Проблема нравственного разложения дворянства по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.). Деградация дворянства Можно ли быть свободным среди рабов? В каком произведении рассматривается деградация русского дворянства


"Бывшие люди" Дугласа Смита определенно стала для меня книгой года. И конечно я рекомендую ее всем, кто интересуется русской историей. Да, автор пишет о тех, чьи имена давно мне знакомы, да, я давно еще прочла "Окна на Неву" П.Граббе, "Записки уцелевшего" С. Голицына, мемуары Аксаковой-Сиверс и многих других. Дело не в новых фактах (хотя и они мне в этой книге тоже попадались). Главное в том, что Дуглас Смит наконец высказал несколько тезисов, которые давно уже есть в подсознании порядочных русских людей, но почему-то мало кто это озвучивает...

Александр Сабуров с женой Анной и детьми Борисом и Ксенией

"Уничтожение дворянства было трагедией России. Почти за тысячу лет дворянство, которое здесь называют "белой костью", породило поколения доблестных воинов и государственных мужей, писателей, художников и мыслителей, исследователей и ученых... Дворянство играло господствующую роль в политической, социальной и художественной жизни, несоизмеримую с его удельным весом. Конец дворянства в России отмечает конец долгой и славной традиции, в рамках которой создано многое из того, что мы считаем квинтэссенцией русской культуры: от величественных дворцов Петербурга до окружающих Москву усадеб, от поэзии Пушкина до романов Толстого и музыки Рахманинова".

Игра в теннис, Меньшово, 23 Августа 1909 года. Слева направо: Владимир Трубецкой, Николай Трубецкой, Мария Трубецкая (в замужестве Хрептович-Бутенева), Эли Голицына (будущая жена Николая), Николай Трубецкой, Валериан Ершов (сосед по имению).

Ведь все так и есть. Русская культура, какой мы ее любим и ценим была воспитана и выращена именно в аристократической среде. На смену русской аристократии пришли глупые, ограниченные оккупанты-парвеню, напрочь лишенные вкуса и чувства стиля. Результаты 100 лет большевизма и правления потомственного быдла мы все еще очень долго будем ощущать.

Немного о том, как приходили к власти заклеймленные проклятьем "строители будущего":

"26 марта «Новое время» опубликовало письмо князя Евгения Трубецкого из Калуги: «Деревня существует без суда, без управления, милостью Николая Угодника. Говорят, что мы спасемся глубокими снегами да распутицей. Но долго ли это продержится? Скоро злые элементы поймут, какие выгоды можно извлечь из беспорядка».

17 марта газета «День» сообщила, что недалеко от Бежецка крестьяне заперли местного помещика и сожгли его в усадебном доме. Сообщения о погромах и беспорядках стали поступать из губерний одно за другим. 3 мая «Новое время» напечатало рассказ о мятеже, охватившем город Мценск Орловской губернии. В течение трех дней около пяти тысяч солдат и крестьян устраивали пьяные дебоши и сожгли несколько близлежащих усадеб. Буйство началось, когда группа солдат, искавшая оружие в поместье Шереметевых, нашла огромный винный погреб. Напившись, они разгромили барский дом, а когда слухи о происходящем распространились, к ним присоединились крестьяне и солдаты гарнизона. Войска и даже некоторые офицеры, присланные для прекращения беспорядков, примкнули к погромщикам. Городские обыватели не решались вечером выходить из дому, поскольку на улицах орали, пели и пьянствовали толпы людей, вооруженных винтовками и ножами.

«Бывшие люди» убирают снег и лед с тротуаров Петрограда под присмотром представителя советской власти

«Еще летом 17 года… - писал позднее Иван Бунин, - сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода ». Черниговский крестьянин Антон Казаков утверждал, что свобода означает право «делать что хочешь». В июне помещик, живший близ деревни Буерак в Саратовской губернии, был застрелен в своей усадьбе, а его слуги задушены. Все вещи из дома были украдены. Через месяц восьмидесятилетний сын Ивана Киреевского, основателя славянофильства, был убит вместе с женой в своем имении группой дезертиров, собиравшихся завладеть его коллекцией книг и древностей. В Каменке, имении графини Эдиты Сологуб, взбунтовавшиеся солдаты растащили библиотеку на самокрутки .

Весной и летом провинция была полна «гастролеров», приезжих агитаторов-дезертиров. Даже советские историки признают их решающую роль в науськивании крестьян к нападению на помещиков.

В усадьбе Веселая «перемены были трудноуловимы, их было сложно описать, но они несомненно мрачно надвигались, - вспоминала Мария Кащенко. - Два старых кучера, целуя нам руки с обычной искренней почтительностью, испытывали неловкость и оглядывались по сторонам, как если бы опасались, что кто-то их увидит. В доме начали пропадать вещи - шарф, блузка, флакон одеколона; слуги стали перешептываться кучками и замолкали, когда кто-нибудь из нас приближался».

Алексей Татищев рассказывал, как в фамильное имение Ташан в Полтавской губернии пришла депутация крестьян поговорить с его теткой. Крестьяне ждали на открытой мраморной террасе, презрительно сплевывая на нее. А одна крестьянка, когда ее попросили не запускать коров в сад, взошла на террасу, задрала юбку и испражнилась прямо перед теткой Татищева, после чего велела хозяйке самой пасти своих коров."

