Предмет медицинской психологии. Роль и задачи медицинской психологии в профессиональной подготовке психолога


Как одна из областей общей психологии, медицинская психология представляет собой научное направление, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические медицинские аспекты психологических отклонений у людей.

Предметом изучения этой дисциплины являются вопросы психологии индивидуумов, которые связаны с выявлением провоцирующих патологии факторов, предупреждением, лечением и профилактикой заболеваний. Совместившая в себе медицинские и психологические понятия, эта область науки играет особую роль в плане сохранения физического и укрепления психологического здоровья у населения. Что подразумевает под собой данный термин и какую нишу занимает медицинская психология в России, мы расскажем в этой статье.

Самостоятельное направление психологической деятельности

С появлением науки психологии, изучающей закономерности появления и проявления психики на разных этапах ее развития, возникли такие направления, как общая и медицинская психология. И в то время как общая – детально рассматривает психические функции (их формирование и реализацию в практических условиях), медицинская – изучает функционирование на фоне протекающих в организме человека заболеваний.

В рамках данного научного познания, которое является самостоятельной областью психологии, проводится работа по исключению факторов, вызывающих психологические отклонения у людей, а также лечение и психокоррекционное воздействие на заболевание. Таким образом, медицинская психология изучает закономерности «работы» психики пациентов и деятельность медперсонала, осуществляемую в отношении больных людей.

Данное научное направление занимает определенное место в медицинской практике. Связано это с самим объектом изучения, так как медицинская психология и направлены на изучение изменений психологического состояния человека, возникающих на фоне патологических отклонений.

Как области научного познания, медицина, общая психология и медицинская психология имеют несколько точек соприкосновения в рамках данного учения:

  • Психологические особенности деятельности медицинского сотрудника при выявлении и терапии того или иного заболевания.
  • Коррекционные методы влияния на психику пациента, применяемые в ходе его лечения.
  • Психотерапевтическое воздействие на человека.

Эта наука имеет непосредственную связь в различными дисциплинами, представляющими основу медицины (терапия и педиатрия, неврология, акушерство, логопедия и пр.). Поэтому она имеет немаловажное значение для подготовки профессиональных кадров и предусматривает специфические приемы воздействия в рамках их практической деятельности.

К основным задачам психологии в медицине относятся следующие:

  • Мониторинг психологических индивидуальных особенностей пациентов.
  • Оценка изменений психологического здоровья и функций, возникающих на фоне патологий различного характера.
  • Изучение психической сферы взрослых и детей, которые меняются при психических, соматических и неврологических нарушениях.
  • Оценка значимости факторов воздействия в ходе проведения терапевтической деятельности, а также при диагностике и профилактике заболеваний.
  • Анализ поведенческой деятельности и применения профессиональных навыков медицинскими работниками во время лечения людей с патологиями.
  • Оценка и изучение характера взаимоотношений, возникающих между пациентом и медперсоналом, который ответственен за проведение диагностики и лечения больного.
  • Разработка специфических приемов и принципов, представляющих основы медицинской психологии и позволяющих проводить клинические исследования, применять коррекционные методы и психотерапевтическое воздействие, от которого зависит успешность лечения пациентов в клинике.

В рамках медицинской психологии детально изучаются основные разделы медицины, которые играют немаловажную роль в терапевтической деятельности, а именно:

  • Признаки и симптомы заболеваний, позволяющие судить о появлении отклонений.
  • Причины и природа появления патологий.
  • Терапия больных и уход за ними во время лечения.
  • Предупреждение и профилактика болезней.
  • Повышение стойкости организма человека к воздействию болезнетворных факторов.

В соответствии с этим можно выделить основные направления, которые являются предметом изучения медицинской психологии:

1. Психические особенности заболеваний в динамике.

2. Роль и состояние психического здоровья больного в появлении, протекании и профилактике нарушений, а также в ходе проводимых гигиенических мероприятий.

3. Значимость влияния заболевания на психологическое состояние пациента.

4. Ход развития нарушений психики.

5. Приемы, принципы и способы психологической экспериментальной деятельности в клинике.

В то же время не все психологические школы единогласно принимают цели, предмет и задачи медицинской психологии. Так, например, одни полагают, что она должна более детально раскрывать тему психических расстройств на фоне конкретных заболеваний.

По мнению других, основной задачей медицинских психологов должно быть рассмотрение особенностей психологического состояния больных для применения в отношении них соответствующих приемов коррекции. Есть и такие, кто считает задачей данной науки разработку специальных коррекционных программ под дезадаптивные терапевтические картины и дезадаптивные поведенческие приемы.

Какие вопросы решает научное исследование

На самом же деле медицинская психология (МП) подразделяется на две ветви, которые занимаются разными психологическими исследованиями и потому имеют различные задачи. Так, существуют общая и частная медицинская психология, которые отличаются направлениями осуществляемой научной деятельности.

При этом общая МП состоит из нескольких разделов, предметом изучения которых являются закономерности психологии пациента и врача, взаимоотношения между ними, особенности лечебного заведения и характер влияния заболевания на состояние больного. Помимо этого общая медицинская психология детально рассматривает вопросы деонтологии и гигиены в рамках проводимой терапевтической деятельности.

В то же время к задачам частной медицинской психологии относят изучение особенностей течения заболеваний и характера возникающих психических процессов, состояний пациента на разных этапах проведения терапии, индивидуальных аспектов психики в рамках конкретных отклонений. Также частной МП рассматриваются особенности психологического фона у людей с отклонениями в развитии и дефектами (слепых, немых, глухих), а также у страдающих от алкоголизма и наркомании пациентов.

Таким образом, можно смело сказать, что в целом предмет медицинской психологии выявляет и изучает объективные закономерности функционирования различных психологических явлений в зависимости от клинической картины заболевания и лечебного процесса. Особое внимание МП уделяет особенностям деятельности и поведения пациента в клинике, которые могут помочь выявить причину болезни и повысить успешность лечения для сохранения здоровья человека и улучшения сопротивляемости его организма провоцирующим факторам в дальнейшем.

