Презентация по теме проблемы современной семьи. Современная семья: ее заботы и проблемы. Семья и брак в современной России
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ. Э. Дюркгейм – « общество - индивидуальная духовная
реальность, основанная на коллективных представлениях».
По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей,
являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных
на других людей действий.
Крупный американский социолог Т. Парсонс – «общество
система отношений между людьми, связующим началом которой
являются нормы и ценности».
К. Маркс – «общество - это исторически развивающаяся
совокупность отношений между людьми, складывающихся в
процессе их совместной деятельности».
между всеми ее членами;
б) совместное проживание в одном
помещении;
в) общий семейный бюджет.
Основные нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия:
взаимная любовь между супругами;признание равенства;
забота и чуткость в отношениях;
любовь к детям, воспитание и
подготовка их к трудовой жизни;
взаимопомощь во всех видах
деятельности, в том числе и бытовом
труде.
Признаки семьи в современных социально – экономических условиях:
социально-классовый признак - семьярабочего, работника сельскохозяйственного
производства, представителя
интеллектуального труда и т.п.;
по типу населения; городская, сельская;
по национальному признаку,
однонациональная, межнациональная;
по времени существования (семья
молодоженов, молодая семья, семья, ждущая
ребенка, семья среднего супружеского
возраста, семья старшего супружеского
возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.);
по количеству членов семьи (бездетные семьи,
многодетные семьи и т.п.). воспроизводство населения;
воспитательная функция - социализация молодого поколения,
поддержание культурного воспроизводства общества;
хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического
здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми
членами семьи;
экономическая - получение материальных средств одних
членов семьи для других,
сфера первичного социального контроля - моральная
регламентация поведения членов семьи в различных сферах
жизнедеятельности
- духовного общения - развитие личности членов семьи,
духовное взаимообогащение;
- социально – статусная сфера - предоставление определенного
статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая - организация рационального досуга,
взаимообогащение интересов;
- эмоциональная - получение психологической защиты,
эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация
индивидов и их психологическая терапия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕМЬИ
Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, другиефедеральные законы, а также законы субъектов
Российской Федерации.
1.
2.
3.
Статья 38 Конституции Р Ф:
Материнство и детство, семья находятся под
защитой государства.
Забота о детях, их воспитание – равное право и
обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны
заботиться о нетрудоспособных родителях.
Значение семьи в современном обществе.
Семья – высшая ценность.Меры укрепления семьи:
различного рода пособия, финансовые льготы,
отпуска для родителей в связи с уходом за
маленькими или больными детьми, создание
дошкольных детских учреждений,
приспособление режимов рабочего дня к
нуждам семей.
В связи с рождением ребёнка выплачиваются
денежные пособия, суммы которых
возрастают с каждым последующим ребенком.
Формирование нравственности. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей.Примерно 69 % состоят из супругов с детьми.
Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.
Бездетных семей – 48%.
Современная семья находится в кризисе. Причинами являются:
общие глобальные социальные изменения,рост мобильности населения,
урбанизация,
секуляризация сознания
сокращение числа заключаемых браков.
снижение уровня рождаемости, рост малодетных и
неполных семей, рост внебрачных рождений,
возросло число детей, рождающихся больными.
большое количество разводов
Причины разводов:
злоупотребление спиртными напитками,бытовая неустроенность супругов,
супружеская неверность,
проблема распределений домашних
обязанностей,
психологическая несовместимость.
Причины ослабления роли родителей в воспитании детей:
трудовая занятость,перегруженность бытовыми
проблемами,
потеря нравственных ориентиров,
переоценка ценностей,
нередко неумение и нежелание
заниматься с детьми.
Дети – объекты страданий!
За последнее десятилетие еще больше обострилисьпроблемы социального сиротства,
увеличилось количество детей, брошенных родителями или
отобранных у них по закону.
Растет число детей, убегающих из семей вследствие
жестокого обращения с ними или отсутствия
взаимопонимания.
Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет
подростковая и детская преступность.Мы выяснили, что важнейшими условиями нашего
счастья, и счастья наших близких, является
саморазвитие и самовоспитание личности. Быть
неравнодушным ко всему, что происходит с нами,
вокруг нас и с нашим участием, - это и значит
заражаться могучей энергией любви к людям, значит
учиться любить по – человечески!
Счастья, любви и удачи!
Семья
- Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
- Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками
- “Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.
- С.И. Ожегов
- “Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей”. Д
- Мердок, анг. социолог
- “Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.
- Э. Гидденс, анг. Социолог
- “Основанная на браке или кровном родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.
- Энциклопедический словарь
- “Экономическая ячейка общества.
- Ф. Энгельс
- “Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности”.
