Особенности конфликта в цыганы. «Естественный и цивилизованный мир в поэме А.С. Пушкина «Цыганы. Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы


Работая над поэмой «Цыганы» (1824), Пушкин создавал характеры и описывал быт цыган не с чужих слов — он тщательно изучал их жизнь и даже сам несколько дней жил в цыганском таборе. В 1823— 1824 годах, которые пушкинисты называют временем мировоззренческого кризиса Пушкина, перед ним стоял ряд острых жизненных и творческих вопросов. Они прежде всего касались выбора жизненного пути (Пушкин задумывался об отъезде из России) и литературного стиля (поэт переживал глубокие сомнения в перспективности романтического стиля). В этой непростой атмосфере раздумий и выбора создавались «Цыганы», элегия «К морю» (1824) и продолжалась работа над первыми главами романа в стихах «Евгений Онегин».

Сюжет «Цыган» может показаться совсем далёким от реальной жизни. Почему Пушкин обратился к столь экзотичной и малореальной истории? Конечно, в момент создания произведения поэт живёт на юге России и встречает много необыкновенного, а нравы кочевого народа интересны читателю из далёких столиц. Однако описание цыганской жизни занимает в поэме не первое по значимости место. В основе конфликта поэмы — столкновение двух противоположных укладов жизни людей — цивилизации и примитивной культуры. В начале поэмы Пушкин изображает цыганский табор и описывает появление героя Алеко в нём.

Завязка конфликта поэмы намечена в рассказе Земфиры о желании Алеко остаться у цыган. Она обозначена через противопоставление вольной жизни цыган:

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами

и причины, приведшей к ним Алеко:

Он хочет быть, как мы, цыганом;

Его преследует закон...

На условном языке романтической поэмы слова Земфиры о том, что Алеко «преследует закон», не нужно понимать так, что тот совершил преступление. Герой — добровольный изгнанник, это основной тип романтического героя, таков Чайльд-Гарольд у Байрона, пленник в «Кавказском пленнике» Пушкина и другие. Алеко бежит от культуры, где властвует закон, принуждение, подавляется личность, свобода совести, мысли и слова, — всё это Алеко высказывает в своём страстном монологе Земфире.

Бегство Алеко — безусловный протест против неприемлемых для дворянина порядков в России, имеющий политическую основу, ведь именно в 1824 году возросло недовольство прогрессивной части общества и активизировались тайные политические общества. В 1824 году А.С. Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», в которой подверг резкому осмеянию косное и консервативное общество того времени.

Бегство Алеко является также и протестом против цивилизации, лишающей человека естественной свободы, простых чувств и отношений — дружбы и любви. Герой надеется найти достойную и свободную жизнь в среде вольных цыган, жизнь которых не тронута ни цивилизацией, ни культурой с её условными законами и ограничениями личности. Образ Алеко, безусловно, содержит биографические черты — недаром Пушкин даёт герою своё имя, не исключено, что кто-нибудь именно так называл Пушкина во время его пребывания в таборе. Более того, судьба литературного героя Алеко напоминает судьбу находящегося в ссылке Пушкина.

Между тем не стоит упрощать ситуацию конфликта, поскольку герой не просто по своей воле бежит из «душных городов», его вынуждают обстоятельства. В поэме присутствуют два основных романтических мотива, к которым поэт прибегает при создании образа героя, — мотив бегства и мотив изгнанничества.

Пушкин не останавливается на простом противопоставлении природы, вольной жизни табора и «неволи душных городов». Если бы поэт не различал романтический вымысел и реальность, то, вероятно, оставил бы Алеко среди цыган и тем самым разрешил конфликт в пользу простой, естественной жизни без законов, без развитой культуры. «Поэтическая дикость» цыган, по выражению Вяземского, привлекала Пушкина как яркий фон для изображения конфликта. Но сможет ли Алеко принять не только быт, но и сами нравы, неписаные правила жизни цыган? Что означает их вольность?

Развитие сюжета приводит к тому, что через два года жизни Алеко в «мирной толпе» цыган произошло событие, которое для него стало катастрофой, но для цыганских нравов и их природной «философии» было лишь естественным эпизодом: Земфира охладела к Алеко и изменила ему, притом так же легко и бездумно, как ранее привела его в табор.

