Образ свидригайлова в романе преступление и наказание. Образ и характеристика Свидригайлова в «Преступлении и наказании Свидригайлов полная характеристика


Свидригайлов арактеристика и образ в романе Достоевского Преступление и наказание

1. Многогранность героев романа “Преступление и наказание”.

2. Свидригайлов. Характеристика и образ героя

2.1. Безнравственный злодей

2.2. Свидригайлов и Раскольников

2.3. Любовь к Дуне

3. Конец Свидригайлова

В своем непростом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский изобразил несколько живых и ярких образов, которые до сих пор впечатляют читателей своей неординарностью и сложностью.

В первую очередь, это, конечно же, сам главный герой, — трудолюбивый отзывчивый юноша, решившийся преступить грань дозволенного. Это и Сонечка Мармеладова – обездоленная, лишенная детства, нищая и продающая себя девушка, способная на сильные чувства и искреннюю преданность. Это и отец Сони, и Лужин, и, разумеется, Свидригайлов.

Аркадий Иванович предстает перед читателями красивым мужчиной пятидесяти лет, хорошо одетым, молодящимся. Он – дворянин и бывший офицер, был женат на богатой женщине. Казалось бы, жизнь улыбается этому герою, он полон сил и самомнения, ведь обстоятельства, окружающие его, складываются благополучно. Но не все так просто. Свидригайлов – человек безнравственный и порочный, не имеющий совести и моральных принципов. Из-за таких грязных убеждений, он ломает жизнь себе и другим, становится несчастным сам и делает несчастными окружающих.

В молодые годы он бросает службу, потому что ему тяжело подчиняться армейскому распорядку, жить с товарищами в дружеских отношениях и соблюдать нормы приличия. Не имея постоянного дохода и тратя все свои сбережения на разгульный образ жизни и игру, Свидригайлов становится нищим. За шулерство и долги его сажают в тюрьму. В это время ему оказывает помощь богатая женщина. Марфа Петровна платит огромные деньги, чтобы освободить мужчину, выходит за него замуж и уезжает вместе с ним в деревню.

Другой бы человек, проникшись благодарностью к этой влюбленной дворянке, уважал бы ее и ценил. Но не таким был Аркадий Иванович. Он унижает свою жену и беззастенчиво изменяет ей. “ Я имел настолько свинства в душе и своего рода честности, чтоб объявить ей прямо, что совершенно верен ей быть не могу”, — заявляет этот порочный человек, и еще кичится своей безнравственностью. Но на этом его похождения в деревне не заканчиваются.

С небывалой изощренностью и жестокостью Свидригайлов издевается над крестьянином, и тем самым доводит его до самоубийства. А его аморальные отношения с пятнадцатилетней девочкой вызывают у читателя неодобрение и осуждение. Несчастная девушка убивает себя, но это не оказывает никакого влияния на злодея. Он, не испытывая угрызений совести, продолжает и дальше наслаждаться жизнью и развратом.

Совершая преступления и бесчинства, Аркадий Иванович не мучается, как Раскольников, который терзается, имеет ли он права отнимать у человека жизнь. Свидригайлов совершает свои злодеяния, не задумываясь, и это страшно. Для него не существует преступления или правонарушения, для него существует только потребность удовлетворять свои вожделения и похоти, независимо от того, как это повлияет на других. И хотя он говорит главному герою, что они оба — “одного поля ягоды”, это не так.

Свидригайлов не сомневается в своих злых делах, он не колеблется между добром и злом. Он уже давно стоит на стороне зла и не испытывает ни малейшего признака раскаяния. В противоположность Раскольникову, Аркадий Иванович не замыкается в себе после преступления. Он продолжает жить и стремится получить от жизни все. Потрясающими и неординарными являются отношения между Свидригайловым и сестрой Раскольникова Дуней. Девушка приходит служить в семью Аркадия Ивановича, где он замечает ее и проникается к ней любовью. Скорее всего, мужчину покорила душевная красота и чистота молодой служанки. Она ведет себя кротко и смиренно, с рвением выполняет домашнюю работу, она добра и покладиста. Но у этой податливости есть и другая сторона.

Дуня – честная целомудренная девушка, она бережет свою чистоту и невинность. Никакие угрозы и запугивания, никакие подарки и никакая лесть не может поколебать ее решимости сопротивляться ненавистному барину. Свидригайлов не может смириться с этим. Он думает, что девушке мешает его жена. Поэтому мужчина совершает страшный поступок – становится виновником смерти своей супруги, матери своих детей, которая все время спасала его и избавляла от последствий его грязных проступков. После этого Аркадий Иванович отправляется к Дуне, чтобы заставить ее отдаться ему.

Он шантажирует девушку тайной ее брата и пускается на другие ужасные ухищрения, чтобы совратить несчастную. Но Дуня, доведенная до отчаяния, понимает, что может стать марионеткой в руках жестокого беспринципного человека, которого гнушается и презирает, и решается на убийство. Первый выстрел прошел мимо злодея, а во второй раз девушка не смогла выстрелить и откинула револьвер. Свидригайлов, которого не испугало ни покушение, ни реальная угроза, был сломлен отчаянием и скорбью Дуни, ее погасшим взором и унылой безучастностью. Он понял, что противен своей возлюбленной, что никогда и ни за что она не полюбит его искренне и добровольно. “ - Так не любишь. И не можешь? Никогда? Никогда!” – этот тихий короткий разговор решает дальнейшую судьбу героев. Аркадий Иванович, который по-настоящему любит эту стойкую чистую молодую женщину, отпускает ее и решает свести счеты с жизнью.

Его существование лишено смысла, без любимой, которая могла бы стать его отрадой и спасением, он не видит резона в своем существовании. Свидригайлов совершает самоубийство, но, как это ни странно для отрицательного героя, в последние часы своего бытия он совершает благородные поступки, которые спасают жизни других. Мужчина оставляет деньги своей невесте, которая юна и невинна, и Сонечке, благодаря чему та может сменить профессию и следовать за Раскольниковым в ссылку, чтобы позаботиться о его душевном благополучии. Аркадий Иванович также устраивает жизнь детей Мармеладовых. Если бы не его благодеяния, кто знает, чем закончилась бы жизнь главных героев. А так у нас есть надежда, что своим самоубийством Свидригайлов спас Соню и Родиона, что те будут жить долго и счастливо.

