Меч зульфакар история и выдумки. Дворец, в котором хранятся редчайшие реликвии Пророка Мухаммада (ﷺ). Дворец где хранятся плащ и меч пророка мухаммеда Дворец где хранят плащ и меч мухаммеда


Семья, почти столь же древняя, как и сама исламская история, заботится о священном плаще еще с 7 века. TRT World посетил мечеть, в которой хранится плащ Пророка Мухаммада (САВ) и поговорил с семьей, которая его оберегает.

Сотни людей собрались у входа в мечеть в древнем стамбульском районе Фатих в ветреный день Рамадана в мае.

Снаружи лавочники торговали финиками и бутылками с – водой, которая вытекает из подземного источника в Мекке.

Из динамиков, прикрепленных к мечети, громко доносилось чтение молитвы, и женщины в платках и мужчины в шапочках торопливо стремились внутрь со смесью благоговения и волнения на их лицах.

Каждый год тысячи верующих со всего мира посещают эту мечеть в течение месяца Рамадан, чтобы увидеть один из самых ценных исламских артефактов – плащ Пророка Мухаммада (САВ), называемый Хирка-и Шариф. 160-летняя мечеть, в которой находится историческая реликвия, носит то же название.

Поток желающих увидеть плащ Пророка Мухаммада (САВ) не ослабевает / Источник: trtworld.com

Здание имеет форму восьмиугольника, по количеству частей, из которых состоит плащ, и спроектировано таким образом, что люди могут пройти по коридорам и, не мешая молящимся внизу, оказаться на верхнем этаже, где расположен плащ.

“Ежегодно более миллиона человек посещают во время Рамадана. В последнее воскресенье у нас было 20 000 посетителей”, – сказала Сумейра Гульдал, генеральный секретарь фонда «Мечеть Хирка-и Шариф», в чьем ведении находится данное место поклонения.

“Всего за три недели у нас больше посетителей, чем во многих музеях Турции”, – сказала Гульдаль.

Потомок в 59-м поколении

Семья, являющаяся хранительницей Хирка-и-Шариф, пожалуй, пользуется не меньшим интересом, чем сама мечеть.

Члены семьи являются прямыми потомками Увайса Карани, современника Пророка Мухаммада (САВ), которому он подарил плащ.

На протяжении 13 веков, из поколения в поколение, семья хранила драгоценный артефакт.

“С трех-четырех лет я хожу в мечеть. Я видел, как ревниво и бережно моя семья относилась к плащу, и всегда была готова позволить людям посетить его”, – сказал Барыш Самир, потомок Увайса Карани в 59-м поколении.

“У нас очень почетная миссия”, – сказал Самир, 45-летний уроженец Стамбула, который является инженером-механиком. – “Сколько семей в мире знают свою генеалогию, уходящую корнями в 59 поколений?”

Барыш Самир – потомок Увайса Карани в 59-м поколении / Источник: trtarabi.com

Особая связь

История Увайса Карани веками завораживала мусульманских ученых. Он имеет особый статус в исламе и считается сподвижником Пророка Мухаммада (САВ), несмотря на то, что они никогда не встречались.

Уроженец Йемена Карани отправился в Медину, чтобы увидеть Пророка (САВ), но не застал его. Он не мог остаться и дождаться его, поскольку должен был вернуться, чтобы позаботиться о своей больной матери.

Услышав о том, что человек, преданный своей матери, ушел, так и не встретившись с ним, Пророк (САВ) попросил двух своих самых верных – Умара (мир ему) и Али (мир ему) – передать его плащ Увайсу.

С тех пор потомки Увайса Карани были хранителями знаменитого плаща золотистого цвета.

Хотя обстоятельства не позволили Карани встретиться с Пророком (САВ) лично, многие люди считали, что они встретились духовно. Это особенно повысило статус Карани среди суфийских мистиков.

Мечеть Хирка-и Шариф / Источник: istanbuldakicamiler.com

Но плащ принес Увайсу известность и в его дом потянулись гости. , любившего одиночество и уединение, это очень тяготило.

Увайс Карани погиб в Северном Ираке, где он пал в бою, сражаясь за Али (мир ему), зятя Пророка (САВ) и четвертого праведного халифа, против войск Муавии в битве при Сиффине в 657 году.

Потомки Карани жили в Ираке до VIII века, всегда храня плащ, пока не были вынуждены переехать в Западную Турцию, поселившись в живописном городе Кушадасы.

“У нас нет документов, объясняющих, почему мы приехали в Кушадасы. Похоже, семья посчитала его безопасным и решила поселиться здесь. Потомки Карани оставались там до 1611 года”, – сказал Самир.

В 1611 году Ахмет I, османский султан и мусульманский халиф того времени, услышал о плаще и решил, что он должен храниться у него. Но его советники и исламские ученые настоятельно советовали не делать этого, говоря, что это будет нарушением желания Пророка (САВ). В итоге он пригласил семью жить в Стамбул.

В течение следующих ста лет потомки Увайса позволяли людям посмотреть на плащ в течение каждого Рамадана, но по мере того, как его популярность росла и приходило все больше посетителей, принимать такое количество людей стало сложно.

