Понятие о критике и ее виды. «… привыкайте смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью» ©Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Примеры конструктивной критики


Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое конструктивная и деструктивная критика , каким должно быть отношение к критике , как реагировать на критику . Любой человек, занимающийся каким-то делом, или даже просто открыто выражающий свое мнение, свою позицию по какому-то вопросу, обязательно будет в той или иной степени подвержен критике. Причем, чем сильнее его путь или его позиция отличаются от того, что делает или думает большинство, тем больше критики он услышит в свой адрес.

Что делать в этом случае, как реагировать на критику? Обо всем этом в сегодняшней статье.

Начну с того, что от отношения человека к критике действительно зависит очень многое. Для одних людей критика выступает стимулом для и движения вперед, для других – наоборот, дестабилизирующим фактором. Отношение к критике может очень сильно повлиять на отношения с другими людьми, причем, не только с посторонними, но и с близкими. Ну и, наконец, есть множество примеров, когда человек терпел серьезные неудачи только потому, что не хотел реагировать на критику. И, наоборот, когда люди отказывались от перспективных и успешных проектов из-за того, что их критиковали.

Реакция на критику – очень важное качество для любого человека, чем бы он не занимался. Отношение к критике может привести к серьезным , причем, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Чтобы разобраться, как правильно реагировать на критику, нужно, в первую очередь, определить, к какому виду критики она относится.

Виды критики. Конструктивная и деструктивная критика.

Итак, рассмотрим основные виды критики. Их всего два.

1. Конструктивная критика – это выражение своего мнения с целью оказания помощи. В данном случае критик дает оценку вашим действиям или вашей позиции, желая помочь вам, принести какую-то пользу. Конструктивная критика может быть выражена в форме объективного анализа или в форме неких советов, рекомендаций по улучшению.

Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить, что это именно конструктивная критика:

Объективность. Выражая свое мнение, критик не претендует на абсолютную истину, он подчеркивает, что это лично его позиция, его мнение;

Конкретность. Критикующий указывает на конкретные детали или моменты, которые он подвергает сомнению, при этом не говорит, что плохо совершенно все;

Аргументированность. Человек, который критикует, приводит конкретные аргументы, обосновывает свою позицию, показывает, на чем основана его критика;

Примеры из жизни. Критикуя, человек приводит конкретные примеры из личной или чужой жизни, которые подтверждают ход его мыслей;

Знание дела. Критик сам хорошо разбирается в тех вопросах, которые критикует (например, имеет профильное образование, опыт, личные достижения);

Отсутствие перехода на личности. Человек критикует, проявляя уважение, не переходит на личности, критикует не самого оппонента, а его действия или убеждения;

Указание на положительные моменты. Критикующий указывает не только на недостатки, но и на преимущества вашей работы или вашей позиции.

Конструктивная критика позволяет увидеть свои недостатки со стороны и исправить их. При грамотном отношении она может принести немалую пользу в любом деле.

2. Деструктивная критика – это выражение своего негативного мнения бесцельно, либо с корыстными целями. В этом случае критик нисколько не желает помочь тому, кого он критикует, он делает это с какими-то низкими целями или вообще без таковых.

Выделим основные причины деструктивной критики:

Манипулятивное воздействие. Критик таким образом воздействует на оппонента, с целью склонить его к каким-либо, выгодным ему, действиям;

Зависть. Человек может банально завидовать другому человеку, и от этого стараться искать в нем недостатки и открыто на них указывать;

Чувство собственной важности. Есть люди, которые критикуют ради самого процесса и получения от этого морального удовлетворения. Это тоже деструктивная критика в чистом виде;

Нестандартные мысли, путь развития. Если человек выделяется из толпы, мыслит и делает не так, как большинство, то найдется немало желающих раскритиковать его только потому, что он не такой, как они. Такая критика тоже не является конструктивной.

Теперь рассмотрим основные признаки, указывающие на то, что это именно деструктивная критика. В основном это все то, что противоположно конструктивной:

Необъективность. Критик явно демонстрирует, что все, что он говорит – безусловная, 100%-я истина, которую даже нельзя подвергнуть сомнению;

Отсутствие конкретики. Критикуется просто все, используются общие, размытые формулировки: “все плохо”, “все ужасно”, “это неправильно”, “это бесперспективно”, “ну кто же так делает” и т.д.;

Цепляние к мелочам. Критик активно критикует самые несущественные аспекты, не оказывающие особого влияния на общий процесс или позицию;

Неуместность. Человек постоянно и активно навязывает свою критику, по собственной инициативе, когда его никто об этом не просит, и даже дает понять, что его мнение не интересно;

Переход на личности. Критикующий выражает свое мнение не о действиях и суждениях, а о самом человеке, причем, все это в неуважительной форме.