Образ Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / Образ Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» имеет психологическую направленность. Поэтому внимание автора направлено в первую очередь не на внешние действия героев, а на их внутренние мысли и переживания.

Одним из ярких образов является образ Свидригайлова. Его полное имя – Свидригайлов Аркадий Иванович. Он – богатый дворянин, имеющий связи, привыкший добиваться своей цели. Его и Лужина объединяет то, что оба они являются моральными двойниками главного героя Раскольникова. Свидригайлов осуществляет на практике теорию Раскольникова. Он добивается того, чего хочет, любым способом. В результате он стал морально опустошенным человеком, который переживает духовную деградацию.

Свидригайлову в романе уже около 50 лет, но выглядит он младше своих лет. Роста Аркадий Иванович был среднего, широк в плечах, одевался по-щегольски. В лице этот барин сохранил еще свежесть и миловидность. Его волосы и борода все еще были густыми. Особая черта – острые голубые глаза, которые смотрели на людей холодно и с долей пренебрежения. Раскольников в симпатичном лице Свидригайлова замечает что-то устрашающее. Таким образом, автор намекает, что главный герой видит свое ужасающее отображение в глазах другого героя.

Об Аркадии Ивановиче ходили разные слухи. Поговаривали, что он был причастен к отравлению жены и самоубийству слуги. Он и сам не отрицал своего крутого нрава. Свидригайлов не пытался строить оправдательных теорий, как Лужин или Раскольников. Он смирился с тем, что он праздный и развратный человек.

Свидригайлов – это проекция на образ Раскольникова. Если бы главный герой смог реализовать свою теорию, он стал бы Свидригайловым. Аркадий Иванович давно уже перешагнул моральные грани добра и зла и не мучается вопросами совести в отличие от бедного студента. Для этого барина нет ограничений, все, чего он пожелает, он добивается.

Однако в романе все-таки есть человек, который заставит сомневаться героя в выбранном пути. Это Дуня , сестра Родиона Раскольникова. Девушка красива, и Аркадий Иванович вожделеет ее, хочет добиться ее расположения любой ценой. Но Дуня хоть и бедна, но умная и гордая. Она быстро понимает, что движет Аркадием Ивановичем. Ее сопротивление, моральная чистота что-то переворачивают в душе этого холодного и циничного человека. Свидригайлов влюбляется в Дуню, и пытается добиться ее любви. При помощи шантажа он заманивает девушку в спальню, но его животным замыслам не дано сбыться. Дуня смогла постоять за свою честь и пробудила в Аркадии Ивановиче забытые чувства — благородства и мужества.

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» – не однозначен, в его душе нет четкой границы между добром и злом. Он аморален, однако совершает и добрые поступки.

Кто такой свидригайлов из преступления и наказания

Господин Свидригайлов является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Свидригайлову

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера

Аркадий Иванович Свидригайлов является знакомым и поклонником Дуни Раскольниковой, (сестры главного героя, Родиона Раскольникова).

Возраст господина Свидригайлова — около 50 лет:
«. Это был человек лет пятидесяти. « О внешности Свидригайлова известно следующее:
«. росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет. « «. обеими руками оперся на трость. Сколько можно было разглядеть сквозь мигавшие ресницы, человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…» «. Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было, ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем.» Свидригайлов — офицер в отставке, дворянин по происхождению:
«Я кто такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии. « Свидригайлов — вдовец, муж покойной Марфы Петровны:
«. Может быть. видя себя уже в летах и отцом семейства. « У Свидригайлова есть дети, но он считает себя плохим отцом. По его словам, дети в нем не нуждаются:
«. Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец!» Свидригайлов является состоятельным человеком (до смерти жены):
«. Оно конечно, одет прилично и числюсь человеком не бедным. « «Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно. « «. я хоть и небогат. « «. Марфа Петровна. и если и оставила ему нечто. чего и на год не хватит человеку с его привычками. « Господин Свидригайлов — сумасброд:
«. слишком уже строго поступили с этим сумасбродом. « «. этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть. « Свидригайлов — человек «забубенного поведения», то есть отчаянный, способный на все:
«. человек поведения забубенного. « Свидригайлов — грубый злодей, сладострастник и подлец:
«. от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца. « «Это непременно ты… подлец!» «. Одним словом, в вас эта чудовищная разница лет и развитий и возбуждает сладострастие! И неужели вы в самом деле так женитесь?»

Господин Свидригайлов — развратный, порочный, праздный человек:
«. Действительно, я человек развратный и праздный. « «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей. « Свидригайлов — ужасный, бесчестный человек:
«. Нет, нет, это ужасный человек! Ужаснее я ничего и представить не могу. « «. Хоть я и знаю, что вы человек… без чести. « Свидригайлов — мрачный, скучный человек, по его собственному мнению:
«. А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят. « Свидригайлов — грешный, низкий человек, любящий «места с грязнотцой»:
«. я человек грешный. Хе-хе-хе. « «. я люблю клоаки именно с грязнотцой. « Свидригайлов — скверный и пустой человек, который ничем по-настоящему не занимается:
«. и в таком скверном и пустом человеке, как я. » (Свидригайлов о себе) «. хотя бы что‑нибудь было; ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, фотографом, журналистом… н‑ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно. « Свидригайлов — пустейший, ничтожнейший злодей в мире, по мнению Раскольникова:
«. В Свидригайлове он убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире.» Свидригайлова не интересует мнение окружающих:
«. Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь. а потому отчего же и не побывать пошляком. « Свидригайлов — очень странный человек:
«Он очень странный и на что-то решился… Он как будто что-то знает… От него надо Дуню оберегать…» Когда хочет, господин Свидригайлов умеет казаться порядочным человеком и вести себя обворожительно:
«. Аркадий Иванович, когда хотел, был человек с весьма обворожительными манерами. « «. Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком. « Господин Свидригайлов — хитрый человек:
«. он человек хитрый и обольстительный насчет дам. «

