Неделя перед рождеством христовым, святых отец. Православный календарь Тропарь праотец


За две недели до праздника Рождества Христова Святая Церковь совершает память святых праотец. Продолжая подготавливать нас к достойному восприятию грядущего праздника Рождества Христова, Она ныне вспоминает и прославляет всех праведных мужей и жен, которые жили до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, начиная с праотца Адама и заканчивая святым Иоанном Предтечей и Пречистой Девой Марией.

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ПРАОТЦЫ?

На самом верху иконостасов можно увидеть, как изображаются величественные седобородые старики Адам, Ной, Авраам, Мельхиседек - праотцы, праведники, принимавшие участие в истории спасения человечества. В это воскресенье, за две недели до Рождества Христова, празднуется их память.

Праотцы - не обязательно являются предками Иисуса Христа по плоти. Главное в их почитании то, что они являют собой прообразы грядущего избавления от вечной смерти. В православной традиции к праотцам относят: Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Мафусаила, Еноха, Ноя и его сыновей, Авраама, Исаака, Иакова и 12 сыновей Иакова, Лота, Мелхиседека, Иова и многих других. В древнееврейском тексте Библии они названы «отцами», в греческом переводе (Септуагинта) их именуют «патриархами» (греч. patriarches — «родоначальники»).

К их сонму относят также женщин - праматерей Еву, Сарру, Ревеку, Рахиль, Лию, сестру Моисея пророчицу Мариам, судью Израиля Девору, прабабушку царя Давида Руфь, Юдифь, Есфирь, мать пророка Самуила Анну, иногда и других женщин, чьи имена сохранились в Ветхом Завете или в церковном Предании. Из новозаветных лиц в сонм праотцев включают также праведных Симеона Богоприимца и Иосифа Обручника. К праотцам православная традиция относит также праведных Иоакима и Анну, именуя их «богоотцами». О них мы знаем не из Св. Писания, а из Св. Предания, но их имена вписаны в историю спасения человечества.

Почитание праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви со второй половины IV в., хотя восходит оно к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связано с Иерусалимской церковью. Память праотцев, не случайно была установлена перед Рождеством Христовым - это воспоминание о цепи поколений, предваряющих появление на свет Спасителя.

Согласно иконописной традиции, праотцев изображают в основном седобородыми. Так в греческом иконописном подлиннике Дионисия Фурнаграфиота читаем: «Праотец Адам, старец с седою бородою и с длинными волосами. Праведный Сиф, сын Адама, старец с дымчатою бородою. Праведный Энос, сын Сифа, старец с раздвоенною бородою. И т. п.». Исключение составляет только Авель, о котором написано: «Праведный Авель, сын Адама, юный, без бороды».

Как правило, праотцев изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания. Например, у того же Дионисия Фурнаграфиота сказано: «Праведный Иов, старец с круглою бородою, в венце, держит хартию со словами: Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Некоторые праотцы могут быть представлены с символическими атрибутами: так Авеля изображают с овечкой в руках (символ невинной жертвы), Ноя — с ковчегом, Мелхиседека с блюдом, на котором сосуд с вином и хлебами (прообраз Евхаристии).

Отдельные иконы праотцев встречаются не часто. Обычно это заказные иконы тезоименных святых. Но в росписи храма и в иконостасе они занимают особое и очень важное место.

В греческих храмах изображения праотцев и пророков нередко располагаются вблизи сцены Рождества Христова, чтобы обращая взор к лежащему в яслях Богомладенцу, молящиеся видели не только участников и очевидцев Боговоплощения, но и «прежде закона верою предвозсияших» праотцев. Например, в росписях кафоликона святителя Николая монастыря Ставроникита на Афоне, выполненных в сер. XVI в. Феофаном Критским, изображениями пророков и праотцев расположены нижним рядом под сценами христологического цикла (сцены от Благовещения до Пятидесятницы), словно праведники и пророки взирают на исполнение того, о чем они сами пророчествовали и чему послужили прообразами.

Знаменитый изограф Феофан Грек, прибывший на Руси из Византии, тоже изобразил праотцев в росписи храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, выполненной в 1378 г. Но он их расположил в барабане, предстоящими перед ликом Христа Пантократора, изображенного в куполе. Здесь представлены Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, то есть те праотцы, которые жили до Потопа.

Изображения праотцев мы встречаем и в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной двумя веками позже — в XVI в. В центральном барабане храма изображены Адам, Ева, Авель, Ной, Енох, Сиф, Мелхиседек, Иаков. Круг праотцев расширен, чтобы показать, как ветхозаветная история предваряет новозаветную.

Для русской традиции такие случаи нечасты. Зато в высоком русском иконостасе праотцам отведен целый ряд — пятый. Этот ряд сформировался в XVI веке под влиянием большого интереса к Ветхому Завету. Дело в том, что в 1498 г. под руководством архиепископа новгородского Геннадия (Гонзова) был сделан перевод на славянский язык всех книг Ветхого Завета. Этот перевод получил название Геннадиевской Библии. До этого на Руси, да и во всем славянском мире, читали только Новый Завет и отдельные отрывки из Ветхого, т.н. Паремии, те фрагменты, которые прочитываются на богослужении. Переведенные книги архиепископ Геннадий велел переписывать и рассылал по монастырям, и тем самым пробудил большой интерес к Ветхому Завету в русском образованном обществе, а это, в основном были священство и монашество. Священство и монашество были и основными заказчиками храмового убранства, росписей и иконостасов, и мы видим, что буквально через несколько десятилетий после выхода в свет Геннадиевской Библии, примерно к середине XVI в. над пророческим чином в иконостасе появляется чин праотцев.

Иконостас представляет собой сложный организм, смысл которого показать образ Небесной Литургии, в которую включается образ Церкви — деисусный чин, и история спасения: Новый Завет — праздничный чин, Ветхий Завет — пророки и праотцы.

Сначала иконы праотцев представляли собой поясные изображения, чаще всего вписанные в форму кокошника. Иногда они чередовались с изображениями херувимов и серафимов. К концу XVI - нач. XVII вв. в иконостасах появляются полнофигурные изображения праотцев.

В связи с добавлением второго ряда Ветхого Завета перед иконописцами возникла задача: что изображать в центре этого ряда. В центре деисусного чина помещается образ Христа («Спас в силах» или Спаситель на троне), в центре пророческого ряда изображается Богоматерь («Знамение» или тронный образ Богоматери Царицы Небесной). По аналогии с этими образами в центре пятого ряда появилась икона Саваофа (Бога Отца), как олицетворение Ветхозаветных представлений о Боге, или образ т.н. Новозаветной Троицы, в котором образ Бога-Отца дополняется изображением Иисуса Христа (как отрока или в зрелом возрасте) и Духа Святого в виде голубя. Эти образы вызывали большие споры в обществе и дважды были запрещены на церковных Соборах— в 1551 г. на Стоглавом соборе и в 1666-67 гг. - на Большом Московском. Однако они прочно вошли в иконописный обиход. Только в ХХ в. известный иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский нашел выход из этого положения, предложив помещать в центре праотеческого ряда образ Ветхозаветной Троицы в виде трех ангелов, так, как написал его Андрей Рублев. Именно такая традиция закрепилась в большинстве современных православных храмов, где установлены пятиярусные иконостасы.

