"почему теория родиона раскольникова оказалась несостоятельной". Теория раскольникова и ее крушение Как достоевский показывает несостоятельность теории раскольникова


Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа «все позволено» (такая формулировка Достоевским была дана позднее, в «Братьях Карамазовых»). Недоучившийся студент с философским складом ума, неравнодушный к страданиям окружающих, совершает жестокое убийство. Что самое страшное, делает это не безотчетно, а на основании некой теории, «идеи». Человеческие страдания, которые видит Раскольников, наблюдаемые им нищета, бесправие и унижение вызывают напряженную работу мысли. Анализируя причины социальной несправедливости, герой приходит к выводу, что в мире всегда существовали две категории людей: «обыкновенные», «твари дрожащие», и «необыкновенные», «право имеющие».

Большинство людей - просто «материал», они сохраняют мир и умножают его численно. «Необыкновенные» же, которых до странного мало, от рождения призваны стать «властелинами судьбы». Такие люди не покоряются молча установленному порядку вещей, а восстают против него, смело нарушают общепризнанные нормы морали, не останавливаясь ни перед чем. Люди «необыкновенные» - Наполеоны, Магометы, Солоны - дают новый закон, двигают мир. Любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались. Необходимо доказать самому себе, что мораль, имеющая силу над другими людьми, не имеет власти над ним, что он не «тварь дрожащая», а «прирожденный властелин», - к такому выводу приходит Раскольников. Убийство старухи-процентщицы он рассматривает как своеобразный эксперимент, как проверку своей теории практикой. Достоевский не первым поднял тему человека «наполеоновского» склада. Как тут не вспомнить строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Длянас орудие одно…

Или вспомним характеристику Германа, героя «Пиковой дамы»: у него «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Таким образом, тема эта была подготовлена Пушкиным. Но у Достоевского проблема молодого человека, не останавливающегося ради достижения цели перед преступлением, предстает несколько иначе. Раскольникова заботит не только и не столько личное благополучие, сколько счастье других людей. Его теория - это протест против подлого устройства мира, а преступление - способ поставить себя в независимое положение, чтобы совершить потом «сотни, тысячи добрых дел». Здесь и возникает противоречие: бунт против бесчеловечности сам приобретает бесчеловечный характер. Теория Раскольникова призвана избавить мир от страданий, но какой ценой! Согласно ей ради будущего счастья человечества можно пренебречь жизнями отдельных людей. Страшную цену придется заплатить за такое счастье. Да и является ли добро добром, если оно куплено такой ценой?

Читая роман, замечаешь, что герой принимает свою «идею» как-то односторонне. В Раскольникове, по словам Разумихина, «точно… два противоположных характера поочередно сменяются». Не случайна и фамилия героя - он словно расколот надвое. Так вот, с теорией связан только один «характер». Вернее, рассудок. Что касается души, она противится «идее». Герой решается на преступление не сразу - его подталкивают к нему страдания, которые он видит вокруг (история семьи Мармеладовых, встреча с пьяной девочкой на бульваре, письмо из дома). Против теории восстает и подсознание Раскольникова: неприятие насилия отражается во сне об избиваемой лошади. По-моему, наиболее кратко и точно состояние Раскольникова отражают слова А. С. Грибоедова: «Ум с сердцем не в ладу». Это было сказано о Чацком, но, как видим, подобный разлад характерен и для других литературных героев девятнадцатого века. До Раскольникова через это прошли Онегин.

Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость свою от этой теории. Раскольников, неплохой теоретик, продумав все свои действия до мельчайших подробностей, не учел собственных человеческих качеств, он забыл о совести, стыде, естественном страхе, присущем человеку. Герой, по сути, решается не на убийство, а на великий акт самопознания, и вот теперь, после случившегося, в нем и разыгрывается страшная трагедия самоузнавания и самообмана. Чем больше он узнает себя, тем больше чувствует в себе присутствие человеческого начала, тем страшнее ему становится, тем дальше уходит он от желаемого результата, тем настойчивее пытается себя обмануть. Больше всего герой терзается своими мучениями.

А ведь по замыслу он совершал не преступление - «не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит; потому что старушонка вредна», - он позволил себе, по праву «сильного», убить тварь, несущую только зло. Такова была четко продуманная схема.

