Первые упоминания о социальном туризме появились. Социальный туризм. Методы исследования в истории туризма


КУРСОВАЯ РАБОТА

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РФ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» .

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

Практика проведения социальных туров в России и за рубежом показывает, что их организация имеет свою специфику. Особенно это выражается в работе с ограниченно дееспособными лицами, в том числе с инвалидами. Эффективность этой работы напрямую зависит от наличия и развития соответствующей инфраструктуры. Надо признать, что в России инфраструктура для организации инвалидного туризма отсутствует. Имеющиеся в некоторых общественных местах пандусы не снимают проблему дискомфортного, а чаще невозможного, перемещения людей, например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В результате ущемляются конституционные права и интересы этих людей в их желании путешествовать и постигать Родину.

Другая проблема – специализированные кадры. Здесь сказался многолетний «простой» в подготовке специалистов в сфере социального туризма, что естественным образом привело к дефициту профессионального туристского опыта, как пример – обслуживание туристов и экскурсантов с дефектами зрения или слуха.

Обратившись к мировому опыту, мы видим демонстрацию примеров заботы о гражданах в удовлетворении их духовных потребностей. Люди всегда стремятся увидеть, узнать родной край, свою страну. Они хотят, чтобы это стало доступно, чтобы путешествия духовно их обогащали, радовали, наполняли яркими впечатлениями. Это – нормальная всеобщая потребность, и она должна быть социально удовлетворена. Несмотря на то, что в России социальный туризм нормативно не определен (проект закона о социальном туризме отклонен), государственная задача по созданию экономически выгодных условий для работы туроператоров по формированию и реализации общедоступных туров на внутреннем рынке остается.

Итак, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы данной курсовой работы.

Объект исследования – система социального туризма в РФ.

Предмет исследования – исторические аспекты социального туризма, а также правовые основы и вопросы регулирования социального туризма на современном этапе.

Цель курсовой работы – рассмотреть систему социального туризма в Российской Федерации, ее исторические аспекты и современный этап.

Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть развитие социального туризма в России на федеральном и региональном уровнях;

2) проанализировать правовые основы социального туризма в России;

3) охарактеризовать регулирование социального туризма на региональном и муниципальном уровнях.

Гипотеза исследования: социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.

Методы исследования, используемые в данной работе: изучение и анализ научной и специальной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение.


ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

1.1 Развитие социального туризма в России

В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».

Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития».

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация, которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли».

Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже:

· Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

· Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

· Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

· Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

· Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

· Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров .

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

· проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

· отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

· информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

· растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

· формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.

Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.

Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов:

1. наличие агентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);

2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);

3. носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица);

4. предприятий обслуживания по отпускным чекам.

Основные принципы функционирования данной системы заключается в следующем:

1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.

2. оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные).

3. работник предприятия рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку.

4. полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т. д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия.

Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания .

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем.

1.2 Развитие социального туризма на региональном уровне

В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики.

Подчеркивая значимость туризма как экономической категории, нельзя недооценивать его социальную составляющую, возрастающую роль в развитии человека, формировании уровня и качества его жизни.

По данным зарубежных исследований, Россия занимает 55-е место в мире по уровню реальных доходов, 101-е место в мире по уровню качества жизни . Туризм на коммерческой, рыночной основе для большинства населения недоступен. Данная тенденция имеет распространение и на региональном уровне.

В социально-экономическом отношении Забайкальский край является одной из неблагополучных территориальных единиц РФ. Согласно данным исследования проведенного в 2007 году туристической фирмой «Вокруг света», объем туристов въезжающих в Забайкальский край увеличивается (преимущественно жители регионов с высоким уровнем жизни, иностранные туристы), а количество жителей Забайкальского края, пользующихся услугами туризма, уменьшается. По мнению исследователей, данная тенденция связана с низким уровнем жизни населения края, возрастанием цен на туруслуги и уменьшением доходов большей части населения .

Особенно обделенными в данной ситуации оказываются социально уязвимые категории жителей региона: пенсионеры, молодежь, семьи с детьми и др. Чтобы существенно изменить сложившееся положение, необходимо развитие социального туризма, как в России в целом, так и на региональном уровне.

На данном этапе развития научного знания понятие «социальный туризм» не имеет однозначного толкования в научной и специальной литературе, а также в нормативно-правовых документах. Наибольшее распространение к трактовке данного понятия получили два подхода – широкий и узкий.

В основе определения социального туризма были использованы следующие документы: декларации Всемирной туристской организации, принятые на международных конференциях в Брюсселе (1963), Маниле (1980), Акапулько (1982), Софии (1985), Гааге (1989), Монреале (1996), Санкт-Петербурге (1997).

Социальный туризм в широком понимании отражает массовый характер потребления туристских услуг. Суть его в том, чтобы сделать туризм доступным для как можно большего количества людей .

Согласно узкому подходу социальный туризм – деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными организациями в интересах социально уязвимых слоев населения, с целью реализации их прав на отдых, в той или иной мере субсидируемая из средств, выделяемых государством на социальные нужды и/или иных источников финансирования.

Возрождение и развитие социального туризма на региональном уровне позволяет решить как социальные, так и экономические проблемы региона. Сегодня туристические фирмы в основном ориентированы на высокодоходный зарубежный туризм, значительная часть капитала остается вне страны, ориентация на развитие внутреннего туризма, по мнению ряда исследователей, позволит значительно увеличить доходные поступления в бюджет региона.

Стоит сделать акцент на положительном влиянии социального туризма на состояние социальной сферы. Социальный туризм способствует сокращению безработицы, улучшению демографической ситуации, борьбе с беспризорностью, развитию системы образования, решению проблемы занятости в регионе и др. Вместе с тем за последнее десятилетие социальный туризм в России практически прекратил свое существование. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, не поддается реализации, если рассматривать права граждан, относящиеся к сфере туризма. Если в 1989 г. около 89% объема предоставляемых туристских услуг дотировалось органами социального страхования, профсоюзами, предприятиями и организациями, то в настоящее время такая социальная поддержка предоставляется фондом социального страхования лишь отдельным категориям населения, пользующимся путевками в санаторно-курортные организации и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории РФ .

Сегодня развитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Очевидна необходимость реорганизации и совершенствования системы управления социальным туризмом, как на федеральном, так и региональном уровнях. Практически отсутствует теоретическая разработка форм предоставления социального туризма в новых экономических условиях. Теория и формы социального туризма, наработанные в рамках советской системы, устарели и не пригодны для применения в настоящей социально-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмысления для выработки методов, адекватно соответствующих новой модели общественного и государственного строя.

