Пример борьбы и победы в изобразительном искусстве. Презентация на тему: "Образы борьбы и победы в искусстве. «…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. Памятник Бетховену в Вене.". Скачать бесплатно и без


«…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. Памятник Бетховену в Вене. () Людвиг ван Бетховен






Тридцатилетний Бетховен «...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность». Р.Ролан


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.


Симфония 5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1801 год…Частичная потеря слуха…1801 год…Частичная потеря слуха… Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва…Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва… «…Я схвачу судьбу за глотку!»«…Я схвачу судьбу за глотку!»


"Ни одного дня без строчки..." "Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."




Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская - богиня победы






Почему так популярна Симфония 5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?Почему так популярна Симфония 5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?


Что может связывать искусства разных исторических периодов?Что может связывать искусства разных исторических периодов? Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии 5 Бетховена?Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии 5 Бетховена?


Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее» «…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила. Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне. Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах. К завтраку мы уже в полном параде…»«…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила. Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне. Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах. К завтраку мы уже в полном параде…»

Михайлова Татьяна
Урок музыки в 5 классе «Образы борьбы и Победы в искусстве»

Урок в 5 классе

Название : Образы борьбы и победы в искусстве

о солдате» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовс-

Дидактические : Учить учащихся анализировать музыкальное произведение с

помощью средств музыкальной выразительности на

примере увертюры «1812 год» . Формирование истори-

ческого самопознания и достоинства. Создание художест-

венного образа в песне «Баллада о солдате» .

Развивающие : Развивать творческое воображение , логическое мышление.

Нравственные : Воспитывать чувство коллективизма, уважение к истории

своего народа, патриотизм.

Тип урока : комбинированный

Форма проведения : урок-диалог

Жанр урока : урок-размышление

Оборудование : - портрет П. И. Чайковского;

Иллюстрации к увертюре «1812 год» ;

- наглядность : музыкальный термин «увертюра» ;

Аудиозапись с музыкальным произведением ;

- раздаточный материал : листы для творческого задания, для

игры «Почта» , для «мозгового штурма» .

Искусство – это грандиозная

память нравственного, эмоционального

опыта человека.

Д. Шостакович

Музыка – бездонный источник для

ума и сердца.

Ход урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое нашей страны и поможет нам в этом музыка русского композитора XIXв. П. И. Чайковского. А именно увертюра «1812 год» .

Что это за дата в истории русского народа? (Ответы детей) .

Мы знаем, что слово «увертюра» означает… (Ответы детей : музыкальное вступление к опере , балету.)

А вот эта увертюра является самостоятельным музыкальным жанром , то есть звучит отдельным произведением, независимым, представляя нам рассказ о тех давних событиях. П. И. Чайковский очень образно изобразил противоборствующие силы с помощью главных песен обоих государств… (Ответы детей : гимнов) .

Во Франции – это «Марсельеза» .

Играю мелодию «Марсельезы» .

А образ русского народа , я думаю, вы услышите сами.

Итак, мы неоднократно говорили о том, что музыка обладает силой воздействия на человека. Давайте прослушаем увертюру, и вы поделитесь своими впечатлениями об этом произведении.

Слушание увертюры.

Проведение «Мозгового штурма»

на слово «увертюра» .

Я рада, что вы услышали в музыке торжественность , праздничность и это не случайно, так как эта увертюра была написана в честь открытия храма Христа Спасителя. Наверное, поэтому в музыке П . И. Чайковский очень ярко изобразил звучание колокольного звона - символ христианской веры, который издавна возвещал о чём? (Ответы детей : о времени для труда и отдыха, бодрствования и сна, веселья и скорби).

Как вы думаете, о чём говорил этот звон – о празднике или о несчастье? (Ответы детей : о несчастье, звучал набат) .

Вспомните, где звучала тема французской армии – в начале, в середине или в конце увертюры? (Ответы детей : в начале увертюры) .

Чем эта музыка сопровождалась ? Что этим хотел сказать композитор? (Ответы детей : слышны пушечные выстрелы, говоря о том, что французская армия наступает).

