Нестеренко василий игоревич художник картины. Василий игоревич нестеренко: интервью. Биография. Молодые годы Василия Нестеренко



Персональная выставка Василия Нестеренко
«Наша слава – Русская держава!»
в Центральном выставочном зале «Манеж»

С 10 февраля по 3 марта 2017 г. в ЦВЗ «Манеж» прошла юбилейная ретроспективная выставка Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко «Наша слава – Русская держава!» , приуроченная к 50-летию художника и 35-летию его творческой деятельности, под эгидой Департамента культуры города Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Российской академии художеств и Российского военно-исторического общества. Это творческий отчет одного из самых известных российских художников перед своей страной, соотечественниками и российским искусством во всех жанрах живописи. Многие полотна Мастера для широкого зрителя экспонировались впервые.

Выставку посетили: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Министр Культуры РФ В. Р. Мединский, Министр Правительства Москвы – руководитель Департамента культуры города Москвы А. В. Кибовский, отметившие высочайший уровень мастерства художника, оценили его вклад в культуру и искусство России и большую общественную значимость данного события. Выставка получила широкий резонанс и горячую признательность зрителей. Тысячи благодарных посетителей оставили восторженные отзывы.

Отзывы в прессе:

Императорское православное палестинское общество ТВ Культура Известия
Московский патриархат Вечерняя Москва YouTube
Портал «Православие.ру» Вечерняя Москва YouTube
Литературная газета Русский Афон YouTube
Интернет-газета «Столетие» Культура РФ ТВ Союз

Василий Нестеренко – признанный лидер современного российского искусства. Широкую известность принесли ему исторические полотна и храмовые росписи. Получив полное академическое образование, он виртуозно влад4ет всеми ср5дствами живописного мастерства. Произведения Василия Нестеренко находятся в российских и зарубежных музейны25собраниях, персональные выставки с большим успехом прошли почти во всех крупных городах России, во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Например, совсем недавно, – в Государственном художественном музее Китая в Пекине и в музеях Ватикана.
За всю историю Большого Манежа, крупнейшего выставочного зала страны, лишь несколько художников смогли решиться организовать выставку на его площадях. Для Василия Нестеренко это уже третья персональная выставка в Манеже. На двух этажах будут размещены сотни живописных и графических произведений Мастера.
Название выставки «Наша слава – Русская Держава!» наиболее полно отражает творческий путь живописца, его цели и задачи, художественную и эмоциональную направленность его произведений. Россия – вот главная тема выставки и всего творчества Василия Нестеренко. Это и наше славное прошлое, и отражение исторических и духовных традиций в сегодняшнем мире, и многообразие природы, и образы современников.
Основа выставки – исторические произведения, посвященные ключевым моментам российской истории. «Избавление от Смуты», «Гибель нашествия», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы – русские, с нами Бог!» – сами названия его монументальных исторических полотен говорят за себя.
Для Василия Нестеренко обращение к прошлому – это прежде всего возможность говорить языком истории о проблемах современности. Например, картина «Отстоим Севастополь!» посвящена Крымской войне середины XIX века, но для всех очевидно, что это призыв к современникам. Полотно стало одним из символов героизма русского народа, предвосхитив возвращение Крыма в Россию.
Картина «Мы – русские, с нами Бог!» посвящена Первой мировой войне. В клубах смертоносных газов русские солдаты и офицеры, не имея противогазов, идут в атаку. «Что несет нам “просвещенная” Европа? – вопрошала периодическая печать начала ХХ века, – Отравляющие газы и дубинки для добивания русских воинов. Культурные варвары!» Конечно, это история Первой мировой, но перед картиной Нестеренко невольно задаешься вопросом – а нет ли сходства между теми событиями и сегодняшним днем?
Тема истории в творчестве художника тесно связана с духовной живописью. Он воссоздавал колоссальные росписи Храма Христа Спасителя, расписывал многие храмы в России и за рубежом. К 1000-летию Русского монашества на Афоне Василий Нестеренко расписал храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона. Многочисленные эскизы и картоны росписей, целые серии произведений на духовные сюжеты также будут представлены в экспозиции Манежа.
Пейзажная живопись Нестеренко – это попытка средствами искусства передать ощущения, находящиеся за пределами живописи: шум прибоя на Камчатке и запах волн Черного моря, прозрачность Байкала и холод озер Алтая, тяжесть мокрого снега на ветвях и шум падающих листьев в осеннем лесу. Произведения, посвященные природе Урала, Сибири и Дальнего Востока, объединены в цикл под названием «На дальних рубежах». Серия работ «О, Русская земля!» – гимн Центральной России с ее поэтичной природой, храмами и монастырями.
Среди героев портретных произведений Василия Нестеренко – и персонажи прошлых эпох, и герои нашего времени. Исторические портреты князя Пожарского, Ивана Сусанина, Петра Великого, сподвижников Екатерины, Великой княгини Елизаветы Федоровны и Патриарха Тихона соседствуют с образами наших современников. Это портреты прославленных деятелей российской культуры и науки, представителей духовенства, женские и детские образы.
Интересны и натюрморты Василия Нестеренко. Он придумал свой вид исторического натюрморта: в композицию на полотне, помимо предметного плана, нередко входят картины старых мастеров, элементы пейзажа, интерьера, а иногда и портреты людей.
Своими произведениями художник прославляет Россию, с ее богатой историей, высотой духовных помыслов и свершений, величественной природой. Всем своим творчеством он раскрывает неисчерпаемые возможности реалистического искусства.