Деструктивная критика не несет в себе никакой пользы, а несет только вред. Ее главная цель – вывести человека из равновесия, заставить его отказаться от своих дел или мыслей в угоду критику.

Теперь, когда вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, давайте рассмотрим, как реагировать на критику.

Как реагировать на критику?

Прежде всего, хочу отметить очень важный момент:

Если вы не умеете правильно реагировать на критику, если вы с радостью принимаете похвалу, а любую негативную оценку воспринимаете “в штыки”, вам будет сложно в чем-либо. В этом случае критика будет мешать вам во всех начинаниях, портить ваши отношения с другими людьми, сделает вас злым и раздражительным человеком. Необходимо использовать конструктивную критику себе во благо, а из деструктивной делать выводы. Вы будете подвержены критике в любом случае, даже если будете все делать идеально. Избежать ее не получится, поэтому главное – сформировать у себя грамотное отношение к критике, знать и понимать, как реагировать на критику в той или иной ситуации.

Реакция на критику у грамотного человека должна начинаться с определения вида критики, то есть, конструктивная она или деструктивная. По каким признакам это можно определить – описано выше. Итак, рассмотрим, как реагировать на критику.

1. Не теряйте самооценку и веру в себя. Даже конструктивная критика ни в коем случае не должна стать причиной к занижению собственной самооценки и потере уверенности в собственных силах.

2. Отделяйте эмоции от полезных советов и рекомендаций. Часто и конструктивная, и деструктивная критика могут быть в той или иной степени эмоциональными. Однако, между эмоциями могут быть “спрятаны” действительно полезные замечания, советы и рекомендации. Слушая критику, сразу отделяйте все эмоции, пропускайте их мимо ушей. А вот на конструктивных замечаниях, советах и рекомендациях – наоборот, заостряйте внимание.

3. Не отвечайте на критику сразу. Реакция на критику должна быть обдуманной. Часто человек, которого критикуют, особенно – если критикуют эмоционально и деструктивно, тоже попадает под власть эмоций, отвечает в том же духе, критика перерастает в ссору, отношения портятся. Кто от этого выигрывает? Никто. Поэтому лучше молча выслушать критику, и если она требует ответа – взять паузу для обдумывания.

4. Используйте конструктивную критику как помощь. Поскольку конструктивная критика и проводится с целью оказания помощи – воспользуйтесь этим, используйте ее себе во благо. То есть, проанализируйте и сделайте выводы.

5. Нельзя совсем не реагировать на критику. Даже если это деструктивная критика, нужно понять, чем она вызвана, возможно, над вами нависла какая-то существенная угроза, и это только начало?

6. Не принимайте критику близко к сердцу. В то же время, думая над тем, как реагировать на критику, старайтесь отбросить все эмоции. Чем их будет меньше – тем более вы сможете принять.

7. Важнее не мотивы критикующего, а суть критики. Часто бывает, что человек, которого критикуют, в первую очередь пытается понять, чем он вызвал такой интерес, какое отношение к нему имеет критикующий, чего он хочет добиться. Но гораздо важнее суть выявленных недостатков, тем более, если это конструктивная критика.

8. Если разные люди критикуют одно и то же – это повод задуматься. Одно дело, когда определенный недостаток видит один человек, его мнение может быть субъективным, а вот когда об этом говорят разные люди – следует задуматься.

И, наконец, очень важное правило:

Умный и грамотный человек, занимающийся саморазвитием, стремящийся к успеху и самосовершенствованию, должен уметь выявлять не только явную, но и скрытую критику, и оперативно на нее реагировать.

К примеру, не станет же подчиненный открыто критиковать своего начальника. Однако, по некоторым его действиям или словам, грамотный начальник должен сам заметить критику, и если она конструктивна – то отреагировать на нее.

На этом буду заканчивать. Теперь вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, как определить вид критики и как реагировать на критику в том и другом случае. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, и вы начнете применять ее на практике.

Желаю вам успехов во всех начинаниях! До новых встреч на !

Любой из нас, кто выражает свое мнение, позицию, выполняет какие-то действия, подвержен критическим высказываниям.

Как относиться к критике и может ли она причинить пользу? Важно, как мы сами относимся к критике. Она может быть даже полезной и подтолкнуть к саморазвитию, или же наоборот. Возможно, в некоторых случаях нужно прислушаться к тому, что говорят, а в некоторых поступить по-своему.