Но после содеянного он ужасно боялся всего: вздрагивал от любого чужого окрика на улице, от шороха в комнате, где находился совсем один, он не хочет и не может видеть мать, Дуню. Страшная мысль приходит ему в голову: человеческое очнулось в герое. Но дело сделано, «мосты сожжены, Рубикон перейден», придется ему отвечать по земному, человеческому, вечному закону. А то познание, к которому он так стремился, обернулось страшным разочарованием: он оказался просто грешником в мире обычных людей. Раскольников осознал, что не должен был делать этого. Герой вступает в борьбу, но не с внешним врагом, а пытается совладать с неподвластной ему силой - собственным подсознанием. В его сознании зреет надежда, что его совершенные расчеты оправдаются, между тем в подсознании уже царит ужас.

Достоевский проводит тончайшее психологическое расследование: что же чувствует преступник после содеянного. Он показывает, как главный герой принужден сам на себя донести, и не потому, что раскаялся, а потому, что эта зловещая тайна давит на него, мешает жить. Раскольников мечтает о наказании как об избавлении от страданий. Преступление стоит между ним и миром, совершив убийство, он отрезал себя ото всех. Преступные теория и деяние отлучили Родиона от мира людей.

Несмотря на свое одиночество, столь остро ощущаемое им на протяжении всего романа, главный герой все время окружен людьми, которые помогают ему познать себя и окружающий мир. В дни и часы создания теории Раскольников ни в ком не нуждался, но понять случившееся одному стало невозможно: герой уже преступил черту, сознание его не может вырваться из замкнутого круга теории. Он мечется в поисках живой души, которая могла бы выслушать его и этим облегчить страданье. И появляется Соня. Она всей своей судьбою, характером, образом мыслей противостоит его жестокой, странной идее. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще более чем он, униженная, Соня - другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, а также связь с Господом, которую разрывает Раскольников. В появлении Сони заключена одна из самых важных - ключевых - идей Достоевского. На преступление человек идет один, вернуться же к людям он один не может, ему необходим кто-нибудь, кто разделит с преступником его грех, Добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста.

Зародившись в воспаленном мозгу главного героя, теория начинает жить своей жизнью, разрушая его личность, парализуя волю. Идея заставила Раскольникова пролить человеческую кровь, встала между ним и миром. Он страдает, мечется, чувствуя, что происходит нечто непредвиденное, нечто страшное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя причастными к высшей истине и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед за кем-то, ведь каждый ощущает себя предводителем. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга, и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной навязчивой наполеоновской идеей. Пустая земля, где люди, «существа, одаренные умом и волей», перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается его освобождение из-под власти идеи, начинается его путь к людям.

Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость свою от этой теории. Раскольников, неплохой теоретик, продумав все свои действия до мельчайших подробностей, не учел собственных человеческих качеств, он забыл о совести, стыде, естественном страхе, присущем человеку. Герой, по сути, решается не на убийство, а на великий акт самопознания,

И вот теперь, после случившегося, в нем и разыгрывается страшная трагедия самоузнавания и самообмана. Чем больше он узнает себя, тем больше чувствует в себе присутствие человеческого начала, тем страшнее ему становится, тем дальше уходит он от желаемого результата, тем настойчивее пытается себя обмануть. Больше всего герой терзается своими мучениями.

А ведь по замыслу он совершал не преступление - «не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на

Общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит; потому что старушонка вредна», - он позволил себе, по праву «сильного», убить тварь, несущую только зло. Такова была четко продуманная схема.

Но после содеянного он ужасно боялся всего: вздрагивал от любого чужого окрика на улице, от шороха в комнате, где находился совсем один, он не хочет и не может видеть мать, Дуню. Страшная мысль приходит ему в голову: человеческое очнулось в герое. Но дело сделано, «мосты сожжены, Рубикон перейден», придется ему отвечать по земному, человеческому, вечному закону. А то познание, к которому он так стремился, обернулось страшным разочарованием: он оказался просто грешником в мире обычных людей. Раскольников осознал, что не должен был делать этого. Герой вступает в борьбу, но не с внешним врагом, а пытается совладать с неподвластной ему силой - собственным подсознанием. В его сознании зреет надежда, что его совершенные расчеты оправдаются, между тем в подсознании уже царит ужас.

Достоевский проводит тончайшее психологическое расследование: что же чувствует преступник после содеянного. Он показывает, как главный герой принужден сам на себя донести, и не потому, что раскаялся, а потому, что эта зловещая тайна давит на него, мешает жить. Раскольников мечтает о наказании как об избавлении от страданий. Преступление стоит между ним и миром, совершив убийство, он отрезал себя ото всех. Преступные теория и деяние отлучили Родиона от мира людей.

