Наталья осипова балет личная жизнь. Наталья Осипова: личная жизнь. Творческая жизнь Натальи Осиповой


Елена ФЕДОРЕНКО

В Государственном Кремлевском дворце 1 февраля завершается марафон рождественских сказок. Пермский театр оперы и балета имени Чайковского покажет премьеру «Щелкунчика», поставленного накануне новогодних праздников главным балетмейстером театра Алексеем Мирошниченко. В роли Мари - любимица москвичей, мировая звезда Наталья Осипова.

Когда-то она упорхнула из Большого театра, ненадолго задержалась в Михайловском, четыре года назад стала примой «Ковент-Гарден», а с начала нынешнего сезона является прима-балериной еще и Пермской Оперы. В Москве долгожданная гостья пробудет недолго - сразу после спектакля отправится в Петербург, где 16 февраля в Мариинском театре впервые станцует в спектакле Юрия Григоровича «Легенда о любви». «Культура» расспросила балерину о новых спектаклях, ближайших планах, партнерах и увлечениях.

культура: Давно Вы не появлялись в Москве, а она Вас так любит.
Осипова: Не потому, что не хочу, желание-то большое, соскучилась. Но сейчас мое место жизни и работы - Лондон, подчиняюсь жесткому графику репетиций Королевского балета. К сожалению, практически ни разу расписание не совпало с возможностью подготовиться и станцевать полноценный спектакль в Москве. Наконец-то сложилось - и счастливо: я оказалась свободна в первой половине февраля. Так что приглашение выступить в родном городе восприняла с огромной радостью.

культура: Новый «Щелкунчик» Пермского театра Вы станцуете впервые. Уральские зрители немного обиделись, что Вы не участвовали в премьерных показах.
Осипова: Мне жаль, что не удалось этого сделать, но декабрьским планам помешала достаточно серьезная травма. После тяжелого спектакля «Сильвия» начались проблемы с ахиллом, пришлось четыре недели лечить ногу.

культура: Какие хореографические версии «Щелкунчика» уже танцевали?
Осипова: Балет Василия Вайнонена, нуреевскую редакцию в Парижской Опере, спектакль Питера Райта в Королевском балете. К сожалению, не удалось в Большом театре выступить в «Щелкунчике» Юрия Григоровича.

культура: Главный балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко в свои хореографические тексты всегда вставляет мини-цитаты из известных постановок - уважает классику и любит переклички времен. В его «Щелкунчике» тоже есть стилизация?
Осипова: Спектакль создан в классических традициях, должное отдано многим предшественникам. Алексей вложил в балет свои чувства и фантазию. Он большой выдумщик, и я всегда восхищаюсь тем, как здорово у него закручены сюжеты и с каким почтением он относится к деталям.

В начале пермского спектакля «рассказывается» история принцессы Пирлипат, отвергшей Щелкунчика, что производит на Мари сильное впечатление. Она не понимает, как его, такого хорошего, можно буквально оттолкнуть ногой. Потом, когда Принц предлагает Мари остаться в сказочном царстве и практически кладет свое сердце к ее ногам, героиню на краткий миг одолевают сомнения. Что и губит любовь: Щелкунчик опять становится уродливым и деревянным. Девочка готова бежать за ним и просить прощения, но - поздно. Он - исчез, мир - разрушен. Так объясняет хореограф трагическую музыку Чайковского в дуэте счастья. Мне его мысль близка. Когда репетирую, думаю о жизни, и, действительно, в настоящей и полноценной любви, особенно когда она зарождается, даже самая маленькая несправедливость ранит глубоко и воспринимается вселенским предательством. Если соотнести эту пронзительную сцену с привычной для «Щелкунчика» темой взросления, то можно уловить момент перехода от юных грез во взрослую жизнь.

культура: Значит, финал печальный?
Осипова: Нет-нет, прекрасный. Мари возвращается к реальности, выбегает на зимние улицы Санкт-Петербурга XIX века, где встречает Дроссельмейера, знакомится с его племянником, узнает в нем Щелкунчика, которого и видела во сне. На репетиции я кричала Леше: «Нет, не надо - они поженятся, потом - разведутся, и будет так, как чаще всего и случается...» А потом подумала: неужели сказка не может существовать в реальности?

культура: Ваш Принц - Никита Четвериков, запомнившийся зрителям по телевизионному конкурсу «Большой балет». Довольны дуэтом?
Осипова: Мы танцевали вместе «Жизель» и «Ромео и Джульетту». Никита - надежный партнер и прекрасный танцовщик - и по технике, и по чистоте исполнения, и по наполненности. Он меня чувствует, на репетициях задает верную тональность. Говорят, что на сцене я яркая и часто подстраиваю партнеров под себя. Мальчикам со мной тяжело не потому, что я делаю что-то невероятное, а потому, что у меня такой характер и такие эмоции. С Никитой мы танцуем на контрасте, и при этом он всегда понимает, что я хочу сказать, и сразу откликается.

культура: Не опасаетесь сцены Кремлевского дворца - огромной, как полигон?
Осипова: Не очень ее люблю, хотя танцевала там много раз, когда работала в Большом театре. У меня сложные впечатления от того, что не слышишь зрителей, не чувствуешь их реакцию. Как и от невероятного пространства, которое нужно заполнить своей энергией. Но событие долгожданное: я в Москве наконец-то танцую полный спектакль под чудесную музыку, одну из самых любимых. Вообще я как-то закалилась и уже ничего не боюсь в плане творчества. Мне все равно по большому счету, что про меня говорят, пишут, кто и как меня воспринимает. Я сама получаю огромное удовольствие, а значит, и зрители тоже.

