Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. Сочинение на тему "Детство". Аргументы на тему «Семья, детство, взросление» для сочинения ЕГЭ Проблема детства аргументы из литературы


  • События, произошедшие в детстве, пробуждают в человеке новые стремления.
  • Взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил еще в детском возрасте.
  • Не всегда любовь, которой окружен ребенок, идет ему во благо.
  • Детство – это подготовка к взрослой жизни, ведь уже в детстве у человека начинают формироваться моральные ценности.

Аргументы

1. Л.Н.Толстой «Война и мир». Один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», юный Петя Ростов, унаследовавший все лучшие черты «ростовской породы»: доброту, открытость, желание помочь человеку в любую минуту – в годину суровых испытаний не может оставаться дома. Несмотря на запреты и уговоры отца и матери, Петр добился своего: его отправили в действующую армию. И там он проявляет свои лучшие качества, привитые еще с детства. Петя пожалел французского пленного барабанщика, как щедро угощал своих старших товарищей сладостями, как смело и безрассудно мчался на своем коне в самое пекло боя…

2. Л.Н. Толстой “Война и мир”. Дети из семьи Ростовых росли в атмосфере любви и заботы. Они не боялись выражать свои эмоции, учились у своих родителей искренности, честности и открытости людям. Безоблачное детство сделало героев не лентяями и бездельниками, а добрыми и отзывчивыми людьми с чутким сердцем. Петя Ростов, впитавший лучшие качества своих родителей, реализует свои положительные черты характера во взрослой жизни. Он не может остаться безучастным, когда узнает, что начинается война. Детство князя Андрея и княжны Марьи нельзя назвать безоблачным: отец всегда был строг, а иногда и груб с ними. Но высокие моральные ценности, привитые отцом еще в детстве, стали определяющими во взрослой жизни героев. Андрей и Марья Болконские выросли настоящими патриотами, справедливыми и честными людьми.

3. И.А.Гончаров «Обломов». Детство главного героя Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» было сказочным и безоблачным. Маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, оберегали от всяческих опасностей. Обломов ничего не делал, родители запрещали ему проявлять свою волю, а любые попытки к самостоятельности немедленно пресекались. Такая чрезмерная опека и забота заглушили в Обломове всякое желание делать что-либо самому, познать что-то новое. В дальнейшем мы видим, каким вырос герой: ленивым, апатичным, совершенно не приспособленным к жизни.

4. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Безоблачным было детство героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Добрый и отзывчивый мальчик не мог терпеть несправедливости. Об этом мы узнаем из его сна о бедной лошадке, которую забивает на глазах у десятка людей пьяный Миколка. Взрослые опасаются попасть под руку озверевшего человека, а маленький Родя, громко плача и крича, с кулаками набрасывается на хозяина лошади. Это детское воспоминание всплывает в его больном сознании за несколько дней до убийства старухи и, казалось бы, останавливает его, подталкивает на отречение от задуманного…Но, увы!

5. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Маленький Павлуша Чичиков на всю жизнь запомнил наказ отца: умей угождать вышестоящим лицам, общайся с людьми ради выгоды и бережно относись к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова. Для него главная цель в жизни была связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья. Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.

6. А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

Введение ……………………………………………………………………….……..2

I . Детская литература …………………………………………………...….........2

II . Развитие темы детства в произведениях русских писателей……………....5

II .1 «Детство» М.Горького.……………………………………………….6

II .2 Тема детства в творчестве И.С.Шмелева.…………………………...6

II .3 Тема детства в повести А.П.Платонова «Котлован» ……………….7

Заключение …………………………………………………………………………..9

Библиография ……………………………………………………………………….1 0

Введение

Сегодня тема, выбранная нами, достаточно актуальна. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, эта тема всегда интересовала писателей, во-вторых, 2008 год объявлен в России годом семьи, в-третьих, из-за неблагоприятной социальной ситуации в нашей стране очень много обездоленных детей. И что, как не литература, привлечет внимание, предупредит людей: «Осторожно, дети!» Тема детства в литературе слишком объёмная, чтобы попытаться раскрыть её в одной работе, поэтому представляется логичным сделать небольшое обобщение и конкретизировать то направление, изучению которого и будет посвящена данная работа.