Какой главной песней России того времени была представлена тема русского народа?

Играю мелодию «Боже, царя храни»

Что это за мелодия? (Ответы детей) .

Как можно назвать те моменты в жизни, когда звучит гимн? Какие это ситуации? (Ответы детей : в самые ответственные, важные моменты для людей и страны).

Для чего звучит гимн? (Ответы детей : для того, чтобы испытать либо чувство гордости за страну, либо для того, чтобы собраться с силами , с духом и сделать очень важное дело).

И, кстати, историческая справка. Современный гимн, претерпев изменения в тексте, был написан в 1944г. во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Поэтому так ощутимо в его мелодии стремление мощным потоком объединить миллионы сердец в борьбе за справедливость .

И тем более гимн «Боже, царя храни» нужен был нашим солдатам идти в бой за кого? (Ответы детей : за Бога, Россию, царя) .

И легендарному полководцу М. Кутузову, который в ходе этой войны принял сложное решение – отступить, отдать Москву, но не просто отдать, а сжечь её. Для чего, как вы думаете? (Ответы детей) .

Отступить необходимо, так как силы были неравные. Надо было восполнить армию и людьми, и боеприпасами и дать решительный отпор французам. Это решающее сражение произошло на Бородинском поле. Этот исторический факт хорошо описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» , а также в поэме М. Лермантова «Бородино» , которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.

Повторное слушание с дифференцированным

творческим заданием. (Дети работают в группах :

рисуют музыкальную линию , сочиняют стихотво-

рение, пишут сенканы).

По окончании слушания дети представляют свои

Группам предлагается задать друг другу вопросы.

(Проводится игра «Почта» )

(Учитель задаёт свой вопрос всему классу : - Я считаю, что эта музыка , современной молодёжи не нужна. Она ей не интересна. А как считаете вы? Докажите. (Ответы детей) .

И сейчас, я хочу обратиться к эпиграфу . (Читаем все вместе эпиграф) .

Как вы его понимаете? (Ответы детей) .

И у меня к вам последние вопросы. Кто является главным человеком на любой войне? Без кого не было бы победы в сражениях ? Кто выносит на своих плечах все тягости военного времени? (Ответы детей - солдат) .

Исполнение песни «Баллада о солдате» .

Проводится индивидуальное и групповое

оценивание.

В качестве домашнего задания я попрошу вас узнать, в каких произведениях искусств отражается тема войны 1812 года.

Приложение

,Музыкальная линия” или ,Цветная линия”

Содержание игры заключается в том, что дети слушают музыкальное произведение , делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке . При повторном слушании произведения детям предлагается нарисовать линию, которая соответствовала бы мелодической линии этого произведения, и обосновать свой выбор. На последующих этапах можно использовать цветные карандаши, чтобы ярче показать настроение и характер, при этом просить детей обосновывать свой выбор цвета и линии.

Правила написания сенкана :

Тема – 1 существительное;

Описание темы - 2 прилагательных;

Действие, которое происходит – 3 глагола или 3 слова с одним глаголом;

Мое отношение – фраза из 4-х слов;

Синоним к теме – 1 слово.

Игра «Почта»

. «Почта» - игра используется в качестве закрепления пройденного материала. Ребята могут самостоятельно, либо по рядам, либо в группах написать вопросы на листах бумаги, положить их либо в шапку, либо в конверт, а «почтальон» или посыльный разносит их по классу , передавая ребятам из других групп, после чего каждая группа сообща обсуждают ответ на полученный вопрос и отвечает. Для роли посыльного или почтальона можно привлекать слабых детей. Как вариант, дети могут сделать из бумаги самолётики, на которых пишут вопрос и запустить их в сторону другой группы.

Тема урока «Образы борьбы и победы в искусстве»

Класс: 5 класс

Цель:

Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой

народ. Познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой

классической музыки, определить его историческую роль.

Задачи:

Воспитывающая:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

воспитывать гордость за свой народ, его решимость и стойкость в борьбе с силами зла.

