Любовь в произведение преступление наказание. «Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Их воскресила любовь


>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Их воскресила любовь

Тема любви является чуть ли не центральной в известном произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Наравне с теорией о двух кастах людей («обыкновенных» и «необыкновенных»), автор делает большой акцент на отношениях Раскольникова и Сони Мармеладовой , Разумихина и Дуни . По сути «Преступление и наказание» - это роман, изображающий трудный нравственный путь людей, который, по мнению писателя, может быть пройден достойно только с Любовью и верой в Бога.

Главный герой произведения - студент юридического факультета, который вынуждено оставил учебу из-за нехватки денег. Родион Раскольников - умный и талантливый молодой человек, о чем свидетельствует его статься в газете о теории «низшего» и «высшего» класса людей. К первым герой относил людей, который ничего особенного за свою жизнь не делали и никак не влияли на ход истории. Ко вторым он относила таких людей, как Наполеон. Он видел в этом человеке много достоинств.

Несмотря на то, что полководец убивал людей, он вершил историю. По этой теории людям «высшего» сословия разрешалось убивать себе подобных. Его теорию развенчал один факт. Идею зарубить злостную старуху-процентщицу Раскольников услышал от каких-то людей в трактире, то есть она принадлежала не ему. Но в свете последних событий в его жизни, беспросветной нищеты и мрачного настроения, она ему показалась спасительной. Таким образом, он надеялся уничтожить хотя бы часть зла, превращающего жизни нормальных людей в ад.

К сожалению, в момент его преступления нагрянула сестра процентщицы Лизавета Ивановна - человек бескрайне добрый и никогда никого в своей жизни не обидевший. Раскольникову пришлось и ее убить, чтобы избавиться от свидетелей. Это и стало тем самым «камнем преткновения» в доказательстве его теории. Он понимал, что убил невинного человека и глубоко раскаивался. Нравственным антиподом героя показана Соня Мармеладова. Ей не присуще бунтарство Раскольникова. Она, наоборот, выбирает путь смирения перед Богом.

С точки зрения общественной морали она - блудница. Но мы то понимаем, что она вышла на панель для того, чтобы прокормить свою семью. С точки зрения христианства, эта героиня - святая, потому что она приносит себя в жертву ради своих близких и родных людей. Несмотря ни на что, два главных героя Достоевского во многом схожи. Они ищут путь духовного очищения и находят, в конце концов, его в Любви к Богу. По словам автора, это и есть исцеление, это и есть верный путь.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Название романа «Преступление и наказание» говорит само за себя. Весь огромный том посвящен, по сути, двум вещам: преступлению Родиона Раскольникова и его пути к искуплению.

Раскольников совершает двойное убийство, одержимый идеей «сверхчеловека». Он считает себя вправе избавить общество от «ничтожной старушонки». Рассчитав преступление до мелочей и тщательно заметая следы, Родион не сумел учесть только одного: того, что наказание заключается не в людском суде, а в душе преступника. Страшнее суда собственной совести нет ничего.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела — невыносимые страдания. «Страдание — великая вещь», — сказал Порфирий Петрович. Эта мысль — мысль об очистительном страдании — звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе — Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семыо. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Соня не понимает сложных философских исканий Раскольникова. Зато она чувствует, что он несчастен и нуждается в помощи и поддержке. Для Раскольникова же Соня — воплощение бесконечных нравственных мук. Отсюда проистекают его странные, на первый взгляд, порывы, как, например, то, что он падает перед ней на пол и целует ноги. Он объясняет, что поклонился не ей, но «всему страданию человеческому». Именно страдания сблизили их.

Когда Соня читает Раскольникову о воскрешении Лазаря, он впервые начинает осознавать весь ужас содеянного им. Ужас заключается даже не столько в самом преступлении, сколько во всей его теории.

Соня, пожертвовавшая собой во имя высокой цели, не оправдывает себя, но ищет утешения в Боге. Родион пока не разделяет ее устремлений, но он уже начинает искать в своей душе истоки ошибочных взглядов и поступков. Пока он не может объяснить себе, почему явился с повинной, но уже чувствует в своих первоначальных убеждениях ложь.

На каторге Раскольникова часто раздражает вечная терпеливость Сони, последовавшей за ним. Раскольников замыкается в себе. Ему чужды каторжане, его товарищи по несчастью. Он не понимает Сони, которая каждый день жертвует собой ради нею ()чгиь постепенно, почти незаметно, для героя происходит переход от п радапия к состраданию, от эгоистического самоуглубления к способности любить окружающих. Перспектива иного, нового бытия для Раскольникова зак точена в любой. В любви не только к женщине, Соне, но и к людям, к Богу.

Раскольников очень нескоро поймет на каторге, что Соня с ее религиозностью, ему не только непонятной, но и недоступной пока, с ее добротой, милосердием, открытой для людей душой, становится неотъемлемой частью его собственного существования. Раскольников видит, что религия — то единственное, что оставалось у Сони и поддерживало ее, когда она потеряла все: честь, уважение, семыо. Он пытается смотреть на мйр ее глазами, поскольку видит в этом единственный путь к спасению.