2004, март - персональная выставка в Центральном Музее Великой Отечественной войны 1941-1955гг. на Поклонной горе

2004, май - июнь - персональная выставка в Орловском Государственном Музее изобразительных искусств

2004, сентябрь - октябрь - персональная выставка в Музейном комплексе города Дмитрова

2004, октябрь - участие в выставке “Библия в картинах русских художников XVIII-XX веков”, организованной Московской Патриархией совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем

2004, октябрь - избран членом Экспертной комиссии по присуждению Государственных премий в области литературы и искусства в Центральном Федеральном округе

2004, октябрь - декабрь - персональная выставка в картинной галерее Музея-заповедника “Вологодский кремль”

2004, ноябрь - персональная выставка в Центральном Доме работников искусств, Москва

2005, июнь - презентация картины “Отстоим Севастополь” в Государственном Историческом музее, г. Москва

2005, август - персональная выставка в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого

2005, октябрь - презентация портрета В. Маторина в роли Бориса Годунова в Союзе театральных деятелей России

2006, январь - февраль - персональная выставка в МГВЗ “Новый Манеж”.
Избран действительным членом Российской академии художеств

2006, июнь - июль - персональная выставка в Музее изобразительных искусств Республики Карелия

2006, декабрь - персональная выставка в Национальном художественном музее Республики Беларусь

2007, февраль - март - персональная выставка в Витебском областном краеведческом музее

2007, февраль - март - персональная выставка в Доме Правительства Российской Федерации

2007, апрель - май - персональная выставка в Брянском областном художественном музейно- выставочном центре

2007, апрель - участие в выставке “Историческое и культурное наследие Москвы. 10 лет развития” в ЦВЗ “Манеж”, Москва

2007, июнь - участие в Юбилейной выставке, посвященной 250-летию Российской академии художеств в ЦВЗ “Манеж”, Санкт-Петербург

2007, июнь - сентябрь - участие в выставке “Мы запомним суровую осень… Москва. 1941 год” в здании Провиантских магазинов

2007, октябрь - участие в открытии Исторического форума и Ноябрьского историко-музыкального фестиваля “Жемчужины России”

2007, ноябрь - декабрь - участие в выставке “Отчизне посвящается” в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств

2008, январь - февраль - персональная выставка в «Областной картинной галерее «Образ» г. Калуга

2008, февраль - март - персональная выставка в Белгородском государственном художественном музее

2008, апрель - май - участие в выставке “Московская семья: традиции и современность” в ЦВЗ “Манеж”

2008, апрель - август - участие в выставке ФГУК «Государственный центральный музей имени А. А. Бахрушина»

2008, июнь - июль - персональная выставка в Тюменском областном музее изобразительных искусств

2008, сентябрь - ноябрь - избран членом Президиума Российской академии художеств.
Персональная выставка в ГУК г. Москвы «Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»

2010, январь – февраль - участие в выставке Московского Академического художественного лицея «А. В. Дронов и его ученики»

2010, февраль – март - персональная выставка в Центральном музее пограничной службы ФСБ РФ

2010, август – сентябрь - персональная выставка в Чувашском национальном художественном музее г. Чебоксары

2011, январь – март - персональная выставка в Академии управления МВД.
Член Патриаршего Совета по культуре.

