Определение целей, задач, путей развития общества. Экономические цели развития общества Определение целей развития общества примеры ее выполнения


Политическая партия -

2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

«цель»

«социализация»

«мобилизация»

«элита»

4. Прочитайте текст и выполните задания.

Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)



1) Заполните таблицу.

5. Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб: «Как вы считаете, партии оказывают или не оказывают влияние на положение дел в вашем регионе? И если оказывают, то значительное или незначительное?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните задания

Сформулируйте результаты опроса.

Выскажите предположение о причинах такого результата.

6. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

7. Объясните смысл высказываний.

«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).


Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

1. Кратко ответьте на вопросы.

1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

9) В чем состоит различие выборов и референдума?

10) Какую организацию называют политической партией?

2) Каковы главные особенности политической власти?

3) Что называют суверенитетом государства?

4) Каковы основные виды политических режимов?

5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

7) Что называют гражданским обществом?

8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется

1) правом 3) экономикой

2) политикой 4) суверенитетом

б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

в) Что отличает государство от других политических организаций?

1) исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политических программ

4) выдвижение политических лидеров

г) Что характеризует демократический режим?

1) командно-административные методы управления

2) всесторонний контроль государства за жизнью общества

3) господство исполнительной власти

4) равенство граждан перед законом

д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

а) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.

1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха

2) единоличный глава государства

3) наследственный порядок преемственности власти

4) ответственность правительства перед парламентом

б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:________________

в) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • В начале 40-х гг. XVII в. генерал-губернатор Голландской Индии решил выяснить, является ли Австралия частью Южного материка и соединена ли с ней Новая Гвинея.
  • Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства
  • Политические партии играют важную роль в обществен­ной жизни демокра тического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером

    1. выражение властно значимых интересов отдельных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса и налоговых льгот)

    2. разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития гражданского общества)

    3. политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию митингов в поддержку демократических реформ…)

    Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие раз­личные функции поли тических партий в современном обще­стве

    Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение здесь происходит не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

    Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

    При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникает не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.



    (Б.Н. Чичерин)



    С2. Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий»

    С3. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую их этих групп партий) Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

    С4. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами из текста и приведите пример, иллюстрирующий справедливость данного суждения.

    С1. 1. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах 2. главный источник: взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество
    С2. 1. наличие дисциплины в партийных рядах 3. наличие организации для совокупного действия 4. наличие политической свободы 5. развитие политического смысла 6. определение основных направлений своей деятельности 7. объединение людей около некоторых созданных ими начал 8. выработка политических нравов 9. общественная деятельность, требующая совместных усилий 10. сформировавшееся общественное мнение
    С3. 1а. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе 1б. там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос 2. пример: в США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются с учетом изменений в стране и мире, отражая интересы избирателей.
    С4. 1. Не разделяет 2. не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством. 3. в странах, осуществляющих переход к демократии, партийные коалиции, возникшие в парламентах в результате досрочных выборов, отличаются неустойчивостью и неумением принимать консолидированные решения.

    С6.С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

    Используя текст, укажите три функции политических партий. Назовите две любые неназванные в тексте функции политических партий и проиллюстрируйте каждую из них примером.


    Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24

    В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. В современном законодательстве предусматриваются следующие признаки политической партии: это свободно создаваемая автономная организация, действующая на принципах самоуправления; устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе; объединение в партию происходит на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; это некоммерческая организация, которая не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости; партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах. В странах тоталитарного социализма считается, что государственные служащие должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязанности такого рода не существует.

    Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учет всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых пар тиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим определенный процент голосов на выборах.

    Классификация партий возможна по самым различным основаниям. Это могут быть консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, выступающие против реформ (Консервативная партия в Великобритании); клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии); либеральные партии, выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; реформистские партии, которые выступают под лозунгами социализма за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе); радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство государственной власти. С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

    Пояснение.

    В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

    1) Функции политических партий из текста:

    Представляют своих кандидатов избирателям округов;

    Проводят кампании за избрание своих кандидатов;

    Привлекают на свою сторону массы.

    2) Другие функции и примеры к ним:

    Политическая социализация (например, гражданин Н. начал разбираться в политике, лучше её понимать, когда стал сторонником партии);

    Политическая партия отражает принципы определённой идеологии в своей программе, уставе (например, консервативная партия страны Z выступает за уважение традиций, важность религии, за запрет однополых браков и легких наркотиков, - это один из ключевых пунктов ее программы).