Это был цитатный образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

Свидригайлов Аркадий Иванович

  1. Сочинения
  2. Персонажи произведений
  3. Свидригайлов Аркадий Иванович

(«Преступление и наказание»)

Помещик; муж Марфы Петровны Свидригайловой. В романе дважды даётся его портрет. В начале: «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…» В конце романа (в 6‑й части) портрет повторяется, психологически уточняется, конкретизируется: «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…»

Впервые Свидригайлов упоминается в подробном письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну Родиону Раскольникову с горьким рассказом о злоключениях его сестры Авдотьи Романовны Раскольниковой, служившей в доме Свидригайлова и его жены Марфы Петровны гувернанткой. Сластолюбивый Свидригайлов преследовал Дуню и, получив отказ, оклеветал, так что ей пришлось оставить место. Правда, впоследствии Свидригайлов признался в клевете, но вслед за матерью и дочерью Раскольниковыми, переехавшими в Петербург, появляется в столице (после смерти жены, которую он, судя по всему, отравил) и начинает буквально преследовать Авдотью Романовну. Случайно оказавшись соседом Сони Мармеладовой, Свидригайлов подслушал исповедь-признание Родиона Раскольникова в убийстве старухи-процентщицы и пытается этим шантажировать его сестру. Перед этим в разговоре с Раскольниковым его «двойник» (именно такую психологическую роль в романе играет Свидригайлов по отношению к студенту-убийце) откровенно признаётся-рассказывает о былых своих деяниях: был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довёл до самоубийства лакея Филиппа… По Свидригайлову, вечность - «вроде деревенской баньки, закоптелой, а по всем углам пауки».

Этот персонаж - первый настоящий, безусловный и, так сказать, логический самоубийца в мире Достоевского: продумавший самоубийство, подготовивший его, обосновавший и совершивший. Свидригайлов и сам знает, что он погибший - и не только в пороках, но и в самом прямом смысле слова погибший человек. Авдотья Романовна Раскольникова - последняя и единственная его надежда удержаться на этом свете, ещё остаться-продолжить жить. Увы, с её стороны он не может ждать не только терпимости и сострадания (каковыми одаривала порой Аполлинария Суслова, в какой-то мере - прототип Дуни, Достоевского): Дуня его презирает и даже ненавидит - для неё он однозначно отвратителен. А Свидригайлов даже в вине растворить-утопить своё отчаяние не может, ибо, хотя в молодости и отдал обильную дань Бахусу, теперь даже шампанское не любит и не переносит (как, к слову, и сам Достоевский). Его любовь к Дуне - это ещё и не просто влечение пожилого угасающего мужчины к молодой прекрасной девушке, но и его страстное желание хоть кем-то, наконец, стать. Он признаётся Раскольникову: « - Верите ли, хотя бы что-нибудь было; ну, помещиком быть, ну, отцом, ну, уланом, фотографом, журналистом… н-ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно…» Но, как ни странно, человек этот боится смерти («. боюсь смерти и не люблю, когда говорят о ней», - признаётся он Раскольникову) Он так мистически боится смерти, что придумал для своего грядущего самоубийства своеобразный эвфемизм - вояж в Америку. Об этом «вояже» он говорит-поминает в разговорах с Раскольниковым, с Соней Мармеладовой. Кстати, в мистическом страхе смерти романные двойники - Раскольников и Свидригайлов - абсолютно схожи. О Раскольникове сказано: «В сознании о смерти и в ощущении присутствия смерти всегда для него было что-то тяжёлое и мистически ужасное, с самого детства. »

Но известно, что многие самоубийцы до своего рокового шага боялись смерти, отрицали её и даже осуждали покончивших с собой. Процесс этот - от отрицания смерти до исполнения «автоприговора» - детально, со всеми психологическими подробностями описан-показан Достоевским на примере Свидригайлова. Он предчувствовал свой трагический конец, но до последнего мгновения пытался избежать его или, по крайней мере, отдалить-отсрочить. Имелось и два варианта для этого: жениться, как он задумал, на 15-летней невинной девочке или же добиться взаимности Дуни Раскольниковой. Девочка-невеста и в самом деле существует - Свидригайлов ездит в её дом с подарками, охотно рассказывает о ней Раскольникову. Сватовство к малолетней невесте, судя по всему, было для него делом не весьма серьёзным - по инерции, по закоренелой привычке к сладострастию и наклонности к педофилии, а вот на Авдотью Романовну человек этот поставил всерьёз. Его мучительная страсть к сестре Раскольникова длилась уже не один день и достигла точки кипения. Ещё когда Дуня жила-находилась в его имении, он готов был по первому же её слову убить жену (что, впрочем, он и сделал позже без всякого соизволения), а теперь он решил поставить на карту собственную жизнь: он выдерживает под дулом револьвера несколько минут - Дуня даже легко ранила его.

