Определение целей, задач, путей развития общества. Экономические цели развития общества Определение целей развития общества примеры ее выполнения
Политическая партия -
2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?
3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.
До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.
«цель»
«социализация»
«мобилизация»
«элита»
4. Прочитайте текст и выполните задания.
Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей является идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.
Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические партии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)
1) Заполните таблицу.
5. Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб: «Как вы считаете, партии оказывают или не оказывают влияние на положение дел в вашем регионе? И если оказывают, то значительное или незначительное?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните задания
Сформулируйте результаты опроса.
Выскажите предположение о причинах такого результата.
6. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.
7. Объясните смысл высказываний.
«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).
«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).
Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»
1. Кратко ответьте на вопросы.
1) Какие отношения в обществе регулирует политика?
9) В чем состоит различие выборов и референдума?
10) Какую организацию называют политической партией?
2) Каковы главные особенности политической власти?
3) Что называют суверенитетом государства?
4) Каковы основные виды политических режимов?
5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?
6) Каковы важнейшие признаки правового государства?
7) Что называют гражданским обществом?
8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?
2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.
а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется
1) правом 3) экономикой
2) политикой 4) суверенитетом
б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.
Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
в) Что отличает государство от других политических организаций?
1) исключительное право издавать законы
2) определение перспектив развития общества
3) разработка политических программ
4) выдвижение политических лидеров
г) Что характеризует демократический режим?
1) командно-административные методы управления
2) всесторонний контроль государства за жизнью общества
3) господство исполнительной власти
4) равенство граждан перед законом
д) Верны ли следующие суждения о референдуме?
А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.
Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
3. В каждом из заданий запишите верный ответ.
а) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.
1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха
2) единоличный глава государства
3) наследственный порядок преемственности власти
4) ответственность правительства перед парламентом
б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответственно перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:________________
в) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демокра тического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером
1. выражение властно значимых интересов отдельных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса и налоговых льгот)
2. разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития гражданского общества)
3. политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию митингов в поддержку демократических реформ…)
Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции поли тических партий в современном обществе
Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение здесь происходит не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.
Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.
При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникает не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.
(Б.Н. Чичерин)
С2. Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий»
С3. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую их этих групп партий) Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.
С4. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами из текста и приведите пример, иллюстрирующий справедливость данного суждения.
С1. 1. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах 2. главный источник: взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество | |
С2. 1. наличие дисциплины в партийных рядах 3. наличие организации для совокупного действия 4. наличие политической свободы 5. развитие политического смысла 6. определение основных направлений своей деятельности 7. объединение людей около некоторых созданных ими начал 8. выработка политических нравов 9. общественная деятельность, требующая совместных усилий 10. сформировавшееся общественное мнение | |
С3. 1а. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе 1б. там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос 2. пример: в США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются с учетом изменений в стране и мире, отражая интересы избирателей. | |
С4. 1. Не разделяет 2. не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством. 3. в странах, осуществляющих переход к демократии, партийные коалиции, возникшие в парламентах в результате досрочных выборов, отличаются неустойчивостью и неумением принимать консолидированные решения. |
С6.С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.
Используя текст, укажите три функции политических партий. Назовите две любые неназванные в тексте функции политических партий и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24
В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. В современном законодательстве предусматриваются следующие признаки политической партии: это свободно создаваемая автономная организация, действующая на принципах самоуправления; устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе; объединение в партию происходит на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; это некоммерческая организация, которая не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости; партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах. В странах тоталитарного социализма считается, что государственные служащие должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязанности такого рода не существует.
Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учет всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых пар тиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим определенный процент голосов на выборах.
Классификация партий возможна по самым различным основаниям. Это могут быть консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, выступающие против реформ (Консервативная партия в Великобритании); клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии); либеральные партии, выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; реформистские партии, которые выступают под лозунгами социализма за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе); радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство государственной власти. С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Функции политических партий из текста:
Представляют своих кандидатов избирателям округов;
Проводят кампании за избрание своих кандидатов;
Привлекают на свою сторону массы.
