Нестеренко картины на евангельские темы. Василий Игоревич Нестеренко — Биография. Самые известные картины Василия Нестеренко


В Москве, в здании Манежа открылась выставка народного художника Василия Нестеренко. В первый день на церемонию открытия была приглашена только пресса и высокопоставленные лица. Первые пришли, у вторых оказался очень плотный график.

Среди огромного количества картин внимательно бродили корреспонденты, фотографы и редакторы, всматриваясь в те образы, которые представил им художник.

Критиковать и хвалить его, в общем-то, не за что. Разве что за размеры картин и их обилие. Но, как сказал один из посетителей, краски на такие полотна Васили Нестеренко явно не докладывает. Не знаю, что имел в виду комментатор, но мне тоже показалось, что персонажи картин выписаны далеко не с особой чёткостью. Однако, очевидно, Нестеренко и не преследовал цели повторить действительность точь-в-точь. Видимо, в его задачи входит передача намёка, а дальше пусть зритель сам додумывает и дорисовывает всё в своём сознании – в меру своего развития.

Общая направленность картин Нестеренко – религия. Художник понимает под термином «искусство» фантазии на темы библейских персонажей. Они никогда не существовали в действительности, но Василия Нестеренко считают живописцем. Живопись и выдумка – два понятия не совместимые, но фантастика, в том числе и на религиозные темы, тем и хороша, что сила визуального образа зависит от степени погружённости художника в тему.


Василий Нестеренко сам себя считает больным. Конечно, в иносказательном плане: «Искусство – это как болезнь. Многие не заражаются. Многие из тех, кто заразился, рано или поздно излечиваются. И лишь немногие "болеют" всю жизнь. Так вот я из тех, кто заразился на всю жизнь». Эта фраза из его интервью журналу «Наследник» (№ 16).

Образ хороший, и через него следует понимать и общий посыл выставки: живописец, не представивший ни одной живописной работы, но зато поразивший зрителей масштабностью своего погружения в религию. Если не выходить на антагонистические словословия, то правильней было бы назвать Василия Нестеренко иконописцем. Это следует из его работ.

Политический аспект выставки тоже предельно очевиден, и его тоже следует рассматривать наизнанку. Во-первых, украинский художник стал «народным художником» в России. Хотя при этом не известно, знает ли русский народ, что столь высокие звания достаются украинцам при явном поражении в правах настоящих народных – русских художников?

Однако если смотреть эту сторону живописи через мольберт политики, то здесь и украинские корни выворачиваются наизнанку. Начало деятельности Василия Нестеренко положено в США: в ноябре 1991 года состоялась персональная выставка в Галерее Сити-банка в Нью-Йорке. Потом, в марте 1992 года – персональная выставка в Амбассадор Галерее в СОХО, Нью-Йорк. Затем в апреле 1992 года – выставка в здании Национального Вестминстерского банка, Нью-Йорк.

По итогам настоящий украинский и будущий народный художник России был в тот же год принят в члены Американской Лиги Профессиональных Художников. Затем продолжение выставок в США, после обилия которых не остаётся сомнений в том, что эта страна слишком много сделала для Василия Нестеренко, чтобы считаться его мачехой.

Соединённые Штаты стали крёстным существом для будущего великого художника. Сегодня идёт много пересудов на тему вербовки, поэтому американский период в жизни Василия Нестеренко очень откровенно сигнализирует обществу о том, что спецслужбы США крепко полюбили украинца за то, что он им нёс русскую живописную культуру, в которой отражал греческие и иудейские религиозные мотивы.

Такой космополитизм в результате замкнулся на памятнике победившего демократизма: демократизма США, победившего в СССР. Речь идёт о Храме Христа Спасителя. В феврале 1995 года вернувшийся из США уже на всю титулованный и признанный всем Западным Миром будущий народный художник России начал работу над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя.

По Сеньке и шапка: в 1995 году Василий Нестеренко стал членом Московского Союза Художников. Затем в 1996 – 1997 годах состоялась его персональная выставка в галерее «Мерсер», Нью-Йорк. После очередной порции наущений от США Василий Нестеренко сразу же попал в Кремль, где состоялась его персональная выставка в Администрации Президента Российской Федерации. Президентом России тогда был раб США и нижайший раб Израиля Борис Ельцин.

