Натюрморт клубника и белый кувшин. Сочинение по картине «Клубника и белый кувшин» Машкова. План сочинения по картине


А.С. РОМАНОВА,
Н.Н. ЧЕРКОВСКАЯ,
школа «Классика»,
г. Москва

Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

Интегрированный урок
(2 часа)

5 класс

В методической литературе интеграция рассматривается как технология обучения с установлением устойчивых связей между разными учебными предметами, что позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. На интегрированном уроке устанавливаются связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, создаются условия для усиления разнообразной художественной деятельности. Мы назвали его уроком с элементами театрализованного действия.

Цели урока:

    обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;

    пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями и словарями синонимов);

    развивать языковое чутье, учить редактированию текста (своего и товарища).

Первый урок

Сообщение темы и задачи урока

Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», внимательно рассмотрим картину, поговорим о ней, а потом напишем сочинение.

Откройте стр. 9 сборника иллюстраций Л.Зельмановой и Е.Колокольцева и посмотрите на репродукцию. (Если учащиеся еще не привыкли к термину жанр , его можно заменить словом вид .) Попробуйте определить, к какому жанру (виду) живописи относится эта картина.

Клубника и белый кувшин.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

(Подсказка : звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине...».)

Вспомните и проверьте по толковому словарю значение слова натюрморт . Какие жанры живописи вы уже знаете?

Обращение к личным впечатлениям

Готовясь к этому уроку, мы подобрали несколько репродукций с натюрмортами, и сейчас, пока вы будете их рассматривать, мы немного поговорим о натюрморте. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность – темный, почти черный фон, как на одной из репродукций, которые вы видите.

Может быть, кто-то вспомнит другие натюрморты, которые вы видели в музеях (в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Эрмитаже, в Третьяковской галерее и др.). Посмотрите: что изображали художники на натюрмортах? Разные художники могут увидеть красоту самых, казалось бы, обычных предметов, мимо которых мы зачастую проходим, не останавливаясь. Как художник выбирает тему картины, как рождается замысел картины – это всегда загадка. Почему один художник предпочитает писать натюрморты с фруктами, а другой – посуду, третий – цветы, четвертый – хлеб? Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника, рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА*

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, “Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

У вас в руках всего лишь репродукция, копия картины, сделанная типографской машиной. Только подлинник может точно передать колорит натюрморта. На самом деле все краски намного ярче! Этой картине – 87 лет, почтенный возраст. (Художник поставил свою подпись слева внизу и дату на обратной стороне холста.) Когда я бываю в своей любимой Третьяковке, я общаюсь с картинами как со своими друзьями. Вижу знакомый натюрморт издалека, мысленно здороваюсь, подхожу. Да, это было в 1913 году, Илье – 32 года, прекрасное время! Мы, молодые и счастливые, только что вернулись из Италии. С возрастом я стала замечать еще одну вещь: настроение легкой грусти в картине. (Пауза.)

Теперь вернемся к задаче нашего урока – написать сочинение по картине И.Машкова.

Запишем на доске слова и словосочетания, которые вы сможете использовать в своем сочинении. Обращаем внимание на заранее приготовленный плакат, на котором записаны опорные слова и словосочетания.

Искусство
Написать натюрморт, картину
Художник, автор, живописец
Картина, работа, произведение
Мольберт, холст, полотно
Масляные, акварельные краски, акварель, пастель
Колорит, контраст
Репродукция, копия
Подлинник, оригинал
Мастерство, талант художника, живописца
Передать колорит, оттенки

Подбор слов и словосочетаний

На этот раз вы называете с места слова и словосочетания, которые вам хочется включить в сочинение, а я запишу их на доске.

– Кто главные герои этой картины? (Кувшин и клубника.)
– Подберите определения к этим словам, охарактеризуйте их расположение на картине.

Далее так же подбираются слова и словосочетания, называющие другие предметы, изображенные на картине. Порядок работы произвольный, как будет удобнее детям, хотя можно придерживаться стандартной схемы: сначала бросим взгляд в целом на всю картину, потом посмотрим, что изображено на переднем плане, в центре, на заднем плане.

План сочинения по картине

1. Вступление.
Название картины.
Автор.
Дата создания.
Жанр, техника.
В каком музее выставляется?