Можно много писать о детской литературе – книгах, созданных специально для детей и о детях, а также книгах, которые были написаны для взрослых, но считаются детскими.

Целью исследования в данной работе станет детская литература как таковая и мотивы детства в литературе «взрослой». Задачи, стоящие перед нами, следующие:

    Проследить, как трансформировался этот мотив в литературе.

    Проанализировать, о чем думали писатели, изображая детей либо детство ребенка в своих произведениях.

Методы исследования, использованные нами:

    Изучение литературных источников.

    Сравнительный анализ произведений.

    Сопоставительный анализ образов героев произведений.

Объектом исследования стала тема детства в литературе, предметом – произведения М.Горького, И.Шмелева и А.Платонова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

I . Детская литература

Специально для детей были написаны сказки Г.К.Андерсена, «Алиса в стране чудес» Л.Кэролла, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Приключения Тома Сойера» М.Твена, почти все романы Жюля Верна, рассказы и повести А.П.Гайдара и многие другие произведения.

«Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж.Свифта, сказки А.С.Пушкина, романы В.Скотта, Ф.Купера, А.Дюма, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Приключения барона Мюнхаузена» Р.Э.Распе, «Каштанка» А.П.Чехова, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Овод» Э.Л.Войнич, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского писались не для детей. Но острота сюжета, богатство фабулы, благородство и нравственная чистота героев, их стремление к совершенству и мечта о будущем привлекают к ним внимание как взрослых, так и юных читателей.

Есть книги для детей, воспитывающие любовь к природе. Как тут не вспомнить М.М.Пришвина, Б.С.Житкова, В.В.Бианки? Их рассказы о природе и животных учат любви и трепетному отношению к окружающему миру.

А сказки и фантастические повести - популярнейший жанр – не только в России. Они учат добру, справедливости, расширяют горизонты познания. Благодаря такой литературе можно вырастить пытливых ученых, бесстрашных путешественников, людей, умеющих мечтать и творить.

Особенно широкое распространение получила детская книга во времена Советского Союза. Ещё В.Г.Белинский утверждал, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. И книга в СССР была поставлена на службу воспитания ребёнка – человека – гражданина.

Современная русская детская литература выросла не на пустом месте. Глубинные традиции ее следует искать прежде всего в труде тех больших русских писателей, для которых детская тема была темой трепетной и сердечной, темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то важной его части прочно вошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и задушевности.

Итак, попробуем охватить взглядом весь этот увлекательнейший мир детской литературы. Здесь можно вспомнить Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина – Сибиряка, А.И.Куприна, В.Г.Короленко и многих других. Основоположниками советской детской литературы стали М.Горький, К.Чуковский, С.Я.Маршак. Они не только сами писали для ребят, но и находили талантливых «бывалых людей» и убеждали их отдать свои знания и способности труднейшему делу создания книг для детей. Так стали авторами замечательных детских книг кораблестроитель, моряк и летчик Б.С.Житков, биолог В.В.Бианки. Не сняв пропахшей порохом шинели, прямо с фронтов гражданской войны пришел в детскую литературу А.П.Гайдар. Со школьной скамьи входили в детскую литературу поэтесса А.Л.Барто, воспитанники ленинградской школы имени Ф.М.Достоевского, прославившие ее как «Республику Шкид», Г.Белых и Л.Пантелеев. Оставил занятия математикой ради работы в детской литературе Л.А.Кассиль…

Многие «взрослые» писатели обогатили детскую литературу своими произведениями: «Три толстяка» Ю.К.Олеши, «Белеет парус одинокий» В.П.Катаева, «Золотой ключик» и «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Два капитана» В.А.Каверина, рассказы М.М.Пришвина, М.М.Зощенко, А.П.Платонова, повести С.Т.Григорьева.

