Образовательная система в китае. Развитие образования в китае. Преимущества китайского образования


Грандиозные темпы развития экономики КНР за последние десятилетия порождают много дискуссий среди современного общества, появляется все больше гипотез и предположений об истоках мощного прогресса Китая. Безусловно, это не могло произойти без причины и серьёзной работы государства и представителей экономической отрасли.

В основе национальной идеи Поднебесной лежит принцип тяжелого труда, который непременно приведёт к успеху. С самого детства китайцы упорно трудятся и даже после достижения цели не перестают работать над собой. Китайцы никогда не останавливаются на полпути, ведь главное для них – достижение поставленной цели. Например, во время Олимпиады китайцы всегда стремятся получить именно золото, ведь другие медали не являются эквивалентом победы.

Но, конечно же, важную роль в формировании экономики страны сыграло государство.
Во-первых, были правильно определены приоритеты: большая часть государственного бюджета сегодня вкладывается в образование. Университеты, приносящие стране ценные кадры, почти полностью находятся на дотации государства. Отсюда и гонка за повышение качества получаемого обучения. Также государство поощряет талантливых студентов – будущих бесценных кадров для страны и предоставляет гранты. Они также работают и для иностранных студентов.
Во-вторых, начальное и среднее образование было объявлено обязательным для всех. Только жёсткими мерами на законодательном уровне можно было справиться с засильем неграмотности.

Как известно, в начале 90-х в Китае лишь 4% населения имело высшее образование, только 12% получили аттестат старшей школы и 11% не имело образования вовсе. Выдающихся исследователей можно было посчитать на пальцах, а о престижных вузах, победах в различных олимпиадах и состязаниях не стоило и говорить. Сегодня ситуация кардинально изменилась.

Преимущества Китайского образования

Что же стало тем толчком, который превратил в Китай в самую быстроразвивающуюся страну? Сегодня Поднебесная обгоняет США по количеству запусков в космос, самостоятельно выпускает оригинальную и качественную продукцию, а также является мировым центром передовых исследований и новаторских проектов. В 1998 г. был подписан «Закон о высшем образовании КНР», который превратил вузы страны в университеты с мировым уровнем, с лучшими профессорами и уникальными лабораториями, благодаря которым Китай теперь по праву можно назвать инновационным чудом.

В настоящее время каждый гражданин КНР понимает, что отсутствие диплома о высшем образовании значит невозможность нормальной, счастливой жизни и самореализации. Это понимание и определило современную ситуацию в стране. В настоящее время получение диплома и востребованной специализации – это цель каждого жителя страны. И добиваться её начинают с раннего детства. Принимая во внимание невероятное усердие и старание, школьники, а потом и студенты безумно много учатся и воспринимают огромные пласты информации каждый день.

Особенности образования в Китае

Концепция заключается в том, чтобы каждый учащийся стал значимым человеком в обществе и добился в жизни всех благ. Поэтому с детства каждый гражданин КНР знает, что такое усиленное изучение материала, способен стойко вынести по девять уроков каждый день и проводит свободное время за изучением книг в библиотеке. И все это сопровождается железной дисциплиной: за 12 пропусков ученика ждёт отчисление, за употребление алкоголя в стенах учебного заведения - отчисление с выговором и значительные сложности при поступлении в другие школы.

Из-за высоких нагрузок и железной дисциплины в школах существуют и тихие часы. После обеда у учеников есть 60-80 минут на отдых и восстановление. При этом до ухода на отдых дети изучают точные науки, а после тихого часа занимаются творчеством.

Система образования в Китае

Современная китайская система образования знакома любому европейцу и мало отличается от того, к чему мы привыкли.

  • С трёх до шести лет дети получают дошкольное образование в детских садах. В этом возрасте начинается приучение к строгой дисциплине.
  • Следующие шесть лет ребёнок проводит в начальной школе. Там он получает базовые знания о мире и обществе и впервые пробует себя в качестве работника.
  • Ещё три года занимает обучение в средней школе. На этой ступени дети углубляются в точные науки, изучают политику, информатику и иностранные языки. После окончания средней школы ученики считаются достаточно подкованными, чтобы не идти в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование и пойти работать.
  • Последние три года школы – это старшие классы. Там детей готовят к университету.

Дошкольное образование

В Китае, как и в России, дошкольники посещают детские сады. Они делятся на два основных типа: частные и государственные. При этом они отличаются как способом финансирования, так и методикой преподавания.

В частных детских садах при обучении делают упор на индивидуальный подход к ребёнку, развивают его творческие способности и знакомят с наукой и искусством. В государственных же дошкольных учреждениях детей приучают к труду, учат справляться с бытовыми потребностями и готовят к начальной школе.

Знаменитую китайскую дисциплину детям прививают с детского сада. Каждое утро начинается с поднятия национального флага, все игры строго контролируются воспитателями, а свободного времени для безделья просто нет. Может в этом и кроется секрет исключительного трудолюбия и работоспособности китайцев.

Школьное образование в Китае

О трёхступенчатой структуре школьного обучения мы упомянули раньше. В целом она напоминает российскую, за исключением того, что бесплатными являются только первые девять лет обучения. За старшую школу нужно будет заплатить.
Начальная и средняя школа – это обязательный этап обучения. Программа включает в себя базовое изучение китайского языка, математики, природоведения, истории, географии и музыки. Оцениваются знания по 100-балльной шкале, работает тестовая система.

