Презентация по литературе на тему дубровский. Презентация А.С.Пушкин «Дубровский» презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему. Презентация на тему


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

История романа Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».

3 слайд

Описание слайда:

Другие источники… Псков Болдино Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

4 слайд

Описание слайда:

Теория литературы: Роман (фр. Roman – повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении. Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, его волнует.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, где находилось его имение»? 2) Что давало ему такую власть? 3) Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники? 4) Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время? 5) Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского? 6) Как характеризует Дубровского случай на псарне? 7) Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? 8) Какое обстоятельство сделало примирение невозможным? 9) Какой способ мести избирает Троекуров? 10) Как Троекуров обращается с Шабашкиным? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова? 11) Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?

7 слайд

Описание слайда:

Характеристика Троекурова Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали «богатство, знатный род и связи». Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».

8 слайд

Описание слайда:

Забавы владетельного барина Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними.

9 слайд

Описание слайда:

Уважение к Дубровскому «Некогда они были товарищами по службе»; «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели». Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, «прямо высказывал своё мнение»; Дубровский был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником» - всё это вызывало уважение Троекурова.

10 слайд

Описание слайда:

Случай на псарне… Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.

11 слайд

Описание слайда:

Действия и поступки Троекурова: «велел точас его догнать и воротить непременно», «вторично послал»,за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.

12 слайд

Описание слайда:

Примирение невозможно… Обида… На Кистенёвку!.. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.

13 слайд

Описание слайда:

Способ мести Договорились… Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.

14 слайд

Описание слайда:

Характеристика Шабашкина Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: отвешивает «поклон за поклоном», «с благоговением ожидая» приказаний Троекурова, «поклониться до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.

15 слайд

Описание слайда:

Общение с Троекуровым Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и «законники»: «Как бишь тебя зовут? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на «ты». Шабашкин хлопотал за Троекурова, «действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».

16 слайд

Описание слайда:

Письмо из суда… Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, «что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Задание: выбрать наиболее удачное заглавие II-й главы. «Отравленное торжество» 2. «Сумасшествие Дубровского» 3. «Неправедный суд» 4. «Суд»

19 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров? 2) Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? 3) Как вели себя участники тяжбы? 4) Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности? 5) Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал? 6) Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?

20 слайд

Описание слайда:

В суде… Троекурова встретили «с изъявлениями глубокого подобострастия», усадили в кресло. На Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя прислонился к стенке».

21 слайд

Описание слайда:

После оглашения решения суда… «Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел… сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.

22 слайд

Описание слайда:

Поведение главных героев во время судебного заседания Совершенное удовольствие… - Прочь! Хамово племя!.. «Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда совершенное своё удовольствие». «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое, преступное решение суда привело Дубровского к внезапному сумасшествию.

23 слайд

Описание слайда:

Отравленное торжество «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко. В нём заговорила совесть. Вся затея с судом обернулась настоящей бедой для Дубровского – у него помутился разум. Троекуров вовсе не хотел этого.

24 слайд

Описание слайда:

Кирила Петрович хотел наказать своего непокорного соседа. Кистенёвка не была ему нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести противника до сумасшествия он, конечно, не хотел.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как изменился Андрей Гаврилович Дубровский со времени суда? 2) Какова была жизнь сына Дубровского в Петербурге? 3) Каковы были отношения отца и сына Дубровских? 4) Как воспринял Владимир известие о болезни отца? 5) Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 6) Как сами Дубровские относятся к своим крепостным? 7) Какими предстают имения Троекурова и Дубровского? 8) Как встретились отец и сын?

27 слайд

Описание слайда:

Состояние Дубровского после суда «Здоровье было плохо», «силы ослабевали». «Был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях».

28 слайд

Описание слайда:

Жизнь сына в Петербурге Владимир «был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги».

29 слайд

Описание слайда:

Отношения между отцом и сыном Владимир «лишился матери с малолетства», к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями».

