Основная тема конфликта горе от ума. Основной конфликт комедии ”Горе от ума”. Новаторство комедии «Горе от ума»


Читая комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума", мы становимся свидетелями столкновения двух эпох – "века нынешнего" и "века минувшего". "Горе от ума" - единственное ставшее известным произведения Александра Сергеевича Грибоедова снискал всенародную известность. Это произведение стоит особняком в русской литературе первой четверти XIX века.

Конфликт поколений показан Грибоедовым с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Но не сразу было понято художественное

Совершенство пьесы А. С. Грибоедова. Пушкин назвал ее "бурей в стакане воды", а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно.

Создание этой пьесы ознаменовало переход от классицизма к реализму в русской литературе. Персонажи в пьесе не делятся на положительных и отрицательных. Даже если Чацкий - положительный, остальные-то уж точно - нет. Но разве не смешно: послушать, как бранятся люди? Надо знать, что такое русский ум, а если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная. А разве не смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, но уж никак не здраво действующий. Скажите на милость, зачем он своими беспрестанными любовными объяснениями надоедает Софье, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, да который, к тому же, смеется над ее избранником?

Насмешливое отношение к барской Москве приведет Чацкого к конфликту с обществом. Чацкому ненавистны "прошедшего житья подлейшие черты", люди, которые, "сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма". Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, - это Софья. Но она холодна, и ее холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения - раболепство: "Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя!" - говорит Фамусов.

Зрителю и читателю уже ясно, между Фамусовым и Чацким не просто спор – столкнулись два мировоззрения, два лагеря. Чацкий все еще не хочет продолжать спор, он готов уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану - неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. И вот слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть.

Драматургическое мастерство Грибоедова проявляется в умелом слиянии истории несчастной любви Чацкого к Софье и конфликта Чацкого с московским дворянством. В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов, и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны.

Как истинный просветитель, Чацкий отстаивает права разума и страстно верит в его силу. Он защищает право служить просвещению и науке:

Теперь пускай из нас один

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -

Они тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем! Опасным!!!

Высказываясь горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует свободы не только для себя, но и для своего века. Его идеал - это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он - обличитель лжи. Чацкий не понят и одинок. В этом трагедия самого Чацкого - благородного, умного, честного человека с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен количеством старой силы. Более того - он вытолкнут из фамусовского общества.

В борьбе с миром фамусовых Чацкий - победитель, а не побежденный, ибо остался самим собой. Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом. Говорят, один в поле не воин. Да нет же, воин, если этот воин - Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. И поэтому Чацкий - жертва. Это еще одно подтверждение того, что пьеса "Горе от ума" - трагедия. Так же как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после спектакля обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без иронии. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня.


Тема отцов и детей раскрывается в комедии Грибоедова «Горе от ума». Здесь очень ярко представлены различия между поколениями. Против фамусовского общества, представляющее «отцов», поставлен Чацкий – умный молодой человек, имеющий свою точку зрения, желающий изменить мир. Но ему одному трудно противостоять устоям и традициям, которые складывались много лет. Фамусов и ему подобные не хотят ничего менять, они стремятся удержаться несмотря ни на что.

Возможно, они понимают, что их время подходит к концу, что мир принадлежит новым людям, таким как Чацкий. Изменения неизбежны. Но они стремятся отодвинуть их приближение как можно дольше. Ища поддержку, Чацкий обращается к Софье. Ему казалось, что она любит его. Софью убеждают, что Чацкий сумасшедший, и она отрекается от него. Воспитанная в этом обществе, она вобрала в себя и взгляды, которых они придерживались. Чацкий остается один во враждебной среде. В итоге, он обвиняет всех, называя «толпой-мучителей» и уезжает. Однако последнее слово остается за Фамусовым.

