Презентация на тему "святогор и илья". Урок и презентация по литературному чтению 'Святогор и Илья Муромец' На своей кобыле соловенькой


Интеллектуальная разминка « Литературный пазл ».

На доске таблички жёлтого цвета с названиями произведений:

«Воробей»

«Черепаха»

«Мужик и Водяной»

«Два брата»

Какое из предложенных названий произведений Л.Н. Толстого лишнее, почему? («Воробей» - написал И. С. Тургенев.)

Продолжим работу над произведением великого русского писателя. (Обратить внимание детей на портрет.)

Произведения каких жанров писал Л.Н. Толстой? (на доске – таблички белого цвета)

сказки басни рассказы быль

худож. научно-познават.

Учащиеся распределяют таблички с названиями произведений под табличкой с соответствующим жанром. Приводят примеры произведений, прочитанных дополнительно (по желанию).

Сказка «Два брата»

Басня «Мужик и Водяной»

Рассказы – художественные: «Акула»

Научно-познавательные - «Черепаха»

– Подберите из предложенных пословиц подходящую по смыслу к произведению, которое вам понравилось больше всего. (Детям предложены пословицы на доске – таблички зелёного цвета)

Храброму смерть не страшна.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Пуганый зверь далеко бежит.

Кто в радости живёт, того горе не берёт.

Храбрый в трудный час победит.

Сегодня на уроке поговорим о ещё одном жанре, в котором написано произведение Л.Н. Толстого «Святогор». Это былина. И нам придётся это доказать. Слайд 1

На доске к уже имеющимся прикрепляются разноцветные таблички с названиями жанра и произведения.

Что такое былина? Слайд 2

Как создавались былины? (Основаны на исторических событиях, воспевали любовь к Родине, родной земле).

Приведите примеры изученных былин.

Кто был героем русских былин? Слайд 3 – 6

Богатыри - главные герои былин, воплощение идеала мужественного, честного человека, защитника родной земли.

Сегодня на уроке сравним и проанализируем былину «Святогор – богатырь», написанную Л.Н. Толстым и народную былину «Святогор».

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 19. Как вы думаете, о чём эта былина? (Учитель, не комментируя, принимает все версии.)

– Проверим, кто же верно догадался о чём сюжет произведения.

Знакомство с былиной.

Чтение произведения учителем.

Словарная работа в парах.

Былина написана особенным языком, встречаются слова, вышедшие из употребления. Как называются устаревшие слова?
- Поработайте в парах со словарём, приведённым на стр. 20 учебника.

Беседа по содержанию.

– Ребята, угадали ли о чём эта былина?

– Где происходит действие?

О чём рассказывает Л.Н. Толстой?

Знаком ли вам главный герой былины? Слайды 7, 8

Чему был удивлён Святогор?

Прочитайте диалог Святогора с Микулой Селяновичем. Как ведут себя богатыри?

В чём сила Микулы Селяновича? («тяга к матери сырой земли» - любовь к родной земле)

Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Приём « чтение с остановками ». Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику (выбор тона и темпа чтения, деление на смысловые части)

Какие особенности написания былины вы можете отметить? (стихотворная форма, песенная природа жанра, чёткие ударения, композиционное построение)

Чтение хорошо читающим учеником.

Чем характерно начало былины?

Повторяется ли приём запева, единоначатия далее по тексту? Приведите примеры. («выезжал ли», «по моей ли», «взговорил ли» и др.)

Какие особенности композиционного построения можно выделить в былине? (зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты).

Что такое гипербола?

Приведите примеры гипербол, встречающихся в тексте. («едет рысью», «во всю прыть» и др.)

Дайте определение понятию эпитет. Найдём примеры в тексте. (о Святогоре – «живчик», «сила богатырская» - многократные повторы)

О богатыре Святогоре сложил и народ былину.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема урока. Былина «Илья Муромец и Святогор».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цель: Найти различие мифологического и эпического

Познакомить детей с героями русских былин

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать

Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение

Совершенствовать технику чтения учащихся.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивать: творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки;.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование: презентация, аудиозапись былины.

Ход урока.

(слайд 1) Дела давно минувших дней…Мне хотелось бы вас пригласить на встречу с былиной Может быть, вы мне скажете, какое произведение устного народного творчества называется былиной? (слайд 2)

    Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

    Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Кто герои былин?

