Первобытно общинный строй и древний мир. Первобытно-общинный строй и его характеристика


Одной из первых ступеней развития человечества является первобытно-общинный строй. Это самый длительный который длился около 650 тысяч лет. Расселение первобытных людей происходило неравномерно. Первоначально они населяли некоторую часть Африки, Южную Азию и южную часть Европы. Затем люди стали занимать и другие территории Земли. Первобытно-общинный строй - это важная часть развития человечества.

В период появления первобытных людей климат был намного теплее и мягче. Растительность, покрывающая планету, была разнообразной и очень богатой. Люди селились малочисленными группами. Они собирали плоды, занимались охотой, искали корни растений, пригодные для употребления в пищу. Питание людей в этот период нельзя назвать регулярным. Добыча пищи зависела от случайностей и всегда сопровождалась опасностью и риском.

Не всегда удавалось найти пропитание, поэтому люди часто голодали. Ко всему прочему, большую опасность для них представляли хищные животные.

Человек - это существо разумное. Поэтому люди стали изготавливать орудия и приспособления, которые помогали им охотиться на животных, добывать пропитание и делать жизнь более легкой. Изначально это были примитивные инструменты, сделанные из камня или дерева.

Не будет полной, если не упомянуть о том, что в этот период люди познали огонь. Они наблюдали за природными явлениями (молнии, и хранили огонь, появившийся в этом случае. Однако еще много времени прошло, прежде чем люди научились самостоятельно добывать огонь. С появлением огня люди могли приготовить пищу, согреться или отпугнуть зверей.

Первобытно-общинный строй уже выявил задатки образования общества. Люди селились группами. В одиночку никто бы из них не выжил. Совместно добывалась пища и осуществлялся весь основной труд. Это увеличивало эффективность, повышало навыки и, как следствие, улучшало жизненный уровень.

Общение друг с другом привело к развитию речи. Общее дело заставляло людей договариваться между собой и делиться опытом. Речь способствовала более плодотворному труду и являлась главным отличием человека от животных.

Первобытно-общинный строй не знал разделения на классы, государства и страны. Человечество проходило этап развития элементарных навыков, речи и мышления. Этот период длился около 400 тысяч лет. Развитие проходило медленно, но постоянно. Совершенствовались орудия труда, а с ними и навыки людей. Постепенно образовывались коллективы. Вместе с людьми менялась и окружающая природа, которая влияла на их быт. Можно сказать, что труд создал человека.

Постепенно возникло родовое общество. Однако запрещалось вступать в внутри рода. Так возникла необходимость контакта с другими родовыми общинами.

Собственность на землю, орудия труда и предметы, созданные в результате этого труда, была общая. Первобытно-общинный строй характеризуется наличием матриархата. Женщина-мать стояла во главе клана.

Несмотря на то, что общество еще было сформировано не полностью, в нем имелись свои традиции и определенные нормы поведения. Особенно можно выделить обычаи и запреты, иначе табу.

Общества - это в основном скульптурные сооружения. Большая их часть была найдена в Западной Европе. Эти экспонаты отображают первые впечатления человека об окружающем его мире, жизнь первобытных людей и их быт. Многие из них связаны с мифологическими представлениями о явлениях природы и других событиях. Но именно они дали нам более полное представление об этом периоде развития человеческого общества. Появление искусства стало новым этапом первобытно-общинного строя, сделавшим жизнь людей более гармоничной и организованной.

Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно - общинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивными. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд стал коллективным, т. е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, когда все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным коммунизмом, но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в этот период был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. Первобытно - общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии. Причем нужно отметить, что только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.

Период дикости, каменный век большинство народов пережило примерно 30 тыс. лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Общественным устройством этого периода было - стадная общность, первобытное стадо.

Период варварства подразделяется на две крупные эпохи - бронзовый век и железный век. В первой из них возникает домашнее животноводство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются орудия труда для выполнения различных операций. Накапливается опыт производственной деятельности в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. Предметы потребления стали результатом труда, такие как животное и его приплод, урожай злаковых культур. Стала другой общественная организация - первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствуется. Роды объединялись в племена, а последние в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, так не была связана с государством. В своем первоначальном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как первых среди равных, глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников. Власть первоначально не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты. Вероятно, что самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования воли и интересов, поведения его членов.

В эпоху железного века происходили наиболее значительные качественные изменения внутри родового строя, приведшие, в конечном счете, к ее разложению.

Экономической основой этого строя являлась коллективная (первобытно-коммунистическая) собственность на средства производства, которая отвечала низкому уровню развития производительных сил. Экономическому строю первобытнообщинного строя соответствовали и определенные формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней среды (опасности). Затем постепенно складывалась более устойчивая форма организации человеческого коллектива - родовая община. Ее членов объединяло кровное родство, а также общность трудового процесса и имущества.

Возникновение родовой общины - следствие двух основных причин: развития производительных сил и развития семьи. Община стала складываться с появлением у древних людей каменного и костяного орудий труда, изобретением лука и стрел, превративших охоту в регулярный способ добывания пищи, развитием естественного разделения труда (мужчины занимались охотой, рыболовством и изготовлением соответствующих орудий труда; женщины и дети - собиранием плодов и ведением домашнего хозяйства). Другой причиной возникновения родовой общины явился переход от беспорядочных половых отношений к групповому браку. При этой форме брачных отношений, характерной для ранней родовой общины, существует экзогамия - такой порядок, в соответствии с которым вступать в брак можно только с членами другого рода. Поэтому в данной ситуации должно быть как минимум два экзогамных родовых коллектива в рамках одного взаимобрачного объединения (так называемая дуальная организация).

У большинства народов мира родовой строй проходит два этапа - матриархат и патриархат. Матриархат, или материнский родовой строй, характерен для периода становления и первоначального развития родового строя. Женщина занимает в этот период главенствующее положение в родовой общине, так как она, во-первых, играет весьма важную роль в добывании средств к жизни, а во-вторых, родство определяется только по женской линии и все члены рода считаются потомками одной женщины.

Патриархат как отцовский родовой строй становится основной формой общественной организации позднее. Он возникает с появлением общественного производства - земледелия, охотоводства, плавки металлов, ставших делом мужчин. Господствующее положение в роду переходит к мужчине. Родство начинает устанавливаться по мужской линии.

Организация общественной власти в системе управления делами рода соответствовала первоначально-коммунистическим экономическим отношениям. Носителем власти являлась вся родовая община в целом. Высшей властью была общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религии и религиозных обрядов, разрешал споры между отдельными членами рода и т. д.

Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода. Старейшины и выбираемые на время военных действий другие должностные лица рода - военачальники - участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

Общественная власть при первобытном строе была весьма эффективной и авторитетной. Хотя она и выполняла функцию принуждения по отношению к нарушителям порядка, никаких специальных органов она для этого не имела. Да в этом и не было необходимости. Общественная власть опиралась на сознательность всех членов рода, моральный авторитет старейшин, основывающийся на их личных качествах. Характеризуя организацию власти в первобытном обществе, В. И. Ленин указывал: «Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами, но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения...».

Род являлся основой, вполне самостоятельной социальной общностью. Отдельные роды объединялись в более широкие объединения - фратрии. Несколько родственных фратрий составляли племя.