Развивающая:

развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие памяти, мышления, умение высказывать свои мысли и суждения;

развивать слушательскую культуру обучающихся, образное восприятие через произведения живописи, графики, музыку и слово;

развивать исполнительские навыки.

Обучающая:

познакомить обучающихся с музыкальными произведениями, созданными в блокадном Ленинграде;

расширить знания обучающихся по истории Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить детей о героическом прошлом нашей страны; о композиторе писавшего во время войны.

Метапредметные: формировать умение выделить важную информацию, сделать вывод и дать обратную связь.

Личностные: формировать уважение к Родине, гордость за нее;жизненное самоопределение личности;нравственно-этическая ориентация.

Интеграция образовательных предметов: история,музыка, литература,изобразительное искусство.

Методы и формы работы: коллективная, индивидуальная, проблемно-поисковая, диалог.

Использование ТКМ (технология критического мышления: вызов осмысление - рефлексия).

Музыкальный материал:

«Эпизод нашествия» из первой ч. Симфонии №7, Д.Д.Шостаковича, «Катюша» М.Блантер, «Священная война» А.Алексанлров, песня «Маки» Н.Мей.

Дополнительный материал: позмао блокаде поэт Лев Болеславский , стихотворение «Мы верим, мы помним» О.Забусова, песни ВОВ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, баян, информационный справочник.

Ход урока.

Слайд 1.

Организационный момент.

Слайд 2.

Музыкальное приветствие.

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Давайте познакомимся с эпиграфом нашего урока:

(под музыку «Священная война» читается эпиграф)

Актуализация знаний.

Слайд 3.

«Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти».

М. Матусовский

Учитель. Опираясь на эпиграф и музыку которая сейчас прозвучала, подумайте, в какое время мы отправимся?

Дети: Прозвучала песня «Священная война», которая написана в годы ВОВ.

Учитель. Правильно, «Священная война» была написана 25, а исполнена 26 июня 1941 года. На третий день войны. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Какие ваши предположения?

Дети: Наверное, мы будем говорить о музыке во время Великой Отечественной войны, о военной песне.

Изучение и закрепление нового материала.

Информационный этап .

Учитель: И сегодня мы поговорим с вами на тему «Образы …………… и.................. в искусстве».

Вас ничего не удивляет в формулировке темы?

Дети: Пропущенные слова.

Учитель: Мы постараемся в течение урока найти эти потерявшиеся слова. Да, действительно. Мы отправимся с вами в XX век, в годы Великой Отечественной войны, а конкретно - в 9 августа 1942 года в блокадный Ленинград, в большой зал Ленинградской филармонии.

Слайд 4.

Учитель.

Вот этот год, вот этот зал, вот люди, которые присутствуют на этом концерте. Давайте представим, что и мы оказались в этом зале. Давайте вглядимся внимательно в лица людей, которые пришли на концерт и попытаемся понять, какая музыка звучит в этом зале.

Учитель. В композиционном центре картины расположен мужчина с грозным лицом . Какие чувства вызвала музыка в его душе?

Дети: Чувство ярости, ненависти к врагу: его скулы сжаты, брови сдвинуты, рука на сумке напряжена, кажется он вот-вот встанет и кинется в бой.

Учитель. Слева от него мужчина, закрывший лицо руками . Какое чувство вызвала музыка в его душе?

Дети: Горькие воспоминания о гибели близких людей, друзей, возможно, он плачет.

Учитель. У колонны сидит молодая девушка . Композиционно она расположена в самом светлом месте картины. О чем это говорит?

Дети: О том, что душа ее светла, чиста, что она юная и романтичная. Учитель. Какие чувства вызвала музыка в ее душе?

Дети: Чувство боли, скорби, светлые мечты о счастье разбились о страшную реальность войны..

Учитель. Девушка, стоящая у столба. Что вы можно сказать о ней?

Дети: Она одета в военную форму, значит, принимает участие в боевых действиях, она замкнута в себе.