    Укажите и проиллюстрируйте примерами три вида политических отношений в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    Указаны виды политических отношений и приведены примеры , допустим:

    Отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России;

    Отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу;

    Отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

    Могут быть даны другие примеры, соответствующие заданию.

    Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например:

    1) экономическая функция. (Например, принятие Государственной Думой государственного бюджета);

    2) социальная функция. (Например, принятие Федеральным Собранием РФ закона о реформе пенсионной системы);

    3) функция обороны страны (Например, Президент РФ утвердил военную доктрину России).

    (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

    Политические пар­тии играют важ­ную роль в об­ще­ствен­ной жизни де­мо­кра­ти­че­ско­го общества. На­зо­ви­те любые три функ­ции политической пар­тии в по­ли­ти­че­ской системе об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    В пра­виль­ном ответе долж­ны быть на­зва­ны функции по­ли­ти­че­ской партии и при­ве­де­ны соответствующие «меры, допустим:

    1) Выражение власт­но значимых ин­те­ре­сов отдельных со­ци­аль­ных групп. (Например, парламентская фрак­ция политической пар­тии Х представляет ин­те­ре­сы среднего класса, до­би­ва­ясь принятия законодательства, ре­гла­мен­ти­ру­ю­ще­го деятельность сред­не­го и ма­ло­го бизнеса, и на­ло­го­вых льгот для этих видов бизнеса);

    2) Раз­ра­бот­ка политических про­грамм. (Например, политическая пар­тия Х представила свою про­грам­му развития ин­сти­ту­тов гражданского общества);

    3) При­вле­че­ние граждан к уча­стию в по­ли­ти­че­ской жизни (мобилизационная функция). (Например, политическая пар­тия Х провела серию мас­со­вых митингов в под­держ­ку демократических реформ, при­вле­кая молодёжь к уча­стию в них при­гла­ше­ни­ем известных поп-исполнителей).

    Могут быть на­зва­ны иные функ­ции политической партии, при­ве­де­ны иные примеры.

    В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    Приведены примеры, допустим:

    Ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании;

    Объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок;

    Журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова;

    Организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;

    Экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.

    Могут быть приведены и иные верные примеры.

    Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в демократическом обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    В ответе могут быть названы следующие примеры:

    1) воздействие государства на личность:

    Государство Х приняло закон запрещающий курение в общественных местах, теперь граждане вынуждены корректировать свое поведение иначе будут привлечены к административной ответственности;

    В государстве X существует система государственных образовательных учреждений, реализующих государственные образовательные программы, направленные на формирование у граждан определенной системы знаний, компетенций и ценностей;

    2) воздействие личности на государство:

    Граждане государства Х приняли участие в выборах в Парламент, в результате которых был сформирован его новый состав;

    Граждане государства Х вышли на массовый митинг против нового закона, принятого Парламентом, под их давлением депутаты приняли решение отменить закон.

    Могут быть приведены другие примеры

    Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства. (Сначала укажите признак демократии, затем как он проявляется в РФ). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

    Пояснение.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

    Народовластие. Например, в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме;

    Политический плюрализм. Например, в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия";

    Наличие свободных и независимых СМИ (гласность). Например, можно говорить о существовании гласности в РФ, СМИ, как федеральные, так и региональные и местные, широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти.

    Могут быть приведены другие примеры.

    Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    Названы три института и приведены примеры их деятельности, допустим:

    1) Политические партии. Например, партия КПРФ организовала митинг своих сторонников в честь 100-летия Октябрьской революции.

    2) Общественные движения. Например, организация «Экологический дозор» организовала субботник по уборке мусора в лесополосе.

    3) СМИ. Например, телеканал «Звезда» показал новостной сюжет о новых образцах вооружения Российской армии.

    Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности.

    Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

    Пояснение.

    В ответе могут быть названы органы государственной власти и соответствующие им полномочия:

    1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);

    2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);

    3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

    Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное.

    Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия

    Укажите любые три роли «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации

    Укажите три осо­бен­но­сти государства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской системы, и кон­кре­ти­зи­руй­те примером каж­дую на­зван­ную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие осо­бенн­но­сти и примеры:

    1) Толь­ко го­су­дар­ство об­ла­да­ет ор­га­на­ми при­нуж­де­ния. (В государстве Х существует органы полиции, армия);

    2) Суверенитет. (Другие государства не могут вмешиваться во внутренние дела России, все организации и люди на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии РФ обя­за­ны со­блю­дать за­ко­ны РФ, подчиняться ее публичным органам власти);

    3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на право­твор­че­ство (Федеральное Собрание РФ обладает исключительным правом на издание общеобязательных законов).