И все эти "заклеймленные" вот уже 100 лет упорно доказывают, что они умеют только разрушать, построить им ничего не удалось, за что ни возьмутся - выходит или фарс или трагедия.

"Многое было уничтожено дворцы и усадьбы разработаны и сожжены, целые библиотеки пущены на самокрутки, картины разрезаны, статуи снесены и разбиты на куски, могилы разорены, церкви лишены святых реликвий, - и «бывшие люди» видели своё предназначение в том, чтобы по мере сил сохранять русское культурное наследие."

И в этом новом жутком мире бывшие люди пытались выжить вопреки всем обстоятельствам.

Мир, который мы знали, умер, завтра не существовало, было только сегодня. Будущее было туманно, а настоящее представляло собой хаос. <…> Многие бежали из страны. Другие, самые храбрые, приняли суровый вызов поверженной родины. Наши кошельки были пусты, в печах не было дров, не лучше обстояло дело и с нашими желудками, но мы выживали и боролись.- писала Галина фон Мекк

Это история всего нескольких дворянских семей: Шереметевых, Трубецких и Голицыных, а так же родственных им Сабуровых, Гудовичей, Осоргиных, Оболенских, Аксаковых-Сиверс. Это история о тех, кто прошел все круги ада только за то, что родился в дворянской семье. История о тех, кто смог остаться аристократом даже в тюрьмах, ссылках и лагерях, кто так и оставался до последнего вздоха белой костью в стране советских обезьян.

СЕМИНАР ПО РОМАНУ А.И. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (1859)

1. История создания романа.

2. Смысл названия романа.

1. К какому типу названия романа относится «Обломов»?

1. связано с основным конфликтом или сюжетом.

2. название, в котором персонифицируется авторская идея.

3. формулирует основную идею.

2. Объясните значение слова «облом».

4. Отражается ли в характере героя черты русского богатыря?

5. Почему у героя совпадает имя и отчество?

3. Викторина «Проверь себя».

1. Имя жены Захара.

2. Символ беспечности, лени, предмет одежды Обломова.

3. Отчество Ольги Ильинской.

4. Яркая портретная деталь Захара.

5. Сколько рублей платил Обломов за квартиру Пшеницыной?

6. Символ любви Обломова и Ольги.

7. Страна, в которой побывал Штольц.

8. Герой, бравший вещи в качестве подарка у Обломова.

9. Герой, которому Гончаров дает несколько фамилий.

4. «Халатная тема» в русской литературе.

1. Какую роль играют образы сна, лени, халата в русской литературе?

2. Перечитайте стихотворения П.Вяземского и А. Пушкина.

А.С. Пушкин «Сон» П. Вяземский «Прощание с халатом»

Приди, о лень! приди в мою пустыню. Жизнь наша в старости - изношенный халат:

Тебя зовут прохлада и покой, И совестно носить его и жаль оставить.

В одной тебе я зрю свою богиню, Мы с ним давно сжились, давно, как с братом,

Готово все для гостьи молодой. Нельзя нас починить и заново исправить.

Все тихо здесь: докучий шум укрылся

За мой порог, на светлое окно Как мы состарились, состарился и он,

Прозрачное спустилось полотно, В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже.

И в темный ниш, где сумрак воцарился, Чернилами он весь расписан, окроплен,

Чуть крадется неверный свет дневной. Но эти пятна нам узоров всех дороже.

Вот мой диван, приди ж в обитель мира,

Царицей будь, я пленник ныне твой. В них отпрыски пера, которому во дни

Учи меня, води моей рукой. Мы светлой радости иль облачной печали

Все, все твое: вот краски, кисть и лира. Свои все помысли, все таинства свои

*** Всю исповедь, всю боль свою передавали.

Стократ блажен, кто может сном забыться

Вдали столиц, карет петухов! Но жизни также есть минувшего следы:

Но сладостью веселой ночи снов Записаны на ней и жалобы, и пени.

Не думайте вы даром насладиться И на неё легла тень скорби и беды,

Средь мирных сел, без всякого труда. Но прелесть грустная таится в этой тени.

Что ж надобно? - Движенье, господи!

Похвальна лень, но есть всему пределы… В ней есть предания, в ней отзыв наш родной.

*** Сердечной памятью еще живет в утрате.

Я не герой, по лаврам не тоскую. И утро свежее, и полдня блеск и зной

Спокойствием и негой не торгую, Припоминаем мы и при дневном закате.

Не чудится мне ночью грозный бой,

Я не богач - и лаем пес привратный Еще люблю подчас жизнь старую свою

Не возмущал мечты моей понятной С её ущербами и грустным поворотом.

Я не злодей, с волненьем и тоской И как боец, свой плащ, простреленный в бою,

Не зрю во сне кровавых привидений, Я холю свой халат с любовью и почетом.

Убийственных детей предрассуждений,

И в поздний час ужасный бледный страх

Не хмурится угрюмо в головах.

Почему поэты обращались к этой теме?