В китайских школах для всех учеников действует единая форма, входные ворота открываются дважды в день, а учебный процесс не прекращается даже во время каникул. После отдыха школьники обязаны сдать учителям готовое домашнее задание. Частой практикой является отправка детей за границу. Но не для отдыха, а более углублённого изучения иностранного языка. Кажется, что каждую свободную минуту в Китае тратят на учёбу.

В старшую школу обычно идут те, кто хочет поступить в вуз. Ещё один важный момент – перед началом этого этапа ученики сдают профильный тест и выбирают направление - профессионально-техническое или академическое.
В старшей школе академического направления учеников готовят к поступлению в вуз. Школьников ждёт обучение серьёзным и узкопрофильным дисциплинам, которые понадобятся им в университете.
Профессионально-техническая старшая школа направлена на подготовку будущих рабочих.

Высшее образование в Китае

На территории Китая расположены более двух тысяч высших учебных заведений. Стоит отметить, что дипломы вузов КНР не только котируются работодателями, но и высоко ценятся на мировой арене. И это всё благодаря фундаментальному подходу к высшему образованию в Поднебесной.

Чтобы поступить в университет, школьники сдают общегосударственный единый экзамен, который определяет их шансы на поступление в вуз. В росте числа молодых людей с высшим образованием заинтересовано не только государство, но также и муниципалитеты и частные компании Китая. Отсюда и разнообразие грантов и стипендий на обучение в вузах. Также распространены кредиты на обучение.
Учёба в КНР становится доступнее, но конкурс на бюджетные места по-прежнему очень велик, поэтому даже поступление на платное отделение – праздник для всей семьи. Диплом выпускника китайского вуза – гарант успешной карьеры в будущем.

Структура высшего образования в Китае – такая же, как в России или Европе и состоит из трёх ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура.
Обучение на бакалавриате занимает четыре года и является основной ступенью получения высшего образования. Диплом бакалавра позволяет получить работу в ведущих компаниях Китая и всего мира.

Магистратура – это ещё два или три года обучения и получение первой академической степени. Студентов, поступивших на вторую ступень обучения, ждёт серьёзная научная работа, публикация академических материалов по выбранной теме и, наконец, написание и защита магистерской диссертации.

Получение степени кандидата наук занимает ещё три-четыре года обучении в аспирантуре. Обычно это обучение платное, но аспиранты, занимающиеся изучением важных или современных тем, могут рассчитывать на помощь государства, которое поощряет рост учёных, приносящих пользу стране.

Обучение в Китае для иностранцев

Для иностранцев же обучение в Китае выглядит совсем по-другому. Более 400 000 студентов из разных стран (России, США, Южной Кореи, Японии, Казахстана и др.) уже сегодня учатся в Китае. При этом иностранные студенты получают льготы и более мягкие условия проживания.

Почему? Ежегодно учебные заведения КНР предоставляют сотни программ и грантов для иностранных студентов. Чем больше студентов из других стран – тем выше рейтинг университета. Сотрудничество вузов с другими странами важно для развития международного бизнеса, улучшений отношений с другими государствами и популяризации китайской культуры.

На этом отличия не заканчиваются. В отличие от китайских, иностранные студенты живут в более комфортных условиях. В кампусе любого крупного университета есть отдельные общежития для учащихся из других стран. Обычно они новее, оборудованы всей необходимой техникой, а комнаты в них рассчитаны на меньшее количество человек.

Но при этом не стоит забывать, что во время обучения у иностранных студентов никаких привилегий нет. Железная дисциплина и высокие требования одинаковы для всех. Китайские преподаватели не дают поблажки ленивым студентам, да и сами студенты относятся к таким сокурсникам с недопониманием. Помимо этого, за плохую успеваемость или прогулы без уважительной причины могут отчислить.
Каждый год вузы Китая завоёвывают лидирующие позиции в мировых рейтингах учебных заведений. Этому способствует и государственная поддержка, и новаторский подход и международный опыт обмена знаний вузов Поднебесной.

Китай и Россия: сравнение современного высшего образования

Пожалуй, высшее образование в Китае сегодня частично похоже на то, что нам рассказывали о советских вузах. В приоритете – незыблемый авторитет преподавателя, обязательное посещение всех лекций и семинаров, требовательность в учёбе и, конечно, тщательное соблюдение дисциплинарных норм.

Но не следует думать, что современное обучение в Китае – это откат в прошлое. Наряду с железной дисциплиной и строгими нормами, которые были присущи российским вузам 50 лет назад, университеты КНР демонстрируют научную открытость, использование последних технологий, активное внедрений практических занятий и сотрудничество с лучшими вузами со всего света. Большинство вузов Китая оборудованы инновационными лабораториями, имеют обширные библиотеки и все условия для совершения настоящих научных открытий.

Кроме того, студенты живут в современных кампусах, на территории которых находятся кафе, тренажёрные залы, магазины, банковские отделения и всё необходимое для жизни. Зачастую у учащихся, проживающих в общежитиях, просто нет нужды выходить за пределы студенческого городка. Все это может стать ближе с China campus network.

Ведущие университеты

Более пятидесяти вузов Китая входят в число 500 лучших университетов мира. Рейтинг обновляется каждый год и включает в себя самые инновационные, современные и влиятельные вузы со всего света. Два китайских университета, расположенных в Пекине, стабильно попадают в первые несколько десятков мирового рейтинга. Это ещё раз говорит о том, как высоко ценится образование, полученное в Китае, на мировой арене.