Разработкой теоретических и практических приемов, коррекционных программ медицинской психологии изначально занимались зарубежные квалифицированные специалисты, благодаря которым данное научное ответвление стало развиваться как самостоятельная область. Широкое распространение данное понятие получило на Западе еще в начале XIX века, когда медицинские психологи стали более активно заниматься вопросами медицины, проблемами пациентов с психическими отклонениями и их взаимодействия с врачами.

Благодаря практической деятельности западных специалистов медицинская психология в России начала активно развиваться уже в начале XX столетия. В настоящее время регулярно издается научный журнал с одноименных названием, освещающий деятельность врачей в данной области. Также детально ознакомиться с хронологией и поэтапным развитием этого научного направления, предметом его изучения и задачами поможет учебное пособие «Основы общей и медицинской психологии», автором которого является Д.А. Шкуренко.

Изучая материалы по развитию данного научного направления, можно понять, что современная медицинская психология подразделяется на два направления, связанные с применением психологии в клиниках разной специализации. Так, например, одна из областей МП связана с использованием в лечебных заведениях коррекционных приемов для пациентов с неврологическими и психическими отклонениями.

И в данном случае наука рассматривает изменения состояния больного на фоне нарушений в структуре или функционировании головного мозга, возникших из-за приобретенных или врожденных патологий. Вторая же область МП имеет непосредственную связь с диагностикой и лечением болезней соматического характера, которые возникают по причине влияния психических факторов на происходящие в организме человека соматические процессы.

Какими методами руководствуются специалисты отрасли

Методы медицинской психологии, которые активно применяются в клинической практике на сегодняшний день в рамках данного научного направления, можно разделить на основные, к которым относятся экспериментальные исследования и наблюдение, и вспомогательные (получение дополнительных сведений в ходе опроса и тестирования пациентов, анализ полученных материалов и т.д.). Завершающей стадией исследований, в которых применяются методы МП, является написание экспертного заключения на основании полученных результатов.

К примеру, тестирование по системе Вине-Симона, ориентированное на разные возрастные категории. Эти тесты помогают определить степень умственного развития по количеству выполненных заданий в соответствии с фактическим возрастом человека. О свойствах позволяет судить средний показатель решенных задач в процентах. И если в результате исследования пациент демонстрирует недостаточный уровень интеллекта (менее 70%), это может указывать на наличие у него олигофрении.

Есть еще одна система тестов (Векслера), посредством которой можно проводить оценку интеллекта и индивидуальных особенностей/качеств взрослых пациентов и детей. Данная система состоит из 11 пунктов: 6 тестов для устного опроса и 5 тестов – это практическая деятельность (распознавание объектов, их сравнение, систематизация, складывание отдельных элементов и т.д.).

Это лишь часть методов, которые применяются в рамках медицинской психологии. Но стоит заметить, что все они являются лишь дополнением к общей клинической картине обследования и лечения больных, позволяя дать максимально точную оценку личностных психологических качеств испытуемых. Автор: Елена Суворова

Предметом изучения медицинской психологии являются патологические психические состояния и процессы, психологические факторы, влияющие на возникновение и протекание болезней, личность пациента в связи с его болезнью или здоровьем и социальной микросредой, личность медицинского работника и система отношений в медицинском учреждении, роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний.

Следовательно, основной задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях.

Общая медицинская психология изучает:
1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики); психологии медработника, психологии общения медработника и больного, психологический климат отношений.
2. Психосоматические и соматопсихологические взаимоотношения, т.е. психологические факторы, влияющие на болезнь, изменения психических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни.
3. Индивидуальные особенности человека (темперамент, характер, личность) и их изменения в процессе жизни и болезни.
4. Медицинскую деонтологию (врачебный долг, медицинская этика, медицинская тайна).
5. Психогигиену и психопрофилактику, т.е. роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.

Частная медицинская психология изучает:
1. Особенности психологии конкретных пациентов при определенных формах болезней.
2. Психологию пациентов при подготовке, проведении диагностических и хирургических вмешательств.
3. Медико-психологические аспекты трудовой, педагогической, военной и судебной экспертизы.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.

Лекция № 5.1.

Тема: Введение в медицинскую психологию.

План:

§ 1. Медицинская психология: предмет и задачи.

§ 2. Методы медицинской психологии.

§ 3. Понятие и критерии здоровья.

§ 4. Здоровый образ жизни и психическое здоровье.

§ 1. Медицинская психология: предмет и задачи.

Медицинская психология является специальной отраслью психологической науки, направленной на решение теоретических и практических задач, к. связаны с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также с решением вопросов о формах психокоррекционного влияния на процесс выздоровления, решение экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных.

Как правило, она включает в себя следующие разделы:

психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, возрастная мед психология, семейная мед психология, психология девиантного поведения , психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология имеет тесную связь с родственными дисциплинами, в первую очередь с психиатрией и патопсихологий.

Кроме того, мед психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами - общей психологией, социологией, этикой и др.

Современная мед психология имеет две основные области применения:

1 - связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, к. связана прижизненно приобретенной патологией и связана с врожденными аномалиями.

2 - связана с применением в клинике соматических заболеваний, ее основная проблема – влияние психических состояний и факторов на соматические процессы.

Больше развита первая область, что связано с возникновением научных дисциплин нейропсихология и экспериментальная патопсихология.

Медицинскую психологию принято делить на общую и частную .

Общая медицинская психология изучает:

Основные характеристики психологии больного человека и разграничения нормальной, временно измененной и болезненной психики;

Внутреннюю картину болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебно-диагностического процесса;

Психологию врачебной деятельности;

Психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);

Клиническую психологию в педиатрии ;

Проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями.

Предмет изучения мед психологии: многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности в системе взаимоотношений врач-медработник-пациент. (по определению и).

§ 2. Методы медицинской психологии.

Методы общей и мед психологии во многом пересекаются, и это естественно, поскольку методы, например, исследование памяти, внимания, мышления, темперамента применимы как в «здоровой» группе, так и для больных; более того, «здоровая группа» используется как эталон сравнения.

