Общие черты всех помещиков мертвые души. Что общего у гоголевских помещиков и чем они не похожи друг на друга. Прототипы главных героев


Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.

Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.

Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.

Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.

Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.

Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян - это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.

В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.

Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.

Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.

Несколько интересных сочинений

    Глядя на карту мира я вижу новые города и страны. Там есть те города, в которых я была, я теперь вижу их размещение. Но сколько же еще стран и городов, где меня не было. Мне кажется, они ждут там моего появления.

  • Анализ произведения Андреева Рассказ о семи повешенных

    Повесть Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» является очень глубоким, психологическим произведением. В нем рассказывается о семи заключенных, которых приговорили к казни через повешение. Все они настоящие преступники

  • Анализ произведения Дядя Ваня Чехова

    В пьесе «Дядя Ваня» Чехов впервые в своем творчестве выразил собственное отношение к героям, вложив его в уста героя произведения Астрова: «В человеке всё должно быть прекрасно

  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко

  • Сочинение по произведению Смерть чиновника Чехова (6, 7 класс)

    «Смерть чиновника», как и многие другие рассказы А.П. Чехова, по объему совсем не велик. Признанный мастер миниатюры, Чехов, как всегда, краток

Ответ от Кукурузинка!!![активный]
Манилов и Собакевич в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Николай Васильевич Гоголь – талантливый писатель-сатирик. Особенно ярко и самобытно проявился его дар в поэме «Мертвые души» при создании образов помещиков. Характеристики героев полны сарказма, когда Гоголь описывает никчемнейших людишек, но облеченных правом распоряжаться крестьянами. Автор описывает имения помещиков, их, время – препровождение, показывая, таким образом, картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны. Гоголь подчеркивает не только экономическое, но и моральное опустошение помещичьего класса. Усугубляя тему духовного разложения дворянства, писатель располагает главы с описанием помещиков в определенном порядке. Он ведет читателей от праздного мечтателя Манилова к «дубинноголовой» скопидомке коробочке, от бесшабашного мота Ноздрева к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и завершает галерею образов помещиков Плюшкиным, «прорехой на человечестве». Рассмотрим двух героев поэмы – Манилова и Собакевича, полярно противоположных образа, но объединенных одной общей чертой – они помещики – крепостники.
Манилов – бесплодный мечтатель, рисующий воздушные замки и бесполезные проекты. «Глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, есле бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали различные мелкие товары, нужные для крестьян». Будто бы видимая забота о собственных крестьянах. Но на самом деле он совершенно не интересуется состоянием дел, никогда не ездит на поля и не вникает в доклады приказчика, просьбы крестьян. Это бесплодный мечтатель, живущий в довольстве и тепле, потому что пользуется природным правом: присваивать труд крепостных. Внешне он даже приятный человек, по-видимому, совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. В армии Манилов считался «скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером» .
Автор всячески подчеркивает претензии Манилова на образованность и культуру. Но это лишь внешние, наносные черты, убеждающие в обратном. Сыновей Манилов назвал древнегреческими именами на римский манер: Фемистоклюс и Алкид, а между тем мало сказать, что помещик необразован. Гоголь дает важную деталь, которая заменяет многие страницы комментариев. « В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» .
Собакевич – прямая противоположность Манилову, он превосходный хозяин: все у него в порядке, добротно и надежно. Всех своих крестьян знает и живых и мертвых. Но Чичиков называет его «человек-кулак». Все, что рассказал Гоголь о Собакевиче, помогает читателю увидеть в оборотистом хозяине звериную суть. Медвежья сила, ум, напористость Собакевича – все устремлено на то, чтобы выдержать доход, не считаясь ни с чем. Собакевич с мужиками ладит, потому что это выгодная собственность. Но если выгоднее их продать – продаст хоть живыми, хоть мертвыми. Его ничего не остановит. В отличие от Манилова Собакевич прекрасно чувствует приближение «нового времени» , когда будут властвовать деньги, большие капиталы, и готовится к этому заранее, чтобы не быть застигнутым врасплох.
Хоть Манилов и Собакевич и диаметрально отличаются друг от друга, но они оба в изображении Гоголя предстают злодеями. Гоголь показывает пагубность крепостного права для России в целом. Мы видим, что не злой Манилов не лучше, а может даже хуже оборотливого Собакевича.
Гоголевские персонажи пережили самого писателя и дошли до наших дней, но, к сожалению, не потеряли актуальность и сегодня. До сих пор в бескрайних просторах России можно встретить таких Маниловых (которым на все наплевать) и Собакевичей (которые живут ради выгоды). И вероятнее всего, что мы будем их видеть еще долгие-долгие годы.

