Почему толстой убивает болконского. Почему толстой убивает болконского Почему лев толстой убил андрея болконского



«Болезнь и смерть

князя Андрея Болконского »

(Лев Николаевич Толстой, «Война и мир»).

Шишкова Татьяна

школа № 45

Москва, 2000 г.

«Он был слишком хорош для этого мира».

Наташа Ростова

Сколько раз задавались мы вопросом, почему же всё-таки Л. Н. Толстой выбрал такую судьбу одному из главных своих героев в романе-эпопее «Война и мир», князю Андрею Болконскому – погибнуть в тридцать с небольшим лет, когда, казалось бы, в жизни всё только начинается?

Может быть, не стоит рассматривать понятие о смерти в букватьном смысле? Об этом и о многом другом говорят фрагменты романа, на которых я бы хотела остановиться…

Как начальную сцену перемены в князе Андрее, Толстой начинает её с «отвлечённых», но к чему-то подготавливающих идей. Как свойственно любому человеку, перед таким знаменательным и решающим событием, как сражение, князь Андрей ощущал «волнение и раздражение». Для него это было очередное сражение, от которого он ожидал огромных жертв и в котором он должен был повести себя максимально достойно как командир своего полка, за каждого солдата которого он несёт ответственность…

«Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперёд по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Всё делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались…» – Здесь поражает холодность описания сражения. – «…Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтоб удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчёты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгивал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху…» Ну разве есть в этом отрывке хоть капелька той действительности, с которой князю Андрею вот-вот суждено столкнуться? Он не хочет, да и не может думать о жертвах, о «свистенье полетов», о «гуле выстрелов» потому, что это противоречит его, хоть и жёсткой, выдержанной, но человечной натуре. Но настоящее берёт своё: «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего-то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Ещё! Попало…» Он остановился и поглядел на ряды. «Нет, перенесло. А вот это попало». И он опять принимался ходить, стараясь сделать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи…»

Может быть, виной тому излишняя гордость или смелость, но на войне человеку никак не хочется верить в то, что самая страшная участь, только что постигшая его товарища, постигнет и его. Видимо, и князь Андрей относился к таким людям, но война беспощадна: каждый верит в свою уникальность на войне, а она бъёт по нему без разбора…

«Неужеди это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося чёрного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю эту жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.

Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… - он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь…»

В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: «совершенно новым, завистливым взглядом» он смотрит «на траву и полынь». И потом, уже на носилках, он думает: «Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Ощущая приближающийся конец, человек хочет прожить всю жизнь в миг, хочет узнать, что ожидает его там, в конце её, ведь осталось так мало времени…

Теперь перед нами совсем другой князь Андрей, и в оставшееся отведённое ему время ему предстоит пройти целый путь, словно переродиться.

Как-то не совмещается то, что после ранения переживает Болконский, и всё происходящее в реальности. Вокруг него хлопочет доктор, а ему словно всё равно, будто его уже и нет, будто незачем уже бороться и не за что. «Самое первое далёкое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными рукавами расстёгивал ему пуговицы и снимал с него платье… После перенесённого страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, - представились его воображению даже не как прошедшее, а как действительность». Он переживал лучшие мгновения своей жизни, и что может быть лучше воспоминаний из детства!

Рядом князь Андрей увидел человека, который показался ему очень знакомым. «Слушая его стоны, Болконский хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно стонал перед ним этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами…»

Из этого проникновенного отрывка чувствуется, как сильна стала любовь ко всему окружающему в князе Андрее более, чем борьба за жизнь. Всё прекрасное, все воспоминания были для него, как воздух, чтобы существовать в мире живом, на земле… В том знакомом человеке Болконский узнал Анатоля Курагина – своего врага. Но и здесь мы видим перерождение князя Андрея: «Да, это он; да, этот человек чем-то близко и тяжело связан со мною, - думал Болконский, не понимая ещё ясно того, что было перед ним. – В чём состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью?» – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел её в первый раз на бале 1810 года, с тонкою шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, ещё живее и сильнее чем когда-либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между ним и этим человеком, сквозь слёзы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце…» Наташа Ростова – это ещё одна «ниточка», соединяющая Болконского с окружающим миром, это то, ради чего он всё ещё должен жить. И к чему ненависть, скорбь и страдания, когда есть такое прекрасное создание, когда уже ради этого можно жить и быть счастливым, ведь любовь – это удивительно исцеляющее чувство. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь с попеременным преобладанием теперь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна – земная, трепетная и тёплая любовь к Наташе, к одной Наташе. И как только такая любовь пробуждается в нём, вспыхивает ненависть к сопернику Анатолю и князь Андрей чувствует, что не в силах простить его. Другая – идеальная любовь ко всем людям, холодноватая и внеземная. Как только эта любовь проникает в него, князь чувствует отрешённость от жизни, освобождение и удаление от неё.

Вот почему мы не можем предугадать, куда понесутся мысли князя Андрея в следующий миг: будет ли он «по-земному» скорбить о своей угасающей жизни, или проникнется «восторженной, но не земной», любовью к окружающим.

«Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями… «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал. Вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» Какое удивительное, чистое, окрыляющее чувство, должно быть, испытал князь Андрей! Но не будем забывать, что такой «рай» в душе даётся человеку совсем не легко: только прочувствовав границу между жизнью и смертью, только оценив по-настоящему жизнь, перед тем, как расстаться с нею, человек может подняться на такие высоты, которые нам, простым смертным, и не снились.

Теперь князь Андрей изменился, а значит изменилось и его отношение к людям. И как изменилось его отношение к самой любимой женщине на земле?..