Ф. Энгельс отмечал, что род, фратрия и племя представляли собой три естественно связанные между собой степени кровного родства. «Поэтому, встречая у какого-нибудь народа род как основную общественную ячейку, мы должны будем искать у него и племенную организацию». Власть во фратрии и племени основывалась на тех принципах, что и в родовой общине. Совет фратрии представлял собой общее собрание всех членов и в ряде случаев формировался из старейшин родов, входящих во фратрию. Во главе племени стоял совет, в который входили представители фратрий - старейшины, военачальники, жрецы. Например, у восточных славян управление осуществляли: выборный вождь племени - князь, племенной совет - старцы градские и племенная сходка - вече. Совет заседал публично, в окружении других членов племени, которые также могли участвовать в обсуждении вопросов. Однако решение выносил совет.

Таким образом, в первобытном обществе власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся, как уже отмечалось, коллективной, первобытно-коммунистической собственностью на средства производства, обусловившей социальное равенство всех членов общества.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения и социальные нормы. Прежде всего, это обычаи, которые возникали в связи с общественной потребностью охватить общими правилами ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов. Создавался такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства.

Посредством обычаев, тесно связанных, а часто и совпадающих с другими действующими в первобытном обществе социальными нормами - первобытной моралью, религиозными нормами, регулировались не только производственные, но и бытовые, семейные и другие общественные отношения.

Все социальные нормы в первобытном обществе были сформированы в интересах всех членов, что предполагало их добровольное исполнение. Они исполнялись в силу привычки, основываясь на авторитете старейших людей, их нравственных и религиозных воззрениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дисциплина: Теория государства и права

Тема: Разложение первобытно-общинного строя и появление государств

Введение

1. Первобытно-общинный строй

2. Признаки государства

Заключение

Введение

Примерно двенадцать тысяч лет назад на земном шаре стали возникать кризисные явления, которые угрожали существованию человека как биологической особи. С неблагоприятным изменением климата началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания первобытных людей. Результатом кризисных явлений и появления новых орудий труда стал переход человечества от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей - к пастбищному, а затем и кочевому скотоводству, а также к подсечно-огневому, а затем и поливному земледелию.

Этот процесс в научной литературе получил название «неолитической революции», поскольку произошел в период позднего неолита на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и использовать сначала мягкие цветные металлы, а затем и железо. Еще совсем недавно археологи рассматривали «неолитическую революцию» как краткосрочное событие, явившееся результатом одного нововведения -- окультуривания диких животных и растений. Проведенные за последние 35 лет археологические исследования обнажили ограниченность подобных представлений. Сегодня мы рассматриваем «неолитическую революцию» как процесс, начавшийся около X тысячелетия до н.э. и продолжавшийся в ряде районов Ближнего Востока еще в начале V тысячелетия до н.э.

Существенные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека произошли после трех крупных общественных разделений труда. Первое из них - отделение скотоводства от земледелия, второе -- отделение ремесла от скотоводства и земледелия, третье -- появление купцов, которые непосредственно уже не участвуют в процессе производства. Таким образом, определенные группы населения начали специализироваться главным образом на каком-то одном виде производственной деятельности. Это способствовало дифференциации производства, которая в свою очередь содействовала значительному повышению производительности труда, а также усилению товарообмена.

Исследователи приходят к выводу, что в результате первого крупного общественного разделения труда, которое произошло между разными родами и племенами, складывается регулярный межродовой и межплеменной товарообмен. Второе крупное общественное разделение труда содействовало проникновению систематического товарообмена непосредственно в род и племя. Это вело к имущественному неравенству сначала между родами и племенами, а затем и внутри их.

государство первобытный общинный строй

1. Первобытно-общинный строй

Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно - общинный строй - древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивными. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд стал коллективным, т. е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, когда все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным коммунизмом, но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в этот период был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. Первобытно - общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии. Причем нужно отметить, что только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.

Период дикости, каменный век большинство народов пережило примерно 30 тыс. лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Общественным устройством этого периода было - стадная общность, первобытное стадо.

Период варварства подразделяется на две крупные эпохи - бронзовый век и железный век. В первой из них возникает домашнее животноводство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются орудия труда для выполнения различных операций. Накапливается опыт производственной деятельности в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. Предметы потребления стали результатом труда, такие как животное и его приплод, урожай злаковых культур. Стала другой общественная организация - первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствуется. Роды объединялись в племена, а последние в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, так не была связана с государством. В своем первоначальном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как первых среди равных, глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников. Власть первоначально не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты. Вероятно, что самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования воли и интересов, поведения его членов.

В эпоху железного века происходили наиболее значительные качественные изменения внутри родового строя, приведшие, в конечном счете, к ее разложению.

Экономической основой этого строя являлась коллективная (первобытно-коммунистическая) собственность на средства производства, которая отвечала низкому уровню развития производительных сил. Экономическому строю первобытнообщинного строя соответствовали и определенные формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней среды (опасности). Затем постепенно складывалась более устойчивая форма организации человеческого коллектива - родовая община. Ее членов объединяло кровное родство, а также общность трудового процесса и имущества.

Возникновение родовой общины - следствие двух основных причин: развития производительных сил и развития семьи. Община стала складываться с появлением у древних людей каменного и костяного орудий труда, изобретением лука и стрел, превративших охоту в регулярный способ добывания пищи, развитием естественного разделения труда (мужчины занимались охотой, рыболовством и изготовлением соответствующих орудий труда; женщины и дети - собиранием плодов и ведением домашнего хозяйства). Другой причиной возникновения родовой общины явился переход от беспорядочных половых отношений к групповому браку. При этой форме брачных отношений, характерной для ранней родовой общины, существует экзогамия - такой порядок, в соответствии с которым вступать в брак можно только с членами другого рода. Поэтому в данной ситуации должно быть как минимум два экзогамных родовых коллектива в рамках одного взаимобрачного объединения (так называемая дуальная организация).

У большинства народов мира родовой строй проходит два этапа - матриархат и патриархат. Матриархат, или материнский родовой строй, характерен для периода становления и первоначального развития родового строя. Женщина занимает в этот период главенствующее положение в родовой общине, так как она, во-первых, играет весьма важную роль в добывании средств к жизни, а во-вторых, родство определяется только по женской линии и все члены рода считаются потомками одной женщины.

Патриархат как отцовский родовой строй становится основной формой общественной организации позднее. Он возникает с появлением общественного производства - земледелия, охотоводства, плавки металлов, ставших делом мужчин. Господствующее положение в роду переходит к мужчине. Родство начинает устанавливаться по мужской линии.

Организация общественной власти в системе управления делами рода соответствовала первоначально-коммунистическим экономическим отношениям. Носителем власти являлась вся родовая община в целом. Высшей властью была общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религии и религиозных обрядов, разрешал споры между отдельными членами рода и т. д.

Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода. Старейшины и выбираемые на время военных действий другие должностные лица рода - военачальники - участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

Общественная власть при первобытном строе была весьма эффективной и авторитетной. Хотя она и выполняла функцию принуждения по отношению к нарушителям порядка, никаких специальных органов она для этого не имела. Да в этом и не было необходимости. Общественная власть опиралась на сознательность всех членов рода, моральный авторитет старейшин, основывающийся на их личных качествах. Характеризуя организацию власти в первобытном обществе, В. И. Ленин указывал: «Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами, но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения...».

Род являлся основой, вполне самостоятельной социальной общностью. Отдельные роды объединялись в более широкие объединения - фратрии. Несколько родственных фратрий составляли племя.