В тоже время некоторые предложенные методы учитывали потребности именно мед психологии. Они разрабатывались преимущественно в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. . Это ЛОБИ – «личностный опросник бехтеревского института», с помощью которого исследуются самочувствие пациентов, их отношение к болезни, лечению, медперсоналу, семье, будущему и многое другое. Это ПДО – «патохарактерологический диагностический опросник», с помощью которого определяются: тип личности подростка, акцентуации и аномалии.

Большое практическое значение имеет разделение методик на пригодные к использованию в сестринском процессе, т. е. медработниками среднего звена, и пригодные лишь для использования специалистами-психологами либо лицами, прошедшими соответствующую специализацию.

Для медработников среднего звена вполне доступны большинство методов исследования состояний отдельных психических функций, некоторых свойств личности (например, темперамента, самооценки, степени тревожности). Это методы с несложной, нетрудоемкой процедурой проведения, а главное с однозначной интерпретацией результатов и простой их обработкой. В то же время методы исследования свойств личности, типов акцентуаций и аномалий, интеллекта доступны лишь для специалиста-психолога. Их процедура трудоемка, неприменима в рутинной работе медсестры; обработка и интерпретация результатов сложна и неоднозначна.

Классификация методов психологических исследований.

подразделяет методы, применимые в мед психологии, на три группы.

1. клиническое интервьюирование.

2. эксперементально-психологические методы исследования.

3. методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.

Клиническое интервьюирование. В некоторых учебниках в монографиях «клиническое интервьюирование» раньше именовалось методом «беседы». Кроме того, иногда отдельно выделялся метод «наблюдения», который, впрочем, неотделим от беседы.

Существенно, что интервьюированием обозначается и первая стадия сестринского процесса. И при проведении сестринского процесса интервьюирование включает определение отношения пациента к болезни, медицинскому и семейному окружению и многое другое совпадающее с целями клинико-психологического интервьюирования.

Целями клинического интервьюирования в мед психологии является выявление жалоб пациента, отношение пациента к болезни, «внутренней картины болезни», помощь пациенту в формулировании собственных проблем и осознании скрытых мотивов его поведения, психотерапевтическая помощь пациенту.

Условиями успешного клинического интервьюирования являются достижения максимальной доверительности и применение адекватных невербальных методов общения : правильная социальная дистанция между собой и пациентом – около 1,5 м; мягкий тембр голоса и жесты, избегание вопросов «в лоб», правильная последовательность вопросов, частые одобрения пациента при детальных ответах на вопросы и успешности проведения беседы.

Если клиническое интервьюирование и экспериментальное исследование проводятся в один день, желательно разделить беседу на два этапа: до и после эксперимента.

При предварительной беседе следует составить впечатление о самооценке пациента, его отношении к интервью, эксперименту и лицу, их производящему. После эксперимента пациента следует еще раз одобрить и выяснить у него, получил ли он и в какой степени помощь в результате беседы. Естественно, во время интервью необходимо наблюдать за мимикой, интонациями голоса пациента, его реакциями при удачных и неудачных ответах. Следует максимально возможно воздержаться от замечаний.

Классификация экспериментально-психологических методов. Представляется возможность привести два рода классификаций.

По форме:

1. тестовые задания

2. вопросники

3. проективные методики.

По назначению:

1. простые методы исследования состояния отдельных психических функций.

2. психометрические шкалы исследования интеллекта

3. методы исследования индивидуальных различий

4. методы исследования основных личностных свойств.

Тесты представляют специальные наборы и материалы, с которыми работает испытуемый. Процедура теста должна быть максимально огорожена от случайных влияний. Результаты их применения должны быть четко обозначены: норма, пограничные результаты, патология.

Вопросники : в них может содержаться от полутора десятков до двух сотен вопросов, в зависимости от их назначения. Вопросники делятся на открытые и закрытые. В вопросниках открытого типа ответы могут даваться в свободной форме; в вопросниках закрытого типа предусмотрены ответы типа «да-нет» либо выбор одной из градаций ответа: обычно в цифрах от 1 до 4.

Проективные методики: при их проведении испытуемому предлагается неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить, развить или интерпретировать.

Классификация экспериментально-психологических методов по их назначению.

1. методы исследования состояния отдельных психических функций – внимания, памяти, мышления, эмоций и др. В этих случаях используются тестовые задания; большинство из них пригодно для использования в сестринском процессе.

2. психометрические методы исследования интеллекта. Все предлагаемые для этого метода сложны и трудоемки в рутинной работе медработников среднего звена не пригодны. Предлагается выполнение ряда субтестов; некоторые представлены вопросниками, обычно открытого типа; некоторые представляют стандартизированные тестовые задания. Достаточно сложна и процедура обработки результатов. Таким образом, эти методы предназначены для использования только специалистом-психологом.

3. методы для исследования индивидуальных различий. Имеются в виду методы исследования темперамента, уровня самооценки, уровня притязаний, степени тревожности, наконец – типов личности, в том числе акцентуаций и аномалий. Как правило, для этого используются вопросники, более или менее объемные. Некоторые из них доступны к использованию в сестринском процессе. Некоторые трудоемкие методы предназначаются только для работы со специальной психологической подготовкой.

4. проективные методы исследования личности. При их использовании дается обобщенная оценка ряда личностных свойств, внутриличностных конфликтов, идентификация испытуемого с его «героем», степень давления среды и способы защиты. Определяется и степень фрустрации , и направленности реакции на фрустрационную ситуацию («экстрапунктивная» - направленная на окружение, «интрапунктивная» - на самого себя, «импунктивная» - признание ситуации малозначащей). Проективные методы сложны, и скорее не трудоемкостью, а сложностью и неоднозначностью интерпретации результатов. Их проведение доступно лишь психологу с определенным опытом и высокой квалификацией.

Методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия. Для этого предлагается использовать специальные шкалы, разработанные (1985).

Исследуются следующие показатели:

1. степень симптоматического улучшения;

2. степень осознания психологических механизмов болезни;

3. степень изменения нарушенных отношений личности;

4. степень улучшения социального функционирования.

Работа должна проводиться опытным специалистом-психологом.

Как правило, для контроля эффективности проводимой терапии может использоваться большая группа тестов, например методы исследования памяти либо шкалы для исследования тревожности.

§ 3. Понятие и критерии здоровья.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. В частности, 2 из них.