Таким образом, сам Бог отвёл Василия Нестеренко от настоящей живописи. Он так и не написал ни русских пейзажей, ни русских портретов. Зато стены Манежа прогнулись под громадными полотнищами с изображениями святых, явно демонстрируя, что Василий Нестеренко действительно болен искусством, но болен он им в квадрате – через расщепление в религию.

Отсюда и признание: 1999 – Заслуженный художник Российской Федерации; 2000 – Орден Сергия Радонежского II степени Русской Православной церкви за росписи в Храме Христа Спасителя; 2003 – Патриаршая Грамота за создание новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове; 2004 – Народный художник РФ; 2004 – орден Андрея Рублева III степени от Московской Патриархии.

Как ответный мессидж спецслужбам США, давшим такой изумительный старт живописной иконографике Василия Нестеренко, российские спецслужбы отметились альтернативностью: 2010 – Премия ФСБ в номинации «Изобразительное искусство».

Умение тусоваться для художника превыше всего. Но в настоящее время Василий Нестеренко явно выпал из обоймы. Начало его нисхождения одни связывают с перегруженностью его полотен религиозной темой. В частности, иудеи предельно негативно настроены на то, что звание «народный художник» хотя и досталось одному из них, но откровенно не по современному тренду. На открытии выставки не было ни одного раввина.

Другие связывают проблемы с тем, что видят в Василии Нестеренко претендента на пост руководителя Российской Академии Художеств, где ныне присутствует Зураб Церетели – не менее удачливый художник. Если это так, то в скором времени мы станем свидетелями закулисной схватки украинца с грузином за очередной пост в русском образовательном учреждении.

То, что тучи над иконами Василия Нестеренко начали сгущаться, показало открытие выставки, на котором не было высоких лиц, и даже министр культуры не прибыл для фиксации значимости фигуры народного художника. Этот откровенный плевок власти в сторону выдающихся религиозных полотен был с успехом демпфирован обилием попов и различных иерархов Церкви. Но тоже – всё низенько-низенько…

Марина Ветрова

Ещё Сирия и культура и

Василий Нестеренко – недругам России
В Москве проходит выставка знаменитого художника «Сирийская земля»

Настоящий художник, мастер своего дела нет-нет да и удивит даже своих давних почитателей, которые хорошо знают его стиль, его жанры. Так и живописец Василий Нестеренко под конец года заставил своих зрителей ахнуть от удивления и улыбнуться. Ещё , в т.ч.


Василий Нестеренко. «Письмо недругам России»


Основой его новой выставки «Сирийская земля» стало пятиметровое полотно «Письмо недругам России». Замысел, композиция картины – от легендарного холста И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Письмо запорожцев сочинялось в 1676 году в ответ на ультиматум главы Османской империи. И.Е. Репин, работая над картиной спустя два века, писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой… И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием».

И вот сегодня, спустя еще полтора века, мы видим на картине современного российского художника тот же сюжет, только вместо кошевого атамана и его казаков на холсте изображено воинство Руси уже XXI века.

Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.


Мы видим воюющих в Сирии против мирового террора солдат и офицеров при оружии, в полевой форме, в тельняшках, в касках и бронежилетах. Пишет коллективное послание старший лейтенант со светлым юным лицом. Одна шариковая ручка у него в руке, другая – за ухом, как перо у репинского персонажа. На столе, помимо листка с письмом, наискосок красуется автомат Калашникова. Картину можно, кстати говоря, назвать прямо-таки одой творению великого русского оружейника, представленному здесь в разных модификациях и видах. Припечатывает столешницу внушительный кулак одного из офицеров могучего телосложения.


___

Василий Нестеренко на открытии выставки. Слева – М.И. Ножкин / Фото Павла Герасимова

Глядя на монументальную картину Василия Нестеренко, ощущаешь палящее сирийское солнце, слышишь громовой смех. Веет от нее силой несокрушимой. Перед нами – великая российская армия, воскресшая словно из небытия после «реформ» последних десятилетий...