Перед решительным, последним свиданием-разговором с Авдотьей Романовной Свидригайлов совершает невероятные для него поступки: оплачивает похороны Катерины Ивановны Мармеладовой, выделяет капитал на устройство её детей-сирот, предлагает Раскольникову 10 тысяч рублей для Дуни, дабы избавить её от вынужденного брака с Лужиным, а всё семейство Раскольниковых от нищеты. Однако ж, странного в этом ничего нет. Свидригайлов прекрасно понимает, что такой, каков он есть, он вызывает у Дуни всего лишь брезгливость и отвращение. Он предпринимает кардинальные, на его взгляд, попытки в единый миг как бы переродиться, сделаться лучше. Предстать перед любимой женщиной этаким благородным и благодетельным рыцарем. У него, к тому ж, имеется ещё один сильный и, как, опять же, ему кажется, благородный козырь в запасе - он мог, но не выдал брата Дуни полиции. Говоря о десяти тысячах для его сестры в разговоре с Раскольниковым, Свидригайлов уверяет: «. я без всяких расчётов предлагаю. Верьте не верьте, а впоследствии узнаете и вы, и Авдотья Романовна. » Но, разумеется, в тот момент не только его собеседник, но и сам Аркадий Иванович не верил в то, что «без всяких расчётов»: расчёт-то, пусть и наивный, как раз был - удивить, поразить Дуню, растопить лёд в её сердце. Но вот, надо отдать ему должное, уже после катастрофы, после рокового для себя свидания с Дуней, Свидригайлов уже совершенно бескорыстно продолжает совершать благодеяния: дарит 3 тысячи рублей Соне (чтобы было на что вслед за Раскольниковым в Сибирь ехать и на что там жить), оставляет аж 15 тысяч своей юной несостоявшейся невесте (хотя, конечно, лучше бы суммы распределить наоборот!). А ведь по складу его натуры и согласно атеистическому мировоззрению, ему должно было перед добровольным уходом из жизни дойти и вовсе до предела цинизма, уж совсем какой-то безобразный выверт сделать-утворить - к примеру, изнасиловать Дуню или выдать-таки брата её, дабы отправить его если не «в Америку» вслед за собой, то хоть на каторгу… Вот как сам Достоевский позже рассуждал об этом в письме к своему читателю и почитателю Н.Л. Озмидову (февраль 1878 г.): «Теперь представьте себе, что нет Бога и бессмертия души (бессмертие души и Бог - это всё одно, одна и та же идея). Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без бессмертия-то ведь всё дело в том, чтоб только достигнуть мой срок, и там хоть всё гори. А если так, то почему мне (если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону) и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне если уж не резать, так прямо не жить на счёт других, в одну свою утробу? Ведь я умру, и всё умрет, ничего не будет. »

Выходит, Аркадий Иванович в самых потаённых глубинных извивах своей потасканной души всё же робко надеялся на бессмертие не только в виде закоптелой баньки с пауками, на существование Бога, стремился-желал перед свиданием с Ним, как перед свиданием с Дуней, уравновесить пуды своих преступлений, циничных поступков и грехов золотниками предсмертных благодеяний.

Отпустив-таки Дуню с миром, Свидригайлов случайно обратил внимание на револьвер, отброшенный ею, подобрал: там оставались ещё два заряда и один капсюль. К слову, револьвер этот принадлежал некогда самому Свидригайлову и вот, волею случая, отыскал своего хозяина, сохранив для него единственный и последний выстрел. Впрочем, и этот, последний, капсюль мог тоже дать осечку, - и что бы тогда делать стал в наипоследний момент Аркадий Иванович? Об этом можно догадываться: уже имея револьвер в кармане, за несколько часов до самоубийства, Свидригайлов в полночь переходит через мост и «с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на чёрную воду Малой Невы. » Вполне вероятно, что, не сработай капсюль, он бы просто-напросто утопился. На верёвку этот господин вряд ли согласился бы, не желая опускаться до уровня своего лакея Филиппа. И ещё один весьма любопытный штрих: перед свиданием с Дуней Свидригайлов для куражу выпивает через «не могу» бокал шампанского, а вот перед отправлением в Америку весь вечер поит-угощает каждого встречного-поперечного, бродя по трактирам, сам же не выпивает ни глотка - для совершения самоказни кураж ему уже не нужен. В последние часы своей жизни Свидригайлов делает всё для того, чтобы жизнь эта, окружающая земная действительность осточертели ему до крайнего предела, он словно пытается рудименты предсмертного страха подавить-заглушить окончательно непереносимым отвращением к бытию. Хлещет дождь, воет ветер, а он, вымокший до нитки, бродит допоздна по тёмным улицам, по вонючим грязным кабакам, общается с пьяным отребьем, затем снимает «нумер» в замызганной гостинице на окраине города, словно хочет-намеревается въяве представить себе загробную придуманную им убогую вечность: «Он зажег свечу и осмотрел нумер подробнее. Это была клетушка до того маленькая, что даже почти не под рост Свидригайлову, в одно окно; постель очень грязная, простой крашеный стол и стул занимали почти всё пространство. Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (жёлтый) угадать ещё можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого. Одна часть стены и потолка была срезана накось. » Ну, чем не аналог баньки с пауками? Только здесь и пока Свидригайлова одолевают-мучают не пауки, а мухи и мыши - в кошмарах и наяву. Кошмары же чуть не сводят Аркадия Ивановича с ума, и он заранее знал-предчувствовал, что его будут душить кошмары, однако ж, стремясь набрать-накопить поболее злобного отвращения к жизни, он погружается в кошмарное полузабытье вновь и вновь: то он видит в гробу девочку-самоубийцу, загубленную им, то пытается спасти от холода пятилетнюю малышку, но она вдруг начинает соблазнять его. Поразительна здесь подсознательная реакция закоренелого циника и развратника - даже он ужаснулся: «Как! пятилетняя! - прошептал в настоящем ужасе Свидригайлов, - это. что ж это такое. »

И - самые последние поступки-деяния Аркадия Ивановича перед отправлением в последний путь, в «вояж»: он проверяет капсюль в револьвере, пишет традиционную вполне дурацкую записку, мол, в смерти своей никого не винит и. ловит муху. Он долго и упорно пытается поймать муху. «Наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся, вздрогнул, встал и решительно пошёл из комнаты.» Это - Достоевский! Позже, в «Бесах», он воссоздаст-использует ещё раз подобную психологическую деталь, разовьёт её до поистине философского уровня в сцене самоубийства Матрёши, когда Ставрогин, находясь за стенкой, и зная-догадываясь о том, что происходит в чулане, - сначала также упорно ловит муху, а затем начинает пристально рассматривать «крошечного красненького паучка на листке герани».

