Приход святой марии. Евангелический-лютеранский приход святой марии. История строительства собора


История этого небольшого храма на Большой Конюшенной улице восходит к первым годам существования Петербурга, когда на территории города появилась лютеранская община финнов и шведов. Это были бывшие жители Ниеншанца, а так же пленные, взятые русской армией в ходе Северной войны. Первые упоминания о приходе относятся уже к 1703 году.

Хотя и шведы и финны говорили по-шведски, отношения между двумя нациями были далеко не безоблачными. Все это привело в 1745 году к расколу. Шведы обосновались на Малой Конюшенной улице, где была воздвигнута церковь Святой Екатерины , а финны устроились по соседству на Большой Конюшенной улице, где в 1805 году была возведена каменная церковь Святой Марии.

Свое название храм получил в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, известной своей благотворительной деятельностью. Архитектором церкви стал Г. Паульсон. Несмотря на то, что петербургская финская община была гораздо многочисленнее шведской, нетрудно заметить, что церковь Св. Марии значительно уступает своими размерами и оформлением шведскому собору. В этом нашло отражение тот факт, что большинство финнов в Петербурге принадлежали к городским низам, в то время как шведы были купцами и аристократами.

После аннексии Финляндии в 1809 году приход Св. Марии стал быстро расти. В 1890-хх годах церковь вмещавшую 2400 верующих посещало до 17 тысяч человек. Пастор для богослужений приезжал из Финляндии. В 1842-1844 годах при храме была пристроена церковная усадьба. С 1860-годов при церкви возник сиротский приют для девочек. Постоянно действовали воскресные школы.

Церковь Св. Марии в начале XX века

После революции церковь Св. Марии сильно пострадала, потому что в холодную зиму 1919-1920 года у прихода не было средств для отопления помещения. Позднее, в начале 1920-хх годов здание все-таки удалось отремонтировать. До 1938 года храм продолжал работать. При приходе работало пять конфирмационных школ, которые посещало 800 человек. Лишь в 1938 году, накануне приближающейся войны церковь была закрыта. Все ценности прихода были переданы в Государственный Эрмитаж.

Долгое время в храме находилось общежитие со складом метелок в подвале. С 1970 году в церковном здание разместился Дом природы. Лишь в начале 1990-хх годов храм передали верующим.

Известной достопримечательностью церкви Св. Марии является орган. Первый орган в храме был выполнен мастером С.Г. Талом из Тарту и установлен в 1805 году. В 1876 году его сменил инструмент фирмы «Зауэр». Позднее этот инструмент был передан Тбилисской консерватории. Современный орган храма был изготовлен в Финляндии фирмой Мартти Портана. За его основу были взяты органы Готфрида Зилбермана - известного немецкого мастера органостроения. С декабря 2010 года в церкви Св. Марии проходят регулярные бесплатные органные концерты.

В Санкт-Петербурге, на улице Большой Конюшенной в доме под номером 8-а располагается евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии. В настоящее время этот действующий приход является и кафедральным собором Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (ЕЛЦИ) и главным финским приходом Петербурга.

Начало общине было положено в середине 17 века в Ниеншанце. Тогда она находилась под юрисдикцией шведской церкви. После окончания Северной войны и передачи Ингерманландии Российской империи жители тех земель переселились в Санкт-Петербург. На новом месте собрания и службы проходили в частном доме. Вел их пастор Яков Майделин.

В царствование Анны Иоанновны, в 1734 г. общине подарили участок земли неподалеку от того места, где ныне расположен Невский проспект. Там была заложена церковь Святой Марии. После того, как в 1745 г. финская и шведская общины разделились, за финской было оставлено прежнее место. Изначально здесь был сооружен деревянный храм, который, когда он обветшал, заменили каменным. В церкви было два приюта, касса для бедных, богодельня, школа. К приходу относились молитвенный дом в местечке Лахта и часовенка на финском участке на Митрофаниевском кладбище.

Церковь Святой Марии всегда была центром финской общины Санкт-Петербурга. Петербургские финны делились на две группы – чухон-ингерманландцев, коренных жителей приневских земель и финляндцев, приехавших из княжества Финляндского. Согласно переписи населения, в 1881 г. финнов в Петербурге было порядка 20 тысяч. Женщины в основном трудились прачками, прислугой, няньками, кухарками, а мужчины – извозчиками, сапожниками, трубочистами, портными. В число элиты входили финские шведы, среди них были ювелиры и ремесленники, которые, получив необходимые знания и скопив денег, возвращались на родину. Из этих кругов происходили и пасторы церкви. После революции и гражданской войны большевики с большим доверием относились к ингерманландцам, поскольку они помогали завозить в Петербург оружие и революционную литературу. Финляндцы в подавляющем своем большинстве были высланы.