(слайд 3)

Кто знает, кто исполнял былину?

(слайд 4)

Исполнял былину особый человек. Его называли Боян. Давайте посмотрим иллюстрации. Что вы здесь видите?

Часто это были люди слепые. Это было единственное ремесло, которым они владели.

(слайды 5, 6, 7)

Народ любил певцов былин. На иллюстрации они окружены народом.

Пение передавалось из поколения в поколение. Здесь мы видим старца, человека среднего возраста и молодого юношу.

Словарная работа.

Прежде чем мы будем слушать былину, проверим как вы поняли, усвоили незнакомые слова. Дома вы прочитали былину и должны обратиться за помощью к консультантам в учебнике, чтобы узнать толкование незнакомых слов. Я читаю толкование - ваша задача определить, какие это слова.

1. Очень широкоплечий, могучего телосложения. (плечи да во косу сажень)

2. Сумочка, принадлежащая странствующим артистам в Древней Руси. (скоморошняя, принадлежащая скомороху)

3. Плеть, кнут. (шелепуга)

4. Пища, еда для волка. (волчья сыть) (на-сыт-иться)

5. Разрезать, делить на части. (рушать) Белой лебеди порушали.

6. Отдыхать, спать, опочивать. (опочив держать)

7. Оружие ударно-раздробляющего действия. (палица булатная) Дубина, посох, полено иногда с шипами.

Встретились ли еще слова, которые были непонятны?

Молодцы! У нас не должно быть трудностей при чтении.

Мы послушаем исполнение былины актером.

Слушание записи былины.

Какое впечатление от актерского чтения? Понравилось? Чем?

Что заметили? Как читали былину? Все ли услышали? (музыкальное сопровождение, голоса)

Почувствовали особый ритм исполнения?

Чтение 1 части и ее анализ.

Каким приемом пользуется былина для создания образа Святогора? Если не знаешь названия этого приема, опиши своими словами, обратив внимание на выделенные выражения. Чтобы точно знать название приема, обратись кентавру Хирону.

Гипербола - преувеличение.

- Найти другие выражения, подтверждающие необыкновенные, выдающиеся, нечеловеческие качества Святогора . (у богатыря плечи да во косу сажень, конь, да будто лютый зверь)

Давайте посмотрим, как изобразили Святогора художники.

(слайды 8 - 13)

Чтение и анализ 2 части. (слайд 14)

О каком происхождении богатыря говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)?

Сюжет с тягой земной свидетельствует о неземном происхождении Святогора, говорит в пользу того, что это мифологический герой.

-Какого богатыря (земного или неземного происхождения) не может удержать земля?

Только богатыря-гиганта, исполина, богатыря хтонического (подземного) происхождения не может удержать земля.

Чтение и анализ 3 части.

Прокомментируй спасение Святогора его коне. Обрати внимание на все детали.

Конь Святогора тоже чудесного, волшебного (хтонического) происхождения. Внешние приметы - серебряная уздечка, золоченая подпруга, но главное - необыкновенная сила коня, который смог выдернуть Святогора из сырой земли.

Чтение и анализ 4 части.

Битва Ильи со Святогором выдает какое происхождение Ильи: земное или волшебное?

Илья несмотря на свои выдающиеся физические качества (шелепуга у него «во 40 пуд») все-таки просто человек. Святогор на все его наезды замечает: «Ох, как больно мухи кусаются». Илья обычных человеческих размеров: Святогор кладет его в карман к себе вместе с лошадью.

Илья мифологический герой или эпический?

Илья безусловно эпический герой: он храбрый, он не боится поединка с более мощным противником и даже сам на него нападает.

Так каким же приемом постоянно пользуется былина?

Преувеличение, разница размеров Святогора и Ильи - гипербола

(слайды 15 - 19)

Физкультминутка.

Дружно встали. Раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо,

И еще через левое плечо.

Обобщение.

Давайте ответим на вопросы по уроку.

(слайд 20)

    Что такое «былина»?

    Как исполнялась былина?

    Каких героев былин вы можете назвать?

    Чем отличаются друг от друга богатыри Святогор и Илья Муромец?

    Кто из богатырей вам понравился больше и почему?

    Каким приемом для создания образов богатырей пользуется былина?

Домашнее задание.