«Значительную часть в моём творчестве занимает тема русской военной истории, – говорит художник в интервью газете «Завтра». – Мои картины посвящены Куликовской битве, победам Петра, времени избавления от Смуты, Первой мировой войне и Великой Отечественной войне… А вот работ, посвященных современной российской армии, не было. И я подумал: где, как не в Сирии, могу найти те сюжеты, которые мне помогут раскрыть эту тему».

В мае сего года Василий отправился в командировку в Сирийскую Арабскую Республику, совершил несколько поездок по стране, побывал в гарнизонах. На вопрос о главном впечатлении он отвечает: «Наша армия, наши доблестные воины – и офицеры, и рядовые различных родов войск – всё это одна большая дружная семья, такое у меня сложилось ощущение. И, конечно, все они – действительно элита наших Вооружённых сил. В армии очень жёсткая дисциплина, все не просто подтянуты, а предельно собраны. Но даже в условиях такой дисциплины есть место для проявления самых тёплых, дружеских чувств. За короткое время у меня там столько друзей появилось, невероятно!».

Что ж, весь мир сегодня изумленно всматривается в российских летчиков и морских пехотинцев, саперов и спецназовцев, которые в Сирии в противостоянии с отлично обученными профессиональными наемниками показали и умение наносить снайперские сокрушительные удары, и готовность, если потребуется, пожертвовать жизнью, вызвав огонь на себя…


Вспоминается песня из фильма «Офицеры»:

Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю…

Побывавшие в Сирии отмечают высокий настрой воинов, они понимают: это защита Родины на дальних подступах.

Представляя новые работы из цикла «Сирийская земля», Василий Нестеренко говорил с горечью и о том, что райская библейская страна, в былые времена столь престижная для поездок среди наших сограждан, лежит сейчас в руинах, стала «сирийским Сталинградом»...

На открытии выставки народный артист России Михаил Иванович Ножкин , давний друг Василия, отметил: мы присутствуем при историческом событии. Пройдут годы, а картина «Письмо недругам России» останется. Художник, имеющий все самые высокие почетные звания, академик, мог бы почивать на лаврах, а он отправляется в весьма рискованную командировку по линии Министерства обороны. Смелости и высокому мастерству коллеги и товарища отдали должное в своих выступлениях два крупнейших современных творца российского искусства – живописец Дмитрий Белюкин и скульптор Салават Щербаков .

Что ж, уходящий год действительно стал триумфальным для Василия Нестеренко. В феврале он отметил 50-летний юбилей экспозицией в главном выставочном зале России. Сияющий чертог Манежа был заполнен его картинами и их поклонниками. Многометровый размах холстов, блеск красок и образов ошеломлял даже искушенных зрителей. Более тысячи полотен! Российская история предстала эпоха за эпохой. Портреты, пейзажи, привезенные из множества стран. Огромный лик Христа...


___

Василий Нестеренко. «Распятие», 1999

Выставку посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, побывали здесь многие священники, военные, политики, деятели искусств. Много было восторженных отзывов.


___

Василий Нестеренко во время работы над росписью северо-западного пилона Храма Христа Спасителя. Воскресение Христово, 1999

Вспомнилось тогда в Манеже знакомство с Василием в начале 1990-х в мастерской лидера живописцев своего поколения – незабываемого Сергея Присекина… И Присекин, и другие предсказывали Нестеренко большое будущее. Но все-таки мало кто мог предвидеть, в какое явление разовьется талант молодого художника. Его творческая мощь и работоспособность поражают. На открытии выставки в Манеже монах с Афона рассказал, как работал Василий Нестеренко, расписывая храм св. великомученика и целителя Пантелеимона на Старом Русике – несколько месяцев в спартанских условиях, с раннего утра и до позднего вечера. А до этого была многолетняя колоссальная работа в храме Христа Спасителя, росписи еще нескольких храмов, Тронного зала Иерусалимской патриархии…

«Лихие» 1990-е – это время огромных потерь, сгинувших талантов. Одаренные, образованные художники, бывало, уходили за большими деньгами в оформление интерьеров вилл и особняков…




___

Василий Нестеренко. «Непокоренный»