Что общего и различного в разработке «халатной» темы у Вяземского и Пушкина?

3. Какая художественная деталь служит для символического выражения духовного мира Обломова?

4. Найдите описание халата Обломова. (1-1)

5. «Досье» Обломова.

1. Соберите «досье» на Обломова, составив таблицу.

Примеры из текста

1. Портрет (1-1)

2. Сфера интересов (1-2,6)

3. История героя (1-5,6)

4. Я - концепция героя (2- 5,6,8)

5. Судьба героя (1- 5, 4 - 9,10)

6. Герои в оценке Обломова (1-2.3)

2. Составьте режим дня Обломова (1-1).

4. Зачем вводится образ Захара?

1. чтобы поставить проблему народа; 2. показать схожесть барина и слуги 3. для обличения крепостного права

6. Какова основная проблема романа?

1. проблема народа 2. проблема личности 3. проблема деградации русского дворянства

7. К какой разновидности романа относится произведение?

1. политический роман 2. любовный 3. социально-психологический

8. Какие черты жанра романа присутствуют?

1. объем 2. история развития характера героя 3. история личности и общества

9. «Отчего я такой?»

Запишите высказывания критиков о «Сне Обломова».

А.В. Дружинин: «Это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена. Он не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых сирен связал его с сердцем каждого читателя».

Ю.Н. Говоруха-Отрок: «Во всем романе нет ничего более безжизненного, более отталкивающего, чем этот эпизод. Гончаров рисует с какой-то страшной сухостью это мертвое царство. «Обломовцы» напоминают каких-то затхлых и заплесневелых мух, а не людей».

Какая из точек зрения вам ближе почему?

Перечитайте эпизод из второй части романа «Обломов» (спор Обломова и Штольца, глава 4, со слов «Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…» до слов «…какая-то обломовщина, - сказал он наконец».

Раскройте идейный смысл и художественное своеобразие эпизода, его роль в романе (спор героев, их жизненные позиции, сильные и слабые стороны характеров, особенности речевой характеристики, отношение автора к изображенному).

Перечитайте эпизод из второй части романа «Обломов» (последнее объяснение Обломова и Ольги, глава 11) с начала главы и до слов «Ольга побледнела и не слыхала заключения его фразы»).

Раскройте идейный смысл и художественное своеобразие эпизода, его роль в романе (особенности психологической характеристики, причины разрыва героев, драматизм изображенного).


Денис Иванович Фонвизин знаменитый писатель, он родился 3 апреля 1745 года в дворянской семье. Писать Фонвизин начал поздно, в последний годы жизни он тяжело болел и с головой ушел в литературу. Самым знаменитым его произведением является комедия "Недоросль". Один из главных героев комедии - Стародум, прототипом которого являлся отец самого автора. От отца писатель унаследовал нетерпимость к взяточничеству, низкопоклонству, злу и насилию.

Практически полной противоположностью Стародума является госпожа Простакова.

Она - одна из главных героинь комедии. Безграмотная, жестокая, грубая, но сильно любящая своего сына Митрофанушку, только вот любовь эта животная, а не нежная материнская "...Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку..." Мужа же своего держит "под каблуком" и относится к нему неуважительно "Сам ты мешковат, умная голова"; хотя сама безграмотна и не умнее его "...Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому...". Со слугами Простакова жестока и груба "А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет!", но если ей выгодно может стать доброй и ласковой с кем угодно. Хитрая, делающая все ради выгоды и считающая себя "выше других", этим она похожа на своего брата, а с ним у неё отношения более уважительные, нежели с мужем.

Основными проблемами в комедии являются нравственное разложение дворянства и проблемы воспитания. Через речь Стародума автор не только показывает отношение людей между собой, но и ищет причины упадка моральных основ общества. Вторая проблема - проблема воспитания. Этой проблеме отведены сцены обучения Митрофанушки и многие речи Стародума. Но главные сцены - это экзамен Митрофанушки, где он во всей "красе" демонстрирует свои "знания" по грамматике и географии. По мнению Фонвизина, проблема воспитания имеет государственное значение, так как правильное воспитание является спасением общества от духовного упадка.

Денис Иванович Фонвизин один из самых известных сатириков и его произведения, написанные более двухсот лет назад до сих пор актуальны. В комедии "Недоросль" мы можем узнать в героя и наших современников, живущих рядом с нами.

Обновлено: 2016-04-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ДВОРЯНСТВА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”

Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” выдержана в рамках классицизма. Назначение комедии в классицизме – смешить, “издевкой править нрав”, то есть смехом воспитывать отдельных представителей дворянского сословия. Вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечают ли российские дворяне своему высокому положению в государстве, оставался главным для Фонвизина. Как отмечал В. Г. Белинский, комедия “Недоросль” представляет собой “сатиру на нравы”, то есть фактически является слепком событий той эпохи.

Любой смешной сюжетный поворот комедии может привести в ужас, стоит только представить на минуту, что такое могло происходить и происходило в жизни российского общества XVIII века. А. И. Герцен утверждал, что данное “произведение сохранится навсегда в русской истории и литературе, как картина нравов русского дворянства, перерожденного Петром I”. Проанализируем, каким предстает дворянство в комедии и стоит ли вести речь о его деградации.