Сокровища дворца Топкапы

После захвата Константинополя турками богатства султана Мехмеда II в течение нескольких лет хранились в крепости Едикуле. В 1478 г. их перенесли во дворец Топкапы - в здание, где сейчас расположилась Оружейная палата. Во время правления султана Селима I для хранения казны был выделен бывший летний дворец султана Мехмеда II, в котором сокровищница находится и поныне.

Следует отметить, что на территории дворца Топкапы находилось две казны - государственная и султанская, и это было законом жизни Османской империи. Личные средства султана только в самых исключительных случаях тратились на государственные нужды, да и то в заимообразном порядке, оформлявшемся долговым обязательством дефтердара (министра финансов). Личная казна султана, в отличие от государственной, обычно не испытывала нехватки средств, так как постоянно пополнялась самыми различными способами - данью от вассалов, доходами от некоторых вакуфных учреждений, множеством подношений и подарков. А.Ф. Миллер в своей книге отмечал, что «применялись и другие, поистине виртуозные способы пополнения султанской казны. Так, султаны выдавали своих дочерей замуж в самом раннем детстве, а иногда и в младенческом возрасте за богатых сановников, которые должны были присылать во дворец крупные суммы на содержание «супруги».

Сокровища Османской империи имеют различное происхождение: это были подарки зарубежных послов; драгоценности, изготовленные в Топкапы специально для султанов, военные трофеи из покоренных стран и ценные вещи, которые переходили в казну после смерти государственных деятелей. Самым большим состоянием обладал султан Селим I, правивший в XVI в.

Во времена Османской империи сокровищницу султанов открывали и закрывали в торжественной обстановке, и в церемонии этой участвовали сорок человек. В настоящее время в нескольких залах выставлены неисчислимые богатства правителей Османской империи, и среди них - трон иранского шаха Исмаила, захваченный в 1541 г. султаном Селимом I во время его похода в Иран. Трон этот, сделанный из кованого золота, выложен рубинами, изумрудами и жемчугом, которые своим сиянием создают причудливый мозаичный узор.

В султанской сокровищнице хранится и трон Селима III, изготовленный из эбенового и сандалового дерева и инкрустированный золотом, серебром и перламутром. Над троном массивная золотая цепь поддерживает укрепленный в золотую оправу неправильной формы изумруд длиной 10 и шириной 4 см. Здесь же выставлены украшенный бриллиантами меч и кольчуга, принадлежавшие султану Мураду IV, расшитая настоящим жемчугом (величиной с горошину) конская попона, а также несметное количество рубинов.

В стеклянных витринах в центре первой комнаты сокровищницы выставлены золотые украшения, оружие, хрустальные кальяны с резными янтарными мундштуками, кофейные наборы и золотые кубки. В одной из витрин можно увидеть великолепные доспехи султана Мустафы III, украшенные драгоценными камнями (позолоченную стальную кольчугу, щит, меч и пару серебряных стремян, покрытых позолотой). Рядом выставлены расшитые жемчугом чехлы для Корана, принадлежавшие семьям султанов, дорогие сосуды для воды, кувшины и золотые подсвечники.

Во второй комнате можно увидеть висячие орнаменты из золота и самоцветов, золотые подвески султанов Абдул-Гамида I и Ахмеда I, тюрбан с драгоценными камнями, украшения с бриллиантами и рубинами, которые крепились к тюрбану султана. В других витринах выставлены изделия из нефрита и горного хрусталя, которые во множестве изготавливались в мастерских дворца. Одним из интереснейших экспонатов является нефритовый сосуд в виде корабля - подарок русского императора Николая II. Слева от входа в третью комнату за стеклом выставлена позолоченная колыбель для новорожденных принцев. По сложившейся в Топкапы традиции для матери-султанши было делом чести преподнести внуку золотую колыбель с постелью и покрывалом.

Главным экспонатом этой комнаты является известный во всем мире кинжал. Он висит на тонкой цепочке в стеклянной витрине позади трона султана Ахмеда I. Рукоять кинжала украшают три больших изумруда, в эфес встроены золотые часы, крышка которых тоже сделана из изумруда. Золотые ножны покрыты эмалью и драгоценными камнями. Этот кинжал был изготовлен придворными мастерами по приказу султана Махмуда I для персидского шаха Надира и среди прочих подарков отправлен в Персию. Однако по пути туда посланники султана узнали, что шах скончался, и со всеми подарками вернулись во дворец. С тех пор этот самый дорогой в мире кинжал хранится в сокровищнице дворца Топкапы.

В третьей комнате хранится «Алмаз ложечника». Весит он 86 карат, оправлен серебром и окружен 49-ю более мелкими бриллиантами. О происхождении этого бриллианта существуют две версии. Согласно одной, алмаз нашел бедный рыбак, когда разгружал мусор, и потом обменял свою находку на базаре. Хитрый ювелир дал ему за сокровище три ложки, откуда и произошло название алмаза, к тому же и форма его напоминает ложку. Но более достоверной считается вторая версия: французский офицер Пиго приобрел алмаз у махараджи Мадраса и привез его во Францию. После многочисленной смены владельцев алмаз приобрела на аукционе мать Наполеона, однако позже ей пришлось продать бриллиант, чтобы вызволить сына из ссылки. Со временем бриллиант приобрел великий визирь Тепеделенли Али-паша, который купил его за 150 000 золотых монет и поместил в свою личную сокровищницу. Обвинив визиря в измене, султан Махмуд II навсегда поместил бриллиант в султанскую сокровищницу. Доказательством подлинности этой истории служит портрет Али-паши с очень похожим бриллиантом на тюрбане.