В 2005-м Нестеренко пишет одну из лучших своих работ – портрет «Непокоренный». Перед нами – фронтовик, морской пехотинец Юрий Фомичев, могучий рослый старик в форме главстаршины, с орденом Красного Знамени и другими боевыми наградами на груди. Ледяной ветер лихолетья пронизывает его насквозь, взгляд измучен, но непреклонен. Так же он смотрел в прицел под Москвой и Сталинградом. Так же он смотрит в глаза авторам многочисленных «ледоколов», клеветникам Великой Отечественной…


___

Василий Нестеренко. «Натюрморт с атрибутами искусств»

С начала 1990-х помнится мне написанный Василием в Нью-Йорке «Натюрморт с атрибутами искусства». В центре картины, на столе художника – скульптурная фигурка, согнутая в раздумьях… За окном – узнаваемая линия небоскребов со взорванными спустя несколько лет башнями-близнецами. Нестеренко, лучший студент Суриковского института, был направлен, единственным из Союза, на стажировку в Художественный институт Пратт. И сумел покорить Америку! Напомним, что Василий, прежде чем быть принятым в российский Союз художников, уже был членом престижной Американской лиги профессиональных художников, первая его персональная выставка прошла в Галерее Сити-банка в том же «городе желтого дьявола». Здесь он не только познавал американские реалии, но познакомился с русским изгнанником, 96-летним учеником И.Е. Репина известным художником М.А. Вербовым… Многие тогда рвались в Штаты, готовые буквально на все. А Нестеренко выбрал свой путь. Как писал философ Д. Сантаяна: «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир».


___

Василий Нестеренко. «Крыши Замоскворечья»

Люблю картину «Крыши Замоскворечья», которые мы обозревали с Василием, когда я готовил первую свою публикацию о нем после того, как он с блеском защитил в Суриковском институте диплом «Триумф Российского флота». Отмечу, что знаменитый ныне живописец остался спустя двадцать с лишним лет таким же простым в общении, невальяжным, незабронзовевшим.


___


___

Василий Нестеренко. «Триумф Российского флота»

Великолепен «Портрет русского офицера (В. Максимов)». На нем изображен наш общий друг, знаток Петровской эпохи, редкостный подвижник Володя Максимов. Вот кого с полным на то основанием можно назвать истинным воином Духа.

Василий Нестеренко напоминает: «Сейчас патриотом быть легко. Все патриоты. Даже те, кто не патриоты, всё равно патриоты. Но действительного уважения достоин тот, кто прошёл через то дикое время, кто не сдавал своих позиций, кто сохранял, так скажем, свой русский дух».



___

Василий Нестеренко. «Отстоим Севастополь», 2005

«Отстоим Севастополь» – этот холст, написанный к 150-летию знаменитой обороны в 2005 году, стал вскоре живописным эпиграфом к «Русской весне» 2014-го. Картина размещалась на биллбордах, реяла над крымскими дорогами. Вся Россия на этом полотне Нестеренко – бастион, который держит круговую оборону над дымом и грохотом сражений. На переднем плане снова позирует Владимир Максимов – здесь он канонир, выверяющий прицел орудия.


___

Василий Нестеренко. «Атака мертвецов»

А вот не так давно написанная художником «Атака мертвецов», посвященная обороне крепости Осовец в Первую мировую войну. После газовой атаки в живых осталось лишь 56 человек. Немецкая дивизия в противогазах двинулась на «зачистку», на добивание отравленных. Но на них, из этого чада, выплёвывая собственные лёгкие, пошла в последнюю контратаку горстка русских. Потрясенные немцы в ужасе бежали...


___

Василий Нестеренко. «Избавление от Смуты»

Стоит также сказать о том, что вдумчивость, воцерковленность художника позволяют ему глубже видеть суть происходящего в мире и в России. Неспроста он в свой юбилей в Манеже стоял у огромного полотна «Избавление от Смуты». О чем он говорит сегодня в своих выступлениях? О необходимости преодолении раскола в обществе, о трагических событиях на Украине (Василий – уроженец Павлограда, южного Донбасса), об угрозах единственному сохранившемуся в мире российскому художественному образованию...

