Почему мастерские оказались нужны современному словеснику


Татьяна Алексеевна Ерёмина (1912-1995) — русская художница, иллюстратор детских книг, график, плакатист.

Родилась 17 февраля 1912 года в Москве. Росла в районе Арбата, на Большой Молчановке. Потом переехала в Дегтярный переулок. Отец Еремин Алексей Петрович, крупный инженер-строитель. Мама-Еремина Лидия Александровна, врач микробиолог, специалист по «бешенству».

Татьяна была очень активной, разносторонней личностью. Рисовала с раннего детства.

Училась в Московском областном художественном педагогическом училище (1927-1931) и в Московском Художественном институте у Сергея Герасимова и Александра Дейнеки (1931-1938). Дипломной работой Ерёминой стала серия плакатов на тему «Советская женщина», она была отмечена дипломом первой степени.

С 1930-х годов начала работать в области плаката, позже исполняла листы на тему Великой Отечественной войны, социалистического труда и детства. С 1934 года рисовала для журналов: «30 дней», «Смена», «Мурзилка». С 1950-х годов активно иллюстрировала и оформляла книги для издательств: «Детская литература», «Детский мир», «Детгиз» и др. Работала в станковой графике.

С годами художница нашла более мягкую, лиричную манеру рисования, далёкую от какой бы то ни было плакатности. «Любимая тема Татьяны Алексеевны Ерёминой - дети, люди, - читаем мы в журнале «Мурзилка. - Она рисует их крупно, ясно и очень красиво». С «Мурзилкой» Ерёмина сотрудничала ещё с довоенных времён, однако расцвет её книжно-журнального творчества приходится на 1950-60-е годы.

Один из лучших детских иллюстраторов середины прошлого века, в ранний период творчества испытала влияние своего учителя – Александра Дейнеки, любимая тема Ерёминой – дети и всё, что с ними связано. Она убедительно и уверенно создаёт детские образы, ясно и очень привлекательно рисует крепких, румяных, здоровых и счастливых детишек. Обстановка, где она помещает своих персонажей, не случайная, она как бы составная часть, продолжение детских портретов. Т.А. Ерёмина художник светлый, лиричный, у неё оживают не только люди, но и природа. Художница нарисовала множество книжек. И каждая книжка с её рисунками — подарок детям.

Особенно художница любила самых маленьких - дошколят. Для них она украсила «Топотушки» З. Александровой, «Аришку-трусишку» В. Бианки, «Ненастоящую девочку» Н. Гернет, «Сказки о маленькой Машеньке» С. Могилевской, «Крупеничку» Н. Телешова, «Растрёпанного воробья» и «Стальное колечко» К. Паустовского, стихи Я. Акима, С. Маршака, Е. Благининой, А. Барто, сказки «Дюймовочка» Х. К. Андерсена, «Золушка» Ш. Перро, русские народные сказки.

Дружила со многими известными творческими личностями своего времени (В. П. Катаевым, Б. Мессерером, Анель Судакевич, Орестом Верейским, А. Барто, Джеймсом Паттерсоном (негритенок из фильма Цирк)).

В 1966 году была награждена званием «Заслуженный художник РСФСР».

Участница выставок с 1937 года. Персональная выставка её работ состоялась в Москве в 1953 и 1971 годах. В 1965 году получила поощрительный диплом на Всесоюзном конкурсе «Лучшие книги 1965 года»

Произведения Т.А. Ерёминой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом.

В обычной жизни была красивым разносторонним человеком. Очень любила путешествовать по миру. Была общительна и гостеприимна. Мать двоих детей и замечательная бабушка.

Всю жизнь прожила в Москве.

«Жизнерадостные книжки о дошкольниках создает Татьяна Александровна Еремина, смело работающая цветной акварелью. Свободная живописность и жанровый характер ее иллюстраций сближают их во многом с довоенными находками Ю. Пименова. Но главная тема Ереминой — обаяние чистого и здорового быта советской семьи, интимный, повседневный мир, в котором живет ребенок».

из книги: Ганкина Э.З. Русские художники детской книги

Паустовский К. Г. «Стальное колечко» ,

Тютчев Ф. И., Фет А. А. «Весенняя гроза» ,

Барто А. Л. «Первоклассники» ,


палакат
"Образцовой работой детских садов и яслей...", 1940 г., 58х87


Ерёмина Татьяна Алексеевна
1912-1995
График, плакатист, художник детской книги. Член СХ СССР. Заслуженный художник РСФСР (1966). Татьяна Алексеевна родилась в Москве. Училась в Московском областном художественном педагогическом училище (1927-1931) и в Московском Художественном институте у Сергея Герасимова и Александра Дейнеки (1931-1938). Дипломной работой Ерёминой стала серия плакатов на тему «Советская женщина», она была отмечена дипломом первой степени.