Учитель. Какие чувства вызывает музыка в ее душе?

Дети: В ее глазах печаль, смешанная с болью и горечью, она вспоминает все, что ей пришлось пережить на войне.

Учитель. Посмотрите, ребята, все герои картины находятся в одном месте, сидят рядом, слушают одну и ту же музыку, но одинаковые ли чувства вызывает эта музыка у каждого из них?

Дети: Нет, у каждого из них музыка вызывает разные чувства.

Учитель. Давайте теперь и мы с вами послушаем эту музыку. Какие чувства вызовет она в вашей душе?

Слайд 5.

Слушание «Ленинградская симфония Д.Шоставковича» 4 часть.

После прослушивания дети

высказывают свои впечатления от услышанного.

Учитель. Спасибо, ребята, вы очень внимательно и эмоционально слушали музыку и очень образно изложили свои мысли. А теперь я открою вам правду. 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в большом зале Ленинградской консерватории прозвучала 7-я симфония выдающегося русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Слайд 6.

Практический этап.

Учитель: Знакомство с творчеством композитора и его удивительной музыкой мы начнем с поиска информации. «Окейгугл» у нас на уроке отсутствует и нет «Алисы», но есть на ваших столах информационно-поисковый справочник , с которым у вас есть возможность поработать. Содержание справочника у всех участников урока одинаково, но круг вопросов у каждой группы будет свой. (Фоном звучит 2 часть симфонии )

1 группа - группа историков. Ваша задача в источнике информации найти ответы на вопросы, связанные с обстановкой в Ленинграде в то время, когда жил Д.Шостакович.

2 группа - группа биографов. Выберите самые важные и любопытные факты о жизни композитора.

3группа - группа музыковедов. Ваша задача - выбрать и назвать музыкальные произведения Д.Шостаковича. Возьмите, пожалуйста, карандаши и подчеркните нужную информацию в тексте. Приступайте к работе.

Регламент 3 минут. Р азбор ответов на вопросы.

Учитель: Спасибо группам за работу.

Слайд 7.

Симфония воплощается в 4 частях. Особое значение имеет I часть. О ней Шостакович писал: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила - война».А теперь давайте послушаем тему в исполнении симфонического оркестра и ответим на вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер?

Дети слушают 1 часть симфонии до эпизода фашистского нашествия.

Учитель. Ребята, как вы думаете, ч то изображает музыка? Каков её характер? Дети : Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Я думаю, что это тема фашистского нашествия, которая повторяется много раз под несмолкающий бой малого барабана, но в изменённом виде .

Учитель. Сколько образов мы услышали в теме нашествия?

Дети: Один.

Учитель. Какой образ?

Дети: Образ борьбы, образ развивающегося нашествия диких варварских сил.

Учитель: Итак, мы нашли первое пропущенное слово темы урока. Образ борьбы!

Учитель: Как вы думаете, ребята, какую идею вложил в эту симфонию Шостакович? Что он хотел сказать людям?

Дети: Идея симфонии - борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу.

Слайд 9.

Учитель. Да, на самом деле, идея симфонии - борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе».

Учитель: Ребята, ответьте: смирился ли народ с ударами судьбы?

Дети: Нет.

Учитель: Образ чего ещё присутствует в произведении Д.Шостаковича?

Дети: Образ Победы.

Слайд 10.

Учитель:

Поэт Лев Болеславскийнаписал п поэме «Шостакович» такие строки:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.

Учитель: Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”. О чём он говорит?
Дети: Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку.

Обобщающий этап.

Учитель: На мой взгляд, это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу. А какое бы вы дали название симфонии? Дети: Можно дать название «Симфония Победы», «Симфония мужества», «Посвящение Ленинграду», «Блокадный Ленинград».

Учитель: Все вы были почти правы, Шостакович назвал Симфонию №7 «Ленинградская». А на титульном листе партитуры Дмитрий Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Учитель: Скажите, а слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня?
Дети: Я думаю, что симфония сегодня звучит в филармонии , в консерватории , может быть, по телевидению. Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа.