В связи с этим, сегодня особо актуальными является теоретическое и практическое исследования социального туризма, как в России в целом, так и на региональном уровне.


ГЛАВА II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Правовые основы социального туризма в России

Согласно Всемирному совещанию по туризму, созванному Всемирной туристской организацией в Акапулько (Мексика) в 1982 г., провозглашается «право на отдых, досуг, оплачиваемый отпуск и на создание законодательных положений для облегчения доступа к проведению отпусков всеми слоями населения». В данном документе также подчеркивается необходимость признания государствами не как роскоши, а как обычной потребности права всех своих граждан на проведение отпуска. Для этого должны быть приняты соответствующие меры административного, законодательного и финансового порядка, направленные на обеспечение доступа все более широких слоев населения к путешествиям. В документе сказано о необходимости переориентации туристских инвестиций для создания более льготных структур расценок, для вовлечения в туризм людей со средними и низкими доходами.

Характеризуя значение туризма как отрасли рыночной экономики, необходимо отметить его социальную значимость, возрастающую роль в духовном и физическом развитии личности, формировании уровня и качества жизни. Туризм во многих странах превратился в необходимую социальную потребность людей, составляющую их образа жизни.

В Российской Федерации современное самостоятельное развитие отрасли без государственной поддержки привело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов туризма.

Не реализуются не только целевая функция туризма - воспроизводство биосоциального потенциала человека, но и экономические функции туризма в национальном и региональном масштабах, что привело к уменьшению доступности туристских услуг для большей части населения. Большинство туристских организаций в процессе приватизации превратились в чисто коммерческие предприятия, для которых главной целью деятельности является получение прибыли. В результате роль туризма, объем его услуг за годы реформы значительно упали. На долю России приходится менее 1% мировой туристской продукции. Ухудшается материальная база туризма, свыше 80% ее нуждается в капитальном ремонте и модернизации . Социальному туризму, как фактору развития общества, не уделяется должного внимания, что несет в себе массу негативных социальных моментов. Потребность людей в отдыхе является наименее удовлетворенной среди основного круга социальных потребностей. Около 80% населения являются потенциальными клиентами социальных форм туризма, но на практике реализуют свой отдых только каким-либо самодеятельным способом, даже не задумываясь об услугах туристских фирм.

Объективный анализ позволяет сделать вывод, что стихийное развитие туризма в России за несколько «переходных лет» не только не приносит выгод никому, кроме предпринимателей, но и наносит вред обществу, поскольку валюта уходит за рубеж, отечественный турпродукт не сформирован и разрушается, новые рабочие места создаются лишь на предприятиях, обслуживающих выезжающих российских путешественников.

Общая неудовлетворенность в отдыхе влечет за собой и другие проблемы. Это вопросы сохранения и профилактики здоровья населения, рационального использования свободного времени, удовлетворения образовательных и культурных потребностей, проблемы снижения жизненной активности и межличностных контактов и многие другие .

Развитие системы социального туризма можно считать одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Одним из начальных этапов разработки и реализации политики является создание адекватного законодательства. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль социального туризма, позволяет сделать вывод о ее несовершенстве. Основным недостатком является то, что нормативно-правовые акты не содержат конкретных подходов к разработке комплексных механизмов создания системы социального туризма на территории Российской Федерации.

Основным правовым документом является Конституция Российской Федерации. В области социальной политики государства этот документ закрепляет следующие направления деятельности государства: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .

Каждый гражданин имеет право на отдых [Статья 37 Конституции РФ]. Кроме того, в Российской Федерации поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [Статья 39 Конституции РФ].

К федеральным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере социального туризма, относятся:

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» .

В данном законе дается определение социального туризма, а также поддержка социального туризма провозглашается приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности.

Федеральный закон от 9.01.1996 г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), в т.ч. и туристского продукта, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав .

Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, устанавливает единый порядок размещения заказов, в т.ч. в сфере социального туризма .

Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», устанавливающий основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления .

Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В законе вводится понятие «набор социальные услуги», определяемое как перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, одной из которых является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан .

Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ .

В Законе сказано, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в т.ч. местам отдыха.

В Законе гарантируется государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, осуществляющих санаторно-курортное лечение.

Инвалиды и дети-инвалиды согласно Закону имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия.

Федеральный закон от 22.07.1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан». Этот закон провозглашает, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха и гарантирует, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств .

Кроме того, к правовым документам, регулирующим отношения в сфере социального туризма можно отнести нормативно-правовые акты, устанавливающие структуру органов исполнительной власти РФ, такие как:

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 9.03.2004 г. 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

Указ Президента РФ от 18.11.2004 г. №1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» (с изменениями от 24 сентября 2007 г.);

Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. №901 «Положение о федеральном агентстве по туризму»;

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. №153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. №158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 6.04.2004 г. №165 «Вопросы федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №325 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию»;

Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. №280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».

Если говорить о региональном законодательстве, то на сегодняшний день ни в одном из субъектов РФ не принят закон «О социальном туризме». Как правило, нормативно-правовая база ограничивается различными целевыми программами.

Исключением является Санкт-Петербург, в котором действует Закон от 9.07.2003 г. №409-52 «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», в котором поддержка социального туризма провозглашается одним из приоритетных направлений политики городских властей.

В Законе сказано, что финансовая поддержка социального туризма за счет средств бюджета Санкт-Петербурга оказывается в форме субсидий из средств бюджета Санкт-Петербурга на частичную оплату путешествий следующих категорий жителей Санкт-Петербурга: детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей; инвалидов и пенсионеров; - лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф; учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

В Москве реализуется «Программа развития туризма в г.Москве на период до 2010 года», утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 8.08.2000 г. №602 , в которой развитие социального туризма названо одной из приоритетных задач. Однако никаких конкретных мероприятий в программе не разработано.

Кроме того, туризм, в т.ч. и социальный, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: административного, экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и других, которые относятся к неопределенному кругу юридических и физических лиц. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.

Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством.

Согласно статье 2 Гражданского Кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон.

Статья 128 ГК рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а статьи 779-783, объединенные в главу 39 ГК, посвящены договору возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК).

Далее в этой статье говорится, что правила главы 39 ГК «применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных...».