В описании последних минут жизни Свидригайлова есть ещё одна чрезвычайно любопытная деталь, как бы связывающая его с героем повести В. Гюго «Последний день приговорённого к смерти» с Родионом Раскольниковым и, больше того, с самим Достоевским. Французский преступник, которого везут на казнь, в последние мгновения пути пробегает глазами по вывескам на лавках; Раскольников, идя в участок с признанием-повинной (тоже, по существу, на казнь, по крайней мере - своей судьбы), «жадно осматривался направо и налево», вчитываясь в вывески и даже отмечая в них ошибки («Таварищество»); а князь Мышкин в «Идиоте», рассказывая об ощущениях и мыслях человека (самого Достоевского), которого везут к эшафоту, живописует, как ищет он взглядом знакомую вывеску булочника. Видно, запала эта деталь в память писателя-петрашевца! Вот и Свидригайлов по пути к месту самоказни, взглядом то и дело «натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. »

В последнюю решительную минуту Свидригайлов вёл себя хладнокровно, нервами-чувствами своими владел в полной мере. Он даже как-то усмешливо довёл до логического конца свою шутку-эвфемизм про вояж, объявив случайному свидетелю - караульному солдатику-пожарному (Ахиллесу), - что-де едет в Америку и пусть тот так и объяснит потом полиции: поехал, мол, в Америку. И - спустил курок. Осечки не произошло.

Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя. Достоевский, интересуясь историей своего рода (имеющего литовские корни), обратил, вероятно, внимание на этимологический состав фамилии великого литовского князя Швитригайло (Свидригайло): гайл (нем. geil) - похотливый, сладострастный. Кроме того, в одном из фельетонов журнала «Искра» (1861, № 26), который входил в круг чтения Достоевского, шла речь о некоем бесчинствующем в провинции Свидригайлове - личности «отталкивающей» и «омерзительной».

В образе Свидригайлова, в какой-то мере, запечатлён психологический облик одного из обитателей Омского острога - убийцы из дворян Аристова (в «Записках из Мёртвого дома» он выведен как А-в).

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова. Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно. Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.

Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

— Таким написан портрет Свидригайлова. Автор очень детально его нарисовал, подчеркивая важность данного персонажа для судеб остальных героев романа. Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного. И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый. Известное выражение «глаза – зеркало души» автор подчеркнул буквально в двух словах, которые раскрывают самую суть персонажа. Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале. Здесь – первый намек на истинную суть Свидригайлова, которую автор раскрывает через мнение Раскольникова, заметившего, что лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Особенности личности персонажа

Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести. Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей. Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию. Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи. И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Конец Аркадия Ивановича

Достоевский кроме владения писательским мастерством был наделен талантом психолога. Вот и здесь, описывая жизненный путь Свидригайлова – закоренелого злодея, останавливает его любовью, как это ни парадоксально. Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить. Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему. И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний.

Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая:

Свидригайлов внезапно понимает, что абсолютно одинок в своем падении, что недостоин ничьей любви. Прозрение наступает для него слишком поздно. Да, он пытается искупить, как-то загладить все зло, которое он соделал до сих пор. Аркадий Иванович дает деньги Дуне и Соне, жертвует крупную сумму семье Мармеладовых… Но глубокого, искреннего раскаяния достигнуть он не может.

А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.

И в этом он оказался слабее Раскольникова, который не испугался, а сознался и раскаялся, не побоявшись жить дальше.

Это интересно:

  • Прокуратура Республики Беларусь Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов: возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура (статья 125 Конституции Республики Беларусь): проводит […]
  • Закон спроса и предложения с приведенными примерами эластичности или исключений Закон спроса и предложения на первый взгляд кажется простым. Все определяет цена товара на рынке, которая задает экономические условия спросу и предложению. Согласно закону спроса и предложения чем выше […]
  • Справка о заработной плате с места работы Справка о заработной плате с места работы может вам потребоваться для различных целей - в Пенсионный фонд для расчёта и начисления пенсии, для центра занятости, для получения различных пособий и субсидий. И тут иногда возникают препятствия. Вы […]
  • Каким категориям граждан в РФ положены льготы на капремонт, как начисляются льготы на оплату по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов Для регулярного проведения капитального ремонта проживающие в многоквартирных домах обязаны производить фиксированные отчисления. Взносы […]
  • Претензия поставщику товара Когда и зачем готовится претензия поставщику товара, какие требования может включать? В чем отличие от претензии потребителя? На эти и другие вопросы Вы найдете информацию в этой статье. В договоре поставки две стороны – поставщик (он же продавец) и […]
  • Когда и где можно поставить штамп о разводе в паспорте? Семья - это зеркало, в котором отражается положение дел в экономическом развитии государства. Любая негативная ситуация в экономке страны тут же отражается на семье. Финансовая нестабильность в обществе приводит к разводам. […]
  • Заполненный бланк договора купли продажи автомобиля образец В данной статье мы рассмотрим договор купли-продажи автомобиля в 2017 и 2018 году. Договор купли-продажи необходимо оформить в обязательном порядке при передаче права собственности на транспортное средство, т.е. при продаже […]
  • Какой штраф за оскорбление личности в России в 2018 году В нормативных актах РФ оскорбление личности определяется как унижение достоинства и чести человека, выраженное в неприличной форме. Между тем во всех этим моментах разобраться достаточно сложно. Например, не всегда получается точно […]

СВИДРИГАЙЛОВ

СВИДРИГАЙЛОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), состоятельный дворянин «не без связей». Впервые Аркадий Иванович С. упоминается в письме матери Раскольнико-ва к сыну с рассказом о злоключениях его сестры Дуни, служившей в доме С. и его жены, богатой помещицы Марфы Петровны. Сластолюбивый С. преследовал красавицу горничную, а получив отказ, оклеветал. Однако, раскаявшись, вскоре восстановил ее репутацию, после чего Дуне сделал предложение расчетливый делец Лужин, искавший бедную и зависимую невесту. По желанию жениха Дуня с матерью приезжают на жительство в Петербург, куда вскоре, после внезапной и загадочной смерти жены, которую он избил и, по-видимому, отравил, прибывает и С. «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. «...» Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский».

