Песчаная учительница. Песчаная учительница Перед каким жизненным выбором встала песчаная учительница


Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году, но по своей проблематике и выраженному к ней отношению автора этот рассказ больше похож на произведения Платонова начала 20-х гг. Тогда мировоззрение начинающего писателя позволило критикам назвать его мечтателем и «экологом всей планеты». Рассуждая о жизни человека на Земле, молодой автор видит, как много на планете и, в частности, в России мест, непригодных для жизни человека. Тундра, болотистые участки, засушливые степи, пустыни - все это человек мог бы преобразовать, направив в нужном направлении свою энергию и используя последние достижения науки. Электрификация, мелиорация всей страны, гидротехника - вот что волнует юного мечтателя, кажется ему необходимым. Но главную роль в этих преобразованиях должны сыграть люди. «Маленький человек» должен «проснуться», почувствовать себя творцом, личностью, для которого совершалась революция. Как раз таким Человеком предстает перед читателем героиня рассказа «Песчаная учительница». В начале рассказа двадцатилетняя Мария Нарышкина окончила педагогические курсы и получила назначение на работу, как и многие ее подруги. Автор подчеркивает, что внешне героиня - «молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами». Такой портрет не случаен. Здоровье и сила молодости - вот идеал 20-х годов, где нет места слабой женственности-и чувствительности. В жизни героини были, конечно, переживания, но они закалили ее характер, выработали «идею жизни», придали ей уверенность и твердость в своих решениях. И когда ее направили в дальнее село «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», это не сломило волю девушки. Мария Никифоровна видит крайнюю бедность, «тяжкий и почти ненужный труд» крестьян, которые ежедневно расчищают места, заваливаемые песком. Она видит, как дети на ее уроках теряют интерес к сказкам, как они худеют на глазах. Она понимает, что в этом селе, «обреченном на вымирание», надо что-то делать: «нельзя учить голодных и больных детей». Она не сдается, а призывает крестьян к активной деятельности - бороться с песками. И хотя крестьяне ей не поверили, но согласились с ней.

Мария Никифоровна - человек активного действия. Она обращается к начальству, в окружной отдел народного образования, и не унывает оттого, что ей дают только формальные советы. Она сажает вместе с крестьянами кустарники и устраивает сосновый питомник. Ей удалось изменить всю жизнь села: крестьяне получилй возможность дополнительного заработка, «стали жить спокойнее и сытее»

Самый страшный удар наносит Марии Никифоровне приезд кочевников: через трое суток не осталось ничего от посадок, пропала вода в колодцах. Заметавшись «от этой первой, настоящей в ее жизни печали», девушка идет к вождю кочевников - не жаловаться и плакать, идет «с молодой злобой». Но услышав доводы вождя: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник», - она втайне признает его правоту, но все же не сдается. Она снова едет к заведующему в округ и слышит неожиданное предложение: перевестись в еще более далекое село, где живут «кочевники, переходящие на оседлость». Если так же преобразовать и эти места, то и остальные кочевники поселились бы на этих землях. И конечно, девушка не может не колебаться: неужели придется похоронить свою молодость в этой глуши? Ей хотелось бы личного счастья, семьи, но, понимая «всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», она соглашается. Она реально смотрит на вещи и обещает приехать в округ через 50 лет «не по песку, а по лесной дороге», понимая, сколько времени и труда понадобится на это. Но это характер борца, человека сильного, не сдающегося ни при каких обстоятельствах. У нее твердая воля и чувство долга, преобладающее над личными слабостями. Поэтому, безусловно, прав заведующий, когда говорит, что ей бы «заведовать целым народом, а не школой». «Маленький человек», сознательно сберегающий достижения революции, сможет преобразовать мир ради счастья своего народа. В рассказе «Песчаная учительница» таким человеком становится молодая женщина, и твердость и целеустремленность ее характера достойны уважения и восхищения.

Поурочный план

Тема урока: Андрей Платонов. Рассказ «Песчаная учительница».