В заключении необходимо подчеркнуть, что все нормативно-правовые акты, касающиеся социального туризма в Российской Федерации, являются общими, т.е. просто содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в исследуемой области. Специальный закон «О социальном туризме», разрабатываемый с середины 1990-х годов различными государственными и общественными институтами до сих пор не принят. Этот факт, несомненно, тормозит развитие социального туризма, поскольку большинство вопросов, возникающих в данной сфере, до сих пор не урегулированы.

социальный туризм муниципальный региональный

2.2 Регулирование социального туризма на региональном и муниципальном уровнях

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

Управление этой отраслью туризма весьма сложная задача, так как это неприносящая прибыли деятельность. Несмотря на то, что это очень важное направление, не всякий туроператор рискнет заниматься обеспечением детского дома. Например, бесплатными экскурсиями. Это минимум, который может быть предоставлен.

Что касается регулирования социального туризма на региональном и муниципальном уровнях, здесь пойдет речь о том, как выражается это регулирование и к каким результатам приводит.

Для примера рассмотрим Ростовскую область в целом и одиночный проект в Астраханской области.

Ростовская область стала первым субъектом Южного федерального округа, в котором организация социальных туров осуществляется за счет бюджетных средств в рамках реализации областной целевой программы развития туризма. В 2009 году на эти цели из средств областного бюджета было выделено 800 тыс. руб.

Экскурсии для инвалидов, ветеранов, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и других социально незащищенных категорий граждан проводятся турфирмами по госзаказу минэкономики Ростовской области. Совместная деятельность органов исполнительной власти Ростовской области и представителей турбизнеса состоит не просто в помощи социально незащищенным категориям граждан, а в обеспечении их равными с другими гражданами возможностями, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.

При разработке программ учитываются не только пожелания экскурсантов, но и различные аспекты их жизнедеятельности, оказывающих влияние на специфику подготовки и проведения социальных туров. Так, экскурсионные программы, предлагаемые турагентством «Рейна-Эйр», разработаны с использованием технологий социокультурной реабилитации инвалидов с учетом особенностей граждан с ограниченными возможностями по слуху, зрению, общим заболеваниям, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то же время эти программы универсальны. Это выражается в том, что они подходят и для других социально незащищенных категорий граждан - пенсионеров и ветеранов и носят не только познавательный характер, но и оздоровительный.

В целях достижения наибольшей эффективности в применении технологий социокультурной реабилитации инвалидов управление развития туризма минэкономики области в 2009 году организовало проведение социальных туров в летний период. Предлагаемые меры позволяют людям с ограниченными возможностями совместить познавательные маршруты с оздоровительным отдыхом на побережье Дона и Приазовья.

Вопрос о развитии социального туризма и внедрении в деятельность субъектов туриндустрии социокультурной реабилитации инвалидов рассматривался в 2008 г. на очередном заседании Межведомственного координационном совете по туризму (МКСТ) 07.11.2008 г. по инициативе члена МКСТ, первого вице-президента Российской Ассоциации социального туризма Ю.С. Пономарева. В соответствии с решением МКСТ субъектам туристской индустрии, которые осуществляют работу по организации и проведению социальных туров, оказывается всесторонняя информационная поддержка. Кроме этого в 2009 году предполагается разработать методическое пособие по организации туров, направленных на социально-культурную реабилитацию инвалидов.

Рассмотрим итоги организации и проведения туров для социально незащищенных граждан в Ростовской области в 2008 году.

В рамках реализации областной целевой программы развития туризма в Ростовской области на 2008 - 2010 годы были организованы и проведены экскурсии для социально незащищенных граждан. Исполнителями госзаказа министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области стали ООО «Туристическое коммерческое агентство «Рейна-Эйр» и ООО «Елена-Тур» .

Всего было проведено 26 экскурсий по 12 туристическим маршрутам с посещением 7 культурно-исторических центров Ростовской области. Экскурсанты познакомились с достопримечательностями городов Азова, Аксая, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Семикаракорска, Шахт и станицы Старочеркасской. В экскурсиях для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, проживающих в шахтерских территориях (г.г. Шахты, Зверево, Гуково, Новошахтинск, Красный Сулин, п. Каменоломни), приняло участие 800 человек, в том числе 133 ребенка-инвалида.

В экскурсионных программах, организованных для других социально незащищенных граждан приняло участие 173 человека из числа взрослого населения, из которых:

Инвалиды по зрению - 34 чел.;

Инвалиды по слуху - 34 чел.;

Пенсионеры и ветераны - 13.

Общая численность экскурсантов социальных туров, организованных в 2008 году за счет средств областного бюджета в Ростовской области составила - 973 человека .

Туры были организованы при содействии общественных организаций с учетом пожеланий самих ветеранов и инвалидов. На каждом маршруте рядом с экскурсантами находились сопровождающие их лица, которые координировали действия, помогали и следили за их самочувствием. Экскурсантам были предоставлены: страхование, питание, дополнительные услуги согласно программам туров и экскурсий.

1) Ростов-на-Дону. Во время обзорной экскурсии по городу Ростову-на-Дону, экскурсанты совершили прогулку по старинной улице Пушкинской и посетили музей изобразительных искусств, где познакомились с уникальными коллекциями живописи.

2) Азов. Участники экскурсии посетили объекты воинской славы и главное хранилище истории города - Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, основная экспозиция которого размещена в здании бывшей Городской управы (1892г.).

Здесь им были представлены уникальные коллекции и экспонаты, в том числе единственные в стране - скелет слона-трогонтерия (600 тыс. лет) и хоботного животного динотерия (5,5 млн. лет).

3) Семикаракорск. Участники тура посетили предприятие народного художественного промысла «Аксинья», где не только познакомились с производством фаянсовых изделий, но и попробовали свои творческие силы в росписи фаянса. Также вниманию экскурсантов был представлен храм Святой троицы с уникальным иконостасом.

4) Аксайский район. Увлекательным был маршрут в станицу Старочеркасскую. Посетив Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, участники экскурсии познакомились с историей и культурой донского казачества, узнали о его быте и традициях. Программа была дополнена обзорной экскурсией по городу Аксай, куда участники заехали на обратном пути.

5) Новочеркасск. В программу экскурсионного тура в город Новочеркасск вошло посещение музея Донского казачества и Войскового Кафедрального Вознесенского Собора - третьего по величине храма в России. Экскурсанты познакомились с архитектурными и скульптурными сооружениями мировой казачьей столицы и возложили цветы к памятнику атаману М.И. Платова.