По мнению Василия Нестеренко, «боевой дух, он – есть, он чувствуется, и боевые операции в Сирии – один из символов возрождения армии, России. Но пик духа, думаю, впереди...».
_______

Выставка «Сирийская земля» проходит до 17 декабря в филиале Московской государственной картинной галереи Василия Нестеренко в выставочном зале «Домик Чехова» (Малая Дмитровка, д. 29, стр. 4).


Персональная выставка Василия Нестеренко
«Наша слава – Русская держава!»
в Центральном выставочном зале «Манеж»

С 10 февраля по 3 марта 2017 г. в ЦВЗ «Манеж» прошла юбилейная ретроспективная выставка Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко «Наша слава – Русская держава!» , приуроченная к 50-летию художника и 35-летию его творческой деятельности, под эгидой Департамента культуры города Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Российской академии художеств и Российского военно-исторического общества. Это творческий отчет одного из самых известных российских художников перед своей страной, соотечественниками и российским искусством во всех жанрах живописи. Многие полотна Мастера для широкого зрителя экспонировались впервые.

Выставку посетили: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Министр Культуры РФ В. Р. Мединский, Министр Правительства Москвы – руководитель Департамента культуры города Москвы А. В. Кибовский, отметившие высочайший уровень мастерства художника, оценили его вклад в культуру и искусство России и большую общественную значимость данного события. Выставка получила широкий резонанс и горячую признательность зрителей. Тысячи благодарных посетителей оставили восторженные отзывы.

Отзывы в прессе:

Императорское православное палестинское общество ТВ Культура Известия
Московский патриархат Вечерняя Москва YouTube
Портал «Православие.ру» Вечерняя Москва YouTube
Литературная газета Русский Афон YouTube
Интернет-газета «Столетие» Культура РФ ТВ Союз

Василий Нестеренко – признанный лидер современного российского искусства. Широкую известность принесли ему исторические полотна и храмовые росписи. Получив полное академическое образование, он виртуозно влад4ет всеми ср5дствами живописного мастерства. Произведения Василия Нестеренко находятся в российских и зарубежных музейны25собраниях, персональные выставки с большим успехом прошли почти во всех крупных городах России, во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Например, совсем недавно, – в Государственном художественном музее Китая в Пекине и в музеях Ватикана.
За всю историю Большого Манежа, крупнейшего выставочного зала страны, лишь несколько художников смогли решиться организовать выставку на его площадях. Для Василия Нестеренко это уже третья персональная выставка в Манеже. На двух этажах будут размещены сотни живописных и графических произведений Мастера.
Название выставки «Наша слава – Русская Держава!» наиболее полно отражает творческий путь живописца, его цели и задачи, художественную и эмоциональную направленность его произведений. Россия – вот главная тема выставки и всего творчества Василия Нестеренко. Это и наше славное прошлое, и отражение исторических и духовных традиций в сегодняшнем мире, и многообразие природы, и образы современников.
Основа выставки – исторические произведения, посвященные ключевым моментам российской истории. «Избавление от Смуты», «Гибель нашествия», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы – русские, с нами Бог!» – сами названия его монументальных исторических полотен говорят за себя.
Для Василия Нестеренко обращение к прошлому – это прежде всего возможность говорить языком истории о проблемах современности. Например, картина «Отстоим Севастополь!» посвящена Крымской войне середины XIX века, но для всех очевидно, что это призыв к современникам. Полотно стало одним из символов героизма русского народа, предвосхитив возвращение Крыма в Россию.
Картина «Мы – русские, с нами Бог!» посвящена Первой мировой войне. В клубах смертоносных газов русские солдаты и офицеры, не имея противогазов, идут в атаку. «Что несет нам “просвещенная” Европа? – вопрошала периодическая печать начала ХХ века, – Отравляющие газы и дубинки для добивания русских воинов. Культурные варвары!» Конечно, это история Первой мировой, но перед картиной Нестеренко невольно задаешься вопросом – а нет ли сходства между теми событиями и сегодняшним днем?
Тема истории в творчестве художника тесно связана с духовной живописью. Он воссоздавал колоссальные росписи Храма Христа Спасителя, расписывал многие храмы в России и за рубежом. К 1000-летию Русского монашества на Афоне Василий Нестеренко расписал храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона. Многочисленные эскизы и картоны росписей, целые серии произведений на духовные сюжеты также будут представлены в экспозиции Манежа.
Пейзажная живопись Нестеренко – это попытка средствами искусства передать ощущения, находящиеся за пределами живописи: шум прибоя на Камчатке и запах волн Черного моря, прозрачность Байкала и холод озер Алтая, тяжесть мокрого снега на ветвях и шум падающих листьев в осеннем лесу. Произведения, посвященные природе Урала, Сибири и Дальнего Востока, объединены в цикл под названием «На дальних рубежах». Серия работ «О, Русская земля!» – гимн Центральной России с ее поэтичной природой, храмами и монастырями.
Среди героев портретных произведений Василия Нестеренко – и персонажи прошлых эпох, и герои нашего времени. Исторические портреты князя Пожарского, Ивана Сусанина, Петра Великого, сподвижников Екатерины, Великой княгини Елизаветы Федоровны и Патриарха Тихона соседствуют с образами наших современников. Это портреты прославленных деятелей российской культуры и науки, представителей духовенства, женские и детские образы.
Интересны и натюрморты Василия Нестеренко. Он придумал свой вид исторического натюрморта: в композицию на полотне, помимо предметного плана, нередко входят картины старых мастеров, элементы пейзажа, интерьера, а иногда и портреты людей.
Своими произведениями художник прославляет Россию, с ее богатой историей, высотой духовных помыслов и свершений, величественной природой. Всем своим творчеством он раскрывает неисчерпаемые возможности реалистического искусства.