В этой же комнате выставлены два золотых подсвечника, каждый из которых весит 48 кг и украшен 6666-ю бриллиантами - по одному на каждый стих Корана. Подсвечники изготовлены в XIX в. по повелению султана Абдул-Меджида I для отправки в Мекку к священному камню Кааба и украшены его монограммами.

Слева от подсвечников за стеклом выставлен золотой трон «Байрам» («Праздничный»), весящий 250 кг и украшенный турмалинами. Этот трон устанавливали перед «Воротами белых евнухов» при вступлении султана на престол и во время других праздничных церемоний.

Собрание священных реликвий Османской империи хранится в здании, которое благодаря своему внутреннему убранству считается самым красивым в Топкапы. Большая часть этих реликвий была привезена в 1517 г. султаном Селимом I из египетского похода. До этого они принадлежали халифу Эль Мутавеккиль; другие реликвии были переданы султану Селиму I эмиром Мекки Сеидом Берекатом после провозглашения того халифом.

Драгоценной реликвией султанской Сокровищницы является «Знамя Пророка» (Санджак-Шериф ). Во время священных войн Пророк Мухаммед выступал под двумя знаменами - черным и белым. Черное знамя «Укап» («Орел») было привезено из Египта и с тех пор хранится в золотом ковчеге. Поскольку полотно сильно пострадало от времени, позднее его подшили к священному знамени из шерстяной материи зеленого цвета. Развертывалось и выставлялось оно в самое критическое для Османской империи время.

«Знамя Пророка» использовалось уже первыми халифами, от которых перешло в Дамаск к династии Омейядов (661-705), а потом к Аббасидам в Багдад и Каир. Когда в 1607 г. султан Селим I завоевал Египет и сокрушил халифат, «Знамя Пророка» перешло к Османскому дому. Вначале оно хранилось у паши Дамаска, который ежегодно сопровождал с этой святыней караван паломников, направлявшихся в Мекку.

В царствование султана Мурада III, по требованию великого визиря Синана-паши, «Знамя Пророка» впервые было привезено в Европу - в находившуюся тогда в Венгрии турецкую армию для воодушевления войска и восстановления упавшей дисциплины. Султан Магомет III (1596-1603) определил к Знамени стражу в 300 человек под началом главного эмира Накибола-Этрафа. Впоследствии из служителей Сераля было назначено 40 знаменосцев; кроме них все военные люди и всадники обязаны были защищать святыню.

«Санджак-Шериф» хранится в 40 чехлах из тафты и в зеленном суконном ковчеге. Длина «Знамени Пророка» равняется примерно 3,7 метра. В золотой наконечник его древка положен Коран, собственноручно переписанный султаном Османом - основателем Османской империи. Кроме «Знамени Пророка» в этом же ковчеге лежат небольшого размера Коран, руки халифа Омара и серебряные ключи от Каабы, которые султан Селим I получил от правителя Мекки.

В мирное время «Знамя Пророка» хранится в Зале благородной одежды (черный камлотовый плащ Пророка Мухаммеда). Здесь же находились другие государственные святыни: борода, священный след ноги, жезл и лук Пророка и несколько мечей первых халифов. Во время войны для Знамени сооружался шатер, в котором оно серебряными кольцами прикреплялось к специальному устройству из черного дерева».

Неверные не могут видеть священное «Знамя Пророка», и кто решался на такую дерзость - сурово наказывался. Так, 27 марта 1769 г., во время Русско-турецкой войны, австрийский интернунций Броньяр, нанял у одного муллы комнату, чтобы со своей семьей и некоторыми европейцами скрытно посмотреть процессию выноса «Знамени Пророка». Потом он нашел комнату подешевле и отказал мулле, за что тот предал его. В нанятую Броньяром комнату ворвались янычары, оскорбили его супругу и дочерей, а на улицах убили нескольких христиан. Австрия срочно отозвала Броньяра…

К персональным реликвиям Пророка Мухаммеда относится и его священная мантия (хырка), которую Пророк подарил арабскому поэту Каабу бин Зюхеру, принявшему ислам. После его смерти мантию за 20 000 дирхам приобрел халиф Моавидже. От него она перешла к Омей-ядам, затем - во владение Аббасидов, а в XVI в. попала к турецкому султану Селиму I. Святая мантия Пророка Мухаммеда, возраст которой насчитывает 1400 лет, представляет собой одеяние длиной 124 см, с широкими рукавами; сшита она из черной шерстяной материи. С момента своего появления в Топкапы (с XVI в.) она бережно хранилась в золотом ковчеге, который сейчас выставлен на обозрение на серебряном пьедестале, изготовленном во дворце при султане Мураде IV. Ежегодно в 15-й день месяца Рамадан священную мантию Пророка Мухаммеда торжественно навещали султан, визири и обитательницы гарема.