В организации проведения экскурсионных туров для детей приняли активное участие учителя школ, сотрудники городских и районных отделов школьного образования, воспитатели детских домов и интернатов. Все они поддержали инициативу управления развития туризма минэкономики Ростовской области в реализации проекта в рамках развития социального туризма на Дону.

1) Азов. В г. Азов было совершено 3 экскурсии, во время которых дети познакомились с героическим прошлым города, посетив Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, в том числе пороховой погреб бастиона Св. Анны XVIII в. и Крепостной вал.

2) Старочеркасск. Экскурсанты познакомились с экспозициями Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Отдых в казачьей станице запомнился детям рассказами о донских казаках - С.Т. Разине, К. Булавине, М.И. Платове, Д.Е. Ефремове и др., о Войсковом Воскресенском Соборе (1719 г.), Атаманском подворье (XVII в.), о трофеях Азовского осадного сидения (1637-1641 г.г.) и других объектах архитектурного комплекса станицы Старочерксасской.

3) Новочеркасск. Обзорные экскурсии по городу включали осмотр памятников на соборной площади (пл. Ермака), посещение музея истории донского казачества, Войскового Кафедрального Вознесенского Собора и его нижней части - церкви покрова пресвятой Богородицы с усыпальницей героев Дона и России (М.И. Платова, В.В. Орлова-Денисова, И.Е. Ефремова, Я.П. Бакланова).

Особый интерес у детей вызвали музей пожарного дела и Всероссийский центр космического тренажеростроения «АСТРОН»,где детям была предоставлена возможность совершить виртуальную экскурсию на пилотируемую орбитальную станцию «МСК», познакомившись с многофункциональностью космическо-исследовательского комплекса.

4) Ростов-на-Дону. Центральным местом посещения стал областной краеведческий музей, где состоялось знакомство с уникальной археологической коллекцией «Золото Скифов» (рис. 6), после чего дети приняли участие в уроке древних ремесел.

Во время экскурсий в Ростов дети побывали в музыкальном театре на просмотре балета в двух действиях «Дон Кихот», в частном музее «Галерея кукол» и на фабрике мягкой игрушки. Во время посещения последней состоялась обзорная экскурсия по цехам с посещением склада готовой продукции, где каждый ребенок получил в подарок мягкую игрушку.

5) Шахты. Завершающим маршрутом проекта стала поездка в город Шахты, где участники экскурсии познакомились со многими историческими и культурными объектами, в перечень которых входят: городской краеведческий музей и музей угольной промышленности Восточного Донбасса, собор Покрова Пресвятой Богородицы, мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне.

Участники туристических маршрутов остались довольны проведенными экскурсиями и выразили глубокую благодарность организаторам социальных туров и министерству экономики Ростовской области, что нашло отражение в благодарственных письмах.

В Трусовском районе Астраханской области стартовал проект «Социальный туризм». Разработанный специалистами Управления министерства социального развития и труда Астраханской области по Трусовскому району проект «Социальный туризм» направлен на определенную категорию - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, эту информацию предоставила пресс-служба министерства социального развития и труда Астраханской области.

С начала года специалистами Управления совместно с сотрудниками областного комплексного центра социального обслуживания населения «Семья» выявлено 45 семей, в которых проживает 171 ребенок. Эти семьи находятся на патронаже социальных служб.

Проектом предусмотрены экскурсии по городу, купание в городской купальне и обед. Группа из 15 детей выезжает на мероприятие один раз в неделю. Планируется, что до окончания летних каникул проектом будет охвачено 140 детей из социально опасных семей.

В заключение стоит сказать, что обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое.

А если учесть, что все это требует больших вложений со стороны государства на всех уровнях, то эти проекты могут охватывать небольшие группы из общего числа.

Говорить о том, что можно заимствовать систему и воспроизводить ее в условиях российской действительности не имеет смысла, так как на данный момент нет достаточных средств, которые могли бы быть выделены на осуществление этих целей.

Те результаты, которые отражаются на сайтах администраций различных регионов России, можно назвать положительными. Но не более того. Так как социальный туризм рассматривать отдельно от системы социальной защиты граждан, нуждающихся в поддержке, будь то дети или взрослые люди, невозможно, расходы на него также вписывают в общий бюджет. Деятельность сторонних, коммерческих организаций, безусловно, нуждается в огласке, возможно, это станет стимулом для остальных.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальный туризм в узком смысле является разновидностью туризма. Как таковой он имеет свои особенности, характерные черты.

1. Социальный туризм как разновидность туризма имеет свою целевую направленность, вытекающую из «обязанности общества предоставить своим гражданам реальные, эффективные и недискриминационные возможности доступа к туризму». Это туризм, доступный каждому гражданину, с учетом его возраста, здоровья, социального положения, осуществляемый прежде всего в интересах менее обеспеченных людей.

2. Его основные участники – определенные категории населения, прежде всего учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, малообеспеченные семьи. Вместе с тем социальный туризм может быть также компенсацией за напряженную работу, стимулированием эффективного труда; может включать соответствующие категории работников предприятий, организаций, учреждений.

3. Социальный туризм отличается источниками финансирования. Ими являются государственные и муниципальные средства на социальные нужды, соответствующие средства частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

4. Это – преимущественно организованный, коллективный туризм. Он имеет свои приоритетные виды, носит прежде всего культурно-познавательный, восстановительный, оздоровительный характер.

5. Существенные особенности имеют формы, инструменты, опосредующие потребление турпродукта в этой области. Он поступает гражданам в виде бесплатных и льготных путевок в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатных и льготных путешествий, транспортных тарифов, налоговых и таможенных льгот.

Определенное своеобразие имеется и в географии, временах года. Многие западные страны высоко оценивают перспективу развития социального туризма и активно работают в данном направлении.

Социальный туризм нужен России, как социальное явление, как форма реабилитации и интеграции инвалидов в общество. Это прекрасный метод медико-социальной и психологической реабилитации инвалидов с физически ограниченными возможностями и, особенно, для людей передвигающихся в инвалидных колясках.

Для организации социального туризма нужны деньги и не малые:

1. Приобретение специализированного транспорта с подъемниками для колясок

2. Сопровождение инвалидов

3. Организация и обслуживание инвалидов в пути и по месту проведения путешествий

4. Медицинский контроль за состоянием здоровья инвалидов

5. Дополнительное оборудование экскурсионных маршрутов и мест проживания

Как видно из перечисленного, для реализации настоящего проекта необходима поддержка государства и частных благотворительных инвестиций.

Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотрение системы социального туризма в Российской Федерации, ее исторических аспектов и современного этапа развития – достигнута. Задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза доказана. Курсовую работу можно считать законченной.


ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. - №49. - Ст. 5491.

3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. №33, ст. 3334.

4. Федеральный Закон от 30 ноября 1994 №52-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в ред. от 1 декабря 2006 г.). - М.: Гном-пресс, 2006.

5. Федеральный закон от 9 января 1996 г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1996. -16 янв.

6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. - 2005. - 28 июля.

7. Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. - 1999. - №43. - 21 июля.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 1995. - №48. - Ст. 4563.

9. Федеральный закон от 22 июля 1993 года №5487-1 «Основы законодательства российской федерации об охране здоровья граждан» // Ведомости РФ. -1993. - №33. - Ст. 1318.

10. Андреева, Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития / Е.Б. Андреева // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2006. - №2 (13). - Вып 2. - С.120-125.

11. Беспрепятственный туризм; инватуризм: что это такое? // Социальный информационно-аналитический журнал «Страна и мы вместе», 2008. - № 3. – С.56-60.

12. Биржаков, М.В. Введение в туризм / М.В. Биржаков. - Издание 5-е. – СПб: «Издат. дом Герда», 2003. - 320 с.

13. Боголюбов, В.С. Экономика туризма / В.С. Боголюбов. - М., 2007. - 189 с.

14. Бронников, В.В. Благотворительность в организации социального туризма для малообеспеченного населения / В.В. Бронников. - Дис. кан. экон. наук: 08.00.05. Экономика и упр. нар. хоз-вом. - М., 2005.-132 с.

15. Зуева, Г.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. Методические рекомендации. Управление культуры администрации Белгородской области / Г.Л. Зуева. – М.: ООО «Издательство ИМХО», 2004. – 220 с.

16. Котелкин, В.И. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России / В.И. Котелкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5.- 2005. – Вып. 2. - С.44-47.

17. Ломакин, В.И. Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации. Министерство труда и социального развития РФ, Российский институт культурологии / В.И. Ломакин. - М., 2002. – 182 с.

18. Областная целевая программа «Развитие туризма в Ростовской области» на 2008-2010 годы. Режим доступа: http://www.donland.ru

19. Сергиенко, Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма / Л.В. Сергиенко. - М., 2000. - 95 с.

Лекция ректора РМАТ Трофимова Е.Н. в новом учебнике "Основы туризма"

Сегодня интересный опыт реализации программ социального туризма накоплен по семейному туризму в Австрии, Португалии, Греции, Чешской Республике, Словакии, Венгрии, Великобритании, по туризму для старшего поколения в Испании, Франции, Болгарии, по молодежному туризму во Франции, по туризму для инвалидов в Чешской Республике, Болгарии, по «многоцелевым» формам социального туризма — чекам на отдых и отпускным ваучерам в Венгрии, Румынии, Швейцарии, Мальте.

Как уже отмечалось выше, социальный туризм в Европе ориентирован на четыре основные целевые группы граждан: пенсионеры, молодые люди, семьи и инвалиды. Исследования показывают, что эти целевые группы более или менее постоянны во всех европейских странах (некоторые нацелены строго на конкретную группу граждан, другие специализируются на проблемных категориях, но исключительно на одной из упомянутых целевых групп). Эти целевые группы составляют сторону спроса, общим признаком которой является лишение возможности путешествовать, при этом существуют различия между странами лишь в отношении к данным группам. Например, в Великобритании требуется предоставление документов, подтверждающих, что семья действительно испытывает недостаток финансовых средств, чтобы заплатить за отпуск самостоятельно. А во Франции нет никаких определенных демографических или финансовых критериев. Сторона предложения в социальном туризме, включающая транспорт, размещение и услуги туристской дестинации, напротив, чрезвычайно разнообразна с точки зрения структуры и организации. В некоторых странах услуги социального туризма оказывает коммерческий (частный) сектор, например, в Великобритании и Бельгии. В других странах, например, в Германии есть специальные центры социального туризма для отдыха семей. Во Франции сектор социального туризма конкурирует с сектором коммерческого туризма.

Третий аспект — это наличие финансовых структур для поддержки социального туризма. В зависимости от интерпретации социального туризма в данной стране финансовые структуры и механизмы могут быть адресованы определенным целевым группам и состоять из:
■ прямого государственного финансирования на различных политических уровнях (местном, региональном, национальном и межнациональном) с учетом степени интеграции туризма в политику государственного благосостояния;
■ косвенного финансирования через страхование здоровья и благотворительность;
■ профсоюзов или организаций социального туризма;
■ самофинансируемых благотворительных учреждений и религиозных организаций.

Финансирование может быть направлено на поддержание определенного человека (сторона спроса) или на предоставление условий или других аспектов стороны предложения (например, размещение).

Социальный туризм и социальная экономика

Важными участниками сектора социального туризма в Европе являются некоммерческие и социальные организации, волонтерский сектор, общественные ассоциации, экономические сообщества, социальные кооперативы, социальная и солидарная экономика, то есть производственные структуры, не являющиеся ни государственными, ни частными компаниями, но ориентированными на индивидуальные и социальные цели, а не на получение прибыли. Во Франции, Бельгии, Португалии и Испании для организаций такого типа часто используется термин «социальная и солидарная экономика», поскольку они, как правило, характеризуются пятью принципами: бесплатное членство, ограниченная рентабельность, демократическое и активное управление, коллективная или социальная цель и финансирование общественными и частными фондами. Например, устав Национального союза туристских ассоциаций (UNAT) во Франции предусматривает следующие задачи:
■ гарантировать доступ к туризму и отдыху большого количества людей из разных социальных слоев;
■ подчеркивать гуманистические и коллективистские ценности туризма для общества и роль туризма в росте личного благополучия и социального единства;
■ добиваться экономической выгоды через поддержку социальных организаций, молодежных и семейных ассоциаций, работающих в социальной и солидарной экономике;
■ поддерживать устойчивое развитие туристской дестинации с уважени -ем экологических и социально-культурных особенностей дестинации.

Выводы

России нужна своя программа по развитию социального туризма. У нас имеется накопленный опыт в вопросах поддержки прав социально незащищенных слоев населения. Богатое природное и культурно-историческое наследие страны составляет основу для устойчивого развития въездного и внутреннего туризма вообще и для социального туризма тем более.