Учитель: Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Динамическая пауза.

Учитель: Немецкий композитор Л . Бетховен писал: “Наше время нуждается в людях, мощных духом!” А я считаю, что любое время нуждается в них. Почему? Да потому, что только сильные духом могут подняться над обстоятельствами, и в трудной ситуации сделать больше, чем в их силах.

Слайд 11.

Учитель: Мы родились и выросли в мирное время, нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история и память. А символ памяти погибшим на войне - красный мак. О красных маках написано много песен, сейчас мы познакомимся с песней «Маки», слова и музыку к которой написала Наталья Май.

Ребята, я попрошу вас встать, взять в руки маки и повторять движения за мной.

«Хор рук» под песню «Маки»

Вокальная работа.

Слайд 12.

Учитель: Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война.С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Музыка и война. Казалось, бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.Она помогала преодолевать трудности, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии более чем 74года, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
Какие песни военных лет вы знаете?

Дети: (ответы учащихся)

Учитель:

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского говорят о том, что в песнях военных лет люди черпали душевные силы. Воевал весь наш народ, воевала и песня.Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен - песню «Катюша», Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Это песня укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала народу выстоять и победить. И помогла, и победила! И сегодня мы её с вами разучим.

Слайд 13.

Разучивание песни «Катюша»

Рефлексия.

Слайд 14.

Учитель: Наш урок подходит к концу и, подводя его итог, я хочу сказать, что мне очень понравилось с вами сегодня работать. Вы были активны, сообразительны, оригинальны в своих ответах. Быстро справились с заданиями, полученными на уроке. Очень эмоционально и выразительно исполнили песню «Катюша». Давайте поблагодарим, друг друга аплодисментами, вы их сегодня заслужили! Большое спасибо! Но я бы хотела ещё от вас услышать ответы на несколько вопросов:

Что вам запомнилось на уроке?

Какое музыкальное произведение хотели бы вы услышать (исполнить) еще раз? Почему?

Как вы думаете можно ли сказать, что музыка приблизила день Победы?

Домашнее задание .

Нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на урок.

Слайд 15.

Учитель: А я хочу закончить свой урок словами местного поэта Олега Забусова, из стихотворения «Мы верим, мы помним»

Пусть звуки бомбежек и запах пожарищ,

Останутся в прошлом для всех навсегда!

И пусть ни один погибший товарищ

Не будет забыт ни за что, никогда!

Слайд 16.

Спасибо за урок!

Ученица 6в класса МБОУ "СОШ№5" г.Канаш Ч.Р. Володина Валерия

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. В этой работе можно поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет художественного и музыкального образования

Кафедра теории, истории, методики музыки

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ШКОЛЬНИКА»

Выполнила работу ученица 5в класса

МБОУ «СОШ№5» г.Канаш Ч.Р.

Володина Валерия

Руководитель: учитель музыки

Демина Н.Е.

2015г.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Я не случайно выбрала тему доклада «Образы борьбы и победы в искусстве». Мне было интересно узнать о героях Отечества, поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Русские композиторы, художники, поэты очень часто обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

На эти вопросы я и постараюсь ответить.

С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Я предлагаю сегодня вспомнить музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках музыки, посвященных теме защитников Родины.

Итак, и в музыке, и в живописи, и в литературе есть много примеров воплощения образа героизма, победы, но разными средствами, ведь каждое искусство говорит своим языком. Главным персонажем былин, картин и музыкальных сочинений является защитник земли русский-богатырь. Кто такие богатыри?

Богатыри - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Эти образы были воспеты в произведениях литературы.

Кто же обращался к этому образу в музыкальном и изобразительном искусствах? Конечно, каждый русский человек знаком с картиной В.Васнецова «Богатыри», которую художник писал почти 20 лет.

