"Преступление и наказание" — социально-психологический роман. История создания «Преступления и наказания Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»
Эссе на тему: «Преступление и наказание» Достоевского и вопрос пользы чтения классической литературы.
«Преступление и наказание» уже долгое время является классической литературой. Достоевский – считается одним из величайших романистов мирового уровня. Его популярность очень велика, как для русского писателя. Его творчество было отмечено многими известными мыслителями, писателями, учёными. В его гениальности нет сомнений. Много писателей испытали влияние Достоевского. Поэтому нужно понимать, что все эти факты имеют некоторое влияние на впечатления от прочтения.
Мне не понравилось «Преступление и наказание». К слову, произведение вызывает у меня приступы скуки и сонливости. В книгу слишком много объемных описаний, которые имеют небольшое количество смысловой нагрузки и вызывают у меня утомление. Всё очень громоздко. Меня очень сильно удивила концовка романа, ибо мне это кажется очень неправдоподобным. Я понимаю, что Достоевский был за любовь и всепрощение, но я не считаю, что Раскольников не мог переродиться, а, тем более, так как это изобразил автор произведения. Я не читал других произведений Достоевского, поэтому моё суждение о его творчестве обречено на неполноценность и ограниченность. Открыв «Идиота» и прочитав несколько страниц, я вынужден был его закрыть, констатировав то, что ничего не изменилось и текст вызывает всё те же чувства. Даже прочитав все произведения Достоевского, я не могу гарантировать непредвзятость, логичность, честность и целостность моего мнения и соответственно – моего эссе. Поэтому я не претендую на звание эксперта в области творчества Достоевского.
Также я не могу считать себя в области литературы, так количество прочитанных мною произведений невелико, а их понимание – далеко от замыслов авторов. Несмотря на это, я могу анализировать произведения, пускай на примитивном школьном уровне, искать в них то, что хотел сказать автор и находить это. Поэтому в этом эссе я позволю себе проанализировать некоторые вопросы относительно классики, как русской, так и зарубежной, а также «Преступление и наказание», как частный пример русской классики 19-ого столетия. Этот анализ будет многим отличатся от школьного, а также будет иметь другие цели.
Экземпляр книги, которым я владею, печатался по изданию «Ф. М. Достоевский, Преступление и наказание. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1959». В нём роман занимает около 435 страниц. Это довольно большой размер, в котором можно вместить очень много всего. Конечно, можно привести во внимание размер произведения Л. Толстого «Война и мир» (около 1247 страниц, зависит от издания), но этот роман-эпопею можно рассматривать лишь ввиду исключения. Как, по-моему, так в своём произведении Достоевский сумел сказать больше, нежели Толстой в «Войне и мире». Сам роман («Преступление и наказание») написан в 1866 году и это объясняет то, что читатель, который читает преимущественно произведения 20-ого и 21-ого веков, почувствует некоторое отличие в языке, которым написано произведение. Эта проблема, конечно же, качается не только «Преступления и наказания», а и всех произведений, написанных в это время и до него. Например, при чтении произведения «Недоросль» Фонвизина, которое было предположительно написано в 1760-м годах, разница во времени написания становится очевидной даже человеку, который плохо разбирается в литературе. Именно эта разница послужила фундаментом для моей неприязни к «Преступлению и наказанию». Что касательно зарубежных произведений, то эта разница стирается благодаря тому, что произведения переводятся русскими переводчиками в наше время и соответственно язык, которым эти произведения переводятся, намного ближе современному.
«Быть непрочитанными» - судьба многих классических произведений. Особенно, произведений написанных русскими авторами. Сейчас 2015 год и наиболее популярны произведения зарубежных автором, в том числе и некоторое количество классиков. Однако чтение зарубежной классики ни о чём не говорит. Ведь если разобраться, то это чтение переводов, которые довольно далеки от оригинальных произведений. По-настоящему, можно понять лишь классику, которая написана на родном для читателя языке. Некоторые читатели видят выход в чтении оригинала зарубежного произведения. Эти читатели, как и читатели переводов, обречены на непонимание произведения из-за того, что они учили слова не в среде носителей этого языка, а в школе или другом учебном учреждении, включая самообучение. И незнакомые читателю слова он будет искать в словаре, который никогда не сможет подсказать читателю точное значение слова, смысл, который оно имеет, эмоциональную окраску этого слова и т.д. Если говорить про полное понимание произведения, которое включает в себя понимание психологических моментов, ключевых моментов, характеров героев, настроения произведения, философского смысла и много другого, то чтения зарубежной литературы и классики в частности - заведомо обречено на неполное понимание. Но, даже читая русскую классику, читатель обречён на возможность неполного понимания и исправить ничего нельзя, так как никто, даже сам автор, не может сказать, в чём заключается смысл произведения и всех аспектов в нём приведенных. Поэтому, сложно говорить о пользе чтения русской литературы, в частности – рассматриваемой в данном эссе русской классики на примере «Преступления и наказания» Достоевского или же зарубежных произведений.
По-моему, правильный подход заключается в чтении того, что наиболее близко читателю и отвечает его моральным, этическим, философским и каким-либо другим запросам. И не важно, будет ли это Толстой, Фрейд, Буковски, Сартр, Камю, Достоевский, Акунин, Набоков, Булгаков, Оруэлл, Хаксли или какой-либо иной писатель.
«Преступление и наказание» является одним из самых известных романов Ф. М. Достоевского как в России, так и за рубежом. Это великое произведение, над которым писатель работал в 1865-1866 годах.
В центре сюжета находится Родион Романович Раскольников – главный герой романа. Название «преступление и наказание» неоднозначно. Студент, вынужденный уйти из университета из-за отсутствия денег, совершает убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны и её сестры Лизаветы ради проверки своей теории об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Однако под «наказанием» подразумевается не столько ссылка на каторгу, сколько духовные мучения и угрызение совести героя. Его наказывает не закон, а собственная внутренняя мораль.