Сегодня во дворце Топкапы находятся и два меча Пророка Мухаммеда. Первый из них (меч Зюльфикар) Мухаммед подарил своему зятю - четвертому халифу Али, а второй был фамильной ценностью, полученной им от отца. Оба меча инкрустированы золотом и драгоценными камнями. Рядом с ними выставлен бамбуковый лук Пророка Мухаммеда в золотом чехле.

В собрании священных реликвий хранится и письмо Мухаммеда, в котором Пророк призывает правителя Мукавкаса принять ислам. Послание это, случайно найденное в Египте, написано на лоскуте темной кожи (16- 19 см), состоит из двенадцати строк и отмечено печатью Пророка. Считается, что печать эта перешла от халифа Абубакара к халифу Омару, а от него - к халифу Осману, который однажды уронил ее в фонтан. Через почти 150 лет янтарная печать была обнаружена в Багдаде и привезена во дворец Топкапы.

В золотой шкатулке, украшенной драгоценными камнями, хранится осколок зуба Пророка Мухаммеда, сломаннный во время Ухудского сражения. Во дворце Топкапы хранится около 60 волос из бороды Пророка, но на всеобщее обозрение выставлен только один. Он тоже лежит в золотой шкатулке.

В собрании реликвий находится и один из шести известных отпечатков ноги Мухаммеда. Считается, что след на этом камне Пророк оставил при вознесении на небо. Камень с отпечатком ноги помещен в золотой футляр с крышкой.

Среди реликвий из Каабы , которые хранятся во дворце Топкапы, следует отметить позолоченную защитную оправу для священного Черного камня, которая весит 14 кг; два золотых водосточных желоба, подвешенные на цепях к потолку; фрагмент «Ворот покаяния» и серебряные позолоченные ключи…

В сокровищнице султанского дворца хранятся и христианские реликвии , собранные в церквах Константинополя: десница Иоанна Крестителя в золотой оправе, часть черепа святого апостола Петра, оловянная кастрюля Авраама, серебряный ковчежец с мощами святых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Жилище: от дворца до хижины Диапазон жилищного фонда столицы чрезвычайно широк.Внутреннее убранство королевских и княжеских резиденций, жизнь двора, ближний круг, жизнь чиновников и королевских слуг недоступна и неизвестна большинству парижан. В XV веке, когда государь

Из книги Алиенора Аквитанская автора Перну Режин

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Стены Зимнего дворца Архитектор Ф.Б. Растрелли

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Роксолана. Ведьма Османского гарема автора Бенуа Софья

Глава 8 ТОПКАПЫ – ДВОРЕЦ ДЛЯ НЕВОЛЬНИЦ И СЧАСТЛИВИЦ Название дворцового комплекса Топкапы, или же «Пушечные ворота» произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Партия Аничкова дворца Так возникла эта партия. Она должна была защитить права цесаревича Александра Александровича.В нее входят все противники реформаторского курса. В конце 1870-х годов участники этой вельможной оппозиции генерал Р.А. Фадеев и генерал-адъютант И.И.

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Султанский дворец Топкапы Возведение первого османского дворца началось при султане Мехмеде II Завоевателе в 1466 г. на месте древнего форума Тавра. В этой резиденции, охранявшейся 500 бестаджи, султан жил до возведения Топкапы-серая, который он повелел возвести на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Три дворца князей Суздальских - Вот один из них, - говорит суздальский летописец Ананий, - в 1451 году, когда Москву осаждали и громили татары, этот дворец существовал еще в Суздальском кремле, возле самой церкви св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, именно

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Призрак Мариинского дворца Пожалуй, появлявшийся в Мариинском дворце (Исаакиевская пл., 6) призрак стал последним призраком, обнаружившимся в Санкт-Петербурге. Широкую известность он получил после того, как депутаты петербургского ЗакСа, проводящие тут свои заседания, в

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Обустройство Кремлевского дворца Московские государи, как все люди того времени, в обыденной жизни следовали устоявшимся традициям и образцам, но допускали в нее всё больше новаций, идущих с Запада. Как правило, именно они выступали законодателями моды на новшества в

Из книги Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов автора Солнон Жан-Франсуа

Александра, «хозяйка» дворца С тех пор как Николай встал во главе Ставки в Могилеве, Александра, остававшаяся во дворце, правила страной. Вообще-то царь не учреждал института регентства, как делали французские короли, отбывая на войну, и официально не делил власть с

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЕТРОВСКОГО ДВОРЦА. С 5/17 сентября пошел сильный дождь, который несколько утишил пожары, но не прекратил их, и когда Наполеон возвращался из Петровского дворца в Кремль, «к трону Московских царей», город не только дымился еще, но местами и пылал.Бивуаки

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Петербургские арабески автора Аспидов Альберт Павлович

Тайны исчезнувшего дворца Петербург-Ленинград называют городом трех революций. Считается, что первая революция была в 1905 году. Вторая - в феврале 1917 года. А третья - Социалистическая, со «штабом» в Смольном, - в октябре того же года. Мы же напомним об еще одной революции,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Итак, сегодня мы с вами начинаем новую серию публикаций -«Легендарные клинки». Речь пойдет о легендарном оружии, но отнюдь не о сказочных мифических мечах, а о реальных исторических артефактах, хранящихся в музеях и являющихся национальным достоянием разных стран.
Им нет цены в обычном понимании этого слова. Невозможно оценить стоимость подобного объекта, если за ним стоит целая эпоха. Большинство этих клинков уже много лет не покидает тщательно охраняемых стен музеев, поскольку государства не хотят подвергать реликвии даже минимальному риску. Многие из них запрещено снимать на видео и фотографировать - особенно это касается религиозных святынь, которыми некоторые из клинков, без всякого сомнения, являются.