2) Другие функции и примеры к ним:
Политическая социализация (например, гражданин Н. начал разбираться в политике, лучше её понимать, когда стал сторонником партии);
Политическая партия отражает принципы определённой идеологии в своей программе, уставе (например, консервативная партия страны Z выступает за уважение традиций, важность религии, за запрет однополых браков и легких наркотиков, - это один из ключевых пунктов ее программы).
Укажите и проиллюстрируйте примерами три вида политических отношений в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Указаны виды политических отношений и приведены примеры , допустим:
Отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России;
Отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу;
Отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).
Могут быть даны другие примеры, соответствующие заданию.
Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например:
1) экономическая функция. (Например, принятие Государственной Думой государственного бюджета);
2) социальная функция. (Например, принятие Федеральным Собранием РФ закона о реформе пенсионной системы);
3) функция обороны страны (Например, Президент РФ утвердил военную доктрину России).
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
В правильном ответе должны быть названы функции политической партии и приведены соответствующие «меры, допустим:
1) Выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп. (Например, парламентская фракция политической партии Х представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);
2) Разработка политических программ. (Например, политическая партия Х представила свою программу развития институтов гражданского общества);
3) Привлечение граждан к участию в политической жизни (мобилизационная функция). (Например, политическая партия Х провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).
Могут быть названы иные функции политической партии, приведены иные примеры.
В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены примеры, допустим:
Ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании;
Объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок;
Журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова;
Организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;
Экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.
Могут быть приведены и иные верные примеры.
Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в демократическом обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
В ответе могут быть названы следующие примеры:
1) воздействие государства на личность:
Государство Х приняло закон запрещающий курение в общественных местах, теперь граждане вынуждены корректировать свое поведение иначе будут привлечены к административной ответственности;
В государстве X существует система государственных образовательных учреждений, реализующих государственные образовательные программы, направленные на формирование у граждан определенной системы знаний, компетенций и ценностей;
2) воздействие личности на государство:
Граждане государства Х приняли участие в выборах в Парламент, в результате которых был сформирован его новый состав;
Граждане государства Х вышли на массовый митинг против нового закона, принятого Парламентом, под их давлением депутаты приняли решение отменить закон.
Могут быть приведены другие примеры
Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства. (Сначала укажите признак демократии, затем как он проявляется в РФ). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Народовластие. Например, в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме;
Политический плюрализм. Например, в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия";
Наличие свободных и независимых СМИ (гласность). Например, можно говорить о существовании гласности в РФ, СМИ, как федеральные, так и региональные и местные, широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти.
Могут быть приведены другие примеры.
Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Названы три института и приведены примеры их деятельности, допустим:
1) Политические партии. Например, партия КПРФ организовала митинг своих сторонников в честь 100-летия Октябрьской революции.
2) Общественные движения. Например, организация «Экологический дозор» организовала субботник по уборке мусора в лесополосе.
3) СМИ. Например, телеканал «Звезда» показал новостной сюжет о новых образцах вооружения Российской армии.
Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности.
Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.
Пояснение.
В ответе могут быть названы органы государственной власти и соответствующие им полномочия:
1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);
2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);
3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).
Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное.
Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия
Укажите любые три роли «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации
Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте примером каждую названную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие особеннности и примеры:
1) Только государство обладает органами принуждения. (В государстве Х существует органы полиции, армия);
2) Суверенитет. (Другие государства не могут вмешиваться во внутренние дела России, все организации и люди находящиеся на территории РФ обязаны соблюдать законы РФ, подчиняться ее публичным органам власти);
3) Государство обладает монополией на правотворчество (Федеральное Собрание РФ обладает исключительным правом на издание общеобязательных законов).
