Портрет катерины ивановны преступление и наказание. Образ Катерины Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание


Характеристика героя

Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания.
Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же _ натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.
Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. "И слава богу, что помирает! Убытку меньше!" - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, "волнуясь и страдая и ломая руки". А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами "гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство - доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю!" В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили клячу", "надорвалась")В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

/ / / Смерть Катерины Ивановны (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Эпизод смерти Катерины Ивановной Мармеладовой становится завершением предпоследней главы романа «Преступление и наказание».

Женщина совершенно сошла с ума. Попросив помощи у начальника ныне покойного мужа и не получив ее, она совершенно отчаивается и собирается идти с детьми на улицу просить милостыню.

Бросается вдогонку за матерью, на ходу одевая шляпку. Мужчины ее сопровождают. На ходу Лебезятников пытается понять, отчего Катерина Ивановна потеряла рассудок. Раскольников его совершенно не слушает, а дойдя до своего дома, попросту уходит.

Лебезятников и Соня долго ищут Катерину Ивановну, наконец, их старания увенчаны успехом. Вдова совершенно не в себе: заставляет плясать плачущих детей, сама бьет в сковороду. Еще немного, и всех заберет полиция. Вокруг уже собралась толпа зевак. Голос Мармеладовой раздается далеко в округе. Женщина устала, она задыхается от всепожирающей болезни. Ведет себя странно и нелогично: кричит на детей, наряженных в старье, кидается в толпу и начинает жаловаться на жизнь.

Соня плачет и пытается заставить мать пойти домой. Но вдова не собирается этого делать. В этот момент появляется Раскольников. считает его своим благодетелем, о чем не преминет сообщить собравшимся людям.

Но это еще не все: анализируемая сцена имеет свое безобразное продолжение. Вот сквозь толпу протискивается городовой. А в это время один богатый мужчина подает Катерине Ивановне три рубля. Женщина, совершенно обезумев, начинает просить солидного джентльмена защитить ее и детей от этого стража порядка.

Младшие дети, запуганные и дрожащие, при виде блюстителя порядка бросаются бежать. Вдова хочет погнаться за ними, но падает. Полина догоняет детей и приводит их обратно, в это время Мармеладову поднимают. Во время падения она сильно ударилась горлом, из него сильно идет кровь.

Чиновник, не пожалевший трех рублей, пытается уладить сложившуюся ситуацию: Мармеладову переносят на квартиру Сони. Кровотечение не останавливается, но женщина потихоньку начинает понимать, где она находится. В комнате к тому времени много народу: Соня, Родион, Лебезятников, дети. И вдруг появляется Свидригайлов.

Понимая, что уже ничего не исправить, посылают за священником. Соня вытирает капли пота со лба матери. Катерина Ивановна обводит всех болезненным взглядом, но увидев детей, сразу становится спокойнее.

Женщина бредит. Затем закидывает назад голову, глубоко вздыхает и умирает. Соня и маленькие дети плачут.

Больше не в силах наблюдать за этой сценой. Он отходит к окну. В этот момент к молодому человеку подходит Свидригайлов и сообщает, что все заботы о похоронах и о детях он возьмет на себя. Он обещает помочь детям, положив на их счета по полторы тысячи рублей. софью Семеновну Свидригайлов планирует вытянуть из этого болота, так сильно ее затянувшего.

Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она - безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет против здравого смысла, кладет на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей.

О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым.

"Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь…. . она же и сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием исполнена…. Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая…. . она дерет мне вихры…Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила. . да, дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. …. Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер. Бивал он ее под конец; а она хоть и не спускала ему... И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском… Родные же все отказались. Да и горда была, чересчур горда... Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти…" Достоевский, там же, с.42-43.

Мармеладов дает жене точную характеристику: "…Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... " Достоевский, там же, с. 43.. Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, Катерине Ивановне "некуда идти".

В этой женщине показана физическая и духовная деградация. Она не способна ни к серьезному бунту, ни к смирению. Ее гордость столь непомерна, что смирение для нее просто невозможно. Катерина Ивановна "бунтует", но ее "бунт" превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, идет к генералу "добиваться справедливости", откуда ее также с позором выгоняют).

Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. "На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо! " - говорит она перед смертью.

Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания.
Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же _ натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.
Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. "И слава богу, что помирает! Убытку меньше!" - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, "волнуясь и страдая и ломая руки". А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами "гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство - доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю!" В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили клячу", "надорвалась")В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Достоевский по праву считается писателем-психологом. В романе «Преступление и наказание» психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно...

/ / / Образ Катерины Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Среди яркой галереи образов в романе Достоевского «Преступление и наказание» особой трагичностью отличается образ Катерины Ивановны Мармеладовой.

В романе эта героиня является женой отставного чиновника Мармеладова. Она гораздо моложе его, ей около 30 лет. По мнению Раскольникова, молодая женщина была не парой Мармеладову. Слишком разными они были: и внешне, и социально. Катерина приходилась дочерью надворному советнику. Скорее всего, их род принадлежал к дворянам, в отличие от рода Мармеладовых.

Портретная характеристика подчеркивает несчастную судьбу женщины: высокая, тощая с болезненным лицом. Люди жалели ее, говоря, что она бедная и больная женщина. Единственным украшением оставались все еще прекрасные темно-русые волосы.

Женщина носит одно и то же платьице, темное из ситца. Уйдя в запой, Мармеладов продавал последнюю одежду своей жены.

Воспитывалась Катерина в достатке, получила хорошее образование. Но из-за юношеской любви бросила семью. Ее первый муж, пехотный офицер, не смог обеспечить достойную жизнь ни детям, ни жене. Однажды проиграв в карты, он попадает под суд и лишается жизни. Отец героини и все родственники отреклись от Катерины. И не стали ей помогать даже тогда, когда осталась она вдовой с тремя детьми.

Единственным, кто протянул ей руку помощи, был , чиновник преклонных лет. Он пожалел ее, не смог оставить в крайней нищете, принял и ее, и детей. Женщина не любила Мармеладова, но по-своему была ему признательной. Ведь тот, будучи человеком простодушным, принял ее детей, как родных. Особенно хорошо он относился к младшей дочке.

Катерина не получает женского счастья ни в первом, ни во втором браке. Мармеладов хоть и добрый человек, но слабый и погрязший в пьянстве. В какой-то мере именно он виноват в ухудшении здоровья жены. Из-за пьянства семья живет в голоде и холоде, что способствовало появлению чахотки у Катерины Ивановны.

В результате болезни и постоянных переживаний героиня, кажется, «мешается» умом, становится похожей на ребенка. Она часто не справедливо относится к своей падчерице, родной дочери Мармеладова. Но не держит на мачеху зла, она понимает, чем вызвано ее отношение.

Несмотря на нищету, Катерина Ивановна не потеряла чувства собственного достоинства. Она горда, даже, по мнению некоторых героев, слишком при ее положении.

Катерина – трудолюбива, привыкла честно зарабатывать на хлеб. Она очень аккуратная, поддерживает в доме чистоту. Ее можно назвать сильной и мужественной, хотя обстоятельства все-таки подломили ее.

Образ Катерины Ивановны трагичен, как и большинство других в романе.

Выбор редакции
Ну что товарищи танкисты дождались, действующий бонус-код который можно вводить как тем, кто давно не играл или нагибает каждый день. При...

Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто...

Елена Логвинова Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5...

Ы нас будешь дарить - мы будем хвалить, а не будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!Маленький мальчик сел на...
Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов. Движения денежных средств предприятия планируются путем...
Если Вас интересует автоматизация бюджетирования, внедрения казначейства или учета по МСФО — ознакомьтесь с нашим . В рамках системы...
Какие формы нужно разработать для ведения раздельного учета, подскажите?4. Из средств участников долевого строительства можно произвести...
01.06.2018 Как в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия предприятия" редакция 3.0 настроить права доступа пользователей таким образом,...
На рынке все чаще встречаются ситуации, когда одна компания приобретает другую. Происходит это по разным причинам. Кто-то таким способом...