Наиболее авторитетные высшие учебные заведения Китая сформировались в отдельную группу и получили название «Лига С9». Это объединение сопоставимо с американской «Лигой плюща» или британским альянсом «Рассел». Кроме авторитета и высокого рейтинга, все научные исследования и технические разработки в этих университетах финансируются государством. Целью создания лиги было объединение научных ресурсов и договорённость о поддержке высокого уровня национального образования. Соответственно, любой из девяти университетов группы может предложить лучшие условия для обучения в Китае.

В «Лигу С9» входят Пекинский университет, Шанхайский университет транспорта, Фуданьский университет, Харбинский политехнический университет, Наньцзинский университет, Университет Цинхуа, Научно-технический университет Китая, Чжэцзянский Университет и Сианьский транспортный университет.

Для абитуриентов, желающих получить высшее образование или научную степень в Китае, работают сотни вузов. Все они имеют разные специализации и могут предоставить разные возможности. Но при этом одинаково качественным оно будет как в больших городах и федеральных университетах, так и в маленьких бюджетных вузах, расположенных в провинциях.

Грандиозные темпы становления КНР за последние десятилетия порождают много дискуссий среди современного общества, появляется все больше гипотез и предположений об истоках небывалого экономического прогресса Китая. Безусловно, это не могло произойти спонтанно и без участия настоящих профессионалов в своем деле. Нам предстоит понять, как появляются лучшие сотрудники, которые ведут свою страну к процветанию.

С самого детства китайцы упорно трудятся и работают, чтобы достичь успеха, ведь это у них в крови. Они верят, что ничего не дается без усердного труда и постоянной работы над собой. Китайцы никогда не останавливаются на полпути, для них главное – результат, и не просто результат, а самый лучший. Например, во время Олимпиады китайцы всегда стремятся получить именно золото, не получил золото – проиграл.

Но конечно же важную роль в формировании экономики страны сыграло государство. Оно правильно определило приоритеты: большая часть государственного бюджета вкладывалось в образование в Китае. Как известно, в начале девяностых лишь четыре процента населения имело высшее образование, всего лишь 12 процентов получили аттестат старшей школы, и целых одиннадцать процентов не имело образования вовсе. Выдающихся исследователей можно было посчитать на пальцах, а о престижных вузах, победах в различных олимпиадах и состязаниях можно было только мечтать.

Преимущества Китайского образования

Что же такое произошло, что превратило в Китай в самую быстроразвивающуюся страну, которая перегнала США по количеству запусков в космос, которая стала самостоятельно выпускать оригинальную и качественную продукцию и которая превратилась в мировой центр передовых исследований и новаторских проектов? В 1998 г. был подписан “Закон о высшем образовании КНР”, который превратил вузы Китая в университеты с мировым уровнем образования, с лучшими профессорами и с уникальными лабораториями, благодаря которым Китай теперь по праву можно назвать инновационным чудом.

В настоящее время каждый гражданин КНР понимает, что неимение диплома – невозможность нормальной и счастливой жизни, невозможность реализовать себя в будущем. Вследствие чего с раннего детства сокровенной мечтой каждого ребенка становится качественное образование. Принимая во внимание невероятное усердие и старание, школьники, а потом и студенты безумно много учатся и воспринимают огромные пласты информации каждый день.

Непросто и родителям учащегося. Бюджетное обучение оплачивается всего лишь девять лет, все остальные годы обучения полностью лежат на плечах родственников. Многие берут образовательные займы только для того, чтобы ребенок учился в достойном университете.

Особенности образования в Китае

Концепция образования в Китае заключается в том, чтобы каждый учащийся стал значимым человеком в обществе и добился в жизни всего. Поэтому каждый маленький китаец уже знает что такое усиленное изучение, девять уроков каждый день, “свободное время” в библиотеке и миллион репетиторов. И все это сопровождается железной дисциплиной: всего за 12 пропусков – отчисление, за употребление алкоголя в стенах вуза также выгоняют со строгим выговором. Учеба для китайцев так же как спорт – неизменная часть непростой жизни.

Совсем еще юные китайские школьники после 7 лет кропотливой учебы сдают экзамены, от которых зависит их дальнейшее будущее. В случае провала учащийся не сможет поступить в университет и получить хорошее трудоустройство в дальнейшем. На одно место в китайских вузах претендует больше двухсот абитуриентов. Очень большое количество учащихся не могут выдержать такого давления и не могут набрать необходимый балл. Для подобных ситуаций существует только единственный выход – обучение ребенка за рубежом. Однако по статистике больше половины ребят, которые едут учиться за границу, собираются после обучения вернуться в родные края, а сорок процентов думают некоторое время поработать в чужой стране, а уже потом вернуться в Китай.

Обучение в Китае для иностранцев

Для иностранцев же обучение в Китае выглядит совсем по-другому. Более чем четырехсот тысяч студентов из разных стран (России, США, Южной Кореи, Японии, Казахстана и др.) учатся в Китае, но совершенно на других условиях. КНР ежегодно предоставляет гранты на обучение для иностранных студентов. Почему? Потому что чем больше студентов из других стран, тем выше рейтинг университета, потому что это важно для развития бизнеса с другими государствами, а также для поддержания дружеских международных отношений и распространения китайской культуры.