Обучающая цель: знакомство с творчеством А.Платонова, анализ рассказа «Песчаная учительница».

Развивающая цель: развитие навыков разбора художественного произведения.

Воспитательная задача: показать борьбу человека с природным бедствием, победу над ним, силу женского характера в борьбе со стихией.

Ход урока

1. Опрос по творчеству А.Платонова

Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов). Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Как старший сын уже в 15 лет начал работать, чтобы поддержать семью.

Работал "во многих местах, у многих хозяев", затем на паровозоремонтном заводе. Учился в железнодорожном политехникуме.

Октябрьская революция кардинально меняет всю жизнь Платонова; для него, трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней, настает новая эпоха. Сотрудничает в редакциях разных газет и журналов Воронежа, выступает как публицист, рецензент, пробует себя в прозе, пишет стихи.

В 1919 участвует в гражданской войне в рядах Красной Армии. После окончания войны возвращается в Воронеж, поступает в Политехнический институт, который заканчивает в 1926.

Первая книга очерков Платонова "Электрофикация" вышла в 1921.

В 1922 выходит" вторая книга "Голубая глубина" - сборник стихов.

В 1923 - 26 Платонов работает губернским мелиоратором и заведует работами по электрификации сельского хозяйства.

В 1927 переезжает в Москву, в том же году появляется его книга "Епифанские шлюзы" (сборник рассказов), которая делает его известным. Успех вдохновил писателя, и уже в 1928 он издает два сборника "Луговые мастера" и "Сокровенный человек".

В 1929 публикует повесть "Происхождение мастера" (первые главы романа о революции "Чевенгур"). Повесть вызывает шквал резкой критики и нападок, и следующая книга писателя появится только через восемь лет.

С 1928 сотрудничает в журналах "Красная новь", "Новый мир", "Октябрь" и др. Продолжает работать над новыми прозаическими произведениями "Котлован", "Ювенальное море". Пробует себя в драматургии ("Высокое напряжение", "Пушкин в лицее").

В 1937 увидела свет книга рассказов "Река Потудань".

С началом Отечественной войны эвакуировался в Уфу, выпустил там сборник военных рассказов "Под небесами Родины".

В 1942 уходит на фронт в качестве специального корреспондента газеты "Красная звезда".

В 1946 демобилизуется и полностью отдается литературному труду. Выходят три прозаических сборника "Рассказы о Родине", "Броня", "В сторону заката солнца". В этом же году пишет один из известнейших своих рассказов "Возвращение". Однако появление в "Новом мире" "Семьи Иванова" было встречено крайне враждебно, рассказ был объявлен "клеветническим". Платонова перестали печатать.

В конце 1940-х, лишенный возможности зарабатывать себе на жизнь литературным трудом, писатель обратился к пересказам русских и башкирских сказок, которые у него принимали некоторые детские журналы. Несмотря на вопиющую бедность, писатель продолжал творчество.

После его смерти осталось большое рукописное наследие, среди которого потрясшие всех романы "Котлован" и "Чевенгур". Умер А.Платонов 5 января 1951 в Москве.

2. Новая тема. А.Платонов. Рассказ «Песчаная учительница».

3. Выявление темы: природа и человек, борьба за выживание.

4. Основная мысль: показать энергию, бесстрашие, уверенность героини в борьбе с природной стихией; силу женского характера, веру в светлое будущее, веру в человека, который с великим трудом превращает безжизненную землю в зеленый сад.

5. Слово учителя.

Эпиграф: «…Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего,

а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…»

Платонов очень любил всех своих персонажей: машинист то, рабочий, солдат или старик. Каждый для него по-своему прекрасен. Недаром один из платоновских героев сказал: «Это только сверху, кажется, только сверху видать, что снизу - масса, а на самом деле внизу отдельные люди живут, имеют свои наклонности, и один умнее другого».

И из всей этой массы хотелось бы выделить даже не героя, а одну героиню рассказа «Песчаная учительница».