2011, март – май - персональная выставка в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница»

2011, сентябрь - 2012, февраль - персональная выставка в ГУК г. Москвы «Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»

2012, февраль – март - юбилейная персональная выставка «Далёкие рубежи»
в Российской академии художеств

2012, март – май - персональная выставка «Великие вехи Российской истории»
в ГУК г. Москвы «Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»

2014, май – июнь - персональная выставка «Россия. История и современность»
в Национальном художественном музее Китая в Пекине

2014, июнь - участие в выставке «Символы Отечества 2014» в Москве.
Член Центрального Совета Российского военно-исторического общества. Презентация портретов М.Ю. Лермонтова и Ф. Купера в Библиотеке Конгресса США, Вашингтон.

2014, август - участие во встрече Президента РФ В. В. Путина с деятелями культуры
в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте

2014, октябрь – ноябрь - персональная выставка в Нижегородском государственном художественном музее

2015 - художественный руководитель выставочного проекта РВИО «Помни... Мир спас советский солдат!» (совместно с С.А.Щербаковым), МГВЗ «Новый Манеж». Персональная выставка «Мы – русские, с нами Бог!», Севастополь. Персональная выставка «Свет Христов просвещает всех», Музеи Ватикана

2015 – 2016 - работа над росписями храма Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона в Русском Св. Пантелеимоновом монастыре на Афоне

2016, декабрь – 2017, январь - выставка «Русский Афон» в залах Российской академии художеств

2017, февраль – март - юбилейная персональная выставка «Наша слава – Русская Держава!» в ЦВЗ «Манеж», Москва; апрель – май - в санкт-петербургском ЦВЗ «Манеж»

Рубеж XX-XXI веков – сложная историческая эпоха, вызывающая к жизни новые художественные течения, направления, ценности. Творчество московского живописца Василия Нестеренко неотделимо от своего времени. Он один из тех мастеров, кто вводит отечественное искусство в новое столетие.

Прекрасная академическая подготовка, глубокая восприимчивость современности, редкое трудолюбие помогли Нестеренко стремительно войти в художественную жизнь страны. Он быстро достигает самостоятельности, зрелости стиля, получает широкое признание. Обладая значительным творческим диапазоном, пишет портреты, пейзажи, большие исторические полотна, религиозные композиции.

Художественное осмысление перемен в духовной жизни общества и глубокие изменения в мироощущении воплощаются в цикле картин, посвященным поездкам по святым местам, в написании икон, в создании портретов Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, Патриарха Иерусалимского Диодора и других духовных лиц.

Основная тема его исторических полотен – утверждение личности, ее активного творческого начала. В своем искусстве Нестеренко часто обращается к эпохе реформ Петра I, вносит в живопись разнообразные исторические сюжеты: “Триумф Российского Флота”, “Москва встречает героев Полтавы”.

В основе художественного метода Нестеренко-портретиста лежит глубокое изучение натуры, природы существа человека. Его портреты замечательны остротой передачи характера. С особой теплотой раскрывает художник духовную ценность моделей. В женских портретах он тонкий лирик, создающий светлые и гармоничные образы.

Большое значение в его творчестве имеет пейзаж. Образ природы звучит в ансамбле исторических полотен, в портретной живописи и в полной мере раскрывается в пейзажных работах художника. Он много путешествует по России, не расстается с этюдником в поездках по Европе и Америке.

Настоящей творческой удачей Василия Нестеренко стало участие в воссоздании живописного убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Эта сложнейшая работа потребовала не только высочайшего профессионального мастерства, но и умения работать в манере крупнейших живописцев XIX века.

Исполненные Нестеренко многофигурные евангельские сюжеты: “Вход Господень во Иерусалим”, “Воскресение Христово”, “Апостол Матфей”, “Крещение Господне” располагаются в самой ответственной, центральной части Храма Христа Спасителя.

Особое место в творчестве художника занимает работа в Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя. По благословению Патриарха художник исполняет пять евангельских сюжетов: “Тайная вечеря”, “Брак в Кане Галилейской”, “Чудесное умножение хлебов”, “Чудесный улов”, “Христос и самарянка”.