В своем анализе мы могли

Бы пойти традиционным путем. Если идет речь о деградации, то, по логике, мы должны в первую очередь обратить внимание на персонажей “злонравных”, отряд которых возглавляет помещица Простакова. Тем не менее, еще В. Г. Белинский отмечал, что характеры дураков в комедии – “верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности; характеры умных и добродетельных – риторические сентенции, образы без лиц”. Как бы там ни было, следует признать, что все персонажи в комедии Фонвизина несколько статичны и схематичны.

Несмотря на стремление драматурга приблизить изображаемое к реальной действительности, характеры действующих лиц одноплановы и совсем не похожи на живых людей. Они двигаются по сцене, произносят реплики, выражают определенные эмоции, но все же лишены пластичности. Комедия Фонвизина напоминает театр теней, когда мы по контурам узнаем предмет, но не можем судить ни о его цвете, ни о его качествах и свойствах.

Положительные, “добронравные” персонажи комедии в своих диалогах реализуют позитивную программу драматурга, однако воспринимается она как утопическая, далекая от реальной жизни. Любой человек изначально соединяет в себе доброе и злое начало. В душе каждого происходит ежеминутная борьба этих двух начал, и в зависимости от обстоятельств верх берет попеременно то добро, то зло.

Каждый имеет свое представление о правде, истине, справедливости и в своих поступках руководствуется именно этими представлениями. Современное общество стало более терпимым к чужим недостаткам; неприкосновенными, пожалуй, остаются только десять христианских заповедей. Что касается персонажей драмы, то они изначально являются носителями только добра или только зла.

В чем состоит злонравие и порочность, к примеру, Простаковой? Среди ее недостатков, в первую очередь, называется невежество, которое Фонвизин объясняет отсутствием образования, приводя в пример ее батюшку, который “не умел грамоте”. Можно до изнеможения обвинять Простакову в невежестве, но бесспорным остается тот факт, что она заняла свое место в обществе.

Она управляет хозяйством, в ее подчинении сотни крестьянских душ, а также муж и сын. При этом Простакова не считает нужным признавать за крепостными никакого права на равенство с собой. Мамка Еремеевна служит ей вот уже сорок лет, а в качестве вознаграждения получает “по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день”. Простакова не разрешает своим подчиненным болеть (“Лежит!

Ах, она бестия! лежит. Как будто благородная!”), запрещает им думать о еде (“Беда нашему брату, как кормят плохо, как сегодня к здешнему обеду провианту не стало”).

Однако, с другой стороны, эта жестокость и беспринципность позволяют Простаковой держать домашних в руках. Она настоящая хищница, которая в погоне за добычей прикладывает немало усилий для того, чтобы добиться своей цели. Но ведь никто и не сопротивляется!

Супруг Простаковой – несчастное, убитое существо, забитое понуканьями жены. Представим на мгновение, что Простаков получил в свои руки власть над имением. Вывод напрашивается сам собой: ничего хорошего из этого бы не вышло.

Простаков – подчиненный, у него нет душевных сил даже для того, чтобы управлять самим собой.

Главная вина Простаковой в том, что себе на смену она готовила Митрофана, в его неправильном воспитании была заключена определенная мудрость Простаковой. С высоты своего жизненного опыта, на примере собственных жизненных ошибок она выработала определенную программу поведения и пыталась вложить в голову беспомощного от природы Митрофана навыки поведения в обществе. Считая, что ему необходимо образование, Простакова наняла ему учителей.

А вот была ли ее невежественность, не позволившая отличить настоящих учителей от проходимцев, прямым следствием деградации, вопрос спорный. Простакова просто не видела иной жизни, хотя имела стремление к лучшему. От природы Простаковой не досталось ума, однако его отсутствие в данном случае компенсировалось огромной жизненной энергией и умением приспосабливаться к обстоятельствам. Таких как Простакова было и есть великое множество по всей Руси.

Такие как Простакова составляют ту прослойку российского общества, на которой, собственно говоря, это общество и держится. Можно найти множество изъянов в данной теории, но стоит только выйти на улицу, как все сомнения исчезнут. Наша современная жизнь строится по тем же законам, что и двести лет назад.

Множество невежественных простаковых с утра до ночи трудятся на ниве собственного обогащения. Их дети чаще всего находятся на попечении других людей, и нет гарантии, что за копеечную зарплату их не просвещает какой-нибудь извозчик Вральман. Из года в год недоросли плодятся и вливаются дружными рядами в водоворот современной жизни.

Вернемся к позитивной программе, пропагандируемой Стародумом. Но для начала вспомним, что свой капитал этот дворянин-праведник накопил в Сибири: “Решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества”. Возникает вопрос: почему человек честный, правдивый не смог обогатиться в иных условиях? Почему свою позитивную программу он отстаивает только перед Правдиным и беспомощной Софьей?

Ответ, на мой взгляд, заключается в том, что Стародум так же беспомощен перед государственной системой, как и Софья перед деспотичной Простаковой. Причины недостатков в общественной жизни объясняются Стародумом исключительно “худым” “исполнением должности”. “Если б так должность исполняли, как об ней твердят, всякое состояние людей… было б совершенно счастливо”. Не следует забывать, что Стародум человек с особыми “правилами”, взгляды его разделяют единицы.