Ещё до совершения своего замысла герой сомневался.
Многозначен его сон об убийстве лошади. Мы видим настоящую добрую душу героя, протестующую против пролития крови: «Ведь вчера же, сходя с лестницы, я сам сказал, что это подло, гадко, низко, низко… ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило… Нет, я не вытерплю, не вытерплю!». Факторов, подтолкнувших Раскольникова к убийству было несколько. Это и знакомство с Мармеладовым, рассказавшим ему о судьбе своей дочери Сони, и случайно подслушанный героем разговор в трактире, и письмо матери о страданиях, которые пришлось перенести его сестре.
После совершения преступления наступает новый и очень тяжелый временной промежуток в жизни Родиона Раскольникова. Между ним и окружающими его людьми возникает непреодолимая пропасть. Раскольников чувствует безысходность своего положения, он понимает, что не является «необыкновенным». Согласно своей же теории, герой впадает в лихорадку, для него становятся чужими родная мать и сестра. Он наблюдает разрушение своей теории, не находит себе места в этом мире.
Раскольников находит «родственную душу», такую же грешницу, как и он в лице Сони Мармеладовой. «У меня теперь одна ты… Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!», - говорит он ей.
Раскольников не выдерживает терзаний совести, давления со стороны Порфирия Петровича и сам идет с повинной.
Конечно, героя наказывает и закон. Вслед за ним в Сибирь отправляется и Соня. Она «воскрешает» Раскольникова к новой жизни. Через любовь к ней он открывает для себя мир христианских духовных ценностей.
Роман «Преступление и наказание» является глубоким психологическим произведением. В нём Достоевский подробно описал все чувства, испытываемые человеком, решившимся и совершившим преступление. На примере главного героя мы видим, что наказанием не всегда является тюрьма. Самое страшное наказание человеку предоставляет его же совесть.
Обновлено: 2019-11-14
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.
1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
(А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
III. Мир насилия и грабителей в романе:
а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
б) мир Лужина и Свидригайлова.
IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества - единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом.
2. Теория идеи Раскольникова и её крах
I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
2. Наказание Раскольникова за преступление
а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
б) смерть матери;
в) всенародное осмеяние и осуждение;
г) каторга - юридическое наказание и очистительное страдание.
3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
3. Сочинение-рассуждение
«Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...»
(Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)
4 . Сочинение-рассуждение
«На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»
5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
I. Образ Сони как необходимый противовес Раскольникову и его теории.
II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».
- Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
Относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
Неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);
Решение пожертвовать собой во имя семьи.
2. Характер героини:
Жертвенность;
Высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
Религиозность;
Чуткость, доброта;
Беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:
Сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став проституткой, - саму себя;
Несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
Контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;
Героиня Сони - это судья и спасение Раскольникова.
4. Отношение других персонажей - признание высокой нравственности героини, которая выражается:
В поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
В стремлении опорочить ее перед героем (Лужин);
В стремлении помочь (Свидригайлов).
5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:
Идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)
Единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;
Любовь к Соне - возрождение героя по законам Евангелия.
III. Героиня Сони - любимый идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.
Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна – атмосфера духоты перед грозой. Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше.
Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.
Раскольников три раза переживает убийство: до преступления – расчет, во время преступления – осуществление роковых планов, и после него – осознание происшедшего. Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания. Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении (причем их неизбежность неминуема), он боится об этом думать, но все равно какая-то сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся старухи-процентщицы. Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, - не один он думал, что старуху нужно убить.
Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп». После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя. Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей. Эта мысль исходит из его теории. Но почему он, так убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике? Может быть, он решил проверить свои принципы? Или доказать самому себе, что он сам не «вошь»?
Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»? По теории Раскольникова – да.
Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло. И постоянно происходит борьба этих двух начал. Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует – Раскольников совершил преступление. Но после, осмыслив все свои поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла Порфирию раскрыть преступление.
Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации. Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают (старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов) по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях (Раскольников, Соня, Дуня).
Что же помогло Раскольникову избежать тупика, что толкнуло его на осознание совершенного, на раскаяние? Безусловно, не появись в его жизни Сони, все кончилось бы тем, что он покончил бы с собой. Именно Соне он открыл свою душу, ей первой он рассказал правду. Может быть, уже при чтении Библии Раскольников осознал свою вину до конца?
- Инициативы по благоустройству района Как выяснилось в ходе очередного детского опроса, в лучшем городе есть две беды, обе от изобилия от изобилия ям на дорогах и мусора на улицах
- Комплексно-тематическое планирование «День Победы»
- Понятия поведения, мораль, нравственность
- Когда интернет становится средством незаконного обогащения?
- Закуп и откуп в магии Закуп в магии
- Обработка сложных событий с помощью цепочек Выстраивать по цепочке образы событий
- Возбудимость нервной системы
- Виды и строение мышц человека
- Причины возникновения зевоты у людей и способы избавления
- Значение и роль жирорастворимых витаминов для организма человека Жирорастворимые витамины их роль
- Хлористый калий (хлорид калия)
- Город Улан-Удэ: население
- Масленица в году где будет праздноваться
- Как в башкирии зарождается протест и кто за этим стоитаналитика Заявление РОО «Конгресс Башкирского народа»
- Карельская кухня – калитки, уха на молоке и дары леса Карельская уха
- Татарский речевой этикет Полезные фразы на ты на татарском
- Как будет слово "спасибо" на разных языках мира?
- §4. Липиды. Углеводы. Строение и функции углеводов и липидов Углеводы и липиды у растений
- Физические явления: броуновское движение
- Язык как социальное явление