С. приходит знакомиться к Раскольникову, тщетно прося его об устройстве личного свидания с Дуней. Откровенно рассказав о своем темном прошлом: шулерстве, долговой тюрьме, женитьбе из-за денег на Марфе Петровне, об утопившейся в проруби после изнасилования девочке, - он признается, что жить «очень скучно» и что даже «вечность» для него «вроде деревенской бани, закоптелой, а по всем углам пауки».

Случайно оказавшись соседом Сони Марме-ладовой, С., еще раньше ощутивший «какую-то точку общую» между собой и Раскольнико-вым, узнает о преступлении последнего и перипетиях вокруг него. Обещая в письме к Дуне раскрыть тайну брата, он заманивает ее для разговора к себе на квартиру.

С. пребывает в состоянии раздвоенности: он как будто готовится к новым преступлениям (надругательству над Дуней и своей 16-летней невестой, которую хочет, натешившись, отдать жестокой сводне), но к Дуне испытывает нечто большее, чем страсть, и ее взаимность - единственная надежда для С. вернуться к источнику бытия, любви, жизни - Богу. Убедившись в ее бесповоротной нелюбви к себе, он отпускает Дуню. Сам же через несколько часов отправляется в «вояж», то есть застреливается, перед этим отдав 3 тысячи Соне и 15 тысяч - невесте.

Черты личности, биографии и многие мысли С. можно наблюдать у таких персонажей Достоевского, как Быков («Бедные люди»), Петр Александрович («Неточка Незванова») Банковский «Униженные и оскорбленные»), Ставрогин, Федор Павлович Карамазов и др.

В спектакле Ю.П.Любимова (1979) по роману Ф.М. Достоевского роль С. играл В.С.Высоцкий.

О.А.Богданова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "СВИДРИГАЙЛОВ" в других словарях:

    Сцена из спектакля «Преступление и наказание» Саратовского драмтеатра. Порфирий Петрович и Родион Раскольников Родион Романович Раскольников главный действующий персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Содержание 1… … Википедия

    Сцена из спектакля «Преступление и наказание» Саратовского драмтеатра. Порфирий Петрович и Родион Раскольников Родион Романович Раскольников главный действующий персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Содержание 1… … Википедия

    Преступление и наказание Преступление и наказание Жанр: Роман

    Герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865 1866). Образ Р. в общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких,… … Литературные герои

    Обложка из … Википедия

    Виктор Мамонов … Википедия

    Преступление и наказание Жанр … Википедия

    Достоевский, Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца человека нервного,… … Биографический словарь

    Род. 1912, ум. 1975. Актер театра и кино. Выпускник студии при БДТ (Ленинград, 1935), играл на сцене БДТ. В кино дебютировал в 1932 г. Снялся в фильмах: "Пролог" (поп Гапон, 1956), "Время, вперед!" (Налбандов, 1966),… … Большая биографическая энциклопедия

Произведение:

Преступление и наказание

«Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников замечает, что лицо его похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

Дворянин, служивший в кавалерии, Свидригайлов «шлялся» потом в Петербурге, был шулером. Он - вдовец. В свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.

Свидригайлов сыграл и роковую роль в жизни сестры Раскольникова, Дуни. Из-за его домогательств она потеряла место работы. Позже, рассказав девушке о том, что ее брат - убийца, герой шантажирует Дуню. Боясь насилия, девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается. Но Аркадий Иванович испытывал искренние чувства к Дуне. В его вопросе: «Так не любишь? И не можешь? Никогда?» - звучит искренняя горечь, почти отчаяние. Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова. Герой утверждает, что они – «одного поля ягоды». Но Аркадий Иванович уже сделал свой выбор: он на стороне зла и не испытывает никаких сомнений. Он считает себя свободным от нравственного закона. Но это осознание не приносит герою радости. Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не помогает. По ночам герою являются привидения загубленных им душ. Неразличимость добра и зла обессмысливает жизнь Свидригайлова. Глубоко в душе он осуждает себя, чувствует себя виноватым. Недаром вечность, которой он достоин, представляется герою в образе закоптелой баньки с пауками. Можно сказать, что нравственный закон, вопреки воле Свидригайлова, довлеет и над этим героем. Аркадий Иванович совершает и хорошие поступки: он помогает устроить детей Мармеладова, заботится о маленькой девочке в гостинице. Но душа его мертва. В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера.

Свидригайлов - идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он совершил в жизни немало злодейств, на его совести человеческая кровь. Он совершал злодеяния для того, чтобы быть свободным в выборе, как ему жить. С. был карточным шулером, убил слугу, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Затем, что еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое браться”, - говорит Свидригайлов. Да, в том-то и состоит различие между Раскольниковым и Свидригайловым, что преступление Раскольников совершил, но “черту” не переступил, “на этой стороне остался”, а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается. Но принцип вседозволенности привел его к повседневной скуке. Он понимает, что всю жизнь прожил неправильно, что изначально неправильно выбрал свой путь, и вот теперь он раб своих желаний, с которыми не может бороться. Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников - “одного поля ягоды”. По дороге в полицию, куда он шел с намерением сделать признание в убийстве старухи-процентщицы, Раскольников узнает о самоубийстве Свидригайлова. Тем самым автор показывает окончательный крах бесчеловечной теории главного героя, лишает ее права на существование. Настоящая свобода возможна лишь, если у человека в душе царит добро. Люди, вставшие на греховный путь, рано или поздно теряют свободу. Преступления порабощают человеческие души. Они уже не могут творить добро, даже если захотят. Нам это доказывает пример Свидригайлова. Он слишком долго прожил в грехе, а когда осознал это, то уже было слишком поздно. Он уже не мог свободно изменить свой путь.

Итак, при помощи образа Свидригайлова Ф. М. Достоевский показал, к чему может привести бесчеловечная теория. Писатель утверждает, что счастье невозможно построить на несчастье других, тем более на преступлении; что человек - это личность, а не “тварь дрожащая”.