Могут быть приведены и иные особенности и примеры, не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
1) Содействие развитию образования. (Например, Министерство Просвещения разработало новые учебные программы, новые стандарты среднего образования);
2) Контроль за качеством образования. (Например, в государстве Х ежегодно проходит единый государственный экзамен для выпускников школы, благодаря которому происходит независимая проверка качества образования);
3) Оказание помощи учреждениям культуры. (Например, государство Х осуществляет финансирование дворцов культуры, библиотек и т.д.)
Могут быть приведены и иные функции и приведены иные примеры не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
Установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни. (Например, в государстве Х Парламент принял закон устанавливающий минимальный размер оплаты труда);
Поддержка различных категорий населения. (Например, в государстве Х ежемесячно происходит выплата пенсий пожилым людям и инвалидам. (Например, в государстве Х действуют биржи труда, где безработные могут бесплатно получить помощь в трудоустройстве);
Обеспечение занятости. (В государстве Х действует система бирж труда, где безработные бесплатно получают помощь в трудоустройстве).
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Приведите три проявления роли общественных организаций в политической системе демократического общества и проиллюстрируйте каждое проявление примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
1.Защищают интересы граждан. Например, в России действует организация Комитет солдатских матерей, которая защищает интересы лиц проходящих военную службу в российской армии.
2. Решение социальных проблем. Например, экологическая организация «Green Peace» провела серию пикетов и митингов у областного Законодательного Собрания и добилась отмены разрешения на организацию городской свалки в природоохранной зоне.
3. Общественный контроль за деятельностью властей. Например, Общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разоблачил группу региональных чиновников, которые незаконно обогащались за счет бюджетных средств. Собранные материалы были переданы в прокуратуру, после чего было возбуждено уголовное дело.
Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 6.
Назовите любые три признака политической партии как общественной организации и конкретизируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие признаки политической партии как общественной организации:
1) Наличие определённой идеологии, системы общих ценностей. (Например, на II съезде партии Z была принята программа партии, отражающая приверженность традиционным ценностям, консерватизму).
2) Стремление прийти к власти. (Например, партия R выставила своих кандидатов на выборах депутатов муниципальных собраний).
3) Нацеленность на выражение интересов определённых социальных групп. (Например, партия Y отстаивает снижение налога на мелких и средних предпринимателей).
Назовите любые три внешнеполитические функции современного государства и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
1. Участие в решение глобальных проблем.
Для решения глобальной экологической проблемы ряд государств пришли к соглашению, подписав Киотский протокол, обязывающий их сократить выбросы парниковых газов.
2. Обеспечение национальной безопасности, использование вооруженных сил для решения задач.
В 2003 г. США с союзниками разработали операцию "Шок и трепет", при осуществлении которой с помощью вооруженных сил был свергнут режим С. Хусейна.
3. Защита и поддержка экономических интересов страны.
Для защиты своих экономических интересов, создании единого экономического и таможенного пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном был создан Таможенный союз.
4. Отстаивание интересов в международных организациях.
Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, заблокировало решение Совета, противоречащее ее интересам.
Могут быть приведены другие примеры.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака демократии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы признаки демократии:
1) формирование парламента на основе свободных конкурентных выборов (например, в качестве кандидатов на парламентских выборах в стране Z были зарегистрированы 400 человек, претендующих на 100 депутатских мандатов; избиратели могли ознакомиться с программой каждого кандидата в своём округе и осуществить выбор);
2) гарантии политических прав и свобод граждан (например, в стране Z действуют институт уполномоченного по правам человека, правам ребёнка, а также правозащитные общественные организации);
3) решение вопросов большинством голосов (например, в стране Z прошло всенародное голосование о внесении поправок в основной закон страны, поправки были отклонены большинством голосов);
4) учёт интересов меньшинства (например, в стране Z оппозиционные политические партии имеют право критиковать политику правительства и предлагать альтернативные варианты политических решений).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие признаки, приведены другие примеры
Источник: ЕГЭ по обществознанию 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 202.
1) Информационная элита. (Журналист известного издания опубликовал статью о проблемах школы, после чего было принято решение внести поправки в закон об образовании);
2) Научная элита. (Известный учёный выступил на заседании парламента страны Z, заставив своими аргументами депутатов пересмотреть планируемую программу научных исследований).