Часто с двух сторон от центральной иконы в праотеческом ряду изображаются праотцы Адам и Ева. Они как прародители человечества возглавляют ряд праотцев. Может показаться странным, почему среди святых представлены именно те, кто из-за своего непослушания Богу был изгнан из рая, кто вверг человечество в рабство смерти? Но иконостас, как мы уже говорили, это образ истории спасения, Адам и Ева, как и весь произошедший от них человеческий род, пройдя через искушения, искуплены, благодаря Боговоплощению, смерти и Воскресению Иисуса Христа. Не случайно, изображение креста венчает иконостас, чтобы явить образ Христовой победы.

И на иконах Воскресения (Сошествие во ад) мы видим, как Спаситель, стоящий на разрушенных вратах ада, выводит из царства смерти Адама и Еву. В эту композицию включают изображения и других праотцев, например, Авеля. А на одной иконе «Сошествие во ад» XIV в. (Ростовская провинция) за фигурой Евы можно видеть пять женских образов, это праведные жены, возможно, это именно те, кого Церковь почитает как праматерей.

Образы Адама и Евы мы видим и в изображении Страшного Суда. Обычно они представлены коленопреклоненными перед Иисусом Христом, восседающим в окружении двенадцати апостолов. Здесь уже утверждается возвращение к Богу некогда изгнанных из рая прародителей.

В иконографию Страшного суда входит композиция «Лоно Авраамово», где также изображаются праотцы, прежде всего, Авраам, Исаак и Иаков. Это один из образов рая. Обычно праотцы показаны восседающими на седалищах среди райского сада. По-древнерусски лоно — это часть человеческого тела от колен до груди, поэтому у Авраама на коленях и за пазухой изображаются множество детей, души праведных, которых как своих детей принимает отец всех верующих.

Авраама мы встречаем также в композициях «Гостеприимство Авраама», здесь он изображается вместе с Саррой, и «Жертвоприношение Авраама», где он приносит в жертву Богу своего сына Исаака. Эти сюжеты, прообразующие новозаветную жертву, получили широкое распространение в христианском искусстве. Самое раннее из дошедших до нас изображений «Гостеприимство Авраама» сохранилось в римских катакомбах на Виа-Латина, IV в., а одно из наиболее ранних изображений «Жертвоприношения Авраама» находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Распространены были эти сюжеты и на Руси, они присутствуют уже во фресках Киевской Софии XI в., и мы можем встретить их во многих храмовых ансамблях вплоть до сегодняшнего дня.

На иконах сюжеты из истории Авраама также встречаются довольно часто, но, конечно, образ «Гостеприимство Авраама» в древнерусской традиции пользовался особенным почитанием, поскольку он воспринимался как икона «Св. Троицы».

Среди ветхозаветных сюжетов, связанных с жизнью патриархов стоит указать еще на два важных сюжета, это «Лествица Иакова» и «Борьба Иакова с Богом», эти композиции также имеют глубокий символический смысл и потому часто включались в росписи храмов.

Начиная с XVI в. сюжеты с праотцами нередко помещали на дьяконских дверях. Наиболее часто встречаются изображения Авеля, Мелхиседека, Аарона, они воспринимались как прообразы Христа, поэтому воспринимались как важная часть литургического контекста храма.
Иконография праматерей не столь обширна, как иконография праотцев. О Сарре мы уже упомянули. Изображения других ветхозаветных праведных жен довольно редки и в монументальных росписях, и в иконах. Тем более ценны те редкие памятники, к которым можно отнести Шуйскую-Смоленскую икону Богоматери, хранящуюся в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Эта икона вставлена в раму, в клеймах которой изображены восемнадцать ветхозаветных праведниц: Ева, Анна, (мать пророка Самуила), Девора, Иудифь, Иаиль (Суд., 4-5), Лия, Мариам (сестра Моисея), Ревекка, Рахиль, Раав, Руфь, Есфирь, Сусанна, Сарра, Сарептская вдова, Сунамитянка, жены царя Давида Авигея и Ависага. Клейма иконы писали иконописцы Оружейной палаты.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Рождественский пост, который подходит ныне к концу, обращает наше внимание на духовный подвиг людей, живших до Христа Спасителя. Большинство праздников, посвященных ветхозаветным пророкам, приходится на время Рождественского поста. И богослужения в честь ветхозаветных пророков помогают нам понять смысл и значение того служения, которое они совершали.

Два же последних воскресенья перед Рождеством Христовым, именуемых на языке церковного Устава Неделей праотец и Неделей отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие с духовной точки зрения обстоятельства тогдашней жизни.

Небольшой иудейский народ окружало море языческих стран и народов. В этих странах была мощная языческая культура, которая поражает даже нас, людей XXI века. Величественные храмы в долине Нила, египетские пирамиды как бы вобрали в себя всю мощь той языческой цивилизации. Развитые ремесла, сельское хозяйство, армия, наука, точные науки, позволявшие строить эти величественные сооружения, — всё это являло огромную мощь. Что перед этой мощью были по большей части незнатные, малоизвестные люди, жившие в Палестине, которых называли пророками? Что была их сила перед этой потрясающей воображение людей силой языческой цивилизации?

В чем же ошибочность и греховность этой цивилизации? В том, что в основе ее было поклонение ложным богам. Люди в поисках Бога зашли в духовный тупик и обожествили то, что Богом не является. И поскольку это было ложное поклонение ложным богам, то оно сопровождалось и опасным, ложным, неправильным, небогоугодным образом жизни. Люди жили по закону инстинкта, и все, что способствовало раскрепощению этого инстинкта, все, что способствовало наслаждению, и было в центре внимания тех древних людей, а все остальное должно было обслуживать эту ложную, языческую жизнь.

Нельзя сказать, чтобы языческое окружение не влияло на тех, кто сохранял веру в единого истинного Бога Творца. Многие в израильском народе, под влиянием всей этой роскоши и мощи окружавшего их мира, преклоняли свои колена пред ложными богами и, наверное, руководствовались при этом очень простым принципом: «Мы что, хуже других? Посмотрите, как они хорошо живут, какие у них мощные государства, какая у них армия, как они хорошо питаются, какие у них красивые храмы и жилища!»

Многие искушались, видя перед собой силу языческого мира. Но были и те, кто не поддавался искушениям, — их-то и называли пророками. Они шли как бы наперекор течению, оставаясь внутренне свободными и подчиненными только Богу. И Бог в ответ на этот подвиг мужественного хранения веры даровал тем людям благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры, говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу сохранять истинную веру, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало сохранить веру.

Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать — ту самую, которая вдохновляла пророков, — должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способен и нас вразумлять, и нас делать сильными.

Искушения древнего мира по-прежнему остаются искушениями рода человеческого. Мы видим, как построенная некогда на христианской основе европейская цивилизация постепенно превращается в цивилизацию языческую, из которой изгоняется поклонение истинному Богу, а на место Бога возводится культ человека, культ потребления. Жизнь по закону инстинкта становится ценностью, которую эта цивилизация проповедует. И опять, как в глубокой древности, на стороне этой цивилизации — сила, которая поражает воображение; богатство, которое застилает глаза. И, наверное, многим хочется сказать: «Но ведь там так прекрасно, там такая сила, такое богатство, такие наслаждения! Я что, хуже всех? И я хочу жить так».