На этом отличия не заканчиваются. В отличии от китайцев, иностранные студенты живут в комнатах по 2-4 человека в более комфортных условиях, тогда как китайцы в комнатах, рассчитанных на шесть человек.

Зато в обучении у иностранных студентов никаких привилегий нет. Китайские преподаватели не дают поблажки ленивым студентам, да и сами студенты относятся к таким личностям с недопониманием. Учеба – серьезный процесс, где важны знания и дисциплина. Помимо этого за плохую успеваемость могут отчислить.

Бесспорно, Китай стремится с каждым днем улучшать качество образования населения и растить интеллектуальную элиту страны. Всей планете остается лишь завороженно следить за прогрессом и учиться самому лучшему в этом неподражаемом и передовом государстве.

Китай и Россия: сравнение современного высшего образования

Современное высшее образование России и Китая невозможно сравнивать между собой, настолько разный подход к учебному процессу в странах на сегодня. Пожалуй, китайская версия больше похожа на тот вариант, что был в нашей стане в советское время. Это строгость в отношении обязательного посещения занятий, требовательность в отношении четкого выполнения заданий по установленным срокам, тщательное соблюдение дисциплинарных норм.

Но не следует думать, что современное образование в Китае – это исключительно скачок назад. Наряду со всем вышеперечисленным имеются все признаки инноваций и технологий, применяемых в передовых странах света. Это современные лаборатории, высокотехнологичные обучающие программы и новейшее оборудование.

Кроме того, обучающимся предоставлена возможность проживания в кампусах при ВУЗах, оборудованных тренажерными залами, кафе и всем необходимым. Фактически у проживающих студентов нет необходимости выходить за их границы. Все это может стать ближе с China campus network.

Ведущие университеты

Более пятидесяти университетов Китая являются участниками мирового ТОП-500, который ежегодно подводит свои итоги, выбирая самые лучшие по всем показателям учебные заведения. Причем два пекинских находятся в первых пяти десятках перечня. Это показатель того, как ценится высшее образование в Китае на уровне мировых сообществ.

Желая обрести диплом впервые или уже второе высшее образование в Китае, можно выбрать любой из сотен ВУЗов, отдавая предпочтение определенным направлениям и месторасположению. Одинаково качественным оно будет в престижных столичных заведениях, расположенных в мегаполисах, или в бюджетных городах.

Система образования в Китае предполагает обязательное обучение в школе каждого гражданина страны до окончания 9 класса. Учитывая интенсивное технологическое и экономическое развитие этого государства, многие родители нередко задумываются о возможности отправить свое чадо на обучение в эту перспективную страну.

Для того чтобы подобное предприятие закончилось успешно, крайне важно знать ключевые особенности школьного образования в Китае. Тем более что его образовательная система довольно сильно отличается от аналога, принятого в РФ.

Обучение в Поднебесной принято начинать с 6 лет - именно тогда родителям предстоит решить, в какое именно учебное заведение пойдет их чадо. Ведь образовательная система Китая предполагает, что ребенок может проходить обучение в нескольких видах учебных заведений.

Смотрите в видео: как устроено образование в Китае.

К ним относят:

  • обычные государственные школы;
  • частные школы;
  • международные школы.

Правительство Поднебесной строго регламентирует порядок приема иностранцев в местные школы, в результате чего, подобная возможность доступна только в отношении лучших учебных заведений.

Государственные

Государственные школы очень сильно разнятся по уровню подготовки и оснащению, что требует тщательного подхода к выбору учебного заведения. По качеству обучения, они значительно уступают частным аналогам, однако расценки на их услуги значительно ниже. При этом даже для поступления в первый класс, ребенку потребуется сдать экзамены на определенное количество баллов.

Так проходят экзамены в китайских школах

Частные

Частные школы нередко преподают по альтернативным методикам, более свойственным европейским и американским учебным заведениям. Если в традиционных школах учебный процесс строится на механическом запоминании и дальнейшем воспроизведении информации, то частные школы отличаются нестандартным подходом.

Международные

Международные школы в Китае относятся к категории наиболее предпочтительных для иностранцев учебных заведений, так как они позволяют постепенно осваивать культурные и языковые особенности страны вместе с носителями других языков. А также стоит отметить, что преподаванием в подобных учреждениях, нередко занимаются лучшие специалисты Поднебесной, что делает их одним из самых популярных вариантов.

В международной школе Клиффорд в Гуанчжоу программа образования построена в соответствии со стандартами канадской средней школы

Особенности обучения

Образовательная система Китая предполагает наличие определенной программы, по которой осуществляется обучение. Она включает 12 классов, 9 из которых являются обязательными. Вплоть до окончания 9 класса ребенок учится бесплатно, после чего его родителям потребуется вносить определенную плату при намерении продолжить образование своего чада.

Структура обучения следующая:

  • начальная школа с 1 по 6 класс;
  • неполная средняя школа с 7 по 9 класс;
  • полная средняя школа (не является обязательной).

Продолжительность последнего этапа может сильно варьироваться, в зависимости от конкретного учебного заведения. Начальные вступительные экзамены ожидают ребенка в первом классе. Последующие же испытания ожидают его при поступлении в неполную среднюю школу через 6 лет.