Ф. Энгельс отмечал, что род, фратрия и племя представляли собой три естественно связанные между собой степени кровного родства. «Поэтому, встречая у какого-нибудь народа род как основную общественную ячейку, мы должны будем искать у него и племенную организацию». Власть во фратрии и племени основывалась на тех принципах, что и в родовой общине. Совет фратрии представлял собой общее собрание всех членов и в ряде случаев формировался из старейшин родов, входящих во фратрию. Во главе племени стоял совет, в который входили представители фратрий - старейшины, военачальники, жрецы. Например, у восточных славян управление осуществляли: выборный вождь племени - князь, племенной совет - старцы градские и племенная сходка - вече. Совет заседал публично, в окружении других членов племени, которые также могли участвовать в обсуждении вопросов. Однако решение выносил совет.

Таким образом, в первобытном обществе власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся, как уже отмечалось, коллективной, первобытно-коммунистической собственностью на средства производства, обусловившей социальное равенство всех членов общества.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения и социальные нормы. Прежде всего, это обычаи, которые возникали в связи с общественной потребностью охватить общими правилами ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов. Создавался такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства.

Посредством обычаев, тесно связанных, а часто и совпадающих с другими действующими в первобытном обществе социальными нормами - первобытной моралью, религиозными нормами, регулировались не только производственные, но и бытовые, семейные и другие общественные отношения.

Все социальные нормы в первобытном обществе были сформированы в интересах всех членов, что предполагало их добровольное исполнение. Они исполнялись в силу привычки, основываясь на авторитете старейших людей, их нравственных и религиозных воззрениях.

2. Признаки государства

Для того чтобы определить, завершился ли переход того или другого народа к государственно-организованному обществу, исследователями введено научное понятие «признаки государства», которые отличают его от общественной власти первобытнообщинного строя.

Первым и самым важным признаком государства явилось появление таких властных структур, интересы которых не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества). Государственная власть не сливается с обществом, а стоит над ним. Она отделена от общества и выражает прежде всего интересы экономически господствующего меньшинства. Такую власть называют особой публичной властью. Особой она называется именно потому, что не совпадает с обществом, хотя и выступает от его имени, от имени народа. Осуществление публичной власти требует определенной организации - формирования особого аппарата управления (учета, исполнения, контроля, надзора и т.д.), а также особого аппарата принуждения и защиты классовых интересов (судов, полиции, тюрем, армии и т.п.). Иными словами, принципиальная особенность такой публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается в профессиональном сословии управителей (чиновников), из которых комплектуются органы управления и принуждения.

В догосударственный период управление делами общества не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Органам власти общинно-родового строя не выделялись особые материальные средства для их деятельности, они не обладали и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе и назначение наказания, выполнялись самими членами рода. Следовательно, рассматривая проблему власти в догосударственном обществе, необходимо акцентировать внимание не столько на управлении им, сколько на его самоуправлении.

Вторым признаком государства является разделение населения по территориальному принципу. Это означает, что в отличие от рода и племени, где люди были связаны кровным родством, а не принадлежностью к определенной территории, государство имеет свою постоянную, строго локализованную территорию, определяет и охраняет ее границы. Население территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Осуществление государственной власти по административно-территориальному принципу позволяет определить ее пространственные пределы и формировать на этой основе ее центральные и местные органы.

Таким образом, в государственно-организованном обществе властеотношения строятся не на кровно-родственных или предполагаемых родственных связях между людьми, а на основе их проживания на определенной территории в пределах государственных границ. Третьим признаком государства является суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда стали выдвигаться требования отделения государственной власти от церковной и придания ей исключительного, монопольного значения.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Иными словами, государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии соблюдения суверенитета других государств.

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти выражаются в ее универсальности (только решения государственной власти распространяются на все население и все общественные, в том числе политические, организации данной страны), в возможности отмены любого незаконного решения иных общественных властей; в наличии исключительных средств воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, суды, тюрьмы и т.п.).

Четвертым признаком государства являются налоги. Государственные налоги - это учрежденные особой публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в определенные сроки. Они обусловлены тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Защита населения от внешнего врага, поддержание правопорядка внутри страны, реализация социальных программ, содержание управленческого аппарата - все это осуществляется на собираемые с населения налоги.

Одним из главных признаков, отличающих государство от догосударственных форм общественной власти, является также издание правовых норм.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Без права, без законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью специальных органов (администрации, полиции, судов и т.п.).

Кроме общих закономерностей возникновения государства, имели место конкретные формы, характерные для того или иного народа. Исследователи выделяют такие формы происхождения государства, как афинская, римская, древнегерманская, древневосточная (азиатская) и др.

3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

В процессе длительного, но неукоснительного развития производительных сил на протяжении долгой истории первобытного общества постепенно создавались предпосылки разложения этого общества.

Первостепенную роль в развитии экономики и переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда.

Мы уже знаем, что на ранней ступени первобытнообщинного строя разделение труда было естественным. Однако с развитием производительных сил возникла возможность для целых племен сконцентрировать трудовые усилия в какой-то одной определенней сфере хозяйства. В результате на смену естественному разделению труда пришли крупные общественные разделения труда.

Первое крупное общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия, приведшее к существенным переменам в первобытнообщинном строе.

Скотоводство, как никакая другая хозяйственная деятельность, стало источником накопления богатств, превращавшихся постепенно в обособленную собственность общин и семей. В новых экономических условиях семья или даже один человек могли не только обеспечить себя необходимым материальным достатком, но и произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для поддержания собственной жизни, т.е. создать «избыток», прибавочный продукт. Скот становился предметом обмена и приобретал функцию денег, что привело к постепенному вытеснению коллективной собственности и ВОЗ" никновению частного хозяйства, частной собственности на средства производства.

Таким образом, уже после первого крупного общественного разделения труда вследствие бурного развития производительных сил возникла частная собственность и общество раскололось на классы. «Из первого крупного общественного разделения труда, - писал Ф. Энгельс, - возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».

История свидетельствует, что первыми рабовладельцами повсеместно были пастухи и скотоводы.

С возникновением частной собственности начался постепенный переход от парного брака к моногамии (единобрачию). Превращение мужчины-охотника в пастуха, появление пашенного земледелия, ставшего также делом мужчины, привели к тому, что домашняя работа- женщины утратила свое былое значение. Все это означало постепенное ниспровержение матриархата, установление единовластия мужчин, т.е. возникновение патриархата, при котором родство и наследование определялось по мужской линии. Род стал патриархальным.

Первым результатом этого нового этапа в развитии родового строя было образование патриархальной семьи или патриархальной домовой общины. Ее главная характерная черта - включение в состав кроме мужа, жены и детей иных лиц, подчиненных неограниченной власти отца как главы семьи.

Достижения в промышленной деятельности, особенно изобретение ткацкого станка и успехи в плавке и обработке металлов, прежде всего железа, привели к развитию ремесла. Увеличилось и производство продукции земледелия. Столь разнообразная деятельность не могла, естественно, осуществляться одними и теми же лицами, в силу чего ремесло отделилось от земледелия. Это было второе крупное общественное разделение труда.

Развитие скотоводства, земледелия, ремесла как самостоятельных отраслей хозяйства вело ко все большему накоплению прибавочного продукта. Появилось производство непосредственно для обмена - товарное производство, а вместе с ним и торговля, которая велась не только внутри племени, но и с другими племенами.

На последующем этапе общественного развития возникшие виды разделения труда упрочиваются, особенно вследствие углубления противоположности между городом и деревней. К этим видам присоединяется третье крупное общественное разделение труда, имеющее решающее значение: возникает класс, занимающийся уже не производством, а только обменом продуктов, - класс купцов.