С 1930-х годов начала работать в области плаката, исполняла листы на тему социалистического труда, сельского хозяйства, детства: «Покажем на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке достижения совхозных и колхозных ферм» (1939), «Образцовой работой детских садов и яслей поможем учебе, росту, выдвижению молодых работниц-матерей» (1940). С 1934 года рисовала для журналов: «30 дней», «Смена», «Мурзилка». Участница выставок с 1937 года. С 1950-х - активно иллюстрировала и оформляла книги для издательств: «Детская литература», «Детский мир», «Детгиз» и других. Много работала в станковой графике и литографии («Вышка в бассейне», 1930-е).

Во время Великой Отечественной войны Ерёмина, как и большинство советских художников, включилась в работу по созданию патриотических агитационных плакатов: «На трактор девушки садятся смело, дают бойцам уверенный наказ: - фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за вас!» (1941), «Убрать урожай до единого зерна!» (1941), «Партизаны, мстите без пощады!» (1942). Известен её послевоенный социальный плакат «Больше прочных тканей и красивых изделий!» (1948).

Один из лучших детских иллюстраторов середины прошлого века, в ранний период творчества испытала влияние своего учителя - Александра Дейнеки, любимая тема Ерёминой - дети и всё, что с ними связано. Она убедительно и уверенно создаёт детские образы, ясно и очень привлекательно рисует крепких, румяных, здоровых и счастливых детишек. Обстановка, где она помещает своих персонажей, не случайная, она как бы составная часть, продолжение детских портретов. Т. А. Ерёмина художник светлый, лиричный, у неё оживают не только люди, но и природа. Художница нарисовала множество книжек. И каждая книжка с её рисунками - подарок детям.

Татьяна Ерёмина автор иллюстраций: «Дюймовочка» Х. Андерсена; «Золушка» Ш. Перро; «Первоклассники», «Все на всех», «Младший брат», «Веревочка» А. Барто; «Стальное колечко», «Растрепанный воробей» К. Паустовский; «Двенадцать месяцев», «Сад идет» С. Маршак.

Участвовала во многих всесоюзных, республиканских выставках и конкурсах. Персональные выставки ее произведений состоялась в Москве (1953, 1971). В 1965 году получила поощрительный диплом на Всесоюзном конкурсе «Лучшие книги 1965 года».

Работы Т. А. Ерёминой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, многих региональных музеях и галереях, частных коллекциях в России и за рубежом.

Татьяна Алексеевна Еремина родилась в Москве. Заслуженный художник РСФСР. График, плакатист, художник книги. Училась в Московском областном художественном педагогическом училище (1927-1931) и в Московском Художественном институте у С. В. Герасимова и А. А. Дейнеки (1931-1938).] Дипломная работа - серия плакатов на тему «Советская женщина» (работа отмечена дипломом первой степени). С 1930-х годов работала в области плаката. Исполняла плакаты на тему Великой Отечественной войны и социалистического труда (_1941 - 1945). С 1934 года рисовала для журналов: «30 дней», «Смена», «Мурзилка». С 1950-х годов активно иллюстрировала и оформляла книги для издательств: «Детская литература», «Детский мир», «Детгиз» и др. Работала в станковой графике. Участница выставок с 1937 года. В 1965 году получила поощрительный диплом на Всесоюзном конкурсе «Лучшие книги 1965 года» Персональная выставка ее работ состоялась в Москве в 1953 и 1971 годах. Произведения Т.А. Ерёминой находятся в ГТГ, ГРМ, в региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Вы, наверное, заметили, что каждый художник работает по-своему. И еще у каждого художника есть любимая тема. Любимая тема Татьяны Алексеевны – дети и люди. Она рисует их крупно, ясно и очень красиво: крепких, румяных, здоровых и счастливых. Особенно превосходно она рисует детей и девочек. Обстановка, где она помещает этих детей, не случайная, она как бы составная часть, продолжение детских портретов. Т.А. Ерёмина художник светлый, лиричный. В её рисунках действующие лица не только люди, но и природа: падающий снег, весенняя оттаявшая земля. Помните сказку К. Паустовского «Стальное колечко»? Художница показывает все действия в рисунках. Дед Кузьма нарисован, как он в избе сидит, седой, сутулый, в валенках, дым пускает. Вот нарисованы обычные заснеженные московские переулки, а верится, что именно здесь может случиться чудо, сказка. Вот этим самым ожиданием необычайного замечательны рисунки и к другой сказке Паустовского - «Растрёпанный воробей». А вот бежит красавица. И - ах!- соскочил башмачок. Но красавица не поднимает его. Сейчас пробьёт двенадцать, и кончится волшебство. Прекрасное платье превратится в лохмотья, а кони, что стоят у королевского дворца, станут серенькими мышками Вы, конечно, узнали милую трудолюбивую Золушку. Художница нарисовала множество книжек. И каждая книжка с её рисунками - подарок детям.
Иллюстрации к книгам:
Андерсен Х. К. «Дюймовочка»; Перро Ш. «Золушка»; Барто А. Л: «Первоклассники», «Все на всех», «Младший брат», «Веревочка»; Паустовский К. Г.: «Стальное колечко», «Растрепанный воробей»; Благинина Е. А. «Травушка-муравушка»; Маршак С.: «Двенадцать месяцев», «Сад идет»;
Телешов Н. «Крупеничка»; Березин Н. «Аннушка». Рассказы; Тютчев Ф., Фет 0. А. «Весенняя гроза»; Царевна-Лягушка. Русская народная сказка в обработке Н.Афанасьева; Снегурочка. Русская народная сказка в пересказе И.Карнауховой; Девушка-березка. Мордовские сказки.
Серия: Сказки дружной семьи.

