Преподобный серафим саровский, чудотворец (†1833). Кто такой серафим саровский и в чем помогают его мощи


Часто называют последним, четвертым уделом Матери Божией, и согласно летописям, создавались все святыни его с повеления Самой Царицы Небесной, проводником воли которой сначала была матушка Александра, а после ее кончины - Серафим Саровский . Именно Серафиму Саровскому обязан удел Канавкой, ведь согласно легенде первый ее аршин прокопал преподобный, всего лишь за одну ночь.

Но не оставил священнослужитель землю дивеевскую и после смерти - мощи Серафима Саровского в Дивеево и поныне привлекают паломников со всей Руси и других православных верующих, поскольку даруют они и чудесное исцеление, и душевное просветление, и позволяют ощутить всю радость бытия по воле божией. Мощи преподобного «путешествовали» по многим храмам и монастырям, но возвращены они в Дивеевскую обитель лишь в 1991 году, что отмечалось крестным ходом, а в богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший самолично первый молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору.

И с тех пор мощи святого не покидали стен обители, и по-прежнему проводник воли Царицы Небесной утешает и помогает страждущим.

В 2003 году православная Русь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного старца в лике святых православия. Преподобный Серафим, за деяния свои вознесенный, при жизни прославлял Бога, Церковь русскую и излечивал самую суть души человеческой. Но мощи Серафима Саровского в Дивеево делают то же самое! Они даруют исцеление больным, утешают скорбящих, вразумляют неразумных и наставляют их на Путь истинный. Преподобный Серафим и после смерти способен открыть сердца приходящих людей, даровать им способность воспринимать Любовь Божию, приводит к вере и глубокому почитанию заповедей, приводит людей в Храм, откуда уже окрыленный святым участием Старца человек не уйдет никогда.

Существует поверье, что перед своей смертью преподобный Старец Серафим передал в руки послушниц обители свечу, наказав, чтобы с этой свечой его и встретили с ней, будь он вернется. Свеча передавалась из поколения в поколение послушницами обители, и лишь 160 лет спустя последняя и единственная, оставшаяся в живых к возвращению мощей и открытию монастыря схимонахиня Маргарита передала ее протодиакону для встречи мощей старца. Мощи Серафима Саровского в Дивеево обрели свой последний приют, и есть надежда, что не покинут они стены обители без должного на то повода уже никогда, и спустя много веков будут даровать страждущим искомое просветление.

Открытие мощей преподобного Серафима состоялось 19 июля 1903 года, а их второе обретение - 15 января 1991 года.

Мощи св. Серафима находятся под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора, а преподобных жён Дивеевских - Александры, Марфы и Елены - в церкви Рождества Богородицы. В Казанском храме, который был восстановлен к 250-летию со дня рождения Старца, поятся мощи св. блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии.

В очереди к святым мощам не стой, а старайся молиться. Старец Серафим всем заповедовал: "Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!"

Обязательно помяни имена всех сродников о здравии, об упокоении. Испроси у Преподобного вразумления, как жить дальше, и получишь великое утешение. Помяни и тех, кто день и ночь молится о благоденствии святой обители и трудится в ней. Помолись обо всех и обязательно вознеси молитву о России. Испроси у Бога грехов оставление, жизни исправление, и в православном духе устроение.

КАК ПРИЛОЖИТЬСЯ К СВЯТЫНЕ

Когда к святым мощам и иконам подходить будешь, сделай два поклона с крестным знамением. Поклоны нужно сделать заранее, чтобы других не задерживать и чтобы все успели приложиться. Прикладываются так: святыню сначало целуют, затем прикасаются лбом. Если хочешь освятить икону на мощах, то молча подай её монастырской сестре, которая стоит у изголовья мощей. Она приложит её к раке, и святыня будет освящена на мощах преподобного Серафима (или Дивеевских матушек). Прикладывать можно иконы, крестики, чётки, пояс "Живый в помощи". Выйдя из ограды ещё раз перекрестись и поклонись.