Образ положительного героя находится в центре детской литературы. В книгах советских писателей это прежде всего борец за народное счастье, революционер. Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн. Был создан образ юного борца, активного и сознательного участника социальной жизни. Книги увековечили подвиги юных партизан, навсегда подружили ребят с гайдаровским Тимуром, с Таней Сабанеевой из «Дикой собаки Динго» Р.Фраермана, с Симой Крупицыныой из «Великого противостояния» Л.Кассиля, Саней Григорьевым из «Двуз капитанов» В.Каверина, Антошкой из повести З.Воскресенской «Девочка в бурном море», Юрой и Гизи из романа Ю.Коринца «Привет от Вернера», Гавриком и Петей из «Белеет парус одинокий» В.Катаева и Крошем А.Рыбакова.

Детская книга – настоящий праздник для читателя. Заразительный, жизненный смех, словно солнечный луч, пронизывает произведения Н.Носова, А.Алексина, В.Драгунского, Ю.Сотника, Ю.Коваля, Л.Давыдова. Юмор, порой переходящий в иронию, в едкую сатирическую насмешку, - характерное свойство многих книг этих талантливых писателей. Но и юмор, и занимательный сюжет, и словесная игра в книге не самоцель. Юмор и занимательность, по словам А.Алексина, это порой кратчайшее расстояние между серьезной проблемой и сознанием читателя. Они служат гуманным идеям, и в этом сила детской литературы. Особенно богата юмором поэзия для самых маленьких, встречающая ребенка, едва он начинает овладевать речью. Среди первых книжек малыша – стихотворные сказки, забавные стихи-перевертыши, считалки, потешки, колыбельные песенки. Еще не научившись читать, ребята уже знают наизусть многие стихи К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, Д.Хармса, В.Берестова, Б.Заходера.

Многообразна детская проза. Любовью ребят пользуются «Старик Хоттабыч» Л.Лагина, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Баранкин, будь человеком!» В.Медведева, «В стране вечных каникул» А.Алексина, сказки А.Волкова, Е.Шварца, Е.Пермяка. Широко распространены рассказы, повести и романы о семье, школе, мирном труде, о годах Великой Отечественной войны, адресованные детям и юношеству, птинадлежащие перу А.Л.Пантелеева, А.Алексина, А.Рыбакова, Н.Богданова, Р.Погодина, В.Крапивина, С.Полетаева и других писателей. Есть книги и о современной армии и о спорте. Разнообразным интересам ребят отвечают фантастические произведения И.Ефремова, В.Обручева, А.Казанцева, Г.Адамова, А.Беляева, К.Булычева, братьев А. и Б.Стругацких.

Благодаря своему гуманизму, тематическому и художественному богатству российская детская литература имеет высокий авторитет. Она открыла миру не только новую книгу, но и новый тип детского писателя: художника и педагога одновременно. Он не просто друг и защитник детей, выразитель их взглядов, их отношения к действительности. Он еще и мудрый наставник, старший товарищ, умелый воспитатель завтрашнего гражданина.

II . Развитие темы детства в произведениях русских писателей

Становление детской литературы как явления эстетического протекало в русле общелитературного развития.

В начальной стадии детская литература учитывала социальное неравенство, но представляла его абстрактно: богатый ребенок - бедный ребенок. Благотворительность была единственной сферой деятельности богатого ребенка: он был хорош потому, что не делал того-то и того-то, будучи послушным, а если что-то и делал, так только добро. Сфера проявления добродетельности для бедного ребенка была шире. Бедное дитя часто бывало благороднее и смекалистее дворянского ребенка: оно вытаскивало маленького дворянина из воды, выручало в трудную минуту и было способно на тонкие чувства.

В процессе развития детской литературы традиционная для нее пара "добродетельный - порочный" перестает быть обязательной и заменяется иной антитезой: "чувствительный - холодный". Это новое понимание ребенка, уходящее корнями в сентиментализм, окрепла в эпоху романтизма и составило основу романтической концепции детства. Начала разрабатывать эту концепцию детская литература, но уже в 40-50 годы XIX века, ее осваивает и "большая" литература. Детство представляется как пора невинности и чистоты. "... Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению... Да, мы должны учится у детей, чтобы достигнуть видения истинного добра и правды. Такова поэтизация детства в русской классике: "Детстве" Л. Н. Толстого, "Детских годах Багрова-внука" С. Аксакова. Семья всегда была в русской литературе прообразом народной жизни: пушкинские Гриневы, тургеневские Калитины, толстовские Ростовы...