Итак, в комедии Фонвизина “Недоросль” перед нами предстает трагедия не только “печаль – но-дурных”, глупых людей, но и трагедия людей разумных, честных, осознающих свою беспомощность в империи невежества. И те и другие, без сомнения, страдают. Однако трудно определить, кто в данной ситуации является жертвой: тот, кто не осознает своего невежества, или тот, кто осознает чужое невежество.

В. О. Ключевский писал, что Фонвизину удалось “стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там “один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи”. Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести. “Одно почтение […]...
  2. Восемнадцатый век в истории России – это эпоха укреп­ления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящую верхушку общества, вызывал критическое осмысление социально-политической обстановки в стране со стороны передовых людей своего вре­мени, к которым принадлежал и драматург Денис Иванович Фонвизин. Правда, его критика общественных порядков не поднималась до обличения самих основ самодержавия и […]...
  3. Комедия “Недоросль” – главный труд жизни Дениса Ивановича Фон­визина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. В своей комедии драматург высмеял провинциаль­ную помещичью семью, мир Простаковых и Скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дво­рянами. Глава семьи – госпожа […]...
  4. В эпоху просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Основная проблема, которую Д. И. Фонвизин поднимает в своей комедии “Недоросль” – проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Дворянин, будущий гражданин страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. У […]...
  5. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, проблемы воспитания, 8 класс. Комедия Фонвизина “Недоросль” занимает определенное место в развитии драматургии. В период выхода пьесы в свет на театральных подмостках царил классицизм. Фонвизин был сторонником просвещения, поэтому объединил в пьесе два стиля: классицизм и реализм. Произведение построено по канонам классицизма и реализма. Действие […]...
  6. Недаром Александр Сергеевич Пушкин назвал автора комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Он написал много честных, смелых и справедливых произведений, но вершиной его творчества принято считать именно “Недоросль”, в котором автор ставил перед обществом много спорных вопросов. Но главной проблемой, затронутой Фонвизиным в своем знаменитом произведении, стала проблема воспитания нового поколения прогрессивно мыслящих людей. Когда Россией […]...
  7. “Недоросль” – первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, “случайные” государственные мужи, самозваные учителя. Госпожа Простакова – центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Ее власти […]...
  8. В комедии “Недоросль” Фонвизин воплотил весь опыт, который накопил ранее. Глубина идейной проблематики, смелость и оригинальность художественных решений позволяет с уверенностью заявить, что это произведение – непревзойденный шедевр русской драматургии XVIII века. Содержание “Недоросля” имеет четко выраженный обличительный пафос, который питается посредством двух мощных источников: сатиры и публицистики. Все сцены, в которых изображается жизненный уклад […]...
  9. Сюжет пьесы Фонвизина строится вокруг событий, происходящих в деревне, где живет все семейство Простаковых-Скотининых в ожидании свадебного сговора Тараса Скотинина с дальней родственницей Простаковых – Софьей. История, знакомая современникам Фонвизина по “среднему”, “мещанскому” жанру литературы, которая приближала своих персонажей к реальной жизни русских зажиточных дворян и мещан. Госпожа Простакова живет как тысячи ее соотечественниц на […]...
  10. Основная задача бессмертной комедии Фонвизина “Недоросль” – сатирическое изображение российской действительности того времени: невежественных, малограмотных чиновников и дворян, тяжелой участи простого народа, произвола властей. Очень яркой представительницей класса помещиков является г-жа Простакова. В доме управляет именно она, все находится под ее жесткой и грубой властью. Даже муж Простаковой, из-за ее деспотизма, превратился в безвольного и […]...
  11. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум со своей племянницей. Госпожа Простакова безумно любит своего сыночка, чересчур заботится и панькается с ним, потакая всем его капризам и прихотям, отчего Митрофан растет абсолютно несамостоятельным человеком, уровень развития […]...
  12. Я прочитала комедию Фонвизина ” Недоросль” и хочу высказать свои впечатления об отрицательных героях. Простакова представлена как властная Необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и “надевает” маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо. Речь Простаковой: грубая в […]...
  13. Русский писатель и драматург Д. И. Фонвизин жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных крестьян приняла такую форму и дошла до такого предела, что крестьяне оказались на грани бунта. Екатерина II боялась народной вспышки и поэтому старалась успокоить народ, издавая всевозможные указы, которые способствовали […]...
  14. Простакова-одна из главных персонажей “Недоросля”. Ни одно событие, происходящие в комедии, не проходит без ее участия. Само положение хозяйки дома обязывает ее к этому, Кто же такая Простакова? Дворянка, живет в деревне, имеет крепостных, словом, типичный образец жены русского помещика. Она хозяйка дома и держит все под своим контролем – от хозяйственных мелочей до собственного […]...
  15. Во – первых, чтобы написать сочинение, нужно хорошо знать текст произведения, по которому ты это сочинение пишешь. Во – вторых, надо четко для себя уяснить, что сочинение – это твои рассуждения, размышления по определенной теме. Рассуждения должны занимать основную часть твоего сочинения. Начнем с того, что ты должен выбрать тему сочинения, по теме подобрать материал. […]...
  16. Рассуждая об образах комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина, хочется вспомнить слова известного немецкого писателя и мыслителя И. Гете, который сравнивал поведение с зеркалом, в котором виден лик каждого. Я. Коменский, размышляя о проблеме воспитания, отмечал, что нет ничего более трудного, чем перевоспитать дурно воспитанного человека. Эти слова как нельзя более точно характеризуют образ героини комедии […]...
  17. Комедия “Недоросль” Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом “Недоросля” было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. “Линяние” от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в […]...
  18. Денис Иванович Фонвизин знаменитый писатель, он родился 3 апреля 1745 года в дворянской семье. Писать Фонвизин начал поздно, в последний годы жизни он тяжело болел и с головой ушел в литературу. Самым знаменитым его произведением является комедия “Недоросль”. Один из главных героев комедии – Стародум, прототипом которого являлся отец самого автора. От отца писатель унаследовал […]...
  19. Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. Сказалось в этой пьесе и воздействие так называемой слезной комедии, т. е. пьесы, сочетающей в себе трогательное […]...
  20. Д. И. Фонвизин написанием своей комедии “Недоросль” открыл важную веху в истории развития русской литературы, и в частности классицизма. В пьесе описана жизнь не только главных персонажей. Для развития сюжета в произведении также введены второстепенные персонажи. Они представлены в виде слуг. К таким персонажам можно отнести Тришку и Еремеевну, учителей Цыфиркина, Вральмана и Кутейкина, а […]...
