Презентация на тему "первые цари и грамотеи". Презентация на тему "первые цари и грамотеи" Первые цари и грамотеи


подвести к проблемной ситуации

дети 3-4 минуты работают индивидуально, самостоятельно с учебником.

10-8 тыс лет назад

Изобретения: мотыга, серп

Изменения: появляются новые виды хозяйственной деятельности (ткачество, глиноделие, земледелие, скотоводство).

7-5 тыс лет назад

Изобретения: гончарный круг, ткацкий станок, колесо, плуг.

Изменения: металлообработка отделение ремесла от земледелия.

Класс 2 мин работает с хронологической таблицей на с16

В это время появляются первые города, государства, произошел переход первобытного общества к цивилизации.

Формирование проблемы. Версии.

Читают вслух текст на с47 (слова Антошки)

Антошка считает, что первобытные люди должны были праздновать это событие.

Читают текст до конца.

Источниковед считает, что первобытные люди даже не знали о смене исторических эпох.

По разному формируют вопрос.

Предлагаются версии, принимаются любая.

Планирование деятельности.

Класс минуту работает со словарем, выделяя ключевые признаки понятия общество.

Дети 2 минуты выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Предполагаемый ответ ученика:

Для первобытного общества в сфере хозяйства свойственны следующие признаки: жили в поселках, занимались земледелием, скотоводством, ремеслом.

«Общественное деление» - все люди были равны.

«Власть» - во главе племени стоял вождь, все важные вопросы решались на народном собрании или совете старейшин.

«Культура»- знания люди передавали в устных сказаниях.

Какие изменения произошли в каждой сфере общества, что привело к смене эпох.

(открытие нового знания)

Класс две минуты работает со словарем, сравнивая признаки данных понятий. Предполагаемый ответ ученика:

Родовая община-это союз родственных семей.

Соседская община- союз неродственных семей.

В соседской общине в отличие от родовой каждая семья вела свое хозяйство.

Как и в родовой, так и в соседней общине земля принадлежала всем общинникам.

Родовая община управлялась родовыми старейшинами, а соседская сходом домохозяев.

Класс 3-4 минуты читает текст. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Критерием правильности ответа можно считать следующий:

Я считаю, что в сфере хозяйства произошли изменения,потому что, во-первых люди освоили новый способ обработки земли – орошаемое земледелие.

Во- вторых, помимо общей собственности на землю, появилась частная собственность, которую можно было продавать, дарить, наследовать.

В –третьих, люди стали жить в больших поселениях .

Возможно кто-то стал богаче, а кто-то беднее.

Класс две минуты читает текст на с. 44. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Все общинники делились на различные группы: знать, рабы, простые земледельцы, ремесленники, воины, дружинники, вождь.

Выполняют задание по тексту, объясняя различия.

Дети одну минуту индивидуально и самостоятельно читают текст на с45 и отмечают ключевые слова:

Поселения превратились в города;

Храмы-дома для богов покровителей;

Жрецы, которые умели разговаривать с богами и обладали научными знаниями;

Письменность.

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме:

Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира, потому что в каждой сфере общества произошли серьезные перемены, изменившие жизнь людей.

Ответы детей могут быть неоднозначными, так как перемены, произошедшие в обществе, с одной стороны дали много нового людям, а с другой стороны, эти перемены привели к расслоению людей на группы, поставив одних зависимость от других.

Власть.

Класс работает со словарем индивидуально самостоятельно.

Споры между представителями различных родов, которые подчинялись своему вождю.

Работают с текстом, выделяют главные слова.

Власть сосредоточилась в руках вождя союза племен, который стал правителем-царем. Его власть стала передаваться по наследству.

Работают со словарем, перечисляют общие признаки понятия «государство».

Дети 3 минуты читают текст индивидуально, самостоятельно.