Творчество Заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Василия Игоревича Нестеренко неизменно привлекает внимание многочисленных зрителей. Его произведения можно увидеть в музеях, на крупнейших отечественных и зарубежных выставках. Он много работает, полон новых творческих замыслов, в его мастерской – новые холсты.

1967 - родился в Павлограде

1980-1985 - учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), окончил ее с золотой медалью

1985-1994 - учеба в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова (МГАХИ) на факультете станковой живописи. Учился под руководством Народного художника России Присекина Н. С., Дронова А. В., профессоров Н. П. Христолюбова, Е. Н. Трошева, Л. В. Шепелева, С. Н. Шильникова, Т. Т. Салахова

1988, осень - “Молодость России”, Всесоюзная выставка в Центральном выставочном зале в “Манеже”, Москва

1989, весна - Всероссийская выставка молодых художников в Центральном Доме художников, Москва (ЦДХ)

1989, осень - Всесоюзная осенняя выставка в “Манеже”, Москва

1990, весна - Выставка академического рисунка в национальной Академии художеств в Праге, Чехословакия

1990, апрель - Персональная выставка графических работ в Выставочном зале МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва

1991, апрель-май - Персональная выставка в Галерее Хэппи Уорлд Инкорпорейшн в Токио, посвященная визиту М. С. Горбачева в Японию

1991, сентябрь - 1992, июнь - дипломная стажировка по линии Министерства культуры СССР в Художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке под руководством профессоров Росса Ниара, Фиби Хельман, Френка Линдта

1992, осень - Выставка “Нью-Йорк Экспо” в Джевитс Центре, Нью-Йорк

1993, весна - Групповая выставка в Нассау Каунти Музее, Лонг Айленд, штат Нью-Йорк

1994, весна - член Международной федерации художников ЮНЕСКО и Международного художественного Фонда

1994, июль - Презентация картины “Триумф Российского флота” и персональная выставка в Центральном музее Вооруженных Сил, Москва

1994, осень - Персональная и групповые выставки в Галерейном комплексе “Симик”, Калифорния

1994, декабрь - выставка дипломных работ выпускников 1992-1994 гг. Государственных академических художественных институтов им. В. И. Сурикова (Москва) и им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург) в выставочных залах Российской академии художеств, Москва

1995, весна - член Московского Союза Художников

1995, весна - Всероссийская молодежная выставка в Галерее на Кузнецком мосту, Москва

1995, май - Выставка “Образы казачества в современном искусстве” в галерее МГАХИ им. В. И. Сурикова, Москва

1995, осень - Награжден Дипломом Российской академии художеств

1996, май - Выставка живописных работ в Российской академии художеств, представленных на конкурс по воссозданию росписей Храма Христа Спасителя в Москве

1996, июнь-июль - Персональная выставка в залах Российской академии художеств, Москва1996, август - персональная выставка в Доме Правительства РФ, Москва

1996, декабрь - Всероссийская выставка “20 веков христианства” в Центральном Доме Художника, Москва

1997, сентябрь - выставка эскизных проектов росписей Храма Христа Спасителя в Российской академии художеств, Москва

1997, октябрь - передача в дар Храму Христа Спасителя Правительством Москвы картины “Тайная вечеря” и размещение ее в Патриаршей трапезной храма

1999, апрель - май - персональная выставка в Государственном выставочном зале “Новый Манеж”, Москва

1999, 15 апреля - 25 ноября - работа над росписями кафедрального соборного Храма во имя Христа Спасителя в Москве. “Воскресение Христово”, “Апостол Матфей” (северо-западный пилон храма); “Вход Господень во Иерусалим” (западный тимпан храма); “Крещение Господне” (северный тимпан храма)

1999, декабрь - 2000, январь - возглавил творческий коллектив, работавший над созданием живописного убранства Тронного зала Иерусалимской православной патриархии, Иерусалим

2000, февраль - май - работа над эскизами для трапезных залов Храма Христа Спасителя, Москва

2000, июль - персональная выставка в рамках музыкального фестиваля под патронажем Ирины Архиповой, Осташков

2000, июль - август - возглавил творческий коллектив, создавший живописно-орнаментальное убранство Аванзала Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Москва

2000, август - награжден Орденом Сергия Радонежского 2-й степени за работу над росписями Храма Христа Спасителя