Рассказ этот был написан в 1927 году, во время, еще не такое далекое от горячей революционной поры. Еще живы воспоминания об этом времени, еще живы его отголоски в «Песчаной учительнице».

Но саму Марию Никифоровну Нарышкину эти перемены эпохи не коснулись. Уберег ее от этой травмы и отец, и родной город, «глухой, забросанный песками Астраханской губернии», стоявший «в стороне от маршевых дорог красных и белых армий». С детства Мария очень увлекается географией. Эта любовь и определила её будущую профессию.

Ее мечтам, идеям, ее взрослению во время учебы посвящена вся первая глава рассказа. Но в это время Мария не была защищена от жизненных тревог так, как в детстве. Мы читаем отступление автора по этому поводу: «Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста». В образной, метафорической форме писатель размышляет о молодости и ее беззащитности. Несомненна связь с историческим, современным ему периодом, который не способен помочь вступающему в жизнь человеку. Платоновские надежды на изменения положения связаны с мыслями о будущем: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной».

И любовь, и страдания молодости были не чужды Марии. Но мы чувствуем, что все станет в жизни этой девушки совсем не таким, каким оно ей виделось в молодости.

Словом, не могла и догадываться о своей судьбе Мария Нарышкина. Да, нелегко оказалось все для нее: обустройство школы, сама работа с детишками, которые в конце концов совсем забросили школу, так как уже не до нее было в голодную зиму. «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать». Холод, голод и горе не могли принести иных результатов. Но ум вывел из оцепенения Марию Нарышкину. Она поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней. И эта женщина, обычная сельская учительница, едет в окружной отдел народного образования, чтобы ее научили преподавать «песчаную науку». Но ей дали только книги, отнеслись сочувственно и посоветовали обратиться за помощью к участковому агроному, который «жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошута верст и никогда не бывал в Хошутове». С этим и проводили.

Здесь мы видим, что даже в действительном затруднении правительство двадцатых годов ничем не помогало людям, даже таким инициаторам и активистам, как Мария Никифоровна.

Но эта женщина не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами. Правда, были у нее и друзья в селе - это Никита Гавкин, Ермолай Кобзев и многие другие. Однако, восстановление жизни в Хошутове -полностью заслуга «песчаной» учительницы. Она родилась в пустыне, но пришлось ей и повоевать с нею. И все образовалось: «Поселенцы... стали спокойнее и сытнее», «школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми», даже «пустыня помалости зеленела и становилась приветливей».

Но главное испытание было у Марии Никифоровны впереди. Грустно и больно ей было сознавать, что вот-вот должны прийти кочевники, хотя и не знала пока еще чего от них ждать. Старики говорили: «Беда будет». Так и случилось. Полчища кочевников пришли 25 августа и выпили всю воду в колодцах, вытоптали всю зелень, все обглодали. Это была «первая, настоящая в жизни Марии Никифоровны печаль». И опять она пытается исправить положение. На этот раз она идет к вождю кочевников. С «молодой злобой» на душе она обвиняет вождя в бесчеловечности и зле. Но он мудр и умен, что и подмечает для себя Мария. И совсем другого мнения она о Завукроно, который предложил оставить Хошутово и отправиться в другое место, Сафуту.

Эта умная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения своего села. Это ли не сила характера -отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись отличного счастья? Это ли не сила характера - помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы?

Даже этот недальновидный начальник признал за ней удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой». Женское ли это дело - «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине.

Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед... Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться.

Да и самой Марии Никифоровне Нарышкиной, думаю, никогда не придется сказать о себе так, как сказал Завокроно: «Мне почему-то стыдно». Он, мужчина, в своей жизни не совершил такого подвига, который совершила и которые продолжает совершать простая «песчаная учительница».

Словарная работа:

1. Орошать – поливать, пропитывать влагой.

2. Шелюга – виды деревьев и кустарников рода ивовых.

3. Смрадные – издающие отвратительный запах.

4. Обглодать – обгрызть, съесть.

5. Вымогла из себя – породила, вырастила.