Здоровье – это динамика гомеостатических (постоянство состава и устойчивость основных функций организма) и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам.

Профессионалы-специалисты ВОЗ считают, что здоровье не является абсолютным понятием. В 1947 году определила здоровье” как состояние полного физического, психологического и социального благополучия”, а не просто отсутствия заболевания или неполноценности.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Однако мера и степень такого благополучия у каждого человека своя.

Исходя из различных подходов к определению здоровья оно может быть рассмотрено как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального.

Медиками, прежде всего, к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т. д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы , как результат действия биологических и социальных факторов.

В качестве факторов риска здоровья рассматриваются: вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, дистрессы) и генетические факторы).

Так, например, выявлено, что длительный дистресс подавляет иммунитет, делая их более уязвимыми к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на

стенках коронарных артерий.

Исследователи выделяют несколько групп факторов здоровья , определяющих соответственно его воспроизводство , формирование , функционирование, потребление и восстановление , а также характеризующих здоровье как процесс и как состояние.

Так, к факторам (показателям) воспроизводства здоровья относятся: состояние генофонда, состояние репродуктивной функции родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов , охраняющих генофонд и беременных и т. д.

К факторам формирования здоровья причисляется образ жизни, к которому относит уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений; вредные привычки и т. д., а также состояние окружающей среды.

В качестве факторов потребления здоровья рассматривается культуру и характер производства, социальную активность индивида, состояние нравственной среды и т. д.

Восстановлению здоровья служат рекреация, лечение, реабилитация.

В условиях современной научно-технической революции большое количество причин приводят к определенной дезорганизации природных основ эффективной жизни личности, кризису эмоциональности, основными проявлениями чего являются эмоциональная дисгармония, отчужденность и незрелость чувств, ведущие к ухудшению здоровья и заболеваниям. Большое значения для здоровья имеет установка человека на долгую здоровую жизнь.

За рубежом и в нашей стране в последние годы формируется новое направление-психология здоровья, которое представляет собой синтез психологии и валеологии.

Психология здоровья – это новое научное направление, переживающее период развития и становления, раскрывающее новые способы самосовершенствования и самопознания. Целью психологии здоровья человека являются: поддержание и укрепление естественного здоровья, открытие новых возможностей организма с опорой на духовные основы и психологический фактор.

Актуальность развития психологии здоровья обуславливается всё возрастающими нагрузками на нервную систему человека связанные с информационным прессингом и понижающей поддержки общества. Так же сказывается негатив в межчеловеческих взаимоотношениях (разобщённость общества, религиозная и национальная рознь) - всё это вызывает эмоциональное напряжение, которое и приводит к возникновению ряда болезней.

§ 4. Здоровый образ жизни и психическое здоровье.

Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % – от окружающей среды и лишь на 8 % – от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % – экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % – деятельностью системы здравоохранения.

Охрана своего здоровья обязанность каждого человека, которая не по силам другим. Вредные привычки, избыточное или недостаточное питание, проживание во вредных экологических условиях приводят организм в плачевное состояние уже к тридцати годам.

Первостепенная потребность человека, определяющая его способность к труду и созиданию это гармоническое развитие психики и личности в целом. Это является предпосылкой к самопознанию, самоутверждению и счастью.

Здоровый образ жизни – это сложившаяся у человека рациональная организация бытовой, производственной и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющая реализовать свой скрытый потенциал.

В современной науке принято выделить ряд составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье.

На биологическом (физиологическом) уровне здоровье предполагает равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма. К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.

На психическом уровне предполагает гармонию и равновесие личности, её устойчивости, уравновешенности, способности противостоять влияниям, которые нарушают её целостность. На психическое здоровье воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга, способности к мышлению и волевых качеств человека.

На социальном уровне на первый план выступает влияние социума на здоровье человека. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека.

Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива , неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

Говоря о здоровье можно выделить три различных его вида, которые непосредственно связаны между собой: психическое, физическое и социальное.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга способности к мышлению и волевых качеств человека.

Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма.

Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива, неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

Рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи.

Психическое здоровье это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условием окружающей действительности регуляцию поведении, деятельности.

Вопросы, касающиеся границ между психологической нормой и патологией, здоровьем и болезнью, до настоящего времени изучены далеко не полностью. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием четких признаков, позволяющих различить отдельные психические проявления индивидуальной нормы и болезни, а с другой – динамикой психических нарушений.

были предположены следующие критерии психического здоровья:

1) причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;

2) соответствующая возрасту человека зрелость чувств

3) максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношение человека к ней

4) соответствие реакций силы и частоты внешних раздражителей

5) критический подход к обстоятельствам жизни

6) способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах

8) чувство ответственности за потомство и близких членов семьи

9) постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах

10) способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств

11) самоутверждение в обществе (коллективе) без ущерба для остальных его членов

12) способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

Необходимо отметить, что содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями. В нем также всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

Условия, необходимые для поддержания психического здоровья:

Наличие чувства защищенности

Наличие смысла жизни

Уважение и самоуважение

Соответствие психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости

Необходимость и возможность устранения эмоциональной напряженности.

Для поддержания психического здоровья необходимо стремиться к здоровому образу жизни , пропаганда его основ является обязанностью медицинского работника в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ.

Здоровый образ жизни – это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах , направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

Сознательную организацию условий труда

Чередование труда и отдыха

Рациональное сбалансированное питание, здоровый сон

Достаточную двигательную активность

Регулярную сексуальную жизнь

Наличие увлечений

Отказ от вредных привычек

Соблюдение правил личной гигиены

Бережное отношение к окружающей среде

Создание гармоничных условий в семье

Нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением

Активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой

Избегание чрезмерного напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий

Создание комфортных условий труда и отдыха

Исходя из этого, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни это - соответствие моральным нормам, активная жизнедеятельность и труд, защита своего психического и физического здоровья.

Обоснованием психологии здоровья является, понимание психического здоровья не негативным образом, а позитивным – как возможность к постоянному развитию и развитию личности. Психология здоровья рассматривается не как медицинское отношение, то есть отсутствие недостатков, а наличие некоторых преимуществ и возможностей.

