Мясковский николай яковлевич личная жизнь. Николай мясковский, композитор, друг сергея прокофьева. Мясковский Николай Яковлевич


Н. Мясковский - старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. «Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», - писал Б. Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его «духовной летописью». Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. 27 симфоний Мясковского - это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой. Помимо симфоний Мясковский создал, 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную Сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (ок. 100), кантаты, вокально-симфоническая поэме «Аластор».

Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая «была очень умной и доброй женщиной... но ее тяжелая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах», - писали впоследствии сестры Мясковского, который, по их словам, был в детстве «очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным».

Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. - во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты - фортепианные прелюдии - относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. «Из всех закрытых военно-учебных заведений - это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», - писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... «с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации - на Могучую кучку». Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским.

В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», - так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? - писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».

Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шенберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов - появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.

В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», - пишет Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую!»

После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев: ...«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность.

С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает в журнале «Современная музыка».

После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.

От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Асафьев характеризовал как «два течения - самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Сам Мясковский писал о симфониях, «что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые». Примером первых может служить Десятая, которая «явилась ответом... на давно мучившую... идею - дать картину душевного смятения Евгения из „Медного всадника“ Пушкина». Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии - вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского - один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность» (Асафьев).

Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

О. Аверьянова

- 8 августа , Москва) - русский композитор.

Мясковский преподавал в Московской консерватории более 25 лет. За это время через его класс прошло более 80 учеников.

Ученики Н. Я. Мясковского

Абрамский А. С. (1927), Аксенов А. Н. (1931), Алексеев В. В. (1929), Белорусец И. М. (1938), Белый В. А. (1929), Бирюков Ю. С. (1936), Будашкин Н. П. (1937), Веприк А. М. (1923), Витачек Ф. Е (1931), Гайгерова В. А.(1928), Гамбург Г.С. (1927), Герчик В.П. (1937), Голубев Е. К. (1936), Кабалевский Д. Б. (1929), Квадри М. В., Крюков В. Н. (1925), Левина З. А. (1932), Локшин А. Л. (1941), Мaкарова Н. В. (1936), Макаров-Ракитин К. Д. (1935), Месснер Е.И. (1929), Мокроусов Б.А. (1936), Мосолов А.В. (1925), Мурадели В. И. (1938), Надиров И. Н. (1936), Никольский Ю. С. (1925), Обoрин Л.Н. , Пейко Н.И. (1940), Половинкин Л.А. (1924), Разоренов С.А. (1939), Соколов-Камин А.Н. (1931), Старокадомский М. Л. (1928), Степанов Л. Б. (1938), Фере В. Г. (1929), Хачатурян А. И. (1934), Хачатурян К. С. (1949), Чайковский Б. А. (1949), Черемухин М. М. (1928), Шебалин В. Я. (1928), Шехтер Б. С. (1929), Ширинский В. П. (1928), Эшпай А. Я. (1953), Юровский В. М. (1938)

(в скобках – год окончания МК)