ВРЕМЯ ДАВАТЬ ОТВЕТЫ

Есть множество доказательств того, что мощи преподобного Серафима Саровского, вскрытые большевиками 17 декабря 1920 года, были тайно подменены до этого на останки другого саровского иеромонаха. И после закрытия мощей, состоявшегося 16 августа 1921 года, были снова положены в свой гроб. А мощи подмены, в том самом виде, в котором они лежали в раке преподобного, были возвращены на свое прежнее место.

И после пропажи, увезенных в 1927 году в Москву мощей батюшки Серафима, они были обнаружены сотрудниками Краснослободского ОГПУ и перевезены в Ленинградский музей религии и атеизма. Где были обретены в 1990 г. и перенесены в Дивеево в 1991 году как "подлинные" мощи Серафима Саровского.

Для наилучшего понимания событий всех тех лет приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«В 1920 году в городе Темникове (это ошибка, не в Темникове, а в Сарове - ред.) Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…

Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобне отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.

В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.

Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского». («Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)).

Но почему мы не можем признать их за подлинные мощи преподобного Серафима Саровского?

1. На мощах, находящихся в Дивеево, полностью отсутствуют следы дубильных веществ от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою. Свидетельство о чем имеется в воспоминаниях участника торжеств 1903 года протоиерея Димитрия Троицкого: «Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного - белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь - все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба» . (Протоиерей Димитрий Троицкий. «Прославление преподобного Серафима Саровского». ).

Если кто-нибудь из читателей видел этот цвет, то скажет, что он темно-коричневый.

Что подтверждает еще одно свидетельство из того времени: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба». (В.П.Шнейдер. «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников». Саровские торжества).

Этих следов на сегодняшних мощах нет и их цвет примерно в два раза светлее того, который имели мощи преподобного в 1903 году, что особенно четко видно по частичкам мощей в новых и дореволюционных мощевиках!

2. Доказательством их подмены служит и акт о закрытии мощей от 16 августа 1921 года, согласно которому цвет их стал «...темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года» . (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Документы о вскрытии мощей).

То есть, только что извлеченные из могилы, они и в самом деле могли потемнеть на свету и свежем воздухе. Но как могут заметно потемнеть мощи имеющие цвет «корочки черного ржаного хлеба»?!

3. Доказательством их подмены является и «акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1921 года», ясно показывающий, что торопившиеся с подменой саровские монахи явным-преявным образом перепутали расположение отдельных костей, которые при обретении подлинных мощей в 1903 году «были расположены в анатомическом порядке... Все кости были завернуты в монашеское одеяние... Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные - в перчаточки... Те и другие положены на своих местах...» (Письмо архимандрита Сергия Тихомирова от 18 июля 1903 года).

«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки.(!)». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250) (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Кощунство).

Это же настоящая чехарда с костями, совершенно недопустимая для мощей столь Великого Святого! Но, что интересно, ни те, что вскрывали их в 1920-м, ни те, что обретали их в 1990 году, ровным счетом так ни о чем и не догадались!

Между тем, как перепутать их в момент обретения в 1903 году не было никакой физической возможности, потому что согласно воспоминанием того же протоиерея Димитрия Троицкого: «Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением » . (Библиотека прп. Серафима Саровского).

А вот перепутать их в случае отсутствия скрепляющих их покровов довольно легко. Потому что сложенные на животе кости кистей легко смешиваются не только между собой, но и с лежащими под ними позвонками.

4. Доказательством их подмены является и свидетельство о новом материале для мантии в том же акте от 1920 года: «Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура в черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой .
5. Доказательством подмены мощей является и то, что указанные выше остатки кожных покровов на мощах, лежащих сегодня в Дивеево, полностью отсутствуют!

Вот свидетельство об этом владыки Арсения, архиепископа Истринского, рассказанные им на радио Радонеж 24.07.2003 года: «Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага - в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство - но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки , каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного...

В 1990 году... мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов . Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»

...И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам - здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости (Библиотека прп. Серафима Саровского).