Здание церкви в нынешнем виде было возведено по проекту архитектора Г. Паульсена в 1803 г., а освящено в декабре 1805 г. Реконструкция 1871 года проходила под руководством известного зодчего К. Андерсона, а 1890 года – Л. Бенуа.

Фасад храма, обращенный на ул. Большую Конюшенную, украшен портиком с треугольным фронтоном. Над церковью – сферический купол. На портике фасада – ниши, в которых некогда были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Позже они были заменены вазами парапета.

В 30-е годы 20 века церковь закрыли, а здание отдали под общежитие. С 70-х годов там был «Дом Природы». Возрождение общности финской общины города было положено в 1988 г. с открытием общества «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз). В постперестроечный период, в 1990 г. церковь передали ЕЛЦИ. Повторное освящение состоялось в 2002 г. На церемонии присутствовал президент Финляндии Т. Халонен и 1-й губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев.

В 2010 г. в церкви был установлен 27 регистровый необарочный духовой орган с механическими игровой и регистровой трактурами. В декабре того же года орган был освящен и инаугурирован. В этом мероприятие участвовали Марина Вяйзя, главный органист церкви св. Марии, профессоры Сибелиус-академии (Финляндия) К. Хямяляйнен, О. Портан, К. Юссила. На следующий день состоялся концерт, посвященный Дню независимости Финляндии.

В настоящее время пастором прихода является Михаил Иванов. Сейчас в приходе Святой Марии проводятся разного рода торжественные собрания, фольклорные праздники и концерты.

Церковь Святой Марии в Санкт-Петербурге. Храм, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1803-1805 годах по проекту Готтлиба Xристиана Паульсена. Сегодня это действующая лютеранская кирха скандинавской традиции, кафедральный собор Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.

Евангелическо-лютеранская община на территории Петербурга впервые появилась еще до основания самого города, при шведах в 1630-х годах. После окончания Северной войны часть шведского и финского населения осталась жить теперь уже на территории Российской империи, а свои религиозные собрания они проводили в одном из частных домов Санкт-Петербурга. В начале XVIII века императрица Анна Иоанновна подарила общине земельный участок на Большой Конюшенной улице, где для лютеран была построена первая деревянная кирха в честь Святой Анны. Когда шведская и финская общины разделились, эта церковь досталась финнам, и в 1803 году они начали строительство нового храма.

Церковь была названа в честь Святой Марии, поскольку ее освящение пришлось на день рождения императора Александра I, мать которого звали Мария Федоровна.

Здание церкви имеет прямоугольную планировку, вверху оно увенчано барабаном и куполом. Главный фасад, выходящий на Большую Конюшенную улицу, декорирован 4-колонным портиком тосканского ордера и треугольным фронтоном. В специальных нишах по бокам фасада первоначально разместили скульптуры апостолов Петра и Павла, но позже их заменили вазами. Боковые фасады украшены пилястрами. Небольшую внутреннюю и внешнюю перепланировку храм перенес в конце XIX века.

В советское время церковь Святой Марии была закрыта, ее здание сначала передали Эрмитажу, а затем разместили в нем общежитие, еще позже — Дом природы. Финский лютеранский приход был возрожден только в конце XX века, и в 1999-2002 годах на деньги церкви Финляндии храм был восстановлен по его историческому прототипу. Кирха Святой Марии получила статус епископальной церкви, что соответствует кафедральному собору.

Сегодня в церкви Святой Марии помимо религиозных богослужений регулярно проходят органные концерты при участии известных музыкантов.

Лютеранская церковь Святой Марии считается памятником архитектуры регионального значения.

Туристу на заметку:

Посещение церкви Святой Марии будет интересно верующим протестантам, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой начала XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии - воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.

Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.

История строительства собора

Первую церковь на этом месте построили римляне. В V-VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.

В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.

Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.

Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.

Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий . Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.

В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.

Главный фасад, фото viajeblogevasion

Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.

Северный фасад

Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion

Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.

Южный фасад

Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.

Клуатр, фото viajeblogevasion

Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.

Внутреннее убранство

Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.

Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.

Главная капелла

Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.

Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.

Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.

Хоры, фото santiago sanz romero

В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)

Капелла Святого Причастия

Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.

Часовня Святого Ильдефонса

Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).

Другие часовни

Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей.
Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем.
Капелла Транспаренте (1729-1732 гг.) уникальна способом освещения.
В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
Главная ценность капеллы Сан-Блас — фрески.

Ризница, фото Jose Luiz

В ризнице храма устроена картинная галерея, где можно увидеть полотно Эль Греко «Эсполио» и ряд работ Тициана, Веласкеса, Ван Дейка и Гойи. Выставлены здесь и другие произведения искусства, старинные культовые предметы и церковные облачения, украшенные драгоценными камнями.