Позитивные концепции к росту и развитию, предусматривают развитие человека и контроля своих действий, адекватной реакцией на любую ситуацию. Основа адекватного поведения это способность отличать реальные цели от желаемых и идеальных.

Основой зрелости личности выступает духовная ориентация, очищенная и самонаблюдением и самоконтролем своего душевного «я». Зрелость личности исходит из дисциплины ума, поступков и эмоций. Такая личность способна приводить в полное равновесие свои чувства, мысли и действия. Рассматривая личность как идеал человека, выделяются такие его характеристики, как ответственность и свобода, гармоничность и целостность, актуализация и реализация всех возможностей, согласованность личности с внутренним миром человека. Очень важным является стремление человека к естественности выражения самого себя.

Болезнь появляется при соотношении себя, с какой либо ролью и не пытаться ей быть, а создавать лишь видимость. Принимая во внимания все теории по личности человека, психология здоровья выходит за рамки любой из них. Психология здоровья в качестве научно-практического направления призвана расширять возможности восприятия и адаптацию поведения человека в жизненной среде. Расширение сознания приводит к пониманию человеком его особых способностей, которые могут возбудить желание жить полно, насколько позволяет ему не до конца осознанный и скрытый потенциал. Совершенствование человека процесс, не имеющий аналога или портрета идеальной личности. Потребность в развитие личности и её особой индивидуальности не знает границ и не имеет пределов. Психология здоровья ориентируется на идеальную жизнь в настоящем. Методы психологического воздействия делятся в зависимости от уровня развития сознания и общих потребностей того или иного человека. Уровни сознания можно рассматривать от практического идеала до нижайшей ступени, Эго. Эго возникает при искажении собственной личности, вследствие чего свой собственный образ истолковывается неверно.

Многие невольно путают состояние здоровьё и плохое самочувствие в определённый момент времени. Это не одно и то же плохое самочувствие может быть вызвано не только последствиями болезней, но и неудовлетворённостью состоянием души и психики. Очень многие расстройства связаны не с болезнью, а с душевным расстройством и различного типа беспокойствами. Чувства и переживания, которые ослабляют или усиливают ваше здоровье, связаны в основном с тем, во что верит человек и как относится к жизни, в общем. Чаще всего на чувства и настроения влияют субъективные факторы и отдельные вещи, окружающие в повседневной жизни. Как правило, колебание настроения связаны с очень низким уровнем психического осознания жизни и, в общем, здоровья. Причины того или иного настроение часто осознаются, и всё же воспринимается как беспричинное, хотя у каждого настроения есть своя причина пусть и незаметная с первого взгляда.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Медицинская психология как наука и области ее применения в клинической практике.

2. Проблемы общей и частной медицинской психологии.

3. Методы, используемые в медицинской психологии.

4. Значение знаний медицинской психологии для деятельности медицинского работника.

5. Понятие здоровья, его составляющие.

6. Здоровый образ жизни и его связь со здоровьем.

7. Пути поддержания здорового образа жизни.

Основные источники:

1. Петрова для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / . – М.: Издательский центр «Академия», 20с.

Дополнительные источники:

Жарова ответственность в профессиональной деятельности медицинских работников.// ГлавВрач. – 2011, №1.- URL: http://glavvrach. panor. ru. Дата обращения: 30.05.2012. Жарова, ответственность и правовые нормы в профессиональной деятельности медицинских работников.// RELGA – научно-культурологический журнал широкого профиля. – 2010, №7 (205). - URL: http://www. relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main? textid=2621&level1=main&level2=articles. Дата обращения: 30.05.2012. Лавриненко и этика делового общения. – URL: http://www. syntone. ru/library/books/content/2367.html. Дата обращения: 16.02.2011.

4. Полянцева для средних медицинских учреждений . Учебное пособие - 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование ». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

5. Профессиональные проблемы медицинского работника.– URL: http://chereshneva. ucoz. ru/publ/professionalnye_problemy_medicinskogo_rabotnika/1-1-0-3. Дата обращения: 30.02.2012.

6. Пси-фактор. Библиотека по практической психологии: портал. – URL: http://psyfactor. org/lybr. htm. Дата обращения: 16.02.2011

7. Психология ОНЛАЙН. Библиотека психолога: портал. – URL: http://www. psychological. ru/default. aspx? p=26. Дата обращения: 16.02.2011

8. Руденко. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

9. , Самыгин для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

10. Элитариум: Центр дистанционного образования: портал. – URL: http://www. elitarium. ru.

11. Этика и деонтология среднего медицинского работника.- URL: http://www. meddr. ru/etika_i_deontologiya_srednego_medicinskogo_r//9000.html. Дата обращения: 16.02.2011

Задания в тестовой форме.

Методом медико-психологического исследования является

а) осмотр;

б) беседа;

в) пальпация;

г) перкуссия.

Родоначальником медицинской психологии является

а) З.Фрейд;

б) Э.Кречмер;

в) С.С.Корсаков;

г) Р.А.Лурия.

Первая экспериментально - психологическая лаборатория была создана

а) И.П.Павловым;

б) В.Вундтом;

в) И.М.Сеченовым;

г) Д.Локком.

Предмет медицинской психологии изучает

а) психологические воздействия, оказывающие травмирующее и

исцеляющее влияние на человека;

б) психологический аспект различных форм общественной жизни;

в) правосознание руководителей и рядовых граждан;

г) психологические основы деятельности человека.

Медицинская психология изучает

а) личность больного, медработника, их взаимоотношения;

б) психологию онкологического больного;

в) познавательную и практическую деятельность;

г) психологическую саморегуляцию.

Разделы медицинской психологии включают

а) психопрофилактику и психогигиену;

б) возрастную психологию;

в) сравнительную психологию;

г) психологию аномального развития (специальную психологию).

7. Медицинская психология изучает

а) психологические аспекты целебных воздействий;

б) психические факторы происхождения и течения болезней;

в) психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики,

лечения, экспертизы и реабилитации больных;

г) закономерности психических процессов, раскрытие

психических свойств личности, психических состояний человека

8. Социопсихосоматика изучает

а) ухудшение демографического показателя здоровья населения;

б) возникновение соматических заболеваний в обществе;

в) влияние психологических факторов на возникновение ряда

соматических заболеваний в обществе;

г) патологические процессы в организме.