Литературоведы и исследователи романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» ведут разговор о том, что у главного героя романа Родиона Раскольникова есть «двойники», т.е. в чем-то похожие на него герои. Они указывают в этом качестве на Лужина и Свидригайлова. Доказательство тому - создание теории, по которой живут эти герои. Мы остановимся подробно на фигуре второстепенного персонажа Свидригайлова Аркадия Ивановича.

Воочию мы встречаемся с ним в четвертой части романа, но кое-что уже знаем о нем из письма Пульхерии Александровны Раскольниковой сыну Родиону: «…этот сумасброд давно уже возымел к Дуне страсть, но все скрывал это под видом грубости и презрения к ней». История с Дуней, которую узнает Раскольников от матери, не красит господина Свидригайлова. Он привык добиваться своих целей любой ценой. Взяв в дом работать Дуню, сестру Раскольникова, он ее осрамил на весь город. И жена его Марфа Петровна сыграла свою определенную роль во всем его замысле. Зная, что Дуня связана по рукам и ногам долгом, который составлял 100 рублей, Свидригайлов воспользовался ее доверием, честностью и беспомощностью.

Автор предоставляет нам возможность услышать историю жизни Свидригайлова из уст самого героя, когда тот приходит в гости в Раскольникову. Он рассказывает, как был шулером, хорошо проводил время в компаниях таких же людей, проигрался, попал в долговую тюрьму, и его выкупила за «тридцать тысяч сребреников» Марфа Петровна и увезла в деревню, там он прожил почти восемь лет, никуда не выезжая. Признается Свидригайлов и в том, что не совсем здоров: «…когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир». Аркадий Иванович говорил Раскольникову, что они «одного поля ягоды». Свидригайлов просил встречи с Дуней, чтобы предупредить ее насчет Лужина и, естественно, предложить ей себя в качестве замены.

Характеристика этого героя представлена в романе еще и Лужиным. В разговоре с Раскольниковым и его семьей он говорит о том, что Свидригайлов «самый развращенный и погибший в пороках человек». Он намекает на причастность Аркадия Ивановича к некоторым преступлениям (лакей Филипп, девочка - племянница Ресслих, Марфа Петровна…).

Но есть о Свидригайлове и хорошие строки в романе. Он взял на себя материальные затраты на похороны Катерины Ивановны Мармеладовой, устроил ее детей в приют и оставил деньги на их содержание, помог Соне - «разблаготворился» по выражению Раскольникова. Он даже предлагает Раскольникову бежать в Америку, когда узнает о его преступлении. Он рассказывает Дуне об этом и говорит: «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Выходит, теория Свидригайлова мало чем отличается от теории Раскольникова. Только зло у Свидригайлова не разделяется с добром, у него нет понимания всей пагубности своих действий и поступков.

Свидригайлов сделал еще одну попытку поговорить с Дуней, но девушка ему отказала. Аркадий Иванович мучается тяжелыми воспоминаниями, бредовыми снами и видениями. В конце концов, он застрелился из револьвера, с которым к нему приходила Дуня. Смысл жизни для него перестал существовать давно.

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» сложный. Раскаялся ли Аркадий Иванович во всем содеянном в своей жизни перед самоубийством? Совершил его в бреду или в полном сознании? Признал ли злом то, что вершил? Не выдержав справедливости жизни, о которой сам говорил Раскольникову, он завершил жизненный путь, выбрав не искупление, а «побег».

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старый дворянин, мечтает жениться на сестре главного героя романа – . Узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, однако обещает молчать об этом. Изворотливый тип, развратный и циничный.

История создания

Образ Свидригайлова сложился под влиянием разнородных впечатлений. Психологическим прототипом персонажа, вероятно, стал некий убийца Аристов, по происхождению дворянин, который сидел в Омском остроге. Этого человека уже выводил в другом произведении - «Записки из мертвого дома». Фамилия «Свидригайлов» созвучна с именем литовского князя Свидригайло, а также с немецким словом geil, что переводится как «сладострастный», «похотливый».

Кроме того, Достоевский, работая над романом, привлекал к делу многочисленные материалы и заметки из журналов и газет, которые читал. Среди прочего, писатель читал журнал «Искра». В одном из номеров за 1861 год там содержится фельетон, где говорится о некоем Свидригайлове, «отталкивающем» и «омерзительном» человеке, который бесчинствует в провинции.

«Преступление и наказание»


Аркадий Свидригайлов - высокий, полный, сутуловатый господин лет пятидесяти. Щегольски одевается и производит впечатление осанистого барина. Носит свежие перчатки, изящную трость и громадный перстень с дорогим камнем. У Свидригайлова приятное скуластое лицо, здоровый цвет лица, не характерный для петербуржца, густые белокурые волосы, в которых едва пробивается седина, густая борода «лопатой» и голубые «вдумчивые» глаза.

Персонаж «отлично сохранился» и выглядит моложе собственных лет. При этом моложавое лицо Свидригайлова похоже на маску и по непонятным причинам производит «ужасно неприятное» впечатление, а взгляд кажется тяжелым и неподвижным.


По происхождению Свидригайлов дворянин, отставной офицер - два года служил в кавалерии. Герой был женат, однако жена Свидригайлова умерла. После жены остались дети, которые живут у тетки, и, как считает сам Свидригайлов, в отце не нуждаются. Дети героя хорошо обеспечены. Сам Свидригайлов тоже был богат прежде, однако после смерти жены состояние героя пошатнулось. Свидригайлов привык жить роскошно и до сих пор числится состоятельным человеком и хорошо одевается, однако того, что осталось после жены, герою едва ли хватит на год.

У Свидригайлова сумасбродный и непредсказуемый характер. Другие персонажи называют Свидригайлова сладострастным развратником, подлецом и грубым злодеем. Сам герой разделяет мнение других о себе как о праздном и погибшем в пороках человеке, лишенном чести.


Герой также называет себя скучным и мрачным человеком, признается, что иной раз по три дня сидит в углу и ни с кем не разговаривает, любит злачные места и погряз в грехах. У Свидригайлова нет никакой специальности или дела, которому герой мог бы посвятить себя, по этому поводу герой называет себя «пустым человеком».