2000, ноябрь - презентация портрета Ирины Архиповой во Врубелевском зале Государственной Третьяковской галереи, Москва

2000 - 2001 - работа над четырьмя полотнами: “Брак в Кане Галилейской”, “Чудесное умножение хлебов”, “Христос и самарянка”, “Чудесный улов” для Патриаршей трапезной Храма Христа Спасителя, Москва

2001, апрель - торжественный вечер, посвященный избранию Российской академией художеств и персональная выставка в Российском фонде культуры

2002, январь - август - работа над циклом Богородичных икон и Плащеницы для Храма Христа Спасителя

2002, февраль - персональная выставка в Музее Храма Христа Спасителя, посвященная 35-летию со дня рождения, и презентация картин Евангельского цикла Патриаршей Трапезной

2002, март - декабрь - по приглашению Главы Администрации Дмитровского района Московской области возглавил творческий коллектив, работавший над созданием нового живописного убранства Успенского Кафедрального собора в Дмитрове - памятника культуры федерального значения. Работа над росписями “Образ Святой Троицы”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше”, “Голгофа” в Дмитровском Успенском Соборе

2002, апрель - по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II приглашен в качестве руководителя коллектива художников и иконописцев для создания живописного убранства Храма Живоначальной Троицы, сооруженного в честь Тысячелетия Крещения Руси в Царицыно, Москва

2002, октябрь - персональная выставка в Музее Книги и Книгопечатания в Киево-Печерской Лавре

2003, май - по приглашению вице-мэра Москвы В. П. Шанцева возглавил коллектив художников и реставраторов, проводящих работу по воссозданию художественного убранства Храма во имя Успения Божией Матери в селе Домнино Сусанинского района Костромской области, родовом имении Романовых

2003, июль - август - экспонирование серии зимних пейзажей в Берлине на выставке во дворце Фестунгсграбен в рамках Дней Москвы в Берлине

2003, сентябрь - октябрь - персональная выставка в Государственном Оренбургском художественном музее

2003, октябрь - выставка “Тысячелетняя Россия - образы жизни” в Музее декоративно-прикладного искусства, Москва

2003, ноябрь - публикация художественных альбомов “Живопись Василия Нестеренко в Храме Христа Спасителя” и “Успенский Собор в Дмитрове. Росписи Василия Нестеренко”

2004, январь - февраль - персональная выставка в Государственном Выставочном зале “Манеж”, Москва

2004, май - июнь - персональная выставка в Орловском Государственном Музее изобразительных искусств

2004, октябрь - участие в выставке “Библия в картинах русских художников XVIII-XX веков”, организованной Московской Патриархией совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем

2004, октябрь - избран членом Экспертной комиссии по присуждению Государственных премий в области литературы и искусства в Центральном Федеральном округе

2004, октябрь - декабрь - персональная выставка в картинной галерее Музея-заповедника “Вологодский кремль”

2005, июнь - презентация картины “Отстоим Севастополь” в Государственном Историческом музее, г. Москва

2005, август - персональная выставка в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого

2005, октябрь - презентация портрета В. Маторина в роли Бориса Годунова в Союзе театральных деятелей России

2006, июнь - июль - персональная выставка в Музее изобразительных искусств Республики Карелия

2006, декабрь - персональная выставка в Национальном художественном музее Республики Беларусь

2007, апрель - май - персональная выставка в Брянском областном художественном музейно- выставочном центре

2007, апрель - участие в выставке “Историческое и культурное наследие Москвы. 10 лет развития” в ЦВЗ “Манеж”, Москва

2007, июнь - участие в Юбилейной выставке, посвященной 250-летию Российской академии художеств в ЦВЗ “Манеж”, Санкт-Петербург

2007, октябрь - участие в открытии Исторического форума и Ноябрьского историко-музыкального фестиваля “Жемчужины России”

2007, ноябрь - декабрь - участие в выставке “Отчизне посвящается” в Московском академическом художественном лицее Российской академии художеств

2008, февраль - март - персональная выставка в Аванзале Дома Правительства РФ, посвященная Дню Защитника Отечества

2008, февраль - март - персональная выставка в выставочном зале “Областной картинной галереи “Образ” г. Калуга (организована при поддержке Полномочного Представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко)