«Мертвые души» - роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад.

«Попробуйте детально вспомнить сюжет и финал «Дубровского», - заметил один из исследователей. - Это намного сложнее, чем забыть хотя бы одного помещика из «Мертвых душ». Действительно, в разработке персонажей поэмы Гоголь показал невиданное мастерство.

Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Плюшкин... Эти имена стали нарицательными. Подобное их перечисление выглядит как-то неестественно: разве можно ставить в один ряд таких разных персонажей? Попробуем дать краткую характеристику помещикам из «Мертвых душ».

Манилов - филантроп, прожектер, бездельник. Собакевич - мизантроп, кулак, выжига. Ноздрев - мошенник, картежник, расточитель. Коробочка - ханжа, тупица. Плюшкин - скряга, человеконенавистник, накопитель. Какие разные характеристики, не правда ли?

На мой взгляд, характеры помещиков описаны так, что составляют пары по противоположности: Манилов - Собакевич, Ноздрев - Плюшкин. Единственная помещица в поэме - Коробочка - выглядит как промежуточное звено между ними.

Было бы закономерным, если бы отрицательные черты одного характера уравновешивались положительными чертами другого. Но не так делает Гоголь: пустой филантропии Манилова противостоит явная мизантропия Собакевича, дикой расточительности Ноздрева - безумная страсть к накопительству Плюшкина. Каждый помещик - своего рода нравоучительная иллюстрация, «человек-страсть», то есть воплощение отдельно взятого отрицательного качества. В этом структурное сходство персонажей «Мертвых душ». Примерно так же строились образы комедии классицизма. Например, у Мольера: Тартюф - ханжа, Журден - глупый самолюбец и т. д.

Гоголь творил во времена, когда зарождался метод критического реализма, который стал логическим продолжением классицизма просветительского. Новый художественный метод давал возможность не только детально разрабатывать характеры героев, но и делать глубокие обобщения. Однако на материале «Мертвых душ» заметно, что Гоголь не был готов сделать далеко идущие

Социальные выводы, как это пытались доказать советские литературоведы. Его абстрактная «Русь», к которой Гоголь не устает обращаться, представляет собой не что иное как утопию, выдуманную самим писателем в далекой Италии. При этом, что особенно любопытно, образы помещиков составляют некую антиутопию, которая мало похожа на реальную картину российской жизни той эпохи. Помещики «Мертвых душ» - это экзотические творения писательского воображения, у них могли быть лишь весьма отдаленные прототипы. Здесь становится заметна разница между образами помещиков, заключающаяся в той мере вреда, которую каждый из них способен нанести обществу. Манилов и Собакевич сами по себе безвредны. Лишь множество маниловых и собакевичей способны принести сколько-нибудь заметный ущерб: первые - своей бесхозяйственностью, вторые - жадностью. А вот Ноздрев и Плюшкин не такие. Они представляют собой активную разрушительную силу. Ужасающий пример Плюшкина, «прорехи на человечестве», может быть заразительным в обществе, где существует эксплуатация человека человеком и нет твердых моральных устоев. Ноздрев с его патологической страстью к игре во всех ее проявлениях еще более опасен: для него нет ничего святого, а его пример гораздо более заразителен, чем пример Плюшкина. Заметим, что в России 19 века увлечение азартными играми среди дворянства приводило к разорению богатейших имений...

Впрочем, все изложенное выше - лишь одна из возможных точек зрения на данную тему. Но не будем забывать, что Гоголь обращал большое внимание на дидактическое значение своей поэмы, хотя он вряд ли смог бы ответить на вопрос «Что общего у гоголевских помещиков и чем они не похожи друг на друга?»

"Мертвые души" - роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад.

"Попробуйте детально вспомнить сюжет и финал "Дубровского", - заметил один из исследователей. - Это намного сложнее, чем забыть хотя бы одного помещика из "Мертвых душ". Действительно, в разработке персонажей поэмы Гоголь показал невиданное мастерство.

Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Плюшкин.

Эти имена стали нарицательными. Подобное их перечисление выглядит как-то неестественно: разве можно ставить в один ряд таких разных персонажей? Попробуем дать краткую характеристику помещикам из "Мертвых душ".

Манилов - филантроп, прожектер, бездельник. Собакевич - мизантроп, кулак, выжига. Ноздрев - мошенник, картежник, расточитель. Коробочка - ханжа, тупица. Плюшкин - скряга, человеконенавистник, накопитель. Какие разные характеристики, не правда ли?

На мой взгляд, характеры помещиков описаны так, что составляют пары по противоположности: Манилов - Собакевич, Ноздрев - Плюшкин. Единственная помещица в поэме - Коробочка - выглядит как промежуточное звено между ними.

Было бы закономерным, если бы отрицательные черты одного характера уравновешивались положительными чертами другого. Но не так делает Гоголь: пустой филантропии Манилова противостоит явная мизантропия Собакевича, дикой расточительности Ноздрева - безумная страсть к накопительству Плюшкина. Каждый помещик - своего рода нравоучительная иллюстрация, "человек-страсть", то есть воплощение отдельно взятого отрицательного качества. В э....


В поэме Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души” главный герой Чичиков последовательно бывает в гостях у пяти разных помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина. При этом прослеживается постепенное ухудшение личностных качеств от первого к последнему. Почему автор в своём произведении поместил помещиков именно в таком порядке?

Первым помещиком на пути у Чичикова стал Манилов. Первое, что видит гость – это состояние имения. В этой деревне оно было плачевным: хоть изб и много, но все они серые, монотонные.

Говоря о доме же, создаётся впечатление, что он был построен бездумно, без участия самого хозяина. Стены комнат были выкрашены в неприметные, сероватые цвета, ни одна деталь не выделялась из общей картины. Не был исключением и кабинет. Сам же Манилов, подобно своему дому, не имел ничего примечательного в своём характере. Это вежливый, гостеприимный, учтивый человек, который, к сожалению, не имеет своих особых качеств и интересов. Все идеи этого человека заканчиваются лишь словами и никогда не воплощаются в жизни. Когда же Чичиков предложил ему продать ему мёртвые души, то единственной его реакцией было удивление и испуг. Но не имея никаких амбиций, помещик просто отдаёт “крестьян”. Как и у любого другого помещика в этой поэме, у Манилова “говорящая” фамилия. На первый взгляд подобные ему люди действительно манят к себе. Но чем больше их узнаёшь, тем больше в них разочаровываешься. Но несмотря на все недостатки Манилова, он ещё сохранил в себе любовь к людям и общительность, которая и ставит его на первое место среди остальных.

Следующая помещица, к которой попадает главный герой, это Коробочка. Хоть её деревня и небольшая, особенно по сравнению с владениями других помещиков, но она производит впечатление достатка: хорошо построенные дома, много скота. Господский же дом невелик, для этой хозяйки неважна роскошь. Но внутренний интерьер наполнен самыми разными, казалось бы ненужными вещами. Но для этого человека всё имеет ценность, ведь Коробочка собственноручно ведёт своё хозяйство. Для неё всё должно быть на своих местах, всё должно приносить прибыль. Поэтому и во время торговли с Чичиковым Коробочка пыталась извлечь максимальную выгоду из того, о чём она даже не знает, а за одно ещё и продать свой товар. Главной целью в жизни помещицы является накопление состояния, даже её фамилия говорит о том, что она любит всё складывать в “коробочку”. По сравнению с этим все остальное отходит на второй план, даже если это судьба или жизнь человека. Поэтому Коробочка представляется в худшем свете, чем ничем не интересующийся Манилов.