Сочинения

  1. 01 "Размышления" 7 стихотворений Е.Баратынского для голоса с фортепиано Вокал 1907
  2. 02 "Из юношеских лет" 12 романсов для голоса и фортепиано на слова К. Бальмонта Вокал 1903-1906
  3. 03 Симфония № 1, до минор, в 3-х частях Симфонии 1908
  4. 04 «На грани», 18 романсов на слова З.Гиппиус для среднего и низкого голоса с ф-но Вокал 1904-1908
  5. 05 «Из З.Гиппиус», 3 пьесы для голоса и ф-но Вокал 1905-1908
  6. 06 Соната № 1 для ф-но, ре минор, в 4-х частях Фортепиано 1907-1909
  7. 07 «Мадригал», сюита для голоса с ф-но на слова К.Бальмонта Вокал 1908-1909
  8. 08 Три наброска на слова Вяч. Иванова для голоса с ф-но Вокал 1908
  9. 09 «Молчание», симфоническая притча Оркестровая музыка 1909-1910
  10. 10 Симфониетта, ля мажор, в 3-х частях Оркестровая музыка 1910
  11. 11 Симфония №2, до диез минор, в 3-х частях Симфонии 1910-1911
  12. 12 Соната для виолончели и фортепиано, ре мажор Инструментальная музыка 1911
  13. 13 Соната № 2 для фортепиано, фа диез минор, одночастная Фортепиано 1912
  14. 14 «Аластор», симфоническая поэма Оркестровая музыка 1912
  15. 15 Симфония № 3, ля минор, в 2-х частях Симфонии 1914
  16. 16 «Предчувствия», 6 набросков на слова З.Гиппиус для голоса с ф-но Вокал 1913-1914
  17. 17 Симфония № 4, ми минор, в 3-х частях Симфонии 1917-1918
  18. 18 Симфония № 5, ре мажор, в 4-х частях Симфонии 1918
  19. 19 Соната № 3 для фортепиано, до минор, одночастная Фортепиано 1920
  20. 20 6 стихотворений А.Блока для голоса с ф-но Вокал 1921
  21. 21 «На склоне дня» 3 наброска на слова Ф. Тютчева для голоса и ф-но Вокал 1922
  22. 22 «Венок поблекший», музыка к 8 стихотворениям А.Дельвига – тетради I и II для голоса и ф-но Вокал 1925
  23. 23 Симфония № 6 , ми бемоль минор, в 4-х частях Симфонии 1921-1923
  24. 24 Симфония № 7, си минор, в 2-х частях Симфонии 1922
  25. 25 «Причуды», 6 набросков для ф-но Фортепиано 1922-1927
  26. 26 Симфония № 8, ля мажор, в 4-х частях Симфонии 1924-1925
  27. 27 Соната № 4 для ф-но, до минор, в 3-х частях Фортепиано 1924-1925
  28. 28 Симфония № 9, ми минор, в 4-х частях Симфонии 1926-1927
  29. 29 «Воспоминания», 6 пьес для ф-но Фортепиано 1927
  30. 30 Симфония № 10, фа минор, в 1-й части Симфонии 1926-1927
  31. 31 «Пожелтевшие страницы», 7 незатейлевых вещиц для ф-но Фортепиано 1928
  32. 32 № 1 Серенада, ми бемоль мажор, для м. оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1928-1929
  33. 32 № 2 Симфониетта, си минор, для струнного оркестра Оркестровая музыка 1929
  34. 32 № 3 Лирическое концертино № 1, соль мажор, для м. Оркестра в 3-х частях Оркестровая музыка 1929
  35. 33 № 1 Струнный квартет № 1, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1930
  36. 33 № 2 Струнный квартет № 2, до минор, в 3-х частях Камерная музыка 1930
  37. 33 № 3 Струнный квартет № 3, ре минор, в 2-х частях Камерная музыка 1930
  38. 33 №4 Струнный квартет № 4, фа минор в 4-х частях Камерная музыка 1909-1937
  39. 34 Симфония № 11, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
  40. 35 Симфония № 12, соль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
  41. 36 Симфония № 13, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1933
  42. 37 Симфония № 14, до мажор, в 5-х частях Симфонии 1933
  43. 38 Симфония № 15, ре минор, в 4-х частях Симфонии 1935
  44. 39 Симфония № 16, фа мажор, в 4-х частях Симфонии 1935-1936
  45. 40 12 романсов на слова М.Лермонтова, для голоса с ф-но Вокал 1935-1936
  46. 41 Симфония №17 Соль диез минор в четырех частях Симфонии 1936-1937
  47. 42 Симфония №18 До мажор в трех частях Симфонии 1937
  48. 43 №1 10 очень легких пьес для ф-но Фортепиано 1938
  49. 43 №2 Четыре легкие пьески в полифоническом роде для ф-но Фортепиано 1938
  50. 43 №3 Простые вариации, ре мажор, лирическая сюита для ф-но Фортепиано 1937
  51. 44 Концерт для скрипки с оркестром, ре минор, в 3-х частях Концерты 1938
  52. 45 Три наброска (на слова С.Щипачева и Л.Квитко) для голоса с ф-но Вокал 1938
  53. 46 Симфония № 19, ми бемоль мажор для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1939
  54. 46 bis Две пьесы (из симфонии №19) для струнного оркестра Оркестровая музыка 1945
  55. 47 Струнный квартет №5, ми минор в четырех частях Камерная музыка 1938-1939
  56. 48 Приветственная увертюра до мажор для б. оркестра Оркестровая музыка 1939
  57. 49 Струнный квартет №6, соль минор Камерная музыка 1939-1940
  58. 50 Симфония № 20, ми мажор, в трех частях Симфонии 1940
  59. 51 Симфония № 21, фа диез минор Симфонии 1940
  60. 52 «Из лирики Степана Щипачева» 10 романсов для среднего голоса с ф-но Вокал 1940
  61. 53 Два марша для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1941
  62. 54 Симфония № 22 («Симфония-баллада»), си минор для б. Оркестра в трех частях Симфонии 1941
  63. 55 Струнный квартет № 7 , фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1941
  64. 56 Симфония-сюита № 23, ля минор (на темы кабардино-балкарских песен), для б. оркестра в 3-х частях Симфонии 1941
  65. 57 Сонатина, ми минор, для фортепиано в 3-х частях Фортепиано 1942
  66. 58 Песня и рапсодия (Prelude und Rondo-Sonate), си бемоль минор, для ф-но Фортепиано 1942
  67. 59 Струнный квартет № 8, фа диез минор Камерная музыка 1942
  68. 60 Драматическая увертюра, соль минор, для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1942
  69. 61 “Киров с нами”, поэма- кантата для м.-сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, на слова Н.Тихонова, в 4-х частях Вокал 1942
  70. 62 Струнный квартет № 9, ре минор, в 3-х частях Камерная музыка 1943
  71. 63 Симфония № 24, фа минор, в 3-х частях Симфонии 1943
  72. 64 № 1 Соната (№ 5) для ф-но, си мажор Фортепиано 1944
  73. 64 № 2 Соната (№ 6) для ф-но, ля бемоль мажор Фортепиано 1944
  74. 65 “Звенья”, 6 набросков для б. оркестра Оркестровая музыка 1944
  75. 66 Концерт для виолончели с оркестром, до минор, в 2-х частях Концерты 1944
  76. 67 № 1 Струнный квартет № 10, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1945
  77. 67 № 2 Струнный квартет № 11 “Воспоминания” , ми бемоль мажор Камерная музыка 1945
  78. 68 Симфониетта № 2 для струнного оркестра, ля минор, в 4-х частях Оркестровая музыка 1945-1946
  79. 69 Симфония № 25, ре бемоль мажор, в 3-х частях Симфонии 1945-1946
  80. 70 Соната для скрипки и ф-но, фа мажор, в 2-х частях Инструментальная музыка 1947
  81. 71 Славянская рапсодия для б. симфонического оркестра Оркестровая музыка 1946
  82. 72 Тетрадь лирики, 6 романсов для высокого голоса и ф-но (на слова М.Мендельсон и её переводы из Бернса) Вокал 1946
  83. 73 “Стилизации”, 9 пьес в форме старых танцев для ф-но Фортепиано 1946
  84. 74 “Из прошлого”, 6 импровизаций для ф-но Фортепиано 1946
  85. 75 "Кремль ночью", кантата-ноктюрн (слова С.Васильева) для соло-тенора (или сопрано), смешанного хора и оркестра Вокал 1947
  86. 76 Патетическая увертюра до минор для симфонического оркестра (к ХХХ летию Совествкой Армии) Оркестровая музыка 1947
  87. 77 Струнный квартет № 12, соль мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1947
  88. 78 Полифонические наброски для ф-но, в 2-х тетрадях Фортепиано 1947
  89. 79 Симфония № 26 (на русские темы), до мажор, в 3-х частях Симфонии 1948
  90. 80 Дивертисмент ми бемоль мажор, для б. симфонического оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1948
  91. 81 Соната № 2 для виолончели и ф-но, ля минор, в 3-х частях Инструментальная музыка 1948-1949
  92. 82 Соната (№ 7) для фортепиано, до мажор Фортепиано 1949
  93. 83 Соната (№ 8) для фортепиано, ре минор Фортепиано 1949
  94. 84 Соната (№ 9) для фортепиано, фа мажор (средней трудности) Фортепиано 1949
  95. 85 Симфония № 27, до минор, в 3-х частях Симфонии 1949
  96. 86 Струнный квартет № 13, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1949
  97. 87 “За многие годы”, сборник романсов и песен на слова разных авторов Вокал 1950
  98. T 01 Ф.Э. Бах Andante для флейты и фортепиано. Переложение второй части концерта для оркестра Фортепиано 1922
  99. T 02 Д. Мелких «Аладина и Паломид» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1925
  100. T 03 М. Штейнберг «Принцесса Малэн» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1926
  101. T 04 С. Прокофьев Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1929
  102. T 05 М. Штейнберг Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1930
  103. T 06 М. Мусоргский «Иванова ночь на лысой горе» - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1931
  104. T 07 С. Прокофьев «Осеннее» - эскиз для м. симфонического оркестра - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1935
  105. T 08 С. Прокофьев «Египетские ночи» симфоническая сюита из музыки к спектаклю - переложение для фортепиано в четыре руки Вокал 1935
  106. T 09 С. Прокофьев «1941-й год» симфоническая сюита - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1941
  107. T 10 А. Бородин Три романса и каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь» - переложение аккомпанементов для струнного квартета. Камерная музыка 1944
  • 10 - 12 прелюдий для фортепиано. Фортепиано 1896-1898
  • 4 прелюдии для фортепиано Фортепиано 1899
  • 2 прелюдии для фортепиано Фортепиано 1900
  • Прелюдия для фортепиано, до диез минор Фортепиано 1901
  • Фантазия фа минор для фортепиано Фортепиано 1903
  • “Тишина”, романс для голоса с фортепиано на слова Мельшина Вокал 1904
  • Идиллия фа мажор для фортепиано Фортепиано 1904
  • Две фантазии для фортепиано: до диез минор и ре мажор Фортепиано 1904
  • Две фантазии для голоса с фортепиано Вокал 1903
  • Соната для фортепиано ми минор Фортепиано 1905
  • Скерцандо для фортепиано Фортепиано 1905
  • Два романса для голоса и фортепиано Вокал 1905
  • “Flofion”, тетрадь 1, шесть прелюдий для фортепиано Фортепиано 1899-1901
  • “Flofion”, тетрадь 2, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906
  • “Flofion”, тетрадь 3, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906-1907
  • “Flofion”, тетрадь 4, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907
  • “Flofion”, тетрадь 5, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  • “Flofion”, тетрадь 6, Школьные опыты для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  • “Flofion”, тетрадь 7, Опыты для фортепиано Фортепиано 1908-1912
  • “Flofion”, тетрадь 8, Наброски и отрывки для фортепиано Фортепиано 1917-1919
  • Соната для фортепиано до минор одночастная Фортепиано 1907
  • Соната для фортепиано соль мажор одночастная Вокал 1907
  • 26 фуг (классных) для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  • 2 романса для голоса с фортепиано Фортепиано 1908
  • “Ковыль” для хора без сопровождения на слова К.Бальмонта Вокал 1909
  • Увертюра соль мажор для небольшого оркестра Оркестровая музыка 1909
  • «Песня у станка» на слова А. Безыменского для голоса и фортепиано. Вокал 1930
  • Два военных марша для духового оркестра Оркестровая музыка 1930
  • Три песни советских летчиков для хора и фортепиано Вокал 1931
  • «Ленинская» песня для хора с фортепиано на слова А.Суркова Вокал 1932
  • «Песня о Карле Марксе» для хора с фортепиано на слова С.Кирсанова Вокал 1932
  • Три военно-комсомольские песни для хора с фортепиано Вокал 1934
  • «Слава советским пилотам» четырехголосный смешанный хор без сопровождения (слова А.Суркова) Вокал 1934
  • Прелюдия и фугетта на имя «Сараджев», соль минор. Из 24 пьес для фортепиано (1907), для симфонического оркестра Оркестровая музыка 1934
  • «Жить стало лучше» для голоса и фортепиано на слова В.Лебедева-Кумача. Вокал 1936
  • Четыре песни полярников для голоса и фортепиано Вокал 1939
  • Две массовые песни для голоса с фортепиано Вокал 1941
  • «Походная песня» для мужского двухголосного хора без сопровождения на слова М. Исаковского. Вокал 1941
  • Два эскиза к гимну РСФСР Оркестровая музыка 1946