30 слайд

Описание слайда:

Помещики и их крепостные Троекуров Дубровский «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Старый кучер Антон о троекуровских крепостных восклицает: «Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт». Крепостные Дубровских к своим хозяевам относятся по-другому, искренне преданно: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Когда Владимир приехал в Кистенёвку, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу он смог продраться сквозь их усердную толпу». Дубровские к своим крепостным относятся по-человечески, не презирают их, не грабят. Крестьяне понимали, какая участь их ждёт, окажись они у Троекурова.

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Имение Троекурова Кистенёвка Дубровского Всё в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка… вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь». Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей» стоит на «открытом месте», рядом с берёзовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг».

33 слайд

Описание слайда:

Встреча Владимир «с жаром обнял отца своего». «Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его». Старику стало хуже. «Владимир поражён был его состоянием».

34 слайд

Описание слайда:

35 слайд

Описание слайда:

Отец и сын Дубровские встретились при драматических обстоятельствах. Налаженная, беззаботная в общем-то жизнь рушилась на глазах. Четвёртой главе предпослан эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит». Он взят Пушкиным из оды Державина (вспомним, какую роль сыграл Державин в судьбе Пушкина) «На смерть князя Мещерского». Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе придаётся особое значение.

36 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение? 2) Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистенёвки теперь он? Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин? 3) Почему Владимир велел выгнать Троекурова? 4) Перескажите эпизод «Троекуров во дворе Дубровских». 5) Как вы понимаете смысл эпиграфа к IV главе?

37 слайд

Описание слайда:

Потеря имения Владимир не мог разобраться, что же на самом деле произошло и какую роль играет во всём деле Троекуров – отец был не в состоянии сделать это, поверенного у них не было. Кистенёвка официально отошла Троекурову. Дубровские уже не были хозяевами в своём имении.

38 слайд

Описание слайда:

Смятение Троекурова «Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала… Победа не радовала его сердца». Смятение Троекурова показано так: он «стал расхаживать взад и вперёд, насвистывая «Гром победы раздавайся», что всегда означало в нём необыкновенное волнение мыслей». Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольства собой на других: «Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить…». «Удовлетворённое мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и «возвратить ему его достояние».

39 слайд

Описание слайда:

Троекуров во дворе Дубровских Владимир велел выгнать Троекурова, так как он увидел, что отец «с видом ужаса и гнева» показывает на Троекурова и падает без чувств. Младший Дубровский понял, что виновником бед является Троекуров. «Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина» и при всей дворне, сбежавшейся посмотреть на Троекурова, объявил, что барин велит тому убираться или он велит «выгнать его со двора». На лицах крепостных видна затаённая радость. Мгновенно изменилось выражение лица Кирилы Петровича: лицо «стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора».

40 слайд

Описание слайда:

Смерть старого Дубровского Эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит». Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть старого Дубровского. Его положили на тот самый стол, за которым столько лет он сидел, принимал гостей, обедал… Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое: вот так проходит жизнь, её радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти. Озаглавим IV главу «Смерть старого Дубровского».

41 слайд

Описание слайда:

42 слайд

Описание слайда:

Владимир в Кистенёвской роще Владимир пытается «заглушить душевную скорбь», он «шёл не разбирая дороги», «он ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее… являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия». «Долго сидел он неподвижно…, взирая на тихое течение ручья». Душевному состоянию героя соответствует состояние природы: осень, холодный день, полуобнажённые деревья, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте», «сел на холодный дёрн». Метафора «грозные тучи» соединяет эти состояния человека и природы. Ручей, уносящий поблёклые листья, представился Владимиру «верным подобием жизни». Он «долго блуждал по незнакомому лесу» - метафора, передающая внутреннее «блуждание» героя, не знающего ещё, что предпринять.

43 слайд

Описание слайда:

44 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение? 2) Как ведёт себя Шабашкин в начале и в конце сцены? 3) Как нарастало возмущение крестьян? 4) Как ведёт себя Владимир Дубровский? Как его это характеризует?