Система образования в Китае

Для достижения цели потребуется набрать определенное число баллов. Если результаты экзамена будут высокими, ученик вправе претендовать на место в школе при вузе, что существенно повышает его шансы на поступление в профильное высшее учебное заведение в будущем. По окончании 12 классов ученики сдают специальное выпускное испытание, результаты которого учитываются при принятии решения о зачислении абитуриентов в вузы.

Важные нюансы

Для китайских школ характерна крайне высокая нагрузка на учащихся, в сравнении с аналогами Европе и РФ. Основная причина подобной ситуации заключатся в сложности языка, с которой предстоит столкнуться ученикам. Им приходится заучивать несколько тысяч уникальных иероглифов, причем это касается не только произношения, но и написания.

Урок каллиграфии в китайской школе

Число учеников в каждом классе напрямую зависит от престижности учебного заведения. В государственных учреждениях нередко встречаются классы с 70–80 учениками, в то время, как в частных аналогах их число редко превышает 30.

Для того чтобы избежать чрезмерной нагрузки на детей, правительство приняло меры по ограничению продолжительности учебного дня. Он составил 8 часов, причем физической культуре уделяется не менее 70 часов в неделю.

Традиционный распорядок дня в китайской школе:

  • с 8 до 11 - занятия по основным предметам;
  • с 11 до 14 - обеденный перерыв, отдых;
  • с 14 до 16 - второстепенные предметы.

Нередко ученики посещают факультативные занятия и пользуются услугами репетиторов. Из-за обильных домашних заданий, школьники чаще всего ложатся спать ближе к 12 часам ночи. При этом в 7:30 утра им необходимо уже быть в школе.

Пример расписания учеников шестого класса в одной из китайских школ

Учебный год состоит из двух семестров, по окончании которых, школьники получают особые итоговые оценки, отражающие их успеваемость по дисциплинам. Для этой цели используется 100-балльная шкала, позволяющая оценить уровень знаний ученика с высокой точностью.

Обучение в китайской школе имеет и ряд других интересных особенностей:

  • прогул 12 и более занятий без подтверждения уважительной причины приводит к отчислению ученика;
  • учебные заведения, позволяющие получить среднее образование, тщательно контролируются государством, получают финансирование на ремонт помещений и техническое оснащение;
  • нередко школы представляют собой своеобразные образовательные комплексы, отличающиеся наличием нескольких корпусов внушительной площадью.

Каждый их этапов обучения предполагает определенную специфику и ряд прочих нюансов, с которыми целесообразно ознакомиться подробнее.

Обратите внимание на видео: образование в школах Китая.

Начальная школа

По достижении 6-летнего возраста, дети идут в 1 класс, а датой начала занятий в Китае принято считать 1 сентября. Основными дисциплинами, которые преподают в школе на начальном этапе, принято считать естествознание, математику, китайский язык, природоведение, историю и географию. Кроме того, образовательная программа предполагает и ряд специальных предметов. К ним можно отнести информацию о самом государстве, населяющих его народах, а также ряд политических сведений.

Урок в младшей школе в Китае

В китайских школах ученики повсеместно поддерживают чистоту и порядок в учебных помещениях. Начиная с 3 класса, школьники начинают изучение английского языка. Через год, они начинают посещать своеобразную практику, которая может проходить как в оборудованных мастерских, так и на фермах.

Неполная средняя школа

К средней школе в Китае относится период трехлетнего обучения, начиная с 7 и заканчивая 9 классом. По его окончании, обязательная образовательная часть завершается, и подростки могут выбирать, продолжать ли им дальнейшее обучение. В этот период основными предметами являются математика, физика, биология, информатика, физика, английский и китайский язык.

К нестандартным предметам данного периода, целесообразно отнести этику и мораль, которую преподают наравне с географией, физкультурой и музыкой. Кроме того, в средней школе также продолжается идеологическое обучение детей, а также посещение ими различных кружков.

Здание Пекинской школы им. Первого Октября

Обучение иностранных учащихся сопровождается дополнительными занятиями китайского языка, после которых, следуют вступительные экзамены по математике, английскому и китайскому. Стоимость проживания составляет порядка 6 тыс. юаней, а обучения - 28 500.

Школа при Народном университете также пользуется популярностью, благодаря возможности зачисления в неё на любом этапе и гуманитарной направленности школы. После её окончания, у учеников значительно возрастают шансы поступить на одну из специальностей университета.

Школа при Народном университете Китая принимает иностранных школьников с 1 по 12 классы

Для иностранных учащихся, образовательная программа школы предусматривает год обучения местному языку, за которым следуют вступительные экзамены. Стоимость получения образования здесь составляет порядка 25 тыс. юаней, а проживание обойдется в 6200.

Школа при Восточно-Китайском университете считается одной из лучших шанхайских школ. При этом здесь предусмотрена возможность обучения иностранных школьников с 12 до 18 лет. И так же, как и в прочих образовательных учреждениях, осуществляющих прием иностранцев, данная школа позволяет ученикам предварительно пройти курс языка, после чего придется сдать определенные тесты.

Ключевым преимуществом школы является превосходное техническое и материальное оснащение, включающее бассейны, спортивные объекты и лаборатории. Кроме того, здесь предусмотрено и общежитие для учащихся, что отражается на стоимости обучения. Она составляет 35 тыс. юаней, а за проживание придется заплатить 5 тысяч.