Благинина Е. А. Травушка-муравушка / Е. А. Благинина; рис. Т. Ереминой. - М.: Детская литература, 1971. - 16 с.: ил.

Паустовский К. Стальное колечко

Маршак С. Двенадцать месяцев . Рис. Т. Ереминой.- М.: Дет. лит., 974.- 16 с.

Маршак С. Сад идет . Рисунки Т. Ереминой. - Л., М.: Детгиз, 1953. - 12 с.

Андерсен Г. Х. «Дюймовочка»

Телешов Н. Крупеничка

Березин Н. Аннушка. Рассказы

Барто А. Т.. Всё на всех . 1960. ГИДЛ.

Барто А. Младший брат . Художник Т. Еремина. – М.: ДЛ, 1972. - 24с.

Барто А. Веревочка . Художник Т. Еремина. – М.: ДЛ, 1980. - 12с.,

Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза . Художник Т. Еремин. – М.: ДЛ, 1972. - 16с.

Царевна-Лягушка. Русская народная сказка в обработке Н.Афанасьева. Художник Т.Еремина. – М.: Детская литература, 1968. - 20с., ил.

Снегурочка. Русская народная сказка в пересказе И.Карнауховой. Художник Т.Еремина. – М.: Малыш, 1975. - 12 с.: илл.

Девушка-березка . Серия: Сказки дружной семьи. Мордовские сказки. Художник Т.Еремина. М.: Малыш, 1975. - 26с.

Биография

График, плакатист, художник детской книги. Член СХ СССР. Заслуженный художник РСФСР (1966). Татьяна Алексеевна родилась в Москве. Училась в Московском областном художественном педагогическом училище (1927-1931) и в Московском Художественном институте у Сергея Герасимова и Александра Дейнеки (1931-1938). Дипломной работой Ерёминой стала серия плакатов на тему «Советская женщина», она была отмечена дипломом первой степени.

С 1930-х годов начала работать в области плаката, исполняла листы на тему социалистического труда, сельского хозяйства, детства: «Покажем на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке достижения совхозных и колхозных ферм» (1939), «Образцовой работой детских садов и яслей поможем учебе, росту, выдвижению молодых работниц-матерей» (1940). С 1934 года рисовала для журналов: «30 дней», «Смена», «Мурзилка». Участница выставок с 1937 года. С 1950-х - активно иллюстрировала и оформляла книги для издательств: «Детская литература», «Детский мир», «Детгиз» и других. Много работала в станковой графике и литографии («Вышка в бассейне», 1930-е).

Во время Великой Отечественной войны Ерёмина, как и большинство советских художников, включилась в работу по созданию патриотических агитационных плакатов: «На трактор девушки садятся смело, дают бойцам уверенный наказ: - фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за вас!» (1941), «Убрать урожай до единого зерна!» (1941), «Партизаны, мстите без пощады!» (1942). Известен её послевоенный социальный плакат «Больше прочных тканей и красивых изделий!» (1948).

Один из лучших детских иллюстраторов середины прошлого века, в ранний период творчества испытала влияние своего учителя - Александра Дейнеки, любимая тема Ерёминой - дети и всё, что с ними связано. Она убедительно и уверенно создаёт детские образы, ясно и очень привлекательно рисует крепких, румяных, здоровых и счастливых детишек. Обстановка, где она помещает своих персонажей, не случайная, она как бы составная часть, продолжение детских портретов. Т. А. Ерёмина художник светлый, лиричный, у неё оживают не только люди, но и природа. Художница нарисовала множество книжек. И каждая книжка с её рисунками - подарок детям.