XX век внёс свои коррективы. Величайшие социальные потрясения не могли не отразиться на литературных произведениях и изображении в них темы детства. В этих рассказах, романах, повестях уже сказывается социальный подход к обрисовке темы. Огромное влияние общественного уклада на жизнь ребенка оставляет свою печать. Писатели задаются множеством вопросов и пытаются вместе с читателями найти ответы на них (впрочем, некоторые проблемы, например, мотив «слезы ребенка» поднимали и писатели XIX века, так что даже здесь можно увидеть - в некотором смысле – также традиционный подход).

II .1 «Детство» М.Горького

Повесть Горького «Детство» (1914г.) уже разительно отличается от повести «Детские годы Багрова-внука» Аксакова С. Т. и «Детства» Л.Н.Толстого.

Детство, изображённое Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребёнка, но и русская жизнь в определённую эпоху. Герой Горького всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому.

Не в хронологическом порядке, последовательно и спокойно движется повествование: картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребёнка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на ребёнка.

Так, на смену тяжелому впечатлению от картин трагической смерти отца приходит ощущение счастья от близости с необыкновенным человеком – бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алёшей; инквизиторским развлечениям дядьёв противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алёша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние оказали на Алёшу те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой». Можно сделать вывод, что своим произведением Горький пытается привить любовь к душевно щедрому, стойкому, талантливому русскому народу.

II .2 Тема детства в творчестве И.С.Шмелева

Эта мысль обращает память к роману И.С.Шмелёва «Лето Господне». Сам писатель вспоминал: «Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их на дворе. В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. <…> Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова. <…> Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог».

Вопрос о цене социальных преобразований (поднятый ещё писателями XIX века) встает на протяжении всего творчества Шмелева. Потеря Бога в душах людей – вот что страшит автора романа «Лето Господне». И тема детства для него – это выход из положения неверия. Она помогает писателю вновь прийти к вере, к Богу.

Всё, о чем рассказывается в автобиографическом цикле Шмелева (романы «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное»), увидено глазами семилетнего мальчика Вани, но за ним стоит писатель Иван Шмелев, уже прошедший тот путь, который его герою ещё только предстоит. Отсюда – соединение силы художественного изображения (яркость, красочность, «материальная ощутимость» действительности – ведь ребенок почти лишен рефлексии, все его внимание устремлено на окружающий мир) с глубиной философского осмысления изображенного.

В жанре автобиографического повествования Шмелев следовал традиции русской классической литературы («Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого, «Детство Темы» Н.Г.Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А.Н.Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина). О новарторстве Шмелева, которое не только выделяет роман среди произведений этого жанра, но и делает его уникальным в русской литературе, замечательно сказал И.А.Ильин: «С тех пор, как существует русская литература, впервые художник показал эту чудесную встречу – мироосвящающего православия с разверстой и отзывчиво-нежной детской душой. А мы, читатели, видим, как лирическая поэма об этой чудесной встрече разрастается, захватывает весь быт взрослого народа и превращается в эпическую поэму о России и об основах ее духовного бытия… [Шмелев] показывает нам Православную Русь – из сердечной глубины верующего ребенка».

II .3 Тема детства в повести А.П.Платонова «Котлован»

Повесть «Котлован» - произведение в некотором смысле эпохальное, захватывающее важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920 – начала 1930-х гг. – индустриализацию и коллективизацию.

Повесть соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру и лирику.

Мы не станем рассматривать все сюжетные линии, возьмем только одну – связанную с девочкой Настей.

Что хотел сказать писатель, вводя эту героиню в сюжетную канву произведения? Чтобы понять это, нужно, пусть вкратце, но вспомнить сюжет. Он прост.

Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сиротку Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню – для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится ее могилой.

Имя Настя в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая» - идея будущего воскрешения мертвых пронизывает все действия героев «Котлована». Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы несчастья и безвестности», чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, которого им так и не дано было узнать. «Утильсырье» для Вощева отнюдь не отбросы – когда он объясняет Насте, что и медведь тоже пойдет в утильсырье, он имеет в виду будущее одухотворение ветхой матери: «Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!»

Однако именно смертью Насти – «воскресшее» - завершается повесть. Настя действительно однажды вернулась к жизни – Чиклин находит ее в комнате, где умирает ее мать; замуровав эту комнату, Чиклин превратил ее в склеп для умершей. Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража. Дом остается не только не построенным – он стал ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человечества», некому жить. «Вощев стоял в недоумении над этим затихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?» Не случайно соединение имен Вощева и Насти в финале повести: надежды на воскрешение смысла (истины) и жизни оказались тщетными.

Тема детства у Платонова перекликается с темой детства в классической литературе. В русском культурно – философском обиходе смерть ребенка означает безнравственность мироустройства и социального порядка (вспомним роман Достоевского «Братья Карамазовы»).

В повести «Котлован» тоже умирает ребенок, ради которого, собственно, все и строилось. А это – приговор утопическому миру «Котлована».

Следовательно, Платонов намеренно вводит в нить повествования тему детства. Именно она помогает писателю показать всю несостоятельность коренной ломки мира.

Заключение

Мы рассмотрели два огромных раздела русской литературы, связанных с детством и детьми, с отображением темы детства как в детской литературе, так и в литературе, которую можно назвать «взрослой».

Детская литература ориентирована на становление личности и изображение этого процесса в историческом развитии государства.

Классическая русская литература XX века, как и литература XIX века, вводит тему детства, рассматривая её с позиций философских и социальных.

Какой вывод можно подвести данному исследованию?

Самые чистые, самые искренние, самые непосредственные на Земле – дети. Они – самое лучшее, что есть у человечества. Ради них надо жить и поверять свои поступки людям. По-моему, именно это и хотели сказать своими произведениями лучшие писатели XX века (и не только), обращаясь к теме детства.

Библиография

    Барахов В.С. Литературный портрет. – Л.: Наука, 1985

    Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. – М.: Художественная литература, 1970

    Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987

    Платонов А.П. Избранное. М., 1989

    Силуэты: очерки о русских и советских писателях / под ред. А.А.Лиханова – М: Правда, 1986

    Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988

Тема: «Детство»

Алёша Пешков, рано оставшийся без родителей, живёт в семье деда Каширина вместе с многочисленным родственника — семьями двух сыновей деда. Дедушка с бабушкой и все остальные родственники оказали огромное влияние на его судьбу, каждый по-своему закладывал в нём основы характера, мировоззрения.

Сложным была жизнь в доме деда, не всегда в нём было довольство, бывали случаи,когда Алёше приходилось донашивать чью-то ветхую одежду и не было денег на покупку книг для школы.

Но если бы только материальные проблемы были в доме. В семье царила жестокость, грубость, неуважение друг другу. Дед часто избивал бабушку, дядья вечно ссорились из-за наследства, даже среди двоюродных братьев царила вражда. Каким мог бы вырасти в такой атмосфере ребёнок?

А сколько смертей пришлось пережить мальчику! На его глазах умерли родители,Цыганок, которого он так любил, братья. Взрослому-то сложно всё это пережить, не то что ребёнку. Да и само детство очень рано закончилось: после смерти матери дед отправил Алёшу « в люди», то есть на работу к людям.

И всё же мальчик не озлобился, не затаил обиды. Он вырос открытым, добрым и чутким человеком. Даже в это доме, где было столько вражды, он находил то, что радовало его: общение с дорогими ему людьми. А это была и его бабушка, и Цыганок, и Хорошее Дело. Они скрашивали безрадостные дни.

