Про что дубровский. "Дубровский" - кто написал? "Дубровский", Пушкин. Произведение А. С. Дубровский - краткое изложение


Необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - потомков двух враждующих помещичьих семейств.

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других» . В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

Сюжет романа

Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистенёвку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Дубровский поджигает Кистенёвку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робина Гуда , наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова, и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает свою «банду» и скрывается за границей от правосудия.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа . Расшифровка более позднего варианта:

Критика

В литературоведении отмечается сходство тех или иных ситуаций «Дубровского» с западноевропейскими романами на сходную тему, в том числе за авторством Вальтера Скотта . А. Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону «бульварного» романа того времени :

Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

Из записной книжки Анны Ахматовой

Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».

Начало создания романа

Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).

Реальные прототипы главного героя

В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.



Вторая версия гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.

Жанр произведения

При создании «Дубровского» Пушкин обращается к популярному в то время жанру разбойничьего или авантюрного романа. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Благородный разбойник, вызывающий сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Заключение

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей.



Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, - все это нашло свое место в «Дубровском».

Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа :
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.


" Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

В 30-е годы начинается новый этап в . От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов .

Документальная основа романа

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться. Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и , неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Создание произведения

Работу над ним Александр Сергеевич начинает в 1832 году. В черновиках писателя помечается место событий – Козловский уезд Тамбовской губернии. Именно там произошла ещё одна реальная история, которая нашла отражение в романе: полковник Крюков выиграл судебное дело о принадлежности имения у своего соседа поручика Мартынова. Судебные тяжбы с подобными исходами происходили неоднократно. По всей России у небогатых помещиков отбирали имения более состоятельные дворяне. Вопиющая несправедливость суда в подобной ситуации возмущала Пушкина, он решился описать похожую ситуацию с максимально тонкими деталями. Среди жертв именитых и беспринципных соседей-аристократов был и помещик Дубровский. Эту звучную фамилию Александр Сергеевич выбрал для своего благородного героя.

Над произведением Пушкин трудился в течение года. Последние записи черновиков датируются 1833 годом.

Как роман появился в печати

Пушкин так и не успел завершить роман о благородном разбойнике. Даже окончательного названия произведению автор не дал (вместо заглавия в черновиках стоит просто дата «21 октября 1821 года»). В печати произведение появилось после гибели великого поэта, в 1841 году. Такова история создания романа «Дубровский».

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

Произведение А. С. Пушкина «Дубровский» не только интересно своим авантюрным сюжетом, но и богато проблемными ситуациями, которые со временем станут вашими аргументами. Поэтому очень важно найти качественный краткий пересказ по главам, и в этом вам поможет команда «Литерагуру». Также мы предлагаем вам ознакомиться с анализом книги для успешной работы над отзывом и сочинениями.

Книга начинается с рассказа о жизни русского барина Кирилы Петровича Троекурова. Он был необразованным, избалованным и самолюбивым богачом, уважаемым местной знатью, которого она же и боялась. Не страшился его только сосед – старый друг, со времен военной службы, Андрей Гаврилович Дубровский. Троекуров уважал Дубровского. Оба быстро схоронили жен, и у обоих осталось по ребенку: сын Владимир у Андрея Гавриловича и дочь Маша у Кирилы Петровича.

Все было хорошо, но в один день все изменилось. К Троекурову съехалось множество гостей. Хозяин решил не в первый раз похвастать своей псарней и повел всех любоваться. Дубровский был хмур и на непонимание Троекурова ответил, что псы хозяина живут лучше, чем его слуги. Один из псарей обиделся на такое замечание и нахамил Андрею Гавриловичу. Дубровский уезжает. Наутро Троекуров получает письмо, где его друг просит отдать ему того холопа, что смел посмеяться над ним, для расправы. Кирила Петрович посчитал письмо большой дерзостью. Позже, объезжая свои владения, Андрей Гаврилович видит покровский мужиков, посмевших рубить его лес. Он ловит двоих и наказывает прутьями. Троекуров узнает и в ярости решает мстить. В это время приезжает к нему заседатель Шабашкин, с которым они решают, как отобрать деревню Кистеневку у Дубровского.

2 глава

Приехав в уездный суд, Дубровский пытается убедить всех в своей правоте, но так как все документы его давно сгорели, то правда остается за Троекуровым. Затем подкупленный свидетель Спицын выступает против Андрея Гавриловича.