Соня придерживается традиционной веры, для Раскольникова же Бог становится не Творцом в традиционном понимании, а скорее воплощением гуманности, всепрощения. И когда он постигает это, он обращает свой взор к каторжанам и понимает, что он им нужен. Осужденные, отверженные, ждут от него помощи и дружеского участия, так же, как и Сопи. И в этом для героя заключается первый проблеск счастья и душевного очищения.

Любовь к людям и к Богу — к этому в конце концов приходит Раскольников. Не будь Сони, он никогда не обрел бы этой любви. Она была с ним всегда, незаметно направляла на путь спасения, учила доброте, терпению, состраданию.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Только Соня привела Раскольникова к этому, помогла ему встать на верный путь. Но и он, в свою очередь, стал для нее залогом воскрешения. Они искупили свое падение страданиями. Любовь сделала для них возможной новую светлую жизнь, казавшуюся когда-то нереальной, недоступной.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа - это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем.
Соня - нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка - «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня - святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («...С ними-то что будет?»).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» - о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку - сестре, матери, Разумихину - приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
В теории Родиона «ничего она... не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?»
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете».
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе».
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг - отказаться от рационального осмысления жизни: «... он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь... » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...»
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского. Его тема:

«Их воскресила любовь…»

(Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)

(Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал)

Так совпало, что этот урок у нас проходит на Пасхальной неделе, и воскрешение человека в Раскольникове происходит на «второй неделе после Святой».

В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…)Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.

Цель урока – осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.

(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.)

Итак, вернемся к роману.

Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?

« Пасха новозаветная высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи» .

« Библейская энциклопедия » (554 – 555 с.).

От какого же греха избавляется Родион Раскольников?

Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» - Соня Мармеладова)

Раскольников. Обратите внимание на семантику слова. Как вы думаете, с каким значением связано это слово?

Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.

Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

Дьявол – гр. «раздвоение»;

Грех – гр. «повреждение души».

Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?

(Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя.)

Эпиграф:

Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев

Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?

Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)

Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.

В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)

«…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».

С каким образом романа связано это появление света?

Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?

Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4;)

Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).

Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.

Словарь синонимов (с. 162).

Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)

2. Безумец обладающий даром прорицания.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

«.. приниженное существо до того уж принижено».

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

«Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»

Как же такой слабый человек может спасти другого?

Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте.

В чем же ее сила?

Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.

(1) она « тоже переступила » (а Свидригайлов?);

Значит, они одинаковые?

Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)

«Что ж бы я без Бога-то была?»

«Это человек-то вошь!»

«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»

«Убивать? Убивать-то право имеете?»

«Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

«Страдание принять и искупить себя им».

«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»

Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»

Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования . Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».

Антоний Сурожский. Из книги « О встрече»

Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. (Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда» )

Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)

Эпиграфы:

Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Ф.М.Достоевский

Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский

Подчеркните ключевые слова.

Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.

Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?

Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.

«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,

А как они относятся к Соне?

«…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»

Как вы понимаете слово « болезная »? (Взявшая чужую боль на себя).

В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. («А с ними-то что будет…»,)

О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?

Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.

И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.

Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?(СОН) Выразительно прочитайте.

Кто такие или что такое трихины?

Какие мысли у вас возникли?

Послушайте стихотворение поэта 20 века.

О чем это стихотворение?

Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?

1917г М. А Волошин

Трихины

«Появились новые трихины…»

Ф.Достоевский

Исполнилось пророчество: трихины

В тела и дух вселяются людей.

И каждый мнит, что нет его правей.

Ремесла, земледелия, машины

Оставлены. Народы, племена

Безумствуют, кричат, идут полками,

Но армии себя терзают сами,

Казнят и жгут: мор, голод и война.

Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

Страстных глубин, провидел наше время:

Пророчественною тоской объят,

Ты говорил, томимый нашей жаждой,

Что мир спасется красотой, что каждый

За всех, во всем, пред всеми виноват.

У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.

Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?

К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.

Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».

Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? - эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.

Какие выводы мы сделаем из этого урока?

1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.

2. Человека спасает другой человек.

3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).

При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?

(Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)

  1. «Их воскресила любовь»
  2. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
  3. Теория идеи Раскольникова и ее крах
  4. Образ Петербурга в романе
  5. Автор и герой в романе
  6. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
  7. Как развенчивается в романе теория Раскольникова
  8. Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
  9. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
  10. О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
  11. «Правда» Сони Мармеладовой
  12. О каком наказании идет речь в романе?
  13. Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Использованная литература:

1. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., «ВАКО», 2007.

2. Лекция «Поэтика художественного текста». Доцент кафедры культуро-гуманитарного образования ПАПО Граблина Н.В., г. Москва

« Всякий человек друг другу есть ближний : разумный - невежде, молодой и здоровый – старому, здоровый - немощному, сильный - беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом - странному должен быть».

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480)

«… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата , так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу , с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал … День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека». Н.В.Гоголь Из статьи «Светлое Воскресение»

« В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».

Феофан Затворник


Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...