(слайд 21)

    Нарисовать иллюстрацию к прочитанной былине, изобразить богатыря.

    Подготовить выразительное чтение отрывка былины.

Урок заканчивается. Хочется сказать еще очень много. Мы продолжим изучение былины на следующем уроке.

Свой вывод по уроку я сформулировала в этом стихотворении, но в нем не хватает трех слов. Помогите мне.

(слайд 22)

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит …

Но преданья старины

Забывать мы не …

Слава русской старине!

Слава нашей … !

Святогор-богатырь – особо почитаемый народом былинный герой – старейший из всей дружины богатырской. Святогор принадлежит к древнейшему, мифологическому поколению героев русского эпоса. О нем можно сказать, что это богатырь-стихия.

Святогор силен настолько, что сила тяготит его самого: «Грузно от силушки, как от тяжкого бремени». Сила Святогора существует сама по себе, не имея ни цели, ни применения, она прибывает день тот дня, а растратить ее некуда: нет на свете богатыря, с которым мог бы Святогор померяться силой.

В былине, в которой встречаются Святогор с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, рассказано, что Святогор не смог поднять сумку Микулы, а в сумке той была таинственная тяга – сила земли. В этой былине русский народ-пахарь воспел мощь и силу мирной, трудовой жизни, бывшей ему милее кочевой воинской, которая постепенно уходила в прошлое.

На смену Святогору приходит плеяда богатырей во главе с Ильей Муромцем. Илья Муромец – представитель новой, уже исторической «богатырской» эпохи. Его сила качественно иная – человеческая, и он отказывается принять противоречащую его природе стихийную силу Святогора. Когда Святогор, почуяв свою кончину, хотел вдохнуть свою непомерную силу в Илью, тот ему ответил: «Не надо мне больше силы, а то не будет носить меня Мать сыра земля».

Былина- Святогор и илья муромец

Учитель русского языка и литературы Скляр Л.Е.


Илья Муромец

Илья Муромец- один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.


Святогор

Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов.Святогор является огромным великаном, «выше леса стоячегоего» его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах. При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Былина рассказывает о…

Том, что проезжая по полю Илья Муромец встречает богатыря, дремлющего на коне. Илья наносит удар богатырю, но тот не просыпается. Но вот, с третьего удара могучий воин проснулся. Святогор берет Илью вместе с конем и, положив его в карман увозит с собой. Но богатврскому коню святогора тяжело возить двух богатырей, и тогда Святогор вытащил Илью Муромца.

Богатыри решили побрататься, обменявшись нательными крестами. Они продолжают своё путешествие вместе и встречают по пути гроб. Подумали они, кому может предназначаться этот гроб? Первым в него лёг Илья, гроб оказался слишком велик. Потом Святогор ложиться вместо Ильи, и говорит: «Ай же ты, Илья да мой меньший брат,Ты покрой ка крышечку дубовую,Полежу в гробу я, полюбуюся».

Проходит время, Святогор говорит: «Ай же ты, Илюшенька да Муромец!Мне в гробу лежать да тяжелешенько,Мне дышать то нечем, да тошнешенько,Ты открой ка крышечку дубовую,Ты подай ка мне да свежа воздуху».

А крышка у гроба никак не открывается, тут понял Святогор, что конец его пришел. Говорит Илье Муромцу: «Ты схорони меня да во сыру землю,Ты бери ка моего коня да богатырского,Наклонись ка ты ко гробу ко дубовому,Я здохну тебе да в личко белое,У тя силушки да поприбавится».

Говорит Илья да таковы слова :«У меня головушка есть с проседью,Мне твоей то силушки не надобно,А мне своей то силушки достаточно.Если силушки у меня да прибавится,Меня не будет носить да мать сыра земля.И не надо мне твоего коня да богатырского,А мне ка служит верой правдоюМне старой Бурушка косматенький».

И остался Святогор в сырой земле лежать, а Илья муромец в город Киев направился .



Главная мысль

Главная мысль былины: «Никогда не переведутся богатыри на земле русской. Новое время родит новых героев, а сила и мудрость ушедших переходит к ним по наследству…»


Выбор редакции
Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...

Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...

Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...
К огромному сожалению, такое явление, как повышенная нервная возбудимость, стало на сегодняшний день нормой. Эта проблема встречается как...
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...
Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...