Понятие бессознательного впервые является центральным в концепции. Бессознательная сфера психики человека. Бессознательное в работах Юнга


БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий. Однако в истории философии можно указать на многих философов, которые высказывали догадки о Б. У Сократа и Платона это учение об амнезисе - знании как припоминании. Б. Спиноза говорил о неосознаваемых причинах, которые определяют . И. Кант связывал Б. с проблемой интуиции, т.е. с непосредственным получением знания в форме догадки без доказательств и логики.
Немалый вклад в разработку понятия Б. внесли романтики. Они стремились обнажить темную сторону души, описать интуитивные творческие силы, на которые опирается . Едва оказывается бесконтрольным, он устремляется к жизни с намерением овладеть ею и подчинить ее себе. Рассудок и рациональная лишают жизнь ее корней и питательной почвы. А. Шопенгауэр рассматривал Б. как стихийное жизненное начало, многоликое воли в мире. Мировая воля у него - это бессознательное начало. Феномен Б. в человеческой душе описан, по сути дела, и Ф. Ницше в его рассуждениях о двух мощных первоначалах антич. культуры - аполлоническом и дионисийском. Последнее и есть Б. Экстаз Диониса - это полное в поток мировой жизни. Человек стремится слиться со вселенским трепетом бытия.
В 1869 Э. фон Гартман опубликовал книгу «Философия бессознательного». Автор, ссылаясь на Ф.В.Й. Шеллинга и Шопенгауэра, рассматривал Б. как начало жизни во всех ее обнаружениях. Т.о., открытие Б. подготовлено длительным развитием философии. Заслуга же австр. психолога и философа 3. Фрейда состоит в том, что ему удалось дать развернутую картину этого феномена, раскрыть и конфликт Б. с волей человека и с окружающей его реальностью.
До Фрейда исследователи полагали, что неосознанное человеческой психики кристаллизуется в сознании, а затем вытесняется из него. Фрейду принадлежит приоритет в открытии Б. как автономного, не зависящего от сознания безличного начала человеческой души: «Все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное».
Б. интенсивно вмешивается в человеческую жизнь. По мнению Фрейда, о том, что нашими поступками руководит Я, не более чем . На самом деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души, т.е. психики. Разделение психики на сознательное и Б. является основной предпосылкой психоанализа. Благодаря этому определению появляется понять частые и важные патологические процессы психической жизни.
Психоанализ не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает как качество психики, которое может присоединяться к др. качествам или отсутствовать вовсе. Б. начало Фрейд называл Оно и подчеркивал, что наше Я есть лишь игрушка в руках этой древней и темной силы. Оно, в понимании Фрейда, имеет чисто природное происхождение. В нем сконцентрированы все первичные влечения человека: во-первых, сексуальные желания, а во-вторых, влечение к смерти , которое, будучи обращено вовне, оказывается устремлением к разрушению. Темная бурлящая бездна Оно скрывается под тонкой пленкой сознания. Приглаженные образы сознания, рафинированная скрывают клокочущий .
Человеческое Я, по Фрейда, изо всех сил пытается выжить в мире природы и общества. Однако побуждения индивида наталкиваются на безрассудную силу Оно. Если Я соотносится спринципом реальности, иначе говоря, пытается приспособиться к объективным, действительным условиям жизни, то Оно руководствуется принципом удовольствия. Так рождается непримиримая между Я и Оно: «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади».
Если Гегель обратил на «хитрость разума», то Фрейд - «на хитрость бессознательного», т.е. на глубин психики реализовать собственные влечения, придавая им сознательного выбора. Восприятие для Я играет ту же роль, какую в Оно занимает . Я представляет то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью.
Понятие Б. родилось в результате обработки опыта, в котором особую роль играет психическая . Многие сильные психические процессы не осознаются. Представления не могут быть осознаны, когда этому противится Б. Между тем в психоаналитической технике нашлись средства, которыми можно прекратить сопротивляющейся силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором они находились до их осознания, Фрейд называет «вытеснением». Сила же, которая привела к вытеснению и его поддерживала, ощущается во аналитической работы как сопротивление.
Во фрейдизме Б., ведущее борьбу с сознательным, рассматривается как основной регулятор, внутренняя пружина всей деятельности человека. Как Б. характеризуются непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматическое действие, патологические состояния и т.п.
Иную трактовку Б. дает К.Г. Юнг. Б. уже не рассматривается как чисто природный ; родилось у истоков человеческой истории в коллективном психическом опыте, так что можно говорить о культурном генезисе Б. Юнг определяет Б. как исключительно психологическое. Оно покрывает все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, т.е. не отнесены воспринимаемым образом к нашему Я.
В современной глубинной психологии Б. не считается больше результатом вытесняющей деятельности сознания, как полагал Фрейд. Юнг представляет Б. как специфическое и творческое, как некую психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и архетипов переживания, как источник творческой фантазии духа.
Б. представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием. При этом индивидуальное сознание человека не имеет в своем распоряжении никаких средств, с помощью которых оно могло бы постичь Б. Оно способно ассимилироваться сознанием лишь в символических формах, т.е. в том виде, в каком оно предстает в сновидениях, фантазиях, творчестве и традиционных мифологических образах.
Феномен Б. изучается также трансперсональной психологией. Оно рассматривается как необъятный материк и неисчерпаемое психологическое . В нем можно обнаружить некие стойкие стандарты, те потоки видений, которые вызывает пациент в своей психике во время экспериментов.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

в широком смысле - совокупность психич. процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде пси-хологич. теорий Б.- особая психического или процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действит. цели и последствия которого не осознаются.


Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие «психика» шире, чем понятие «сознание»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят: 1) психические явления, возникающие во сне (сновидения); 2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (субсенсорные или субцептивные реакции); 3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; 4) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчета, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены действием инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, З. Фрейд создал трехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, сознание и сверхсознание) .

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3) подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании - воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем ("Монадология", 1720 г.), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.

В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824 г.), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом.

Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных философско - психологических концепций.

З. Фрейд первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения. Этим он заслужил непонимание со стороны многих его ученых-современников. Его теории высмеивались, книги сжигались. Сейчас же фрейдизм – это одно из направлений в современном психоанализе. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. В истории психологии было много теорий бессознательного. Все они схожи и в то же время сильно различаются. Одни психологи дорабатывали и дополняли идеи других.

Для современного человека понятия «сознание» и «бессознательное» стали привычными, общепризнанными, не вызывающими вопросов. Однако так было далеко не всегда.

Изначально в бессознательное верить отказывались, считая все его проявления в деятельности человека действием физиологических процессов. Несколько позже человечество признало: сознание и бессознательное существуют параллельно, и далеко не все процессы и поступки зависят от физиологии или сознания.

Сегодня ученые придерживаются мнения, что бессознательное - это огромный мир, реальный, как обычное сознание. Бессознательное, несмотря на то, что неподвластно человеку, значительно шире и насыщеннее сознания.

Существуют бессознательные ощущения, например, равновесие, зрительные, слуховые, обонятельные чувства, вызывающие определенные реакции в нервной системе.

Первым начал изучать сознание и бессознательное Платон, потом был Фрейд, Юнг, другие исследователи. И они, и современные ученые, работающие в этой области, уверены: бессознательное посылает нам сигналы, которые мы часто не умеем или не хотим слышать. Если прислушиваться к ним, можно обогатить свою жизнь новым, лучшим содержанием.

Бессознательное - это способ отражения действительности, в котором и она, и субъективное отношение человека выступает как монолитное целое. Бессознательное - это процессы, происходящие в психике, но неосознанные человеком, не столь зависящие от его воли.

Сознание же - это сгенерированная в ходе общественной жизни наивысшая форма психического отражения мира, представляющая собой обобщенный субъективный шаблон окружающей действительности в форме понятий, слов, образов. Другими словами, сознание - совокупность образов.

Вполне естественно, что сознание, как и любой процесс, обладает своими особенностями.

Основные характеристики сознания:

  • Познавательные процессы. К ним относятся процессы восприятия, воображения, памяти, мышления. Сюда включены ощущения.
  • Различение понятий «Я»-«не Я», субъекта и объекта. Эта характеристика присуща только человеку. Только мы, в отличие от остальных животных, способны направлять свою психическую деятельность на самопознание.
  • Целеполагание, которое обеспечивает разумность деятельности. Человеческое сознание выстраивает схему, учитывающую задачи деятельности, способы ее выполнения, полученные результаты.
  • Отношение к действительности: т.п.
  • Овладение речью. Это, пожалуй, важнейшая характеристика сознания, свойственная только человеку. Она определяет все остальные характеристики сознания. Только овладев речью, можно усвоить знания, формировать волю, ставить перед собой цели, достигать их, разделять объект и субъект. Философы, психологи едины во мнении: именно язык и есть сознание человека.

Кроме основных характеристик существуют компоненты сознания. Их немного:

  • отвечает за все, что связано с познанием. В его состав входят методы познания, установки, познавательные приемы и стратегии, результаты
  • Эмоциональный. Это аффективно-мотивационные составляющие психики: эмоции, отношения, самооценка и пр.
  • Поведенческо-деятельностный компонент, определяющий приемы, способы, механизмы, обеспечивающие функционирование человека в собственном психическом, межличностном, внешнем пространстве.

Связаны неразрывно. Именно сознание контролирует бессознательные порывы, помогает социализации, диктует человеку поведение, признанное в данном обществе.

Если влиять на бессознательное невозможно, то сознание успешно формируется. В детстве за этот процесс отвечают родители, воспитатели, учителя. В старшем возрасте человек сам влияет на формирование собственного сознания.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще - врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты).

В.И. Овчаренко

Бессознательное (Шапарь)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1) Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 2) Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

Бессознательное (Грицанов)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

Выбор редакции
Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. Князь Витень смог одолеть...

Октябрьская революция 1917 года и последовавшие за ней политические и экономические меры советской власти, большевистского руководства...

Семилетняя война 1756-1763 гг. была спровоцирована столкновением интересов России, Франции и Австрии с одной стороны и Португалии,...

Расходы, направленные на изготовление новой продукции, отображаются при составлении баланса на счете 20. Также на нем происходит фиксация...
Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций диктует глава 30 Налогового кодекса . В рамках этих правил власти субъекта РФ...
Транспортный налог в 1С Бухгалтерия 8.3 рассчитывается и начисляется автоматически в конце года (рис.1) при выполнении регламентной...
В этой статье эксперты 1С рассказывают о настройке в «1С:Зарплату и управление персоналом 8 » ред.3 видов расчета премий - кодов видов...
В 1999 году в странах Европы начался процесс формирования единого образовательного пространства. Высшие учебные заведения стали...
Ежегодно Министерство образования РФ пересматривает условия поступления в вузы, разрабатывает новые требования и прекращает действие...