- Л.Н. Боголюбов, академик
- 1. Семья и брак. Семейные ценности
- 2. Государство и семья
- 1. Семья
- 2. Брак
- 3. Функции семьи
- 4. Типы семей
- 5. . Ценности семьи
- 6. Проблема кризиса современной семьи
- Население России на 1 января 2007 года составляло 142,2 млн чел. (по данным Росстата).
- На 1 января 2008 года население России, по данным Росстата, составило 142 008 838 чел.
- На 27 июля-141,888 млн человек
- Демография- это “ самая острая проблема современной России” и на сегодняшний день “положение в этой сфере критическое”.
- В.В. Путин
- Уровень рождаемости и смертности в стране;
- Уровень естественного прироста
- Уровень брачности (разводимости)
- Написать эссе «Модель современной идеальной семьи»
- Пусть радость придёт в Ваш дом,
- Даже если вы расстроены.
- И убедитесь в том,
- Что вы хорошо ко всем настроены.
- Хоть и жизнь не сахар – не грусти!
- Всё у вас получится!
- Все обиды к близким отпусти,
- Ведь все мы только учимся.
- Наши пожелания каждой семье.
- -обоюдная любовь;
- -взаимное уважение;
- -признание равных прав женщины и мужчины;
- -осознание ими высокой ответственности друг перед другом, перед будущей семьёй;
- -наличие определённой материальной базы;
- “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.
- 1. Малая группа / объединение, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении, связанное общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью/.
- 2. Социальный институт/ объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, детьми и родителями, другими родственниками/.
- : 1- архаичные большие семьи с коллективной или группой собственностью; 2- большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью; 3- малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
- Вопросы:
- 1. Хотел бы ты в будущем иметь семью?
- 2. Какое количество детей хотел бы ты иметь в своей семье?
- 3. Кто должен быть главным в семье?
- 4. Как ты относишься к гражданскому (незарегистрированному браку)?
- Количество опрошенных – 51 чел.
- 8 класс – 11 чел.
- 9 класс – 11 чел.
- 10 класс – 12 чел.
- 11 класс – 17 чел.
- Иметь семью хотели бы 51 чел.
- Одного ребенка – 19
- Два ребенка - 14
- Более – 7
- Главным в семье должен быть:
- Муж - 32
- Жена – 9
- Затрудняюсь ответить -10
- Отношение к гражданскому браку:
- Положительно – 6 чел.
- Отрицательно - 39
- Не знают - 6
- малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников;
- семья бездетная и семья с детьми;
- семья полная /наличие обоих родителей/ и неполная /наличие одного из родителей/;
- семья патриархальная и партнерская
- рост числа разводов и неполных семей;
- рост повторных браков;
- увеличение возраста молодых людей, вступающих в брак;
- увеличение семей с одним ребенком;
- рост бездетных семей;
- рост числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений;
- переход в экономически развитых странах от патриархальной к партнерской семье;
- совмещение семейных и профессиональных ролей не только мужем, но и женой;
- разделение институтов брака и семьи;
- снижение выполнения семьей ее основных функций, а отсюда дефицит полноценных семейных отношений, сложность социализации детей, проблемы демографии.
- В чем причины указанных изменений в семейных отношениях?
- Являются ли эти изменения выражением упадка семьи как социального института или отражают сложные поиски нового типа семьи, лучше адаптированного к реалиям современного общества?
- демография- это “ самая острая проблема современной России” и на сегодняшний день “положение в этой сфере критическое”. В.В. Путин
- увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
- введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
- разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- увеличение стоимости родовых сертификатов.
- учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
- регулярное повышение МРОТ и пенсий.
- сочинение- эссе
Социологические исследования
показывают, что на воспитание ребенка влияют:
- Семья - 50%
- СМИ, телевидение - 30%
- школа - 10%
- улица -10%.
Нравственное воспитание это:
- Постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
- развитие ума.
- Формирование отношения к добру и злу.
- Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Марк Твен:
«Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел»
- До 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всём»;
- 6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то всё-таки не знают;
- 12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чём»;
- 17-25 лет – задатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
- 26-35 лет – восстановление частичной веры в родителей: «родители всё-таки что-то знают, что-то понимают и в чём-то разбираются;
- 36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются;
- Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всём правы».
Дети-свидетели, они учатся жить у жизни.
- Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть ).
- Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
- Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
- Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
- Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).
- Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).
- Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей).
- Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя ).
- Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым ).
- Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).
Слайд 2
1. Семья.
2. Семья, как социальный институт.
3. Функции семьи.
4. Виды семей.
5. Родство.
6. Повторение (схемы).
7. Домашнее задание.
План урока
Слайд 3
1. Семья.
Семья - социальный институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми, другими близкими родственниками.