2008, апрель - май - персональная выставка в Белгородском государственном художественном музее (организована при поддержке аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в ЦФО и по приглашению Губернатора Белгородской области Е.С.Савченко)

2008, апрель - май - участие в выставке “Московская семья: традиции и современность” в ЦВЗ “Манеж”

2008, июнь - июль - персональная выставка в Музее Изобразительных искусств Тюмени (организована по приглашению Губернатора Тюменской области В.В.Якушева)

2008, август - сентябрь - персональная выставка в Украинском Доме в Киеве (в рамках Всеукраинской выставки “Святая Русь – Украина”, посвящённой 1020-летию Крещения Руси - по приглашению Президента Украины В.А.Ющенко)

2008, сентябрь - октябрь - участие в выставке графических работ членов Российской академии художеств в Костроме

2008, сентябрь - ноябрь - персональная выставка в Большом Дворце в Царицыно (организована при поддержке Правительства Москвы и прошла в 9-ти залах Дворца)

2009, декабрь - 2010, март - персональная выставка в Академии Федеральной службы безопасности РФ

Нестеренко Василий Игоревич (Картины художника):

В Москве, в здании Манежа открылась выставка народного художника Василия Нестеренко. В первый день на церемонию открытия была приглашена только пресса и высокопоставленные лица. Первые пришли, у вторых оказался очень плотный график.

Среди огромного количества картин внимательно бродили корреспонденты, фотографы и редакторы, всматриваясь в те образы, которые представил им художник.

Критиковать и хвалить его, в общем-то, не за что. Разве что за размеры картин и их обилие. Но, как сказал один из посетителей, краски на такие полотна Васили Нестеренко явно не докладывает. Не знаю, что имел в виду комментатор, но мне тоже показалось, что персонажи картин выписаны далеко не с особой чёткостью. Однако, очевидно, Нестеренко и не преследовал цели повторить действительность точь-в-точь. Видимо, в его задачи входит передача намёка, а дальше пусть зритель сам додумывает и дорисовывает всё в своём сознании – в меру своего развития.

Общая направленность картин Нестеренко – религия. Художник понимает под термином «искусство» фантазии на темы библейских персонажей. Они никогда не существовали в действительности, но Василия Нестеренко считают живописцем. Живопись и выдумка – два понятия не совместимые, но фантастика, в том числе и на религиозные темы, тем и хороша, что сила визуального образа зависит от степени погружённости художника в тему.


Василий Нестеренко сам себя считает больным. Конечно, в иносказательном плане: «Искусство – это как болезнь. Многие не заражаются. Многие из тех, кто заразился, рано или поздно излечиваются. И лишь немногие "болеют" всю жизнь. Так вот я из тех, кто заразился на всю жизнь». Эта фраза из его интервью журналу «Наследник» (№ 16).

Образ хороший, и через него следует понимать и общий посыл выставки: живописец, не представивший ни одной живописной работы, но зато поразивший зрителей масштабностью своего погружения в религию. Если не выходить на антагонистические словословия, то правильней было бы назвать Василия Нестеренко иконописцем. Это следует из его работ.

Политический аспект выставки тоже предельно очевиден, и его тоже следует рассматривать наизнанку. Во-первых, украинский художник стал «народным художником» в России. Хотя при этом не известно, знает ли русский народ, что столь высокие звания достаются украинцам при явном поражении в правах настоящих народных – русских художников?

Однако если смотреть эту сторону живописи через мольберт политики, то здесь и украинские корни выворачиваются наизнанку. Начало деятельности Василия Нестеренко положено в США: в ноябре 1991 года состоялась персональная выставка в Галерее Сити-банка в Нью-Йорке. Потом, в марте 1992 года – персональная выставка в Амбассадор Галерее в СОХО, Нью-Йорк. Затем в апреле 1992 года – выставка в здании Национального Вестминстерского банка, Нью-Йорк.

По итогам настоящий украинский и будущий народный художник России был в тот же год принят в члены Американской Лиги Профессиональных Художников. Затем продолжение выставок в США, после обилия которых не остаётся сомнений в том, что эта страна слишком много сделала для Василия Нестеренко, чтобы считаться его мачехой.

Соединённые Штаты стали крёстным существом для будущего великого художника. Сегодня идёт много пересудов на тему вербовки, поэтому американский период в жизни Василия Нестеренко очень откровенно сигнализирует обществу о том, что спецслужбы США крепко полюбили украинца за то, что он им нёс русскую живописную культуру, в которой отражал греческие и иудейские религиозные мотивы.