Николай Мясковский родился в семье военного инженера 20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевская близ Варшавы. Детство он провел в постоянных разъездах - Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, Николая Мясковского, вслед за старшим братом Сергеем, определили в закрытое учебное заведение - Нижегородский кадетский корпус. Затем в 1895 году Мясковский был переведен в петербургский Второй кадетский корпус. Свое военное образование он завершил в Военно-Инженерном училище. После недолгого пребывания на службе в саперной части в Зарайске его перевели в Москву.

К тому времени Мясковский уже прошел уроки гармонии у Н.И. Казанли - руководителя оркестра кадетов - и пробовал сочинять.

Попав в Москву, с января по май 1903 года Мясковский занимался с Глиэром и прошел весь курс гармонии. Это был период напряженнейшего труда: посвятив днем несколько часов музыке, Мясковский потом ночами сидел над служебными заданиями.

Занятия теорией Мясковский - по совету Глиэра - продолжал под руководством И.И. Крыжановского, ученика Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай черпал опыт от двух композиторских школ: московской и петербургской. Три года Мясковский обучался у Крыжановского контрапункту, фуге, форме и оркестровке.

Наконец летом 1906 года, втайне от военного начальства, Мясковский сдал экзамены и поступил в Петербургскую консерваторию. Весной 1907 года Мясковский подал прошение об отставке, но только через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив отпуск для необходимого лечения, он почувствовал себя впервые в жизни почти профессиональным музыкантом.

Романсы на слова Гиппиус были первыми опубликованными сочинениями Мясковского. В консерваторские годы состоялся творческий дебют Мясковского как автора симфонической музыки. Первая симфония Мясковского написана в 1908 году для небольшого оркестра и впервые прозвучала 2 июня 1914 года.