Суд постановляет передать владения Дубровского Троекурову. Андрей Гаврилович впадает в беспамятство, его выводят. Уездный лекарь помогает несчастному, и когда тот приходит в память, его отвозят в уже почти не принадлежащее ему имение.

3 глава

Здоровье Дубровского все еще плохо. За ним ухаживает старуха Егоровна. Видя состояние барина, она просит кистеневского грамотея написать письмо Владимиру, чтобы рассказать о состоянии отца.

Сын жил и учился в Петербурге с ранних лет и сейчас служит в одном из гвардейских полков. Владимир любил отца, поэтому, как только он получил письмо, сразу же попросил об отпуске и через несколько дней уже был в дороге. Его встретил старый кучер Антон, который в разговоре уверяет, что все крестьяне верны своему барину. Доехав до дома, Владимир встретил ослабленного болезнью отца.

4 глава

Владимир хотел заняться делами, но отец не мог дать внятного объяснения о произошедшем ранее. Поэтому время апелляции проходит, и Кистеневка переходит Троекурову.

Старику становиться все хуже. Кирила Петрович не рад победе, его пожирает совесть. Наконец, решившись помириться со старым другом, Троекуров едет к Дубровскому. Больной, сидя у окна, завидел обидчика. С ним случается удар. Владимир приказывает прогнать нежданного гостя. Кирила Петрович в ярости уезжает. Сын сообщает, что отец скончался.

5 глава

Похороны закончились. Владимир скрывается в Кистеневской роще, пытаясь заглушить душевную боль, он шел, не разбирая дороги. Вернувшись к дому, Дубровский замечает, приехавших чиновников с заседателем Шабашкиным, которым нужно разобраться с передачей имения Троекурову.

Крестьяне бунтуют, но Владимир своей речью убеждает всех разойтись. Поручики просят о ночлеге, и Дубровский сухо позволяет.

6 глава

Не желая отдавать дом со своими детскими воспоминаниями, Владимир сговаривается с кузнецом-Архипом, который хотел убить приказных. Оставив в доме одних чиновников, барин велел крестьянам снести сена и соломы, чтобы поджечь дом.

Владимир не хотел смертей, но Архип запер все выходы, утаив от господина. Дубровский и несколько его людей скрылись в лесу. Приказные погибли в огне. При этом кузнец спасает кошку, застигнутую пламенем врасплох.

7 глава

На другой день о пожаре знали все. Возникало много разных версий. Во время следствия выяснилось, что поджег совершил кузнец – Архип, но и Владимира не обошло сильное подозрение.

Внезапно в округе появляются отважные разбойники, которые сеют ужас на жителей, грабя в основном богатых. Многие считали, что их предводителем был Дубровский, но были сомнения, ведь они не трогали владений Троекурова.

8 глава

Начинается рассказ о героине повести, Маше Троекуровой. Девушке семнадцать, она красива и любима отцом. Выросла Маша в уединении, читая французские романы и мечтая. У нее есть младший брат Саша, который был рожден от Троекурова и гувернантки-француженки.

Мальчик подрос, и Кирила Петрович нанял ему учителя. Им стал некий француз Дефорж. Доволен им Троекуров остался после того, как однажды решил посмеяться над ним. Он втолкнул его в комнату к медведю, но учитель не струсил, а достав пистолет, убил животное. Это произвело впечатление и на Марью Кириловну. С Машей Дефорж начинает заниматься музыкой, и она в него влюбляется.

9 глава

После храмового торжества к Троекурову начинают съезжаться гости на обед. Приехал к нему и лжесвидетель Антон Пафнутьич Спицын. Он рассказал хозяину дома, что боялся нападения Дубровского, который наверняка замыслил мстить ему за умершего отца.

Начинается обсуждения разбойников. Кто-то отзывается хорошо, а кто-то яро требует поимки. Исправник рассказал о списке с приметами Дубровского и зачитал их. Эти приметы подходили почти каждому, и Кирила Петрович приводит в пример Дефоржа. Позже он рассказывает о храбрости француза, победившего медведя, что изумило гостей.

10 глава

Троекуров не отпустил гостей, повелев остаться у него. Когда пришло время идти спать, Спицына все еще не покидали опасения. С недавних пор он начал возить с собой все деньги, спрятав их в кожаной сумке под одеждой.