Такой космополитизм в результате замкнулся на памятнике победившего демократизма: демократизма США, победившего в СССР. Речь идёт о Храме Христа Спасителя. В феврале 1995 года вернувшийся из США уже на всю титулованный и признанный всем Западным Миром будущий народный художник России начал работу над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя.

По Сеньке и шапка: в 1995 году Василий Нестеренко стал членом Московского Союза Художников. Затем в 1996 – 1997 годах состоялась его персональная выставка в галерее «Мерсер», Нью-Йорк. После очередной порции наущений от США Василий Нестеренко сразу же попал в Кремль, где состоялась его персональная выставка в Администрации Президента Российской Федерации. Президентом России тогда был раб США и нижайший раб Израиля Борис Ельцин.

Таким образом, сам Бог отвёл Василия Нестеренко от настоящей живописи. Он так и не написал ни русских пейзажей, ни русских портретов. Зато стены Манежа прогнулись под громадными полотнищами с изображениями святых, явно демонстрируя, что Василий Нестеренко действительно болен искусством, но болен он им в квадрате – через расщепление в религию.

Отсюда и признание: 1999 – Заслуженный художник Российской Федерации; 2000 – Орден Сергия Радонежского II степени Русской Православной церкви за росписи в Храме Христа Спасителя; 2003 – Патриаршая Грамота за создание новых росписей в Успенском соборе в Дмитрове; 2004 – Народный художник РФ; 2004 – орден Андрея Рублева III степени от Московской Патриархии.

Как ответный мессидж спецслужбам США, давшим такой изумительный старт живописной иконографике Василия Нестеренко, российские спецслужбы отметились альтернативностью: 2010 – Премия ФСБ в номинации «Изобразительное искусство».

Умение тусоваться для художника превыше всего. Но в настоящее время Василий Нестеренко явно выпал из обоймы. Начало его нисхождения одни связывают с перегруженностью его полотен религиозной темой. В частности, иудеи предельно негативно настроены на то, что звание «народный художник» хотя и досталось одному из них, но откровенно не по современному тренду. На открытии выставки не было ни одного раввина.

Другие связывают проблемы с тем, что видят в Василии Нестеренко претендента на пост руководителя Российской Академии Художеств, где ныне присутствует Зураб Церетели – не менее удачливый художник. Если это так, то в скором времени мы станем свидетелями закулисной схватки украинца с грузином за очередной пост в русском образовательном учреждении.

То, что тучи над иконами Василия Нестеренко начали сгущаться, показало открытие выставки, на котором не было высоких лиц, и даже министр культуры не прибыл для фиксации значимости фигуры народного художника. Этот откровенный плевок власти в сторону выдающихся религиозных полотен был с успехом демпфирован обилием попов и различных иерархов Церкви. Но тоже – всё низенько-низенько…

Марина Ветрова

«Вы представляете, как это сейчас важно и актуально – донести до нашего народа, до нашего сознания величие и мощь России.»

В. Нестеренко

Биография. Молодые годы Василия Нестеренко

Самый молодой народный художник России родился на Украине в Павлограде в 1967 году. После смерти отца, в возрасте 9 лет он начал серьезное обучение живописи, а в 1980 поступил в Московскую среднюю художественную школу при академическом художественном институте им. Сурикова. Василий Игоревич был круглым отличником и окончил среднюю художественную школу с золотой медалью.

В октябре 1985 поступил на факультет живописи в Суриковском институте, но зимой этого же года был призван в армию, где отслужил до 1987 года. После армии он продолжил обучение в институте и в классе академика Т.Т. Салатова. Среди преподавателей были проф. Л.Л. Шепелев, проф. С.Н. Шильников, Н.П. Христолюбов и Е.Н. Трошев, но самым любимым преподавателем остался Т.Т. Салатов, о котором художник не раз напишет в своих статьях.

Осенью 1988 года Нестеренко участвует во Всесоюзной выставке «Молодость России» в Московском «Манеже». Эта выставка приносит ему успех и до 1990 года он участвует еще в нескольких выставках молодых художников.