За симфонией последовала оркестровая сказка «Молчание» (1909) по Эдгару По. Начиная работу над «Сказкой», Мясковский писал Прокофьеву: «Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты - Мрак и Ужас». Очень близка по настроению и вторая симфоническая поэма Николая Яковлевича - «Аластор», созданная через три года после «Молчания».

Сказку «Молчание» композитор Асафьев считал первым зрелым произведением Мясковского, а в «Аласторе» отмечал яркую музыкальную характеристику героя, мастерство разработки и исключительную выразительность оркестра в эпизодах бури и смерти. Мясковскому исполнилось тридцать лет, когда он в 1911 году «тихо», по собственному определению, закончил консерваторию, показав Лядову два квартета. В августе 1911 года началась и музыкально-критическая деятельность композитора. За три года в журнале «Музыка» было напечатано 114 статей и заметок Николая.

Говоря о своих сочинениях раннего периода, включая предвоенную Третью симфонию, Мясковский сам отмечал, что почти все они носят отпечаток глубокого пессимизма. Причины этого Николай Яковлевич видел в «обстоятельствах личной судьбы», вспоминая, как почти до тридцати лет он вынужден был вести борьбу за «высвобождение» от навязываемой ему военной профессии, а также в воздействии еще не преодоленного груза различных влияний.

Начавшаяся в 1914 году мировая война надолго отвлекла Мясковского от творческих планов. В первые же дни трагических событий он был призван в армию и покинул Петербург, снова надев форму поручика саперных войск.

Тяжелая контузия, полученная Мясковским под Перемыш-лем, все серьезнее давала о себе знать, и поэтому в 1916 году он из действующей армии был переведен на строительство крепости в Ревель. Пребывание на фронте, общение с людьми, с которыми он прошел ’войну и встретил Октябрьскую революцию, дали художнику новые впечатления, которые он отразил в Четвертой и Пятой симфониях, сочиненных им за три с половиной месяца - с 20 декабря 1917-го по 5 апреля 1918 года.

Революционные события всколыхнули огромную страну. И Мясковский, конечно, не мог в это трудное время вернуться к искусству. Он прослужил в армии до конца гражданской войны - до 1921 года.

Ни один замысел не вынашивался Мясковским так мучительно и долго, как замысел Шестой симфонии. В начале 1921 года композитор сделал наброски. К лету 1922 года они, наконец, были доработаны, и в Клину композитор начал инструментовку симфонии.

Шестая симфония - многоплановое, композиционно сложное и самое монументальное произведение Мясковского. Продолжительность ее 1 час 4 минуты. Шестая симфония Мясковского, по мнению многочисленных музыкальных критиков, одна из самых сильных русских симфоний вообще. Симфония волнует и захватывает глубиной и покоряющей искренностью чувств. Она трагедийна в том высоком смысле, на который обращал внимание еще Аристотель, утверждая, что «трагедия возвышает душу человека».

Вот что писал В.М. Беляев в письме к одному из своих друзей на следующий день после того, как 4 мая 1924 года в Большом театре под управлением Н.С. Голованова впервые прозвучало это произведение: «...Симфония имела потрясающий успех. В течение почти четверти часа публика понапрасну вызывала скрывшегося автора, но все-таки добилась своего; и автор появился. Его вызывали раз семь и поднесли ему большой лавровый венок.

Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия...»

Ни одно из последующих произведений, созданных Мясковским в 1920-е годы, среди которых было еще четыре симфонии, ни по масштабам замысла, ни по силе художественного воплощения не может быть поставлено в один ряд с Шестой симфонией, хотя и в них композитор старался отобразить проблемы, рожденные революцией.

Во второй половине 1920-х годов в Мясковского не раз летели стрелы пролеткультовцев. Так было, например, в 1926 году, когда в своем открытом письме сторонники агитмузыки обвинили композиторов во главе с Николаем Яковлевичем в чуждой идеологии.

Тем временем Мясковский завоевывает популярность за рубежом. Леопольд Стоковский, исполнявший в январе 1926 года в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке Пятую симфонию Мясковского, берется сыграть и Шестую. В Цюрихе пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих концертов его Четвертую фортепианную сонату. Кусевицкий через Прокофьева просил у Мясковского нотный материал еще не изданной Седьмой симфонии, так как хотел исполнять ее в Париже.

24 января 1926 года в чешской столице в первом симфоническом концерте современной русской музыки были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковского. После Седьмой симфонии, исполнявшейся впервые за рубежом, дирижера Сараджева вызывали семь раз, а Шестая произвела такое впечатление, что публика совсем не хотела отпускать его с эстрады.

Сараджеву выпала честь представить современную русскую музыку и в Вене. В концерте 1 марта 1926 года он снова дирижировал Шестой симфонией Мясковского. Доктор Пауль Писк сообщал из Вены, что московского дирижера «принимали очень горячо» и что произведение «встретило полное признание». С не меньшим успехом вскоре после Шестой симфонии в концерте камерной музыки в Вене была исполнена часть вокальной сюиты Мясковского «Мадригал».

Вероятно, лишь удивительная скромность и желание оставаться в тени заставляли Николая Яковлевича отказываться и от зарубежных поездок. Только один раз Мясковский ненадолго оставил родину. Это было в ноябре все того же 1926 года. Вместе с Б.Л. Яворским он представлял тогда советскую музыкальную общественность на торжествах в Варшаве, связанных с открытием долгожданного там памятника Ф. Шопену.

Из всех двадцати семи симфоний у Мясковского только две одночастные. Одна из них принадлежит к самым популярным его произведениям - это Двадцать первая. Другая - Десятая (1927), навеянная «Медным всадником» Пушкина, наименее известна. А между тем Десятая симфония заслуживает большего внимания хотя бы потому, что это - настоящее чудо полифонии. Десятая симфония - глубоко русская и очень «петербургская». Вполне сознавая это, Мясковский ничуть не удивился, когда в 1930 году получил от Прокофьева сообщение, что сыгранная Стоковским в Филадельфии симфония имела успех.