Но перейдем к теме сегодняшней публикации - к мечу Армагеддона.

Даже само название публикации сразу вызывает вопрос: неужели автор утверждает, что существует реальный меч, который, пусть даже согласно легенде, сможет стать оружием Армагеддона?

Ведь Армагеддон - это глобальная катастрофа или война, которая уничтожит все человечество.


И с этой точки зрения орудием конца света может стать атомная или водородная бомба, астероид, пандемия смертельного вируса, нашествие зомби, но никак какой-то ржавый древний клинок.

Однако Армагеддон - вовсе не гибель нашего мира, как думает большинство читателей, а последняя и самая страшная битва в истории человечества, в которой будут сражаться с друг другом люди, ведомые силами вселенского зла и добра. Результатом будет не уничтожение всех и вся, а победа над силами тьмы. После чего наступит тысячелетнее царство добра и справедливости на земле.

И лишь после истечении тысячи лет начнется вся финальная суета со Страшным судом, воскрешением мертвых и прочими мероприятиями по случаю конца света.

Причем название «Армагеддон», это всего лишь указание места битвы, как например Ватерлоо или Бородино. И оно хорошо известно нам - недалеко от горы Мегидо (хар Мегиддо - на иврите) в Израиле, осталось лишь чуточку уточнить время.

А если Армагеддон - это битва, то почему не быть вполне реальному мечу, которым там будут сражаться?

Вот за этим самым мечом, героем сегодняшнего рассказа нам с вами придется отправиться в Стамбул. Хотя не исключено, что этот меч был выкован, когда еще не был основан даже сам Византий, впоследствии - Константинополь, имперская столица ромеев, захваченная пять с половиной веков назад турками и названная ими Стамбулом.

Вместе с толпой туристов мы с вами последуем в исторический центр древнего города - на мыс Сарайбурну с видом на Золотой рог, где пролив Босфор разделяет Европу и Азию.

Там находится дворец турецких султанов Топкапы, четыре с лишним века бывший резиденцией властителей Блистательной Порты - Оттоманской империи.

Дворец Топкапы. Вид со стороны Босфора. За мысом с другой стороны- Мраморное море.



Чтобы попасть в дворец нам нужно пройти через Ворота Повелителя (Bab-ı Hümayun) - сам дворец и его наружный двор окружен высокой стеной с башнями.

Ворота Повелителя (Имперские Ворота)



Пройдя мимо древней византийской церкви, мы по дороге через парк выйдем к главным воротам дворца - Воротам Приветствия (Babü’s-selam).

Ворота Приветствия - главные ворота дворца Топкапы.



Во втором, уже внутреннем дворе дворца находился изысканный парк и несколько зданий, включая здание Дивана (кабинет министров при султане) с башней Правосудия. Это часть дворца была сравнительно открыта для многих, включая приглашенных членов посольств иностранных держав и обслуживающего дворец персонала. Тут же находилась дворцовая кухня (там работало более 800 человек), конюшня, помещения для охраны.

И, конечно, же здание казначейства - оно же сокровищница империи. Ее называют «внешней сокровищницей», поскольку во дворце есть еще одна - «внутренняя» , недоступная для всех кроме султана, его семьи и самых приближенных к нему лиц. Сейчас во «внешней сокровищнице» музей оружия, здесь находится самая богатая в мире коллекция исламского оружия с VII по начало XX века. Конечно, же тут есть и оружие других стран, в частности европейское не обойдено вниманием. Тысячи и тысячи экспонатов - одних только видов оружия свыше 400.

Коллекция оружия во внешней сокровищнице Топкапы







Но все это оружейное богатство нас с вами мало интересует. Мы идем прямиком к Воротам Блаженства, ведущим в закрытый для посторонних во времена султана третий двор.

Ворота Блаженства



Третий двор за Воротами Блаженства был по сути внутренним дворцом. Здесь султан не жил (жил он в помещениях четвертого двора дворца), но здесь происходили все официальные действа. Третий двор окружали здания с тронным залом, гаремом, Внутренней Сокровищницей и, наконец, Тайными палатами.

Все торжественные приемы султана проходили в тронном зале, но нас-то наверняка интересует именно сокровищница? И не зря.

Количество сокровищ - золота, драгоценных камней, украшений действительно впечатляет, а сказать проще - зашкаливает.

Здание сокровищницы в третьем дворе






Cултан Мустафа IV на золотом троне. Конец XVIII века.

Трон Великого Могола, повелителя Индии Шах-Джахана, подарок султану.



Например, здесь есть два парных подсвечника изготовленных для Каабы (главной святыни ислама) из 48 кг золота и украшенных 6 тысячами бриллиантов.

Но наш с вами путь лежит в святую святых Топкапы - в Тайную палату внутреннего дворца. Когда-то даже сам султан мог посещать ее лишь раз в год. Теперь она открыта для общего посещения, что является головной болью турецкого правительства, поскольку высшие духовные лица ислама требуют закрыть ее, оставив доступ лишь для паломников в строго определенные дни в году. Ведь там находится большое количество самых святых реликвий ислама!