Сколько тепла было в отношении к нему бабушки, Акулины Ивановны, этой удивительно доброй и нравственно чистой женщины. Во многом благодаря ей Алёша стал чутким и внимательным, любящим прекрасное, народное творчество, она научила его видеть красоту жизни. Бабушка была для Алёши «самым близким сер­дцу моему, самым понятным и дорогим человеком».

Хорошее Дело притягивал Алёшу своей образованностью, начитанностью, своей непохожестью на остальных. Он возбуждал в мальчике желание учиться, познавать мир. Но даже «свинцовые мерзости» закаляли характер героя, делая его сильнее.

Сирота-подкидыш Цыганок, добрый, весёлый, жизнерадостный, тоже очень нравился Алёше. Сколько весёлых минут они проводили вместе! Как трагична судьба Цыганка — он погиб, надорвался, когда нёс крест.

Тянется Алёша и к подслеповатому мастеру Григорию Ивановичу, потерявшему зрение, работая на деда.

Как важно, чтобы в детстве, кода формируется характер, ребёнок встретил хороших, настоящих людей. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей взрослой личности, те ценности, которым человек будет следовать всю жизнь.

Были такие люди и в детстве Алёши. Атмосфера любви и уважения царила и между родителями Алёши, жаль, что оба они так рано умерли.

«В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание - всё-таки мед».

Аргументы из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

1. Проблема воспитания.

Родители маленькой Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» много работали и были очень занятыми людьми, но у них всегда находилось время, чтобы организовывать для ребенка интеллектуальные игры, обучать девочку языкам, рисованию и пению. На всю жизнь она запомнила важные правила «хорошего человека», который не боится трудностей, «развязывает все узлы сам» и умеет терпеть. Всё это помогло Стелле стать по-настоящему сильной, смелой и свободной.

2. Проблема роли литературы в жизни человека.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, что важной частью жизни их семьи были книги. У них была прекрасная библиотека и традиция вечернего чтения вслух. Так складывались у ребенка представления о том, что книга – друг, советчик и поддержка в любых ситуациях. В дальнейшем в ссылке, в киргизском селе, эти чтения возобновятся для людей, объединенных общей бедой. Они будут слушать и стихи и поэмы А.С. Пушкина, и киргизский эпос «Манас». Так литература объединит людей разных национальностей и возрастов с различным жизненным опытом, образованием.

3. Проблема преодоления жизненных трудностей, стойкости и терпения.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла Нудольская вместе с матерью подверглись репрессиям: их отправили в ссылку как членов семьи врага народа. Сложно было женщине, перенесшей костный туберкулез, справляться с тяжелой физической работой, страшно за судьбу дочери, но она ни разу не пожаловалась на боль или усталость. Именно стойкость, мужество и упорство матери помогли ей и Стелле выжить в нечеловеческих условиях и при этом остаться гордыми, внутренне свободными людьми.

4. Проблема милосердия.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, как Южаковы, рискуя своей свободой, бескорыстно помогали выжить ссыльным, просто потому, что видели, как тяжело было женщине и ее дочери справляться с нуждой и болезнью. Южаковы приняли на себя заботу о Стелле и ее матери: лечили, кормили, помогали с переездом, привозили продукты. Это и есть пример сострадания.

5. Роль родительской любви.

Вспомним биографию Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Женщина, перенесшая в жизни много бед, несправедливости и жестокости, с благодарностью вспоминает своих родителей, которые с любовью относились к ней, всегда поддерживали. В детстве они всегда уделяли дочери много времени: играли с ней, читали ей книги, учили её языкам. С детства усвоила Стелла многие истины, которые помогли воспитать характер, главная из них – «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

6. Проблема трудолюбия.

Примером трудолюбивого человека может служить Савелий Южаков из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Этот человек всю свою жизнь посвятил тяжелому крестьянскому труду и детей с детства приобщал к работе: мальчики наравне с отцом пахали, сеяли, косили, девочки во всем помогали матери по дому. Кроме этого Савелий прекрасно вырезал по дереву, валял обувь, а жена и дочери пряли, шили. Усилия всей семьи давали свои плоды: хозяйство «южаков» было крепким, несмотря на трудности, коллективизацию, сложный климат.