Школа при знаменитом Шанхайском университете Цзяотун принимает учащихся с 15 лет для обучения на заключительном этапе. Этому предшествует полугодичный курс обучения языкам, после окончания которого, ученики допускаются к основной программе. Помимо главных дисциплин, образовательная программа здесь предусматривает подготовку к дальнейшему обучению в вузе. Оно обойдется в 34 300 юаней, а проживание в 4 000.

(3 Голосов)

Система образования в КНР имеет ряд специфических черт.

В отличие от других развивающихся стран, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского. Неграмотными в Китае остаются лишь 1517 % взрослого населения (47 % в Индии, 61 % в Бангладеш, 59 % в Пакистане, 27 % в Иране, 17 % в Турции). Лучше у КНР и тендерный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года: всего 4 % (44 % в Индии, 63 % в Бангладеш, 61 % в Пакистане, 10 % в Иране, 8 % в Турции).

Еще в 1986 г. «Закон КНР об обязательном образовании» ввел обязательное начальное обучение в большинстве районов страны. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах было введено обязательное среднее образования первой ступени.

Сегодня в Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучается более 200 млн человек. По Конституции Китая 9-летнее образование является обязательным, законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения в развитии.

Система образования в КНР включает начальную и среднюю школу, а также среднее специальное и высшее образование. Срок обучения в начальной школе - 6 лет и 3 года в средней. В начальную школу в Китае поступает около 99 % детей 6-летнего возраста.

Приблизительно 73 % подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 % ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Принципиальное отличие китайского школьного образования - его платный характер. Только в 2007 г. сельские дети были освобождены от оплаты за обучение (ранее такие меры были приняты в отношении бедных сельских районов Западного Китая). Цена для государства такого решения - более 10 млрд юаней.

В вузах КНР в 2001 г. обучалось примерно 12 млн студентов. Срок обучения - 3-6 лет. Число вузов и университетов немногим более 1 тыс. С 1981 г. введена система степеней - бакалавр, магистр и доктор наук. Срок обучения в вузе на 1-й ступени составляет 3 года, а для полного высшего образования от 4 до 6 лет. В магистратуре обучается около 300 тыс. чел. В число наиболее известных университетов входят Пекинский, университеты Цинхуа, Фудан, Нанькайский, Нанькийский, Уханьский, Цзиминский. В 2005 г. общее число выпускников вузов составило 4,4 млн чел., тогда как во всех странах ЕС вместе взятых 2,5 млн. Важно также, что превалирует в Китае техническое образование - выпуск в год около 650 тыс. чел. (220 тыс. в США и 100 тыс. в ЕС).

За последние 20 лет ученые степени в стране получили более 20 тыс. докторов наук. Подготовку докторских диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов.

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6 %). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн учащихся, срок обучения - 2-4 года), во-вторых, широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн человек). Лишь 10 % китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение. Существует система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. С осеннего семестра 2007 г. все сельские учащиеся профучилищ, а также нуждающиеся из городских семей получат стипендию в 1500 юаней в год.

Ежегодно 12,5 млн выпускников школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. Огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения.

За годы реформ 380 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, в том числе около 1 тыс. за государственный счет. В 1978 г. из Китая на учебу за границу выехало более 400 тыс. человек, свыше 10 тыс. в этот год вернулись обратно. В течение последних 10 лет более 50 % обладателей степени доктора технических наук обучались за границей. Свыше 100 тыс. обучавшихся за рубежом уже вернулись на родину. Китай занял первое место в мире по числу обучающихся за рубежом, сегодня ежегодно за рубеж уезжает более 25 тыс. чел., наибольшее число китайцев обучается в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Японии. В вузах США и Австралии шутят, что университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Согласно американской статистике, в США каждый пятый получающий степени PhD - китаец. Исключительно широка география зарубежного обучения: студентов из КНР принимают свыше 100 стран.

В последние пять лет динамичное развитие страны стало привлекать к возвращению из-за рубежа образованных этнических китайцев. Число «вернувшихся из-за моря», как называют их в Китае, непрерывно растет, а возвращаться есть кому: по данным Национального научного фонда (NSF) США из 276 тыс. иностранцев - обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время (2007 г.) в США, 22 % - выходцы из Китая. Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. Значительное внимание уделяется привлечению талантов из стран США.

Систему образования в Китае часто квалифицируют как прагматическую и селективную. Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика - в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь способные ученики. Поступление же в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают до 200-300 человек на место. Одаренные молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т. п. Реформа высшего образования начата в 1993 г. с отмены госраспределения и постепенной отмены бесплатного образования. С 1997 г. высшее образование стало платным для всех: плата составляет 15-20 % себестоимости обучения, часто предприятие, на котором работал или будет работать студент, оплачивает учебу. Селективность системы высшего образования проявляется еще в одном: вузы страны делятся на несколько категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае и в Беларуси одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз категории (или более низкой категории), соответствующий набранным баллам.

Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования, а также особое положение так называемых девять ведущих вузов и университетов страны.

Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншань- ский и др.) составляют порядка 500 долл. в месяц (против 250300 долл. в других университетах и вузах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления типа разрешения рождения второго ребенка.

Еще одна особенность вузов КНР - значительное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей (порядка 60 % студенческих мест против 14 % в США, 18 % в Голландии, 22 % в Таиланде, 26 % в Японии, 30 % в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Некоторые усматривают в этом нежелание КПК увеличивать прослойку гуманитариев, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой из-за перепроизводства политологов, юристов, журналистов и т. п. - многие выпускники с «престижными» профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активной оппозиции и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Поддержание существующей структуры вузовских специальностей в Китае продиктовано и соображениями экономии, а также стремлением в первую очередь получить инженеров, технологов, ученых естественнонаучного профиля.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем.