Как было трудно древним пророкам, ветхозаветным праотцам и отцам, противостоять искушениям! Они были в одиночестве и один на один боролись с окружавшей их языческой реальностью. Но мы сегодня не один на один противостоим языческому миру. Мы, все вместе — Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые Таинством, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю, возвышаем свои чувства. У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, — это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к Таинству Церкви.

Но как часто не хватает нам и этих сил, и нередко мы оказываемся буквально раздавлены, разрушены этими внешними обстоятельствами языческой жизни. Память о ветхозаветных святых и дается нам в преддверии праздника Рождества Христова, чтобы в полной мере оценить все то, что Бог во Христе принес людям, чтобы в полной мере почувствовать и осознать, каким великим Божественным сокровищем мы обладаем. Эти дни даны нам также для того, чтобы укрепить свою веру, осознать суетность и греховность языческого мира и делать все, чтобы наша национальная жизнь всегда питалась от своих христианских истоков, чтобы народ наш черпал из этих источников благодатную силу, действием которой наша культура становится носителем высочайших духовных ценностей.

Апостол учит нас, что наша брань не против крови и плоти (Ефес. 6:12). Да, действительно, христианин не борется с людьми, но христианин призван бороться с грехом. И да поможет нам Господь, ради нашего спасения родившийся в Вифлееме, обретать победу над всеми теми силами, которые как в древности, так и ныне борются с верой. От нашей победы, от победы рода человеческого над этими стихиями мира сего зависит существование рода человеческого. Именно поэтому вопрос о вере, о принятии Христа в сердце есть не второстепенный вопрос нашей жизни, но самый фундаментальный, от решения которого зависит не только наш личный облик, но облик всего рода человеческого. Аминь.


Слово в Неделю святых праотец

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Это воскресенье называется «неделей святых праотец», потому что оно посвящено праотцам Иисуса Христа. Что же особенно замечательного было в этих людях, в их судьбах? То, что Господь призывал их, и помогал им, и действовал через них тогда, когда уже все земное казалось бы им изменило и их оставило.

Вот наш общий праотец Авраам, отец верующих, как называл его апостол Павел. Он жил почти 4000 лет тому назад, и все равно мы его почитаем. Бог призвал его из среды язычников, идолопоклонников, и сказал ему: «Выйди из своего дома, из рода отца, из твоей страны, и иди в землю, которую я тебе покажу. Отделись от них».

Так было положено начало вере, сначала ветхозаветной, а на ней, как на фундаменте, и новозаветной. Но вот смотрите: что Бог обещает Аврааму? Если он сохранит ему верность и веру, то через его потомков благословляются все племена и народы земли. Обещает им страну, землю, на которой они будут славить Бога.

А что же мы вместо этого видим? Авраам становится старым, а он все еще бездетен... Жена его уже не может родить ребенка, и он все свое имущество должен завещать слуге Елиазару, потому что нет у него наследников. Что же Бог ему обещал? Какое же потомство у него будет, если у него нет ни одного сына, ни одной дочери?

И про землю, на которой он живет, Бог говорил: «Я тебе ее даю». Но земля эта оставалась чужой: каждым городом, каждой крепостью владели разные цари, князья и племена. А он там был никто! Он — странник и чужак.

Но вот, наконец, по благословению Божию жена его, уже потерявшая надежду, рождает ребенка. Но, когда мальчик подрос, Бог говорит, что его надо принести в жертву, как это делали язычники со своими первенцами (они приносили их в жертву языческим богам, убивая на алтаре). Значит, Авраам должен был лишиться и этого последнего утешения? Но он все равно знал, что Бог зла не хочет и не сотворит, и что умерших Он воскресит, и поэтому отправился с сыном на гору Мориа, на то место, где потом был Храм Иерусалимский. Тогда Господь сказал ему: «Я вижу твою веру, теперь Мое благословение всегда будет на тебе и на твоих потомках». И он все получил, хотя ничего не имел. Господь, указав ему на звездное небо, сказал: «Посмотри на эти звезды. Столько будет у тебя потомков. У тебя, который был бездетен, который ни на что человеческое не надеялся».

Среди этих звезд, среди этих потомков и мы с вами, ибо духовно мы все — чада этого человека, который верил Богу полностью, вопреки всему. Он знал, что Господь благ и никогда с его пути не свернет.

А через несколько веков призывает Господь другого пророка и вождя — Моисея. Вы все его знаете. Когда он родился, у него не было шансов выжить, потому что фараон приказал всех израильских детей мужского пола истреблять, чтобы они не увеличивались в числе своем. И мать, родив ребенка, не знала, что с ним делать, потому что, если заплачет дитя, закричит, то могут услышать его на улице, прийти и умертвить.

Она его прятала один месяц, другой, пока была возможность. Но ребенок рос, и она положила его в корзиночку, понесла к реке, к Нилу, который и сейчас течет в Египте, поставила корзиночку среди камышей в воде и ушла, а дочь ее, старшая сестра новорожденного мальчика, осталась следить, что будет. Не унесет ли поток корзиночку с младенцем? Не заберут ли люди? Конечно, какой же шанс выжить ребенку, брошенному в реку?

И вот в это время приходит туда купаться дочь фараона. Она услышала детский плач в камышах и послала туда своих служанок, и те принесли ей корзинку из тростника. Открыли ее и увидели там спеленутое плачущее дитя. Тогда дочь фараона сказала: «Наверное, он из детей израильских, кто-то спрятал ребенка. Я возьму его и воспитаю, как сына».

Она взяла его к себе в дом, дала ему имя Моисей, что значит по-египетски «сын», а по-израильски — «извлеченный из воды». И он вырос у нее, как сын; имел и образование, и богатство, и все условия для жизни, о которых может мечтать человек. Но, как говорится в Писании, он, познав всю мудрость египетскую, все-таки предпочел идти к своим братьям.

И когда он увидел, что братья его по вере, по плоти, страдают от угнетения царя египетского, он решил их избавить и спасти. Пришел к ним и стал говорить, что они — рабы, а должны быть свободными, но они еще больше стали бояться. Однажды он увидел, как египтянин бьет израильского раба, и Моисей заступился, ударил египтянина, а был он человек сильный, и убил того одним ударом. И, когда об этом пошел слух, пришлось ему бежать из города, и скрыться в пустыне, в горах.

Что было ему делать? Дело жизни его не удалось, царь его преследовал; и пошел Моисей по пустыне, нашел там кочевников, людей мирных, богобоязненных, женился на дочери их вождя, и пас его овец. Вот и все призвание! Пас год, пас другой, многие годы так прожил. И уже, конечно, всякая надежда в его душе погасла. И вот тогда-то Господь его призвал.