6. Доказательством их подмены является и определенный на глаз «небольшой» рост усопшего, в то время как рост преподобного Серафима (2 аршина и 8 вершков или 1м 78 см) был довольно высоким. Вот отрывок из того же акта: «Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека». (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об).
7. Доказательством подмены служат и слова последней дивеевской матушки схимонахини Маргариты Лахтионовой, сказанные ею о том периоде времени: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал» .
8. Доказательством подмены мощей служит и телефонограмма, обнаруженная в 2001 году в партийных архивах Мордовии, которая была посланна в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым: «Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд» .

То есть, через три месяца после увоза в Москву и пропажи по дороге туда мощей преподобного обнаружились и другие, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»!

Вот одно из свидетельств исчезновения мощей преподобного Серафима монахини Серафимы (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).

9. Но самым явным-преявным доказательством подмены мощей, не требующим проведения каких-либо криминалистических или генетических экспертиз, является полное отсутствие следов прижизненных травм, четко зафиксированных при обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Вот свидетельство об этом архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: «На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной».

Этих следов (костных мозолей) на останках лежащих сегодня в дивеевской раке нет! http://diveevo-tsarskoe.info

Валентина Афанасьевна о мощах преп.Серафима Саровского

Великий Святой Серафим Саровский при жизни помогал многим людям, наставлял на истинный путь, исцелял недуги и после своего упокоения «собирает» возле себя множество верующих, паломников со всего мира.

Люди стремятся посетить Саров — райский уголок, где находятся мощи Серафима Саровского, чтобы приложиться к ним и получить божественную благодать.

Перед тем как отправиться к великой Святыне, желательно сначала познакомиться с жизнью Святого, узнать, почему Преподобный Серафим Саровский так почитаем народом.

Родился мальчик Прохор, так звали его родители, летом 1754 года в Курске, в купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных.

Отец мальчика строил каменные церкви, дома, но, к сожалению, скончался, когда дети были совсем маленькими. Мать, истинная христианка, воспитала обоих сыновей в православной вере.

Агафья учила детей уважать людей, исполнять заповеди, жить в страхе Господнем. И если старший Алексей избрал для себя в качестве сферы деятельности торговлю, то младший Прохор решил свою жизнь посвятить служению Богу. Этому во многом способствовали случаи, происходившие с мальчиком.

Как-то раз, семилетний Прохор, забравшись на купол строящегося храма, упал. Его мать, присутствующая при происходящем, стремительно сбежала вниз, ожидая самого худшего исхода.

Велико было ее удивление, когда она увидела сына, оставшегося целым и невредимым. В таком чудесном спасении мать увидела особую заботу Богородицы о ее сыне.

Второй случай произошел с мальчиком, когда ему исполнилось десять лет. Серьезно заболев, он очень долго не выздоравливал. Однако вскоре увидел во сне Божью Матерь, которая обещала ему даровать исцеление.

Через некоторое время по городу проходил крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за дождя люди вынуждены были пойти через проходной двор Мошниных. Мать вынесла и приложила сына к иконе, и с этого момента он стал поправляться.

В семнадцатилетнем возрасте Прохор окончательно решил посвятить свою жизнь Богу. Получив благословение от матери, отрок отправился в Киево-Печерскую лавру. Встреча со старцем была решающей, тот указал ему место последующего пребывания – Саровскую пустынь.

Добравшись до Саровского монастыря, он стал его послушником надолго. Это именно то место, где хранятся мощи преподобного Серафима Саровского и сейчас.

Молодой Серафим выполнял разную работу: исполнял обязанности плотника, пономаря, келейника, кормил скот, однако истинным его предназначением была молитва, для которой он уединялся между вековыми деревьями.

Страшные болезни, испытания, борьба с дьяволом, побои бандитов никогда не вызывали негодования у преподобного Серафима. Его доброта не имела границ: он не только отказался наказывать людей, нанесших ему тяжелые увечья, но и горячо молился за них.

О подвигах молчальничества и столпничества на протяжении долгих лет, наверное, знает каждый православный. 1000 дней и 1000 ночей провел Преподобный Серафим на камне в молитвах, которые сочетал с тяжелым изнуряющим физическим трудом.

За это Господь наградил Преподобного великим даром провидца, который он по Божьему повелению использовал для наставления пришедших к нему людей.