Но от нас с вами потребуют лишь не находиться там в шортах и майках, а женщин не пустят туда без закрытого платья и покрытой платком головы. И да - фото и видео съемка внутри СТРОГО запрещена. Там внутри всегда царит полумрак, чтобы яркий свет не повредил древние реликвии.

Здание Тайных палат в третьем дворе дворца Топкапи, где находится хранилище святых реликвий.


В этом помещении отдельно от всех хранится плащ пророка Мухаммеда.



Даже просто перечень святых реликвий впечатлит любого последователя ислама: плащ пророка, его мечи и лук, знамя, личное письмо пророка, его сандалии, зуб(!) пророка, волосы с бороды(каждый волосок отдельно), отпечатки ног пророка, его чаша и посох, личная печать, мечи его соратников, посох Моисея, котел Авраама, головной убор Иоанна-Крестителя и многое другое.

Кого-то может удивит, что тут делают вроде как христианские реликвии, но почти все великие пророки библии, жившие до Мухаммеда, считаются пророками и в исламе, и они почитаются мусульманами не в меньшей степени чем христианами.

Предваряя ваши вопросы, ни одна священная реликвия не исследовалась учеными, а потому подлинность многих (если не большинства) реликвий остается под сомнением с точки зрения историков. Некоторые просто не могут быть подлинными, если, конечно, не подходить к ним с точки зрения веры - ислама.

Волос с бороды пророка. Впечатляет?


След ноги пророка в камне, чудо — признак святости


Одна из створок древних дверей Каабы


Письмо, написанное пророком Мухаммедом


А вот эта реликвия уверен, заинтересует вас больше. Два личных меча пророка (Al-Ma’thur и Al-Qadib) и его лук. На переднем плане серебряный футляр для лука покрытый позолотой.


Лук сделан из тростника. Тетива снята, потому он выгнут в обратную сторону.


Меч пророка Al-Ma’thur, длина клинка 99 см. Украшен золотом и драгоценными камнями.


Меч Al-Qadib, длина клинка 101 см



Наверняка найдутся пользователи, что возмутятся качеством этих фотографий мечей и скажут, что, мол, можно было найти подобные фото в сети и по качественней.

Можно, вот они:





Вот только это не фото настоящих мечей - в первом случае это просто рисунок художника, а во-втором - не слишком качественная реплика. Как вы помните, фотосъемка в павильонах запрещена, так что никаких фото с высоким разрешением в сети вы не найдете, тем более макросъемки эфеса, клинка или даже ножен этих самых мечей.

Мечи сподвижников пророка



Вся эта украшенная золотом драгоценная отделка - более поздняя работа. Во времена Мухаммеда те же самые мечи выглядели куда как скромнее.

И на фоне всех этих изукрашенных мечей в стенной нише за бронированным стеклом почти незаметен вот этот скромный меч.



На его рукоятке и ножнах нет блеска золота, но по какой такой причине он выставлен таким образом, неужели он при всем этом столь важен как священная реликвия?

Ведь мечи первых святых халифов и даже два личных меча пророка, невероятное по меркам ислама сокровище, выставляются вместе, а этот меч - в гордом одиночестве! Скажу больше, в подлинности этой реликвии сомневаются даже некоторые весьма уважаемые теологи ислама, поскольку само существование такого меча нарушает основы Корана: на нем есть изображение человека, что категорически запрещено в исламе.

Тем не менее, это один из знаменитейших девяти мечей пророка Мухаммеда - Аль-Баттар (Al- Battar «Рассекающий»), и именно он цель нашего с вами путешествия!

Меч Al-Battar, длина клинка 101 см



Это обоюдоострый меч с изогнутой рукояткой и весьма длинным клинком. Из-за длины и формы клинка, его рукояти, отсутствия тяжелого набалдашника на эфесе и, вследствие этого смещенного центра тяжести в сторону клинка, достаточно очевидно, что меч предназначен прежде всего для рубящих ударов, наносимых всадником верхом на коне. Что в сумме соответствует реалиям войны времен пророка.

Вот только сам клинок заметно старше Мухаммеда!

Рассмотрим его чуть ближе.


Виден рисунок - весьма условное изображение человека, будто рисовал маленький ребенок, у самой гарды и арабская вязь на самом клинке. Есть у меня фото рисунка покрупнее для вас.



Что же здесь изображено?

Для этого надо вспомнить историю меча, это военная добыча взятая у Бану Кайнука близ Медины (совр. Саудовская Аравия). Меч был преподнесен в дар пророку Мухаммеду как драгоценная реликвия уже в то время, ведь не зря это меч еще называется «Мечом Пророков». По легенде он принадлежал целому ряду святых пророков, чьи имена арабской вязью написаны на клинке. Первый из этих великих пророков - Дауд.

Именно он и изображен на клинке за очень важным делом - отрезанием головы Джалута, могучего великана и царя племени амаликитян, который изначально и был владельцем этого меча. Прямо скажем - не свезло Джалуту, какой-то заморыш сразил его без меча, а потом его же клинком откромсал ему голову.