6. Задернелый – обильный корнями травянистых растений.

Задания: Ответы на вопросы

1. Какая черта личности Марии Нарышкиной является, по вашему мнению, главной?

2. Какие слова, эпизоды ярче других раскрывают понимание Марией смысла жизни?

3. Почему Мария решила что, «в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю»? Как вы понимаете следующие слова: «Пустыня – будущий мир…»?

4. Прочитайте диалог Марии с вождем кочевников. Почему Мария «втайне подумала, что вождь умен…»?

5. Какова, по-вашему, главная мысль рассказа «Песчаная учительница»? Определите тему, идейно-художественное содержание рассказа.

План:

1. Учеба на педагогических курсах

2. Приезд в Хошутово

3. Решение бороться с песками. Всенародная борьба

4. Вред, приносимый кочевниками

5. Жизнь, посвященная борьбе за превращение пустыни в будущий мир

Домашнее задание: пересказ содержания рассказа «Песчаная учительница», чтение других рассказов писателя Платонова.

До 1921 года Андрея Платонова в литературной среде знали как поэта и журналиста, но в конце 1921 года в его судьбе произошел резкий поворот: он отказался от журналистики и перешел на работу в Воронежское губернское земельное управление, где прослужил до 1926 года. Свое решение Платонов объяснил так: "Засуха 1921 года произвела на меня чрезвычайно сильное впечатление, и, будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом - литературой". Андрей Платонов стал свидетелем навсегда ужаснувшего его голода в Поволжье, куда он был направлен с бригадой помощи голодающим. С этого времени зловещий образ голода стал появляться во многих его произведениях.

"Должен сказать, - писал позже Андрей Платонов, - что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим". Из его объяснения, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: "Писать надо не талантом, а "человечностью"- прямым чувством жизни".

Платонов приходит к мысли о преимуществе практической деятельности перед "созерцательной" и поддерживает концепцию искусства-жизнестроения. Писателю оказалась близка главная идея эстетики авангарда о вмешательстве искусства в переустройство жизни, он считал, что искусство должно создавать проекты "организации" природы. По словам Платонова, "совершенная организация материи по отношению к человеку" означала достижение гармонии в отношениях природы и человека: объединение человечества и слияние его с Вселенной.

Свои преобразовательные проекты Платонов старался приблизить к реальности. В лучших рассказах 1920-х годов - "О потухшей лампе Ильича", "Родина электричества", "Песчаная учительница", в повести "Епифанские шлюзы" отразился опыт практической работы автора в воронежском Губземуправлении.

В этих произведениях платоновский герой-энтузиаст, охваченный новым знанием о мире, убежденный, что техника может решить все проблемы, лицом к лицу встречается с природной стихией: природой и человеком, живущим по ее законам. Люди - природная масса, подчиненные биологическим ритмам мира, сопротивляющиеся вместе с природой, вместе с ней противостоящие подвижнику-одиночке, - ситуация, на первый взгляд, почти безнадежная.

Платонов пришел к первому серьезному противоречию между своими ранними идеями и теориями и реальностью жизни. Но писатель сумел извлечь корень проблемы: человек должен бороться за человечное в человеке - вот путь покорения природы.

Героиня "Песчаной учительницы" - "двадцатилетняя Мария Нарышкина", выпускница Астраханского педагогического института - попадает на работу в село Хошутово, расположенное среди песков, "на границе с мертвой среднеазиатской пустыней".

Приехав на новое место работы, она видит "селение в несколько десятков дворов, каменную земскую школу и редкий кустарник - шелюгу у глубоких колодцев". Селение постепенно заносило песком, и крестьяне каждый день "работали, очищая усадьбы от песчаных заносов". Это был "тяжкий и почти ненужный труд, - потому что расчищенные места снова заваливались песком". "Усталый, голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли".