культура: Зачем Вам, звезде мирового масштаба, нужно было становиться прима-балериной Пермского театра?
Осипова: У нас сложились теплые отношения с артистами, с хореографом Алексеем Мирошниченко, с дирижером Теодором Курентзисом. Я полюбила открытых искренних людей, работающих в Перми. Балетная труппа потрясающая, я не ожидала и даже была удивлена таким высоким профессиональным уровнем. Мне хорошо и приятно здесь танцевать, но удается пока нечасто. Я искренне люблю сюда приезжать, хотя путь далекий и неудобный, занимает много времени. Ничего не просчитывала, поступила так, как сердце подсказало. Не могу понятнее ответить.

культура: А как вообще Вы попали в Пермь? С Алексеем Мирошниченко давно знакомы?
Осипова: Когда-то, много лет назад, виделись в Большом театре на репетициях первого workshop (показы работ начинающих балетмейстеров. - «Культура» ). Леша ставил свое, я была занята в другом номере, мы просто пересекались. Познакомились в Перми, когда я в декабре 2016-го приехала танцевать «Ромео и Джульетту» по своей инициативе.


культура: Как это?
Осипова: Мой любимый балет - «Ромео и Джульетта» Кеннета Макмиллана, я его часто и с удовольствием исполняю, впервые - еще в Американском балетном театре почти восемь лет назад. Но выдался сезон, когда спектакль в Лондоне не шел, а я очень хотела станцевать. С огромным удивлением обнаружила его в пермской афише. Мечтала тогда выйти в дуэте с Дэвидом Холбергом, который восстановился, как ему казалось, после травмы. Но он поторопился. Я же приехала, познакомилась с Алексеем и с труппой, спектакль сложился и оставил потрясающие ощущения. Хорошо, что проявила тогда активность и договорилась о выступлении.

Не удивляйтесь, в Мариинский театр я тоже сама обратилась с просьбой станцевать Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Юрия Григоровича. Рада, что мне такую возможность предоставили. После Перми еду в Питер репетировать.

культура: Давно хотели станцевать этот балет Юрия Григоровича?
Осипова: Можно сказать, с детства. Я была так восхищена спектаклем и ролью, что в хореографическом училище к выпускному экзамену по актерскому мастерству подготовила монолог Мехменэ Бану. К сожалению, в Большом театре мне так и не удалось исполнить эту роль, много чего не удалось там сделать: ответственный репертуар не доверяли.

культура: Кто станет Вашим Ферхадом?
Осипова: Володя Шкляров. Первый раз мы встретились в Королевском балете на репетициях спектакля «Маргарита и Арман». Он мне по-человечески очень помог в тот период, когда я осталась без партнера. Мне близка его теплая энергетика - не такая, как у брутального мачо, а какая-то нежная, интеллигентная. Считаю, наш дуэт в «Маргарите и Армане» - один из самых удачных в моей карьере.

культура: В Большом мы Вас так и не увидим?
Осипова: Планирую приехать на гала в честь Мариуса Петипа и принять участие в концерте «Бенуа де ла данс».


культура: Знаю, что Вы отвечаете «нет» почти на все предложения, а оказывается, что иногда выступаете с собственными инициативами.
Осипова: Если честно, последнее время отказываюсь от многого. Соизмеряю интерес и время. Мне всегда нужны тщательные репетиции, погружение в работу - только тогда могу сделать роль хорошо. Уже достаточно неловко просто приезжать и танцевать то, что давно в моем репертуаре. Мне неважно, где я танцую, выбор определяется необычной ролью, спектаклем, о каком я мечтала, или партнером. Выступлений «на стороне» стало меньше, но каждое - особенное для меня. Конечно, мы, артисты, работаем для публики, она нам отдает много энергии, но все-таки большое удовольствие заниматься тем, что тебя вдохновляет. Вот, например, «Дон Кихот» я больше не танцую.

культура: Но ведь «Дон Кихот» принес Вам мировую славу, после него Вас с Иваном Васильевым назвали «вундеркиндами Большого театра». Наверняка захотите вернуться к Китри.
Осипова: Не сомневаюсь. Просто дождусь внутреннего импульса, когда, услышав это название, сердце забьется и душа откликнется.

культура: Есть в истории балета легендарные дуэты: Фонтейн - Нуреев, Максимова - Васильев. Многие думали, что состоится пара Осипова - Васильев или Осипова - Полунин. Не случилось. Почему?
Осипова: С Ваней Васильевым мы многое вместе сделали. Это был период замечательный, потом наши пути разошлись. Ему надо было одно, мне - другое. Все произошло естественно, и никаких сожалений по этому поводу не испытываю. А с Сергеем Полуниным мы продолжаем танцевать. Немного, но в этом сезоне уже провели в Мюнхене «Укрощение строптивой» и «Жизель». У Сергея - свой график, планы, интересы, приоритеты.

культура: После признаний Сергея о мучительном романе с балетом в фильме «Танцовщик» даже удивительно, что он исполняет классику.
Осипова: Он в потрясающей форме. Востребованный талантливый человек, который занимается многим, помимо танца: снимается в кино, осуществляет свои проекты. Я очень за него рада. Ограничивать и себя, и его тем, что мы должны танцевать вместе, глупо. Чем больше партнеров и разных спектаклей, тем лучше. Танцевать с Сергеем и сейчас для меня огромное счастье, он выдающийся артист.

культура: Привыкли к жизни в Лондоне?
Осипова: Да, прижилась в городе и в труппе. В коллективе я немножко сама по себе, этакий отдельный человек. Прихожу, занимаюсь своими репетициями и спектаклями, не очень-то знаю, что происходит среди артистов, кто с кем общается. Своими драматическими ролями очень увлечена, репертуар мне интересен, каждый сезон дает новые работы. Мне хорошо и комфортно, но я не исключаю возможности, что рвану еще куда-нибудь.