Первая персональная выставка перспективного художника состоялась в апреле 1990 года в Выставочном зале МГАХИ им. Сурикова. Еще одним знаком его успеха стала покупка Киевским художественным музеем картины «Чернобыль» в мае 1990 года. Далее следует множество выставок, как на Родине, так и за границей.

С сентября 1991 до июня 1992 Нестеренко проходит дипломную стажировку от имени Министерства культуры СССР в художественном институте ПРАТТ в Нью-Йорке, где его руководителями были такие именитые личности как Росс Ниар, Фиби Хельман и Френк Линдт. На его выставку приходят члены Американской Лиги Профессиональных Художников (АЛПХ), которые настолько восхищены молодым дарованием, что в апреле 1992 года принимают его в свою организацию. За громкий успех в период Нью-Йоркского творчества, Нестеренко удостаивается Почетной Премией на 64-й Национальной выставке АЛПХ.

По возвращению на родину Нестеренко берется за дипломную работу «Триумф Российского Флота» (1994). Весной 1994-го года Нестеренко с блеском защищает диплом и оканчивает учебу в Суриковском институте. В это же время он становится членом Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Биография. Зрелые годы Василия Нестеренко

Так как Василий Нестеренко очень рано добился успеха, период зрелости можно отсчитывать с момента завершения учебы в институте. Он быстро нашел свой путь в искусстве, ему по силам все жанры живописи: от исторических картин до психологических портретов.

В 1995 начинает работу над эскизами росписей в Храме Христа Спасителя, которые, уже в 1996, выигрывают конкурс и Нестеренко становится одним из художников-реставраторов. Он много трудится над эскизами и в 1999-м монументальная роспись была закончена. За оформление Храма Христа Спасителя был поощрен Орденом Сергия Радонежского 2-ой степени.

В возрасте 33-х лет, в мае 1999-го года Василий Нестеренко стал заслуженным художником Российской Федерации, а в 2000-м создано государственное учреждение культуры «Московская картинная галерея Василия Нестеренко». Его трудолюбие и рвение к работе ошеломляют: ведь не каждый художник способен создать коллекцию для выставки в Новом Манеже, тем более в таком молодом возрасте.

В 2002 участвует в росписи Успенского Кафедрального собора в Дмитрове. В 2003 выходит в свет публикации его альбомов. Позже расписывает и Успенский Храм в Домнино, Тронный зал Иерусалимского Патриарха в Иерусалиме.

В 2004 получает звание «Народный художник РФ», а в 2007 избран Действительным членом Российской академии художеств.

Самые известные картины Василия Нестеренко

Росписи в Храме Христа Спасителя включают в себя следующие произведения: «Воскресение Христово», «Апостол и Евангелист Матфей», «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», а также четыре Богородичные иконы, пять картин на библейские темы для Патриаршей Трапезной и плащаницу, которая буквально завораживает зрителя.

«Триумф Российского Флота» (1994) - это огромная работа, длиной в 6 метров, поражает не только своими размерами, но и техникой. Трудно представить, как тяжело прописывать такие разнообразные портреты в одной картине, не теряя центральной фигуры – Петра I. Выполненная в классическом стиле русской живописи, она наполнена динамикой в движениях персонажей и контраста между военными костюмами и женскими украшениями.

Историческое полотно «Отстоим Севастополь», созданное в 2005, было некоторой декламацией художника о том, что главная задача современников – это чтить победы своих предков.

Жанровые портреты «Непокоренный» (2005) и «Наедине с собой» (1995) – изображения «героев моего времени» - людей, которые живут необычной жизнью и счастливы в своем одиночестве и внутренней гармонии.

Принадлежность картин Нестеренко к художественным стилям

Нестеренко трудится в основном в стиле русской классической живописи. Для него примером являются Нестеров, Иванов, Васнецов и Ван Дейк. В исторических полотнах и в религиозной живописи, особенно в картине «Наедине с собой», есть сходство с Нестеровым: он также пытается найти красоту в аскетичном образе жизни монахов.

Музеи и галереи – места выставок картин Василия Нестеренко

Музей и Храм Христа Спасителя, Москва

Третьяковская галерея, Москва

Центральный музей Вооруженных Сил России

Российская Академия Художеств.

Посмотреть все картины художника Нестеренко В.Г. можно

© Художник Нестеренко. Биография художника Нестеренко. Картины, описание картин художника Нестеренко

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...