Узнав о том, что раненый Болконский находится совсем рядом, Наташа, уловив момент, поспешила к нему. Как пишет Толстой, «на неё нашёл ужас того, что она увидит». Ей и в голову прийти не могло, какую перемену она встретит во всём князе Андрее; главным для неё в тот момент было просто увидеть его, быть уверенной в том, что он жив…

«Он был такой же, как всегда; но воспалённый цвет его лица, блестящие глаза, устремлённые восторженно на неё, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видела в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени… Он улыбнулся и протянул ей руку…»

В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь - поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться - к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним - и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение - смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.
Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.
Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.
Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”.
Таким образом, Толстой приводит своего героя к ги- бели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же - он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

почему Л. Толстой заставляет умирать Болконского? и получил лучший ответ

Ответ от OLGA[гуру]
Впервые мы встречаем князя Андрея, человека с "усталым, скучающим взглядом", в светском салоне Анны Павловны Шерер, где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впоследствии будет пересекаться судьба героя. Гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор.
Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, "попав в заколдованный круг", из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести "свой Тулон".
Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, "волоча его по земле", бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение -- "как будто палкой по голове". Открыв глаза, Андрей видит "высокое, бесконечное небо", кроме которого "ничего, ничего нет и.. .все пустое, все обман... ", и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.
Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с "маленькой княжной" с "беличьим выражением" лица, а с женщиной, с которой надеется наконец создать единую семью, но не успевает -- жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: "...что же вы сделали со мною? " -- всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.
После смерти княгини Лизы Болконский живет в своем имении в Богучарово, занимаясь устройством хозяйства и разочаровавшись в жизни. Встретившись с Пьером, полным новых идей и стремлений, вступившим в масонское общество и желающим показать, что он "другой, лучший Пьер, чем был раньше", князь Андрей относится к своему другу с иронией, считая, что "он должен доживать свою жизнь.. .не тревожась и ничего не желая". Себя он ощущает потерянным для жизни человеком.
Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на женитьбу, князь Андрей уехал за границу.
Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, "своим врагам ", за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, --он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: "Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле.. .и которую я не понимал".
Итак, постигнув законы высшей, христианской любви, Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а "всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило -- никого не любить, значило -- не жить этою земною жизнью... ".
Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, "тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью" и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: "Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться.. .а главное -- бороться. А спокойствие -- душевная подлость".
Подробнее читайте

Почему умер князь Андрей в романе Война и Мир?

    Князь Андрей всегда был не от мира сего. Он не умел жить нормально. Ему нужно было гореть. Он замучил Кутузова своим стараниями и активной деятельностью, со Сперанским работал без устали. А еще когда-то он боготворил Наполеона и усердно искал свой тулон. Нет таким людям места в реальной жизни среди обыкновенных людей. И Наташа бы ему надоела через какое-то время, как первая жена. И он бы потом мучился. Такие люди горят и сгорают довольно быстро. А что касается сюжета, так ведь он был не в штабе, а среди солдат. А такие офицеры долго не живут. Обидно только, что ранен он был даже не в бою, а находясь в резерве.

    А какая была бы красивая пара: князь Андрей и Наташа! Я когда читала первый раз, так хотела, чтобы они поженились. Для меня Андрей Болконский — идеальный герой.

    Думаю что смерть такого важного героя как князь Андрей Болконского способствует обострению сюжетной линии романа, ведь если бы Болконский выжил то его история с Наташей Ростовой была бы продолжена и из великого романа история превратилась бы в Санта-Барбару.

    князь Андрей умер от раны полученной во время Бородинского сражения. Толстой тактично описывает, что рана была получена в бедро, но потом появляются сведения что рана была полостная. пенициллин был еще неизвестен и от таких ран умирали, в наше время князь Андрей скорее всего остался жив. но в последние часы жизни ему открылась истина, он стал другим человеком, простил Наташу и ушел почти счастливым.

    Потому что он получил смертельное ранение в Бородинской битве. А Толстой вероятно умертвил этого персонажа по причине исчерпанности образа — о нем все было сказано и никакого развития уже не предполагалось. Опять же разрешена проблема дальнейших отношений с Наташей Ростовой.

    Думаю, дело не в смертельной ране князя Андрея. Толстой с таким же успехом мог повернуть сюжетную линию на выздоровление героя и продолжение любви с Наташей. Но он этого не сделал. Можно только предполагать, почему. Моя версия складывается из нескольких объяснений.

    1. Линия жизни самого князя. Это по определению не тот герой, который расстался б с музами, женился…, носил бы стеганый халат, подагру б в сорок лет имел и закончил бы свои дни …среди детей, плаксивых баб и лекарей. В нем мы видим эхо романтической эпохи, далекой от приземленности, как Ленский, Данко и др. Такие сгорают во цвете лет…
    2. Насколько князь Андрей далек от обычных смертных, их слабостей и пороков, настолько он далек от человека, который способен подарить своей любимой простое человеческое счастье. Он великолепен как предмет первой влюбленности, но не как муж. В качестве семьянина Наташа с годами получила бы что-то вроде Болконского-старшего (как говорится, не из рода, а в род), с его деспотичностью, требовательностью, геометрией — всем тем, что пережила княжна Марья. Поэтому Наташе — любимой героине Толстого — нужен был другой муж — Пьер. А князь Андрей, соответственно, должен был уйти.
  • Князь Андрей Болконский — образ чистого русского рыцаря, мечтающего о славе и страдающего то ли цезарианством, то ли бонапартизмом. Будучи сыном своего отца, он честен до кристаллности, любит свою родину, он беспокоен, как отец, очень хорошо к нему подходит норма береги честь смолоду. Не для такого героя создана Наташа Ростова — легкая, воспламеняющая, любящая и влюбчивая. Слишком тяжел для не Андрей, нет в нем живости светского красавца, он создан только для чести и ратных деяний. И он должен уйти, как герой. И он ушел…

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...