культура: Нынешний сезон для Вас напряженный?
Осипова: Да, как и предыдущие. Уже состоялась мировая премьера балета «Ветер». Хореограф Артур Пита поставил мне этот спектакль. Станцевала технически сложную «Сильвию» Фредерика Аштона. Это две большие работы в Королевском балете. После «Щелкунчика» в Москве и «Легенды о любви» в Петербурге - прекрасный каскад спектаклей в «Ковент-Гарден»: «Жизель» и «Манон» с моим любимым партнером Дэвидом Холбергом, «Лебединое озеро» с Мэтью Боллом - молодым артистом, подающим большие надежды, с Владимиром Шкляровым - «Маргарита и Арман». Вся палитра женских характеров! С Дэвидом, а его выздоровления я так ждала, в Американском балетном театре 18 мая - в наш общий день рождения - опять станцую «Жизель».


культура: Не бывает тоскливо оттого, что Вы фанатично посвящаете свою жизнь только работе?
Осипова: Понимаете ли, мне это приятно. Танец делает меня счастливой, дает радость и энергию. И помимо него, конечно, есть родители, друзья и куча увлечений.

культура: Друзья из мира балета?
Осипова: Своей подругой из числа коллег назвала бы только балерину Лорен Катбертсон. Остальные близкие друзья - люди небалетные, но наше искусство очень любят, оно нас когда-то и познакомило.

У меня, к сожалению, нет мужа и детей, но очень надеюсь, что будет своя семья, чего не хватает, конечно. Я всегда себе говорю: если нет, значит, еще не время, появится чуть позже, а сейчас нужно делать что-то другое. Все приходит естественно и в свой срок.

культура: На сцене Вы - полет и темперамент. А в жизни?
Осипова: Нет, в жизни я, пожалуй, не темпераментная и от природы - максималистка. Со мной сложно находиться рядом. Особенно мужчинам, потому что я на все тонко и эмоционально реагирую, а это тяжело вытерпеть. Чувствую, что меняюсь, лет пять назад была совсем другой. Сейчас, кажется, стала умнее и научилась ко всему относиться спокойнее. Раньше каждое мельчайшее происшествие становилось для меня драмой.

культура: Вы сказали про увлечения - какие они?
Осипова: Живопись, литература, музыка, хотя не могу сказать, что все свободное время провожу в музеях и на концертах. Полюбила общение, я бы не назвала это светской жизнью, но мне сейчас нравится находиться среди людей. Интересно с теми, кто старше, умнее. Еще недавно я была совсем закрытым человеком.

Но у меня нет цели что-то поменять в своей судьбе - заняться фотографией или модельным бизнесом. У меня любовь какая-то однозначная и одна на всю жизнь - это танец. Не балет, а именно танец. Чем больше на него смотрю, тем глубже понимаю, сколько этим потрясающим языком можно выразить, как много дать людям. Я далека от политики, и в наше непростое время, хотя оно всегда непростое, рада, что зрители могут прийти и получить наслаждение от мира, царящего на сцене. Постоянно ловлю себя на мысли: какое счастье, что я в танце и нет у меня планов, не связанных с театром. Просто идеи в моей голове стали более глобальными и масштабными.

культура: Какие из них реализуются в ближайшем будущем?
Осипова: Намечена моя насыщенная программа в Сэдлерс Уэллс. Хореография Энтони Тюдора, Джерома Роббинса, Алексея Ратманского, Охада Нахарина и Ивана Переса. Пять соло и дуэтов - разных стилей и хореографов. Помимо известных, ряд номеров будет поставлен специально на меня.

Готовлю моноспектакль Two Feet про Ольгу Спесивцеву, его сочинила австралийский хореограф Мерил Тенкард. Ждем подтверждения от «Олд Вик» - прекрасного, одного из лучших английских драматических театров. Это серьезная постановка, для меня новая, где много нужно будет разговаривать на английском языке, а не только танцевать. Два отделения, полтора часа. Я буду рассказывать о судьбе Спесивцевой и о своей жизни балерины.

культура: Спесивцева - трагическая фигура, ее жизнь закончилась в психиатрической клинике, а Вы ее образ рифмуете со своей судьбой, вполне успешной.
Осипова: Из моей жизни - только реальные факты и рассуждения. Как пришла в профессию, с чем сталкивалась, конкретные случаи, как смешные, так и драматические. Многие считают, что путь балерины тернист, состоит из диет и изнурительных занятий. С представлением, что это какая-то ужасная, лишенная многих радостей жизнь, я не согласна. Вот и рассказываю о том, что мы делаем, чего себе не позволяем, как протекают наши дни. На самом деле балет - большое счастье, не только спектакли, но и будни наши - прекрасны и удивительны. Просто детство и начало карьеры связаны с тем, что ты очень много физических и эмоциональных сил вкладываешь в неведомое будущее.

культура: Почему не рассказываете о спектакле «Мать»?
Осипова: Мы назвали его «Мама». Я не могу этот проект анонсировать, но раз Вы спрашиваете... В Англии очень большая проблема с местом показа - планы театров, в том числе и того, какой мы имеем в виду, расписаны вперед на длительное время. Надеюсь, что нам найдут свободные дни, а премьеру, возможно, покажем летом на фестивале в Эдинбурге.

В основе - сказка Андерсена «История одной матери», хореограф - Артур Пита, партнер - актер и прекрасный танцовщик контемпорари Джонатан Годар. Он исполняет много ролей - от Смерти и Старухи до Озера и Цветочка - всего того, что встало на материнском пути.

культура: Сказка Андерсена - мрачная, душераздирающая.
Осипова: Очень печальная история - жуткая, трагическая. Она произвела на меня неизгладимое впечатление.