Необходимо изучать и применять европейский опыт развития социального туризма (отпускные чеки во Франции и платформа «eCalipso» Международной организации социального туризма (ОИТС), так как Европа — самая близкая для нас заграница. Мы станем намного ближе к ней культурно и социально, если совместно будем развивать социальные проекты в туризме.

Активное внедрение социального туризма в России будет содействовать повышению качества жизни и оздоровлению российской нации, способствовать устойчивому социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.

В ред. Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ.
2. См. п. 5.4 данного учебника.
3. http://www.bits-int.org
4. Social Tourism in Europe: Theory and Practice/Edited by Scott Me Cabe, Lynn Minnaert and Anya Diekmann. Great Britain: Short Run Press Ltd., 2012.
5. По материалам отдела туризма XXIII Генеральной дирекции промышленности и предпринимательства Европейской комиссии.

В большинстве стран мира туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социальной культуры, политической и физической среды, способствует наращиванию экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристского рынка. На сферу туризма приходится около 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в РФ/ Р.Ю. Попова //Маркетинг и маркетинговые исследования в РФ. - 1998. - № 1. - С. 28.

Эта статистика характеризует прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма. Передвижение людей, как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным сторонам, предприятиям и т. п. Развитая туристская индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.

В то же время в любом виде туризма можно выделить не только коммерческое начало, но и его социальную сторону, где главным объектом является человек и удовлетворение его потребностей в отдыхе, в поддержании и восстановлении сил и здоровья, в развитии духовном и физическом. Увеличивается роль туризма в рациональном использовании свободного времени, организации отдыха. Важное значение имеет его познавательная и воспитательная функции.

Все это говорит о том, что туризм, как отрасль рыночной экономики, должен иметь социальную направленность. А рынок туристских услуг должен быть социально ориентированным. В этом смысле туризм в целом можно назвать социальным туризмом.

Вместе с тем выделяется и социальный туризм в узком смысле слова как разновидность туризма. Поскольку в литературе (в том числе в законодательстве) нет единого определения социального туризма, его категория требует исследования и уточнения. Можно выделить несколько определений.

Согласно выводам Декларации Всемирной Конференции по туризму в Маниле (1990 год) «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых». Туризм во многих странах перестал быть роскошью, достоянием лишь элитной, богатой прослойки населения, превратился в необходимую социальную потребность людей, составляющую образа их жизни. Квартальнов В.А. Иностранный туризм/ В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 1999. - 270 с.

В Законе «Об основах туристской деятельности в РФ», принятом Государственной Думой 4 октября 1996 года, социальный туризм определяется как «путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды». Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерацию»// Российская газета. - 1996. -3 дек.- С.7 Такая трактовка является неполной. И, несмотря на то, что в статье 8 Закона сделано уточнение о том, что «отдельным категориям российских туристов государство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера», все-таки здесь конкретно не определены категории туристов, как потенциальных участников социального туризма. Также не уточнено что относится к «льготам социального характера». Важно отметить недооценку значения социального туризма, который, при рассмотрении в Законе приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности, стоит по значимости после внутреннего и въездного туризма. . http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

В проекте Федерального закона «О социальном туризме», разработанном Комитетом Государственной Думы РФ по туризму и спорту, приводится следующее определение: «Социальный туризм - сфера создания, продвижения и реализации социального туристского продукта для удовлетворения потребностей в путешествиях, других видах туристского отдыха слабозащищенных в социальном отношении граждан». Данное определение также не является полным, так как непонятно из каких средств субсидируется социальный туристский продукт, и какие категории относятся к «слабозащищенным в социальном отношении гражданам». Дополнением к этому определению может служить определение, данное в другом проекте Федерального Закона «О социальном туризме», предложенным Российской Ассоциацией социального туризма и Московским центром Академии туризма: «Социальный туризм - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и других источников финансирования в целях удовлетворения прав и потребностей граждан Российской Федерации». http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

Следует согласиться с определением, сформулированным М.Б. Биржаковым и др.: «Социальный туризм - это разновидность туризма, субсидирующаяся из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку». Авторы этого определения выделяют основные категории лиц, участвующих в процессе социального туризма, к которым относятся люди с ограниченными средствами.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение социального туризма: Социальный туризм представляет собой разновидность туризма, охватывающую все социальные слои и возрастные группы населения, поездки которых субсидируются из различных бюджетов исходя из социальной категории гражданина. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

Социальный туризм, как разновидность туризма, имеет свои особенности, характерные черты.

1. Главная особенность социального туризма - его забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья, социального положения. Это реальное воплощение обязанности общества предоставить своим гражданам эффективные и не ущемляющие их достоинства возможности доступа к туризму.

2. Сфера социального туризма охватывает различные категории граждан - от учащихся, студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда. Особую группу участников туризма составляют малообеспеченные семьи. Однако льготы здесь предоставляются не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности. Как показывает опыт, преимущества, предусмотренные социальным туризмом, могут служить поощрением наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия, организации, учреждения, стимулированием эффективного труда.

3. Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, такие, как фонды социального страхования и социального обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

4. Несмотря на то, что социальный туризм может осуществляться на основе индивидуального подхода, все же в нем преобладают коллективные и организованные формы. В числе его главных задач - не только восстановление сил и здоровья, но и пополнение культурного багажа отдыхающих, расширение их познаний в истории, краеведении, жизни природы.

5. На уровне конкретного потребителя турпродукта социальный туризм представляет собой бесплатные и льготные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатные и льготные путешествия, специальные транспортные тарифы, налоговые и таможенные льготы.

6. Развитие социального туризма способствует созданию инфраструктуры на неосвоенных территориях, т.е. развитию территорий и их устойчивому развитию.

7. Исторически социальный туризм в РФ реализовывался через санаторно-курортный комплекс и был неразрывно связан с рекреационной деятельностью людей, которая представляется как деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся по сравнению с другими направлениями деятельности относительным разнообразием поведения людей. http://andrewefimov2.narod.ru/23.htm

Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Кроме того, выделяют следующие виды социального туризма: детско-юношеский, лечебно-оздоровительный, самодеятельный, экологический, культурно-познавательный.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов. Сергиенко Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма, автореферат канд.дисс./ Л.В. Сергиенко. - М.: МГУ, 1999. - 10 с.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди имеют право на отдых, свободное время, ограничение часов работы и оплачиваемый отпуск. Учитывая, что это право признано далеко не везде, необходимо бороться за использование отдыха и туризма для удовлетворения человеческих потребностей на основе, уже заложенной социальным туризмом. Его главной целью всегда было обеспечение возможностей для всех путешествовать и отдыхать. Таким образом, в соответствии с Монреальской декларацией, принятой Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма 12 сентября 1996 года, все инициативы по развитию туризма должны быть нацелены на полную реализацию потенциала каждого человека, как личности, так и гражданина. Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с ограниченными средствами или возможностями.