1967 — родился в Павлограде; 1980-1985 — учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), окончил ее с золотой медалью; 1985-1994 — учеба в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (МГАХИ) на факультете станковой живописи. Учился под руководством Народного художника России Присекина Н. С., Дронова А. В., профессоров Н. П. Христолюбова, Е. Н. Трошева, Л. В. Шепелева, С. Н. Шильникова, Т. Т. Салахова; 1985, декабрь — 1987, октябрь — служба в рядах СА; 1988, осень — “Молодость России”, ...

1967 — родился в Павлограде;

1980-1985 — учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), окончил ее с золотой медалью;

1985-1994 — учеба в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (МГАХИ) на факультете станковой живописи. Учился под руководством Народного художника России Присекина Н. С., Дронова А. В., профессоров Н. П. Христолюбова, Е. Н. Трошева, Л. В. Шепелева, С. Н. Шильникова, Т. Т. Салахова;

1988, осень — “Молодость России”, Всесоюзная выставка в Центральном выставочном зале в “Манеже”, Москва;
1989, весна — Всероссийская выставка молодых художников в Центральном Доме художников, Москва (ЦДХ);
1989, осень — Всесоюзная осенняя выставка в “Манеже”, Москва;
1989, ноябрь — Групповая выставка молодых художников в Болгарском культурном центре, Москва;
1990, весна — Выставка академического рисунка в национальной Академии художеств в Праге, Чехословакия;
1990, апрель — Персональная выставка графических работ в Выставочном зале МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва;
1990, май — Групповая выставка студентов художественных вузов Москвы в ЦДХ;
1990, май — Покупка Киевским художественным музеем картины “Чернобыль”;
1991, апрель-май — Персональная выставка в Галерее Хэппи Уорлд Инкорпорейшн в Токио, посвященная визиту М. С. Горбачева в Японию;
1991, июнь — Всероссийская выставка портрета в Галерее МОСХа на Кузнецком Мосту, Москва;
1991, сентябрь — 1992, июнь — дипломная стажировка по линии Министерства культуры СССР в Художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке под руководством профессоров Росса Ниара, Фиби Хельман, Френка Линдта;
1991, ноябрь — Персональная выставка в Галерее Сити-банка в Нью-Йорке;
1992, март — Персональная выставка в Амбассадор Галерее в СОХО, Нью-Йорк;

1992, май — награжден Почетной премией на 64-й Национальной выставке АЛПХ;
1992, осень — Выставка “Нью-Йорк Экспо” в Джевитс Центре, Нью-Йорк;

1993, весна — Групповая выставка в Нассау Каунти Музее, Лонг Айленд, штат Нью-Йорк;

1994, весна — член Международной федерации художников ЮНЕСКО и Международного художественного Фонда;