Таким образом, мы видим, что развитие производительных сил в условиях первобытнообщинного строя привело к трем крупным общественным разделениям труда, а это в свою очередь дало мощный толчок дальнейшему развитию производства, значительно повысило производительность труда. В результате люди получили возможность, производить продуктов больше, чем было необходимо для поддержания их жизни. Появился прибавочный продукт, и постепенно на смену коллективной собственности пришла частная собственность на средства производства, что породило имущественное неравенство. Общество раскололось на классы, возникла эксплуатация человека человеком.

Первой классической формой эксплуатации, угнетения и социального неравенства было рабство - результат крушения первобытного общества и образования новой рабовладельческой общественно-экономической формации. Переворот в общественной жизни, выразившийся в переходе от бесклассового общества к классовому, сопровождался глубокими изменениями, происходившими в органах родового строя, во всей родоплеменной организации. Процесс формирования частной собственности и связанное с ним превращение парного брака в моногамный создали трещину в древнем родовом строе: семья стала хозяйственной единицей общества, силой, угрожающе противостоящей роду. С распространением рабства росли противоречия и углублялась пропасть между богатыми и бедными семьями, разрушалась экономическая основа, на которую опиралась родовая организация.

Постепенно первобытная демократия пришла в упадок. Органы родового строя постепенно оторвались от своих корней в народе. Организация, выражавшая общую волю и служившая общим интересам, трансформировалась в организацию господства и угнетения, направленную против собственного народа. Род как общественная ячейка исчез, функционирование его органов прекратилось. Возникла объективная необходимость в таком учреждении, которое могло бы защищать частную собственность, интересы класса имущих. Таким учреждением и стало государство. Три главные причины обусловили появление государства:

1. Общественное разделение труда;

2. Возникновение частной собственности;

3. Раскол общества на классы.

Следовательно, вместе с расколом общества на классы, с переходом от первобытного общества к рабовладельческому происходит и смена типов власти - общественная власть первобытнообщинного строя, воплощенная в родовой организации, заменяется государственной властью, сконцентрированной в руках экономически господствующего класса рабовладельцев.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенностей.

Возникновение государства в Афинах представляет собой самую «чистую» классическую форму. Здесь оно появилось непосредственно из классовых противоречий, развивающихся внутри самого родового общества, без воздействия каких-либо внешних или иных привходящих факторов.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями.

Плебеи были лично свободными людьми, происходившими из населения покоренных территорий, однако стояли вне римских родов, не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться римскими землями.

Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных родовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развилась параллельно с функциями управления земледельческими работами. Благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) в глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен.

Однако общий вывод, что производящее хозяйство вело к разделению труда, к социальному неравенству, в том числе к классовой дифференциации, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям.

В первом тысячелетии нашей эры в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

На образование государства у древних германцев активно повлияли завоевания ими огромных территорий Римской империи. Германские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью родоплеменных организаций управлять римскими провинциями: понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Простой верховный военачальник превращался в настоящего монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были преобразованы в государственные органы.

Отличительной чертой образования государства у древних германцев явилось и то, что оно возникло не как рабовладельческое, а как раннефеодальное.

На процесс возникновения государственности существенное влияние оказывала и религия. В первобытнообщинном строе каждый род поклонялся своим богам, имел своего идола. При объединении племен религиозные нормы способствовали укреплению власти «царей» или военных вождей.

Династии властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами: в Древней Индии (Артхашастра), культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте и т. п.

Власть связывалась с передачей ее от бога и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, наряду с производственным прогрессом, имущественной и социальной, в том числе классовой дифференциации как причины становления цивилизованного общества и образования государства, наука также признает такие причины преобразования родовой общины в семью, как усиления войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племени в один народ, укрепление верховной государственной власти и некоторые другие.

4. Завершение процесса возникновения государства

Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы с непримиримыми противоречиями. "Государство, -- писал В.И. Ленин, -- есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". И только там, где такие противоречия существуют как устойчивое, повторяющееся явление, марксистско-ленинская теория готова признать возникновение и существование государства. По этой причине официальная советская историография долгое время относила государства Месоамерики в лучшем случае к "военной демократии", хотя демократии там не было и в помине. Не получило признания и государство скифов. Между тем государственность языческих славян безусловно признавалась.

Второе ошибочное следствие заключалось в том, что все государства Древнего мира должны были безоговорочно считаться рабовладельческими. Ф. Энгельс, назвал деление на господ и рабов первым крупным разделением общества на два класса. Поэтому возникновение кастовой и иной стратификации советскими теоретиками необоснованно отождествлялось с рабовладением. Это требовалось для того, чтобы подтвердить ленинский тезис о непримиримости классовых противоречий как основе государства и признании государства только орудием господствующего класса для подавления другого класса или классов.

Однако основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления древнейшего государства. Как писал Ф. Энгельс, к государству "стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов (например, -на Востоке -- орошение) и для защиты от внешних врагов". Значит, он допускал некоторые "общечеловеческие" функции государства. Сегодня их наличие в социальной, или политической функции современного буржуазного государства вряд ли можно отрицать.

Отсюда следует, что возникновение государства все же было связано в разные эпохи по-разному - с необходимостью осуществления общих интересов населения. И несмотря на то что представители, разных классов или каст не получали равного удовлетворения своих интересов, все же некоторые общие интересы (например, защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий) государством удовлетворялись.

Признание государства органом всего общества -- характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, то есть учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленных фактов. Если государственная власть -- от Бога, значит она должна быть равной ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере следует из христианской религии. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, так же опекающую своих подданных, как отец -- своих детей. Договорная теория Ж.-Ж. Руссо предоставляет власти только то, чем наделяют ее "договорившиеся" граждане. Но в действительности такой договор никогда не заключался.

Наконец, теории, утверждающие власть государства через согласие подданных на подчинение власти, теория правового государства, требующая подчинения власти законам, справедливости, соблюдению прав человека, отражают хотя и правильные, но сугубо идейные и психологические основы появления и существования государства, а не порожденные причинами и условиями его происхождения объективные признаки.

Заключение

Примерно в V-IV тысячелетии до н. э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, важную роль играли земледелие, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, и имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно, меняется форма семейных отношений, возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывались верхушки родовой аристократии, фактически ведавшей всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.

Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обречение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.

В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепление связей между социальными организациями, развитие системы дарообменных отношений. С переходом от первого брака к патриархальному, а позднее - моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. По мере развития производственных сил и укрепления территориальных связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создало условие для возникновения классового общества и государства.

Список используемых источников

1. С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. Общая теория права: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск: Амалфея. - 480 с., 2007

2. Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С. 35

3. Вишневский А.Ф.. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры,2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства (теории происхождения). Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытно общинного строя.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2010

    Предпосылки появления государства и права. Первый в истории человечества тип социальной системы. Развитие производства, образ жизни и социальные отношения в первобытную эпоху. Характеристика социальной власти и основных норм догосударственного периода.

    презентация , добавлен 14.07.2014

    Основные черты организации первобытно общинного строя. Государственный механизм: понятие, признаки, факторы, влияющие на его структуру. Особенности возникновения государства у различных народов. Соотношение норм права и морали. Марксистская теория права.

    шпаргалка , добавлен 13.05.2015

    Теоретические аспекты конституционного строя, элементы его основ. Понятие, сущность и принципы правового государства как организации политической власти, его конституционные характеристики. Современные проблемы формирования правового государства в России.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2016

    Понятие и характеристики Российского государства. Экономические, политические, социальные и духовные основы конституционного строя, их основные принципы. Анализ общественных отношений в сфере выявления сущности и признаков конституционного строя РФ.