7. Проблема поиска смысла жизни.

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок», повествующую о судьбе репрессированной семьи. Стелла, главная героиня произведения, не раз задумывается, в чем смысл жизни, каковы ориентиры, которым стоит следовать на жизненном пути. Воспитанная, несмотря на все трудности, свободным человеком, Стелла считает главной жизненной целью умножение добра. Перенесшая множество лишений, она и в пожилом возрасте не отказывается от активной жизненной позиции и участвует в сборе средств гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения людям.

8. Проблема борьбы за правду, справедливость

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре внимания которой находится судьба репрессированной девочки Стеллы Нудольской. Девочка даже под угрозой исключения из пионеров, что считалось в те годы позором, отказывается закрашивать чернилами в учебнике портреты Блюхера и Тухачевского, так как считает их достойными людьми, внесшими свой вклад в историю нашей страны. Это достойный поступок, показывающий силу характера героини произведения.

9. Проблема патриотизма

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Стелла Нудольская, главная героиня этого произведения, несмотря на трудности судьбы репрессированного еще в детстве и объявленного членом семьи изменника родины человека, остается верна своей Отчизне. У нее даже мысли не возникает об эмиграции, ведь она понимает, что страна – это не только вожди, правительство, но и народ, поэтому оставлять родную землю в трудную для Отечества пору нельзя, нужно служить людям и творить добро.

10. Проблема ответственности за нравственный выбор.

Ольга Громова в книге «Сахарный ребенок» размышляет о том, как правильно сделать нравственный выбор, чтобы не утратить самоуважения и не потерять человеческое достоинство. Стелла Нудольская, главная героиня произведения, беседует с матерью о том, почему врагами народа и кулаками объявляют честных и трудолюбивых людей, которые служили народу. В конце разговора девочка понимает, что при оценке людей нужно «слушать сердце» и думать самой, а не слепо верить громким словам, лозунгам, обвинениям и славословиям. Стелла приходит к выводу, что каждый сам должен выбирать, чью сторону он принимает, и отвечать за собственное решение.

11. Проблема дружбы

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре повествования которой находится судьба Стеллы Нудольской. Будучи репрессированной и оказавшись с матерью в далекой Киргизии, главная героиня произведения понимает ценность дружбы. Когда девочку за то, что она отказывается зачеркивать портреты Блюхера и Тухачевского в учебнике, исключают из пионеров, товарищи не оставляют её в беде. Сапкос и Фрида поддерживают Стеллу и остаются верными друзьями, несмотря на то, что их могли тоже осудить общение с ней.

Аргументы из повести Бориса Львовича Васильева «Летят мои кони…»

    Проблема любви к малой родине.

Проблему любви к малой родине поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что ему «сказочно повезло» родиться в Смоленске. С чувством гордости рассказывает прозаик об истории города, о людях, которые в нём живут, о дубе, сохранившем «вечно живую теплоту» прошлого. Рассказчик понимает, что на земле есть города краше, но именно Смоленск стал дорог, потому что он «колыбель детства».

    Проблема патриотизма

Проблему патриотизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что его любовь к Отечеству началась с уважения к истории родного города, с умения ценить традиции своей семьи и своего народа. Именно за Смоленск, где прошло детство, идет сражаться молодой лейтенант Васильев, понимающий, что «колыбель детства» невозможно отдать врагу.

    Проблема доброго отношения к окружающим людям

Проблему доброго отношения к окружающим людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, рассказывая о своём детстве, вспоминает, что оно было «насыщено Добром». Помогать соседям, которым приходилось трудно, было нормой, за это не ждали похвалы или награды. Эта «простейшая форма добра» помогла рассказчику сформировать нравственные ценности, сохранить гуманность до пожилых лет.

    Проблема воспитания

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор, рассказывая о своём детстве, демонстрирует, как его воспитывали родители, прививая ему «великое чувство повседневного бытового интернационализма», трудолюбие, трепетное отношение к книге, умение жертвовать необходимым ради людей. Родители своим примером показывали мальчику, как нужно жить, чтобы быть «вполне хорошим» человеком. Например, отец ни разу не позволил себе использовать служебную машину в личных целях, потому что считал такой поступок бесчестным.