С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определение социально-туристской политики, создание надлежащей инфраструктуры, обеспечение систем поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовку кадров, информационную работу и т. д. Отпуска и путешествия предоставляются также для повышения культурного уровня туриста через открытие новых мест; благодаря физическим, художественным, спортивным и рекреационным видам деятельности. Организаторы социального туризма желают внести свой вклад в совершенствование человеческих взаимоотношений благодаря их профессиональной подготовке и культурно-развлекательной деятельности. Следовательно, социальный туризм является средством социального единения. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

В настоящее время единого определения понятия «социальный туризм» пока не существует. Социальный туризм - это тот вид туризма, который создает возможность использовать туризм максимальному большинству населения страны. Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Роль социального туризма в обществе - реализуется потребность практически всех категорий населения в отдыхе, восстановлении сил. Необходимо отметить значимость социального туризма, поскольку благодаря нему происходит восстановление общества в физическом и духовном смысле.

Статистика характеризует прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма. Передвижение людей, как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным сторонам, предприятиям и т. п. Развитая туристская индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.

В то же время в любом виде туризма можно выделить не только коммерческое начало, но и его социальную сторону, где главным объектом является человек и удовлетворение его потребностей в отдыхе, в поддержании и восстановлении сил и здоровья, в развитии духовном и физическом. Увеличивается роль туризма в рациональном использовании свободного времени, организации отдыха. Важное значение имеет его познавательная и воспитательная функции.

Все это говорит о том, что туризм, как отрасль рыночной экономики, должен иметь социальную направленность. А рынок туристских услуг должен быть социально ориентированным. В этом смысле туризм в целом можно назвать социальным туризмом.

Вместе с тем выделяется и социальный туризм в узком смысле слова как разновидность туризма.

В Федерального закона «О социальном туризме», разработанном Комитетом Государственной Думы РФ по туризму и спорту, приводится следующее определение: «Социальный туризм - сфера создания, продвижения и реализации социального туристского продукта для удовлетворения потребностей в путешествиях, других видах туристского отдыха слабозащищенных в социальном отношении граждан». Данное определение также не является полным, так как непонятно из каких средств субсидируется социальный туристский продукт, и какие категории относятся к «слабозащищенным в социальном отношении гражданам». Дополнением к этому определению может служить определение, данное в другом проекте Федерального Закона «О социальном туризме», предложенным Российской Ассоциацией социального туризма и Московским центром Академии туризма: «Социальный туризм - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и других источников финансирования в целях удовлетворения прав и потребностей граждан Российской Федерации».

Следует согласиться с определением, сформулированным специалистом в области туризма М.Б. Биржаковым и др.: «Социальный туризм - это разновидность туризма, субсидирующаяся из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение социального туризма: Социальный туризм представляет собой разновидность туризма, охватывающую все социальные слои и возрастные группы населения, поездки которых субсидируются из различных бюджетов исходя из социальной категории гражданина.

Социальный туризм, как разновидность туризма, имеет свои особенности, характерные черты.

Главная особенность социального туризма - его забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья, социального положения. Это реальное воплощение обязанности общества предоставить своим гражданам эффективные и не ущемляющие их достоинства возможности доступа к туризму.

Сфера социального туризма охватывает различные категории граждан от учащихся, студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда. Особую группу участников туризма составляют малообеспеченные семьи. Однако льготы здесь предоставляются не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности. Как показывает опыт, преимущества, предусмотренные социальным туризмом, могут служить поощрением наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия, организации, учреждения, стимулированием эффективного труда.

Выделяют данные группы в связи с социальным статусов и финансовым положением - недостаток собственных средств для организации отдыха.

Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, такие, как фонды социального страхования и социального обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

Несмотря на то, что социальный туризм может осуществляться на основе индивидуального подхода, все же в нем преобладают коллективные и организованные формы. В числе его главных задач не только восстановление сил и здоровья, но и пополнение культурного багажа отдыхающих, расширение их познаний в истории, краеведении, жизни природы.

На уровне конкретного потребителя турпродукта социальный туризм представляет собой бесплатные и льготные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатные и льготные путешествия, специальные транспортные тарифы, налоговые и таможенные льготы.

Развитие социального туризма способствует созданию инфраструктуры на неосвоенных территориях, т.е. развитию территорий и их устойчивому развитию.

Выделяют следующие группы туристов социального туризма (Таблица1)

Таблица 1 - группы туристов социального туризма

Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Кроме того, выделяют следующие виды социального туризма: детско-юношеский, лечебно-оздоровительный, самодеятельный, экологический, культурно-познавательный.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.

По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди имеют право на отдых, свободное время, ограничение часов работы и оплачиваемый отпуск. Его главной целью всегда было обеспечение возможностей для всех путешествовать и отдыхать. Таким образом, в соответствии с Монреальской декларацией, принятой Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма 12 сентября 1996 года, все инициативы по развитию туризма должны быть нацелены на полную реализацию потенциала каждого человека, как личности, так и гражданина. Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с ограниченными средствами или возможностями.

С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определение социально-туристской политики, создание надлежащей инфраструктуры, обеспечение систем поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовку кадров, информационную работу и т. д.

Отпуска и путешествия предоставляются также для повышения культурного уровня туриста через открытие новых мест; благодаря физическим, художественным, спортивным и рекреационным видам деятельности.

Организаторы социального туризма желают внести свой вклад в совершенствование человеческих взаимоотношений благодаря их профессиональной подготовке и культурно-развлекательной деятельности. Следовательно, социальный туризм является средством социального единения.

социальный туризм лечебный кисловодск

История путешествий и туризма.

1.история туризма как научная дисциплина. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.

Последнее время можно говорить о становлении науки о туризме . Ее называют по разному: «турология », «турография », «туристика », «туризмоведение » и т.п. Но суть не в названии. Уже сам факт, что ученые ведут дискуссии по этому поводу, свидетельствует о том, что, во-первых, необходимость науки о туризме осознается всеми специалистами; во-вторых, к формированию этой науки ученые подходят комплексно.