    реферат , добавлен 08.02.2014

    Основы конституционного строя как важнейшие характеристики общества, государства во всех его проявлениях, понятие основ конституционного строя. Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России. Основные принципы конституционного строя.

    реферат , добавлен 20.05.2010

    Понятие конституционного строя. Закрепление конституционного строя в Конституции РФ. Политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя РФ. Проблемы практической реализации конституционного строя в современной России.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2011

    Понятие "конституционный строй". Особенности конструкции отдельных составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Государственная измена. Диверсия. Динамизм социальных и геополитических процессов.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2007

    Роль и место Законов Ману среди источников права Индии. Общая характеристика варнового строя. Религиозно-правовые предписания, свидетельствующие о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Характерные черты общественного строя государства. Совокупность общественно-политических отношений и институтов, выражающих взаимодействия элементов внутренней организации государства. Значение общественного, государственного и конституционного строя.

Первобытно-общинный строй - первая в истории социально-экономическая формация, охватывающая период от возникновения человека до образования классов. Основой экономической жизни в этом обществе являлось присвоение готовых продуктов - присваивающее хозяйство, но по мере развития производительных сил и производственных отношений первобытный способ производства принимает характер производящего хозяйства.

Первобытно-общинный строй включает и период первобытного человеческого стада, хотя некоторые историки не считают эпоху «человеческого стада» частью истории первобытного общества и относят начало первобытного общества одни «ко времени около 2,5 млн. лет, другие 35-40 тыс. лет назад»

Опираясь на исследования Л. Моргана, восстановившего в основных чертах доисторическую основу развития, Ф. Энгельс делил историю человечества на три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию, каждую из которых в свою очередь подразделял на низшую, среднюю и высшую ступени 1. Эпохе дикости свойствен присваивающий характер, эпохе варварства - производящий характер производства. Низшая ступень дикости - детство человечества; основные достижения этого периода - возникновение членораздельной речи, применение огня и грубых каменных орудий. Перво- бьпно-общинный строй характеризуется очень низким уровнем развития производительных сил,

Для характеристики той или иной эпохи очень важно знать не только то, что создавалось в то время, но и какими средствами труда. Поэтому в познании прошлого остатки средств труда играют примерно такую же роль, как строение костей при изучении исчезнувших животных. Дикость - эпоха главным образом присвоения готовых продуктов природы, когда продукты, созданные человеком, служили преимущественно вспомогательными орудиями этого присвоения. Высшая ступень дикости характеризуется появлением лука и стрелы, с изобретением которых, т. е. созданием новых орудий труда, человек изменил характер трудовой деятельности. Варварство - это время появления скотоводства и земледелия. Выделение пастушеских племен было первым крупным шагом на пути общественного разделения труда. На низшей ступени варварства начинает развиваться гончарное ремесло; на средней - приручение домашних животных на Востоке, а на Западе - возделывание съедобных растений. Высшей ступени варварства свойственны уже такие достижения, как плавка железной руды, изобретение плуга с железным лемехом, кузнечного меха, мельницы, гончарного круга, обработка полей.

По уровню техники делят историю на каменный, бронзовый и железный век. В свою очередь, каменный век делят на древний палеолит, мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). В палеолите различают дошелльскую, шелльскую и ашельскую эпохи.

Первобытно-общинный строй, через который прошли все народы, делится в экономическом отношении на два периода: дородовой, так называемый период первобытной орды, и первобытной общины, который, в свою очередь, подразделяется на матриархат и патриархат. Археологи считают, что периоду первобытной орды примерно соответствовал древний каменный век (палеолит), матриархату - новый каменный век (неолит) и патриархату - бронзовый век.

Род возникает в период перехода от раннего к позднему каменному веку, на средней ступени дикости, и достигает расцвета на низшей ступени варварства. Род - это коллективная ячейка кровных родственников, объединенных хозяйственными интересами. Он характеризуется коллективной собственностью на средства и орудия производства: землю, угодья, а также на жилища,- коллективным производством и потреблени- -

ем. Общая собственность служила главной связью для ч членов данного рода.

Еще в античном мире высказывались различные представления о первоначальной стадии в развитии человечества: одно из мнений считало эту стадию золо-

тым веком, другое представляло жизнь первобытных людей как существование животных. Уже в это время было собрано много этнографических материалов о народах древности.

Как и все народы, наши предки прошли через первобытно-общинный строй, продолжавшийся длительное время. Восточные славяне, выделившиеся из общеславянской семьи, составляли единую древнерусскую народность, занимавшую значительную территорию Восточной Европы от Чудского и Ладожского озер до Черного моря.

На социально-экономическом развитии первобытнообщинного строя праславян и славян отражались жестокие нашествия степных народов-кочевников: хазар, скифов, гуннов, печенегов, половцев и др. Западноевропейские племена, защищенные от этих нашествий нашими пращурами, развивались в более благоприятных условиях.

Уровень и характер хозяйства отдельных племен, проживавших на просторах Центрального и Западного районов, Средней Азии, Закавказья, Кавказа, Сибири и т. д., был очень различен: наряду с племенами, занимавшимися охотой, рыболовством и скотоводством, еще в III тысячелетии до н. э. существовала, например, в Днепровско-Дунайском районе так называемая земледельческо-скотоводческая трипольская культура. Значение скотоводства все увеличивалось. Оно сделалось преобладающим занятием большинства племен, живших на территории СССР во II тысячелетии до н. э. Вместе с тем росла роль и мотыжного земледелия. По мере перехода от каменных орудий к меди, а затем бронзе улучшались орудия труда. Культура бронзы на территории СССР была распространена среди жителей Кавказа, Казахстана и Южной Сибири. В последней четверти Іі тысячелетия до н. э. в Южной Сибири, Забайкалье, на Алтае распространяются различные типы бронзовых орудий и оружия. Начало применения железа на территории СССР археологи относят к 1 тысячелетию до н. э. Появление железа относят прежде всего к Закавказью; у скифских племен Северного Причерноморья железный век наиболее был развит в V-IV вв. до н. э.; железо было известно сарматам, кочевавшим в степях Восточной Европы, а также племенам, жившим в центральных и северных районах европейской части СССР в VII-III вв. до н. э. «Железо,- писал Ф. Энгельс,- сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тогда металлов»

Производственные отношения первобытного общества славян характеризовались наличием общественной - общинной или племенной - собственности на средства производства, в том числе и на землю, отсутствием классов. Такие производственные отношения вполне соответствовали низкому уровню развития производительных сил. Разделение труда осуществлялось по полу и возрасту. Коллективный труд, коллективная собственность на орудия труда и низкая его производительность - вот особенности первобытной общины. В этих условиях весь труд выступал как необходимый, прибавочный продукт отсутствовал.

Личная собственность на некоторые орудия труда, предметы украшения и т. д. не была частной собственностью и не вела к эксплуатации чужого труда. Основу общинной собственности составляли примитивные орудия производства и коллективный его характер. Возникновение частной собственности повело к распаду родовых отношений, хотя пережитки их сохранились не только у славян, но и у других народов и после родового строя.