45 слайд

Описание слайда:

Передача имения Исправник при виде Дубровского всё же волнуется, он прекрасно понимает, что отбирают имение незаконно: увидя приближающегося Дубровского, крякнул и произнёс охрипшим голосом…», Но, чувствуя за собой покровительство Троекурова, нагло заявляет: «Мы приехали вводить во владение сего Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». «Кто там смел рот разинуть?», «слышите ли, олухи?» Исправник чувствует себя уверенно, знает, что хозяин положения он.

46 слайд

Описание слайда:

Поведение Шабашкина Сначала Шабашкин «стоял подбочась и гордо взирал около себя». Когда толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь. После он «тихонько отпер двери… и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление». Шабашкин трус и подлец, он боится силы, готов унижаться и угодничать.

47 слайд

Описание слайда:

Возмущение крестьян Крестьяне сначала возражали исправнику, потом «поднялся ропот» в рядах крестьян, потом дворовые закричали: «Ребята! Долой их!... Вязать!» - и едва не схватили чиновников.

48 слайд

Описание слайда:

Реакция Дубровского Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, вразумляет их, обещает просить милости у государя. Дубровский по существу спасает чиновников от расправы, поступает благородно. Он с презрением наблюдает за униженно благодарящим его Шабашкиным.

49 слайд

Описание слайда:

50 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные? 2) Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? 3) Что затевал кузнец Архип? 4) Хотел ли Дубровский смерти приказных? 5) Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?

51 слайд

Описание слайда:

Прощание с родным гнездом Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Всё кончено». Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.

52 слайд

Описание слайда:

Мысль сжечь дом Владимир увидел портрет матери и представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он. Разбирая бумаги, Владимир зачитался перепиской отца и матери, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время». Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение, «положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета». Эти письма были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.

53 слайд

Описание слайда:

Убийство приказных Владимир встретил кузнеца Архипа в тёмной зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих. Дубровский отговаривал кузнеца убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.

54 слайд

Описание слайда:

Поведение Архипа во время пожара Архип «со злобной улыбкой» взирал на пожар, ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать «Божию тварь», с точки зрения Архипа – грех.

55 слайд

Описание слайда:

Работа с иллюстрациями Рассмотрите иллюстрации художников Б.Кустодиева и Б.Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского». Опишите оба рисунка, сопоставьте их и ответьте на вопросы: 1) Чем отличаются эти изображения? 2) Какое чувство вызывает каждый из рисунков?

56 слайд

Описание слайда:

Рисунок Кустодиева Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б.Кустодиева. Сноп пламени рвётся в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передаёт ощущение тревоги и напряжения.

57 слайд

Описание слайда:

Рисунок Шмаринова Б.Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни Егоровны, Архипа-кузнеца, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остаётся где-то в стороне.

58 слайд

Описание слайда:

59 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником? 2) Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским? 3) Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? 4) Почему разбойники не трогали дом Троекурова? 5) Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

60 слайд

Описание слайда:

Лишён всего… Дубровским двигало чувство мести, желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишён всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после всего, что случилось. Люди сказали: «Отец наш, кормилец, умрём, не оставим тебя, идём с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистенёвскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Так образовалась шайка разбойников.

61 слайд

Описание слайда:

Представление о разбойниках Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавали их огню. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Все были уверены, что это Дубровский. Остаётся загадкой, почему разбойники не трогали дом Троекурова. Ведь Кирила Петрович ошибался, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии… и хорошей полиции». Дубровский должен был обязательно отомстить Троекурову.

62 слайд

Описание слайда:

63 слайд

Описание слайда:

Задание: выбрать наиболее удачное заглавие VIII-й главы. «Одна из главных забав покровского помещика» 2. «Дефорж в медвежьей комнате» 3. «Наедине с медведем» 4. «Храбрый учитель»

64 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какое значение имеет вступление к VIII главе? 2) Какие отношения были у Маши и Кирила Петровича? 3) Как характеризует Машу сам автор? 4) Как отнёсся к появлению Дефоржа Троекуров? 5) Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя? 6) Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа? 7) О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнаём из этой главы? Как к ним относится автор? 8) Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу?