Однажды забрел он с овцами на высокую гору, и там увидел горящий куст, который пылал, но не сгорал — «Неопалимую Купину», и услышал он Голос: «Сними свою обувь — это святое место». Когда он так поступил и преклонился, Голос ему сказал: «Иди к царю египетскому и скажи: «Так говорит Господь Бог, отпусти народ мой из рабства на свободу». И опять Моисей поколебался. Он ответил: «Куда же я пойду? Как я предстану перед царем? Ведь он меня изгонит и убьет, да и вообще не допустят меня к нему. Кто я?» Ведь прошло много лет и тот царь при дворе которого он жил, давно умер, новый царь был. «Иди!» — сказал Господь.

У Моисея не могло быть никакого человеческого расчета. Но он пошел, вошел к фараону, и не своей силой, а силой Божией сказал: «Так говорит Господь Вечный. Отпусти народ мой!» Сначала фараон его прогнал, но тут начались бедствия стихийные: и падеж скота, и мор, и саранча, и тогда фараон понял, что это Господь Бог говорит устами этого человека. И разрешил всем пленникам, всему народу израильскому уйти.

И вышел народ, и во главе шел Моисей. А впереди сверкал свет. Это был огненный столб, которым Господь указывал им путь в пустыне. Но когда они подошли к берегу залива, то увидели, что сзади скачут царские солдаты, преследуют их на конях и с луками. Это опомнился царь и решил остановить израильтян, потому что ему нужна была даровая рабочая сила.

И снова казалось, что выхода нет. По-человечески размышляя, все должны были погибнуть. И тогда Господь сказал: «Протяни твой посох», и протянул Моисей, и бурный ветер пошел над заливом, и море стало расступаться, и пошел народ по колено в воде по песку. Пошел и перешел море. Когда же люди прошли, волны сомкнулись, и не могли уже догнать их всадники фараона.

Смотрите, опять на самом краю гибели помогает Господь. И вот Моисей, повел народ по пустыне, а ведь пустыня — это не Египет, где и пища прекрасная, и тень есть от деревьев, и живительная вода в реке Нил. И хотя трудна была каторжная работа, а все-таки все были сыты, одеты, обуты. А теперь — голая степь, ни одного деревца, одни камни, и люди ропщут и говорят: «Мы здесь все умрем от голода, лучше нам было быть рабами, чем идти сюда в это гиблое место».

И опять взмолился Моисей и сказал: «Господи, все кончилось у нас, нет у нас выхода и пути». И в это время через пустыню полетели перелетные птицы, они попались в расставленные сети и накормили народ. А другой раз, страдая от жажды, подошли они к скале, и Бог сказал Моисею: «Ударь один только раз, и тут будет источник». Моисей ударил один раз, но веры у него не хватило. Он ударил второй раз, и источник брызнул и потек. И измученные люди приникли к этой воде. А Господь во сне явился к Моисею и, укоряя его, сказал: «Ты ударил два раза, ты мне не поверил. Я же тебе сказал: «Только коснись камня».

Вот так в Священной истории Ветхого Завета мы видим, что Господь призывал людей, которые были в тяжких, трудных обстоятельствах, которые уже ни на что земное не могли рассчитывать. Их ожидало только отчаяние, но отчаяния они не допустили. Потом Господь Иисус сказал: «Не бойся, только веруй». Вот это они и выполнили — не боялись, а только веровали. За это-то мы и прославляем их имена сегодня. Поэтому сегодняшний день праздничный, предваряющий Рождественские дни, посвящен памяти этих мужей, которые твердо стояли в вере своей, в надежде и в любви к Господу. Аминь.

Празд-но-ва-ние Неде-ли свя-тых Пра-о-тец со-вер-ша-ет-ся в пред-по-след-нее вос-кре-се-нье пе-ред Рож-де-ством Хри-сто-вым. В этот день Цер-ковь от-ме-ча-ет па-мять свя-тых Пра-о-тец - вет-хо-за-вет-ных пра-вед-ни-ков, ожидавших Спасителя, на-чи-ная от пер-во-го че-ло-ве-ка - Ада-ма, и вклю-чая Си-фа, Ено-ха, Ноя, Ав-ра-ама, Иса-а-ка, Иа-ко-ва, ца-ря Да-ви-да и про-чих. Эти древ-ние лю-ди от-де-лены от нас ты-ся-че-ле-ти-я-ми, од-на-ко име-ют к нам, те-пе-реш-ним пра-во-слав-ным хри-сти-а-нам, са-мое пря-мое и близ-кое от-но-ше-ние.

Ка-кая же связь меж-ду на-ми и ими? Цер-ковь во-об-ще на-по-ми-на-ет нам о них те-перь, пе-ред Рож-де-ством Хри-сто-вым, ра-ди их ве-ры - ве-ры в обе-ща-ние, дан-ное Бо-гом Ада-му при из-гна-нии его из рая, что в кон-це ве-ков при-дет в мир Спа-си-тель, Ко-то-рый ис-ку-пит че-ло-ве-че-ство от гре-ха пра-ро-ди-те-лей.

Все пра-от-цы, быв-шие на зем-ле за-дол-го до рож-де-ния Гос-по-да, жи-ли и го-ре-ли этой ве-рой, ни-ко-гда от нее не от-сту-пая. Они яв-ля-ют-ся яр-ким при-ме-ром для нас, жи-ву-щих уже по-сле зем-но-го во-пло-ще-ния Спа-си-те-ля. Как и древ-ние лю-ди, мы то-же Его ре-аль-но не ви-де-ли; они толь-ко зна-ли, что Он бу-дет на зем-ле, а мы толь-ко зна-ем, что Он был на зем-ле. Но они твер-до ве-ри-ли в Его при-ше-ствие и их ве-ра оправ-да-лась.

От нас же тре-бу-ет-ся го-раз-до боль-шая ве-ра. Мы долж-ны ве-рить, что Гос-подь был, и есть, и бу-дет; что Он жил на зем-ле как че-ло-век; что через Свою Цер-ковь Он по-сто-ян-но пре-бы-ва-ет с на-ми; и что Он сно-ва при-дет на зем-лю су-дить че-ло-ве-че-ство. Но за та-кую ве-ру Сам Гос-подь обе-ща-ет нам бла-жен-ство. Ко-гда Иисус Хри-стос явил-ся Апо-сто-лу Фо-ме, ко-то-рый не мог по-ве-рить в вос-кре-се-ние Хри-сто-во по-ка сам не до-тро-нул-ся до ран Гос-под-них, а до-тро-нув-шись, вос-клик-нул: «Гос-подь мой и Бог мой!» - то-гда Гос-подь ска-зал Апо-сто-лу: «ты по-ве-рил, по-то-му-что уви-дел Ме-ня; но бла-жен-ны не ви-дев-шие и уве-ро-вав-шие».

Но по-ми-мо ве-ры есть еще од-но об-сто-я-тель-ство, ко-то-рое так тес-но свя-зы-ва-ет нас с древни-ми пра-от-ца-ми - это их вер-ность ожи-да-е-мо-му Мес-сии. Они жи-ли в окру-же-нии язы-че-ско-го ми-ра - ми-ра, ко-то-рый хо-тя и не знал еще Хри-ста, но пол-но-стью от-сту-пил от Бо-га. Мы с ва-ми, до-ро-гие бра-тья и сест-ры, жи-вем в по-доб-ном и да-же худ-шем по-ло-же-нии. Де-вят-на-дцать сто-ле-тий по-сле Рож-де-ства Хри-сто-ва мир жил со Хри-стом и хри-сти-ан-ской куль-ту-рой, а вот в 20-ом ве-ке про-изо-шел рез-кий пе-ре-во-рот. Те-перь мы жи-вем в пост-хри-сти-ан-ской эре, в ми-ре, ко-то-рый сно-ва по-гру-зил-ся в пол-ное язы-че-ство.