Историки С. Соловьев, К. Кавелин и другие полагали, что славяне жили родовым строем и после образования у них государства. И. Эверс писал: «Первоначально существует каждое семейство само по себе... Род объ- емлет собою многие семейства; в каждом из них отец его господин... Из родов образуются племена, и глава племени... делается мало-помалу... могущественным князем. Но первоначальное семейственное отношение, основанное на самой природе, долго еще сохраняет свою силу...» 2. Согласно этой точке зрения, семья превращается в род, род - в государство, но факты говорят о том, что семья появилась в результате распада родового быта. Первобытно-общинному строю соответствовала патриархальная семейная община. М. М. Ковалевский доказал, что из домашней общины развилась сельская община, или община-марка, с индивидуальной обработкой земли отдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательным разделом пахотной земли и лугов. Раньше всего разложение первобытно-общинного строя у славян произошло в Среднем Приднепровье. На Среднем Днепре и в области Под- нестровья славяне распростились с родовым строем очень рано, еще в первые века нашей эры.

Разложение первобытно-общинного строя вело к замене патриархальной родовой общины сельской или соседской - «мир», «вервь» - территориальной общиной (марки у германцев). Соседская община уже была связана не кровными, родственными отношениями, а хозяйственно-территориальными. Хозяйство велось отдельными дворами, двор владел землей общины. Средства производства, орудия труда, скот и т. д. составляли частную собственность.

Весьма вероятно, что в дофеодальный период у восточных славян вся пахотная земля разделялась между отдельными хозяйствами, а леса, выгоны, водопои оставались в общем владении. Ф. Энгельс считал, что «для России такой ход развития представляется исторически вполне доказанным» 3.

Первобытно-общинный строй создавал условия для некоторого развития хозяйства, но постепенно родовое устройство становилось преградой на пути роста производительных сил: этот строй начинал разлагаться, возникала частная собственность, эксплуатация человека человеком, образовывались классы.

Усовершенствование орудий труда, в частности в земледелии, и как результат этого рост производитель- ости труда, усиление общественного разделения труда и обмена способствовали возникновению частной собственности на орудия труда, скот и т. д., а позднее и на землю. При всей условности определения времени, когда у восточных славян возникла земельная частная собственность, наличие ее в начале второй половины I тысячелетия н. э. в районе Волхова - Днепра не может вызвать особых возражений.

Пока члены первобытной общины производили все необходимые продукты сообща, невозможна была и частная собственность. Когда же в общине установилось разделение труда и член общины стал в одиночку производить какой-либо один продукт, возникла частная собственность.

В течение долгого периода обмен был случайным явлением, но затем он принял более регулярный характер и стал одним из факторов, способствовавших разложению первобытно-общинного строя. Возникновение его относится к очень отдаленным временам и уходит в глубь веков за 4-6 тыс. лет до н. э.

Развитие обмена отражало рост производительных сил первобытно-общинного строя и способствовало образованию частной собственности.

Выделение пастушеских племен создало условия для регулярного обмена, а скот стал выполнять функции денег. Обмен возникает между отдельными племенами. С разделением производства на две крупные отрасли, земледелие и ремесло, появляется товарное производство, торговля не только внутри территории, занимаемой племенем, но и на ее границах.

На территории нашей страны обмен также стал развиваться в далеком прошлом, в эпоху трипольской культуры (IV-III тысячелетия до н. э.). Так, находки янтаря вдалеке от мест, где его обычно добывают, свидетельствуют, что в тот период обмен уже практиковался, хотя и в редких случаях.

Обмен способствовал росту производительности труда. Обмен и обусловленные им денежные отношения сыграли большую роль в разложении первобытно-общинной собственности. Возникновение частной собственности, появление купцов и рабского труда, введение металлических денег, процента и ростовщичества характеризуют экономически начало цивилизации. Частная собственность возникает не в результате насилия, а как следствие более высокой производительности труда. Таким образом, частная собственность, обмен и т. д. отражали рост производительных сил.

В середине I тысячелетия н. э. славяне Поднепровья применяли железный наральник, плуг с железным лемехом, знали основные хлебные злаки и использовали домашних животных ". Жители южных районов пере шли к плужной вспашке с озимыми и яровыми хлебами еще в первой половине I тысячелетия н. э., северных - несколько позднее, а кое-где уже в период средневековья. Совершенствуются сельскохозяйственные орудия, плужные лемехи, железный лесорубный топор и др.

Путешественник Ибрагим Ибн Якуба в середине X в. писал о славянах: «Они сеют в два времени года, летом (озимые) и весною (яровые) и пожинают две жатвы» 4. Резонно предположить, что такой уровень земледелия мог сложиться в результате длительной эволюции. Наряду с ростом производительных сил, хотя и медленным, в племенных союзах развивалось имущественное и общественное неравенство, зарождались классовые отношения и отношения государственности. Этот процесс шел интенсивнее у южных славянских племен, у которых и элементы рабовладельческих отношений были развиты сильнее. В период, предшествовавший образованию феодального Киевского государства, у восточных славян имелось три типа экономических отношений: разлагавшиеся первобытно-общинные, патриархально-рабовладельческие и возникавшие феодальные.

Еще в I тысячелетии до н. э. начался длительный период распада родовых отношений у некоторых древних племен, населявших территорию СССР, возникали рабовладельческие государства в Закавказье, Средней Азии и Северном Причерноморье: Урарту, Парфянское государство, Скифия, Боспорское государство, Ольвия и Херсонес и др.

Все народы прошли в той или иной степени через такой этап, как рабство. Это не значит, конечно, что все народы пережили рабовладельческие формации. К началу нашего летосчисления у населявших территорию СССР племен и народностей был весьма различный уровень хозяйственной жизни. Одновременно с древними рабовладельческими государствами территорию страны занимали многочисленные славянские, финно- угорские, летто-литовские, сарматские и другие племена, сохранившие еще остатки первобытно-общинного строя; одни племена занимались охотой, другие - рыбной ловлей, третьи - скотоводством и земледелием. Рабовладельческие государства находились в опреде ленных отношениях с окружавшими их племенами: вели торговлю, добывали путем войн, торговли и набегов рабов.

Переход от первобытно-общинного строя к новой (уже классовой) формации происходил на территории СССР у отдельных народов неодинаково и в разное время. Так, в Средней Азии и Закавказье, Северном Причерноморье еще в период до нашей эры возникли рабовладельческие отношения; у восточных славян в результате разложения первобытного строя образовывались в новой эре переходные государственно-племенные объединения.

Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян совпало со временем разрушения античного рабовладельческого строя. Рабовладельческий строй не сделался господствующим у славян, как и у некоторых других народов - германцев, арабов и т. д. Конечно, рабство как первая форма классового общества, а именно патриархальное рабство, встречалось на протяжении длительного времени и у наших далеких предков. Византийские и позднее арабские писатели оставили нам об этом некоторые свидетельства; кроме того, древние русские письменные памятники также говорят о наличии рабовладельческих отношений (в письменных источниках Киевской Руси рабы встречаются под различными названиями: холопы, челядь, обель, раб и т. д.) в докиевский, киевский и даже послекиевский периоды. Наличие рабства в Киевской Руси отражают договоры с греками, летописи, «жития», «Русская Правда» и т. д.

У восточных славян феодальные отношения возникли в результате разложения первобытно-общинного строя, у других народностей нашей страны - в результате кризиса рабовладельческих формаций.

Как уже отмечалось, элементы рабовладельческих отношений у славян были сильнее выражены в южных районах, теснее соприкасавшихся с черноморскими рабовладельческими государствами. В 969 г. Святослав говорил матери и боярам своим: «Нелюбо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславле на Дунае, там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, поволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии - серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мед и рабы» ".

