнение по углам кадра, но в значительно меньшей степени, чем у «Хольги».

Единственная серьезная проблема при съемке на «Любитель» - точность фокусировки. Фокусировка осуществляется не перемещением передней панели (как у большинства TLR-камер), а вращением зубчатой передачи на ободке одного из объективов. Такой способ фокусировки неудобен, но можно привыкнуть. Хуже обстоят дела с контролем точности фокусировки.

Как и в других TLR-камерах, для визирования служит второй (верхний) объектив. Но изображение попадает не на матовое стекло, а на коллективную линзу с матовым кружком в центре. Предполагается наводиться на резкость по кружку, подняв лупу для точной фокусировки. Использование линзы вместо кружка позволило повысить яркость изображения в шахтном видоискателе, но точно наводиться на резкость крайне непросто. «Любитель» в любой из модификаций - на самом деле шкальная камера: видоискатель может быть использован для компоновки кадра, но не для точной фокусировки.

В большинстве «Любителей» (кроме редкой «Олимпийской» версии) перемотка пленки осуществляется только с визуальным контролем номеров кадра на обратной стороне раккорда - через красное окошко. Если не выработать для себя систему перемотки («снял - перемотал» или «хочу снять - перемотал»), есть большие шансы получить в результате непроизвольное наложение кадров.

LOMO Fisheye Camera

За основу взят LC-A, но вместо просто широкоугольного объектива данная камера оснащена редким объективом «рыбий глаз». Изображение, получаемое с его помощью, представляет собой круг, охватывающий угол 170 градусов.

Камера выпускается в двух модификациях: первая имеет пластиковый корпус, а другая - Fisheye 2 - отличается лучшим качеством изготовления (корпус из алюминия), углом охвата 180 градусов, встроенной вспышкой. Распространяется ломографическим сообществом.

Ломокамеры с серийной съемкой

Отдельный класс ломокамер - дешевые пластмассовые «мыльницы», которые снимают на пленку 35-мм и вместо одного объектива имеют несколько, что дает возможность на одном стандартном кадре поместить несколько снимков. С точки зрения качества изображения такие варианты значительно уступают даже другим ломокамерам, не говоря уже про серьезные 35-миллиметровые аппараты. И дело не только в том, что четыре или восемь крохотных пластмассовых объектива хуже, чем один. Немалую роль играет сам формат кадра…

Модели различаются прежде всего числом объективов. Например, камера Action Sampler имеет четыре объектива и позволяет отснять серию из четырех кадров по схеме 2 x 2. Есть варианты со встроенной вспышкой (Action Sampler Flash) или с четырьмя панорамными объективами, расположенными в ряд (Super Sampler).

На сайте Ломографического общества встречаются варианты, имеющие и большее число объективов: Oktomat и Pop 9. Первый на стандартном кадре 35-миллиметровой пленки умещает серию из 8 мини-кадров, второй - 9 мини-кадров, причем все объективы в этой модели срабатывают синхронно.

«Горизонт-202»

Советская фотопромышленность произвела немало интересных фотокамер, на которые увлеченно снимают западные ломографы. На ум приходит не только детище завода ЛОМО, но и различные модели ФЕДов, «Зорких», «Киевов».

Единственная модель, которая выпускается сейчас и активно продается на западных сайтах, это панорамная камера «Горизонт» - детище Красногорского завода им. Зверева, известного каждому российскому гражданину благодаря зеркальным камерам «Зенит».

«Горизонт» - панорамная камера, которая позволяет получать снимки на пленку35-мм, формат кадра - 24 x 58 мм. На стандартную пленку получается снять 22 кадра. Композиция кадра строится при помощи широкоугольного видоискателя, изображение в котором соответствует по углу зрения конечному снимку.

Камера обеспечивает качественный результат без характерных искажений широкоугольной оптики. Это объясняется необычной конструкцией объектива: во время съемки он поворачивается. Особенность камеры - необходимость обеспечить строго горизонтальное положение во время съемки. В противном случае возможны сильные искажения перспективы. Для контроля горизонтали в видоискателе имеется пузырьковый уровень.

«Горизонт» - полностью механическая камера, работает без батареек. Перемотка пленки и взвод затвора осуществляются с помощью курка.

Модель 202 - основная в линейке «Горизонтов». Это довольно крупный аппарат (117,5 x 146 x 73 мм, 700 г), оснащенный качественным объективом, приятно удивляющим при съемке на цветную пленку. Модель доступна по цене и имеет объектив с МС-просветлением, который обеспечивает угол охвата 120 градусов. В отличие от упрощенных версий «Горизонта», которые предлагаются на сайте Ломографического общества, данная модель имеет широкий набор выдержек: 1/2, 1/4, 1/8, 1/60, 1/125, 1/250 сек. Это ее важное достоинство, так как упрощенные версии Horizon Compact и Horizon Perfеct не сильно компактнее, но заметно уступают по возможностям съемки. Шторки затвора в модели Horizon Perfеct специально искривлены, что гарантирует непредсказуемые результаты съемки.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...