3) Экономическая элита. (Владелец крупной корпорации вложил значительные средства в предвыборную кампанию партии N, представители которой выступают в поддержку выгодного ему законопроекта).
Могут быть названы другие виды элит, приведены иные примеры.
Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;
2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести по телезрителей / читателей свои политические программы;
3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.
2) определение целей и задач общественного развития, политического курса власти. (Например, Президент РФ выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, определяющим задачи развития российского общества);
3) мобилизация ресурсов на достижение определенных целей. (Например, в Древнем Египте государство привлекало огромное количество людей и материалов для рытья оросительных каналов и строительства пирамид и храмовых комплексов).
Могут быть названы другие функции, приведены другие примеры.
Вопросы и задания.
1. Охарактеризуйте политическую партию и покажите ее место в обществе.
Политическая партия - организованная группа людей, разделяющая их общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство.
Она представляет политическую организацию, выражающую интересы социальных групп и объединяющую их наиболее активных представителей.
Руководство партии выбирают на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на них содержится партийный аппарат, проводятся партийные мероприятия, выпускается партийная литература и т. д. Чем более массовой является партия, тем больше денег в партийной казне. Таким образом, жизненным интересом для любой партии является ее массовость, популярность. Небольшие партии, не пользующиеся широкой поддержкой, со временем распадаются, сливаются с более крупными, трансформируются, надеясь выжить в обновленном виде.
Между политическими партиями идет ожесточенная политическая борьба. Сильные поглощают или вытесняют слабых.
Политические партии – это такие организации, которые добиваются контроля над управлением страной. Они – один из главных источников политического влияния. Партии действуют как посредники между индивидом и правительством, являясь в то же время механизмами продвижения своих лидеров к власти.
К основным функциям политических партий в обществе относятся представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.п..
2. * Не вступают ли между собой в противоречие две характеристики политической партии – являться организованной группой единомышленников и служить представительным институтом демократии? Выскажите свою точку зрения.
Основная цель политической партии - овладение властью законным путем. А в политической партии состоят единомышленники, преследующие одни цели, изложенные в их программе. Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Партии как раз и являются институтом представительной демократии.
Таким образом, две данные характеристики не вступают между собой в противоречие.
3. * О какой стадии развития демократии говорит обилие политических партий? Объясните свой ответ.
Обилие политических партий говорит о начале становления демократии в государстве. У этих партий много схожего, часто они различаются только акцентами. Однако они не торопятся объединяться между собой.
В странах с давней демократической традицией такой многопартийности нет. Например в США и Англии только 2 ведущие политические партии.
4. Что такое многопартийность и как она проявляется в разных странах?
Многопартийность – партийная система, при которой в стране существует и легально действует более двух политических партий.
В некоторых странах есть только однопартийная система (Китай, Куба, страны Северной Африки), в других двухпартийная система (США, Англия, Канада). Большинство европейских стран имеют многопартийную систему (Германия, Италия, Бельгия). При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение (Мексика – зарегистрировано более 12 партий, правит только одна).
В Конституции РФ признается политическое многообразие и многопартийность (ст.13).
5. * Почему в США и Англии всего две ведущие партии, но качество демократии от малого числа партий не страдает, а в России их много, но демократические преобразования идут с большим трудом?
В тех странах, где многопартийная система только еще начинает складываться, насчитываются десятки и сотни политических партий и объединений. В странах с давней демократической традицией многопартийность отсутствует. В Англии и США ведущих партий по две. В России только еще складываются линии размежевания. У многочисленных партий много сходного, часто они различаются только акцентами. Так СПС и «Яблоко» выражают интересы демократии и рынка с западной ориентацией, но соединяться друг с другом не хотят. Когда они идут на выборы, то интеллигенция, голосующая обычно за них, не знает, кому отдать предпочтение. В результате электорат дробиться, каждая партия врозь получает меньше голосов, чем получили бы они вместе.