Есть два вида критики: конструктивная и деструктивная

Когда вас то желают оказать помощь. Такая критика может быть в виде каких-то советов, рекомендаций.

Признаки конструктивной критики:

1) Человек высказывает свое мнение и позицию.

2) Указываются какие-то конкретные детали или моменты.

3) Обоснование позиции при помощи аргументов.

4) Приведение примеров.

5) Критик разбирается в той сфере, которая подвержена критике.

6) Критикуется не сам человек, а его мнение, высказывания, поступки.

7) Обязательно находятся положительные стороны.

Такая критика может оказаться весьма полезной и поможет посмотреть на себя, как бы со стороны.

Деструктивная критика, исходя из своего названия, – разрушающая. Возможно, критикующий преследует какие-то свои корыстные цели, не желая оказать помощь.Она не может быть полезна, а наоборот, приносит вред.

По каким причинам может возникнуть деструктивная критика?

— Манипуляции. При помощи критики происходит воздействие, цель которого направить оппонента в нужное русло или заставить его сделать выгодные действия.

— Чувство зависти.

— Чувство собственной значимости. Люди, критикуя, получают моральное удовлетворение от самого процесса.

— Нестандартность критикуемого. Если человек отличается от других , мыслит по-другому, какие-то вещи делает не так, как всегда, найдутся желающие покритиковать только по причине нестандартности.

Признаки деструктивной критики:

1) Критикующий ощущает себя последней инстанцией, слова которой нельзя подвергать сомнениям.

2) Критика не чего-то конкретного, а буквально всего.

3) Нет примеров и доводов.

4) Критик зацикливается на мелочах, которые не важны.

5) Критика идет по поводу и без повода, даже если об этом не просят.

6) Выражение мнения о самом человеке в неуважительной форме, а не о действиях, мнениях.

Старайтесь разделять и выявлять эти виды критики. Исходя из того, как вас критикуют, можно принимать необходимые меры и тактики по защите самого себя.

Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью:

    Воронежский государственный технический университет

    Кафедра связей с общественностью и педагогики.

    Контрольная работа.

    По курсу: «Конфликтология».

    Тема: «Критика ее виды и формы».

    Выполнила:

№ группы СО-082, № зачетки 508831

    Проверил:

Воронеж 2011

Введение 3

1. Формы и виды критики 4

2. Грамотная критика 8

3. Критика в конфликтных ситуациях 11

4. Замена критики 13

    Заключение 16

Введение.

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития. Поэтому пока она выступает как искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов, пишет В. И. Андреев. Конфликтология как зарождающаяся наука прежде всего опирается на синтез социально-психолого- педагогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.

Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что выяснение отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

1. Формы и виды критики.

Критика (от греческого kritike - искусство разбирать, судить) – это обсуждение чего-либо с целью дать оценку; Отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.

Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Критика в жизни возникает, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, негативные чувства к партнеру. А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без явной критики.

Критика по форме бывает:

  1. Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.

Разрушительность такой критики - в том, что она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная критика почти всегда безполезна и как правило вредна.

Исключение: если критикуемый эмоционально неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже деструктивного плана все равно будут полезны.

Конструктивная критика - критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив.

Конструктивность критики - необходимый элемент психологической грамотности .

Конструктивная критика всегда эффективнее деструктивной, но делать ее такой трудно. Например сказать ребенку: «Драться нельзя! Нельзя давать сдачи!» - несложно, сложнее будет ответить на последующий вопрос: «А как поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться некому?»

  1. Прямая и косвенная.

Прямая критика о недостатках говорит прямо.

Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили.

Косвенная критика труднее, но лучше бережет самолюбие.

Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

  1. Открытая и скрытая.

    Скрытая - неизвестен.

  1. Поддерживающая и разгромная.

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая укрепляет самооценку , поднимает репутацию (напр. ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек), а разгромная – наоборот, переходит на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

  1. Общего плана и конкретная.

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто, что не работает, а когда и в какой степени, из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше.

Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно.

  1. Мотивирующая и останавливающая.

Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое.

Мотивирующая критика - создающая желание делать. Вариант мотивирующей - воодушевляющая критика .

Воодушевляющая критика - не обидна, а мотивирует. Вызывает не желание защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).

Например. У руководителя есть любимый, талантливый сотрудник. Этот сотрудник принес эскиз дизайна, руководитель смотрит и реагирует: «Возмутительно! Это нарисовал мой лучший, самый талантливый сотрудник! Да, мы видим хорошую, качественную работу - в целом. Но, во-первых, вот тут и тут сделано неряшливо, как будто второпях, а во-вторых - где же изюминка? Так нарисуют многие профессионалы, но ты то - не многие! Когда переделаешь?»