Вероятно, ни об одном сочинении Мясковского не говорили и не писали так много, как о Двенадцатой симфонии, названной «Колхозной» (1932). Исследователи считают ее этапным произведением, с которого начались «просветление» и демократизация музыки Мясковского, подчеркивая непосредственное обращение автора к советской тематике, оптимистическую концепцию произведения, четкость замысла, доступность его восприятия. В то же время отмечают ряд недостатков, связанных с поисками новых образов и средств выразительности. Мясковский и сам не отрицал, что симфония вышла схематичной, и наименее удачная третья часть только внешне выражает его авторский замысел.

Подгоняемый нетерпеливой творческой мыслью, Мясковский сочиняет одну симфонию за другой.

В конце 1934 года новая - Тринадцатая симфония прозвучала почти одновременно в Москве (дирижировал Л. Гинзбург) и в Чикаго (дирижер Ф. Сток). Осенью 1935 года Г. Шерхен исполнил ее в Винтертуре (Швейцария).

Четырнадцатую симфонию Мясковский постарался сделать более светлой и динамичной. Общий тон ее бодрый, живой. Сам Мясковский назвал ее «довольно бесшабашной вещицей», но отметил, что в ней есть «современный жизненный пульс».

Шестнадцатая симфония Мясковского одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. Прокофьев, присутствовавший в Большом зале консерватории на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936 года, когда эта симфония впервые прозвучала под управлением венгерского дирижера Эугена Сенкара, писал в рецензии, помещенной в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения - это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой».

В финале, насыщенном песенно-танцевальными мотивами, продолжается прославление советской авиации. Для конкретизации образа Мясковский в основу главной партии положил мелодию своей массовой песни «Летят самолеты», начинающуюся словами «Чтоб край наш рос». Симфония имела колоссальный успех. В памятный вечер премьеры автору пришлось много раз выходить на эстраду. То было настоящее торжество, радость которого для Мясковского усиливалась еще тем, что рядом с ним был Прокофьев, и не как гость, по стечению обстоятельств попавший именно в это время в Москву, а как человек, обосновавшийся уже здесь постоянно.

В творчестве Мясковского наступил необычно плодотворный период. За четыре предвоенных года им были сочинены пять (!) симфоний, включая и подлинную жемчужину - Двадцать первую. За пять дней (!) Мясковский набросал эскизы этой симфонии и тут же стал ее расцвечивать оркестровыми красками.

Длится симфония немногим больше 17 минут. Композитор демонстрирует предельную лаконичность формы, ясность языка и высочайшее полифоническое мастерство.

Игорь Бэлза так характеризует это произведение: «Замысел Двадцать первой симфонии неразрывно связан с образами родной земли, ее дивной красоты и необъятной шири. Но музыка симфонии выходит далеко за пределы лирически-созерцательных настроений, ибо произведение это согрето рожденными нашей действительностью чувствами радостной приподнятости, светлой оптимистичности, бодрости и мужества. Именно эти чувства, высказанные глубоко национальными средствами выразительности, звучат в Двадцать первой симфонии Мясковского, которая могла быть создана только русским музыкантом, живущим в советскую эпоху». На начало Отечественной войны композитор откликнулся сочинением трех боевых песен. Вслед за песнями появились два марша для духового оркестра - «Героический» и «Веселый». В эвакуации в Нальчике Мясковский сочинил Двадцать вторую симфонию, которую вначале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечественной войне».

Здоровье Николая Яковлевича в годы войны ухудшилось. Операция, сделанная Мясковскому в феврале 1949 года, лишь несколько улучшила его самочувствие. В конце года врачи предложили композитору новую операцию, но он отказался, стремясь любой ценой завершить Двадцать седьмую симфонию. В мае 1950 года Мясковского оперировали, но, увы... уже было поздно. Перевезенный вскоре на дачу Николай Яковлевич быстро угасал. 8 августа Мясковский скончался.

Вскоре после смерти композитора состоялась премьера Двадцать седьмой симфонии.

Умолк оркестр, а собравшиеся в зале сидели неподвижно как зачарованные. Умение захватить, покорить слушателя своей музыкой, заставить жить в мире созданных им образом и чувств в Двадцать седьмой симфонии Мясковского проявилось с исключительной силой. Понадобилось какое-то время, чтобы люди вернулись к реальной обстановке. Тогда дирижер Гаук высоко над головой поднял партитуру, и все в зале, стоя, долго и горячо аплодировали, выражая свое восхищение услышанным и благодарность мастеру, создавшему это великолепное произведение. В тот памятный вечер первого исполнения многие восприняли эту симфонию как завещание мастера, вложившего в свое последнее произведение всю силу таланта и умения.

Николай Мясковский

Дмитрий Горбатов

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашёл я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.

В 1907 году 26-летний Мясковский издал своё сочинение, обозначенное «опус 1». Это был цикл романсов — «Семь размышлений» на стихи Евгения Боратынского: приведённое выше стихотворение открывает цикл. Это же стихотворение можно рассматривать и как эпиграф ко всему творчеству Николая Яковлевича Мясковского — одного из самых удивительных русских композиторов.

Здесь каждая строка — предсказание. «Мой дар убог, и голос мой негромок». Боратынский ясно понимал: оказавшись в поэтическом окружении Пушкина и Лермонтова, его голос, такой отчётливо непохожий на другие голоса той эпохи, вряд ли будет внятно расслышан и по достоинству оценён современниками. С Мясковским, увы, произойдёт то же самое: на фоне Прокофьева и Шостаковича, его дар действительно покажется (и многим кажется до сих пор) «убогим».

«Его найдёт далёкий мой потомок». Боратынский понимал также и то, что, хотя и не будучи «первым среди равных», его негромкий голос будет привлекать внимание благодарных потомков. То же произойдёт и с Мясковским. Его по-настоящему полюбят лишь подлинные ценители русской музыки, и вокруг его имени никогда не будет той низкой суеты, что до сих пор досадно омрачает имена двух его великих современников. Недостаточно широкая посмертная популярность Мясковского обернулась для него сегодня одним важным преимуществом: те, кому непонятна и неинтересна его музыка, ни за что не станут притворяться понимающими и заинтересованными. Здесь необходимо именно родство душ автора и его далёкого потомка — «душа моя окажется с душой его в сношеньи», и потому сегодня любовь к музыке Мясковского не омрачена ни глупо-никчемной модой, ни малейшим оттенком лицемерия. Потомки — немногие — действительно глубоко благодарны ему за это.