  21. Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” выдержана в рамках классицизма. Назначение комедии в классицизме – смешить, “издевкой править нрав”, то есть смехом воспитывать отдельных представителей дворянского сословия. Вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечают ли российские дворяне своему высокому положению в государстве, оставался главным для Фонвизина. Как отмечал В. Г. Белинский, комедия “Недоросль” […]...
  22. Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н. В. Гоголь С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, прошло много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в […]...
  23. В комедии “Недоросль” Фонвизин поднимает злободневные проблемы современной ему действительности, а также размышляет о решении вечных вопросов. Автор осуждает злоупотребление властью, крепостное право, смеется над непросвещенностью, глупостью помещиков. Эта комедия рисует быт и нравы русского помещичьего дома, дает нам портреты уездных невежественных дворян. В центре внимания – семейные отношения Простаковых. Уже из первых явлений становится […]...
  24. Комедия “Недоросль” была написана Фонвизиным в 1781 году. Она стала главным произведением писателя и шедевром отечественной драматургии 18 века. В комедии Фонвизин ставил перед собой задачу изображения современных ему нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей. Главной темой комедии является обличение крепостников, которых Фонвизин считал социальным злом. В пьесе отразился основной конфликт современности […]...
  25. Глупость, коварство, злость, преступление Вовсе не смешны сами по себе; смешно глупое Коварство, попавшееся в собственные сети, Смешна злобная глупость, обманувшая сама Себя и никому не причинившая задуманного зла. В. Ключевский В истории драматургии “Недоросль” – это первая русская комедия с ярко выраженным общественно-политическим содержанием. Фонвизин во многом явился предшественником Гоголя, Грибоедова, Островского. Высоко оценил […]...
  26. Комедия Д. И. Фонвизина была написана в 18 веке, в то время когда в государстве и в жизни людей было очень много несправедливости и лжи. Первая и основная проблема в комедии это – плохое, неправильное воспитание. Обратим внимание на название: “Недоросль”. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. В самой комедии мать […]...
  27. 1. Значении комедии для русской драматургии. 2. Отрицательные герои комедии. 3. Положительные герои комедии. 4. Оценка произведения в русской критике. Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” – важнейшая веха в истории отечественной драматургии. С нее и начинается русская общественная комедия. “Недоросль” дал начало таким произведениям как “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Ревизор” Н. В. […]...
  28. П. А. Вяземский, Из книги “Фонвизин” В комедии “Недоросль” автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными… В “Недоросле” он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады: если же и смешит зрителей картиною […]...
  29. Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу русской литературы. Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмертной комедии “Недоросль” он очень выразительно изобразил неограниченный произвол […]...
  30. Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа. Помещик был для крепостного и хозяином, и судьей, и палачом, если нужно. Торговля и обмен людьми в XVIII веке шли бойко… Именно такую – “крепостническую” Россию изобразил в комедии “Недоросль”, написанной в 1782 году, Денис Иванович Фонвизин. В ней драматург показал подлинное лицо крепостничества и главных […]...
  31. Тарас Скотинин один из главных героев в клмедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”.По происхождению он дворянин. Являлся братом госпожи Простаковой. Его фамилия соответствует образу героя в произведении. Главным и единственным интересом его жизни быри свиньи, разведением которых он занимался. Я представляю себе этого героя человеком средних лет, плотного телослоржения и глупым выражением лица. Этот персонаж был […]...
  32. Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” не зря считается комедией воспитания. Ее нравоучительный смысл заключается даже в названии произведения. Во время написания комедии “недорослем” называли любого необразованного дворянина или помещика. Таких персонажей мы встречаем и на страницах произведения. Героев этой комедии можно разделить на три группы: люди необразованные, не желающие учиться и те, кто образованы, воспитаны. […]...
  33. РОЛЬ ЯЗЫКА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ” Определяя роль языка в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в первую очередь следует принять во внимание общие законы классицизма. Особенностью языка комедии эпохи классицизма являлось то, что он был лишен внутреннего единства. Для трагедии же был характерен “высокий” стиль, который был обусловлен ее тематикой, выбором героев, характером […]...
  34. Одним из первых русских комедиографов зрелого классицизма был Денис Иванович Фонвизин (1745-1792). Его пьесы “Бригадир” и “Недоросль” до сих пор являются образцами сатирической комедии. Фразы из них стали крылатыми (“Не хочу учиться, а хочу жениться”, “Зачем география, когда извозчики есть”), а образы приобрели нарицательное значение (“недоросль”, Митрофанушка, “тришкин кафтан”). А. С. Пушкин назвал Фонвизина “друг […]...
  35. Софья – ключевой персонаж комедии Дениса Фонвизина “Недоросль”, вокруг нее строится интрига пьесы. Неожиданное наследство девушки, приезд ее дяди Стародума, неудавшееся похищение и сразу три жениха, которые соперничают между собой, составляют основу сюжета. Софья получила хорошее образование, воспитывалась в семье глубоко порядочных и благородных людей. Она рано стала сиротой. Поскольку ее дядя Стародум живет в […]...
  36. Что греха таить, одного помету. Д. Фонвизин. Недоросль Д. И. Фонвизин – не только великий драматург, но и передовой человек своего века. Он первым в истории драматургии выступил против жестокого угнетения народных масс, резко обличал самодержавие и реакционную политику императрицы Екатерины II. “Сатиры смелый властелин”, – называл Фонвизина Пушкин, и сегодня мы считаем автора бессмертной […]...
  37. 1. Система образов в комедии. 2. Своеобразие конфликта. 3. Черты классицизма в комедии. 4. Воспитательное значение произведения. Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений. В. Г. Белинский Комедия “Недоросль” была написана Д. И. Фонвизиным в 1782 году и до сих пор не сходит […]...
  38. Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А. С. Пушкин Классицизм – литературное направление, которое существовало в XVIII – начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках […]...
  39. Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”, написанная в конце XVIII века, и на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной, поскольку многие нравственные проблемы, затронутые автором, получают свое развитие в наши дни. Фонвизин с особой щепетильностью рисует образы двух противоборствующих лагерей. Центральным отрицательным персонажем в пьесе является деспотичная помещица Простакова, в девичестве Скотинина. В общем-то, именно […]...
  40. ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ (образ Митрофана в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”) Как отмечал В. О. Ключевский, комедия Фонвизина “Недоросль” связала слова “недоросль” и “Митрофан” в единое понятие, “так что Митрофан стал именно нарицательным, а недоросль собственным: недоросль – синоним Митрофана, а Митрофан – синоним глупого неуча и маменькина баловня”. Судьба этого молодого человека, […]...
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ДВОРЯНСТВА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”