Исцеления

Духовный наставник многих православных — Преподобный Серафим — помогал исцелять духовные, телесные раны. Искренне молился перед Богом и незамедлительно получал помощь. Любовь, с которой Святой обращался к людям, не имеет границ. Ласковые слова (обращался ко всем приходящим: «Радость моя!»), забота – все это привлекало паломников.

Будучи провидцем, он видел мысли, жизненные обстоятельства любого человека, поэтому принимал не каждого. Гвардейца, пришедшего за благословением незадолго до восстания декабристов, батюшка просто выгнал, так как знал цель его визита.

Его матери Святой предсказал, что тот мог бы умереть еще ребенком, но окончит свою жизнь на виселице.

Практически всю свою земную жизнь провидец заботился об устроении Дивеевской женской обители. Сестры приходили к нему за помощью, при житейских затруднениях или духовных сомнениях.

Постоянными собеседниками батюшки Серафима были Мантуров и Мотовилов, которых излечил от страшных болезней. Оба были очень благодарны преподобному за это чудесное исцеление, на протяжении всей жизни помогали ему и монастырю, отказываясь от жизненных благ на пользу обители.

Как свидетельствуют рукописи, старца Серафима нередко видели во время молитвы, висящим в воздухе, однако он запрещал об этом говорить до его смерти.

Важно! Что такое покойника: как правильно заказать

Скончался Блаженный муж зимой в возрасте 70 лет. Пожар, случившийся внутри кельи, ознаменовал эту потерю, ведь сам Преподобный предсказал это событие. Похоронили старца Серафима в дубовом гробу, который он самостоятельно при жизни изготовил, и на том месте, где батюшка Серафим указал.

Как добраться


Хранятся мощи Серафима Саровского в Дивеевском мужском монастыре Нижегородской области.
Часть их находится в Храме Георгия Победоносца – Ендов. Еще одним местом, где находятся мощи Серафима Саровского, является Спасо-Преображенский Саловецкий монастырь.

После первого обретения мощи Серафима Саровского (на фото можно увидеть эти эпизоды) хранились в Дивеевском монастыре. Однако вскоре, во время октябрьской революции, началось гонение на православие.

Специальные комиссии открывали раки с мощами святых и увозили их в неизвестном направлении. Мощи Серафима Саровского в Дивеево постигла та же участь, однако они не были преданы забвению.

Через некоторое время были обнаружены в Москве в Страстном монастыре. Тогда это был антирелигиозный музей. Вскоре здание было взорвано, и никто не знал, сохранились ли мощи Преподобного Серафима Саровского в Москве или нет.

Очень долго считались пропавшими, только к концу двадцатого столетия, случайно, при проверке, святыня обнаружилась. Длительные исследования ученых доказали, что это действительно Преподобный Серафим Саровский, на фото можно увидеть, как выглядит эта святыня.

Важно! Верующие в течение всего года чтят память Святого, особенно имя Серафима поминается по праздникам — 15 января и 1 августа.

Люди обращаются к Преподобному Серафиму Саровскому в надежде получить помощь при:

  • тяжелых заболеваниях;
  • невозможности иметь детей;
  • необходимости духовного наставления и поиска жизненного пути;
  • тяжелых жизненных обстоятельствах.

Где находятся сейчас мощи Серафима Саровского сказано выше, а как туда добраться знает не каждый. Дорога из Москвы к месту паломничества на автомобиле занимает около 6 часов. Можно долететь до Нижнего Новгорода на самолете, а затем пересесть на автобус, который довезет до места назначения.

Путешествие на поезде – это самый дешевый и надежный способ, но занимающий больше времени. Еще одним способом как доехать к месту, где находятся мощи Серафима Саровского, является заказ экскурсионного тура.

Сейчас без проблем можно это сделать, обратившись к сотрудникам туристической компании. Преподобный, несомненно, услышит искреннюю молитву каждого и поможет скорбящим.

Как правильно приложиться

На этот случай при жизни старец Серафим заповедовал не просто стоять в очереди к святым мощам, а непременно молиться. Говорить с ним, как с живым.

Важно! Обязательно помянуть всех усопших родственников, попросить здравия ближним и близким людям.