Татьяна Ерёмина автор иллюстраций: «Дюймовочка» Х. Андерсена; «Золушка» Ш. Перро; «Первоклассники», «Все на всех», «Младший брат», «Веревочка» А. Барто; «Стальное колечко», «Растрепанный воробей» К. Паустовский; «Двенадцать месяцев», «Сад идет» С. Маршак.

Участвовала во многих всесоюзных, республиканских выставках и конкурсах. Персональные выставки ее произведений состоялась в Москве (1953, 1971). В 1965 году получила поощрительный диплом на Всесоюзном конкурсе «Лучшие книги 1965 года».

Работы Т. А. Ерёминой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, многих региональных музеях и галереях, частных коллекциях в России и за рубежом.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Татьяна Ерёмина

Ещё раз о педагогической мастерской

Авторы многих уроков, приходящих в «Литературу», обозначают их жанр как “мастерская”. Подчас так называют любой нетрадиционный урок. Между тем у термина “мастерская” есть чётко определённое содержание. О нём напоминает нам в своей статье питерский словесник Татьяна Ерёмина, многие годы разрабатывающая и внедряющая технологию “педагогических мастерских”.

П едагогические мастерские появились у нас в начале 90х годов ХХ века и сразу привлекли внимание методистов и учителейсловесников. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга (И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.). Учителя, многократно приезжавшие из разных городов на курсы в Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, заговорили о “петербургских педагогических мастерских”.

Петербургские методисты опубликовали много статей, несколько авторских сборников и книг, посвящённых мастерским как новой педагогической технологии . Однако жанр мастерской иногда толкуется расширительно. Стоит разобраться, каковы “законы жанра” и почему нужны педагогические мастерские учителю литературы и его ученикам.

Это не просто новый вид урока. В мастерской скульптора или оружейника всегда был мастер и… подмастерья, ученики, которые ориентировались на него - иногда как на бога. А мастерская педагогическая опирается на новую, гуманистическую философию в отношениях учителя и учеников.

Идея мастерских пришла к нам из Франции. “Atelie” - так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. Параллельно используется слово “демарш” (“la demarche”). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова “atelie” - мастерская.

Вот одно из первых определений, данных порусски этому понятию: “Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрос­лых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия” . Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.

По типам бывают мастерские творческого письма (или просто - письма ), построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и другие (названы те, что важны словесникам).

Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской - её материал должен быть понастоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий “прорыв” - открытие, потрясение, острое недоумение с озарением - то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Алгоритм “мастерской построения знаний”

Первый этап - это индуктор . Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и - иногда парадоксально - связано со смыслом дальнейшей деятельности.

Например, в мастерской по философской лирике Тютчева «Вопросы или ответы?» предложим такое задание: “Представьте себе, что перед вами - великий мудрец. Вы можете его спросить, о чём захотите - самом важном для себя. Запишите, какие два вопроса будут первыми”. Так мы получим основные вопросы, на которые обязательно захочется искать ответы.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция . Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал - можно и со своими “добавками”. Например, давно уже предлагается ученикам восстановить “рассыпанное” стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..

Третий этап - это “социализация”, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и - осваивает все возможные открытия.

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании - информационный запрос.

(Мастерская может поместиться и в 30–45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через деньдва, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)

Пятый этап - обращение к новой информации и её обработка. Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?..

Шестой этап - исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение - это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этап - итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются… Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап - рефлексия. Что я открыл сегодня - в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, - облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический “самоотчёт” нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.

Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно - высказываются все. Но часто нет времени - можно сделать это письменно за 5–8 минут. Тогда результаты прочитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.

“Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской” . Эти законы подробно рассмотрены в специальных работах.

Законы мастерской

Ценностносмысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)

Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.

Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом - известно из опыта.)

Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.

Диалог - главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных “цветах”, которые вместе дают ощущение “радуги” мира.

Организация и перестройка реального пространства , в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса - имеет право.

Решительное ограничение практической деятельности мастера­руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.

Из наблюдений: что постоянно в мастерских

  • Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.
  • Законы проведения мастерской.
  • Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
  • Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
  • Воспитательная составляющая занятия - связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
  • Свобода выбора - в рамках заявленных правил - поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
  • Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.
  • Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
  • Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
  • Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных - к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента - к целому…
  • Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?

1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.

2. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.

3. Мастерские - отличный способ развивать собственное “письмо”, а значит, готовиться к сочинению.

4. Мастерские “запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего - поэзии.

5. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

6. Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Примечания

См. например: Педагогические мастерские по литературе. СПб., 2000; Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 10 класс. СПб., 2004; Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. СПб., 2004.

Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? // Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ, 2002. С. 4.

Термин позже - без ссылок - был заимствован технологией «Критическое мышление».

Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? // Указ. раб. С. 15. Законы перечисляются с опорой на указанную статью.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...