Наряду с традиционным пониманием туризма как сферы экономики туризм может рассматриваться как социокультурный феномен , как сфера культуры и человеческой деятельности.

Как отрасль хозяйства туризм является предметом исследования в экономических и управленческих науках, а также в маркетинге. Туризм как социальная сфера рассматривается в политологии, юриспруденции, социологии, социальной географии и других науках. Учитывая то, что туризм является частью бытовой культуры населения, полно и глубоко его изучить можно лишь с помощью дисциплин гуманитарного профиля.

Туризм как сфера культуры и человеческой деятельности привлекает внимание ученых, представляющих различные науки антропологического, культурологического, психологического и медицинского направлений. Туризм также служит предметом изучения в экологии, истории, регионоведении, а также теории и практики межкультурных коммуникаций.

Этот обширный комплекс наук о туризме заложен в основу системы подготовки будущих специалистов по социальному сервису и туризму. Важное место в этой системе занимает история туризма.

В настоящее время история туризма является учебной дисциплиной, которая создает фундамент для научных исследований в области туризма. Эта дисциплина важна для специалистов по туризму, поскольку позволяет понять специфику туризма в том или ином регионе мира с учетом его исторических и национальных особенностей.

История туризма и путешествий является частью истории культуры . Нет ни одной культуры, в истории которой не выделялась бы история путешествий.

Исходя из этого, основные цели истории туризма как учебной дисциплины состоят в том, чтобы:

Раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследить динамику развития путешествий, их мотивы, задачи и социокультурные последствия;

Рассмотреть историю путешествий и туризма в связи с определенным типом культуры, определить особенности их мотивации;

Проследить изменения в географии путешествий и туризма в разные периоды истории;

На основании описания традиций гостеприимства народов мира, показать направления формирования системы гостеприимства

– изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире.

История человечества полна самыми разнообразными, а порой и невероятными событиями. В череде исторических событий встречались упоминания о путешествиях и плаваниях, первопроходцах и географических открытиях. Эти события растворялись в контекстах конкретных культурных эпох и поэтому не всегда связывались в единую цепь.

Одной из важнейших задач истории туризма является составление, восстановление и воспроизводство единой цепи путешествий и открытий в их последовательности и взаимосвязи . Для решения этой задачи следует опираться на знания истории, прикладной культурологии, географии, этнографии, социологии и права.

Таким образом, история туризма – это наука, изучающая путешествия и великие географические открытия от древности до наших дней, выстраивая события в их последовательной причинно-следственной взаимосвязи и анализируя их с точки зрения полезности и необходимости для социально-культурного развития общества.

История туризма – это наука, изучающая историю развития путешествий, начиная от элементарного передвижения по местности первобытных племён и до высокоорганизованных туристских путешествий современности, а также причины их появления и развития в обществе.

Методы исследования в истории туризма:

1) описательный метод – наиболее простой и часто употребляющийся. Это сбор и систематизация информации о событиях прошлого в хронологическом порядке;

2) метод картографирования, т.е. определение маршрутов путешествий, определение территорий и их классификация по природным условиям, ландшафту, составу населения и т.д.;

3) сравнительно-исторический метод, т.е. выявление сходств и различий в культуре и быте разных народов. Этот метод часто используют вместе с методом картографирования;

4) историко-логический метод, т.е. набор приемов, позволяющих реконструировать логику исторических процессов.

2.Понятие о путешествиях и туризме.

Для того чтобы еще более четко выявить предмет данного курса следует сопоставить термины «туризм» и «путешествия». Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Но они же и отличаются друг от друга.

Путешествие может быть образом жизни и работы. Путешественниками являются как отдельные индивидуумы, так и группы лиц, объединённые едиными интересами и целью, целые экспедиции, в т.ч. и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысячи специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы, члены экипажей морских и воздушных судов и др. транспортных средств.

Для отдельных народов путешествие – образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К таким народам относят, например, кочевые племена бедуинов, белунджи (Пакистан), цыган и др.

Многие люди путешествуют в поисках работы. Например, сезонные сельскохозяйственные рабочие ежегодно путешествуют из местности в местность с юга на север по мере сбора урожая.

Т.е., путешествие – термин, обозначающий любое перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие независимо от целей и средств передвижения, временных промежутков именуется путешественником.

Туризм – частный случай путешествий, который имеет чёткие ограничения, строго определённые характеристики. Соответственно, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, именуется туристом.

Термин «туризм» и «турист» появляется в литературе в конце XVIII века. Впервые он был применён, когда английская молодёжь с Британских островов отправилась на континент для получения образования. В 1811 году в одном из журналов понятием «туризм» были объяты все экскурсии или путешествия к достопримечательным местам как с познавательной целью ландшафтов и памятников, так и все миграции научного характера либо путешествия ради удовольствия. Начиная с конца XIX века понятия «туризм» и «турист» применяются почти на всех языках мира.

С этимологической точки зрения слово «туризм» происходит от французского слова tourisme, от tour, что означает - прогулка, путешествие или поездка, заканчивающаяся возвращением к месту начала путешествия.

Долгое время (до середины 19 века) путешествия несли в себе элемент риска для здоровья и даже для жизни человека. Часто путешественниками называли людей, которые вышли в путь не ради удовольствия, а с какой-то определённой целью, достижение которой было связано со значительными трудностями. В древнеанглийском языке глагол «травелл» (путешествовать) был синонимом глагола «трабл», который, в свою очередь произошёл от латинского слова «трепалим», означавшего трёхгранный инструмент для пыток. Т.е., совершать путешествие означало трудиться, переносить трудности. В увеселительную прогулку, поездку путешествия превращаются только с появлением регулярного движения пассажирского транспорта, предприятий питания и размещения.

Можно выделить семь наиболее важных граней туризма:

1) оздоровительная . Способствует восстановлению жизненных сил;

2) спортивная . Связана с достижением не каждому доступных результатов;

3) эстетическая . Дает возможность наслаждаться прекрасными видами природы (фауны и флоры);

4) познавательная . С ней связана возможность получения новой информации об окружающем мире;

5) социально-коммуникативная . Является одной из важных составляющих туризма, так как путешествия связаны с массовым общением людей;

6) эмоционально-психологическая . Эта грань туризма дает возможность получать положительные эмоции и отдыхать;

7) творческая . Состоит в том, что путешествия развивают воображение и фантазию, заставляют мыслить нестандартно и самостоятельно.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...