Итоговый тест по литературе в 10 классе. 1 полугодие

А.Н.Островский

1. Почему действие драмы Островского «Гроза» начинается и кончается на берегу Волги?

А/ Волга играет существенную роль в сюжете пьесы,

Б/таким образом создается композиционный контраст между ширью жизни природы и узостью жизни обывателя,

В/ Волга в пьесе – символ свободы.

2. Как характеризует нравы города Калинова Кулигин в разговоре с Борисом?

а/ как непросвещенные,

б/как дикие,

в/как жестокие.

3. На чем держится власть самодуров?

а/ на семейно-денежной зависимости от них подвластных,

б/ на действующих российских законах,

в/ на власти традиции.

4. Что такое ханжество?

а/ это когда на людях человек один, а у себя дома совсем другой,

б/это религиозность,

в/ это стремление подчинить всех своей воле.

5. В чем вы видите трагизм положения Катерины?

а/ в ее безысходном положении в доме свекрови,

б/ в слабости Бориса, который не может ей помочь,

в/в том, что в ее душе не могут ужиться сознание свободы и греха, т.е. в том, что Катерина внутренне не свободна.

6. Самоубийство Катерины – это поражение или победа?

а/ поражение,

б/ победа

7. Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?

а/ потому что если даже самый забитый элемент общества – женщина – отваживается на протест, то, значит, близок конец «темного царства»,

б/ потому что увидел в Катерине потенциальную революционерку,

в/ потому что увидел в самоубийстве Катерины явление трагическое, но все же отрадное.

И.С.Тургенев

1. События какого времени отражает роман Тургенева «Отцы и дети»?

а/ 40-х годов 19 в.

б/ конца 50-х годов 19 века,

в/ 60-х годов 19 века.

2. В чем вы видите смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети»?

а/ в противопоставлении двух политических лагерей – либерального дворянства и разночинной демократии,

б/ в противопоставлении двух биологических поколений,

в/ и в том и в другом.