Не забывать также помянуть тех, кто постоянно молится о нас, трудится в этой святой обители. Молиться нужно о своей стране, об исправлении, оставлении грехов, устроении жизненного уклада по православным правилам.

Как правильно приложиться к святыне:

  1. Подходя к мощам преподобного Серафима Саровского, сделать два поклона перед каждым осенением себя крестным знамением. Желательно сделать их заранее, чтобы не задерживать других людей.
  2. Аккуратно приложиться губами к святыне (не целовать) и прикоснуться лбом.
  3. Если нужно освятить крестики, икону, четки, тогда молча подать их сестре, стоящей у изголовья мощей, которая приложит их к раке.
  4. Покинув ограду, еще раз положить крестное знамение, поклониться.

Храм Преподобного

Отправляясь впервые к святыне, многие паломники желают знать, где находится Храм Серафима Саровского. На самом деле, такого названия не существует, под этим часто подразумевается храм, где хранятся его святые мощи.

Это Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, на фото можно разглядеть, как выглядит это чудо.

В честь Преподобного Серафима, так много сделавшего для Дивеевской обители, сооружена часовня. Строение располагалось на месте мельницы, которую впоследствии перенесли чуть ближе к хозяйственным построениям. Мельница выстраивалась по благословению батюшки, благодаря ей выживала вся женская община, когда было особенно тяжело.

К 1895 году на ее месте основалась часовенка, здесь вместе с послушницами молились паломники, миряне. Также здесь хранятся жернова, посредством которых сестры мололи муку. Ее раздавали все паломникам, пришедшим в святую обитель.

Ширина и высота часовенки весьма скромные – 3,59 на 5,75 м. Для ее возведения использовались рубленые бревна, которые вытесывались, а затем на них наносилась масляная краска. Постройка оборудована небольшими дверками, шестью окошками.

После революции часовенку варварски растащили, а то, что осталось, было разрушено. Только сейчас ее удалось отреставрировать по старинным описаниям и фотографиям, изученным с высочайшей точностью. Сегодня часовня выглядит точно так же, как и древний прообраз.

Храмом Преподобного Серафима Саровского, несомненно, является все богатство, которое святой Серафим оставил потомкам. Эту святыню оберегает Небесная Владычица. По словам старцев, даже в смутные времена к обители не сможет проникнуть антихрист.

Полезное видео

Подведем итоги

Все паломники, приезжающие и припадающие к святым мощам, ощущают легкость души и тела, освобождение от мирской скверны, исцеление, очищение. При посещении Саровского монастыря чувствуется незримое присутствие старца Серафима, который наставляет на путь истинный, дарует просветление и покой.