Мы ча-сто слы-шим во-круг се-бя вы-ра-же-ние, что на-сту-пил «но-вый век». Но в этом «но-вом ве-ке» нет ни-че-го но-во-го кро-ме бо-лее совре-мен-ной фор-мы. Это все то же от-ступ-ле-ние от Бо-га и да-же от-ри-ца-ние Бо-га, а сверх то-го - пол-ное от-ступ-ле-ние от Хри-ста и по-ру-га-ние Хри-ста. Боль-шин-ство хри-сти-ан да-же и не ви-дят, как они из-вра-ща-ют свою хри-сти-ан-скую ве-ру, об-ле-кая ее в одеж-ду мо-дер-низ-ма, и как они пре-да-ют Хри-ста, ста-ра-ясь объ-еди-нить-ся с ре-ли-ги-я-ми Его го-ни-те-лей и ху-ли-те-лей.

И вот на фоне все-го это-го страш-но-го ми-ра, до-ро-гие бра-тья и сест-ры, вспом-ним мы не толь-ко ве-ру Свя-тых Пра-о-тец, но и их вер-ность Хри-сту-Спа-си-те-лю; и го-то-вясь вот уже ско-ро встре-тить и празд-но-вать Его рож-де-ние на зем-ле, от-вер-нем-ся от окру-жа-ю-ще-го нас язы-че-ства и за-сви-де-тель-ству-ем на-шу пол-ную пре-дан-ность и вер-ность То-му, Ко-то-рый ска-зал нам: «Се Аз с ва-ми есмь до скон-ча-ния ве-ка». Аминь.

В это вре-мя го-да мы ви-дим на-ших со-се-дей празд-ну-ю-щих за-пад-ное Рож-де-ство и мно-гие из нас, воз-мож-но, ду-ма-ют: по-че-му же и мы не мо-жем празд-но-вать Рож-де-ство Хри-сто-во в один день с ни-ми? Се-го-дняш-нее вос-кре-се-нье да-ет нам на это от-вет...

Как бы пред-ви-дя воз-ник-но-ве-ние та-ко-го во-про-са, свя-тая Пра-во-слав-ная Цер-ковь на-чи-на-ет при-го-тов-лять нас в ве-ли-ко-му дню Рож-де-ства Хри-сто-ва по-сред-ством рож-де-ствен-ско-го по-ста. По ме-ре то-го, как мы при-бли-жа-ем-ся к это-му дню, Цер-ковь осо-бым об-ра-зом от-ме-ча-ет по-след-ние два вос-кре-се-нья пе-ред Рож-де-ством и под-чер-ки-ва-ет их зна-че-ние на-зва-ни-я-ми несколь-ко ины-ми от обыч-ных вос-крес-ных дней. За две неде-ли до Рож-де-ства мы от-ме-ча-ем Неде-лю (т.е. вос-кре-се-нье) Свя-тых Пра-от-цев. Вос-кре-се-нье непо-сред-ствен-но пе-ред Рож-де-ством на-зы-ва-ет-ся Неде-лей Свя-тых От-цов.

Чем от-ли-ча-лись Свя-тые Пра-от-цы и кто они бы-ли та-кие? Сло-во «пра-от-цы» имен-но то и озна-ча-ет: на-ши пра-ро-ди-те-ли. Са-мые даль-ние на-ши пред-ки бы-ли Адам и Ева, а за ни-ми сле-до-ва-ли биб-лей-ские пат-ри-ар-хи Ной, Ав-ра-ам, Иса-ак, Иа-ков и дру-гие, ко-то-рые упо-ми-на-ют-ся в Биб-лии. Что бы-ло в них осо-бен-но-го? Адам и Ева бы-ли пер-вы-ми людь-ми ко-то-рые со-гре-ши-ли, но они же бы-ли и пер-вые ко-то-рые по-ка-я-лись. За свои гре-хи они ка-я-лись всю свою жизнь.

Об-щим зна-ме-на-те-лем всех Пра-от-цев бы-ла их ве-ра в ис-тин-но-го Бо-га, Твор-ца это-го ми-ра и все-го ви-ди-мо-го и неви-ди-мо-го, как мы по-ем в Сим-во-ле Ве-ры за каж-дой Бо-же-ствен-ной ли-тур-ги-ей.

Свя-тые Пра-от-цы очень стро-го и вер-но при-дер-жи-ва-лись всех за-ко-нов, ко-то-рые Бог им по-сы-лал: они ни-ко-гда не ком-про-ме-ти-ро-ва-ли свою ве-ру из-за окру-жа-ю-щих об-сто-я-тельств. Они твер-до ве-ри-ли, что прав-да бы-ла прав-дой, а крив-да - крив-дой, вне за-ви-си-мо-сти от то-го, что де-ла-ло и ду-ма-ло боль-шин-ство дру-гих лю-дей. Ины-ми сло-ва-ми, свя-тые Пра-от-цы не сле-до-ва-ли че-ло-ве-че-ско-му уче-нию о «по-ли-ти-че-ской кор-рект-но-сти»! Не все-гда это бы-ло им лег-ко, но они ни-ко-гда не по-сту-па-лись сво-ей ве-рой.

Хри-сти-ан-ство все-гда бы-ло и все-гда бу-дет борь-бой. Мо-раль-ные и ду-хов-ные цен-но-сти ни-ко-гда не ме-ня-ют-ся. Доб-ро все-гда оста-ет-ся доб-ром, а зло все-гда оста-ет-ся злом. Лю-ди ча-сто за-бы-ва-ют или не об-ра-ща-ют вни-ма-ния на то, что Бог на-хо-дит-ся вне вре-ме-ни. Вре-мя су-ще-ству-ет толь-ко для смерт-ных су-ществ и ко-гда-то за-кон-чит-ся, а Бо-жьи за-ко-ны - вневре-мен-ные и по-это-му веч-но цен-ные.

В свя-том Еван-ге-лии Гос-подь Иисус Хри-стос го-во-рит: «Не мир при-нес Я на зем-лю, а меч» (). Меч яв-ля-ет-ся сим-во-лом борь-бы - пре-иму-ще-ствен-но борь-бы ду-хов-ной. Мы долж-ны бо-роть-ся всю свою жизнь, и са-мая труд-ная борь-ба - это внут-ри нас са-мих. Но преж-де чем на-чи-нать бо-роть-ся, мы долж-ны знать - на пра-виль-ном-ли мы на-хо-дим-ся пу-ти? По-это-му мы не долж-ны сле-по сле-до-вать то-му, что де-ла-ет боль-шин-ство окру-жа-ю-ще-го нас об-ще-ства. В древ-ние вре-ме-на ве-ли-кий гре-че-ский фило-соф Со-крат го-во-рил: « Боль-шин-ство ни-ко-гда не пра-во». Все ре-во-лю-ции бы-ли ос-но-ва-ны на этом прин-ци-пе - как управ-лять и ру-ко-во-дить боль-шин-ством.