Писатель второй половины VI в. н. э. Маврикий Стратег, говоря о славянах, отмечал: «Пленники у них остаются не в вечном рабстве, как у других народов, но назначается им определенное время, по прошествии которого представляется их произволу или остаться у них в качестве свободных или возвратиться к своим, заплатив выкуп»

Важнейшим источником рабства был плен, но уже в XI в. некоторых пленных рабов «сажали» на землю. Имелись и другие источники рабства, которые знает наше древнее судопроизводство. Краткая «Русская Правда» рабству - холопству посвящает 6 статей, а пространная - 31. В договорах Руси с Византией упоминается о «полоняннике», «челядинной цене» и т. д.;

о холопах говорит «Русская Правда» Ярослава, о холопе и рабе - «Правда Ярославичей». Рабы принадлежали не только светским рабовладельцам, но и церковным: рабы Киево-Печерского монастыря, епископские рабы. Феодосий - сын землевладельца «исходит с рабами своими на село делати со всякими прилежаниями» 5.

Рабы были не столько рабочей силой, сколько экспортным товаром. И в письменных источниках они чаще всего фигурируют в качестве товара.

Однако рабовладельческие отношения не господствовали на Руси не только в киевский период, но и ранее, на стадии интенсивного разложения первобытно-общинного строя и перехода к феодализму. Некоторые советские историки (П. П. Смирнов, Б. И. Сыромятников и др.) доказывали, следуя за В. О. Ключевским, что основу производственных отношений в Киевской Руси составляли рабовладельческие отношения. Археолог М. И. Артамонов так характеризовал общественные отношения докиевского периода: «Во всяком пучае эти отношения ближе к рабовладельческим, чем к каким-либо другим». П. П. Смирнов считал, что генезис Киевской Руси надо искать в отношениях рабовладельческих, что феодальную Русь можно правильно понять лишь при условии, что этой стадии развития общества Киевской Руси предшествует стадия рабского развития общества Киевской Руси.

Мы уже отметили наличие элементов рабовладения у славян, особенно в южных районах страны, но делать вывод о ведущей роли рабовладельческих отношении даже в этих районах нет достаточных оснований. В силу исторических условий у восточных славян рабство не превратилось в особую общественную формацию. Однако патриархальное рабство существовало не только на ранней ступени феодализма, но и в более позднее время, в период феодальных отношений. И хотя его значение постепенно сходило на нет, все же в боярских и княжеских вотчинах оно дожило приблизительно до XV в. Феодальные отношения у восточных славян возникли не из рабовладельческой формации, а на почве разложения первобытно-общинного строя. Но рабство, источниками которого были плен, долг, самопродажа, рождение от раба, все же играло известную роль в хозяйстве восточных славян как в условиях первобытной общины, так и позднее, в условиях феодализма.

Рабство - первая форма эксплуатации и в Древней Руси. Постепенно «первобытная аристократия», (князья, бояре и т. д.) превращается в господствующий класс, которому противостоял свободный общинник, правда, постепенно попадавший в экономическую зависимость. Как и германцы, восточные славяне «...не довели у себя эту зависимость до вполне развитого рабства: ни до античной формы рабского труда, ни до восточного домашнего рабства» .

Часть историков объясняет отсутствие у славян рабовладельческого способа производства тем влиянием, которое оказали взаимоотношения их с Византией 6. Конечно, было бы неправильно отрицать влияние Византии, однако причину эволюции и возникновения новых экономических отношений следует искать внутри самого общества.

Некоторые советские историки объясняют отсутствие рабовладельческой формации в Древней Руси тем, что восточнославянские племена в дофеодальный период якобы не достигли достаточно высокого уровня общественно-экономического развития, т. е. развития ремесел, городов, торговли и т. д. С этим утверждением нельзя согласиться, оно нелогично и не выдерживает критики. Если экономическое развитие восточных славян было недостаточно для возникновения рабства, то еще меньше оснований было для зарождения более высокого типа отношений - феодальных.

На самом деле на Руси был высокий уровень развития производительных сил. Так, у славян в конце I

тысячелетия н. э. железо и железные орудия занимали уже заметное место и в производстве (ремесле, сельском хозяйстве), и в военном деле, а возникновение рабовладельческих отношений у других народов совпадало с эпохой бронзы.

Важнейшей причиной, препятствовавшей превращению патриархального рабства в рабовладельческую формацию на Руси, была сельская община. Сельская община при определенном уровне производительных сил, в частности при низкой производительности труда, в условиях Восточной Европы с ее суровыми природными условиями не способствовала широкому применению рабского труда в производстве.

У славян процесс интенсивного перехода от первобытно-общинных отношений, образования классов завершился созданием крупнейшего Киевского феодального государства.

Первобытнообщинный строй.

Первобытнообщинный строй является первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества. Он характеризуется коллек­тивной собственностью на средства производства и орудия труда, равным правом всех членов общины на продукты труда и равным отношением к труду. Основными занятиями населения были охота и собирательство. Та­кой тип хозяйства называется потребляющим или присваивающим. Пере­ход к производящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие.

Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей. Палеолит. Мезолит. Неолит.

Выделение человека из животного мира началось более 3 миллионов лет назад.

Первый этап развития человеческого общества получил название камен­ный век (поскольку в этот период преобладали каменные орудия труда). Ка­менный век подразделяется на ранний палеолит (ашельская эпоха), средний палеолит (мустьерская эпоха), поздний (верхний) палеолит, мезолит и неолит.

Самые древние стоянки на территории нашей страны относятся к шельскому и ашельскому периоду - это находки в Алтайском крае (на берегу р. Улалинки), в Амурской области (у села Кумары) и др. Поселения древних людей были малочисленны, орудия труда представляли собой грубо обра­ботанный камень. В позднеашельских стоянках встречаются следы огня.

В конце ашельской эпохи резко изменился климат - началось великое оле­денение. Стремясь приспособиться к новым условиям жизни, люди совершен­ствуют орудия труда, идет расселение на ранее неосвоенные территории.

Стоянки среднего палеолита обнаружены в Крыму, на Кавказе, в Сред­ней Азии, на Средней и Нижней Волге, на юге Украины. Одна из самых из­вестных находок мустьерского периода, - обнаруженное в 1938 г. погре­бение мальчика 8-9 лет в гроте Тешик-Таш в Средней Азии.

По мнению ряда исследователей, в этот период времени на смену перво­бытному стаду приходит первобытная община.

В период верхнего (позднего) палеолита начинается отступление ледни­ка. Расселение на новые территории продолжается - стоянки древних лю­дей доходят до Якутии и Заполярья. Основным занятием населения остается охота, но начинает развиваться рыболовство. Возникают условия для более прочной оседлости. В период позднего палеолита зародились искусство и первые религиозные представления. В этой связи интересны наскальные изображения, обнаруженные в Каповой пещере в Башкирии.

Конец эпохи верхнего палеолита и начало мезолита совпали с концом ледни­кового периода. К этому времени относятся изобретение лука и стрел. Сущест-венно изменяются орудия труда - появляются гак называемые микролиты - мелкие кремневые изделия - наконечники для стрел, лезвия-вкладыши и т.д. Складываются условия для зарождения скотоводства. Из археологических находок этого времени наибольший интерес представляет обнаруженное в 1969 г. погребение двух мальчиков на р. Сунгирь у г. Владимира.

Переход к неолиту на территории нашей страны раньше всего начался в Средней Азии. Глубина произошедших в этот период изменений позволяет го­ворить о неолитической революции. Начинается переход к производящему хо­зяйству. Хотя главными занятиями населения остаются охота и собирательство, все большую роль в хозяйстве играют скотоводство и земледелие. Появляется новая техника изготовления орудий труда - пиление, шлифование, сверление. К этому времени относится зарождение керамики и ткачества. Одним из самых серьезных достижений неолитической революции стало изобретение колеса.