1994, май — Защита дипломной работы “Триумф Российского флота” в МГАХИ им. В. И. Сурикова;
1994, июль — Презентация картины “Триумф Российского флота” и персональная выставка в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва;

1994, осень — Персональная и групповые выставки в Галерейном комплексе “Симик”, Калифорния;

1994, декабрь — выставка дипломных работ выпускников 1992-1994 гг. Государственных академических художественных институтов им. В. И. Сурикова (Москва) и им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург) в выставочных залах Российской академии художеств, Москва;

1995, весна — член Московского Союза Художников;

1995, весна — Всероссийская молодежная выставка в Галерее на Кузнецком мосту, Москва;

1995, май — Выставка “Образы казачества в современном искусстве” в галерее МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва;

1995, осень — Награжден Дипломом Российской академии художеств;

1996, май — Выставка живописных работ в Российской академии художеств, представленных на конкурс по воссозданию росписей Храма Христа Спасителя в Москве;

1996, июнь-июль — Персональная выставка в залах Российской академии художеств, Москва1996, август — персональная выставка в Доме Правительства РФ, Москва;

1996, декабрь — Всероссийская выставка “20 веков христианства” в Центральном Доме Художника, Москва;

1997, сентябрь — выставка эскизных проектов росписей Храма Христа Спасителя в Российской академии художеств, Москва;

1997, октябрь — передача в дар Храму Христа Спасителя Правительством Москвы картины “Тайная вечеря” и размещение ее в Патриаршей трапезной храма;

1999, апрель — май — персональная выставка в Государственном выставочном зале “Новый Манеж”, Москва;
1999, май — присуждение почетного звания “Заслуженный художник РФ”;

1999, 15 апреля — 25 ноября — работа над росписями кафедрального соборного Храма во имя Христа Спасителя в Москве. “Воскресение Христово”, “Апостол Матфей” (северо-западный пилон храма); “Вход Господень во Иерусалим” (западный тимпан храма); “Крещение Господне” (северный тимпан храма);

1999, декабрь — 2000, январь — возглавил творческий коллектив, работавший над созданием живописного убранства Тронного зала Иерусалимской православной патриархии, Иерусалим;

2000, февраль — май — работа над эскизами для трапезных залов Храма Христа Спасителя, Москва;

2000, июль — персональная выставка в рамках музыкального фестиваля под патронажем Ирины Архиповой, Осташков;

2000, июль — август — возглавил творческий коллектив, создавший живописно-орнаментальное убранство Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Москва;

2000, август — награжден Орденом Сергия Радонежского 2-й степени за работу над росписями Храма Христа Спасителя;

2000, ноябрь — презентация портрета Ирины Архиповой во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи, Москва;
2000 — 2001 — работа над четырьмя полотнами: “Брак в Кане Галилейской”, “Чудесное умножение хлебов”, “Христос и самарянка”, “Чудесный улов” для Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя, Москва;

«Вы представляете, как это сейчас важно и актуально – донести до нашего народа, до нашего сознания величие и мощь России.»

В. Нестеренко

Биография. Молодые годы Василия Нестеренко

Самый молодой народный художник России родился на Украине в Павлограде в 1967 году. После смерти отца, в возрасте 9 лет он начал серьезное обучение живописи, а в 1980 поступил в Московскую среднюю художественную школу при академическом художественном институте им. Сурикова. Василий Игоревич был круглым отличником и окончил среднюю художественную школу с золотой медалью.

В октябре 1985 поступил на факультет живописи в Суриковском институте, но зимой этого же года был призван в армию, где отслужил до 1987 года. После армии он продолжил обучение в институте и в классе академика Т.Т. Салатова. Среди преподавателей были проф. Л.Л. Шепелев, проф. С.Н. Шильников, Н.П. Христолюбов и Е.Н. Трошев, но самым любимым преподавателем остался Т.Т. Салатов, о котором художник не раз напишет в своих статьях.

Осенью 1988 года Нестеренко участвует во Всесоюзной выставке «Молодость России» в Московском «Манеже». Эта выставка приносит ему успех и до 1990 года он участвует еще в нескольких выставках молодых художников.