И вот Свя-тые Пра-от-цы по-ка-за-ли нам мно-го свет-лых при-ме-ров то-го, как нам быть и как ду-мать: во-пер-вых, что Гос-подь Бог дол-жен быть для нас весь-ма ре-а-лен, а не аб-страк-тен, и во-вто-рых, что в све-те это-го нам нуж-но про-ве-рять и окру-жа-ю-щее нас об-ще-ство. Та-ким об-ра-зом мы смо-жем уви-деть, на-сколь-ко за-пад-ное хри-сти-ан-ство утра-ти-ло свою со-сре-до-то-чен-ность на Бо-ге и жизнь в Бо-ге. За-пад-ные хри-сти-ане, к со-жа-ле-нию, утра-ти-ли ис-тин-ное по-ни-ма-ние Бо-га. Об-раз Бо-га в за-пад-ном хри-сти-ан-стве из-ме-нил-ся от пло-хо-го к худ-ше-му и яв-ля-ет-ся весь-ма да-ле-ким от ис-ти-ны. По-ду-мать толь-ко: что в окру-жа-ю-щей сре-де име-ет веч-ную цен-ность в на-ши дни? Кру-гом лишь од-на ду-хов-ная пу-сто-та или ис-ка-же-ние все-го бо-же-ствен-но-го.

Че-ло-ве-че-ское ми-ро-воз-зре-ние во вре-ме-на Пра-от-цев в об-щей слож-но-сти не на мно-го от-ли-ча-лось от на-ших дней, но они са-ми твер-до дер-жа-лись сво-ей ве-ры и не ком-про-ме-ти-ро-ва-ли эту ве-ру толь-ко по-то-му, что боль-шин-ство ду-ма-ло ина-че. Они дер-жа-лись ве-ры и за это бла-го-дать Бо-жия укреп-ля-ла их.

По-ду-ма-ем об этом, до-ро-гие бра-тья и сест-ры, и по-ста-ра-ем-ся по-сле-до-вать при-ме-ру свя-тых Пра-от-цев, т.к. мы сей-час на-хо-дим-ся в схо-жем по-ло-же-нии. Мы мо-жем ува-жать ве-ро-ва-ния на-ших со-се-дей, но мы не долж-ны по-сту-пать-ся на-шей соб-ствен-ной ве-рой. На-ша пра-во-слав-ная ве-ра име-ет луч-шие об-раз-цы и глу-бо-кие кор-ни в на-ших Пра-от-цах, чью па-мять мы се-го-дня свет-ло празд-ну-ем. Аминь.

Молитвы

Тропарь святым праотцам

Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́,/ от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь,/ хва́лятся в сла́ве святи́и,/ я́ко от се́мене их есть плод благосла́вен,/ без се́мене Ро́ждшая Тя.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Перевод: Верою праотцев Ты оправдал, в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. Хвалятся во славе святые, ибо от семени их плод славный, - без семени Родившая Тебя. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак святым праотцам

Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый, и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.

Перевод: Рукотворному образу не поклонившись, но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, подвигом в огне вы прославились и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый, ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»


Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых пра́отец. Глас 2-й.

Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца. Прп. Ферапо́нта Мо́нзенского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых праотец (см. в Минее 11 декабря) .

Примечание. Если случится Рождество Христово в субботу, то Неделя святых праотец бывает 12 декабря, а Неделя святых отцов (она же пред Рождеством Христовым) 19 декабря (см. Типикон, 11 декабря).

Календарные заметки:

Воскресная служба соединяется со службой святых праотец. Порядок соединения указан в Типиконе и в Минее 11 декабря.

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 6, и праотцев, глас 8-й – 4. «Слава» – праотцев, глас 6-й: «Иже пре́жде зако́на…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава» – праотцев, глас 1-й: «Луча́ми облиста́вшеся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се, испо́лнися Иса́иино прорече́ние…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – праотцев, глас 3-й: «Пра́отцев собо́р…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праотцев, глас 2-й: «Ве́рою пра́отцы оправда́л еси...» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праотцев, глас тот же: «Ве́рою пра́отцы оправда́л еси...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален праотцев, глас 8-й: «Авраа́ма, Исаа́ка же и Иа́кова…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благода́рственное похвале́ние…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), отроков (см. в Минее, в службе праотцев) на 4 и праотцев на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – ипакои праотцев, глас 2-й (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос праотцев, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен праотцев: «Ада́ма восхва́лим...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Со́лнце вели́кое…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и праотцев, глас тот же – 4 (с припевами: «Благослове́н еси, Господи…», «Яко пра́веден еси о всех…»; первая стихира – дважды). «Слава» – праотцев, глас 7-й: «Прииди́те вси, ве́рно торжеству́им…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 5-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праотцев. Кондак только праотцев.

На Литургии блаженны гласа – 6 и праотцев, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь праотцев. «Слава, и ныне» – кондак праотцев.

Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…», стих: «Яко пра́веден еси о всех...».

Аллилуиарий – праотцев, глас 4-й: «Моисе́й и Ааро́н во иере́ех Его́...», стих: «Призыва́ху Го́спода...».

Апостол и Евангелие – Недели праотцев.

Примечание. В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Апостол Недели 29-й (Кол., 257 зач.) и Евангелие Недели 28-й (Лк., 76 зач.). См. также примечание 5 декабря.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…»; и праотцев: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Примечание. «Егд а́́ у́́бо быв а́́ет Нед е́́ля свят ы́́х пр а́́отец, оставл я́́ется посл е́́дование прилуч и́́вшагося свят а́́го в ту Нед е́́лю, и по е́́м пр е́́жде в пят о́́к на повеч е́́рии» (Типикон, 11 декабря, Маркова глава).

См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 1. С. 406–421.

По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».

«Много званных, а мало избранных»: толкование воскресного Евангельского чтения. О глубоких смыслах, заложенных в этом отрывке Священного Писания, об их актуальности в наше время, и о том, какие уроки мы должны извлечь для себя ― в слове Святогорского архипастыря, посвящённом притче о брачном пире.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие от святого апостола евангелиста Луки ― благое повествование ― говорит нам о притче, которую Господь Иисус Христос рассказывает, присутствуя на вечере у одного из начальников фарисеев, пригласившего Христа Спасителя на ужин. На этом ужине возлежали близкие ему такие же фарисеи, как он, близкие сродники, которых он считал своими. Трапеза эта проходила в субботу, и все возлежавшие на трапезе не столько желали слушать слов Христовых, сколько, кичась своей мнимой праведностью, искали некие погрешности в его поведении и в его поступках. Господь же, провидя их сердечные помыслы и как бы преднамеренно показывая на больного водянкой, который подошёл к нему во время трапезы, вопрошая фарисеев, говорит: «Позволительно ли врачевать в субботу?» (Лк. 14:3). Но они молчали. По-фарисейски молчали, боясь словом своим навлечь на себя обвинение в несоблюдении закона от своих же друзей. И тогда Господь с укором им говорит: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Лк. 14:5). И Он словом Своим разрешает его от болезни и исцеляет при всех фарисеях.