культура: Вы сами ее нашли?
Осипова: Артур Пита. Но он настолько хорошо меня знает, что сразу понял - я не смогу пройти мимо. У нас быстро собралась прекрасная команда: Артур, музыкант, продюсер, художник по костюмам. Уже провели несколько репетиций. Меня сказка привлекла тем, что подобных ролей не встречалось. Играла разные чувства, но любовь матери, которая пойдет до самого конца и пожертвует всем, что имеет, не пришлось, вот и захотелось попробовать. Хореограф мне близок не только языком танца, но и тем, что владеет мастерством режиссуры. Все наши работы мне кажутся удачными. И сюрреалистический гротесковый балет Facada, что видела Москва, и недавний «Ветер» в «Ковент-Гарден», который неоднозначно приняли в Англии, а я считаю свою роль в этом спектакле одной из лучших.

культура: Несколько лет назад Вы признались нашей газете в том, что мечтаете станцевать Золушку. Не осуществилось?
Осипова: Запланирован прекрасный проект с хореографом Владимиром Варнавой и продюсером Сергеем Даниляном. Новая версия «Золушки» - самая большая моя мечта. Надеюсь, скоро будет премьера, а в следующем сезоне мы покажем ее в России.

Российская артистка балета Наталья Осипова родилась в 1986 году в Москве. Она в детстве не помышляла о балете, отдавая предпочтение спорту, а именно – гимнастике. Но весьма серьезная травма спины, полученная в 1993 году, заставила внести коррективы в планы на жизнь – теперь о спортивной карьере было нечего и думать, но «зарывать в землю» способности девочки было жаль… тренер советовал родителям отдать дочь в балетное училище. Таким образом, приход Н.Осиповой в балет был почти случайным, но много лет спустя балерина признавалась: если б можно было начать жизнь с начала, она снова пришла бы в балет.

В Московской государственной академии хореографии Наталья Осипова становится ученицей М.Леоновой. Ей нравилось уже в десятилетнем возрасте осознавать, что у нее есть профессия, а в восемнадцать лет ощущать себя сложившимся человеком, знающим, для чего он работает. Академию хореографии Наталья Осипова окончила в 2004 году, исполнил на выпускном спектакле партию Одетты – это выступление раскритиковали нещадно, тем не менее, выпускница была принята в Большой театр. Начинала она в качестве артистки кордебалета, но уже в течение первого театрального сезона ей было доверено исполнение восьми сольных партий.

На первый взгляд, телосложение Натальи Осиповой не вполне подходило для успеха в балете – в особенности это касалось ног, но этот недостаток балерина сумела превратить в достоинство: именно «неидеальные» ноги обеспечили великолепный прыжок – невесомый, летящий, с зависанием в воздухе. Этим прыжком, а также ярким темпераментом и безупречной техникой балерина покорила зрителей. В 2007 году Н.Осипова во время английских гастролей Большого театра была восторженно приняла лондонской публикой. Газета «The Guardian» советовала жителям британской столицы любой ценой попасть на спектакль с ее участием, даже если для этого придется украсть билет или отнять его у кого-нибудь с боем. Во время этих гастролей Н.Осипова удостоилась Британской национальной премии в номинации «Классический балет», а в 2008 году стала в Большом театре ведущей танцовщицей.

Под руководством балетного педагога М.Кондратьевой Н.Осипова подготовила немало партий: Китри, Медора, Сильфида … Но большинство ролей, которые она получала – за исключением разве что Китри – неизменно порождали недоумение окружающих: «Эта партия – не для Осиповой», тем не менее, балерина своими выступлениями каждый раз опровергала подобные суждения. Так было и с Сильфидой, и с Авророй в, и с Гамзатти в «Баядерке», а также с партией, которая стала для балерины особенно любимой – с заглавной ролью в .

Эту роль дал Н.Осиповой балетмейстер А.Ратманский, поверивший в нее. На протяжении всей сценической истории произведения у каждой балерины, исполнявшей заглавную роль в нем, была особая Жизель, и Н.Осипова тоже интерпретировала образ по-своему. По признанию балерины, ей хотелось, чтобы зритель увидел не красивую сказку, а историю с настоящими чувствами и переживаниями, поэтому в своей трактовке образа она склонялась не в сторону романтики, а в сторону реалистичности, воспринимая балет как воплощение драматического образа, а не как возможность удивить публику эффектными техническими приемами.

Жизель Н.Осипова танцевала не только в Большом театре – когда она пришла как приглашенная артистка в Американский балетный театр, дебютной партией ее стала именно эта роль в балете . Ее партнером на там спектакле был Д.Холберг, с которым она выступала и в других спектаклях – в частности, в «Спящей красавице» в постановке К. МакКензи. После выступления Натальи Осиповой с Д. Холбергом в Большом театре этот американский танцовщик стал особенно известным в России.

Большой театр дорог Н.Осиповой, но настало время, когда она почувствовала, что наиболее интересные партии она там уже исполнила, нового репертуара, который мог бы дать возможность творческого развития, не предвидится. И балерина решает покинуть Большой театр. Одновременно с нею ушел из театра ее партнер И.Васильев.

Покинув Большой театр, балерина не желала покидать Россию, в 2011 году она приходит в Михайловский. Танцовщицу привлекло то, что в этом театре, который всегда был как бы «в тени» Мариинского, было много возможностей для развития – по ее словам, здесь «бурлила жизнь, были новаторы, ставились новые интересные балеты».

С 2012 году Н.Осипова – приглашенная артистка, а с 2013 – прима-балерина Лондонского Королевского балета. Партии для нее создают ведущие английские балетмейстеры – У.МакГрегор, К.Уилдон, А.Мариотт. В 2014 году Н.Осипова и И.Васильев представили трехактный спектакль «Соло для двоих», созданный тремя современными хореографами – и, Охадом Нахарином и Артуром Питой. Позднее партнером балерины становится .