Вам это история не напоминает чего-нить? Правильно, вы угадали, это пересказ библейского поединка Давида и Голиафа. И да, Дауд - это и есть Давид.

Следующим пророком, в чьих руках оказался меч, по списку - Сулейман ибн Дауд. В переводе на «язык» христиан, знаменитый царь Соломон, сын Давида победителя Голиафа.

Но обратите внимание на клинок, там не только арабская вязь, но есть и другая надпись на незнакомом нам языке.



Это набатейская письменность, из которой и развилась позже арабское письмо, вышла из употребления в начале VI века за век до откровения пророка Мухаммеда. Еще один аргумент в пользу вполне реальной древности меча. Ему, минимум, около полутора тысяч лет!

Но мы с вами не будем перечислять всех пророков, якобы владевших этим мечом. Остановимся на одном и самом важном для нас - последним перед Мухаммедом: Иса ибн Мариам, что означает «Иса сын Мариам». Но ведь Мариам это женское имя, а арабы всегда зовут человека по имени его отца, а не по матери!

Дело в том, что у Исы никогда не было отца, он родился от матери-девушки, благодаря чуду сотворенному Аллахом. Да, речь идет именно об Иисусе Христе, вот только Коран напрочь отметает версию смерти пророка Исы на кресте, утверждая, что вопреки всем заверениям римлян и предавших своего пророка иудеям, им не удалось «ни убить его, ни распять, но это только представилось им». Иса не умер, а следовательно и не воскресал, его забрал к себе на небеса сам Аллах, где он пребудет рядом с ним почти до самого Страшного Суда.

Неужели слова Иисуса «не мир я принес вам, а меч» - вот об этом самом мече?!

И рад бы согласиться, но вот в чем заковыка: не было никогда у Христа меча, это всего лишь метафора, то бишь фигура речи. Ну не мог никоим образом плотник-пророк из Назарета расхаживать по Иудее с огромным мечом длиной более метра на поясе, он был бы сразу схвачен властями и арестован за подготовку к мятежу. Да и нет в Новом Завете ни одного даже косвенного намека, что у Иисуса мог быть меч.

И вот тут мы стоим, казалось бы, перед неразрешимой проблемой - если меч никогда не был в руках Христа, то значит надпись на мече - ложь, а это с точки зрения правоверного мусульманина не может быть: святые реликвии не могут лгать!

Однако, есть одно вполне изящное решение данного вопроса, о котором мы с вами даже не подозревали.

На клинке перечислены все его владельцы, правильно?

Да. И хотя Иса мечом не владел, даже не держал его в руках, но вычеркивать его из списка неправильно, ибо сама эта надпись является не фактом прошлого, а пророчеством: меч будет принадлежать Иисусу!

Мусульмане, как и христиане верят во второе пришествие пророка Исы (Христа). Его возвращение возвестит для всех близость Страшного Суда. В то время миром будет править Даджал (Антихрист), который обманет большую часть людей, называя зло - добром, а черное - белым. Иса победит и уничтожит лже-мессию Даджала. После чего настанет царство добра и справедливости на земле, правда в отличие от версии христианства оно продлится не 1000 лет, а всего лишь 40, после чего пророк Иса умрет и будет похоронен рядом с пророком Мухаммедом. Ну, а дальше все как по писаному, практически одинаково для обоих религий - вострубят трубы ангелов, восстанут мертвые, грядет Страшный Суд и конец света.

Так вот - многие мусульмане верят, что согласно легенде именно Аль-Баттаром в руках пророка Исы будет повержен Даджал.

А поскольку это произойдет, согласно христианской эсхатологии, во время великой последней битвы, то перед вами…

меч Армагеддона, которым Иисус лично сразит предводителя сил зла - Антихриста.



А что остается нам с вами? Только попрощаться со Стамбулом, дворцом Топкапы и священными реликвиями в Тайной палате.

До новых встреч!

Вас ждут новые публикации о реальных легендарных клинках.

С уважением к читателям и подписчикам, Лысый Камрад

Если вы хотите узнать заранее о приближении Армагеддона, попросите вашего знакомого, поехавшего в Стамбул, заглянуть во дворец Топкапы и проверить на месте ли меч Аль-Баттар.

«Topkapi Saray» - «Дворец Топкапи». В русском произношении также «Топкапы», а в переводе дворец «Пушечные ворота».

Название дворцового комплекса произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая память о том, что и при византийцах приблизительно на этом месте также находились ворота.


С 1924 года дворец является музеем, а до этого служил несколько столетий главной султанской резиденцией, но занимал в последние годы существования империи уже второстепенное место, т.к. у султанов появилась резиденция в европейском стиле - «Долмабахче».

Среди достопримечательностей Топкапи заслуживает особого внимания та часть сокровищницы, где хранятся, в частности, персональные святые реликвии пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) - золотой меч, лук, печать из янтаря, пучок волос с бороды, отпечаток ступни, серебряный трон пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Султаны обязательно посещали помещение со святыми реликвиями Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) - т.н. «Собрание реликвий» ежегодно в месяц рамадан. Святые реликвии были привезены султаном Селимом I в 1517 году из Египта, при завоевании этой страны. В помещении реликвий также выставлены и артефакты, не имеющие отношения к пророку (мир ему и благословение Всевышнего).