Оказавшись в ситуации борьбы с враждебными силами природы, Мария пытается в скромных масштабах реализовать излюбленную платоновскую метафору превращения пустыни в сад: она сажает кустарник, который защищает село от песков. Причем делает это так, что не возникает сомнения в успехе ее начинания. Уже во внешнем облике ее чувствуется сила и упорство в достижении цели. Мария Никифоровна выглядела как "молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами".

Освоившись на новом месте, Мария Никифоровна начала обучение в школе, но ребята "ходили неисправно" - "то пять человек, то все двадцать". Зимой нищим крестьянам не во что было ни обуть, ни одеть детей. "Часто школа совсем пустовала. Хлеб в селе подходил к концу, и дети... худели и теряли интерес к сказкам. Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать". Но сдаваться Мария Никифоровна не собиралась. Она долго думала, что же ей предпринять для спасения этого умирающего села. "Было ясно: нельзя учить голодных и больных детей". Крестьянам школа была не нужна: "Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела". "И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю,".

Не сразу, "с большим трудом", но "удалось Марии Никифоровне... устраивать каждый год добровольные общественные работы - месяц весной и месяц осенью". И изменения не заставили себя ждать: прошло совсем немного времени, а шелюговые посадки уже окружили огороды от ветров и сделали уютными "неприветливые усадьбы". Жители села стали жить лучше - теперь "шелюга дала жителям топливо" и "прут, из которого они научились делать корзины, ящички... стулья, столы и прочую мебель". "Переселенцы в Хошутове стали жить спокойнее и сытее, а пустыня помалости зеленела и становилась приветливей".

Но на третий год жизни учительницы в селе пришли кочевники со своими стадами, и через "трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны - все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Вода пропала: кочевники ночью пригоняли животных к колодцам села и выбирали воду начисто". На ее слова о происшедшем вождь кочевников ответил: "Кто голоден и ест траву, тот не преступник".

Когда Марию Никифоровну решили перевести в другое село - Сафуту (для того, чтобы там поселились кочевники, и посадки русских истреблялись все реже), она огорчилась: "Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумертвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?.." Но затем "вспомнила умного спокойного вождя кочевников, сложную и глубокую жизнь племен пустыни, поняла всю безысходную жизнь двух народов" и оптимистично и спокойно сказала: "Ладно. Я согласна... Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы - дожидайтесь!"

Завокроно был удивлен решением Марии Никифоровны, ведь, по его убеждению, эта необыкновенная женщина могла бы "заведовать целым народом", а не только школой. "Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно... Но пустыня - будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево..."

Благородной и сильной оказалась не по годам мудрая и рассудительная героиня рассказа "Песчаная учительница" Мария Никифоровна, не побоявшаяся новых трудностей ради благополучия Человека. По словам Ф. Сучкова, "на красный свет шел Платонов во всех своих работах, и, на радость всем нам, чистота понимания человеческой души, святое отношение к описываемым явлениям были у него равны писательскому размаху. Это и обеспечило исключительную красоту, редкую человечность удивительной прозы Платонова", достойное место в которой занимает рассказ о мужественной "песчаной учительнице", обладавшей сильным характером и безграничной любовью к людям.

Разделы: Литература

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.

обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
развивающая: развитие логического и образного мышления;формирование диалогических умений;
воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока: урокновых знаний.

Форма урока: урок-диалог, один учебный час с использованием компьютерных слайдов.

Межпредметные связи: история и литература, изобразительное искусство и литература.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный, практический.

Оборудование: раздаточный материал: карточки для индивидуальных заданий, информационные листы.

Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Слово учителя.

В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

II. Определение темы, постановка цели.

1. Как проявляются качества героини рассказа?

1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
2) Чему подчинена композиция рассказа?
3) Какие проблемы поднимаются в произведении?

  1. Как, исходя из этого, можно сформулировать тему урока? (слайд 1)
  2. Сформулируйте свои цели.
  3. Работа с эпиграфом (слайд 2 ):

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.