Фарисеи же, возлежа и слушая беседу Христову, по-своему воспринимали эти слова Христовы. И когда Господь говорил о воскресении и о будущем воздаянии праведных, то один из фарисеев сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Говоря эти слова, он не о блаженстве Небесного Царствия говорил, но о Царствии Мессии именно в том понимании, как понимали его фарисеи ― это земное государство, возглавляемое царём-Мессией, в котором евреи и фарисеи, подобные им, будут на самых почётных должностях и местах, и будут пользоваться всеми земными благами и утешениями. Именно так понимали Царство Мессии фарисеи, именно так трактовал этот фарисей слова о Царствии Небесном. Царствие земное подразумевал он, и говоря, что «блажен, кто вкусит хлеба», подразумевал самого себя, кичась своей праведностью, своим законничеством.

И вот Господь Иисус Христос в ответ на эти мысли и на эти слова возлежащих с Ним говорит притчу ― притчу о званой вечери (Лк. 14:16‒24).

Один хозяин решил устроить званый ужин ― торжественный пир, о котором были заранее предупреждены те, кого он позвал. Когда вечеря была уже готова, он заранее посылает своего раба к приглашённым. И они один за другим начинают отказываться. Первый сказал ему: «Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «Я женился, и потому не могу прийти». И когда раб приходит к господину своему, господин говорит: «Пойди на улицы города и приведи всех нищих, слепых, хромых на этот пир, на эту званую вечерю».

И вот наполняется дом нищими, слепыми, хромыми, увечными. И говорит раб Господину: «Господи, ещё места есть». «Пойди по дорогам, в окрестности, ― говорит господин в притче, ― и кого найдёшь ― бедных, путников ― зови ко мне на ужин».

И вот наполнился дом приглашёнными. И говорит Господь в заключение этой притчи такие слова: «Никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».

Каков смысл, братья и сестры, этой притчи? Эта притча о званых и избранных имела особый смысл во времена земной жизни Христа Спасителя, актуальна она и в наше время. В те времена, когда Господь говорил эту притчу Своими устами, Он находился среди ветхозаветного еврейского народа и среди фарисеев, и когда говорил о званых и предупреждённых о грядущем пире, это Он говорил о народе еврейском. И законом Моисеевым народ еврейский был зван в Царство Мессии, на пир Царства Небесного. И пророками, которых посылал и которые пророчествовали Духом Святым, уготовлял, предупреждая народ еврейский о грядущем пире в Вечности и грядущем Царстве Мессии ― Спасителе мира.

Но вот пришёл Сам Мессия. И Господь говорит о Себе, как о рабе. Неоднократно Он со смирением применяет к Себе эпитеты: Сын человеческий, Который не имеет, где голову преклонить. И на Тайной вечере, яко раб, служит рабам и апостолам, омывая им ноги. И Он здесь называет Себя рабом прикровенно, Мессию-Спасителя. До этого народ еврейский, предупреждённый о грядущем Царстве Мессии, уже приглашается на пир веры Самим Мессией, Самим Спасителем мира, пришедшим в мир. И народ еврейский отказывается прийти на этот пир. Отказывается в мнимых лучших представителях своего рода, приводя те или иные причины.

Тогда, как в притче, Господь сначала посылается к простому народу еврейскому, к таким рыбакам, как апостол Пётр, будущий апостол Иоанн Богослов и другие святые апостолы. Они приглашаются на пир ― простецы народа еврейского, которые не мнили себя праведниками ветхозаветными. Они приглашаются на пир веры в Царство Мессии, они приглашаются в дом Господина Вечности. Говорят, что есть ещё другие места, и, как рассказывается в притче, тогда Хозяин дома, Господин дома посылает своего раба за пределы города, за пределы царства Израильского, за пределы Иудеи, за пределы народа еврейского ― в другие народы, чтобы из этих народов собрать избранных на пир веры, на пир Царства Небесного.

И наполняется дом. Те простецы (или как в притче прикровенно они называются «нищими, слепыми, хромыми»), те путники, которые из-за города призваны, ― язычники, и другие народы, призванные на пир веры, в Царство Мессии, ― они становятся, по слову Христову, не зваными, но избранными.

Для того времени эта притча имела особый смысл для народа еврейского и обличала и фарисейское настроение, и саддукейское, и тогдашних архиереев и книжников, и князей народа еврейского. Обличала в том, что они, слыша Закон Мессии, не жили по Закону. В том, что они, будучи предупреждены и званы в Царство Небесное, в Царство Мессии, своими делами, своими поступками отказались от этого Царства, сами отреклись от него.

И для нашего времени, братья и сестры, имеет смысл эта притча, ведь нашему народу дарованы не пророки, но Сам Христос Спаситель, явивший Истину и даровавший нам Святое Евангелие. Это нам, братья и сестры, даровано Евангелие Царствия Христова и Его Святые Заповеди. Это у нас, братья и сестры, множество святоотеческой литературы написано и много литературы на наш язык переведено. Это у нас, братья и сестры, множество святых мужей Божиих Господь явил, как древнему израильскому народу ― пророков, глядя на жизнь которых мы могли бы оценивать свою жизнь и хоть немного стремиться подражать им в житии своём.

И мы, братья и сестры, с вами званы в Царствие Небесное ― неприкровенно, открыто, ясно, голосом Самого Христа призваны в Небесное Царствие. Для достижения этого Царствия Небесного нам дарованы, братья и сестры, возможности участия в Таинствах церковных, слушании слова Божия, жизни по Заповедям Божиим. Но мы часто, как те в притче, всё отказываемся: то мы землю купили, то волов испытать надо, то за семейными делами нам некогда жить по-Божьему и воспоминать о Боге.

Часто мы, братья и сестры, имея Закон Божий, живём, как незнающие этого Закона. Часто мы, братья и сестры, слушая о страданиях Христовых, о Его терпении, Его смирении, сами не хотим в жизни ни страдать, ни терпеть. Часто, видя милосердие Божие и любовь Божию по отношению к нам, грешным, к каждому из нас, мы не хотим эту любовь распространить на других ― окружающих нас, подражая Христу Спасителю. Часто слышим мы: «меня не любят, меня обижают». Часто слышим чьи-то обиды друг на друга. Но ведь Господь сказал, не чтобы нас все любили, а чтобы мы всех любили. Мы забываем о том, братья и сестры, что какие-то моменты нелюбви к нам, непонимания нас, злословия нас ― это часто ответ нам на то, что мы сами посеяли: что посеяли, то и жнём. Мы тоже когда-то и не любили, и кого-то не понимали, и кого-то обидели. И, как говорят святые отцы, если ты даже незаслуженно обижен в какой-то момент твоей жизни и кажется, что нет и причин, чтобы тебя обидели, и тебе обидно, вспомни, что когда-то в своей жизни ты тоже незаслуженно кого-то обидел.

И вот Господь, спасая твою грешную душу, ещё в жизни старается излечить её от того или иного греха. Мы когда-то кого-то обижали ― и бываем сами обижаемы. Мы когда-то к кому-то неприязнь проявили ― и к нам, бывает, неприязнь проявляют. Мы когда-то кого-то не поняли и не послушали ― и нас не понимают и не слушают. Всё это Господь, спасая нашу душу, делает. Мы думаем, что это зло по отношению к нам, а на самом деле ― это благо по отношению к нам. Просто Господь за один грех дважды не наказывает. Если мы что-то за этот грех потерпим в этой земной жизни, значит, уже в вечности Господь с нас не спросит. Поэтому, если мы терпим какую-то напраслину или неправду, мы должны понимать, братья и сестры, что этим исцеляется душа наша.