65 слайд

Описание слайда:

Вступление… Пушкин обращается к читателю, отдавая должное его проницательности: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести». Таким образом складывается впечатление достоверности описываемых событий и появляется доверительный тон повествования.

66 слайд

Описание слайда:

Отец и дочь «Отец любил её до безумия» - вспомним, что Троекуров, так же как и его товарищ Дубровский женились по любви и рано овдовели. Любовь к жене перенеслась на дочь. Из-за своего своенравного характера Троекуров неровно относился к Маше, то «стараясь угождать малейшим её прихотям, то, пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением». Маша «привыкла скрывать от него свои мысли и чувства», не доверяла отцу, так как не знала, чего от него ожидать.

67 слайд

Описание слайда:

Марья Кирилловна Маше было семнадцать лет, «красота её была в полном цвете». «Она не имела подруг и выросла в уединении», много читала. Явная авторская симпатия по отношению к Маше.

68 слайд

Описание слайда:

Появление Дефоржа Троекурову учитель понравился «своей приятной наружностью и простым обращением». Однако он в свойственной ему грубой манере сделал новому учителю внушение, которое Маша перевела на французский, смягчив бестактные выражения отца.

69 слайд

Описание слайда:

Поражён… Маша была воспитана в аристократических предрассудках, и «учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною». Маша явно поразила Дефоржа. Автор прямо не говорит о том, что Дефорж полюбил Машу, его чувства показаны опосредованно, через невнимательность Маши: она не заметила при этом «ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса».

70 слайд

Описание слайда:

«Благородные увеселения» Троекурова Троекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. Ещё одной забавой было впрячь в телегу медвдей, волей или неволей посадить в телегу гостей и пускать их «скакать на волю Божью». Но «лучшею шуткой» считалось у Троекурова втолкнуть гостя-новичка в комнату с привязанным медведем. Авторское отношение к «увеселениям» Троекурова – ироническое осуждение диких нравов, безнаказанности и самодурства барства вообще.

71 слайд

Описание слайда:

«Не струсил…» Дефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей комнате», куда его затолкали, желая повеселить барина, - застрелил медведя. Кирила Петрович был «изумлён развязкою своей шутки», оценил учителя: «Каков молодец! Не струсил, ей-богу, не струсил! И «с той минуты он Дефоржа полюбил». Маша тоже была изумлена. Воображение девушки было поражено: «она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часув становилось внимательнее»

72 слайд

Описание слайда:

Обращение автора В конце главы автор опять обращается к читателю: «Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки. После этого читателю уже нетрудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама ещё в том себе не признаваясь».

73 слайд

Описание слайда:

74 слайд

Описание слайда:

Пересказ с изменением лица рассказчика: - от лица Марьи Кириловны - от лица Троекурова - от лица Дубровского-Дефоржа

75 слайд

Описание слайда:

От лица Марьи Кириловны Пересказ от лица Маши должен быть объективным (Маша молча наблюдает за происходящим за обедом), с романтическими подробностями: она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о благородном поступке Дубровского должен был произвести на неё сильное впечатление.

76 слайд

Описание слайда:

От лица Троекурова Пересказ от лица Троекурова должен отразить его самоуверенность: ведь даже обедню (церковную службу) не начинают без него. Кирила Петрович должен быть в хорошем расположении духа, он не подозревает, что Дубровский, которого он знал ещё ребёнком, сидит с ним за одним столом.

77 слайд

Описание слайда:

От лица Дубровского-Дефоржа Пересказ от лица Дубровского-Дефоржа должен быть сдержанно-торжествующим: он остался неузнанным, хотя приметы его были названы исправником. Он сидит на конце стола, делая «нравственные замечания» Саше. Разговор за обедом, длившимся около трёх часов, всё время крутился вокруг него. Дубровский сохранил самообладание, ничем не выдал своего естественного волнения, даже когда услышал рассказ Спицына, и сохранял спокойный и невозмутимый вид человека, не понимающего, о чём идёт речь за столом (ведь он «француз»).