Раскольников также называет Свидригайлова «ничтожнейшим злодеем». Свидригайлов влюблен в сестру Раскольникова Дуню и хочет на той жениться. Однако сам против этого брака и считает, что Дуню следует от Свидригайлова оберегать. Свидригайлова не интересует мнение окружающих, однако, когда нужно, герой умеет произвести впечатление порядочного и обворожительного человека из хорошего общества. Герой хитер и умеет обольщать дам, склонен хвастаться и распускать хвост.

У Свидригайлова много знакомых в высшем обществе, потому у него остались полезные связи. Сам герой прежде промышлял мошенничеством и был шулером – карточным игроком, который обманывает партнеров. Герой состоял в компании таких же карточных мошенников, которые действовали в высшем обществе и на первый взгляд выглядели как наиприличнейшие люди с изысканными манерами, дельцы и творческая элита.


За восемь лет до происходящих в романе событий Свидригайлов попал в долговую тюрьму, откуда не имел средств выбраться. У героя был громадный долг, который тот не мог выплатить. Спасла Свидригайлова влюбленная в него Марфа Петровна, которая выкупила героя из тюрьмы за «тридцать тысяч сребреников». Герой женился на Марфе Петровне, после чего сразу же уехал в имение жены, в деревню. Супруга была старше Свидригайлова на пять лет и сильно любила мужа.

Следующие семь лет, до приезда в Петербург, герой не выезжал из имения и пользовался состоянием супруги. Марфа Петровна казалась герою слишком старой и не вызывала у того любовного интереса, поэтому Свидригайлов прямо заявил супруге, что не собирается хранить той верность. Жена восприняла это заявление со слезами, однако в результате супруги пришли к соглашению.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Свидригайлов обещал, что не оставит супругу и не станет с той разводиться, никуда не станет отлучаться без разрешения жены и не станет заводить постоянную любовницу. В обмен на это Марфа Петровна «разрешит» Свидригайлову совращать молодых крестьянок в имении.

Свидригайлов изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девочку, которая позже повесилась на чердаке. О вине героя стало известно из некоего доноса. На героя завели уголовное дело, и Свидригайлову грозила ссылка в Сибирь, однако Марфа Петровна снова помогла мужу выкрутиться и постаралась замять это дело. Благодаря деньгам и связям супруги Свидригайлов ушел от правосудия. Известно также, что герой довел до самоубийства одного из своих слуг бесконечными истязаниями и издевательствами.


Петербург в романе "Преступление и наказание"

Дуня, сестра главного героя романа Родиона Раскольникова, работала гувернанткой в доме Марфы Петровны, когда та еще была жива. Свидригайлов влюбился в Дуню и задумал соблазнить девушку деньгами и бежать вместе с той в Петербург. Свидригайлов говорит Дуне, что по ее велению готов зарезать или отравить жену. Вскоре супруга Свидригайлова в самом деле умирает при странных обстоятельствах, но Дуня герою отказывает.

Девушка считает, что Свидригайлов ужасно избил и отравил жену, однако правда ли это - неизвестно. Заподозрив героя в убийстве, Дуня берет револьвер, принадлежавший прежде Марфе Петровне, чтобы иметь возможность при случае защитить себя.

Еще один противоправный поступок Свидригайлова - шантаж. Герой подслушивает разговор, который происходит между Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Из этого разговора Свидригайлов узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, и решает использовать эти сведения, чтобы шантажировать Дуню и вынудить ту выйти за него замуж. Однако Дуне удается отделаться от Свидригайлова. Позже герой предлагает Раскольникову деньги, чтобы тот мог бежать из Петербурга за границу и скрыться от правосудия.


Умершая супруга начинает являться Свидригайлову в галлюцинациях. Герой сходит с ума и начинает совершать странные поступки, например, дарит проститутке три тысячи рублей (большие деньги по тем временам), чтобы героиня могла начать новую жизнь. Вскоре после этого Свидригайлов совершает самоубийство - стреляется прямо на улице. На этом биография героя завершается.

Свидригайлов в романе предстает двойником Раскольникова. Персонажей роднит философия, которой те придерживаются. У Свидригайлова есть теория, созвучная теории Раскольникова. Оба героя полагают, что зло, совершенное во имя «благой цели», не считается таким уж существенным злом, что цель оправдывает средства. Свидригайлов формулирует собственную жизненную позицию вседозволенности так:

«Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша».

Первая встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит следующим образом. Герой является в каморку Раскольникова, когда тот спит. Раскольников в этот момент видит страшный сон о собственном преступлении и в полусне воспринимает появившегося в комнате Свидригайлова как продолжение кошмара. Между героями происходит разговор, во время которого Свидригайлов признается, что временами видит «призраки» умершей жены и слуги Фильки, который наложил на себя руки по вине Свидригайлова.

Речь также идет о Дуне, к которой Свидригайлов питает нежные чувства. Девушка отказала самому Свидригайлову, однако собирается замуж за адвоката , которого не любит, но готова «продаться», чтобы поправить финансовые дела семьи. Свидригайлов хочет передать Дуне десять тысяч рублей, чтобы та могла отказаться от вынужденного брака и свободно строить собственную жизнь.

Экранизации


В 1969 году на киностудии имени выходит двухсерийный фильм «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Роль Свидригайлова в этом фильме сыграл актер .

В 2007 году на телеэкраны вышел сериал «Преступление и наказание», снятый Дмитрием Светозаровым. Сериал снимали в Санкт-Петербурге, роль Свидригайлова досталась актеру .


В 1979 году роль Свидригайлова в спектакле, поставленном Театром на Таганке, сыграл . Это была последняя театральная роль актера.

Цитаты

Жизненные принципы Свидригайлова хорошо описывает цитата:

«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть».
«Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали?»
«Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие... Согласитесь сами, разве не занятие в своем роде?»
«То, что в своем доме преследовал беззащитную девицу и «оскорблял ее своими гнусными предложениями», - так ли-с? ... Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва? Ведь предлагая моему предмету бежать со мною в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал, да еще думал обоюдное счастие устроить!»
Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...