Третий помещик – это Ноздрёв. В его имение, в отличии от остальных, Чичиков попал с самим помещиком. Владения были некрупные, но хозяин постоянно старался преувеличить их в своих рассказах. Крестьяне почти не видят своего помещика дома: он постоянно где-то в отъезде и возвращается всегда внезапно. Поэтому крепостные уже привыкли к некоторой вольности в своих действиях. Дом же без постоянных жильцов не имеет уюта и тепла. Кабинет Ноздрёва сильно отражает его характер: беспорядочное собрание никак не связанных, но самих по себе ценных вещей. Этот человек быстро меняет свои интересы и увлечения. Основная его черта – это азартность. Нередко Ноздрёв проигрывал всё что мог. Поэтому и, получив предложение о покупке от Чичикова, он старается свести всё к удовлетворению его интереса: получению азарта. Фамилия Ноздрёва отлично подходит под его характер: всё его состояние может так же легко пропасть, как и выдыхаемый воздух. Кроме того, у этого человека есть вполне определённое увлечение: меняться или продавать что-либо. Своим непостоянным, ветреным нравом Ноздрёв заслуживает своё место среди других помещиков.

Предпоследний помещик, с которым знакомится Чичиков – это Собакевич. Его деревня производит хорошее впечатление: всё построено добротно, крепко, практично. Не составляет исключения и сам дом помещика: он грубоват, но построен безусловно удобно во всех отношениях. Сам же помещик не отличается от своего жилища: у него грубые, невыразительные черты лица и крупное телосложение. Главный герой очень точно сравнил его с животным – медведь. В отличии от Манилова, Собакевич почти о всех отзывался очень резко. Для него все окружающие – это “мошенники”. Когда Чичиков высказал свою просьбу Собакевичу, то тот даже не удивился. Ему не важно, что является предметом торга. Главное – это извлечь выгоду. Собакевич – тоже говорящая фамилия. Этот человек, подобно цепному псу, постоянно “лается” с кем-либо. Главное увлечение этого помещика – это ведение своего хозяйства. Но человеческая жизнь для него не важнее, чем материальные блага. Поэтому среди всех помещиков Собакевич и занимает почти последнее место по своим личностным качествам.

И на “последнем круге ада” главному герою встречается Плюшкин. Деревня Плюшкина представляет жалкое зрелище: дома все в щелях и продуваются насквозь, всё кажется заброшенным, нежилым. Дом Плюшкина полностью отражает его сущность: сплошной беспорядок и ветхость. Внутренний интерьер дома напоминал обширную свалку самых разных бесполезных вещей. Сам же помещик представлял из себя человека, полностью потерявшего свой облик: одевался он во что попало, никого не желал видеть. Но самая явная его черта – это бездонная жадность и тяга к собирательству. Главному герою удалось сыграть на его характере – в продаже крестьян Плюшкин увидел для себя выгоду, поэтому был неслыханно обрадован. А о том, что значит продажа мёртвых, этот человек даже не задумался. В прошлом Плюшкин был вполне счастливым семьянином. Но по мере того, как он лишался своих родных, он грубел, сох. И из мягкой плюшки наконец превратился в чёрствый сухарь. Основным его увлечением осталось лишь собирательство: он даже специально ходил по своей собственной деревне и тянул к себе в дом всё, что видел. Несложно заметить, что по сравнению с остальными помещиками, у Плюшкина самая ничтожная и отталкивающая личность.

Выбор редакции
Плохой знак, к драке, ссоре.Котята - к прибыли.Ласкать кошку - недоверие, сомнения.Кошка идет вам навстречу, дорогу перебегает - к...

Приснились танцующие люди? Во сне это знамение грядущих перемен. К чему еще снится подобный сновидийный сюжет? Сонник уверен, что...

Кто-то видит сны крайне редко, а кто-то - каждую ночь. И всегда интересно узнать, что означает то или иное видение. Так, чтобы понять,...

Видение, посетившее человека во сне, способно предсказать ему будущее или предупредить об опасностях, которые ему могут угрожать....
Загадочная природа снов всегда вызывала интерес многих людей. Откуда в подсознании человека берутся картинки и на основе чего они...
Солнце, лето, отдых… Как известно, ни один отдых на природе в летнее время не обходится без шашлыка. Самый нежный и сочный шашлык...
Сонник С. Каратова Снилась Редиска - то у вас получится набрать большую физическую силу. Видеть, что вы ели Редиску - то вас скоро...
К чему снится Бокал по соннику миллера? Бокалы во сне — если снится получить бокалы в подарок, наяву получишь заманчивое предложение....
Сонник С. Каратова К чему снятся Дрова: Видеть, что заготавливали дрова - то вас ждет успех в делах.Видеть, что вы увидели дрова в...