78 слайд

Описание слайда:

Подробности о неправедном суде За обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову: «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистенёвкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему». То есть Спицын прямо признаётся в лжесвидетельстве; значит, он один из виновников разорения и смерти отца Дубровского.

79 слайд

Описание слайда:

80 слайд

Описание слайда:

Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А.С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.

81 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как объясняется появление Дефоржа-Дубровского в доме Троекурова? 2) Как относились к «учителю» в доме Троекурова? 3) Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекуровых? Почему он не стал мстить своему врагу? 4) Как относится к Дубровскому Марья Кириловна? 5) Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским? 6) Как эти поступки характеризуют Марью Кириловну?

82 слайд

Описание слайда:

Как Дубровский стал Дефоржем? В XI главе автор продолжает разговор с читателем, объясняя «последние происшествия повести». Действие происходит в доме станционного смотрителя. Случай свёл на почтовой станции француза Дефоржа, направлявшегося к Троекурову в качестве учителя, и Дубровского, который откупился от француза, взяв его документы, и явился с ними в дом Троекурова.

83 слайд

Описание слайда:

Отношение к «учителю» «Все любили молодого учителя: Кирила петрович – за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и щедрость».

84 слайд

Описание слайда:

Причины проникновения в дом Троекурова Об этом мы узнаём из объяснения Дубровского с Марьей Кириловной. Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Значит, любовь к маше, желание быть рядом с ней, постоянно видеть её – главная причина его рискованного поступка.

85 слайд

Описание слайда:

Чувства Марьи Кириловны Маша призналась себе, что её сердце «не было равнодушно к достоинствам молодого француза». Она чувствовала, «что ей было бы неприлично слышать… объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить её руку», ведь она – дочь богатого дворянина, аристократка. Узнав правду от самого Дубровского, она испугалась ещё больше своего чувства к нему. Брак с князем Верейским «пугал её, как плаха, как могила». «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Выходит, возможный брак с Дубровским она рассматривает наравне с монастырём. На слова Дубровского: «Если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа», - Маша отвечает: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою».

Cлайд 1

Cлайд 2

О романе Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем.

Cлайд 3

Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».

Cлайд 4

Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».

Cлайд 5

Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.

Cлайд 6

Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

Cлайд 7

Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.

Cлайд 8

Маша и Дубровский. Искренним, благородным, нежным и робким предстает Дубровский на страницах, посвященных встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что Владимир отказывается даже от мщения ее отцу, своему заклятому врагу. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать врага своего.

Cлайд 9

Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.

Cлайд 10

Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся. Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С.Пушкин «Дубровский»

«Дубровский» система образов Именами каких ещё героев вы заполнили бы оставшиеся два слайда? Владимир Дубровский Маша Троекурова

«Дубровский» конфликт Конфликт помещиков (Дубровский –Троекуров) Конфликт крестьян (Архип - судебные приставы) Конфликт подростков (драка Мити и Саши из- за кольца) Какие ещё конфликты в романе вы могли бы выделить?

«Дубровский» сюжетная канва Ссора помещиков Желание Владимира Дубровского отомстить за отца Любовь Владимира Дубровского к Маше Троекуровой Сватовство князя Верейского к Маше Троекуровой Какими ещё пунктами вы дополнили бы сюжетную канву романа?

«Дубровский» проблематика романа Сословная гордость и давняя дружба Сословная гордость и любовь Фальшивый гуманизм князя Верейского Благородство и разбой Какие ещё проблемы, освещённые в романе вы могли бы назвать?

Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.

Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.

Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся.

Обречена Перед венчанием Марья Кириловна была бледна и неподвижна, «голова её томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны.

Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.