Из сборника сказок А.Платонова

Чтение, выделение основной диалогической пары “сердце – разум”

III. Исторические справки

(работа с информационными листами).
  1. Насколько в рассказе отражены особенности времени?
  2. Охарактеризуйте исторический отрезок 1917-1927 годы (информационный лист 1)

Вывод: Платонов решает скорее общечеловеческие проблемы, чем конкретно исторические. Но он не абстрагируется от своего времени, а пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.

IV. Работа в режиме диалога.

Анализ основных проблем в режиме диалогических пар философии А.Платонова (слайд 3).

Ознакомление детей с основной схемой (приложение 1 ).

Составить схему диалогических пар на основе посылок из текста. (Слайд 4).

Работа по исследованию текста.

События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.

Работа с картиной “Христос в пустыне” (информационный лист 2)

Лирическому герою стихотворения А.С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Изображение пустыни.

  1. Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
    • Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.
    • Причины использования терминов “ландшафт”, “солонцы”, “лессовая пыль”, “барханы”
    • Роль выразительных средств: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.
  1. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?
  2. Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде.
  3. Соотнесите описание зимней пустыни с душевным настроем героини.
  4. Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы.
  5. Сообщение: изображение душевного состояния героини:
  • в начале рассказа – “пейзажный характер описания”
  • душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.

Проведите мини-исследование по предложенным вопросам и предложите вопрос другой группе.

  1. Заслушивание индивидуального задания (анализ образа главной героини по заданной схеме) схеме (слайд 5)

В начале повествования мы видим героиню и ее окружение таким:

Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли

Каждый ученик выбирает себе траекторию, по которой строит свое продвижение на уроке

  1. В чем заключается Поступок героини?

Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья.

  1. Выделение “Ценности” – служение людям.

Обучающиеся выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.

(Пафос и ирония.)

  1. Работа обучающихся в диалоговом окне “Диалог с Героем” (приложение 2 ).

Вопрос: В чем смысл служения людям?

Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.

  1. Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней
  2. Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.
  3. Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.

    11. Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.

Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н.А. Некрасова:

Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру -
Заглохла б нива жизнь...

Героиня достигает результатов, но какой ценой?

“Вернулась 70-лет старухой, но…”

Примириться с пустыней Принять идеи кочевников Изменить себе Попытаться изменить окружающее общество

Предложите другое развитие сюжета, например,

  • Героиня не соглашается ехать на новый подвиг
  • Развитие действия, поиск иного смысла “служения человечеству”
  • Заполните пустые клетки таблицы.

V. Региональный компонент.

1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.

V. Подведение итога урока, оценки.

VI. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе”.

Проблема поиска смысла жизни в рассказе Андрея Платонова «Песчаная учительница».
Цели и задачи урока:
1)проследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница»;
2) раскрыть сложность и богатство внутреннего мира героини, помочь учащимся осознать значение природы и труда в жизни героев.

Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревце в пустыне лучшим себе памятником и высшей славой жизни?..
А. Платонов

Ход урока.
Организационный момент
Рассказы А. Платонова, написанные в середине 20-х годов, отражают некоторые черты биографии писателя, устремления его личности и, главное, поиски им собственной поэтической системы. Цель нашего урокапроследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница».
Вспомним, что нам известно о судьбе писателя.
Рассказ ученика о жизни А. П. Платонова с демонстрацией слайдов.
Анализ рассказа «Песчаная учительница».
В мире платоновских рассказов первого периода его творчества разрушительным силам природы – засухе, смерчу, горячим пескам пустыни, смертоносному «мусорному ветру» -- активно противостоит безвестный герой, способный терпеливо жить дальше, подготавливая своим трудом «тот день, когда он начнёт осуществлять настоящее счастье общей жизни, без которого нечем заниматься и сердцу стыдно». Такова героиня рассказа «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина.

О чём рассказывается в произведении Платонова? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Песчаная учительница»?
(А. Платонова в особенности притягивала своей тайной, своей великой и возрождающейся жизнью пустыня. Главная тема произведения - судьба молодой учительницы, посвятившей себя служению людям.)