Для неолита характерен развитый родоплеменной строй . В родовой общине все члены были связаны между собой кровнородственными отно­шениями. Во главе рода стояли наиболее старые члены сообщества («ста­рейшины»). Остальные члены рода находились в полном подчинении у старших. Возникают первые объединения родов - племена, начинает вы­деляться племенная верхушка. Эти объединения были довольно непостоян­ны - быстрый рост населения, экстенсивный характер хозяйства, требо­вавший значительной подвижности, приводят к мобильности племенных союзов, быстро возникающих, и быстро распадающихся.

Начало обработки металла. Разложение

первобытнообщинного строя. Становление классового

общества и государственности.

Первым металлом, использованным человеком, стала медь. Первона­чально металлические орудия применялись редко, в основном продолжа­лось использование камня. Этот период - медно-каменный век - называ­ют энеолитом.

На территории нашей страны культур медно-каменного века обнаруже­но сравнительно немного. Одна из самых ранних - земледельческая куль­тура Анау (IV т.л. до н. э.).

На территории Украины и Молдавии в III т.л. до н. э. существовала зем­ледельческая трипольская культура, в поселениях которой также обнаруже­ны металлические орудия. В поздних погребениях этой культуры заметны признаки имущественного неравенства. Имущественное неравенство - это концентрация в руках определенной группы людей значительных мате­риальных ценностей и политической власти, одна из главных причин соци­альной дифференциации.

Постепенно наряду с медью начинает использоваться бронза - сплав меди с оловом или другими добавками. К бронзовому веку относятся Абашевская (в Поволжье) и Фатьяновская (в Волго-Окском междуречье) архео­логические культуры.

Очевидно, в этот период наметилось разделение земледелия и скотовод­ства. Возросла роль мужского труда, утверждается патриархат. Начинается выделение военной и родовой аристократии. В то же время родовые связи начинают ослабевать. Начинается выделение моногамной семьи. Племен­ные союзы становятся более постоянными и многочисленными. В наиболее развитых областях начинает складываться военная демократия. Военная демократия - это форма племенной организации, при которой власть кон­центрируется в руках военных вождей, но сохраняются элементы перво­бытной демократии. Все вопросы племенной жизни решаются на вече, со­стоящем из боеспособных мужчин племени. В конце существования военной демократии власть вождя становится наследственной. " К этому времени уже довольно отчетливо намечаются очертания от­дельных этнических групп. Некоторые исследователи полагают, что в это время произошло обособление славян из индоевропейской общности.

В начале I тысячелетия до н. э. начинается изготовление железных ору­дий труда. Это сделало возможным распространение земледельческих куль­тур на север, повысило производительность труда.

Из патриархальных родов все более активно начинают выделяться отдельные семьи и на смену родовой общине приходит соседская. Соседская община - это поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих опреде­ленную, ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю; каж­дая семья имеет право на свою долю общинной собственности.

Греческая колонизация Северного Причерноморья. Скифы.

В конце VII - начале VI в, до н. э. начинается греческая колонизация Северного Причерноморья.

В первой половине VI в. до н. э на правом берегу Буго-Днепровского лима­на была основана Ольвия. Другие греческие колонии - Херсонес (основан в V в. до н. э. в р-не совр. Севастополя), Феодосия, Пантикапей (совр. Керчь) - в восточном Крыму, Фасис (Поти), Диоскуриада (в р-не совр. Сухуми), Питиунт (Пицунда) - на черноморском побережье Кавказа, Танаис - в устье Дона, Фанагория - в устье Кубани и т.д.

По своей политической структуре Ольвия была греческим полисом. Вер­ховная власть принадлежала народному собранию, которое ежегодно избира­ло должностных лиц, ведавших отдельными отраслями государственного управления. Экономическую основу хозяйства составляло сельское хозяйство и торговля. В окрестностях Ольвии и в самом городе селились скифы. Их от­ношения с греческим населением колонии, очевидно, были мирными.

Другое крупное государство сложились вокруг Херсонеса Таврического. Под его властью оказались территории Гераклейского полуострова и запад­ного побережья Крыма в районе современной Евпатории. Политическая структура Херсонеса также была полисной. В Херсонесе сложилось товар­ное сельское хозяйство. В окрестностях Херсонеса жили тавры, отношения с которыми были достаточно напряженными.

В первой половине VI в. до н. э. вокруг Пантикапея начинает склады­ваться Боспорское государство. Оно объединило под своей властью другие города-полисы - Танаис, Фанагорию, а в последствии - и Феодосию. В IV в. до н. э. Боспорское государство включало территорию всего Керчен­ского полуострова, его границы доходили до устья Дона. Первоначально в Боспорском государстве, как и в других городах-полисах, сохранялись эле­менты демократии, но в начале V в. до н.э. складывается монархия. Мест­ные племена - меотские и скифские - подчинились власти Боспора.

Однако расцвет греческих колоний был относительно недолгим.

В III в. до н. э. греков начинают вытеснять скифы.

Скифы - группа ирано-язычных племен, населявших земли от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона с VII в. до н. э. Их описывали многие античные авторы, но наиболее подробно писал о скифах Геродот. Часть скифов вела оседлый образ жизни и занималась земледелием («скифы-пахари»), другие - оставались кочевниками. В IV в. до н. э. у скифов начинает складываться государственность. Живя в тесном соседстве с эллинами, скифы многое переняли из их культуры, но и сами оказывали на греков заметное влияние.

В III в. до н. э. с Приднепровья и с Дуная скифов начинают вытеснять сарматы 1 . Отступая под натиском сарматов в Крым, скифы создают новое государство со столицей в Неаполе Скифском. Переместившись в Крым, скифы вступают в конфронтацию с Херсонесом и Боспорским царством. В 110 г. до н. э. скифское государство было разгромлено войсками МитридатаVI Евпатора. Вскоре Боспор, Херсонес, а затем и Ольвия были включены в состав Понтийского царства. После гибели Митридата (в 63 г. до н. э.) Бос-порскому государству удалось на время вернуть себе прежнее влияние в Причерноморье, но ненадолго.

Во II в. в Северное Причерноморье вторгаются племена аланов 2 . В нача­леIII в. их вытесняют готы 3 . Началась борьба между готами и аланами. Че­рез некоторое время в борьбу вступают гунны 4 . В 375 г. гунны, предводи­тельствуемые Баламиром, покорили аланов и разгромили готов. Боспорские города были разрушены.

Выбор редакции
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/epi1.html Но может быть не всем эти стихи стоит читать. Ветер веет с югаИ луна взошла,Что же ты,...

Шёл я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его...

«Береза» Сергей Есенин Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились...

Это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. Так же они являются непременной составной частью жидкостей и...
12.1. ГРАНИЦЫ, ОБЛАСТИ И ТРЕУГОЛЬНИКИ ШЕИ Границами области шеи являются сверху линия, проведенная от подбородка по нижнему краю нижней...
Центрифугирование Это разделение механических смесей на составные части действием центробежной силы. Приборы, применяемые для этой цели,...
Для полноценного и максимально эффективного лечения самых разных патологических процессов, поражающих организм человека, необходим...
Как целая кость имеется у взрослых людей. До 14-16 лет эта кость состоит из соединенных хрящом трех отдельных костей: подвздошной,...
Подробное решение итоговое задание 6 по географии для учащихся 5 класса, авторов В. П. Дронов, Л. Е. Савельева 2015 Гдз рабочая тетрадь...