«Дубровский» язык романа Помещики Крестьяне «Гром победы, раздавайся»; «..а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от вас не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин» «куда же девался наш Ринальдо? Жив ли он, схвачен ли он?» « Батюшка ты наш, погубишь ты свою головушку! Кирила петрович съест нас» «Как не так…как не так…каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть» «..пусть он себе, наш барин, почивает да выздоравливает.» Определите, кому из героев романа принадлежат эти слова?


Урок-путешествие

По страницам романа

А.С.Пушкина «Дубровский»


«Пушкинская»

1 станция


Из истории создания романа «Дубровский»

  • Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».

Художник – Б.М.Кустодиев



«Теоретическая»

2 станция


Роман – крупное эпическое произведение с …

Композиция – построение …

Сюжет – последовательность …

Эпизод – отрывок…

Запишите определения терминов до конца.

Повторим термины.


Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения.

Проверьте свои записи.

Повторим термины.


1.Обед у Троекурова.

2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.

8. Дубровский останавливает карету князя Верейского

(после венчания).

Восстановите последовательность эпизодов


Проверьте ответ

  • 6. Ссора Дубровского и Троекурова.
  • 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
  • 5. Суд
  • 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку
  • 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
  • 11. Пожар.
  • 1.Обед у Троекурова.
  • 9. Первое свидание Маши и Дубровского.
  • 3. Письмо Маши князю Верейскому.
  • 4. Саша прячет кольцо в дупле.
  • 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.

«Историческая»

3 станция


Что означают устаревшие слова и выражения?

  • Холоп
  • Стремянный
  • Гувернёр
  • Стряпчий
  • Купчая
  • Исправник
  • Плетью обуха не перешибёшь
  • Гол как сокол

Проверим ответы

  • Холоп - крепостной человек, раб, слуга.
  • Стремянный - конюх
  • Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми
  • Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела
  • Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде
  • Исправник - начальник уездной полиции
  • Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.
  • Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет

Как вы думаете, в каком доме жил Троекуров, а в каком – Дубровский?


«Литературная»

4 станция


Отгадайте эпизод романа

Художник: Д.А.Шмаринов


Отгадайте эпизод романа

Художник: Д.А.Шмаринов


Отгадайте эпизод романа

Художник: Д.А.Шмаринов


Отгадайте эпизод романа

Художник: Д.А.Шмаринов


Отгадайте эпизод романа

Художник: Д.А.Шмаринов


Отгадайте героя романа

  • 1) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Надменный… с людьми самого высшего звания», с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»?

Отгадайте героя романа

  • 2) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

Отгадайте героя романа

  • 3) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»

Отгадайте героя романа

  • 5) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.

«Театральная»

5 станция


Смотрим отрывок из кинофильма «Дубровский» (режиссер: В.Никифоров)

Ответьте на вопрос:

«Почему Маша не захотела стать свободной и убежать вместе с Дубровским?


«В гостях у художника»

6 станция

Пукирев В.В.

(1832-1890 гг)

Автопортрет. 1868 г.


Кадр из к/ф «Дубровский»

Пукирев В.В.

Неравный брак. 1862 г.

Картина написана намного позже романа А.Пушкина «Дубровский». Но всё же что объединяет эти два произведения?


«Творческая»

7 станция


Сочиняем…

Творческое задание:

Напишите продолжение романа «Дубровский». Как вы думаете, какое будущее ждет Машу и Владимира?


Литература

  • А.С.Пушкин. Дубровский – М: «Художественная литература», 1985.
  • Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. проф. И.А.Бодуэна де Куртенэ – М.:ТЕРРА -Книжный клуб, 1998.
  • Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И.Молоткова – М: «Советская энциклопедия» – 1967.
  • Словарь русских пословиц и поговорок. Сост. В.П.Жуков – М: «Советская энциклопедия» – 1966.
  • Literatura 5.narod.ru
  • www.a4format.ru
  • ru.wikipedia.org
  • www.literature – XIX.ru


Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...