Антон Пафнутьич решил обезопасить себя, попросившись переночевать с храбрым французом, который, в случае чего, сможет его защитить. Он и гувернер уснули. Чувство, будто его дергают за рубашку, разбудило Спицына. Открыв глаза, он видит «Дефоржа», который наведя на него пистолет, снимает заветную сумку. Приказав молчать, «француз» сообщает, что он Дубровский.

11 глава

В этой главе рассказывается, как Владимир познакомился с настоящим учителем Саши. Произошло это на станции, когда Дефорж собирался ехать к помещику Троекурову. Француз открылся, что на самом деле он пекарь, но этот помещик много платит, и он сделался учителем.

В Покровском француза никто не знал, поэтому Дубровский легко мог его сыграть. Владимир дал денег учителю за документы и обещание немедля уехать в Париж. Тот сразу соглашается. Так герой попал в дом врага, где его полюбили все домашние.

12 глава

В один день во время урока музыки с Машей Дефорж передает ей записку, в которой он зовет ее на вечернее свидание. Маша думает, что учитель признается ей в своих чувствах, но, придя на встречу, она узнает не только о заветной и взаимной любви, но и о том, что «Дефорж» — это Дубровский.

Владимир открылся ей, сказав, что она была той причиной, почему он не нападал на владения ее отца. Ради нее он его простил. Но Спицын уже рассказал об ограблении, и Дубровский не может остаться. После разговора Маша вернулась домой, где увидела отца и исправника. Им уже известно, что учитель — это Владимир.

13 глава

Проходит некоторое время. Возвращается старый князь Верейский в соседнее имение в Арбатове подле Троекуровских владений. Скучая в одиночестве, князь решает навесить соседа. В гостях он знакомится с Марьей Кирилловной, ее красота поражает его. Он начинает ухаживать за девушкой.

Троекуров был чрезвычайно доволен князем. Это богатый и солидный претендент на руку его дочери, и он решает поспособствовать их браку.

14 глава

Девушка получает письмо от Дубровского, но не успевает прочитать, так как ее зовет отец. В кабинете, где был и князь Верейский, Маша узнает, что тот сватается к ней.

Героиня начинает плакать, она не хочет замуж за старика. Отец прогоняет ее. В своей комнате она читает письмо, в котором Владимир зовет ее на свидание «на прежнем месте».

15 глава

Маша приходит в беседку, где ее встречает Дубровский. Владимир уже все знал и предлагал ей свое покровительство, но Маша попросила его подождать. Она хотела тронуть отца слезами и мольбой, чтобы он изменил решение.

На прощание Дубровский дает ей кольцо, которое, в случае опасности, она должна положить в дупло дуба, стоящего у беседки.

16 глава

Маша все откладывала свое заявление, боясь гнева отца. Все готовились к свадьбе. Она решает написать письмо князю. Прочитав письмо, Верейский считает нужным ускорить свадьбу и показывает письмо ее Троекурову.

Кирила Петрович приходит в бешенство и назначает свадьбу на послезавтра. Маша молила его не отдавать ее замуж за князя, но Троекуров не слушал. Тогда она заявляет, что воспользуется помощью Дубровского. Изумленный заявлением дочери, он запирает ее в комнате до дня венчания.

17 глава

Заточенная Маша не знала, как дать знак Дубровскому, но под окнами ее начал звать ее брат Саша, говоря, что сделает для нее все, что она попросит. Пленница дает ему кольцо и просит положить в заранее оговоренное место.

Саша выполняет поручение, но, собираясь возвращаться, он замечает рыжего мальчишку, который хочет забрать кольцо. Не зная, что рыжий от Дубровского, Саша начинает драку. Поднимается шум, и все открывается.

18 глава

Машу наряжают к свадьбе. Когда она была собрана, ее повезли в церковь. Обряд был совершен. Молодожены сели в карету и поехали к князю в Арбатово. На дороге их перехватывают разбойники.

Верейский ранит Дубровского в плечо. Владимир говорит любимой, что она свободна, но в ответ слышит, что он опоздал, и она обвенчана с князем. Разбойники отпускают карету и скрываются.

19 глава

Посреди дремучего леса находилось убежище разбойников. Раненый Дубровский отдыхает. Вдруг подают сигнал о приближении солдат. Начался бой. Враг ушел.

После Владимир собирает своих людей и объявляет о том, что им нужно разойтись. Окончив речь, он взял с собой одного и скрылся в неизвестном направлении. Были известия, что Дубровский позже уехал за границу, так и найдя себе места на родине.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Выбор редакции
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для молодой страны Советов. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и...

Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...
Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...
Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...