Земфира поёт песню, называя Алеко «старым мужем», однако не надо понимать это выражение буквально: Алеко не стар по возрасту, он муж, который долго живёт с ней, то есть муж надоевший. Теперь же она встретила другого, «свежее весны, жарче летнего дня», и, как молодое растение, тянется к нему. Алеко неистовствует, безумствует, но это вызывает в Земфире не сочувствие, а страх. Отец Земфиры, чтобы утешить ревнивца, рассказывает Алеко свою историю.

Заметим, что и Земфира, и её мать Мариула оставляют своих мужей с маленькими дочерьми, то есть поступают по своей воле, подчиняясь только природному зову, не зная ни ответственности, ни долга. Отец Земфиры принимает эту вольность безропотно, как естественный закон жизни. Такова цыганская жизнь, которую Алеко постичь не мог, сколько бы ни жил среди этого племени. Он непримирим, внося в жизнь цыган свои требования, законы и волю. Таким образом, основной нравственный конфликт поэмы связан с разным пониманием воли: «воля» как желание и его свободное исполнение и «воля» как подавление другого, принуждение. Конфликт этот также неразрешим. Кульминация конфликта в поэме традиционна для романтической поэтики, происходит в атмосфере неистовых страстей и драматических поступков. Так, в самый разгар ночного свидания Земфиры с молодым цыганом появляется Алеко. Земфира умирает непокорённой, верной своей естественной вольности, в её чувстве нет оттенка вечной любви и преданности, которыми наделяли своих героинь романтики. Она вольна любить любого, кто пленит её воображение, глубины же её души остаются незатронутыми.

Таким образом, несовместимость культуры и дикой вольности, высокого духа и грубой наивности и, как следствие, неразрешимость конфликта показаны Пушкиным через любовную ситуацию. Развязкой поэмы служит изгнание Алеко из табора.

Мысль Пушкина состоит в том, что ни бегство от реальной жизни, ни самая решительная смена места и образа жизни, ни философия или убеждения не защитят человека от него самого, от «страстей роковых», то есть невозможно угадать будущее и отгородиться от него, «от судеб защиты нет», надо смело идти вперёд. Это объясняет, почему Пушкин подчинился воле царя и отправился в ссылку в Михайловское, а не выбрал бегство. Поэма также отражает отход от романтизма и формирование нового художественного стиля поэта.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в про-тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо-да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме-нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво-боду человека сложными правилами — не только написанны-ми законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя. Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко-личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь-ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та-кого сообщества. Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра-ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време-на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко-ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму. Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован-ном обществе Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци-вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на-падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от-личались все кочевые народы. Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь-зовал экзотических тогда в России цыган для того» чтобы вы-сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон-фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз-очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого. Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо-ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб-ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го-голевских личин, сросшихся намертво с человеком. Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не-избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность. Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна-ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела-ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли-ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при-сутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

расскажите о романтическом конфликте в поэме Цыганы и получил лучший ответ

Ответ от Елена николаева[новичек]
Поэма написана А. С. Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время (1823-1824 годы) . Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви. Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою «желчь» и «цинизм» (по его выражению) : «Сеятель» , «Демон» , «Разговор книгопродавца с поэтом» , и немного позже - «Сцену из Фауста» и другие, оставшиеся в рукописи неоконченными. К числу подобных произведений относится поэма «Цыганы» . Ее содержание - критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы.
Герой поэмы - романтический изгнанник - в поисках свободы бежит из культурного общества, из «неволи душных городов» к свободным, живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам. Изображенные Пушкиным вольные и веселые цыганы, конечно, не похожи на подлинных бессарабских цыган, живших тогда в «крепостном состоянии» . Но Пушкину нужно было создать своему герою такую обстановку, в которой он мог бы полностью удовлетворить свое страстное желание абсолютной, ничем не ограниченной свободы.
И тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в цыганском обществе, не желает признавать ее для других (для Земфиры) , если эта свобода затрагивает его интересы, нарушает его мнимые «права»
«Я не таков, - говорит он старому цыгану.
Нет, я не споря от прав моих не откажусь» .
Поэт развенчивает романтического героя, показывая его подлинную сущность эгоиста и убийцы. В «Цыганах» развенчивается романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин убедительно показывает, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни возможны только для общества людей примитивных в своих потребностях, ленивых, праздных, да к тому же робких и слабых. …Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел - оставь же нас,
говорит старый цыган чужаку Алеко, убившему свою жену и молодого цыгана, ее возлюбленного.
Абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающих никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими, показана Пушкиным в поведении Земфиры и ее матери Мариулы. Земфире «скучно, сердце воли просит» , и она легко изменяет горячо любящему ее Алеко. К тому же полная свобода в поступках вовсе не дает «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим несчастьем, считая, что это - нормальный порядок, что «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь» .
Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение… Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно:
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Эти выстраданные Пушкиным глубокие мысли и чувства облечены в «Цыганах» в совершенную поэтическую форму. Свободная и в то же время четкая и ясная композиция поэмы, яркие картины жизни и быта цыган, насыщенные лиризмом описания чувств и переживаний героя, драматические диалоги, в которых раскрываются конфликты и противоречия, составляющие содержание поэмы, включенные в нее посторонние эпизоды - стихи о беззаботной птичке и рассказ об Овидии, - все это делает поэму «Цыганы» одним из лучших произведений молодого Пушкина.