3. Что является основной движущей силой поступков Базарова?

а/ самолюбие и гордыня,

б/ любовь к народу,

в/ любовь к науке.

4. Можно ли сказать, что с точки зрения Тургенева Базаров является идеальным героем?

а/ да,

б/ нет,

в/ нельзя сказать однозначно.

5. Если Базаров – трагический характер, то в чем этот выражается?

а/ в том, что он погибает,

б/ в том, что он одинок и несчастен,

в/ во внутренних противоречиях характера.

6. Зачем нужен в романе эпилог?

а/ чтобы рассказать о дальнейшей жизни героев,

б/ чтобы закончить роман не на трагической, а на лирической ноте,

И.А.Гончаров

1. Когда происходит действие романа «Обломов»?

а/ до отмены крепостного права,

б/ после отмены крепостного права,

в/в год отмены крепостного права.

2. Какова основная проблема романа «Обломов»?

а/ проблема народа,

б/ проблема личности,

в/ проблема деградации русского дворянства.

3. Можно ли назвать Обломова отрицательным героем?

а/ да,

б/ нет,

в/ нельзя сказать однозначно.

4. Что такое «обломовщина»?

а/ свойство русского национального характера,

б/ свойство русского дворянства середины 19 века,

и/ слово «обломовщина» вообще не имеет обобщенного смысла.

Н.С.Лесков

1. К какому жанру принадлежит «Очарованный странник»?

а/ это рассказ,

б/ это повесть,

в/ это роман.

2. В чем основная идея «Очарованного странника»?

а/ жизнь и жизненные страдания главного героя бессмысленны,

б/ русский человек все выдержит,

в/ только в испытаниях выявляется подлинная сила человека.

3.Что является характерным для композиции «Очарованного странника»?

а/ прямая хронологическая последовательность,

б/ прием умолчания,

в/ многочисленные ретроспекции.

Русская поэзия середины 19 века (Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет)

1. Как можно в целом определить эмоциональный характер лирики Некрасова ?

а/ как трагический,

б/ как оптимистический,

в/ как элегический.

2. Какую задачу ставит Некрасов пред своей Музой?

а/ служить высокому и прекрасному,

б/ служить народу,

в/ обличать высшие классы.

3. Когда происходит действие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

а/ до реформы 1861 года,

б/во время прохождения реформы,

в/после реформы 1861 года.

4. Какая проблема являлась центральной для Некрасова в поэме?

а/ кому на Руси жить хорошо,

б/ «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»,

в/кто возглавит народную революцию.

5. В чем состоит идеал народного счастья?

а/ в богатстве,

б/ в высоком положении,

в/ в достатке, свободе, уважении людей.

6. Некрасов показывает только положительные или и отрицательные черты народа?

а/ только положительные,

б/ только отрицательные,

в/ и те и другие.

7. Какой смысл имеет в поэме образ Григория Добросклонова?

а/ это еще один крестьянский тип,

б/ этот образ композиционно завершает поэму, отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие,

в/ это единственный безусловно положительный герой.

8. Какова основная проблематика лирики Тютчева ?

а/ любовная,

б/ историческая,

в/ философская.

9. Какой основной прием применяется Тютчевым в пейзажной лирике?

а/ сравнение явлений природы с жизнью человека,

б/ олицетворение,

в/ аллегория.

10. Какова основная проблематика лирики Фета ?

а/ любовная,

б/философская,

в/ историческая.

11. Какова функция пейзажа в лирике Фета?

а/ быть аллегорией философских обобщений,

б/ косвенно воспроизводить переживания и настроения лирического героя,

в/ пейзаж интересен Фету сам по себе.

А/ Некрасов,

б/ Тютчев,

в/ Фет.

а/ Некрасов,

б/ Тютчев,

в/ Фет.

а/ Некрасов,

б/ Тютчев,

в/ Фет.

Методический комментарий.

Данный тест позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русской литературе и самостоятельно проверить их с помощью ключей к тесту. Вопросы теста сгруппированы по отдельным писателям. Вопросы теста рассчитаны на проверку знания текстов и на проверку понимания художественного мира писателя или поэта, проблематики произведения и его художественного своеобразия.

В разделе «Ключи» каждый ответ оценивается определенным количеством баллов, от нуля до пяти. Оценка «0» ставится либо за фактическую ошибку, либо за явное непонимание той или иной проблемы. Оценки «1» и «2» ставятся в том случае, если ответ на вопрос примитивен и неглубок. Оценка «3» означает, что учащийся выбрал формально правильный вариант, но не достиг нужной глубины и полноты в понимании художественного произведения. Оценка «4» означает правильный и достаточно глубокий ответ, в котором лишь упущены те или иные нюансы. Оценка «5» - абсолютно правильный ответ, отличающийся точностью и глубиной.

Выбор редакции
Что такое объяснительная записка? Как правильно написать объяснительную записку начальнику на работе за отсутствие на рабочем месте или...

Общее налоговое правило по подоходному налогу гласит, что НДФЛ попадают в государственную казну автоматически. Это значит, что за...

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RUВесело грызть гранит науки! Было бы на что. С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь....

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...
Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...