Отношения в семье основаны на браке, кровном родстве или принятии детей на воспитание. Члены семьи связаны общностью быта, взаимопомощью, моральной и правовой ответственностью.
Традиционные семейные ценности:
- Ценности супружества.
- Ценности родительства.
- Ценности родственных связей.
Назовите некоторые ценности по каждой из приведенных групп.
Слайд 4
2. мей.
Вспомним: основой функционирования любого соц. института является система соц. ролей и норм, которую общество создает для удовлетворения соц. потребностей.
Социальные роли: супружеские (муж и жена),родительские(отец,мать), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, правнучка и т.д.), внутрипоколен-ные (старш. брат, младш. сестра и т.д.).
Нормативный механизм института семьи:
нормы обычаев и традиций (супружеская верность, обязательство поддерживать друг друга всю жизнь и др.)
правовые нормы (регистрация брака, права и обязанности членов семьи).
2. Семья, как социальный институт.
Слайд 5
3. Функции семьи.
- Репродуктивная(воспроизводство населения, продолжение рода).
- Воспитательная(передача знаний, опыта, норм, ценностей).
- Хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и бюджета).
- Эмоционально-психологическая(обретение спокойствия и уверенности, чувства безопасности, поддержки).
- Социально-статусная (предоставление своим членам социального статуса).
- Сексуальная(регулирование сексуального поведения людей).
Слайд 6
4. Виды семей.
Современная семья включает обычно супружескую пару (жена и муж) и одного или несколько детей. Такую семью называютнуклеарной(от лат. nucleus - ядро).
Семья, включающая 2-3 поколения (кроме мужа, жены и детей + деда, бабушку и т.д.), называется многопоколенной. Если же с ними живут и непрямые родственники (тети, дяди, племянники и т.д.), то это расширеннаясемья.
Выделяют также семьи полные(двое родителей) и неполные(отсутствует один из родителей или дети живут с бабушками-дедушками).
В зависимости от количества детейразличаютсемьибездетные, однодетные, мало-, многодетные.
Слайд 7
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют:
Традиционные, или патриархальные семьи (предполагают главенство мужчины. Женщина экономически зависит от мужа, семейные роли четко регламентированы: муж - добытчик и кормилец, жена - домохозяйка и воспитатель детей). Такие семьи еще называют однокарьерными.
Партнерские, или эгалитарные(от фр. egalitaire - уравнительный) семьи (их отличает равенство супругов в правах и обязанностях, в выполнении домашних дел и воспитании детей, в решении основных вопросов жизни семьи). Такие семьи еще называют двухкарьерными.
Семьи переходного типа(напр., муж на словах проповедует четкое разделение домашних дел на «мужские» и «женские», но на деле активно помогает жене по хозяйству, или наоборот).
Слайд 8
5. Родство.
Выделяют три степени родства:ближайшие, двоюродные и троюродныеродственники. Вместе они составляютфамильное дерево.
Когда мужчина и женщина вступают в брак, то в единую систему сливаются два родственных клана - родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являютсякровными,а родня мужа -родственниками-в-законе.И наоборот.
Родство - совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.
Слайд 9
Отношения в семье основаны на:
- Кровном родстве
- Браке
- Принятии детей на воспитание (усыновление)
Нормативный механизм института семьи
- Обычаи и традиции
- Правовые нормы
П о в т о р и м:
Виды семей
- Нуклеарная
- Полные
- Традиционные или патриархальные (однокарьерные)
- Бездетные
- Многопоколенная (расширенная)
- Неполные
- Однодетные
- Малодетные
- Многодетные
- Партнерские или эгалитарные (двухкарьерные)
Слайд 10
ЯДРО
семьи (отец, мать, ребенок)
периферия семьи
НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ
(если живут отдельно от других родственников)
РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ
(если живут вместе с другими родственниками)
бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.