Классический балет Н.Осипова считает своеобразным уходом от реальности: «Человек прикасается к прекрасному – и хоть ненадолго забывает о тяжелых проблемах». В противоположность этому, танец современный «тащит действительность на сцену». По мнению балерины, оба направления равноценны: «Кому-то нужна сказка, кому-то – удар по самому больному», – говорит она. Сполна проявив себя в «сказке» классического балета, Н.Осипова в 2015 году обращается к современному танцу. В этой ипостаси она предстает в спектаклях «Qutb» Сиди Ларби Шеркауи, «Молчаливое эхо» Рассела Малифанта, «Беги, Мэри, беги» Артура Питы.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Наталья Осипова - это имя многое говорит любителям балета. Некоторые ее сравнивают с Великой Майей. Это очень лестно для танцовщицы, но такие комплименты она отклоняет, считая, что ей еще много надо работать.

Стандарты балерины

Ее параметры считают очень подходящими для балета: рост 167 см, вес - 46 кг. Наталья Осипова очень пропорциональна, и благодаря своим природным данным и, разумеется, таланту получила массу великолепных партий.

Первые шаги

Наталья Петровна Осипова родилась в 18 мая 1986 года в Москве. Пятилетнюю малышку родители отвели на занятия спортивной гимнастикой. Но уже через два года она получила травму. Из гимнастики пришлось уйти. Тренеры дали рекомендации удрученным родителям: отправить ребенка в балетное училище. Десять лет Наташа Осипова осваивала технику и проникалась именно русским подходом к балетным партиям в академии хореографии. С этого времени Наталья Осипова балет не отделяет от своей жизни. Ее дебют состоялся в труппе Большого театра ранней осенью 2004 года. Через четыре года она уже танцевала сольные партии.

На сцене Большого театра

Балетоманы в Москве сразу обратили внимание на юную танцовщицу. У нее были изумлявшие всех прыжки-полеты, виртуозная техника и лиричность исполнения. В своем первом сезоне Наташа Осипова получила сольные партии: Нэнси в «Сильфиде», испанская кукла в «Щелкунчике», испанская невеста в «Лебедином озере». Она перетанцевала весь классический репертуар в Большом.

Эффектный полет Китри через полсцены, который выполняет Наталья Осипова, фотография ярко фиксирует. Как говорит сама балерина, ее прямо выносило на сцену, когда она слышала музыку Минкуса. Зажигательный образ яркой Китри у многих навсегда останется в памяти. Поэтому нет ничего удивительного, что в новом сезоне 2008 года ведущей солисткой Большого становится именно Наталья Осипова. Балерина все свои партии разучивала под руководством исключительного педагога М. В. Кондратьевой. Они создали образы Сильфиды, Жизели, Медоры, Сванильды, Никии, Эсмеральды. Продолжая наращивать мастерство, танцовщица постепенно углубляла образы. Они становились проникновеннее. Особенно любила Жизель Наталья Осипова. Балерина в одном из интервью говорила, что это ее самая любимая партия, в которой открывается не просто волшебная сказка, а печальная история о хрупкости любви. Закономерно, что Н. Осипова в мае 2010 году уже становится примой-балериной.

Заграничные вояжи

В 2007 году проходили гастроли Большого театра в лондонском Ковент-Гардене. Британская публика и критики доброжелательно отнеслись к начинающей танцовщице. Она получила от сообщества критиков Национальную Британскую премию как лучшая балерина «классического балета». В 2009 году Нина Ананиашвили рекомендовала ее Американскому балетному театру Нью-Йорка.

В «Сильфиде» и «Жизели» она парила над сценой, потому что всегда старалась добиться такого уровня исполнения, на котором больше никто не работает. В 2010 году ее вновь приглашают в Америку, где она исполняет партии Китри, Джульетты, Авроры. Ее там сопровождал просто сумасшедший успех, но в 2011 году Наталья Осипова выбирает Михайловский театр в Петербурге.

На берегах Невы

За этим стоит желание расширить репертуар. Сможет ли хореограф разнообразить жизнь артистки и ее постоянного партнера Ивана Васильева? Во всяком случае в Большом никакие планы, связанные с этими актерами, не отменяют. Нового танцевального опыта Михайловский театр актерам не дал, хотя балерина станцевала сложнейшую партию Одетты-Одиллии.

Сразу после дебюта балерина улетела в Америку, где у нее было около 20 спектаклей за 1,5 месяца: «Жар-птица», «Баядерка», «Светлый ручей», «Ромео и Джульетта». Там она числится «приглашенной звездой».

В Лондоне

Уже в 2012 году Наталья Осипова принимает предложение лондонского Royal Ballet. С 2013 года ее зачисляют на постоянную работу в труппу с бессрочным контрактом. В Лондоне ей нравится дисциплина, репертуар, долгий график подготовки спектаклей, когда можно сделать все до мелочей. Ей очень по душе внимание со стороны персонала. Перед спектаклем обязательно несколько раз заходит врач и спрашивает о самочувствии. Гримеры наложат грим, подсобный персонал принесет костюмы и поможет одеться. В России этого нет.

Немного о личном

Наталья Осипова, личная жизнь которой всегда находится под пристальным вниманием прессы, не устает удивлять своими заявлениями. Она может сказать, что не представляет себя одинокой в старости. Ей требуется большое окружение детей и внуков. В то же время она может заявить, что ее влюбленность длится дня два, не более. Долгое время обсуждался ее роман с ее партнером Иваном Васильевым. Но он внезапно и быстро женился на балерине Марии Виноградовой.

Сергей Полунин сейчас является ее постоянным партнером и спутником. Они не скрывают своих отношений и официально подтвердили, что у них роман. Полунин заявляет, что танцевать, глядя в глаза партнерше, он хочет только с Наташей. У них есть и совместные планы работы.