    Виды критики.

Кроме того, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика ситуации - это недовольство . Критика высказывания - это возражение .

    2. Грамотная критика.

Критика - опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.

Что бы критиковать грамотно, нужно учитывать следующее:

  1. Контакт.

Критика уместна, если у вас есть возможность контакта . Нет возможности контакта - критика бессмысленна. Например партнер кричит на вас в истерике, вам это не нравится, но в данной ситуации критика с вашей стороны неуместна - она услышана не будет.

  1. Личностные особенности того, кого критикуют.

Легче с людьми воспитанными , знакомыми с форматом поведения, обязательным для определенного круга ситуаций (это деловой, дружеский, шуточный, личный, официальный формат, формат гражданский и армейский) .

Аккуратнее следует быть с обидчивыми и невротиками . Если ошибка невелика, а человек личностно устойчив , критические замечания в его адрес можно формулировать прямо и открыто, хотя требование конструктивности остается в любом случае. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.

Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:

  • наличие личностно критичной ситуации (эмоциональная неусточивость личности и значимость предмета критики),
  • компетентность критикуемого.
  1. Ваш статус.

Например высокостатусной личности и руководителю позволено больше.

  1. Отношения между вами, в первую очередь доверие к вам.

Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить себе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.

  1. Интересы дела.

Критиковать надо не тогда, когда захочется, и не так, как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Следует ориентироваться на:

Описание работы

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития

Как было отмечено выше, знания структуры и видов аргументации дает возможность оратору увидеть "слабые места" и грамотно раскритиковать положение других людей. Действительно, ораторское речь не рождается в вакууме. Существуют другие мнения относительно изучаемого предмета, а оратор должен убедить аудиторию в правильности именно своей позиции. Даже если эти мысли явно не выражены, оратор может сформулировать их, ввести в свою речь и показать их несостоятельность.

На сегодняшний день термин "критика" (от греч. - Искусство различать) имеет несколько значений. Например, этим термином обозначают такие высказывания, содержащие негативную оценку мыслей или действий определенных людей, или выявляют недостатки в мыслях или поступках других людей.

В рамках этой концепции риторики, которая преподается в данном пособии, понятие «критика» можно определить следующим образом:

Критика - это обоснование неприемлемости определенной аргументации.

В литературе по логике более употребляемым для подобных процессов является термин "опровержение". Однако в ораторской деятельности такая процедура почти не встречается. Дело в том, что опровержение - это обоснование логическими средствами (преимущественно в форме дедуктивных рассуждений) ложности тезиса с помощью истинных аргументов.

Построение критики предполагает наличие определенной аргументации. В зависимости от того, на какой структурный компонент будет направлена критика, различают следующие ее виды:

o критика тезиса;

o критика аргументов;

o критика формы.

Критика тезиса - это вид критики, который направлен на обоснование оратором неприемлемости того утверждения, что защищалось другим человеком.

Как правило, для критики положения выбирают:

o путь "сведение к абсурду" или

o путь обоснования антитезы.

Первый путь предполагает выведение таких последствий из тезиса, которые противоречат общепризнанным положением или фактам.

Второй путь предполагает, по сути, построение оратором аргументации в пользу собственной тезисы, когда она антитезой к предложенному другим человеком положение.

Критика аргументов - это вид критики, который направлен на обоснование оратором неприемлемости тех аргументов, которые использовала другой человек в поддержку своего тезиса.

Например, оратор может показать, что неприемлемыми последствия из приведенных аргументов или продемонстрировать обоснованное возражение исходных положений другого человека.

Часто считают, что критики аргументов достаточно для признания неприемлемости тезиса. На самом деле это не совсем так. С помощью такой процедуры тезис признается только необоснованным и у другого человека остается возможность подобрать более весомые аргументы в ее пользу.

Критика формы - это вид критики, который направлен на обоснование оратором отсутствии связи между аргументами и тезисом другого человека.

Наличие такой связи обеспечивается соблюдением тех правил, которые установлены логикой для определенных видов соображений.

Критика тезиса является наиболее сильным видом критики, ведь только в таком случае тезис признается неприемлемой, которые еще аргументы не приводились в ее поддержку. Другие виды критики (критика аргументов и критика формы) только разрушают процесс аргументации.

Рассмотрим пример:

"Стоит выбирать новых, неизвестных политиков в парламент? Представители этого блока считают, что в этом их преимущество. Но если так рассуждать, то нам придется в следующем году переизбрать и этих: ведь они уже не будут новыми политиками. Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки! Выбирайте тех, кого знаете! Боритесь с дилетантизмом! ".