И мы, братья и сестры, живя в наше время в том же Отечестве, которое оставили нам в наследство наши деды и прадеды, должны понимать, что мы ― званые на пир Божий, на пир Вечности. Но важно, чтобы мы, братья и сестры, были и избранными ― званых много. Как и в монастырь приходят многие, зов Христов услышат в своём сердце ― и не без искренности, искренне приходят в обитель. Но затем страсти человеческие, собственная гордыня, самолюбие делают такое, что человек не выдерживает жизни в монастыре и уходит в мир ― и такое бывает. Но не потому, что монастырь плох, или Бог не таков, или братия не таковы. Это всё действие ветхого человека, что мы это звание Божие не могли собственной своей волей, желанием своим, стремлением, терпением, самоотвержением преобразить в избранничество.

Для этого, братья и сестры, и даруются нам Святой Церковью жития святых угодников Божиих. Преподобный Иоанн Затворник, разве мало он терпел? 17 лет в затворе в меловой скале… О каких удобствах там говорить, а он ещё и вериги на себя надевал. Пять лет без печного отопления пребывал в затворе меловой скалы, смиряясь, плача о грехах своих, молясь за братию и за весь мир. Кого нам вспомнить ещё, братья и сестры? Может, преподобную Марию Египетскую, которая 47 лет провела в пустыне, не видя человека, кроме преподобного Зосимы, который в последний год её жизни был послан Богом, чтобы сподобить её Причастия Святых Таин Христовых. Может, мы вспомним, братья и сестры, для себя преподобных Антония и Феодосия Печерских, которые в тесноте пещерной стяжали пространство Небесного Царствия и славу, которая вот уже почти тысячу лет осеняет их святые имена? Кого вспомним ещё, братья и сестры? Может, Зосиму и Савватия Соловецких, которые пошли на Соловецкие острова возле Полярного круга и там подвизались в голоде и холоде? Может, мы вспомним, братья и сестры, святых последнего времени? Таковых, например, как царь Николай, царица Александра с царевнами и царевичем… У них всё отняли, настолько их оскорбили, настолько очернили, оболгали и оклеветали, с грязью смешали их имена, но из уст их ни ропота, ни осуждения, а только терпение, любовь, стремление нести до конца свой крест. И не только сами себя обрекли на таковые страдания, но и детей своих, думая только о Вечности, о Царстве Небесном. Может, мы вспомним тех страдальцев, которые в 30-е, 40-е, 50-е годы ХХ века шли на каторгу, на расстрелы, в заключение, в тюрьмы и ссылки шли ради того, что они верующие, что они люди церковные. Это не далёкий пример, это близкий к нам пример. И мы сравним теперь нашу жизнь. А в чём мы страдаем? А что мы терпим? В чём мы подвизаемся, показывая твёрдость своей веры и верность зову Господню? И глядя внутрь себя, мы говорим, что ничего не терпим и ни в чём смиряться не хотим, и никого любить не хотим, кроме самих себя.

И мы, братья и сестры, должны осознавать вот это состояние пагубное своих душ, которое надо лечить и исправлять. И каждый внутрь себя пусть заглянет и с искренностью скажет: скорбно осознавать свою греховность. Ведь так? Каждый, внутрь себя заглянув, может сказать, что горько от того, что «я, зная Закон Христов и зная о Христе и о святых, не живу так, как они жили».

Но представьте, братья и сестры, что так же горько и так же больно, и так же скорбно не только нам, а и Самому Христу Спасителю, Который смотрит на нас. Ведь недаром в Святом Писании Господь говорит: «Еда забудет жена отроча свое. … но Аз не забуду тебе» (Ис. 49:15). В эти слова Господни вкладывается смысл величайшей любви к нам Бога. Сравнивая Свою любовь с материнской и обещая, что она выше материнской, Он говорит, что неложно говорить об этой любви, и скоро этот пир будет готов. И будет Второе пришествие Христа Спасителя, Который будет звать нас на пир, уготованный и званый ― на пир вечности. Своей же волею, своим терпением, своим стремлением, своею верою, своим покаянием, своим осознанием собственного недостоинства мы должны, братья и сестры, собственную волю поработить духу так, чтобы мы были не только званые и называемые именем «христиане», но и избранные Христом Спасителем нашим на тот пир, который Он уготовал каждому из нас в блаженной, нескончаемой вечности. Аминь.

В предпоследнюю неделю перед Рождеством Православная Церковь празднует Неделю святых праотец .

Праотцами называют всех ветхозаветных праведников, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя, сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Среди них выделяют Святых Отцов - непосредственных предков Иисуса Христа, их память отдельно чтится в последнюю неделю перед Рождеством. Так, через Рождественский пост и прославление первых праведников мы готовимся к величайшему празднику - Рождеству Христову, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.

В Неделю Святых Праотец мы вспоминаем историю, записанную в Ветхом Завете. Священный текст начинается с рассказа о Сотворении мира. После по своему образу и подобию Бог создал человека. Адам и Ева были первыми людьми. Нарушив заповедь Божию, они были изгнаны из рая. В утешение Господь обещал им, что родится Спаситель, который искупит грехи мира. Первые грешники Адам и Ева через покаяние сделались первыми же праведниками. Но надежды Евы не сбылись, не ее сын должен был стать Спасителем, человечество ждали многие тысячелетия страдания и созидания, прежде чем в мир пришел Он.

С Адама и Евы начался род ветхозаветных патриархов, которые были образцами благочестия и отличались исключительным долголетием. Первым был Адам, вторым - Сиф - третий сын Адама и Евы. Среди патриархов известен Мафусаил. Он прожил 969 лет, его имя и по сей день ассоциируется с долгожительством. Мафусаил умер перед Всемирным потопом, после которого в живых остался только последний (десятый) ветхозаветный патриарх Ной и его семья.

Всемирный потоп - Божья кара за нравственное падение человечества. Ной был праведником, поэтому Бог его спас. Еще до потопа Ной обращался ко многим людям, чтобы они раскаялись в своих грехах. Пребывая на Ковчеге, он неустанно трудился, заботясь обо всех живых существах, нашедших спасение на его корабле. По окончании потопа ковчег прибыл к горам Арарата, где Ной принес жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с Ним Завет (ряд моральных законов). Ной является отражением образа нового человека, спасенного во Христе. Апостол Петр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа видит указание на возможность духовного спасения через крещение.

Многие потомки Ноя почитаются в сонме праотцев. Среди потомков его первого сына был Авраам, родоначальник всего еврейского народа. С него начинается история родословия Иисуса Христа.

Сегодня, вспоминая всех ветхозаветных праведников, Церковь поет:
«Верою праотцы оправдал еси,/ от язык теми предобручивый Церковь:/ хвалятся в славе святии,/ яко от семене их есть Плод благославен,/ без семенеРождшаяТя./ Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас».

Тропарь, глас 2-й

Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...