Несмотря на свое одиночество, столь остро ощущаемое им на протяжении всего романа, главный герой все время окружен людьми, которые помогают ему познать себя и окружающий мир. В дни и часы создания теории Раскольников ни в ком не нуждался, но понять случившееся одному стало невозможно: герой уже преступил черту, сознание его не может вырваться из замкнутого круга теории. Он мечется в поисках живой души, которая могла бы выслушать его и этим облегчить страданье. И появляется Соня. Она всей своей судьбою, характером, образом мыслей противостоит его жестокой, странной идее. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще более чем он, униженная, Соня - другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, а также связь с Господом, которую разрывает Раскольников. В появлении Сони заключена одна из самых важных - ключевых - идей Достоевского. На преступление человек идет один, вернуться же к людям он один не может, ему необходим кто-нибудь, кто разделит с преступником его грех, Добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста.

Зародившись в воспаленном мозгу главного героя, теория начинает жить своей жизнью, разрушая его личность, парализуя волю. Идея заставила Раскольникова пролить человеческую кровь, встала между ним и миром. Он страдает, мечется, чувствуя, что происходит нечто непредвиденное, нечто страшное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя причастными к высшей истине и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед за кем-то, ведь каждый ощущает себя предводителем. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга, и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной навязчивой наполеоновской идеей. Пустая земля, где люди, «существа, одаренные умом и волей», перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается его освобождение из-под власти идеи, начинается его путь к людям.

Ф. М. Достоевский – “великий художник идеи” (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым “не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить”. Роман “Преступление и наказание” – это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа “все позволено” (такая формулировка Достоевским была дана позднее, в “Братьях Карамазовых”). Недоучившийся студент с философским складом ума, неравнодушный к страданиям окружающих, совершает жестокое убийство. Что самое страшное, делает это не безотчетно,

А на основании некой теории, “идеи”. Человеческие страдания, которые видит Раскольников, наблюдаемые им нищета, бесправие и унижение вызывают напряженную работу мысли. Анализируя причины социальной несправедливости, герой приходит к выводу, что в мире всегда существовали две категории людей: “обыкновенные”, “твари дрожащие”, и “необыкновенные”, “право имеющие”.
Большинство людей – просто “материал”, они сохраняют мир и умножают его численно. “Необыкновенные” же, которых до странного мало, от рождения призваны стать “властелинами судьбы”. Такие люди не покоряются молча установленному порядку вещей, а восстают против него, смело нарушают общепризнанные нормы морали, не останавливаясь ни перед чем. Люди “необыкновенные” – Наполеоны, Магометы, Солоны – дают новый закон, двигают мир. Любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались. Необходимо доказать самому себе, что мораль, имеющая силу над другими людьми, не имеет власти над ним, что он не “тварь дрожащая”, а “прирожденный властелин”, – к такому выводу приходит Раскольников. Убийство старухи-процентщицы он рассматривает как своеобразный эксперимент, как проверку своей теории практикой. Достоевский не первым поднял тему человека “наполеоновского” склада. Как тут не вспомнить строки из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”:
Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Длянас орудие одно.
Или вспомним характеристику Германа, героя “Пиковой дамы”: у него “профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Таким образом, тема эта была подготовлена Пушкиным. Но у Достоевского проблема молодого человека, не останавливающегося ради достижения цели перед преступлением, предстает несколько иначе. Раскольникова заботит не только и не столько личное благополучие, сколько счастье других людей. Его теория – это протест против подлого устройства мира, а преступление – способ поставить себя в независимое положение, чтобы совершить потом “сотни, тысячи добрых дел”. Здесь и возникает противоречие: бунт против бесчеловечности сам приобретает бесчеловечный характер. Теория Раскольникова призвана избавить мир от страданий, но какой ценой! Согласно ей ради будущего счастья человечества можно пренебречь жизнями отдельных людей. Страшную цену придется заплатить за такое счастье. Да и является ли добро добром, если оно куплено такой ценой?
Читая роман, замечаешь, что герой принимает свою “идею” как-то односторонне. В Раскольникове, по словам Разумихина, “точно. два противоположных характера поочередно сменяются”. Не случайна и фамилия героя – он словно расколот надвое. Так вот, с теорией связан только один “характер”. Вернее, рассудок. Что касается души, она противится “идее”. Герой решается на преступление не сразу – его подталкивают к нему страдания, которые он видит вокруг (история семьи Мармеладовых, встреча с пьяной девочкой на бульваре, письмо из дома). Против теории восстает и подсознание Раскольникова: неприятие насилия отражается во сне об избиваемой лошади. По-моему, наиболее кратко и точно состояние Раскольникова отражают слова А. С. Грибоедова: “Ум с сердцем не в ладу”. Это было сказано о Чацком, но, как видим, подобный разлад характерен и для других литературных героев девятнадцатого века. До Раскольникова через это прошли Онегин. Печорин, Бельтов. Нельзя строить жизнь по теории, если она противоречит принципу “оберегать жизнь”. Нельзя переступать через кого-то, даже если тобой движет высокое чувство сострадания. Я думаю, жизнь не может уложиться в логическую схему, как бы тщательно та ни была просчитана. Жизнь, какая бы она ни была, всегда многограннее любой теории. Потому и нарушается план Раскольникова: неожиданно появляется Лизавета, и он вынужден избавиться еще и от нее. А ведь она и есть одна из тех страждущих, ради которых Раскольников идет на преступление. дет СТРАШНОЕ!
Раскольникову казалось, что он несет нравственную ответственность за свои действия только перед собой, и мнение других для него безразлично. Однако со-вершенное преступление словно отрезает его от мира. Он не чувствует внутренней свободы от достижения цели, наоборот, словно попадает в замкнутый круг. Своим преступлением герой поставил себя вне элементарных норм морали. Он не решается даже обнять приехавших мать и сестру – такими чужими и далекими теперь они стали. Душевные муки Раскольникова, его разорванное сознание становятся наказанием за содеянное им зло. Каждый человек живет в обществе, социуме, он неразрывно связан с людьми. Отзывчивость Раскольникова к семейству Мармеладова, невозможность отрешиться от мира, эгоистически замкнуться в себе и является свидетельством несостоятельности “идеи” героя, причиной ее краха. Раскольников убил, но “не переступил”, он “на этой стороне остался”. Получается, что он – “обыкновенный” человек. “Необыкновенные” не рассуждают, правильно ли они поступили. “Право имеющие” идут не оглядываясь, “тратят” полмиллиона войска в Московском походе и “забывают” армию в Египте. Раскольников корит себя за малодушие. Но я считаю, что это не малодушие вовсе, а чувство совести, говорящее о человечности героя и дающее надежду на его духовное воскресение.