В этой рекламной листовке имеется попытка критики тезиса ("В парламент следует выбирать новых, неизвестных политиков") путем "сведение к абсурду". Из нее выведено следствие ("В следующем году придется переизбрать и этих политиков"), который не согласуется с "общепринятым" опытом политической деятельности ("Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки!").

Попробуйте самостоятельно оценить уровень убедительности такой критики.

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшееся процесса аргументации.

По форме:

    Явная – указание на явные недостатки, направленная на разрушение аргументации.

    Неявная – скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков.

По направленности аргументационного процесса:

    деструктивная – критика, направленная на опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.

(Приёмы)

Критика тезиса-установление ложности тезиса

1.тезис пропонента(Т)-2.следствие из тезиса(С1,С2)-3.опровержение следствий фактами(С1,С2)-4.строится умозаключение(от отрицания следствия к отрицанию основания(ТС1,С2,С1С2)-5.тезсс опровергнут(Т)

Критика аргумента – ложность аргумента

Критика демонстрации – отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.

    Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью альтернативного утверждения пропонента.

1. Т(тезис пропонента)-2.А(тезис оппонента)-3.оппонент доказывает А.-4. Разделительно-категорическое умозаключение

    Смешанная – конструктивная + деструктивная.

Пропонент – выдвигающий тезис

Оппонент – не согласный с позицией

48.Правила и ошибки по отношению к тезису

Тезис является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинен весь процесс аргументации.

Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса: определенность тезиса и неизменность тезиса.

(1) Определенность тезиса

Правило определенности означает, что тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает также анализ суждения, в форме которого выставляется тезис. Если он представлен как простое суждение, то надо точно выявить субъект и предикат суждения, что не

всегда является очевидным. Требуется также уяснить качество суждения: содержится в нем утверждение или нечто отрицается.

Важное значение имеет количественная характеристика суж-f, дения: формулируется оно как общее суждение (А или Е) или как] частное (I или О). При этом надо выяснить, является оно неопреде-1 ленным («некоторые, а может быть, и все») или определенным («только некоторые») частным суждением.

(2) Неизменность тезиса

Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного положения в процессе данного рассуждения.

Требование логической точности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются отступления от этих правил.

Первое из них - потеря тезиса.

Подмена тезиса. Общее название ошибки по отношению к тезису - подмена тезиса, которая бывает полной или частичной.

(1) Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.

(2) Частичная подмена тезиса выражается в том, что в ход, выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, npeyaeJ ченное либо излишне резкое утверждение.

2. Правила и ошибки по отношению к аргументам

Логическая состоятельность и доказательное значение рассужде- , ния во многом зависят от качества исходного фактического и теоре-"| тического материала - убеждающей силы аргументов.

Решение стратегической задачи аргументации определяется выполнением следующих требований, или правил в отношении доводов:

(1) Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятными ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но не гарантирует получения достоверного результата.

(2) Автономное обоснование аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.

(3) Требование непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все что угодно - и тезис пропонента, и антитезис оппонента.

(4) Требование достаточности аргументов связано с логической мерой - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.

При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал «самоубийственный довод».

3. Правила и ошибки демонстрации

Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия.

1) Дедуктивный способ аргументации предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований. К важнейшим из них относятся следующие.

1 (1) Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического1 положения. Это дает возможность убедительно продемонстриро-1 вать научные позиции или практические соображения, которыми I руководствуются при оценке конкретного события. |

(2) Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.

Это требование диктуется методологическим принципом конкретности истины. В противном случае дедуктивное рассуждение будет двусмысленным и далеким от истины.

(3) Дедуктивная аргументация приводит к достоверному обоснованию тезиса при соблюдении структурных правил этой формы вывода, относящихся к терминам, количеству, качеству и логическим связям между посылками умозаключения. Это прежде всего правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов, которые изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.

2) Индуктивный способ аргументации применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.

3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае уподобления единичных событий и явлений. При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила этого вида умозаключения.

Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.

Ошибка мнимого следования имеет место и в тех случаях, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы. Среди множества такого рода уловок назовем следующие.

Аргумент к силе- вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению - физическому, экономическому, административному, морально-политическому и другим видам воздействия.

Аргумент к невежеству - использование неосведомленности или непосвященности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.

Аргумент к здравому смыслу используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительное, нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.

Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.

Аргумент к верности - вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т.п.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.

Выбор редакции
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....

б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...

К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...

В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...
Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...
Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...