9. Составляющая здоровья:

а) телесная;

б) саногенная;

в) патогенная;

г) физическая.

10. К психосоматическим болезням относится:

а) перитонит

б) плеврит

в) бронхиальная астма

г) глаукома

11. Психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями, – это:

а) психогении;

б) инсульт;

в) нарушение сердечного ритма;

г) соматогении.

12. При хронических соматических заболеваниях изменение характера

а) происходит;

б) возможно;

в) невозможно;

г) не претерпевает резких изменений.

13. Больной отличается от здорового человека тем, что:

а) у него плохое настроение;

б) у него неадекватная реакция на происходящее;

в) у него наряду с изменениями функционирования

внутренних органов качественно меняется психическое

состояние;

г) изменяется внешний вид.

14. Заболевание, которое ассоциируется у пожилых людей со смертельным исходом, - это:

а) инфаркт;

в) аллергия;

г) невроз.

15. Психологические заболевания формируются, как правило, вследствие:

а) острых психических травм;

б) хронических психических травм;

в) внутриличностного конфликта;

г) межличностного конфликта.

16. Соматонозогнозия – это:

а) невротическая реакция на болезнь;

б) осознание собственной болезни;

в) неосознание наличие болезни;

г) невроз у соматического больного.

17. Профессиональная деформация медицинской сестры проявляется в виде:

а) равнодушия;

б) любезности;

в) доброты;

г) аккуратности.

18. Сестра – рутинер - это:

а) автоматическое, скрупулезное выполнение своих обязанностей;

б) забота о пациенте – жизненное ее призвание;

в) ипохондричное, эмоциональное, неустойчивое, вспыльчивое

проявление характера;

г) фанатичность и преданность своей узкой деятельности.

19. Функциональные обязанности медсестры проявляются в виде:

а) обучения пациентов и сестринского персонала;

б) осуществления сестринского ухода;

в) деятельности, направленной на практически полезный

результат;

г) развития исследовательской деятельности.

20. Черты личности медицинской сестры - это

а) смелость;

б) отвага;

в) героизм;

г) сострадательность

21. Действия, противоречащие этике медицинских работников:

а) вежливость;

б) характер;

в) интриги;

г) общение.

22. На качество работы медицинского работника благоприятно влияет:

а) психологический климат;

б) социальный климат;

в) политический климат;

г) моральный климат.

23. Общение сестра – больной - это:

а) бригада;

в) давление;

г) монолог.

24. Бригадный метод общения:

а) сестра – больной;

б) сестра – больной – родственники больного;

в) врач - сестра – больной;

г) врач – сестра.

25. Этап взаимоотношений сестра – больной называется:

а) начальным;

б) премедицинским;

в) стационарным;

г) диспансерным.

26. Тип среднего медицинского персонала по Харди:

а) сестра – хозяйка;

б) старшая сестра;

в) сестра – рутинер;

г) главная сестра.

27. Действие медицинской сестры, если больные в палате курят, употребляют спиртные напитки:

а) пресечь нарушение дисциплины;

б) сделать инъекцию;

в) взять кровь на биологическое исследование;

г) не обращать внимание.

28. Может ли медицинская сестра вносить изменения в назначения врача?

в) только с разрешения врача;

г) по желанию больного.

29. Медицинская сестра с плохо слышащим больным должна воспользоваться:

а) письменной речью;

б) специальными терминами;

в) устной речью;

г) мимикой;

30. Действие медицинской сестры при пассивном отношении

больных к лечению:

а) поговорить с больным;

б) сделать ему инъекцию;

в) вызвать врача;

г) не обращать внимания.

31. Качества медицинской сестры, способствующие созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении:

а) строгость;

б) грубость;

в) приветливость, выдержанность;

г) доверчивость.

32. Внутренняя картина болезни - это:

а) совокупность клинических данных, полученных при

обследовании пациента;

б) показатели осмотра, лабораторных исследований;

в) определенная динамика развития болезни;

г) осознание, целостное представление пациента о своем

заболевании.

33. Сенситивный уровень ВКБ включает:

а) комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных

болезнью;

б) переживания пациентом своего заболевания;

в) представления пациента о своей болезни;

г) неадекватное отношение пациента к своей болезни;

34. При утилитарном отношении к болезни пациент

а) проявляет чрезмерное внимание к своему заболеванию;

б) фиксирован на болезненных ощущениях;

в) стремится извлечь какие-то материальные или моральные

г) не верит в благоприятный исход заболевания

35. Пациент прислушивается к любому отклонению от привычного состояния при:

а) пренебрежительном отношении к своей болезни;

б) отрицательном отношении к своей болезни;

в) ипохондрическом отношении к своей болезни;

г) утилитарном отношении к своей болезни.

36. Истерическая реакция на болезнь – это:

а) резкая смена настроения, демонстративность, утрированность

б) при малейшем недомогании, больные думают об опасности для

здоровья;

в) отрицание болезни;

г) тоска, грусть, суицидальные настроения.

37. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в болезнь» относится к:

а) ипохондрическому типу;

б) эргопатическому типу;

в) эгоцентрическому типу;

г) истерическому типу.

38. При каком типе психического реагирования на заболевание особое значение придается реакции на социальную значимость диагнозу?

а) тревожном;

б) апатическом;

в) эгоцентрическом;

г) сенситивном.

39. Какой тип психического реагирования, как правило, возникает у пациента в ответ на диагностику злокачественного новообразования:

а) ипохондрический;

б) анозогнозический;

в) неврастенический;

г) апатический.

40. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в работу» относится к:

а) эргопатическому типу;

б) истерическому типу.

в) истероидному типу;

г) ипохондрическому типу.

41. Психологически немотивированная злоба, раздражительность, гневливость входят в структуру:

а) предменструальной психопатии;

б) предменструальной дисфории;

в) предменструальной астении;

г) предменструальной депрессии.

42. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:

а) предоперационная тревога;

б) предоперационный стресс;

в) предоперационная истерия;

г) предоперационная депрессия.