Ответы на кроссворд АиФ 38 2017 (20.09.2017)

По горизонтали:

  1. Сказочная блондинка. Ответ из 10 букв: БЕЛОСНЕЖКА
  2. Юбилейное застолье. Ответ из 6 букв: БАНКЕТ
  3. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны? Ответ из 6 букв: ФРУНЗЕ
  4. «Тамбовский волк тебе …!» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»). Ответ из 6 букв: БОЯРИН
  5. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи? Ответ из 6 букв: РИТТЕР
  6. «В огороде бузина, а в Киеве …». Ответ из 6 букв: ДЯДЬКА
  7. На чём играет Джо из фильма «В джазе только девушки»? Ответ из 8 букв: САКСОФОН
  8. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»? Ответ из 11 букв: ОВЦЕВОДСТВО
  9. Товар на автозаправке. Ответ из 6 букв: БЕНЗИН
  10. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр? Ответ из 5 букв: ОРГАН
  11. «Типун тебе на …!». Ответ из 4 букв: ЯЗЫК
  12. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина? Ответ из 8 букв: АЛЛИЛУЕВ
  13. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда. Ответ из 7 букв: ТОПКАПЫ
  14. «Травяное ассорти» из аптеки. Ответ из 4 букв: СБОР
  15. Шоу на небе. Ответ из 5 букв: САЛЮТ
  16. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»? Ответ из 6 букв: АСТРАЛ
  17. «Жесточайший надзор» за «свободой слова». Ответ из 7 букв: ЦЕНЗУРА
  18. Затейник при отеле. Ответ из 8 букв: АНИМАТОР
  19. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков? Ответ из 9 букв: АКТЕРСТВО
  20. «Каждый … мой душу зверя лечит». Ответ из 4 букв: СТИХ
  21. Внешняя … государства. Ответ из 8 букв: ПОЛИТИКА
  22. «Чужое … не ведает твоей боли». Ответ из 4 букв: ТЕЛО
  23. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого? Ответ из 4 букв: ВИСТ
  24. Химический ингредиент. Ответ из 8 букв: ВЕЩЕСТВО
  25. Немецкий мещанин. Ответ из 6 букв: БЮРГЕР
  26. «Начальство надо знать в …». Ответ из 4 букв: ЛИЦО
  27. «Орган чувств» у прибора. Ответ из 6 букв: СЕНСОР
  28. Военный художник. Ответ из 8 букв: БАТАЛИСТ
  29. Четвёртый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова. Ответ из 4 букв: ГАФТ

По вертикали:

  1. Где дебет с кредитом сводят? Ответ из 11 букв: БУХГАЛТЕРИЯ
  2. «Разводит лохов». Ответ из 7 букв: АФЕРИСТ
  3. Сущая безделица. Ответ из 11 букв: ПУСТЯКОВИНА
  4. Предел утомления. Ответ из 11 букв: ИЗНЕМОЖЕНИЕ
  5. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»? Ответ из 6 букв: АКОПЯН
  6. Самая престижная марка обручальных колец. Ответ из 6 букв: КАРТЬЕ
  7. Кто стащил амброзию у олимпийских богов? Ответ из 6 букв: ТАНТАЛ
  8. «Райское наслаждение» для коммерсанта. Ответ из 5 букв: ДОХОД
  9. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену? Ответ из 9 букв: ОСТРОКИЗМ
  10. Увлечение певца Александра Маршала. Ответ из 9 букв: АВИАСПОРТ
  11. Грех продавца. Ответ из 5 букв: ОБВЕС
  12. Живой символ Белоруссии. Ответ из 4 букв: ЗУБР
  13. Приговор с небес. Ответ из 4 букв: КАРА
  14. «Отъявленный …». Ответ из 4 букв: ПЛУТ
  15. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой. Ответ из 4 букв: ЁЛКА
  16. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом! Ответ из 5 букв: ГОМЕР
  17. Благородный олень из Северной Америки. Ответ из 6 букв: ВАПИТИ
  18. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона? Ответ из 5 букв: МЮРАТ
  19. «Бритва жнеца». Ответ из 4 букв: СЕРП
  20. «Пульсация музыки». Ответ из 4 букв: РИТМ
  21. Страна вокруг Вьентьяна. Ответ из 4 букв: ЛАОС
  22. Ритм «из-под копыт». Ответ из 5 букв: ЦОКОТ
  23. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли». Ответ из 7 букв: ГАНТЕЛИ
  24. Из какого города страной рулят? Ответ из 7 букв: СТОЛИЦА
  25. «Венецианское кружево» ныне. Ответ из 5 букв: ГИПЮР
  26. Таблетки «сексуального аппетита». Ответ из 6 букв: ВИАГРА
  27. Нельзя! Ответ из 6 букв: ЗАПРЕТ
  28. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия). Ответ из 5 букв: ТУТСИ
  29. Чем лиса следы заметает? Ответ из 5 букв: ХВОСТ
  30. Аромат «собачьей жизни». Ответ из 5 букв: ПСИНА
  31. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова? Ответ из 4 букв: КЕША
  32. «Дорога к сердцу» для крови. Ответ из 4 букв: ВЕНА
  33. «Мы живём, чтобы давать … каждому новому дню». Ответ из 3 букв: БОЙ
Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...