«Сохранились ли мощи святого Серафима Саровского?»- это вопрос долгие годы мучил не только церковнослужителей.Выдвигались различные гипотезы,где их можно найти,но шло время,а мощи не обнаруживались.Известно стало пророчество Серафима,что мощи его найдут свой покой в Дивееве,и опять появилась надежда найти и.Где бы ни были члены «Саровской пустыни «,они всегда старались узнать у историков, церковнослужителей,не появились ли новые сведения о месте нахождения мощей святого Серафима Саровского.
За несколько дней до того, как мощи были обнаружены,Валерий Кожевников находился в Ленинграде в командировке,зашел по делам «Саровской пустыни» в Казанский собор,а заодно спросил:Так и не знаете,где мощи нашего Серафима?» Ответ был отрицательным,но именно здесь буквально на другой день их нашли …
В марте члены «Саровской пустыни « поехали на экспедицию на Валаам.Путь лежал через Ленинград.Анатолий Агапов встретился с заведующим отделом Музея истории религии,кандидатом исторических наук С. Н. Павловым,который рассказал,как были найдены мощи святого Серафима Саровского.
С 1989 г. в Музее истории религии ведется большая работа по отбору и передаче предметов культового назначения по ходатайствам религиозных объединений и общин.В первую очередь,музей ставит задачу вернуть верующим реликвии,имеющие сугубо религиозный характер и пользующееся особым почитанием.Для православной церкви к таким реликвиям относятся мощи святых.
Все эти реликвии значатся в музейных списках,в большинстве случаев известно. Когда и откуда они поступали в музей. Правда,очень часто трудно или просто невозможно установить из какого именно храма они,ибо значительное количество хранящегося в фондах,поступило в Музей истории религии сложным путем: не посредственно из церквей, а из других музеев и учреждений. В годы массового закрытия и уничтожения церквей о документаций мало заботились.Но при всех неясных обстоятельствах главное, что сотрудники знают о наличии предмета.Открытие же мощей святого Серафима Саровского в фондах музея было полной неожиданностью,ибо никто из сотрудников об этом не подозревал,и никаких документов на этот счет не имеется.В данном случае мы имеем дело с подлинным вторым обретением мощей святого Серафима Саровского.
А произошло это так.В начале ноября 1990 г. Группа научных сотрудников и реставраторов проводила в одном из фондохранилищ отбор предметов для передачи их церкви.И вот, в дальнем углу хранилища наше внимание оставил прямоугольный предмет свыше 1,5 м длинной,обшитый тканью.По виду предмет напоминал деталь мебели и,очевидно,поэтому до сих пор он не вызывал интереса.Однако,на этот раз проверка велась особо тщательно,и один из сотрудников предложил вскрыть обшивку.Отпороли край,ткани и стало ясно -перед ними мощи.
Через некоторое время провели предварительное освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью,которая, как известно,делается чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперсный крест в серебряной оправе.Руки были сложены на груди.На руках-священнические поручи и белые атласные рукавички,на которых золотом вышито на одном:»Светлый отче Серафиме «,на другой:»Моли Бога о нас «.
Прочитав это, я понял,что мы присутствуем при одном из важнейших событий в жизни русской церкви -втором открытии мощей святого Серафима Саровского.О том,что это именно так, свидетельствовал текст молитвы на рукавичках.
Известно,что православная церковь чтит среди у годников только одного Серафима Саровского. Медный крест на груди известен по житиям святого Серафима -это крест, который благословила его мать в начале его подвижнического пути, с которым он не расставался. Поручи на руках - в них и эпитрахили св. Серафим принимал приходивших к нему за благословением и советом посетителей.
Но,естественно,окончательное слово в вопросе идентификации святых мощей могло принадлежать только церкви.На основании детального освидетельствования и сравнения его результатов с копиями актов о вскрытии мощей преподобного Серафима в 1922 году комиссия пришла к единодушному выводу: «Сомнений быть не может. Это действительно мощи святого Серафима Саровского,судьба которых долгие годы была неизвестна».
Таким образом мощи святого Серафима оказались в Ленинграде,в Музее истории релиигии? Точно ответить на этот вопрос пока невозможно.Как уже говорилось,никаких документов,свидетельствующих об этом, нет. Но с большой степенью вероятности представители церкви и сотрудники музея предполагают,что после вскрытия мощей преподобного Серафима они были увезены в Москву в Донской монастырь,затем находились в так называемом Центральном антирелигиозном музее в Москве. После расформирования последнего в 1946г. часть его коллекций поступила в фонды Музея истории религии. Вероятно,тогда мощи святого Серафима Саровского и были перевезены в Ленинград, где в хранилищах музея истории религии ожидали своего часа,чтобы вновь явиться глубоко чтущим их православным верующим.

Еще перед своей смертью старец Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым предсказывал, что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево». Тогда этому многие не предали значения, и после своей кончины старец упокоился в Саровской пустыни. Но в 20 веке произошли события, благодаря которым удивительное пророчество исполнилось полностью.

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

«…Гроб был поставлен на зеленые бархатные носилки и покрыт богатым бархатным малинового цвета вышитым шелковым покровом. Начался перезвон колоколов. Государь Император, Великие Князья и архимандриты подняли носилки и понесли. На высоких носилках гроб был виден отовсюду. Величественную и умилительную картину представляло шествие. При жизни о. Серафим был смиреннейший и беднейший из старцев, богатый лишь своей простотой и любвеобильной душой, а теперь гроб этого смиреннейшего человека несет Самодержавец Земли Русской с Великими Князьями и иерархами церкви».

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда , стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось , которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

Выбор редакции
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...