43. Отношение больного к болезни:

а) диссимуляция;

б) неприязнь;

в) неврастении;

г) рефлекс.

44. Преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб называется:

а) диссимуляцией;

б) аггравацией;

в) гипохондрией;

д) гиперстезией.

45. Притворство в болезни - это:

а) аггравация;

б) симуляция;

в) диссимуляция;

г) стимуляция.

46. Скрывание болезни и ее признаков:

а) аггравация;

б) симуляция;

в) диссимуляция;

г) рефлексия.

47. Типы реакция на болезнь:

а) астенический;

б) генетический;

в) наблюдательный;

г) инструментальный.

48. Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов:

а) соматогении;

б) психогении;

в) неврастении;

г) неврозы.

49. Эмпатия – это:

а) обязательная активная помощь;

б) идентификация себя с другими;

в) переживание по поводу чувств другого человека;

г) способность чувствовать эмоциональное состояние другого

человека.

50. Патопсихология изучает:

а) распад психической деятельности и свойств личности при

болезнях;

б) соотношение психических явлений с физиологическими

мозговыми структурами;

в) средства психического воздействия на лечение больных;

г) систему мероприятий для обеспечения психического здоровья

51. Реакция меланхолика на болезнь проявляется:

а) несогласием с той или иной процедурой;

б) бессонницей, подавленностью и отрешенностью;

в) нежеланием обсуждать вопросы своей болезни;

г) медлительностью во всем.

52. Неврозы - это:

а) собственно психические заболевания;

б) «пограничные» состояния;

в) болезненные изменения характера;

г) глубокое расстройство психики.

53. Причиной заболевания нервной системы, непсихогенной природы является:

а) срыв внешней нервной системы;

б) интоксикация;

в) травма;

г) нарушение обмена веществ.

54. Для неврастении (астенического невроза) характерно:

а) игра в переживания;

б) повышенная внушаемость;

в) сомнения и фобии;

г) утомляемость и слабость.

55. Психастения – это:

а) невроз навязчивых состояний;

б) истерия;

в) ипохондрия;

г) диссоциация.

56. Нарушение контакта с действительностью - это:

а) деперсонализация;

б) диссоциация;

в) аутизм;

г) шизотимия.

57. Расстройство настроения - это:

а) дисфория;

б) депрессия;

в) деменция.

г) делирий.

58. Синдром, возникающий после отмены сильнодействующих препаратов, называется:

а) делирием;

б) абстиненцией;

в) дисфорией;

г) деменцией.

59. Однообразные, повторяющиеся действия и слова, наблюдаемые у больных, – это:

а) апраксия;

б) эколапсия;

в) стереотипизация;

г) типизация.

60. Приспособление функций организма, органов и клеток к условиям среды называется:

а) адаптацией;

б) устойчивостью;

в) лабильностью;

г) инертностью.

61. Стресс, вызывающий горе и страдание, - это:

а) стрессор;

б) дистресс;

в) дисфория;

г) аффект.

62. Психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, иногда и страхом, - это:

а) безусловное торможение;

б) состояние аффекта;

в) психическая напряженность;

г) сублимация.

63. Наиболее распространенные проявления всех психических болезней, - это:

а) депрессивные состояния;

б) делирий;

в) алкогольное опьянение;

г) шизофрения.

64. Кататоническое и гебефреническое возбуждение бывает у людей больных:

а) идиотией;

б) шизофренией;

в) эпилепсией;

г) инфарктом.

65. Психопатическое возбуждение развивается после:

а) конфликтных ситуаций;

в) депрессии;

г) нарушение сна.

66. Эгогения – это:

а) взаимное влияние пациентов друг на друга;

б) самовнушение пациента;

в) влияние медперсонала на пациента;

г) непонимание в семье.

67. Соррогении являются следствием:

а) дефектов общения пациентов друг с другом;

б) неосторожных слов и действий медицинской сестры;

в) неправильного поведения родственников;

г) чтения специальной медицинской литературы.

68. Ятропатия – это:

а) ошибочный диагноз;

б) лечение, основанное на неправильном диагнозе;

в) формы отрицательного воспитательного влияния;

г) страх перед предстоящим лечением.

69. Паралингвистика изучает:

б) расположение собеседника в пространстве;

в) телесный контакт;

г) мимику, моторику тела.

70. Психопрофилактика – это:

а) система специальных мероприятий, направленных на

сохранение и укрепление психического здоровья человека;

б) психическое воздействие на расстройства организма;

в) комплексное лечебное воздействие на организм;

г) мероприятия, направленные на предупреждение психических

заболеваний.

71. профилактика – это:

а) генетическая профилактика;

б) ранняя диагностика;

в) применение методов коррекции;

г) предупреждение возникновения инвалидности.

72. Психическая декомпенсация – это:

а) чувство обманутых надежд;

б) определенное представление о заболевании;

в) адаптация;

г) капитуляция

73. Состояние, имевшее место до начала болезни называется:

а) преморбидным состоянием;

б) анозогнозией;

в) эгоцентризмом;

г) эргопатией.

74. Наука, направленная на предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний называется:

а) психотерапией;

б) психопрофилактикой;

в) психогигиеной;

г) психологией.

75. Приспособление больного к условиям среды - это:

а) реабилитация;

б) реадаптация;

в) собственно ресоциализация;

г) компенсация.

76. Обмен действиями во время общения – это:

а) коммуникация;

б) перцепция;

в) интеракция;

г) деградация.

77. Диагностические и лечебные методы, основанные на использовании медицинских инструментов – это:

а) суггестивные методы;

б) психоаналитические методы;

в) поведенческие методы;

г) инвазивные методы.

78. Процесс лечебного воздействия врача на психику больного - это:

а) психогигиена;

б) психотерапия;

в) психопрофилактика;

г) депрессия.

79. Методы психотерапии - это:

а) внушение;

б) аутогенная тренировка;

в) все выше перечисленное;

г) самовнушение.

80. Психологическое воздействие одного человека на другого - это:

а) самовнушение;

б) внушение;

в) аутогенная тренировка;

г) беседа.