Обновлено: 2017-08-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

А. С. Грибоедов комедией «Горе от ума» внес много нового в русскую литературу. В том числе это касается сущности самого конфликта в произведении. До Грибоедова в комедиях писателей- классицистов основной движущей силой в развитии действия был любовный конфликт. «Горе от ума» не только и не столько построена на любовном треугольнике, сколько на столкновении главного героя Чацкого с обществом, то есть речь идет о так называемом психологическом конфликте, который строится на противостоянии просветительских идей, то есть ума, и реальной жизни.
После трехлетнего отсутствия главный герой комедии Чацкий приезжает в дом Фамусова с целью увидеть Софью Павловну, узнать, остались ли в ее душе нежные чувства к нему. Но девушка уже не отвечает взаимностью Чацкому, она полюбила Молчалина. Чацкий раздражен холодностью Софьи и тем, что он не понимает, кого она любит. Все его мысли направлены на разрешение этой загадки, впрочем, загадки только для его влюбленного сердца. Потому что по холодному приему Софьи, по ее отговоркам, например, об остывающих щипцах, по ее обмороку после падения Молчалина каждый бы понял, кому отдано ее сердце. Но Чацкий влюблен, он, а не Софья «себя надеждами завлек». Он сомневается, он встревожен, раздражен и поэтому постоянно говорит обо всех недостатках окружающих его людей. Чацкий критикует всех, критикует то общество, в котором родился, воспитывался и вырос. Таким образом, любовный конфликт перерастает в конфликт Чацкого и общества. Фамусовское общество, защищаясь от обличителя Чацкого, воспринимает обмолвку Софьи: «Он не в своем уме» как реальное врачебное заключение о душевном недуге Чацкого. Действительно, очень удобно считать главного героя сумасшедшим: можно не только не обращать внимания на его слова, но даже и пожалеть повредившегося в уме человека. На балу у Фамусова, после того как известие о безумии Чацкого распространилось, все «пятятся от него в противную сторону», смотря на него «опасливо», отходят от него и «в вальсе кружатся с величайшим усердием», разбредаются к карточным столам. Бал заканчивается, гости разъезжаются, и Чацкий встречает Репетилова. Репети- лов - пародия на Чацкого. Он в точности исполняет, совершает все то, о чем Чацкий говорит в переносном смысле: «Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног». Репетилов: «Хвать, об порог задел ногою, / И растянулся во весь рост». Репетилов, как и Чацкий, даже не замечает, что его недавний собеседник исчезает, сменяясь то одним, то другим. С помощью этого образа писатель показывает, что просветительские идеи Чацкого, посеянные в почву фамусовского общества, могут дать только такие всходы, как Репетилов и его «секретнейший союз», а значит, любые попытки изменить мир словом обречены на провал. Уезжая, Репетилов произносит фразу: «поди, сажай меня в карету, / Вези куда-нибудь». Это как предвосхищение отъезда Чацкого, который скажет: «Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок! - Карету мне, карету!»
Появление Репетилова и подчеркнутое безразличие окружающих к Чацкому делают читателя свидетелем того факта, что конфликт Чацкого с обществом перерастает в серьезное противоречие между просветительскими идеями Чацкого, с помощью которых невозможно изменить мир, и самим реальным миром, который имеет право на существование.
Подслушав разговор Молчалина, Лизы и Софьи, Чацкий наконец разрешает свои сомнения о том, кто же мил сердцу Софьи. Он устраивает сцену ревности девушке, и на шум сбегается весь дом. К Чацкому наконец-то возвращается способность здраво мыслить. Он говорит: «...отрезвился я сполна». Разрешается любовный конфликт - Чацкий узнает, что Софья любит Молчалина, и конфликт с обществом завершен - главный герой уезжает. Но конфликт между реальным миром и просветительскими идеями, по всей видимости, этим не исчерпан - Чацкий не отказывается от своего мировоззрения, уезжая с «мильоном терзаний» в сердце. Психологическая драма Чацкого остается с ним, в его душе.
Такое сложное переплетение конфликтов прочно укрепилось в русской литературе после А. С. Грибоедова. Современные читатели уже не могут представить себе литературное произведение с каким- то лишь одним конфликтом. Многоплановость конфликтов отныне привычна нам. Не стоит забывать, что именно А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» разработал такой тип усложненного конфликта.
И дело не только в просветительских идеях и тех бедах, что они влекут за собой. Это драма сознания. «Не годится человеку вкушать от древа познания», - скажет потом Андрей Болконский у Толстого. Трагическое непонимание друг друга между хорошими, честными людьми (как Софья и Чацкий), невозможность для человека коренным образом изменить мир, наконец, его смертность в контрасте с тягой к решению вечных вопросов - вот суть конфликта этой великой комедии.

Одна из центральных тем в пьесе «Горе от ума» - столкновение поколений, конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».

Эта проблема актуальна вне зависимости от времени. А Александр Сергеевич продемонстрировал её с точки зрения человека прогрессивного, с совершенно иным, нежели у закостеневших представителей старого поколения, образом мыслей. К сожалению, в подобном обществе иначе мыслящий Чацкий становится лишним...

Современники о пьесе «Горе от ума», образ Чацкого

Изначально, комедия была принята критиками очень и очень неоднозначно. Даже великий А. С. Пушкин отрицательно отзывался о ней, как о «буре в стакане».