    Могут быть при­ве­де­ны и иные осо­бен­но­сти и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

    Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

    Назовите любые три функ­ции го­су­дар­ства в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    1) Со­дей­ствие раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния. (Например, Министерство Просвещения разработало новые учебные программы, новые стандарты сред­не­го образования);

    2) Кон­троль за ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния. (Например, в государстве Х ежегодно проходит единый государственный экзамен для выпускников школы, благодаря которому происходит независимая проверка качества образования);

    3) Ока­за­ние по­мо­щи учре­жде­ни­ям куль­ту­ры. (Например, государство Х осуществляет финансирование двор­цов культуры, биб­лио­тек и т.д.)

    Могут быть при­ве­де­ны и иные функ­ции и при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

    Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.

    Назовите любые три со­ци­аль­ные функ­ции го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

    Уста­нов­ле­ние и обес­пе­че­ние ми­ни­маль­ных со­ци­аль­ных стан­дар­тов жизни. (Например, в государстве Х Парламент принял закон устанавливающий минимальный размер оплаты труда);

    Поддержка различных категорий населения. (Например, в государстве Х ежемесячно происходит выплата пенсий пожилым людям и инвалидам. (Например, в государстве Х действуют биржи труда, где безработные могут бесплатно получить помощь в трудоустройстве);

    Обес­пе­че­ние занятости. (В государстве Х действует система бирж труда, где безработные бесплатно получают помощь в трудоустройстве).

    Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

    Приведите три про­яв­ле­ния роли об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций в по­ли­ти­че­ской си­сте­ме демократического об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое про­яв­ле­ние примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

    1.Защищают ин­те­ре­сы граждан. Например, в России действует организация Комитет солдатских матерей, которая защищает интересы лиц проходящих военную службу в российской армии.

    2. Решение социальных проблем. Например, экологическая организация «Green Peace» провела серию пикетов и митингов у областного Законодательного Собрания и добилась отмены разрешения на организацию городской свалки в природоохранной зоне.

    3. Общественный контроль за деятельностью властей. Например, Общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разоблачил группу региональных чиновников, которые незаконно обогащались за счет бюджетных средств. Собранные материалы были переданы в прокуратуру, после чего было возбуждено уголовное дело.

    Могут быть при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

    Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 6.

    Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной организации:

    1) Наличие определённой идеологии, си­сте­мы общих ценностей. (Например, на II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям, консерватизму).

    2) Стремление прий­ти к вла­сти. (Например, партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний).

    3) Нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определённых со­ци­аль­ных групп. (Например, партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей).

    Назовите любые три внеш­не­по­ли­ти­че­ские функ­ции со­вре­мен­но­го го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    1. Уча­стие в ре­ше­ние глобальных проблем.

    Для ре­ше­ния глобальной экологической про­бле­мы ряд го­су­дарств пришли к соглашению, под­пи­сав Киотский протокол, обя­зы­ва­ю­щий их со­кра­тить выбросы пар­ни­ко­вых газов.

    2. Обес­пе­че­ние национальной безопасности, ис­поль­зо­ва­ние вооруженных сил для ре­ше­ния задач.

    В 2003 г. США с со­юз­ни­ка­ми разработали опе­ра­цию "Шок и трепет", при осу­ществ­ле­нии которой с по­мо­щью вооруженных сил был сверг­нут режим С. Хусейна.

    3. За­щи­та и под­держ­ка экономических ин­те­ре­сов страны.

    Для за­щи­ты своих эко­но­ми­че­ских интересов, со­зда­нии единого эко­но­ми­че­ско­го и та­мо­жен­но­го пространства между Россией, Бе­ло­рус­си­ей и Ка­зах­ста­ном был со­здан Таможенный союз.

    4. От­ста­и­ва­ние интересов в меж­ду­на­род­ных организациях.

    Россия, как по­сто­ян­ный член Со­ве­та Безопасности ООН, за­бло­ки­ро­ва­ло решение Совета, про­ти­во­ре­ча­щее ее интересам.

    Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

    Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

    Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три при­зна­ка демократии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны при­зна­ки демократии:

    1) фор­ми­ро­ва­ние пар­ла­мен­та на ос­но­ве сво­бод­ных кон­ку­рент­ных вы­бо­ров (например, в ка­че­стве кан­ди­да­тов на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах в стра­не Z были за­ре­ги­стри­ро­ва­ны 400 человек, пре­тен­ду­ю­щих на 100 де­пу­тат­ских мандатов; из­би­ра­те­ли могли озна­ко­мить­ся с про­грам­мой каж­до­го кан­ди­да­та в своём окру­ге и осу­ще­ствить выбор);

    2) га­ран­тии по­ли­ти­че­ских прав и сво­бод граж­дан (например, в стра­не Z дей­ству­ют ин­сти­тут упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам человека, пра­вам ребёнка, а также пра­во­за­щит­ные об­ще­ствен­ные организации);

    3) ре­ше­ние во­про­сов боль­шин­ством го­ло­сов (например, в стра­не Z про­шло все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние о вне­се­нии по­пра­вок в ос­нов­ной закон страны, по­прав­ки были от­кло­не­ны боль­шин­ством голосов);

    4) учёт ин­те­ре­сов мень­шин­ства (например, в стра­не Z оп­по­зи­ци­он­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии имеют право кри­ти­ко­вать по­ли­ти­ку пра­ви­тель­ства и пред­ла­гать аль­тер­на­тив­ные ва­ри­ан­ты по­ли­ти­че­ских решений).

    Могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны дру­гие признаки, при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры

    Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 202.

    1) Ин­фор­ма­ци­он­ная элита. (Журналист из­вест­но­го из­да­ния опуб­ли­ко­вал ста­тью о про­бле­мах школы, после чего было при­ня­то ре­ше­ние вне­сти по­прав­ки в закон об образовании);

    2) На­уч­ная элита. (Известный учёный вы­сту­пил на за­се­да­нии пар­ла­мен­та стра­ны Z, за­ста­вив сво­и­ми ар­гу­мен­та­ми де­пу­та­тов пе­ре­смот­реть пла­ни­ру­е­мую про­грам­му на­уч­ных исследований).

    3) Эко­но­ми­че­ская элита. (Владелец круп­ной кор­по­ра­ции вло­жил зна­чи­тель­ные сред­ства в пред­вы­бор­ную кам­па­нию пар­тии N, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой вы­сту­па­ют в под­держ­ку вы­год­но­го ему законопроекта).

    Могут быть на­зва­ны дру­гие виды элит, при­ве­де­ны иные примеры.

    Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Пояснение.

    Могут быть приведены следующие примеры:

    1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

    2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести по телезрителей / читателей свои политические программы;

    3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

    2) определение целей и задач общественного развития, политического курса власти. (Например, Президент РФ выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, определяющим задачи развития российского общества);

    3) мобилизация ресурсов на достижение определенных целей. (Например, в Древнем Египте государство привлекало огромное количество людей и материалов для рытья оросительных каналов и строительства пирамид и храмовых комплексов).

    Могут быть названы другие функции, приведены другие примеры.

    Вопросы и задания.

    1. Охарактеризуйте политическую партию и покажите ее место в обществе.

    Политическая партия - организованная группа людей, разделяющая их общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство.

    Она представляет политическую организацию, выражающую интересы социальных групп и объединяющую их наиболее активных представителей.

    Руководство партии выбирают на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на них содержится партийный аппарат, проводятся партийные мероприятия, выпускается партийная литература и т. д. Чем более массовой является партия, тем больше денег в партийной казне. Таким образом, жизненным интересом для любой партии является ее массовость, популярность. Небольшие партии, не пользующиеся широкой поддержкой, со временем распадаются, сливаются с более крупными, трансформируются, надеясь выжить в обновленном виде.

    Между политическими партиями идет ожесточенная политическая борьба. Сильные поглощают или вытесняют слабых.

    Политические партии – это такие организации, которые добиваются контроля над управлением страной. Они – один из главных источников политического влияния. Партии действуют как посредники между индивидом и правительством, являясь в то же время механизмами продвижения своих лидеров к власти.

    К основным функциям политических партий в обществе относятся представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.п..

    2. * Не вступают ли между собой в противоречие две характеристики политической партии – являться организованной группой единомышленников и служить представительным институтом демократии? Выскажите свою точку зрения.

    Основная цель политической партии - овладение властью законным путем. А в политической партии состоят единомышленники, преследующие одни цели, изложенные в их программе. Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Партии как раз и являются институтом представительной демократии.

    Таким образом, две данные характеристики не вступают между собой в противоречие.

    3. * О какой стадии развития демократии говорит обилие политических партий? Объясните свой ответ.

    Обилие политических партий говорит о начале становления демократии в государстве. У этих партий много схожего, часто они различаются только акцентами. Однако они не торопятся объединяться между собой.

    В странах с давней демократической традицией такой многопартийности нет. Например в США и Англии только 2 ведущие политические партии.

    4. Что такое многопартийность и как она проявляется в разных странах?

    Многопартийность – партийная система, при которой в стране существует и легально действует более двух политических партий.