Дата: 25.12.13

Урок русской литературы в 8 классе

Тема: Романтический конфликт в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

Цели:

- обучающая: актуализировать знания учащихся о романтизме как о литературном направлении;

выявить черты романтизма в поэме «Цыганы»; проанализировать систему образов и

конфликт поэмы;

- развивающая: развивать умение учащихся давать характеристику героям, сопоставлять, воспринимать и

интерпретировать поэтическое произведение;

- воспитательная: способствовать формированию понимания личной свободы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, компьютер, фильм «Алеко», презентация.

Ход урока

I .Организационный момент.

Приветствие. Запись числа и тем урока. Целеполагание.

II . Повторение.

Вспомним, что такое романтизм?

Когда он возник и где?

Каковы основные принципы романтизма?

Каких представителей романтизма вы уже знаете?

Вспомним термины, которые мы изучили на прошлом уроке. К доске 2 человека. Один ученик пишет определение термина «баллада», другой – «элегия». Проверяем все вместе.

III . Слово учителя о писателе.

Сегодня мы поговорим о поэме А. Пушкина «Цыганы». Мы окунемся в мир этого свободолюбивого народа и попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы.

Презентация

    Сегодня речь пойдет о Пушкине как о поэте-романтике. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но плодотворным. Этот период – период Южной ссылки 1820-1824 гг. Сослали его из-за вольнолюбивых стихов, которые были не по душе властителям.

Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

    У Пушкина были особые отношения с цыганами. Находясь в ссылке, Пушкин изучил историю, фольклор, литературу этого народа, знал их язык и песни.

    Поэма «Цыганы» достаточно автобиографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, брошенную матерью. Затем эта цыганка сбежала из табора и была зарезана ревнивым цыганом. Автобиографичность можно проследить и в именах. Алеко – Александр, Мариула – жена старого цыгана, возлюбленная Пушкина.

Ребята, о чем эта поэма? Кто кратко перескажет сюжет поэмы?

Сюжет поэмы мы можем отобразить в нескольких словах: приход Алеко – любовь – ревность – убийство.

Где происходит действие поэмы? (в цыганском таборе). Я предлагаю посмотреть отрывки из фильма «Алеко» по одноименной опере Рахманинова. Давайте посмотрим, как же жили цыганы. (смотрим отрывок из фильма)

Итак, какова жизнь цыган? Какое качество можно выделить в их характере? Что для них превыше всего? (свобода, вольность)

IV . Беседа по тексту произведения.

    Работа над образами

Алеко

    Как появляется Алеко в таборе? Что заставляет его присоединиться к табору? Найдите в тексте слова Алеко и зачитайте («О чем жалеть? Когда б ты знала…»).

    Какая черта романтизма проявляется в этих словах Алеко? (герой бежит от действительности, он не удовлетворен ею)

Земфира

    Охарактеризуйте Земфиру.

    Что привлекло ее в молодом цыгане?

Когда проявляется характер Алеко? Его настрой? Найдите в тексте этот момент («Я не таков…»).