Творческая деятельность в современном балете

Спектакль «Трамвай-желание» с Осиповой и скандально известным Полуниным ставят известные хореографы. Н. Осипова сказала, что хочет попробовать себя в современном балете, пока она молода. Этому способствовал и вывих бедра, который пока не позволяет танцевать классику.

А пока уже поставлен спектакль Qutb. С арабского это переводится как «ось» или «стержень». Три танцовщика переплетаются телами без намека на эротику, потому что показывается сотворение мира.

Мы же надеемся, что Н. Осипова вернется в классический балет, для которого она создана, и порадует своих поклонников как привычными, любимыми образами, так и новыми, раскрывая все грани уникального таланта.

23 декабря 2015, 15:31

Сначала немного разных фоток моего любименького Полунина

О личной жизни Сергея известно немного. Одной своей возлюбленной Cергей посвятил татуировку "Прости, тигренок", потому что она его бросила, и он надеялся таким образом ее вернуть;)

Два года он встречался с британской балериной Хелен Кроуфорд (которая на 9 лет его старше), она была его первым серьезным увлечением, но после того, как Хелен выразила желание иметь детей, Сергей решил, что будет проще и честней, если они расстанутся.

Год назад некоторое время Полунин появлялся в обществе с начинающей балериной Юлией Столярчук .

И вот этим летом Серега сделал другую наколку: "НАТАША" с тыльной стороны ладони.

Татуха посвящена новой девушке Полунина - Наталье Осиповой .

Не знаю, когда они познакомились, но сошлись в начале 2015, когда репетировали "Жизель" в Ла Скала.

Из интервью Натальи:

культура: Ваш дуэт с Полуниным - из разряда сенсаций. Соединились любимцы московской публики. Как вы встретились?
Осипова: В «Ла Скала», когда танцевали «Жизель». Спектакль был запланирован с Дэвидом Холбергом - одним из моих любимых партнеров. Но у него серьезная травма, он лечится второй сезон и выступить не смог. Мне пришлось срочно искать партнера. Конечно, Сережу я много раз видела на сцене, всегда им восхищалась, и было интересно попробовать станцевать с ним. Наш дуэт еще не сложился, мы ведь только начинаем работать вместе.

культура: Вы отказываетесь отвечать на вопросы о личной жизни, но у Сережи появилась новая татуировка с Вашим именем…
Осипова: Ее он сделал после того, как мы познакомились. Сначала меня это шокировало. Я такого не ожидала. Но, конечно, приятно знать, что ты важна для того, кого любишь.

культура: Отношения в жизни помогают на сцене?
Осипова: Мне помогают - я Сереже абсолютно доверяю, отдаю ему пальму первенства. Он мужчина, он ведет за собой… Мы вместе около полугода, и для нас большое удовольствие находиться рядом.

культура: С Вашим темпераментом сложно представить Вас ведомой…
Осипова: Для меня это тоже большой и приятный сюрприз. Но в сложившейся ситуации ничто не теребит мое эго, напротив, я с большим удовольствием подчиняюсь Сереже - и на репетициях, и на сцене. В работе мы всегда советуемся, много разговариваем и все решаем сообща.

культура: Сергей Полунин рассказывал нашим читателям, что мечтает соединить воедино балет и кино. Сейчас стартует Project Polunin. Вы принимаете в нем участие?
Осипова: Нет, со мной проект не связан. У меня своя работа, у Сережи - своя. Но есть стремление работать вместе как можно чаще. У Сережи много прекрасных идей, и я надеюсь, что все получится. Если ему понадобится моя помощь, я всегда рядом.

Впервые поклонники засекли их в июне, когда после спектакля "Жизель", где Сергей танцевал в паре со Светланой Захаровой, его дожидалась Наталья Осипова.

С тех пор они стали появляться вместе на светских мероприятиях и давать совместные интервью.

В ноябре пара на пресс-конференции заявила о своих отношениях:

"Прима-балерина Королевского балета и «плохой мальчик от балета” положили конец слухам о взаимоотношениях, когда анонсировали свое участие в программе современного танца в «Сандерс Уэлс» в следующем году.
Две суперзвезды балета Наталья Осипова и Сергей Полунин будут танцевать вместе в программе современного танца в Лондоне, что вызвало дополнительное волнение после того, как они признались, что являются также парой в жизни.

Отношения пары были предметом многочисленных слухов в балетном мире. В четверг они положили конец этим слухам: да, они являются парой и страстно хотят танцевать вместе как можно чаще.

Полунин сказал: «В настоящий момент это довольно сложно, почему-то большие театры стараются разделить нас. Они делают все возможное, чтобы мы не танцевали вместе. Мы боремся против этого. Для артистов очень важно испытывать настоящие чувства друг к другу на сцене », – сказал он и добавил, что когда он танцует с другой партнершей, то всегда представляет себе Осипову. «В настоящий момент это очень сложно, но я надеюсь, что в будущем мы будем танцевать вместе намного чаще ».

Ранее в этом году Осипова и Полунин уже танцевали вместе «Жизель» в Ла Скала, в Милане, но с тех пор, как они стали парой, они больше не танцевали ее, и очевидно, что это очень расстраивает Полунина.
«Это не только из-за нас, это всегда проблема, и я не понимаю, почему, когда люди хотят танцевать вместе, директора делают все возможное, чтобы их разделить. Я думаю, что просто так легче контролировать людей

А как известно, Сергей - борец с любыми ограничениями, и контролировать его ни у кого не получится)))

Далее - фотки из соцсетей:

День рождения СергеяЛетний отпуск на ГудзонеС поклонницами:

С мамой Сергея:​

И фото с Вадимом Верником, которыйснимал вот эту передачу:

В наступающем 2016 году Осипова и Полунин планируют станцевать в Лондоне главные партии в новом балете по мотивам пьесы Т. Уильямса "Трамвай Желание".