    В некоторых странах есть только однопартийная система (Китай, Куба, страны Северной Африки), в других двухпартийная система (США, Англия, Канада). Большинство европейских стран имеют многопартийную систему (Германия, Италия, Бельгия). При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение (Мексика – зарегистрировано более 12 партий, правит только одна).

    В Конституции РФ признается политическое многообразие и многопартийность (ст.13).

    5. * Почему в США и Англии всего две ведущие партии, но качество демократии от малого числа партий не страдает, а в России их много, но демократические преобразования идут с большим трудом?

    В тех странах, где многопартийная система только еще начинает складываться, насчитываются десятки и сотни политических партий и объединений. В странах с давней демократической традицией многопартийность отсутствует. В Англии и США ведущих партий по две. В России только еще складываются линии размежевания. У многочисленных партий много сходного, часто они различаются только акцентами. Так СПС и «Яблоко» выражают интересы демократии и рынка с западной ориентацией, но соединяться друг с другом не хотят. Когда они идут на выборы, то интеллигенция, голосующая обычно за них, не знает, кому отдать предпочтение. В результате электорат дробиться, каждая партия врозь получает меньше голосов, чем получили бы они вместе.

    6. Каким образом политические партии могут осуществлять контроль над страной? Можете ли вы проиллюстрировать это на примере нашей страны или зарубежных стран.

    Партии достигают контроля над правительством, делегируя в него большое число своих представителей, нежели их противники. Промежуточной станцией обычно выступает парламент. Именно в нем партия старается заполучить наибольшее число мест. Если в данной стране правительство формируется партией парламентского большинства, как в Англии, то путь наверх происходит непосредственно через победу в парламенте. Если в стране сильна власть президента, который по конституции должен стоять над партийными интересами и не поддерживать ни одну партию, но зато формировать правительство, подчиняющееся ему, а не парламенту, то контроля можно достичь косвенно – через принятие выгодных правительству законов, негативную оценку его деятельности в парламенте, саботирование его решений, критику в прессе и т. д.

    При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение. В Мексике зарегистрировано более 12 партий, но правительство контролирует одна; СССР, где вся власть была сосредоточена в руках одной партии.

    В Великобритании правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин парламента. По его рекомендации глава государства (королева Великобритании) назначает остальных членов правительства. В случае вынесения Палатой общин парламента вотума недоверия правительству оно должно подать в отставку.

    7. Какие функции выполняет политическая партия? Какую вы считаете самой важной? А если одна функция начинает противоречить другой, то страдает ли от этого авторитет политической партии?

    Политические партии выполняют следующие функции:

    1. Политическая – овладение государственной властью.

    2. Представительская – выражение интересов определенных групп и слоев населения.

    3. Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях.

    4. Социализаторская – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

    5. Рекруиторская – отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.

    Я не могу сказать, что какая-либо из этих функций будет наиболее важной. Политическая партия должна выполнять все эти функции, иначе она не добьется успеха в получении власти.

    Если, к примеру, политическая партия перестанет выполнять представительскую функцию, то авторитет она потеряет. Т. е. в состав правительства и парламента она вошла, а интересы своих сторонников выполнять не собирается. Следовательно, она потеряет свои голоса на следующих выборах.

    ?Проблема. Как вы считаете, надо ли молодежи участвовать в работе политических партий?

    Молодежи надо участвовать в работе политических партий. Нужна молодежь с новыми взглядами, с новыми идеями, с новыми решениями возникающих проблем. На мой взгляд, только молодежь может знать о проблемах молодежи. Также это возможность получить определенный опыт, потому что кому-то в будущем нужно будет руководить государством.

    Практикум. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей функции политической партии. (Таблица исправлена)

    Выбор редакции
    Министерство образования и науки Республики Казахстан АО « Өркен » ИШПП РК ФМН Дидактический материал по химии Качественные реакции...

    Какие же слова являются вводными, в чем особенности употребления различных знаков препинания для того, чтобы выделить вводные...

    Д.И. Фонвизин по своим убеждениям был просветителем и увлекался идеями вольтерьянства. Он на время стал заложником мифов и легенд о...

    Политическая система общества – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и...
    Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут...
    Writing a short while the full definition of "tourism", by the diversity of his functions, and a large number of forms of expression, it...
    Если вы приедете в Великобританию учиться, возможно, вы удивитесь некоторым словам и фразам, которые используют только местные. Не...
    Неопределенные местоимения Some body кто-то, кто-нибудь Someone кто-то, кто-нибудь Something что-то, что-нибудь...
    Популярное