6. Каким образом политические партии могут осуществлять контроль над страной? Можете ли вы проиллюстрировать это на примере нашей страны или зарубежных стран.
Партии достигают контроля над правительством, делегируя в него большое число своих представителей, нежели их противники. Промежуточной станцией обычно выступает парламент. Именно в нем партия старается заполучить наибольшее число мест. Если в данной стране правительство формируется партией парламентского большинства, как в Англии, то путь наверх происходит непосредственно через победу в парламенте. Если в стране сильна власть президента, который по конституции должен стоять над партийными интересами и не поддерживать ни одну партию, но зато формировать правительство, подчиняющееся ему, а не парламенту, то контроля можно достичь косвенно – через принятие выгодных правительству законов, негативную оценку его деятельности в парламенте, саботирование его решений, критику в прессе и т. д.
При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение. В Мексике зарегистрировано более 12 партий, но правительство контролирует одна; СССР, где вся власть была сосредоточена в руках одной партии.
В Великобритании правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин парламента. По его рекомендации глава государства (королева Великобритании) назначает остальных членов правительства. В случае вынесения Палатой общин парламента вотума недоверия правительству оно должно подать в отставку.
7. Какие функции выполняет политическая партия? Какую вы считаете самой важной? А если одна функция начинает противоречить другой, то страдает ли от этого авторитет политической партии?
Политические партии выполняют следующие функции:
1. Политическая – овладение государственной властью.
2. Представительская – выражение интересов определенных групп и слоев населения.
3. Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях.
4. Социализаторская – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.
5. Рекруиторская – отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.
Я не могу сказать, что какая-либо из этих функций будет наиболее важной. Политическая партия должна выполнять все эти функции, иначе она не добьется успеха в получении власти.
Если, к примеру, политическая партия перестанет выполнять представительскую функцию, то авторитет она потеряет. Т. е. в состав правительства и парламента она вошла, а интересы своих сторонников выполнять не собирается. Следовательно, она потеряет свои голоса на следующих выборах.
?Проблема. Как вы считаете, надо ли молодежи участвовать в работе политических партий?
Молодежи надо участвовать в работе политических партий. Нужна молодежь с новыми взглядами, с новыми идеями, с новыми решениями возникающих проблем. На мой взгляд, только молодежь может знать о проблемах молодежи. Также это возможность получить определенный опыт, потому что кому-то в будущем нужно будет руководить государством.
Практикум. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей функции политической партии. (Таблица исправлена)
- Исторические портреты Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Ивана III и Ивана Грозного, написанные О
- Иудаизм: основные идеи. История иудаизма. Заповеди иудаизма. Иудаизм кратко о религии Иудаизм регионы распространения главные центры
- Способы защиты владения в древнем риме
- Что такое пси Где кроме психологии используется буква пси
- «Белая» армия: цели, движущие силы, основополагающие идеи
- Гледенский монастырь иконостас
- Крутицкое подворье Храм крутицкое подворье
- Никишин николай николаевич
- Важные события и значимые даты в октябре Международный инвестиционный форум в Сочи
- Климент Ефремович Ворошилов
- Священномученик гермоген, епископ тобольский и сибирский и иже с ним убиенный иерей петр карелин На тобольской кафедре
- Качественные реакции в неорганической и органической химии
- Вводные слова в русском языке: правила Водные слова в русском языке таблица
- Д. И. Фонвизин "Недоросль". "в идеале честь являлась основным законом поведения дворянина Каким должен быть настоящий дворянин
- Определение целей, задач, путей развития общества Приведи примеры реализации каждой функции
- Проблемные вопросы блока «Общество»
- Идеальный турист – это человек, кот Другие вопросы из категории
- Конспект урока по английскому языку на тему "глобальные проблемы человечества" Глобальные проблемы земли на английском
- Ученье свет неученье тьма
- Употребление неопределенных местоимений в английском Неопределенно личные местоимения в английском языке