Я считаю, что около 5 тыс. лет назад сложились первые государства, потому-то, во-первых, у города появился правитель – царь, который вместе с советниками и чиновниками управлял подвластными ему территориями. Все это можно назвать аппаратом управления.

Во- вторых, советники придумывали правила, защищавшие их власть и собственность жителей. Так появилась система законов.

В-третьих, воины, служившие царю, составляли армию, защищавшую границы и независимость государства

В-четвертых, все жители должны были платить налоги: продуктами, вещями, деньгами.

Название «Название первобытное общество» заменяют на слово «Цивилизация»

Применение знаний. Домашнее задание

Примерный вывод по проблеме;

Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха Первобытного мира, так как произошли серьезные перемены, позволившие людям взойти на ступень цивилизации.

Да, обе версии подтвердились, так как новые изобретения – каналы, дамбы-плотины, позволили людям заниматься орошаемым земледелием. Это в свою очередь привело к серьезным изменениям во всех сферах общества.

Записывают в тетради свой вариант темы урока.

Выполняют индивидуально, самостоятельно.

Во фронтальном диалоге проверяют выполненное задание, аргументировано высказывают свое мнение.

Дети 3-4 минуты работают в парах и по желанию представляют свою работу.

Записывают д.з.

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира, §6.

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос?

  • Наверное, когда закончилась эпоха первобытности, люди устроили большой праздник!
  • На самом деле люди даже не подозревали, что закончилась одна эпоха и началась другая.
  • Слайд 3

    ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

    • ПОЧЕМУ МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО 5 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА?
    • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень. Надпиши названия четырёх сфер общества (снаружи).

    Программный уровень. Используя схему в учебнике на с. 47, впиши признаки первобытного общества в каждую сферу, заменив рисунки словами.

    Слайд 5

    • Объясни значения слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)
    • Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. (§4–5)
  • Слайд 6

    Необходимый уровень. С помощью стрелок раздели перечисленные признаки по соответствующим группам.

    Слайд 7

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. НОВАЯ ЖИЗНЬ И НОВАЯ МУДРОСТЬ

    2. НОВАЯ ВЛАСТЬ

    Слайд 8

    НОВАЯ ЖИЗНЬ И НОВАЯ МУДРОСТЬ

    На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9).

    Слайд 9

    Слайд 10

    Племя пастухов-скотоводов

    Город-государство на Евфрате – начало III тысячелетия до н.э.

    • Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев и пастухов-скотоводов.
  • Слайд 11

    • Жертвоприношение в храме. Худ. М. Горелик.
    • Рисунчатое письмо на слоновой кости. Конец IV тыс. до н.э.
  • Слайд 12

    НОВАЯ ВЛАСТЬ

    Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до новой эры).

    Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи?

    Слайд 13

    • Стражники
    • Столичные чиновники,
    • судьи, казначеи и др.
    • Войско
    • Местные чиновники
    • Горожане
    • Земледельцы, общинники

    Программный уровень. Дорисуй стрелки и условные знаки в схеме государственного строя так, чтобы они отражали главные задачи данных органов. Используй условные знаки со с. 6 учебника.

    Слайд 14

    Появление постоянных вождей и дружин воинов, расслоение, первобытное общество, накопление знаний.

    Государство, города, цивилизация, письменность,появление ремесла и торговли, накопление богатств у старейшин.

    Программный уровень. Замени на схеме «Восхождение на ступень цивилизации» рисунки словами: появление ремесла и торговли, города, письменность, государство, накопление богатств у старейшин, появление постоянных вождей и дружин воинов, расслоение, первобытное общество, накопление знаний, цивилизация.

    Определяем проблему урока

    Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

    Антошка думает, что переход от первобытной эпохи к Древнему миру произошел резко, а археолог утверждает, что этот переход был незаметным для жителей планеты.

    Возникает вопрос: какие события положили начало Древнему миру.