А в музыке к образу богатырской удали обратился русский композитор А.П. Бородин в своей симфонии № 2. После того, как композитор показал свой шедевр друзьям, композиторам «Могучей кучки», музыкальный критик В. Стасов тут же назвал ее «львицей». М.Мусоргский представил в симфонии славянский героический образ,

но Стасов, подумав, предложил Бородину название «Богатырской симфонии», композитор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда. Давайте послушаем несколько строк этой героической музыки. (слушание). Что же изобразил композитор в музыке симфонии? В первой теме я представила сбор, игры, сражения богатырей, а во второй – слышна безмерная их любовь к родной земле.

Не только русские композиторы обращались в своем творчестве к героическим образам. «Симфония №3» немецкого композитора Л.В. Бетховена рождалась в самое тяжелое время жизни композитора, связанного с потерей слуха. Он нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии, которую, по словам его учеников, он первоначально посвятил Наполеону, но узнав о том, что тот провозгласил себя императором, «разорвал титульный лист с посвящением сверху донизу и швырнул на пол». В дальнейшем эта симфония получила название «Героическая». Симфония пронизана мощ-ной динамикой образов борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти, пробуждающихся сил. Их движение завершается ликующим победным торжеством. (Слушание симфонии №3)

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?

Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества. В арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество русского человека.

(Слушание Арии Сусанина)

Примером образов борьбы в музыке является так же опера А.Бородина «Князь Игорь», в основе сюжета которой лежит замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Опера писалась в течение 18 лет, но так и не была завершена. После смерти Бородина, его друзья, композиторы А.Глазунов и Н.А. Римский – Корсаков дописали и инструментовали большую ее часть. Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Эпический склад оперы проявляется в героических музыкальных образах, в неторопливом, как в былинах, течении действия. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей. В его Арии «Ни сна, ни отдыха» - мы видим многогранный портрет героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбе родины, и страстная жажда свободы. (слушание Арии Игоря).

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского говорят о том, что в песнях военных лет люди черпали душевные силы. Воевал весь наш народ, воевала и песня.

Какие же песни были написаны на войне или о войне?

Это, конечно, известная каждому русскому человеку песня -гимн, в которой слышится призыв к борьбе профессора Б.А.Александрова «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой». Песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы до стен рейхстага в Германии.

«Эх, дороги». Песня – воспоминание о пройденных дорогах войны.

Песня «В землянке» - первая лирическая песня в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. В годы войны песню исполняли Л.Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Это песня о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность.

Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.

В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков. Я сейчас попрошу всех встать и почтить минутой молчания память тех, кто погиб в годы ВОВ. (минута молчания).

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах… - никто не остается равнодушным. Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Это песня «День Победы», Давида Тухманова и В. Харитонова, которую ветераны войны считают своей фронтовой. Я предлагаю исполнить песню всем вместе. (Исполняем).

Спасибо за внимание!

«Список использованных источников информации».

  1. Сайт «Бельканто. Классическая музыка, опера и балет».

http://www.belcanto.ru/igor.html

  1. Программа «Музыка. 5-7 классы» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Статья « КОГДА ГОВОРЯТ ПУШКИ, МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюлячинского района Тюлячинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

1 квалификационной категории

Хабирова Светлана Петровна

Тема II полугодия : «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока : «Образы борьбы и победы в искусстве»

Тип урока : урок сообщения и усвоения новых знаний

Цель : Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Планируемые результаты обучения:

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека.

Предметные: Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена. совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений. показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Метапредметные: Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, формировать мыслительную деятельность учащихся.

Личностные: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях, быть ориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Технологии : деятельностного подхода,проблемного обучения (поисковый метод), развивающего обучения (вовлечение обучаемых в различные виды деятельности), критического мышления.

Методы и приемы : интерактивные (работа в группе), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Музыкальный материал:

Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

Бетховен. Симфония № 5, 3 часть

Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

Я. Дубравин. Мы в доме одном живем.