Дароносица, фото [email protected]

Сокровищница находится под главной башней собора. В этом месте планировалось устроить фамильную усыпальницу. Но позднее организовали сокровищницу, где разместили ювелирные изделия, подаренные храму. В экспозицию включена 2,5-метровая дароносица. На самом деле их 2. Золотая дароносица с драгоценными камнями и жемчугом Изабеллы Католической, древняя весом 17 кг, помещена в центр серебряной (позже позолоченной) большой дарохранительницы (160 кг).

Храм сегодня является действующим. В нем проводятся богослужения. В это время вход в Кафедральный собор бесплатный. В другое время храм работает как музей.

Часы работы музея

ПН-СБ: 10:30-18:00;
ВС: 14:00-18:30.

Входной комплексный билет — €12,50.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

По указу Анны Иоанновны была построена деревянная церковь Святой Анны. Она была возведена на участке шведско-финской общины. Прихожанами молитвенного дома стали финские и шведские торговцы, жившие в этом районе ремесленники.

С 1769 года после постройки Шведской церкви святой Екатерины этот храм остался за финским приходом.

К концу XVIII века старое здание обветшало. В 1803-1805 годах здесь была выстроена новая каменная Финская церковь святой Марии. Её архитектор - Г. Х. Паульсен, зять и ученик Ю. М. Фельтена , строившего похожие культовые сооружения. Освящение церкви произошло 12 декабря 1805 года во имя святой Марии в честь императрицы Марии Фёдоровны, вдовы императора Павла I . По сторонам портика, в нишах, были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Позже их заменили вазы, стоявшие первоначально на парапете.

Фланкирующие храм жилые дома №6 и 8 были построены для финской общины в 1840-х годах. Финская церковь находится за красной линией улицы, отделена от неё чугунной оградой. Пилоны ворот сложены из ракушечника, их цоколь - из гранита. В литых розетках оригинальной ограды читалась датировка её создания - "ANNO 1844". Сейчас она заменена новоделом.

В 1871 году интерьер церкви реконструировал архитектор К. К. Андерсон. Боковые окна главного фасада были превращены в двери, внутри здания были установлены хоры на чугунных столбах.

Пастором финской церкви в 1912-1918 годах являлся Ю. Сааринен, отец известного финского архитектора Э. Сааринена.

Здание Финской церкви святой Марии пострадало от холодов зимы 1919-1920 годов, после было отремонтировано. В 1938 году отношения между СССР и Финляндией расстроились. Храм был закрыт, пастора прихода Салима Ялмари Лауриккала выслали из страны, а его преемника пастора Пека Бракса расстреляли.

Здание стало общежитием. Его внутреннее пространство было разделено на три этажа, подвал стал складом. В 1970 году оно было передано "Дому Природы", открывшемуся здесь спустя два года. Первый этаж занимал выставочный зал, другие два - Ленинградский областной и городской совет Всероссийского общества охраны природы.

Возвращение храма финской общине состоялось в 1990 году, после чего здесь возобновили богослужения. Реставрация церкви прошла после переезда Дома Природы, в 1997-2002 годах. Средства на эти работы выделили финны, проект составили архитекторы Э. Лонка и С. Иванов. Пространство храма было освобождено от межэтажных перекрытий. Фундамент здания укрепили монолитным бетоном, устроили автоматическую дренажную систему, установили новые стропила из современных сплавов. Интерьер был создан заново. Образ "Вознесения Христа" написал художник А. Степанов. 19 мая 2002 года состоялось освещение обновлённой Финской церкви святой Марии епископом евангелической лютеранской церкви Ингрии на территории России Арри Кугаппи. При этом событии присутствовали президент Финляндии Тарья Халонен и губернатор Петербурга Владимир Яковлев. В том же году храму был присвоен статус кафедрального собора церкви Ингрии.

Выбор редакции
Это акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, оно вправе проводить...

Вопрос: 643 или 810У меня есть вопрос и прошу, по возможности, ответить на него. Сначала немного истории.Есть у меня сберкнижка...

Главной задачей инвестирования является получение максимального дохода от вложенных средств. Для того чтобы спрогнозировать вероятную...

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО...
Фьючерсы (фьючерсные контракты, от англ. futures) – это производная ценная бумага (), представляющая собой договор об установлении...
1. Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный...
Такой морепродукт, как кальмары, известен всем уже давно. Блюда из него полюбились многим. Очень вкусные, например, из кальмара...
Настоящие, которые действительно находятся в другом организме, выводятся с его фекалиями, где их можно найти (личинки домашней мухи);...
В нашей сегодняшней публикации мы поговорим о крылатых выражениях, афоризмах, пословицах и поговорках, как о наследии, если не сказать...