Какое значение имеет первая глава рассказа?
(Первая глава представляет собой экспозицию. Начинается она с истории жизни Марии Нарышкиной. Автору важно, какие впечатления вынесла героиня с детских лет, подготовлена ли она к будущим испытаниям. Здесь же даётся описание внешности 20-летней героини.)

Когда происходит завязка действия?
(Начало действия2 глава. По распределению Мария попала в Хошутово.)

Какова роль пейзажа в этой части рассказа?
(Пейзажная зарисовка в начале 2 главы дает возможность понять душевное состояние героини. Описание деревни как бы дополняет это состояние.)

Как развиваются в рассказе дальнейшие события?
(В 3 главе выражена идея произведенияпревращение пустыни в живую землю. « Песчаная учительница» добровольно включает себя в бесконечную и безысходную в перспективе жизнь крестьян глухого степного села на самой границе с пустыней, так как она поняла, что школа только тогда может выполнить своё предназначение, когда будет учить главному« искусству превращать пустыню в живую землю».)

Как вы понимаете смысл метафоры «Превратить пустыню в живую землю»?
(По мнению писателя, это значит не только обводнить засыхающую степь, осушить болото, посадить лес или сад, но и научить людей творческому труду, подарить мечту об иной, красивой и радостной жизни.)

Каковы результаты деятельности Марии Нарышкиной?
(В 4 главе мы узнаём, как преобразилась пустыня через два года. Молоденькая учительница весело и мужественно взялась за дело переустройства и с помощью науки добилась того, что « уже через год Хошутово было не узнать».)

Какой эпизод можно назвать кульминационным?
(Кульминация рассказапервая часть 5 главы, где описывается нашествие кочевников.)

В чём заключена, по мнению писателя, « безысходная судьба двух народов?
(Автор убеждает нас, что решить технически все социальные проблемы невозможно. Нельзя не учитывать традиции, законы, по которым жили люди в этих местах с испокон веков. Раз в 15 лет путь кочевых племён проходил через село, и тогда поселенцы погибали без воды и пищи, уничтоженной стадами кочевников. Это жестоко, но другого выхода не было. « Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник,--говорит вождь племени. -- Мы не злы, и вы не злы, но мало травы».)

Какова развязка произведения? (Развязка – решение судьбы героини. Мария Нарышкина отправляется в Софутово налаживать жизнь кочевников).

Подведение итогов.
Как решена в рассказе проблема поиска смысла жизни?
(Светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет, - главная идея рассказа.

Как автор отвечает на вопрос Марии Нарышкиной, вынесенный в эпиграф нашего урока?
(Превозмогая жалость к себе, Мария Нарышкина вкладывает свою жизнь в общее дело. Она поняла и близко к сердцу приняла «сложную и глубокую жизнь племен пустыни, всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», и спокойно и достойно решила свою судьбу).

Задание на дом: определить характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован» и подобрать материал из текста.
15


Приложенные файлы

Выбор редакции
Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие. Не способность Николая II провести созревшие...

История йода Открытие йода датируется 1811 годом, элемент был открыт французом Бернаром Куртуа, который в своё время был специалистом по...

Вконтакте Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.Язык их (а...

Румбы горизонта – Вот, смотрите, – начал Яков Платонович на следующий день. – На картушке деления… – Градусы, – уточнил Вася. – Да, все...
В один из дней 1795 года житель Маастрихта, голландец Хоффман производил в окрестностях города раскопки и нашел какие-то гигантские...
Дефо Даниэль (1660-1731) - английский писатель и общественный деятель, автор свыше 560-ти произведений разных жанров (эссе, памфлетов,...
предисловие «По сути, «Охота на банкира» — квинтэссенция тех расследований, которыми мы с журналистами «Новой» занимались последние...
Удивили депутаты Заксобрания Ленобласти. Они решили скинуться по 100 руб. для помощи самому бедному своему коллеге Алексею Ломову . У...
Вода является символом эмоций в эзотерической традиции. Когда человек расстроен, он плачет — льет слезы. А к чему снится попасть под...