81. Состояние покоя и расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снижения напряжения, называется:

а) релаксацией;

б) гипнозом;

в) ремиссией;

г) стимуляцией.

82. Метод психотерапии, при котором пациенты выступают попеременно в качестве партнеров или актеров, называется:

а) Т-группой;

б) психодрамой;

в) психосинтезем;

г) трансактным анализом.

83. Техника психотерапии, при которой формируется приемлемое для личности объяснение его поведения, называется:

а) рациональной терапией;

б) логотерапией;

в) психоанализом;

г) гипнозом.

84. Степень восприимчивости и готовности подчиниться воздействию – это:

а) внушаемость;

б) сознание;

в) безволие;

г) аутентичность.

85. Способность некритически воспринимать получаемую информацию является

а) гипнабельностью;

б) внушаемостью;

в) отрешенностью;

г) катарсисом.

86. При летаргической стадии гипноза возникает

а) восковая гибкость;

б) ступор;

в) сонливость;

г) снохождения.

87. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны

существования человека и приводящие к глубоким

психологическим переживаниям, называется:

а) стрессом;

б) психотравмой;

в) дистрессом;

г) эустрессом.

88. Во время стадий «депрессий» человек испытывает:

а) слабость;

б) утомление;

в) беспомощность;

89. Кто сообщает диагноз пациенту?

а) медицинская сестра;

б) родственник;

г) зав. отделением.

90. При сообщении больному его диагноза, у него может возникнуть такое эмоциональное состояние, как:

б) отчаяние;

г) все выше перечисленное.

91. Эмоциональные стадии, через которые проходит умирающий больной - это:

а) отрицание;

б) депрессия;

г) все выше перечисленное.

92. На восприятие диагноза и прогноза влияет:

а) возраст;

б) религиозность человека;

в) воспитание;

г) все выше перечисленное.

93. Для того, чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо:

а) молчать;

б) уметь общаться;

в) не отвечать на его вопросы;

г) внушать надежды.

94. Страх смерти является проблемой?

а) психологической;

б) социальной;

в) духовной;

г) физической.

95. Путь осуществления медицинского ухода называется:

а) профессиональным;

б) медицинским;

в) государственным;

г) индивидуально-страховым.

96. Для клинической смерти характерно:

а) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

редкое, аритмичное;

б) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

отсутствует, зрачок широкий;

в) сознание ясное, пульс нитевидный, АД снижается, пульс

нитевидный;

г) сознание отсутствует, пульс нитевидный, АД снижается,

дыхание четкое.

97. После подтверждения врачом биологической смерти пациента, медицинская сестра должна заполнить:

а) лист врачебных назначений;

б) титульный лист истории болезни;

в) температурный лист;

г) сопроводительный лист.

98. Необратимым этапом умирания организма является:

а) биологическая смерть;

б) клиническая смерть;

в) агония;

г) преагония.

99. Как называется учреждение, обеспечивающее уход за умирающим?

а) больница;

б) профилакторий;

в) хоспис;

г) санаторий.

100. Добровольное безболезненное лишение жизни пациента,

страдающего неизлечимым недугом, называется:

а) эвтаназией;

б) эмпатией;

в) эйдетизмом;

г) евгеникой.

101. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства:

а) высшей нервной деятельности;

б) темперамента;

в) характера;

г) личности.

102. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения, за исключением:

а) криминального;

б) делинквидного;

в) аддиктивного;

г) психопатологического.

103. Психологическая совместимость супругов - это:

а) соответствие характеров, личностных особенностей;

б) согласованность ролевых представлений о функциях супругов в

в) понимание различий мужской и женской сексуальности;

г) совпадение средств и способов достижения жизненной цели.

104. Принципы семейной психотерапии включают:

а) семейную динамику;

б) самовнушение;

в) развод;

г) перспективы роста.

105. Конфликты в семье – это результат:

б) ревности;

в) головной боли;

г) зависти.

106. Важная составляющая «семейной тревоги» – это:

а) чувство беспомощности;

б) кроткий нрав;

в) эгоизм;

г) перспектива роста.

107. Семейно-обусловленные психотравмирующие переживания способствуют:

а) крепкой семье;

б) нарушению жизнедеятельности семьи;

в) пониманию различий мужской и женской сексуальности;


Похожая информация.


Медицинская психология

(от лат. medicus - врачебный, лечебный) - отрасль психологии , изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека , обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является , включающая патопсихологию , нейропсихологию и соматопсихологию . Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: , , , .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Медицинская психология Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Виды.

Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. medical psychology ) - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. ).

Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А . Р .) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б . В .). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем - мозговой организации высших психических функций , соотношения развития и распада психической деятельности и др. - позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. - важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. . (Ю. Ф. Поляков.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "медицинская психология" в других словарях:

    Медицинская Психология - раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения… … Психологический словарь

    Медицинская психология - Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология обширный раздел прикладной психологии (на стыке с… … Википедия

    Медицинская психология - раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья. Первая попытка обоснования М. п. принадлежит немецкому психологу и философу 19 века Р. Г. Лотце. Наиболее… … Большая советская энциклопедия

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях … Словарь терминов по психологическому консультированию

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Выбор редакции
1. Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный...

Такой морепродукт, как кальмары, известен всем уже давно. Блюда из него полюбились многим. Очень вкусные, например, из кальмара...

Настоящие, которые действительно находятся в другом организме, выводятся с его фекалиями, где их можно найти (личинки домашней мухи);...

В нашей сегодняшней публикации мы поговорим о крылатых выражениях, афоризмах, пословицах и поговорках, как о наследии, если не сказать...
Доминантность – многозначное понятие, которое прежде всего обозначает способность занимать главенствующее положение. Это понятие есть и в...
В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного...
Или других важных документов. Список знаков препинания в английском Punctuation mark (знак препинания) Translation (перевод) the...
Одна из самых простых и понятных зарплатных систем - тарифная. Она предполагает фиксированную оплату работнику за время проведенное на...
«СОГЛАСОВАНО» Председатель профкома ____________ П.П.Борцов «УТВЕРЖДАЮ» Генеральный директор ОАО «Компания» ОАО «Компания» Д.Д....