Первая персональная выставка перспективного художника состоялась в апреле 1990 года в Выставочном зале МГАХИ им. Сурикова. Еще одним знаком его успеха стала покупка Киевским художественным музеем картины «Чернобыль» в мае 1990 года. Далее следует множество выставок, как на Родине, так и за границей.

С сентября 1991 до июня 1992 Нестеренко проходит дипломную стажировку от имени Министерства культуры СССР в художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке, где его руководителями были такие именитые личности как Росс Ниар, Фиби Хельман и Френк Линдт. На его выставку приходят члены Американской Лиги Профессиональных Художников (АЛПХ), которые настолько восхищены молодым дарованием, что в апреле 1992 года принимают его в свою организацию. За громкий успех в период Нью-Йоркского творчества, Нестеренко удостаивается Почетной Премией на 64-й Национальной выставке АЛПХ.

По возвращению на родину Нестеренко берется за дипломную работу «Триумф Российского Флота» (1994). Весной 1994-го года Нестеренко с блеском защищает диплом и оканчивает учебу в Суриковском институте. В это же время он становится членом Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Биография. Зрелые годы Василия Нестеренко

Так как Василий Нестеренко очень рано добился успеха, период зрелости можно отсчитывать с момента завершения учебы в институте. Он быстро нашел свой путь в искусстве, ему по силам все жанры живописи: от исторических картин до психологических портретов.

В 1995 начинает работу над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя, которые, уже в 1996, выигрывают конкурс и Нестеренко становится одним из художников-реставраторов. Он много трудится над эскизами и в 1999-м монументальная роспись была закончена. За оформление Храма Христа Спасителя был поощрен Орденом Сергия Радонежского 2-ой степени.

В возрасте 33-х лет, в мае 1999-го года Василий Нестеренко стал заслуженным художником Российской Федерации, а в 2000-м создано государственное учреждение культуры «Московская картинная галерея Василия Нестеренко». Его трудолюбие и рвение к работе ошеломляют: ведь не каждый художник способен создать коллекцию для выставки в Новом Манеже, тем более в таком молодом возрасте.

В 2002 участвует в росписи Успенского Кафедрального собора в Дмитрове. В 2003 выходит в свет публикации его альбомов. Позже расписывает и Успенский Храм в Домнино, Тронный зал Иерусалимского Патриарха в Иерусалиме.

В 2004 получает звание «Народный художник РФ», а в 2007 избран Действительным членом Российской академии художеств.

Самые известные картины Василия Нестеренко

Росписи в Храме Христа Спасителя включают в себя следующие произведения: «Воскресение Христово», «Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», а также четыре Богородичные иконы, пять картин на библейские темы для Патриаршей Трапезной и плащаницу, которая буквально завораживает зрителя.

«Триумф Российского Флота» (1994) - это огромная работа, длиной в 6 метров, поражает не только своими размерами, но и техникой. Трудно представить, как тяжело прописывать такие разнообразные портреты в одной картине, не теряя центральной фигуры – Петра I. Выполненная в классическом стиле русской живописи, она наполнена динамикой в движениях персонажей и контраста между военными костюмами и женскими украшениями.

Историческое полотно «Отстоим Севастополь», созданное в 2005, было некоторой декламацией художника о том, что главная задача современников – это чтить победы своих предков.

Жанровые портреты «Непокоренный» (2005) и «Наедине с собой» (1995) – изображения «героев моего времени» - людей, которые живут необычной жизнью и счастливы в своем одиночестве и внутренней гармонии.

Принадлежность картин Нестеренко к художественным стилям

Нестеренко трудится в основном в стиле русской классической живописи. Для него примером являются Нестеров, Иванов, Васнецов и Ван Дейк. В исторических полотнах и в религиозной живописи, особенно в картине «Наедине с собой», есть сходство с Нестеровым: он также пытается найти красоту в аскетичном образе жизни монахов.

Музеи и галереи – места выставок картин Василия Нестеренко

Музей и Храм Христа Спасителя, Москва

Третьяковская галерея, Москва

Центральный музей Вооруженных Сил России

Российская Академия Художеств.

Посмотреть все картины художника Нестеренко В.Г. можно

© Художник Нестеренко. Биография художника Нестеренко. Картины, описание картин художника Нестеренко

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...