«И как нашёл я друга в поколеньи…» Всю жизнь самым близким другом Мясковского был Сергей Прокофьев. Трудно представить себе более глубоких творческих антиподов — но так же трудно представить себе людей, более близких духовно: их почти полувековая дружба окончилась 8 августа 1950 года — в день смерти Мясковского. И нельзя забыть, что именно Прокофьев — один из самых одарённых европейских музыкантов, беспощадный критик современной музыки (брюзжавший по поводу Стравинского и почти вообще не замечавший Шостаковича), — столь упорно искал расположения Мясковского, а затем всю жизнь был самым активным и преданным пропагандистом его музыки на Западе. Изданная четверть века тому назад переписка Мясковского и Прокофьева — одна из самых ярких страниц русской эпистолярики, блещущая пленительным юмором и утончённым интеллектом.

Мясковский — не просто один из русских композиторов (каких было очень много в то время). Он — неотъемлемая часть и, одновременно, достойнейший представитель той культурной среды, которая обусловила звёздный час всей русской культуры на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Мясковский — эталон того, что именуется термином «школа» в его самом почётном толковании: школа — как синоним высочайшей дисциплины творческого труда. Мясковский принадлежал к поколению людей, которые, встречая и провожая гостя, подавали ему пальто, — без различия пола и возраста. (Композитор Моисей Вайнберг, юношей чудом спасшийся из польского гетто перед самой Войной, вспоминая свой первый визит на квартиру к Мясковскому, утверждал, что именно это потрясло его больше всего: «Вы представляете, он подал мне пальто! Мне, 20-летнему мальчишке!»)

Мясковский — сын своей эпохи — композитор глубоко трагический. В Галиции ему довелось пройти фронт Первой Мировой войны поручиком сапёрного батальона (по настоянию отца, генерала русской армии, он получил образование военного инженера в кадетском корпусе). Человек, столько раз видевший вокруг себя жуткую смерть, — когда от людей оставались лишь клочья кровавого мяса, притом смерть совершенно ничем не оправданную, — наверное, и к жизни начинает относиться по-другому. Вероятно, именно поэтому Мясковский никогда не боялся репрессий. Поэтому же Союз композиторов, когда в 1948 году участвовал в кампании беспрецедентной травли самых талантливых советских музыкантов, так и не дождался от Мясковского ни одного покаянного письма (их написали тогда все ведущие композиторы, кроме него одного), — да и вообще не дождался от него ни единого слова жалобы.

Мясковский относился именно к тому духовному типу русских людей, о котором с трагической точностью сказала Ахматова:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Эмиграция была внутренне исключена для Мясковского — решительно и навсегда. Прокофьев, не называя своего друга по имени, напишет о нём в дневнике: «Напрасно один мудрый человек говорил: «Не убегайте от событий, события не простят вам этого: когда вы вернётесь, вас не будут понимать». Я не внял его словам».

Всю жизнь Мясковский был замкнутым, погружённым в себя человеком. В девять лет он потерял мать — её портрет висел над столом у него в кабинете до последнего дня (там же он висит и сейчас). Личная жизнь Мясковского не сложилась — женат он не был ни разу. Тщательно сторонившийся шумной советской композиторской тусовки, он жил особняком, полностью сосредоточенный на преподавании и творчестве. Мясковский — автор двадцати семи симфоний: случай уникальный со времён Гайдна. Двадцать семь симфоний — двадцать семь жизней; все они прожиты Мясковским абсолютно честно — так же, как прожил он свою «внешнюю» жизнь. Среди всех его симфоний особое место занимает Шестая — звёздный час композитора и, одновременно, первый настоящий триумф русской музыки после революции. В 1923 году именно Шестая симфония принесла Мясковскому мировую славу.

"Молчание". Портрет композитора Н.Я.Мясковского. 2008, Художник Юрий Никитин

Это был единственный период, когда Мясковский как бы «вышел из тени». В юности его заслонял гений Скрябина (у которого он очень многому научился). Когда Мясковский стал молодым человеком, вперёд уверенно вышел Стравинский. Не успел Стравинский покинуть Россию, как о себе громогласно заявил Прокофьев. И вот настали 20-е годы: Стравинский в эмиграции, Прокофьев в «продолжительной творческой командировке» (выражение наркома Луначарского), а Шостакович — пока ещё только талантливый подросток. Мясковский находится в зените творческой зрелости: ему исполнилось сорок, и в русской музыке на родине именно он — самый крупный композитор, самая авторитетная музыкально-общественная фигура.

20-е годы — историческая концовка Русской Революции, эпоха её выстраданного осознания. Шестая симфония Мясковского — это симфония о революции, о любой Революции вообще. В этом музыкальном произведении диалектика Революции явлена гораздо глубже и откровеннее, чем в ином историческом или философском романе. Всё своё глубочайшее понимание Революции Мясковский безошибочно вложил в обобщённые музыкальные символы. Грандиозный финал симфонии открывается темами весёлых уличных песен Французской революции — знаменитых в то время «Карманьолы» и «Ça ira». Сначала их мелодии исполняются попеременно, затем накладываются друг на друга, всё быстрее закручиваясь в безумном вихре. Но в какой-то момент они уже перестают звучать как песни: начинается дикая вакханалия — вакханалия Революции, — от которой становится по-настоящему страшно… и которая закономерно сменяется средневековой секвенцией «Dies irae» — традиционным лейтмотивом смерти в европейской музыке.

Среди всех вокальных жанров Мясковский предпочитал романс: при такой замкнутости и самоуглублённости композитора, хоровая музыка была для него чересчур публична. Финал Шестой симфонии — единственное исключение: после темы «Dies irae» Мясковский вводит архаический заупокойный раскольничий стих «О расставании души с телом», который звучит в исполнении хора низких голосов. Именно этот скорбный текст завершает самую трагическую русскую симфонию ХХ века:

Что мы видели?
Диву дивную,
Диву дивную
Телу мёртвую.
Как душа-то с телом
Расставалася,
Расставалася
Да прощалася.
Как тебе-то, душа,
На суд Божий идить
А тебе-то, тело,
Во сыру мать землю.