(No Ratings Yet)

  1. Ведь он не виноват, что привык считать в миллионах счастье. Ф. Достоевский Произведения Ф. М. Достоевского отличаются глубиной содержания, психологической характеристикой и социальной обоснованностью изображаемых характеров. Его романы густо населены...
  2. “Преступление и наказание” – это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить...
  3. История русской литературы знает два Петербурга: сим­вол величия России, столицу империи – с Дворцовой на­бережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого здания есть как па­радный фасад, так...
  4. Роман “Преступление и наказание” написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени. “Преступление и наказание”...
  5. Ты сам – свой Бог, ты сам – свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление...
  6. Трагедия индивидуализма переживается почти всеми персонажами романа. Обостренным чувством личности отличаются представители старого общества и новой демократической среды. Ганя Иволгин, стремящийся лишь к мещанскому благополучию и служебному продвижению, генерал Иволгин,...
  7. Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Таков и Родион...
  8. “Красота спасет мир” – говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям,...
  9. Одна из центральных по философскому и психологическому смыслу романа “Бесы” – диалог Ставрогипа с Шатовым. Редкий случай, когда Ставрогиы не только откровенен, по даже взволнован (второй раз – в разговоре...
  10. В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” – его самого страшит потерянность человека в...
  11. Толчок к появлению чаемого героя как бы совершенно случайный: речь идет о рецензии Авсеенко на исторический роман Евгения Салиаса “Пугачевцы”, напечатанный в апрельской книжке “Русского вестника” за 1874 год. Авсеенко...
  12. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым “хозяевам жизни” стали приходить новые – буржуазные дельцы-предприниматели типа Лужина...
  13. Выписка из судебного протокола Пристав: Встать! Суд идет! Судья: Слушается дело – Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени....
  14. А главное, я терпеть не могу пасторалей и шиллеровщины. Благородная гордость. Ф. М. Достоевский Луначарский писал о произведениях Ф. М. Достоевского: “Все его повести и романы – огненная река его...
  15. Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова,...
  16. Внутренний мир и судьба героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – Родиона Раскольникова – явились отражением самых острых конфликтов, присущих жизни русского общества 60-х годов XIX века. Именно...
  17. Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В...
  18. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и нака­зание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем: мо­жет ли человек во имя высокой идеи совершить преступ­ление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный...
  19. Когда Порфирий, в центральном для всего романа разговоре, низводит идею Раскольникова, сформулированную в напечатанной статье, к наполеоновской идее, последний протестует. Порфирий говорит: “Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на...
  20. За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубь человеческой души, которую и сам человек в себе не подозревает или которую человек знать о себе избегает. Однако это...
Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...