    Вспоминаем то, что знаем

    Объясни значение слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)

    Общество – множество людей, которых объединяют совместная жизнь и деятельность по принятым правилам (нравственность, мораль, законы). Все действия людей в обществе можно разделить на четыре основные сферы жизни: 1) хозяйство – труд людей по производству и распределению всего, что необходимо для жизни; 2) общественное деление – общение людей, разделённых на разные группы, слои, организации внутри общества; 3) власть – управление жизнью общества для установления порядка; 4) духовная культура – познание людьми мира через науку, искусство, религию и все достижения в этих областях.

    Родовая община – объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землёй и управляемых родовыми старейшинами

    Племя – союз родовых общин, которых объединяет единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.

    Соседская община (сельская община) – союз неродственных семей, которые живут в одном посёлке (селе, деревне), совместно владеют землёй, но каждая семья ведёт своё хозяйство на выделенном участке. Соседской общиной управляет сход домохозяев и избранный на нём староста.

    Религия – вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела. В развитых религиях, как правило, существует Священное Писание, излагающее основы вероучения – представление о мире и божестве, цель и правила человеческой жизни. В религии существуют обряды (правила богослужения); священные места и храмы – здания для богослужения; священники (духовенство) – люди, руководящие обрядами, посредники между верующими и сверхъестественными силами.

    Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. (§ 4–5)

    Около 10-8 тысяч лет назад появились следующие изобретения: мотыга и серп, глиняные горшки, ткань.

    Около 7-5 тысяч лет назад: плуг, ткацкий станок, гончарный круг, колесо, плавильные печи.

    Решаем проблему, открываем новые знания

    На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9).

    Перемены, которые произошли около 5 тыс. лет назад принесли и добро, и зло одновременно.

    Хорошим в результате этих перемен стало: появление орошаемого земледелия, рост урожайности; появление городов и письменности, деление на общественные слои, каждый из которых занимался своим делом, что улучшало качество продуктов.

    Плохим в этих переменах стало: возникновение частной собственности и неравенства, что приводило к конфликтам между разными слоями общества, а также зарождение рабства.

    Потому что в это время произошли глубинные перемены в хозяйстве, в общественном делении, в культуре, которые указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.

    Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев (с. 39) и пастухов-скотоводов (с. 41).

    Первые горожане проживали в значительно более крупных поселениях, жилье было построено их камня, а не из дерева, посередине города находился храм. Город был обнесен каменной стеной, а не частоколом, как в поселениях первобытных земледельцев.

    Также по рисункам видно, что в городе люди не занимались сельским хозяйством, поселения земледельцев находились за пределом города, значительно выросли масштабы обрабатываемой земли.

    Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до новой эры).

    Новые черты в управлении:

    Появление царей, власть которых передавалась по наследству и обладала тайной силой, а приказы выполнялись беспрекословно

    Появление законов – записанных правил поведения, нарушение которых каралось царем или его подчиненными;

    Появление чиновников, которые следили за соблюдением законом, и воинов, которые служили царю;

    Налоги – постоянные «дары» населения для содержания царя, чиновников и воинов.

    Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи?

    5 тысяч лет назад является началом новой эпохи также потому, что поменялся принцип управления обществом и зародилось государство.

    Применяем знания:

    Попробуйте описать спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше.

    Я, правитель государства, считаю, что мое управление лучше, потому что теперь нет нужды в кровной мести, потому что все споры разрешаю я беспревзято. Многие роды живут в городе без конфликтов и столкновений под моим мудрым руководством.

    Я, вождь племени свободных охотников, считаю, что мое управление лучше, потому что жизнь в моем племени труднее, но справедливей, нет ни богатых, ни бедных, и каждый получает законную часть добычи, мы мстим за обиду, потому что так поступали наши предки, так правильно.

  • Выбор редакции
    Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...

    И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...

    Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...

    Любая хозяйка в преддверии и во время поста сталкивается с насущным вопросом: как организовать питание семьи таким образом, чтобы...
    Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...
    Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...
    Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...
    Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
    Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...