- Функции семьи
- Репродуктивная
- Воспитательная
- Хозяйственно- экономическая
- Социально-статусная
- Эмоционально- психологическая
- Сексуальная
Слайд 11
Домашнее задание:
§7(К)
§37п.5 (Б)
§37(Б - п/у.10);11 п.1-3 (Б - п/у.11)
Посмотреть все слайды
Cлайд 1
Cлайд 2
В наше время: Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья – это среда в которой складывается условия психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Семья - это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе. «Семья созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи». Ф.М.ДостоевскийCлайд 3
Современная семья в мире: Шведская семья: Ребенок «вне развода» Китайская семья: 1 семья – 1 ребенок Финская семья: нет «мужских» и «женских» обязанностей Семья в Германии: Семья и брак – основа государства Японская семья: Патриархальность, личностный пример Американская семья: самостоятельность, независимость, «место под солнцем»Cлайд 4
Современная российская семья – тенденции в развитии УВЕЛИЧЕНИЕ: Семей в разводе Неполных семей Повторные браки Родителей – одиночек Число внебрачных детей Количество одиноких людей Бездетных семей (каждая 10 семья – бесплодная, каждая 6 – проблема в зачатии) СОКРАЩЕНИЕ: Количества детей Число многодетных семейCлайд 5
Наши женщины Россия – 80 миллионов женщин. Средний возраст – 37 лет. 20% женщин инициаторы брака без регистрации. 50 % состоят в браке. Женщина самодостаточна. В семье практически уровняли роли. Одна женщина – один ребенок. 45% женщин – инициаторы развода.Cлайд 6
Наши мужчины Средний возраст – 60 лет. Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца. Отец необходим в семье как символ. В России нет культа отца, есть культ матери.Cлайд 7
Мужчины – педагоги До революции В 80-е г.XX века Сегодня В школе работают женщины – на конкурсах побеждают мужчины (20-18%). Образовательное учреждение без мужчин – неполноценно. Мужчин – учителей большинство. В школах работают 30% мужчин. Мужчин менее 12%.Cлайд 8
Типы семей Благополучная семья: - общие интересы, духовная связь; - отношения строятся на уважении к друг другу; - творческий подход к семейному воспитанию; - материальное благополучие. Цель – привить семейные ценности, воспитать жажду родительства. Формально – благополучная семья: - внешнее благополучие; - потеря семейных ценностей; - воспитанием занимаются не родители. Цель – воспитание для жизни в социуме(обществе). Неблагополучные семьи: - отсутствие семейных традиций; -воспитание не принимается как родительская обязанность; -материальные проблемы. Цель – выживание в обществе.Cлайд 9
Чем отличаются современные дети? Раскованность Гиперактивность Слабое здоровье Самостоятельность Интерактивность Требовательность ЭгоцентризмCлайд 10
Традиционно затраты времени родителей в семье на детей МАМЫ 85% свободного времени отводят на занятия и общение с ребенком: игры; чтение книг; совместная деятельность; беседы с ребенком. ПАПЫ 25% времени посвящают своим детям: пассивный просмотр ТV и видео; компьютерные игры; поездки на машине.Cлайд 11
Какие трудности возникают у родителей при воспитании ребенка Затруднение в выборе наказания – 6% Отсутствие друзей у ребенка – 9% Трудности с поведением – 32% Отсутствие взаимопонимания – 8 % Трудности в организации свободного времени -19% Затрудняюсь ответить – 26%Cлайд 12
Короткие рекомендации Предоставляйте ребенку выбор; Принимайте индивидуальность ребенка; Балуйте детей разумно; Поощряйте широту интересов; Заботьтесь о будущем семейном счастье ваших детей; Чаще выражайте удовлетворение ребенком Не забывайте разговаривать с ребенком; Прислушивайтесь к вопросам ребенка; Следите за тем что и как говорите сами; Показывайте, а не рассказывайте; Проводите больше времени вместе. Формы работы с семьей: Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации для родителей; Групповые собрания родителей; Информационные стенды для родителей; Организация утренников в детском саду; Досуговая деятельность совместно с родителями; Индивидуальное консультирование родителей; Тематические выставки; Открытые занятия для родителей и мн. др. Цель – показать, что умеют ваши дети.Cлайд 15
Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!- Интересные факты о наручных часах: спорим, вы этого не знали?
- Новый год огненного петуха гороскоп
- Любовный гороскоп на июль женщина скорпион
- Чем заменить колбасу при правильном питании Мясо запеченное в духовке на бутерброды
- Салат с сосисками и кукурузой
- Что лучше на завтрак годовалому ребенку
- Что приготовить на завтрак ребенку в год и старше: рецепты быстрых и вкусных блюд
- Как правильно приготовить чай с корицей для похудения Как пить корицу с чаем
- Минимальный размер оплаты труда (мрот)
- Должностная инструкция повара школьной столовой
- Расписка о получении трудовой книжки на руки избавит работодателя от проблем Расписка при увольнении о выдаче всех справок
- Лимонный напиток Как варить лимонад из лимонов без цедры
- Салаты из морепродуктов Салат из морепродуктов в духовке
- Домашние рогалики с яблоками: пошагово с фото
- Лапландская уха. Уха по-фински. Традиционный рецепт. С плавленым сыром
- Багет с сыром и с чесноком рецепт в духовке Чесночный соус для багета рецепт
- Как приготовить вкусные сочные медальоны: инструкция к применению Рецепт медальонов из телятины от эктора
- Гораздо вкуснее обычных…
- Гороскоп на конец февраля скорпион
- Интересные факты о наручных часах: спорим, вы этого не знали?