Ни до, ни после Мясковского ни один русский композитор не посвящал Революции столь эпохального и безысходно трагического полотна. И, конечно же, кроме Мясковского, ни один советский композитор никогда не осмелился бы ввести в свою симфонию тему заупокойного католического песнопения одновременно с темами уличных революционных песен…

Счастье, что Мясковский успел обнародовать свою симфонию в первой половине 20-х годов, — иначе не сносить бы ему головы! Это инакомыслие ему припомнили лишь четверть века спустя, в 1948-м: по мнению руководства Союза советских композиторов, Мясковский «в своём симфоническом творчестве уделял недостаточное внимание русской народной песне»(!)… У смертельно больного Мясковского уже не было сил реагировать на эту Пошлость — и он просто погрузился в молчание. А тогда, в 1923-м, на премьере Шестой симфонии московская публика провожала её стоя. Четверть часа Мясковского вызывали кланяться, но вышел он нехотя, всего один раз. (Он всю жизнь стеснялся поклонов и оваций.)

…Писать о Мясковском сегодня — неблагодарный труд: у нынешнего поколения «модных» композиторов и критиков его имя вызывает почему-то лишь небрежную ухмылку. Кроме того, никакие слова всё равно не способны передать того удивительного ощущения, которое неизменно сопровождает каждый личный контакт вдумчивого, обладающего вкусом слушателя с музыкой Мясковского. И в том, как именно располагал он звуки в каждом своём аккорде, и в том, как он, 60-летний профессор Московской консерватории, подавал пальто своим 20-летним студентам, — с равною силой просвечивает один и тот же внутренний аристократизм, недолговечный и хрупкий в любой культуре. Всё, к чему прикасался Мясковский, неизменно обретало самые благородные черты: даже поверхностная советская лирика Степана Щипачёва выглядит в романсах Мясковского изящной классической поэзией.

Мясковский - Симфония №17 соль минор, Op. 41 - IV Andante

Мясковский — это, в сущности, и есть Россия, которую мы потеряли. Она, конечно, продолжает существовать рядом с нами, но, увы, только «виртуально». 20 апреля 2001 года Мясковскому исполнилось 120 лет — но Московская консерватория, где он преподавал долгие годы, не сумела запланировать ни одного концерта, посвящённого этой дате. И только Евгений Фёдорович Светланов, заплатив свои собственные деньги, надеется, наконец, выпустить хотя бы несколько комплектов записей всех симфоний Мясковского (шестнадцать компакт-дисков): он начал записывать их ещё в СССР, но они не успели выйти — слишком быстро всё развалилось.
И эти несколько комплектов наверняка станут раритетом!..

У Боратынского есть небольшое стихотворение о собственном творчестве — оно тоже входит в цикл романсов Мясковского «опус 1». Чем больше вчитываешься в это стихотворение, тем больше кажется, что и оно тоже написано о Мясковском — как если бы словами Боратынского Мясковский попытался дать оценку своего собственного творчества. И тем больше начинает казаться, что подлинное место Мясковского в музыке относительно Прокофьева и Шостаковича в точности сопоставимо с местом Боратынского в поэзии — относительно Пушкина и Лермонтова. Место это не самое видное и выгодное — но зато совершенно уникальное: занять его в русской культуре больше некому.

Прочтём же теперь стихотворение Евгения Абрамовича Боратынского с особенным вниманием — и помянем Николая Яковлевича Мясковского. Он, ей-богу, это заслужил!

Не ослеплён я Музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюблённою толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица необщим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

Мясковский - Квартет №13 ля минор, соч. 86 (1949) / Quartet for strings No. 13 in A minor (Op. 86)

1. Moderato
2. Presto fantastico
3. Andante con moto e molto cantabile
4. Molto vivo, energico

Borodin Quartet - Ruben Ahoronian (violin), Andrei Abramenkov (violin), Igor Naidin (viola), Valentin Berlinsky (cello) recorded on 13th November 2003 at CitÈ de la musique, Paris]

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Николай Яковлевич Мясковский(1881-1950) – выдающийся отечественный композитор, крупнейший советский симфонист, музыкальный критик, общественный деятель и педагог, воспитавший целое поколение советских композиторов. Его творческое наследие весьма значительно - оно включает 27 симфоний, 2 кантаты, 13 квартетов, скрипичные и виолончельные концерты, более 100 фортепианных и также вокальных произведений. Композитор получил признание при жизни и вошёл в историю искусства ХХ века как крупнейший симфонист.

3 слайд

Описание слайда:

В творчестве Мясковского мгновенно отражались все события жизни советской страны: революция и гражданская война, Великая Отечественная война, дружба народов СССР, их братская сплочённость, радость победы и тяжесть утрат советского народа. Н.Я. Мясковский сразу нашёл свой путь, по которому он пришёл в советскую эпоху. Его мировоззрение формировалось под впечатлением первой мировой войны, в которой он участвовал как русский офицер. В 1920-е годы в советской музыке закладываются ведущие музыкальные жанры. Среди них одно из главных мест по своей значимости занимает симфония, способная дать наиболее высокий уровень осмысления идей этого времени. Недаром её считают «зеркалом жизни».

4 слайд

Описание слайда:

В это время стали появляться яркие новаторские сочинения в жанре симфонии у А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Но, в целом, русская симфония развивалась на основе обновления уже созданных традиций. Так, например, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов и С. И. Танеев в своих произведениях следовали и опирались на традиции эпического симфонизма «кучкистов» и лирико-драматического симфонизма П. И. Чайковского. В начале ХХ века со своими первыми произведениями, полными музыкальных идей, выходит Н. Я. Мясковский. В них видны связи композитора с классическими традициями западноевропейского и русского симфонизма прошлого века. Он оказал колоссальное влияние на творческую атмосферу отечественной музыки не только как большой художник, но и как деятельный человек, находившийся в самом центре музыкальной жизни страны. Он участвовал в первых музыкально - творческих группах, таких как Союз советских композиторов, в различных художественных советах, коллегиях, жюри конкурсов. Огромен был и авторитет Мясковского как педагога Московской консерватории, где он проработал 30 лет и воспитал около 80 студентов.