Впрочем, не все были столь категоричны. И. А. Гончаров, например, положительно оценивал образ Чацкого, называя его единственным здравомыслящим героем пьесы.

Вообще Чацкий - определяющая персона пьесы. Он против лжи и приспособленчества, не зависим от чужого мнения. Он отстаивает своё мнение, не поддаётся давлению общества.

«Век минувший» и противостояние ему Александра Чацкого

Кому же противостоит Чацкий? Кто представляет то ненавистное ему общество? Перечислим основных его представителей:

  • Фамусов. Конечно, стоит начать именно с него. Он не обладает живым умом и не имеет образования, при этом занимая хорошую должность.
  • Скалозуб. Полковник, который получил этот чин далеко не ввиду выдающихся способностей. При этом он богат, груб и неумён.
  • Репетилов. Пустой любитель поговорить, благосостояние которого держится на удачном браке.
  • Загорецкий. Плут, лгун и вор.

Также можно отметить графинь Хрюминых, Горичей, Тугоуховских, Хлестову.

Все они ярко иллюстрируют собой картину столичного дворянства тех лет. Они глупы, ограничены, и жёстко протестуют против всего нового, вешая ярлык сумасшедшего на человека, который пытается изменить устоявшиеся порядки.

Таким «сумасшедшим» и изображён Чацкий. Он открыто критикует спесивость, коверкание дворянами родного языка на французский манер, постоянное лицемерие и лизоблюдство.

Потому и возникает этот конфликт. Но, к сожалению, противостоять обществу главному герою приходится в одиночестве.

Единственный, кто мог бы содействовать Чацкому - это Софья. Она образована и далеко не глупа, имеет собственное мнение.

Однако её удерживает чувство, которое она испытывает к Молчалину. Именно эта придуманная любовь не даёт ей присоединиться к Чацкому, разделить его взгляды. Софья даже отвергает его доброе и искреннее отношение к ней, предпочитая негодяя Молчалина.

Несмотря на то, что главный герой одинок, теряет любовь, покидает Москву, он остаётся в выигрыше. Он не сдаётся, не поступается принципами, не опускается до уровня «фамусовского» общества. И в этом его победа и сила.

Пример сочинения по направлению "Отцы и дети".

Конфликт между поколениями заключается в привычке старших свысока смотреть на подрастающее поколение и в стремлении младших к самоутверждению. Вся вина наших «отцов» лишь в том, что они помнят нас маленькими и беспомощными. Об этом говорит Кристофер Морли так: «Не везёт нам с детьми – из них всегда вырастают взрослые». Чтобы понять, что дети выросли, нужно иметь внутреннюю гибкость, но не каждый может этим похвастаться. Вина «детей» в конфликте поколений заключается в их желании сбросить «отцов» с пьедестала и самим занять это место, часто даже не предполагая, как трудно на нём находиться. Об этом есть такой анекдот: «В детском саду я хотел стать взрослым, а теперь стал взрослым и хочу в детский сад». О трудностях отношений «отцов и детей» написано множество художественных произведений.

В комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов раскрывает конфликт поколений. Главным героем произведения является Александр Андреевич Чацкий – представитель «детей». Его устами автор отрицает всё, что для поколения «отцов» является незыблемым:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?

Всё происходящее в доме Фамусова подвергается осмеянию и критике со стороны Чацкого. Это вызывает недовольство хозяина дома, который «по-отечески» наставляет:

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших гладя…

На примере этих двух героев комедии мы ясно видим, что молодое поколение отрицает всё, что важно для стариков, потому что жизнь предъявляет новые требования, и воплощать это в жизнь могут только «продвинутые» люди. Старое поколение цепко держится за свои устои, так как не представляют себе жизни, когда они будут вынуждены выпустить из рук «бразды правления».

Такая же проблема поставлена в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Спор представителя «детей», Базарова, и представителя «отцов», Павла Петровича Кирсанова, крутится вокруг неких «принципов», которые для стариков – основа жизни и которые совершенно никакой ценности не представляют для молодых нигилистов. Свою предназначение Евгений Базаров в необходимости «расчистить» жизнь от старого хлама, чтобы появилась возможность строить что-то новое. Это ужасает Кирсанова, так он понимает - он и есть тот самый хлам, от которого намеривается избавить мир молодой и дерзкий нигилист.

На данных примерах мы убеждаемся, что конфликт поколений зиждется на основном законе диалектики - «борьбе и единстве противоположностей». Если существуют противоположные: молодые и старые, значит, они должны находиться в конфликте, только бы они не уничтожали бы друг друга, а приходили бы к единству.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...