Правообладатель иллюстрации Nikolai Gulakov Image caption Наталья Осипова показала в лондонском театре Sadler"s Wells спектакль современного балета

На сцене лондонского театра Sadler"s Wells прошла мировая премьера спектакля из трех одноактных балетов, в которых известная российская балерина Наталья Осипова выступила в жанре современного танца.

Между классикой и современностью

Артисты классического балета вступают на путь современного танца, как правило, тогда, когда их путь в академическом театре подходит к концу. При всей заманчивости сольных антреприз с твоим именем крупными буквами на афишах, такой шаг все же считается некоторым отступлением, на который звезда идет лишь в случае невозможности по тем или иным причинам успешно продолжать свою классическую карьеру.

В применении к Наталье Осиповой все эти соображения кажутся совершенно неуместными. Ей только что исполнилось 30 - возраст в балете не юный, но никоим образом не предполагающий завершения академической карьеры. Она постоянно появляется в ведущих партиях на сцене Большого театра в Москве, Михайловского в Санкт-Петербурге, Гранд Опера в Париже, Американского балетного театра в Нью-Йорке.

В 2012 году она стала приглашенной солисткой Лондонского Королевского балета (Ковент-Гарден), а в 2013 была принята в труппу в качестве прима-балерины. Она танцевала "Лебединое озеро", свою любимую "Жизель", Татьяну в "Онегине", Джульетту в "Ромео и Джульетте" и многие другие партии.

Однако, как Наталья Осипова признавалась в недавнем интервью газете Sunday Times, преследовавшие ее травмы, в том числе и крайне болезненный вывих бедра, привели к отмене множества спектаклей и к длительному перерыву.

Поворот к современному танцу стал способом выйти - пусть и временно - из жесткой, временами беспощадной репетиционной рутины классического балета.

Этот поворот, впрочем, ни в коем случае нельзя назвать внезапным или неожиданным. Еще в Большом она танцевала в спектакле "В комнате наверху" современного американского хореографа Твайлы Тарп, в Ковент-Гардене специально для нее создавали партии ведущие британские хореографы Кристофер Уилдон, Уэйн Макгрегор и Алистер Марриотт.

Два года назад три современных хореографа - бельгиец Сиди Ларби Шеркауи, израильтянин Охад Нахарин и португалец Артур Пита создали для нее и для ее тогдашнего партнера и на сцене, и в жизни Ивана Васильева спектакль из трех одноактных балетов "Соло для двоих", премьера которого прошла на сцене лондонского театра "Колизей" в августе 2014 года.

Союз с Полуниным

Правообладатель иллюстрации Bill Cooper Image caption Полунина британская пресса не без оснований называет enfant terrible классического балета

Нынешний спектакль, который театр современного танца Sadler"s Wells заказал трем хореографам специально для российской балерины, в немалом смысле идет по пути, проторенному двухлетней давности "Соло для двоих". И не только потому, что двое из трех постановщиков - Шеркауи и Пита - вновь работают с Осиповой. В двух из трех постановок она вновь на сцене только со своим партнером - и по сцене, и по жизни. Партнер этот, правда, теперь другой - Сергей Полунин.

Полунина британская пресса не без оснований называет enfan t terrible классического балета. В 2003 году 13-летний подросток, уроженец украинского Херсона, благодаря стипендии Фонда Рудольфа Нуриева перешел из Киевского хореографического училища в Школу Королевского балета. В июне 2010-го он стал самым молодым премьером в истории лондонского Королевского балета.

Однако уже в 2012 году он ушел из знаменитого театра. Ушел со скандалом, сопровождаемый слухами о злоупотреблении кокаином, сетуя, что балет не дал ему в полной мере насладиться свободой юности и заявив, что в академическом балете "художник внутри меня умирает".

Первое, что он сделал после ухода, - основал в Лондоне салон татуировки. Потом, уже в качестве фрилансера, он исчез за несколько дней до назначенной премьеры спектакля "Полуночный экспресс", сорвав таким образом премьеру.

С тех пор он мигрирует между российскими академическими театрами - Станиславского и Немеровича-Данченко в Москве и Новосибирским театром оперы и балета и престижными и коммерчески выгодными ангажементами на Западе - от Ла Скала до видео-клипов, снятых американским фотографом и постановщиком клипов в стиле "сюрреалистического гламура" Дэвидом Лашапелем.

"Когда мы объединились, многие считали, что я сошла с ума", - признается Осипова. - Мне немедленно стали давать самые разнообразные советы. Но я всегда делала, что я хочу. И если сердце подсказывает мне, что я должна поступать именно так, то так я и буду делать".

Полунин отвечает ей взаимностью: "Танцевать с Натальей просто великолепно. Я погружаюсь в работу с головой, для меня это новая полноценная реальность, и я хотел бы танцевать с нею всегда".

Спектакль в Sadler"s Wells

Впрочем, в первой из трех постановок нового спектакля Осипова на сцене не с Полуниным, а с двумя другими танцовщиками. Спектакль называется Qutb: в переводе с арабского это слово означает "ось, стержень". Но это также и духовный символ, которым в суфизме обозначают совершенного, универсального человека.

Сиди Ларби Шеркауи родился в Антверпене. Его мать - бельгийка, но отец - иммигрант из Марокко. Он учился в медресе и, культура Востока для него такая же родная, как и культура Запада.