В 2007 г. принято решение восстановить бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае - это учебные заведения, созданные на средства общественных организаций, научных ассоциаций граждан, предприятий, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников). Китайскую политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

Традиционно патерналистская роль государства, согласно конфуцианской идеологии;

Запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ;

Активное привлечение общественности к управлению и финансированию НОУ;

Учащиеся НОУ пользуются теми же правами, что и государственные.

К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Таким образом, главной чертой государственной политики в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку и контроль: «активное поощрение, всемерная поддержка, правильное ориентирование и усиленное управление», государство не оказывает им финансовой поддержки. Хотя есть реальные государственные привилегии, которые стимулируют создание НОУ - это предоставляемые правительством льготы по налогам, аренде помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности «бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами». Вот почему предприятиям выгодно открывать НОУ и на их территориях свои филиалы. Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельные элитные учебные заведения составляли в период зарождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготным ценам, филиалы предприятий, клубы и т. п., но и выгодой от связей с родителями учеников. Школы, созданные предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы было достаточно 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носят их имена и названия, что повышает социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди учредителей НОУ немало зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы.

Юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:

Создание школы при поддержке правительства, т. е. на начальном этапе оно оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средств. Пример такой модели - неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло с инвентарем;

Самостоятельное создание школ гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);

Создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением;

Акционерная форма;

Совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

1) Эффект НОУ проявился достаточно ярко: они облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 1990-х гг. аккумулировали более 10 млрд юаней (свыше 100 млн долл.) негосударственных средств. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ основным источником покрытия расходов. Поскольку 90 % НОУ в Китае - интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр. Взносы зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр.

Большинство частных и «народных» школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным, или даже превосходящих их по численности учащихся (500-1000 и более учеников), мало - не более 10 % всех НОУ.

Эта статья из раздела-инновационная политика китая , которая посвящена теме-система образования китай . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

1

Работа посвящена анализу системы образования в Китае, рассмотрены ступени образования: от дошкольного до высшего. Китай является лидером в мире по количеству населения и у страны есть своя уникальная система образования. Исследование показало, что в стране существует бесплатное девятилетнее школьное образование, обучение в старшем звене школы и в высших учебных заведениях является платным. Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Прием в университеты осуществляется по результатам единого государственного экзамена Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся: высокие проходные баллы в вузы и платное обучение.

система образования

уровни обучения

вузовское и профессиональное образование

1. Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики // Министерство Образования КНР [Электронный ресурс]. – URL:http://en.moe.gov.cn/Resources/Laws_and_Policies/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР / Хао Кэмин, Цай Кэюн. – М.: НИИВСИ, 1989. – 43 с.

3. Хижина В.И. Современная система обязательного образования в Китае /В.И. Хижина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2014. – № 11. – С.75–78.

4. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае /А.А. Краснова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 3. – С. 96–105.

5. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР /О.А. Машкина // Экономика образования. – 2011. – № 3. – С. 88–106.

6. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае /Ди Ван // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 11–13.

7. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. /Е.А. Суворова // Россия и АТР. – 2015. – № 1(87). – С. 198–204.

8. Машкина О.А. Образование как приоритет социально-экономического развития КНР /О.А. Машкина // История и современность. – 2012. – № 2. – С. 197–203.

9. Ши Дань Дань. Система образования в Китае / Дань Дань Ши //Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования: сборник научных статей / отв. редактор: Г. М. Федосимов. – Курган: Изд-во: Курганский гос. ун-т, 2016. – С. 222–225.

10. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае / Чэнь Чжаомин // Педагогика. Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С. 61–65.

11. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах /А.Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 118–126.

Тенденцией развития постиндустриального общества является увеличение числа людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их переизбытке и нехватке рабочих кадров. А как эту проблему решают в Китае? В связи с этим актуальным является изучение системы образования в Китае. Цель исследования - проанализировать структуру образования в Китайской народной республике, выяснить, насколько она соответствует запросам времени.

Был проведен теоретический анализ педагогической, исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы, привлечен опыт работы в Хэнаньском университете, интервью со студентами Китая, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами ЧГУ им. И.Н. Ульянова, прошедших обучение по обмену в КНР.

Многие страны поддержали болонский процесс, переход к многоуровнему образованию, системе бакалавриата и магистратуры. В стороне не остался и Китай. Однако его система имеет ряд особенностей, отличных от других стран. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения (рисунок).

Схема образования в КНР

Образовательная система включает: дошкольное образование, начальную школу, неполную и полную средние школы, университет, докторантуру.

Первый этап - это детский сад, его могут посещать дети с 3 лет. Дошкольные учреждения бывают двух типов: государственные и частные. Важно отметить, что посещение детского сада является частью образовательного процесса. Без его посещения детей не принимают в школу, так как именно здесь начинают изучать пинины, без которых невозможно освоение китайской письменности.

Достигнув 6-и летнего возраста, дети поступают в начальную школу или неполную среднюю школу, где обучаются 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам. Уроки начинаются в 7.00 утра. Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. Окончив начальную школу, учащиеся переходят в полную среднюю школу или в профессиональную среднюю школу, в которой обучаются 4 года. Уже на этом этапе дети, их родители должны определиться, будут ли ориентироваться на поступление в вуз или получение рабочей профессии.

Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения. Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании . В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства .

Для поступления в среднюю школу высшей ступени учащиеся сдают конкурсные приемные экзамены. На высшей ступени учатся дети, успешно сдавшие вступительные экзамены. Особенностью китайского образования является то, что эта ступень является платной. Но если ученик не смог сдать экзамены, то никакая оплата его не спасет. Таким образом, образовательная политика Китая предъявляет жесткие требования как к знаниям школьников, так и отсеивает тех, кто в будущем будет не способен оплачивать свое обучение. Из трех лет обучения состоит и вторая ступень среднего образования. Частью ее является двухгодичная школа, где учащиеся разделяются на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессионально-технических средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где, как правило, обучение длится три года . Исследователь О.А. Машкина указывает, что два потока решают разные задачи. Общеобразовательные школы готовят школьников к поступлению в вуз, а профессиональные школы дают выпускникам знания, которые им позволят найти работу после завершения обучения . В общей сложности дети учатся 12 лет в средней полной общеобразовательной школе, и за все эти годы они несколько раз проходят жесточайший отбор в виде переводных отборочных экзаменов. На каждом этапе происходит отсеивание учащихся по интересам и способностям к изучению различных дисциплин. Учащиеся во всех учебных заведениях в Китае очень дисциплинированы. В школе строгое требование к пропускам, если учащийся пропускает без уважительной причины 12 уроков, то его отчисляют из средней школы. По окончании седьмого класса учащиеся должны пройти итоговое комплексное тестирование, и тех, кто успешно их проходит, ждет высшая школа (еще не вуз), которая является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата о школьном образовании каждому выпускнику необходимо сдать экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу . Единый государственный экзамен действует с 1978 года . Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа, где они получают рабочую профессию.

Основная цель общеобразовательных школ в КНР - сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны.

Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям. В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ. Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться. В результате реформы управления вузами в 2007 г. в стране стало насчитываться 1908 государственных вузов, из них 443 - комплексные и многопрофильные университеты, 672 - естественнонаучные и технические, остальные - моноспециализированные вузы .

Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

К пропускам занятий в вузах относятся серьезно. Количество трех пропусков без уважительной причины становится поводом для повторного года обучения. Студент может посещать занятия, но к экзаменам он не допускается. Ему приходится повторно обучаться на этом же семестре с другими студентами, повторно прослушать дисциплины, и лишь тогда он будет допущен к сессии. Если студент был отчислен из вуза, он лишается права восстанавливаться или обучаться в другом вузе. Такому студенту остается лишь приобрести рабочую профессию и идти работать.

Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет. Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру, где 2-3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

Учеба в университетах Китая платная, она составляет примерно от 700 до 6000 долларов в год в зависимости от престижности вуза. Оплата осуществляется в юанях. В зависимости от специальности она может варьироваться от 5000 до 10000 юаней. Это огромные деньги для среднего жителя страны, и поэтому многие родители берут кредит в банках для того, чтобы оплатить обучение детей. Но есть важная деталь, если выпускник вуза едет в сельскую местность работать по специальности, то кредит ему списывается. Если же выпускник занимается предпринимательством и открывает свое дело, то кредит ему приходится выплачивать банку в полном объеме. Можно получить и субсидию . Она может частично покрывать обучение. В 1993 году согласно «Программе реформирования и развития образования» была отменена система полного государственного обеспечения студентов . У китайских студентов есть поговорка «умный студент - богатый студент». Именно отличившиеся в обучении студенты получают стипендии и тем самым покрывают свои расходы.

Китайские студенты отличаются своей собранностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Они понимают, что только обучение в вузе может им дать знания, престиж и будущую высокооплачиваемую работу. Для студентов государство делает все: все аудитории оснащены современной аппаратурой, в библиотеках есть электронные варианты книг, студенческие библиотеки работают до 22.00 вечера. Общежития для студентов расположены в студенческих городках и находятся недалеко от места учебы.

На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство. В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране .

Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада, где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося: либо ориентация на вузовское образование, либо на профессиональное. Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся. Наличие профессиональных школ позволяет решить проблему профессиональных рабочих кадров. Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой стороны, возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу стимулирует студентов быть лучшими в вузе. Болонская система позволяет китайским студентам при знании русского языка продолжить свое обучение в магистратуре в России. Таким образом, система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся, но и представляет им достойные условия для обучения и развития.

Библиографическая ссылка

Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 05.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Выбор редакции
Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько...

Хуснутдинова ЕсенияИсследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и...

Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке...

В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами,...
Божья и духовная власть Ч то такое власть? Откуда она взялась? Вся ли власть от Бога? Если да, то почему в мире столько злых,...
- В Библии сказано: «Несть власть , аще не от Бога . Сущие же власти от Бога учинены суть». Как правильно понимать эту фразу в контексте...
Возможно, слово «майонез» произошло от французского слова «moyeu»(одно из значений – желток), а может быть по имени города Маон - столицы...
- Я люблю больше оливки! - А я предпочитаю маслины. Знакомый диалог? А знаете ли вы, чем отличаются оливки от маслин? Проверьте свои...
Olea europaea L. Приветствую уважаемых читателей блога! В этой статье мы разберем тему: Оливки польза и вред для организма, в чем...