Нравственный выбор героев булгакова мастер и маргарита. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Проблема творчества и судьбы художника


Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за нее.
Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот - зовут его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне...” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам... связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились...”
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.
В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.
Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!”
Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.
Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...”
Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.
Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи...” - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный:
Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Тема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Показать текст целиком

Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее. Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».

Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем и плохом. Так, например Воланд, оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.

Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.

Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренн

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 13 из 14

Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за нее.

Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот - зовут его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне…” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…” Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.

В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.

Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же… они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…” Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…” - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный: Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

На своем жизненном пути мы сталкиваемся со множеством препятствий. Одно из них – нравственный выбор. Именно от него зависит дальнейшая судьба человека. Борьба с собственной совестью, предательство своих идеалов и эгоизм или защита своего слова и своих убеждений. Принимать такие решения, порой сложные, с непредсказуемым концом, может далеко не каждый.

Так, проблему нравственного выбора поднимает Михаил Афанасьевич Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита», перед многими героями которого стоит своеобразная дилемма. Например, прокуратор Понтий Пилат, являющийся персонажем романа, создателем которого был Мастер, должен решить, кого из четырех человек, приговоренных к смертной казни, помиловать. Сначала его выбор пал на бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Герой заинтересовал прокуратора – в отличие от остальных, он был занимательным собеседником, проповедующим такие истины, как «все люди добры», «говорить правду приятно», «настанет время, когда вместо государства настанет храм истины», «трусость – самый страшный порок».

Трое других людей, приговоренных к казни, были разбойниками и убийцами. Однако слово для государства страшнее, чем преступление. Слово, обличающее пороки, мешающее безграничному произволу власти. Именно власть боится потерять Понтий Пилат. Струсив, он буквально «умывает руки», приговаривая философа к смерти, и допускает ошибку. В наказание художник слова обрекает его на бессмертную жизнь в одиночестве. Авторская позиция такова, что эгоизм и предательство собственных идей должны быть наказаны. Ведь именно совесть является внутренним регулятором человека, именно она в конечном итоге властвует над ним.

Помимо Понтия Пилата, ошибку так же допускает и сам Мастер. Он отказывается бороться за свои идеи, сжигая не признанный обществом роман. Проповедуя в нем истины, он не может защитить их, не отвечает за собственные слова и принимает решение сдаться. Мир без борьбы – не жизнь, а существование и, отказавшись от нее, Мастер оказывается обреченным на вечный покой, не видя света. Он вновь со своей возлюбленной, однако ничего более не приносит ему счастья. Его долг, как писателя, нести миру правду, но отныне писать он будет лишь для себя и Маргариты. Его герой – духовный самоубийца, не исполнивший свой моральный долг, борьбу за правду, предавший свои принципы.

А Маргарита, возлюбленная Мастера, в свою очередь делает правильный выбор. На балу вместо того, чтобы требовать собственного благополучия, она проявляет милосердие к Фриде и просит, чтобы ей перестали приносить платок. «Никогда не просите для себя», - дает ей урок Воланд. Несмотря на то, что на пути к своему счастью, возвращению Мастера, она выбрала неверные средства (связалась с нечистой силой и не заслуживает света), героиня проявила сострадание к чужим несчастьям, что является основой человеческой жизни. Любовь Маргариты самоотверженна, она живет Мастером, готова на все ради него, но все равно остается гуманной.

Нельзя избежать нравственного выбора, и только от человека зависит, каким он будет. Судьба редко предоставляет вторые шансы, поэтому нужно жить в гармонии со своими принципами и идеалами, всегда вести внутреннюю борьбу и не поддаваться искушениям эгоизма и принятым в обществе правилам.


Что такое нравственный выбор? Как часто мы стоим перед ним? Над этими вопросами мне хотелось бы порассуждать в своем сочинении.

Нравственный выбор, я считаю, это поведение человека, его поступки, то, что зависит от моральных ценностей индивида. Мы каждый день, так или иначе, сталкиваемся с проблемой выбора. Например: разбив вазу, мы можем переложить вину на младшего брата или сестру, а можем признаться в содеянном сами. Обратимся к ситуации с тонущим человеком. Мы вновь оказываемся на перепутье: помочь или пройти мимо? В любом случае выбор зависит от личных качеств каждого из нас.

Проблема нравственного выбора неоднократно затрагивалась в художественной литературе. Примером этому может являться роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор этого произведения неоднократно ставит своих героев перед выбором. В такой ситуации оказалась и Маргарита. Героиня - молодая, красивая, светлая женщина.

Выйдя замуж за обеспеченного человека, она понимает, что жизнь ее бессмысленна и пуста. Несмотря на искреннюю и чистую любовь мужа, в браке она счастья не обрела. Ей не нужны драгоценности, особняки, прислуги. На мой взгляд, она хотела лишь любить и быть любимой. Поэтому, встреча с Мастером перевернула жизнь Маргариты. Она понимает, что уйти от мужа без объяснений будет неправильно и решается на разговор с ним. Таким образом, героиня делает выбор в пользу любви, несмотря на то, что причиняет боль, любящему ее человеку.

Так же, Маргарита, разгромив квартиру критика Латунского, вновь оказывается перед выбором: улететь или успокоить, проснувшегося в соседней квартире, малыша. Став «ведьмой», героиня не утрачивает таких важных качеств, как жалость, милосердие, доброта, нежность. Этот эпизод, в очередной раз доказывает тот факт, что совершая поступки, не стоит забывать о тех чувствах, которые могут возникнуть.

Подводя итог сказанному, мне хотелось бы выразить надежду на то, что в какой ситуации не оказался бы человек, он сумел бы сделать правильный нравственный выбор. Также следует задумываться над тем, к каким последствиям он может привести.

Обновлено: 2017-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...