2. Основная часть.
Главные предметы («персонажи»), изображенные на картине.
Каковы их цвет, форма, запах? Каковы они на ощупь?
Какие детали бросаются в глаза?
Какое настроение передает картина?

3. Заключение. Ваше личное отношение к картине. (Если нравится / не нравится, то почему?)

Моделирование текста

Определим наши задачи. Запишем план сочинения.

    Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный.)

    Подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении – повествование, описание или рассуждение? Какие слова будут нести основную смысловую нагрузку? С помощью каких слов мы сможем передать расположение предметов по отношению другу к другу? (В учебнике см. таблицу «Наречия», 5-й класс.)

    Что из услышанного на уроке мы можем (и должны) внести в наши работы?

Название картины, фамилию, имя и отчество автора, время написания, название музея, в котором экспонируется сейчас картина, техника написания (масло, холст).

Попробуйте описать картину так, чтобы человек, который ее не видел, смог представить ее себе, мысленно увидеть так, как видим мы с вами.

Завершая сочинение, попытайтесь передать ваше впечатление от увиденного. Найдите синонимы к слову впечатление в словаре синонимов З.Е. Александровой. (Заранее сделайте закладку или выпишите на карточку.)

В заключение можно спросить себя: «Хотелось бы мне, чтобы эта картина висела у меня дома?».

Второй урок

Работа над черновиком

На этом уроке учащимся предлагается поработать самостоятельно над наброском сочинения. Потом черновик читается вслух и редактируется.

(Можно в качестве музыкального фона использовать фрагменты пьес из альбома «Времена года» П.И. Чайковского. Если есть необходимость, можно использовать плакат с общим планом сочинения по картине.)

И.И.Машков любил изображать на своих картинах пейзажи или натюрморты. Они на его картинах выглядят такими яркими, насыщенными. Любая деталь его картины очень важна. Переливы света и теней способствуют как можно больше развернуть задумку художника. Примером этому служит полотно «Клубника и белый кувшин». Глядя на нее поражаешься, как точно передана цветовая гамма.

На нейтральном фоне полотна нарисованы свежие, насыщенно созревшие дары русской земли. Это видно из того, что лежит на столе.

Центральную часть полотна занимает тарелка, в которой лежит белая и черная смородина. В том месте, где смородина соприкасается с тарелкой, она хорошо освещена лучами солнца и поэтому выглядит, как черные жемчужины, а белая будто бы россыпь бриллиантов. Еще более, привлекательней смотрятся веточки белой смородины в прозрачной стеклянной банке.

Задний план холста занимают огромные ягоды клубники, в виде горок положенные в серебряное прямоугольное блюдо. А рядом стоит белоснежный кувшин, на фоне которого ягоды кажутся еще ярче и спелее. Глядя на этот белый кувшин невольно возникает вопрос: «А чем наполнен этот кувшин? Компотом из этих чудесных ягод или молоком?» Художник с огромной любовью при помощи крупных мазков изображает каждый изгиб на клубнике. Между клубникой лежат ягодки малины, которые теряются на этом фоне. Эти ягодки менее яркие, чем остальные, а их листья кажутся белыми – это происходит из-за того как наполнена солнечным светом картина.

Глядя на картину чувствуешь, как она источает тепло чудесного летнего дня. Понимаешь, какими большими богатствами богато лето.

Хоть картина и, кажется простой, но присмотревшись, более внимательней, понимаешь, как она великолепна. Благодаря таким произведениям искусства начинаешь призадумываться о тех простых моментах жизни, которые в ежедневной суматохе быстро забывается.

Художник предоставляет, удачный случай еще разок, насладиться дарами летней природы, наполненными теплом солнца. Почувствовать запах и вкус сладкой клубники и смородины. Все изображенное на картине знакомо с детских лет, но как оно прекрасно понимаешь только сейчас.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Язык что одежда 9 класс рассуждение

    Язык - это то, что отличает человека от животных. В нём собраны лучшие мысли людей. Язык - это своего рода одежда человека. Его визитная карточка. По одной сказанной фразе сразу можно узнать многое о человеке.