Правообладатель иллюстрации Alastair Muir Image caption В спектакле Qutb тела трех танцовщиков сплетены в единый клубок

Тела трех танцовщиков сплетены в единый клубок, в котором не поймешь, где мужчины, где женщина, где чья рука, нога или голова. В этом сплетении тел, впрочем, нет ничего эротического - по замыслу хореографа, Наталья Осипова олицетворяет Венеру, Джеймс О"Хара - Землю, а Джейсон Киттельбергер - Марс. Они вращаются вместе и вокруг друг друга в сопровождении суфистской музыки, олицетворяя - с некоторой, впрочем, претенциозностью - ни много, ни мало как процесс мироздания.

Второй спектакль - "Молчаливое эхо" в постановке британского хореографа Рассела Малифанта - самый абстрактный, самый авангардный, и, как это ни парадоксально звучит, самый традиционный. Осипова и Полунин возникают из полной темноты, по одному, выхваченные лучами прожектора в самых неожиданных местах сцены, то отдаляясь, то приближаясь к друг другу. Большую часть спектакля они не соприкасаются. В этой отстраненности, усиленной колючей, холодной электронной музыкой британского музыканта Робина Римбо, известного под артистическим именем Scanner, есть что-то потустороннее, максимально отдаленное от классического балета.

Механистические движения под механистическую музыку вызвали у меня ассоциации со сдержанной экспрессией классика хореографического авангарда Мерса Каннингема, как вдруг, в своей заключительной части, после двух сольных номеров танец обрел неожиданную классичность.

В этом признается и сам хореограф: "Я хотел создать форму, близкую к классическому па-де-де - дуэт, два соло, и опять дуэт".

Правообладатель иллюстрации Bill Cooper Image caption Балет "Беги, Мэри, беги" отличается игривостью, заставляющей вспомнить легендарную "Вестсайдскую историю" Джерома Роббинса

После эмоциональной скупости и сдержанной философской отрешенности двух первых частей спектакля в третьем эта самая эмоциональность бьет через край. Даже само название - "Беги, Мэри, беги!" - подразумевает историю, сюжет, что нечасто встречается в современном танце. У героев даже есть имена: Осипова - Мэри, Полунин - Джимми. Яркие, красочные, даже нарочито вульгарные костюмы; твист, рок-н-ролл, секс и наркотики; характер танца и движений заставил вспомнить классическую "Вестсайдскую историю" Леонарда Бернстайна и Джерома Роббинса.

Даже музыка относит к той же эпохе - началу 60-х. Девичья группа The Shangri-Las сегодня почти забыта, но их эмоциональные, часто разыгрываемые как театральные сценки песни вдохновляли Эми Уайнхаус, и, по замыслу хореографа Артура Питы, Осипова в своем внешнем облике и движениях призвана была повторить безудержное отчаяние безвременно ушедшей певицы. А жесткое, придуманное автором концепции "стена звука" Филом Спектором инструментальное звучание The Shangri-Las придает всему шоу характерный отзвук "дисков смерти" - именно так называли музыку группы.

Жесткий приговор прессы

Столь разношерстный, пестрый и лишенный единого стилистического стержня спектакль вызвал у британской критики весьма нелицеприятные оценки.

"Русская балерина потерялась в пространстве" - так озаглавила свою статью рецензент Guardian. Отдавая должность решимости Натальи Осиповой двинуться в сторону современного танца, газета пишет, что это долгий и трудный путь, и Осипова пока еще не достигла той свободы и раскованности, которой, в отличие от жестко регламентированного академического балета, требует это искусство.

Financial Times, впрочем, возлагает вину за неудачу не столько на самих танцовщиков, сколько на театр и хореографов: "Артисты оказались в ловушке жуткой неадекватности и чудовищной претенциозности Sadler"s Wells. Спектакль искажает и не дает проявиться их дару и их подлинному лицу.

Не менее жестко звучит и вынесенный в заголовок рецензии приговор Daily Telegraph: "Звездная пара Осипова и Полунин дают осечку в неэротичном триптихе".

"Где огонь, где страсть? - задается риторическим вопросом критик. - Планка задрана высоко, но в целом спектакль оставляет впечатление напрасно растраченного таланта". Впрочем, рецензент не считает, что в этой области шансов у танцовщиков нет: "Будем надеяться, что Осипова и Полунин "долго запрягают", и лучшее у них все еще впереди".

У спектакля есть возможность для совершенствования: после короткого премьерного показа он отправится в августе на Эдинбургский театральный фестиваль, затем в сентябре вернется в Sadler"s Wells, а в ноябре будет показан в New York City Centre. Планов гастролей в России пока нет.

Правообладатель иллюстрации Bill Cooper Image caption По мнению британской прессы, Осипова и Полунин пока еще не достигла той свободы и раскованности, которой, в отличие от жестко регламентированного академического балета, требует современный танец
Выбор редакции
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые,...

Предлагаю вашему вниманию вкуснейший десерт, состоящий из песочной основы и нежнейшей сливочной прослойки. Шоколадный чизкейк – это...

Александр ГущинЗа вкус не ручаюсь, а горячо будет:) Содержание Ценным диетическим мясом считается индейка. Продукт можно использовать...

Такое венерическое заболевание, как гонорея, может передаваться и неполовым путем. Те физиологические условия, которые существуют в...
Сцинтилляционный счетчик (рис. 2.3) имеет два основных элемента: сцинтиллятор, реаги­рующий на ядерное излучение вспышки света, и...
Современная экология, вредные материалы, неправильное питание и образ жизни самым негативным образом влияют на здоровье женщины,...
Украинский государственный университет финансов и международной торговли образовано 14 марта 2007 путем объединения Украинской академии...
Томас Райтер Томас Артур Райтер (Thomas Arthur Reiter) (23 мая 1958, Франкфурт на Майне, Гессен, Германия) космонавт Германии и...
В необходимости знаний английского языка сегодня, пожалуй, уже не сомневается никто. Именно поэтому заботливые родители стараются начать...