5 слайд

Описание слайда:

Симфония как жанр в полной мере определяет творческое лицо Н. Я. Мясковского. Здесь проявляется способность композитора к звукосозерцанию, обобщению и выражению содержания на высоком художественном уровне. Известный музыковед академик Б. В. Асафьев назвал Н. Я. Мясковского «летописцем развития симфонии», передавшим эстафету от русских композиторов к советским, для которого этот жанр был самым лирическим – «исповедью души». Главные сферы музыкального мира симфоний Мясковского - это глубокий психологизм, образы далекого прошлого и современности, лирико-философские раздумья, пейзажные и народно-жанровые картины. Симфонии Мясковского имеют много общих свойств и, в то же время, очень разнообразны.

6 слайд

Описание слайда:

В зависимости от характера музыкального содержания композитор обращается к разным типам цикла: среди его произведений – одночастные симфонии-поэмы (№№10, 21), двухчастные (№№3,7), трёхчастные (№№1, 2, 4, 11, 12, 13, 18, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27), четырёхчастные симфонические циклы (№№ 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19), монументальная пятичастная симфония (№14). Разнообразием отличается также тематический материал симфоний Мясковского. Это могут быть и краткие, импульсивные, стремительно развивающиеся темы, и пластичные, протяжённые мелодии инструментального или вокального склада (главная партия 5 симфонии, первая тема пролога 21 симфонии). Есть темы скерциозные, богатырские, колыбельные, имеющие жанровую, песенную или танцевальную природу. Очень колоритны темы, связанные с экспрессионистской стилистикой, разворачивающиеся как полифонические наслоения голосов (середина II части Пятой симфонии, тема скерцо в Шестой). Различны жанрово-стилистические типы тем медленных частей и побочных партий сонатных форм: песенные, ариозные, пасторальные, декламационные. Тематическое развитие симфоний основывается, в основном, на принципах тонального развития и функциональной гармонии.

7 слайд

Описание слайда:

Касаясь оркестровки, следует отметить, что оркестр в симфониях Мясковского обладает звуковой мощью, сочностью и изобретательностью в передаче разных нюансов, покоряя особой мягкостью и благородством тона. Несмотря на подлинно оркестровое мышление (даже в фортепианной музыке), Мясковский не употребляет каких-то эффектных приёмов. При ведущей роли струнных, композитор предпочитает звучание кларнета среди других солирующих духовых инструментов. В первых симфонических опусах Мясковского (симфония №1 c-moll, 1908 г.; симфония №2 cis-moll, 1910-1911гг.) преобладала углубленно-психологическая сторона, близкая символистской поэтике, далее эволюция симфонической музыки композитора шла по пути кристаллизации классических основ стиля, в одних сочинениях – проникновения песенного и жанрового начала, в других – усиления лирико-философского, гармоничного восприятия сущего. В его творчестве 1910-х годов отразилась глубокая неудовлетворённость личной жизнью и окружающей его действительностью. Композитор желал вырваться из окружавшей его гнетущей атмосферы. Эпизоды трепетного настроения, беспокойства, борьбы, а также возвышенной лирики можно услышать и в первых двух симфониях, но особенно важное место они занимают в Третьей симфонией a-moll, сочиненной в апреле 1914 года.

8 слайд

Описание слайда:

Первой творческой кульминацией Мясковского становится его Симфония №6 es-moll, законченная летом 1922 года. 6-я симфония – многоплановое и композиционно сложное произведение Мясковского: это мировой шедевр, одна из самых сильных русских симфоний вообще. Вслед за Шестой симфонией появляется ряд симфонических циклов обобщенного характера, воплощающих разные типы образного содержания. Задушевный лиризм, мечтательная созерцательность, картины мирной природы. Начиная с 1930-х годов, композитор находится в поисках новых образов и выразительных средств, доступных новой аудитории, пришедшей в концертные залы. В это десятилетие у него появляются 9 симфоний (с 12-й по 21-ю), которые объединяют такие качества, как преобладание бодрого, оживленного настроения, акцентируется героический пафос и ощущение массовости, коллективности, большая часть музыкальных тем близка народным напевам и современным массовым песням.

9 слайд

Описание слайда:

Творческой вершиной в творчестве Мясковского этого периода становится 21-я симфония fis-moll (1940) – великолепнейшее произведение, по праву вошедшее в золотой фонд русской симфонической музыки, очень быстро получила широкое распространение не только на родине, но и во всём мире. Отдельную группу произведений представляют сочинения, созданные во время Великой Отечественной войны. Симфонии военных лет – произведения особого типа, «симфонии о войне и мире». Одним из стилевых признаков симфоний является присутствие в них обобщенного символа – образа Родины. В музыке отражается добро и зло, мир и война, фашизм и героическое сопротивление. Симфониям одинаково присущи и углублённость психологических образных трактовок, и индивидуальность их решений. К последней группе симфонических произведений композитора относятся послевоенные сочинения: 25 симфония Des-dur (1945-1946), 26 симфония C-dur (1948) и 27 симфония c-moll (1949), раскрывающие и героические страницы войны, и образы народных сказаний, запечатлевшие беспредельную любовь к Родине, твердую веру в ее славу и величие. В этих сочинениях продолжены лучшие традиции отечественной инструментальной музыки: образная многогранность, тонкий и глубокий психологизм, драматические контрасты как основа развития, виртуозность, несущая содержательную функциональную нагрузку.

Выбор редакции
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...

Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...

При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....

У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...
Во всех клиниках «Медок» можно сдать анализы практически всех популярных типов. В том числе: общий анализ мочи; анализ на яйца остриц и...
Современный человек, живущий в большом городе, наполненном суматохой, шумом и соблазнами, не очень склонен верить в духовные чудеса. Но...
Всем невозможно нравиться. Даже если человек очень добрый и милый, это не дает ему стопроцентной защиты от зависти . А зависть - чувство...
Религиозное чтение: самая сильная молитва матери о замужестве дочери в помощь нашим читателям.В прошлом столетии ученые провели...
К причинам появления язвенной болезни относят длительные стрессы, отрицательные эмоции, хронический холецистит, желчнокаменную ,...