  • Анализ поэмы Паломничество Чайльд-Гарольда Байрона

    Произведение относится к лирико-романтическому творчеству поэта и представляет собой форму путевого личного дневника, в котором отражаются авторские размышления о жизненном смысле, социальных общественных конфликтах

  • Сочинение Пенкин в романе Обломов Гончаров (Образ и характеристика)

    К числу второстепенным персонажей произведения относится образ господина Пенкин, представленный писателем в романе в виде модного литератора, публикующего свои материалы в популярных газетах и журналах.

  • Сочинение Примеры доброты из жизни

    Мир не без добрых людей, часто слышал я такое высказывание и полностью с ним соглашусь. На протяжении, своих немногих лет, я встречал множество добрых поступков, в отношении меня и близких мне людей.

  • Домашние животные это неотъемлемая часть в повседневной жизни. Практически в каждой семье живут домашние питомцы. Они стали частью жизни многих хозяев.

Подготовка к сочинению-описанию по картине

«Клубника и белый кувшин»

Цели урока:

Познакомить с особенностями натюрморта как жанра живописи, показать значение композиции и цвета в натюрморте. Подготовить к написанию домашнего сочинения по черновым материалам. Повторить правописание безударных гласных в корне и суффиксе слова. Развивать речь обучающихся (обогащение словарного запаса).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, особенности урока.

Сегодня мы будем учиться описывать натюрморт. Сегодня мы познакомимся с творчеством Ильи Ивановича Машкова.

заслуженный деятель искусств, живописец, педагог. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил свое дарование, был натюрморт.

Натюрморт «Цветы» продан на «Сотби» за 3,5 млн долларов.

«Натюрморт c фруктами» продан на «Кристис» за 7,25 млн долларов.


Что изображено на репродукциях? (овощи, фрукты, цветы, посуда, еда). Как называется данный вид живописи (натюрморт) Что же такое натюрморт? (Натюрмомрт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве)
Рассмотрим один из наиболее известных натюрмортов « Клубника и белый кувшин». Какие предметы изображены на нём? (кувшин, поднос, скатерть, Ягоды: смородина, малина, клубника, листики). Что поместил художник в центре картины? Почему именно так расположены предметы?

Натюрморт называется "Клубника и белый кувшин". Зачем же художник поместил сюда и другие ягоды? (Выслушать мнения учащихся). Поместив на передний план натюрморта клубнику, художник самим расположением предметов передал настроение, которое навевает щедрое, жаркое лето. Эту же мысль и настроение художник передаёт с помощью красок, которые он использует, изображая другие ягоды,


Какие краски по насыщенности использовал художник? (Яркие, солнечные, радостные, сочные и т. д.)

Следовательно, в картине важно все: где и как расположены предметы, краски и цвета, которые подобрал художник для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображаемому, свое настроение и внутреннее состояние.


Прослушайте сочинение: Передо мной натюрморт Ильи Ивановича Машкова, который называется "Клубника и белый кувшин". Это натюрморт, потому что на нём изображены предметы неживой природы. Здесь нарисованы белый кувшин, банка с веточками смородины, ягоды: клубника, малина и смородина в тарелке. Жестяной поднос наполнен спелой клубникой. Мне нравится этот натюрморт.

Понравилось сочинение? Почему? Для того, чтобы ваши сочинения получились интересными, образными, мы с вами поработаем над описанием каждого предмета. Какие предметы изображены? (кувшин, тарелка со смородиной, банка с веточками смородины, жестяной поднос с клубникой, рассыпанные по столу ягоды)

Описание кувшина.

    Где расположен кувшин (передний, задний план, центр композиции)? Почему художник поместил кувшин именно сюда? Какие краски использовал художник? Как переданы оттенки цветов?
Тарелка со смородиной.
    Где расположена тарелка со смородиной? Почему художник поместил ее именно сюда? Какие краски использовал художник? Обратите внимание, что белая смородина как будто светится изнутри, вся пропитанная солнечным светом. Как переданы оттенки цветов? (Смородина иссиня-черная, на ней играют солнечные блики). Какие чувства вызывает этот фрагмент?
Банка с веточками смородины.
    Солнечные блики на банке с прозрачной водой. Свежие, только что срезанные веточки. Сочные, нежно-зеленые листочки. Как художником переданы оттенки цвета?
Жестяной поднос с клубникой.
    Свет и тень на подносе. Спелые ягоды клубники. Как художник передал свежесть ягод?
Рассыпанные по столу ягоды.
    Где расположены ягоды (передний, задний план, центр композиции)? Почему фоном служит холщовая скатерть? Вся ли клубника одинаково спелая? Как это передал художник? Какие оттенки цветов использовал? Как освещены ягоды?
Работа с материалами к сочинению(таблица). Как вы думаете, в каком типе речи уместно использовать слова, данные во второй графе? (описание). Обоснуйте свой ответ. Как называются эти слова? (Синонимы.) Я надеюсь, что эти синонимы позволят вам избежать неоправданных повторений и речевых ошибок в сочинении. А теперь послушайте ещё одно сочинение.

Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморты Машкова не оставят равнодушным.

Трудно сказать, как была рождена эта картина - слиток какой необыкновенной радости от сознания непосредственного общения с природой. Мне кажется, что художник, устав бродить по лесу, зашел избушку лесника. И здесь, на деревянном, грубо сколоченном столе, освещенном мягким светом, льющимся из небольшого окошка, увидел белый глиняный кувшин, жестяной поднос и небольшую тарелку, наполненную крупными сочными ягодами клубники, черной и белой смородины.

Только что сорванные, рассыпанные по столу ягоды темно-красной клубники и спелой малины оттеняют серую поверхность скатерти. Из банки, наполненной прозрачной водой, тяжело свисают влажные ягоды душистой смородины.

Бело-матовый кувшин, фиолетово-синие тени еще сильнее заставляют ощутить солнечное тепло ягод.

Предметы настолько объемны, что невольно кажется: протяни руку и почувствуешь холодное прикосновение глиняного кувшина и жестяного подноса, влажность и упругость спелых ягод и темно - зеленых листьев.

Подумать только, какая пленительная песнь радости жизни, красоте и плодородию природы содержится в этом натюрморте.

Анализ сочинения:

    Полно ли описано изображенное на картине? Передана ли основная мысль художника? Сумели ли члены группы рассказать о композиции натюрморта и красках, использованных художником? Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли язык рассказчика? Соответствовал ли тон рассказа, его содержание основной мысли?
Домашнее задание: Представьте, что вы экскурсовод и проводите экскурсию по музею, в котором выставлена картина « Клубника и белый кувшин! Как бы вы рассказали о ней? (Обычно экскурсовод дает краткую справку о художнике, его творчестве).

Описание темы: Легкое и красиво описание натюрморта в прекрасной работе художника. Признаться честно, глядя на картину начинаешь чувствовать вкус лета.

Дары природы

Илья Иванович Машков – знаменитый русский художник начала двадцатого века. В своих работах автор отдавал предпочтение натюрмортам, изображая красоту ягод, цветов, фарфоровых фигурок и других предметов домашней утвари. Наиболее известным натюрмортом мастера кисти была картина «Клубника и белый кувшин», написанная в 1943 году. В ее создании использованы типичные для Машкова яркие, сочные краски и крупные мазки. На картине изображены спелые, сочные ягоды - прекрасное дарование русской земли.

На переднем плане картины искусно красуются спелые крупные ягоды клубники. Каждая из них как будто расположена таким образом, чтобы показать себя с наилучшей стороны. Две самых спелых и больших клубнички изображены слева, их спелость еще более выразительна в подсветке солнечными лучами, которые падают слева на стол. Остальные ягоды клубники расположены правее на столе, они уже не настолько яркие, но тоже спелые. Хотя есть справа две некрупных ягодки и чуть-чуть недозревших. На заднем плане картины тоже есть клубника, она горкой уложена на серебряном блюде.

В центре картины расположена мисочка с синей каемочкой, наполненная ягодами черной и белой смородины. В центре слева смородина очень хорошо подсвечивается солнечными лучами. И от этого блеска ягоды черной смородины выглядят как драгоценные черные жемчужины, а ягоды белой смородины создают впечатление рассыпанных бриллиантов. В центре картины стоит прозрачная ваза с веточками черной и белой смородины. И завершает композицию на темном фоне заднего плана большой пузатый глиняный кувшин. Он выполнен в белом цвете и тем самым уравновешивает цветовую композицию всей картины. Интересно, что в этом кувшине? Возможно свежее парное молочко. Картина как будто излучает тепло прекрасного летнего солнечного дня. Как чудесно летом! Как прекрасны дары природы!

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...