Визуальный ряд:

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Лисипп «Геракл, борющийся со львом»

Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»

П. Корин «Александр Невский»

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Комплексно – методическое обеспечение: синтезатор, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока:

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь из

души человеческой»

(Людвиг ван Бетховен)

1.Орг момент. Музыкальное приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним, ребята над какой темой мы с вами работаем с начала 2 полугодия? (музыка и изо)

Правильно, на протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о родстве изобразительного искусства с музыкой. Какие выразительные средства объединяют эти искусства? (темп, ритм, динамика, жанр, строение…)

Чтобы перейти к теме нашего урока, сначала я прочитаю вам стихотворение В. Урина, а вы попробуйте определить о ком говорится в нем?

Стих В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепая затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

(Ответы детей.)

Да, здесь говорится о людях решительных, отважных, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо». Одним словом, о героях, готовых бороться и побеждать.

Итак, тема нашего урока «Образы борьбы и победы в искусстве» (презентация)

Я хочу сейчас пригласить вас в музей, где представлены работы авторов. живших в разное время, но их объединяет общая тема борьбы. В роли искусствоведов будут ваши одноклассники.

На экране

1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.

2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

3.Микеланджело «Восставший раб» .

Статуя является вершиной скульптурного творчества Микеланджело, олицетворяет героическую борьбу человека за свое освобождение. Мы видим прекрасного и сильного юношу, пытающегося разорвать путы. Скульптура передает предельное напряжение сил, отчаянный порыв к свободе.

4.Следующее произведение- картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский».

Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

Учитель:

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.

В нашем музее представлен необычный портрет великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене.

Проблемный вопрос : Почему среди прочих изображений здесь представлена фигура композитора?

Сегодня мы будем слушать музыку Бетховена и определим каков его герой.

Слушание фрагмента III части Симфонии №5 Бетховена.

(Работа в парах) Задание. Ответьте на вопросы:

1.Кто или что представляет из себя главный герой симфонии?

2.Каким вы его представляете?

3.Что с ним происходит в этой части симфонии?

(В герое борются два человека – слабый и сильный, с одной стороны-тревога, сомнение, жалобные интонации, у виолончелей и контрабасов в низком регистре, с другой – повелительная, резкая, призыв к действию, маршевые интонации, у труб и деревянных духовых).

Музыку этой симфонии композитор определил как тему своей судьбы. А о главном мотиве, открывающим симфонию №5 сам Бетховен сказал «Так судьба стучится в дверь». (Показ интонации Бетховена).

Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

Необычна и судьба самого композитора.

Учитель: Что вы знаете о судьбе Бетховена?

Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Действительно, в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению, «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

Борьбе со всеми несправедливостями мира посвятил свою 5-ю симфонию Бетховен. Главный замысел его музыки: «через борьбу – к победе, через тернии – к звездам».

Об этом и рассказывает нам Пятая симфония. Но прежде, как вы понимаете симфонию? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс… С чем симфонию можно соотнести, например, в литературе?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У: Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

Какая должна быть музыка, рисующая образ судьбы? Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Предположения учащихся

Реальный вариант

Характер

Грозная. мрачная, сильная. страшная

Интонации

маршевые

Медные духовые, струнные

Динамика

Форте, фортиссимо. Нарастание динамики

Портрет человека

Мужественный, борющийся,сопротивляющийся

Кто побеждает

У: Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа этой музыки.

Слушание IV части симфонии. (Дирижирование в характере музыки)

У: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д : Победу, праздник, ликование, гордость, величие. мелодия победного, песенно – маршевого характера, фанфары медных духовых инструментов.

Подведение итогов.

У: Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?

(образ преодоления, победы, торжества)

Удалось ли Бетховену воплотить замысел симфонии (: «через борьбу – к

победе, через тернии – к звездам»)?

У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в ней люди?

Д .: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

И конечно, нам всем в жизни необходимы любовь и поддержка, тепло и забота близких людей, друзей, все то, о чем поется в песне «Мы в доме одном живем», которую мы с вами сейчас и исполним.

Исполнение песни «Мы в доме одном живем»

Рефлексия.

Что у вас вызвало затруднение на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что нового вы узнали на уроке??

Какую музыку хотели бы услышать (исполнить) еще раз?

Домашнее задание : нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на уроке.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...