Почем у него такой характер? (он считает Земфиру своей собственностью)

К чему все это привело? (к убийству). Давайте посмотрим сцену убийства. (смотрим отрывок)

Итак, какова основная идея поэмы? Какой конфликт?

Алеко и Земфира воплощают общественные характеры людей, сложившиеся в цыганском таборе и светском обществе; разные характеры

Вольная жизнь цивилизация

Алеко несовместим с жизнью табора!!!

Какова роль старого цыгана в поэме?

Как понимает свободу старый цыган и Алеко?

Любит только себя

собственническое понимание свободы

Признает право на свободу выбора

гуманистическое понимание свободы

Какой приговор выносит цыган Алеко? Зачитайте. («Оставь нас, гордый человек…») (смотрим отрывок)

Итак, ребята, давайте выделим основные черты романтизма в поэме «Цыганы»

    Двоемирие

    Герой не удовлетворён действительностью

    Стремление к безграничной свободе

    Герой одинок

    Необычный характер в необычных обстоятельствах

    V . Домашнее задание. Выучить наизусть слова старого цыгана.

    VI . Подведение итогов.

    Почему поэма «Цыганы» - романтическая?

    Какой основной романтический конфликт в поэме?

Александр Сергеевич Пушкин является автором большого количества известных произведений. Знакомство с его творчество начинается с самых малых лет и до глубокой старости приятно перечитывать его стихи «Я помню чудное мгновенье», «Цветок», «Мне памятно другое время», а так же его бессмертные поэмы – «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Медный всадник» и другие.

Каждое творение А.С. Пушкина, пропитано трепетным сюжетом и глубоким смыслом. В произведениях нет ничего лишнего, и каждый персонаж несет посыл для своего читателя. Каждое отдельное творение заслуживает отдельного личного внимания.

Поэма «Цыганы» является завершающей в романтическом цикле произведений А.С. Пушкина. Оно было написано в 1824 году, в Кишинёве. Автор в этот момент находился в ссылке и проводил большую часть времени за наблюдением цыганского этноса. Проникнувшись к бытию этого народа, Пушкин создает поэму «Цыганы», которая является неким ответом на уже ранее написанную поэму «Кавказский пленник». Автор был поражен и очарован философией свободного народа – цыганами и свободой в отношениях между мужчиной и женщиной.

Само произведение представлено в композиции по всем правилам романтизма. Правда, представлен он в более критичной форме, так как сам Пушкин продолжает свой конфликт с Байроном. По его мнению, возвращение к естественной среде является не развитием творчества личности, а её торможение и застой.

В поэме присутствует основной конфликт – это столкновение двух миров: современного и первобытного. В первом существуют законы, права и порядок, а во втором ритуалы, обычаи и каноны. Не обошлось и без любовной линии, которая происходит между Алеко и Земфирой. Последняя является дочерью старого цыгана и живет свободной жизнью в таборе. Как раз она и приводит Алеко в табор и знакомит его с местными обычаями.

Алеко является главным персонажем поэмы. Он убегает из города, так как не в силах мириться с несправедливостью, фальшей и лицемерием окружающих. Душу Алеко олицетворяет образ Луны. Ведь во сне, Луна была затемненной, как и душевное состояние главного персонажа.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6 класс описание

    На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

  • Анализ романа Война и мир Толстого

    Произведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном

  • Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 класс

    «Лесная прохлада» - очень красивая, светлая картина. В ней, действительно, есть свежесть, энергия… Мы видим ручей, источник сил. Вокруг него – густой лес. На картине много солнца

  • Анализ сказки Жуковского Спящая царевна
  • Характеристика и образ Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение

    Одним из ключевых персонажей повести А. И. Куприна Яма является студент Василий Васильевич Лихонин. Лихонин - личность не то чтобы положительная, но это и не отрицательный герой.

Выбор редакции
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...

Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...

Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...

01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...
«12» ноября 2012 года Национальный состав населения Республики Бурятия Одним из вопросов, представляющих интерес для широкого круга...
Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже...
Вертикаль власти не распространяется на Башкортостан. Публичная политика, которая, казалось, как древний мамонт, давно вымерла на...
Традиционная карельская кухня — элемент культуры народа. Пища — один из важнейших элементов материальной культуры народа. Специфика её...