    Влияние природы на человека

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает об огромном старом дубе, «самом древнем жителе» Смоленска. Красоту и величие этого дерева, хранящего историю веков, мальчик запомнил на всю жизнь. Именно этот дуб заставил его задуматься о роли истории в жизни каждого человека.

    Проблема роли детства, детских воспоминаний в жизни человека

Проблему роли детства, детских воспоминаний в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, человек многое переживший, с трепетным чувством вспоминает тех, кто «одарил его детством и согрел собственным сердцем», потому что именно в детстве были заложены те черты, которые помогали выжить в трудные годы войны, которые сделали его творцом и человеком, ценящим превыше всего духовность.

    Проблема самопожертвования, любви к людям

Проблему самопожертвования, любви к людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает о судьбе доктора Янсена, «святого города Смоленска». Этот человек посвятил свою жизнь бескорыстному служению людям. Врач в районе, где жила беднота, он работал без выходных и праздников, был всегда вежлив и терпелив. Доктор Янсен пожертвовал собой ради спасения двух мальчишек, которые во время игры провалились в канализационную шахту и могли задохнуться. На похороны этого достойного человека пришел весь Смоленск.

    Проблема роли искусства в жизни человека

Проблему роли искусства в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор видит функцию искусства в том, чтобы насыщать человеческую жизнь смыслом, учить людей сомневаться, чувствовать и страдать. Всё это, по мнению писателя, продлевает жизнь физическую и духовную.

    Проблема поиска смысла жизни

Проблему смысла жизни поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о том, как, пытаясь постичь цель собственного существования, он обращается к отцу с вопросом: «Зачем человеку столько отпущено?» И получает короткий, но ёмкий ответ: «Для работы». Именно этот разговор помог юноше уверовать в «необходимость упорного, ежедневного, исступленного труда». В этом видел он высокую цель, умножающую добро в мире.

    Проблема роли труда в жизни человека

Проблему роли труда в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, в которой трудились все. С раннего детства рассказчик помнит руки, обожженные выполотой травой, отца, который в свободное от службы время что-то чинил, восстанавливал, мать и тётку, вечно что-то штопавших и перешивавших. Для них человек, не желавший работать, «заведомо воспринимался с отрицательным знаком, если он здоров».

11/ Проблема духовности, моральных ценностей

    Роль литературы и чтения в формировании личности

Проблему литературы и чтения в формировании личности поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, главной ценностью в которой были книги. На всю жизнь мальчик запомнил, как по вечерам читали вслух классику, литературу, которую «читают, образно говоря, сняв шляпу». Так он открыл для себя Тургенева, Гончарова, Гоголя, Лермонтова… Произведения великих литераторов сформировали лучшие черты характера будущего писателя, при этом он «так и остался стоять на коленях перед Литературой».

    Проблема отношения к животным

Проблему отношения к животным поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор призывает читателей видеть в животном не забаву, не каприз, а помощников, необходимых людям и поэтому уважаемых. Именно тогда животные облагораживают человека, делают его добрее, требовательнее к себе самому. Главное – не забывать об ответственности перед братьями нашими меньшими и быть к ним милосердными. Именно таким можно назвать отца рассказчика, который кормил брошенных людьми собак, а те отвечали ему преданным служением.

    Проблема упорства в преодолении трудностей

Проблему упорства в преодолении трудностей поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, который никогда не бросал начатого дела, потому что верил: «всё дело лишь в желании да труде». Этому человеку всегда хватало сил преодолеть преграды. Например, он взял на себя обязанность чинить списанные автомобили, чтобы учить новичков водить машины. Не жалея времени, офицер работал, и ему удалось «вдохнуть жизнь в эти автотрупы».

    Проблема мужества и героизма

Проблему мужества и героизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который в экстремальной ситуации проявил силу духа и смелость. Когда из-за неосторожности мальчика в гараже возник пожар, грозящий перекинуться на жилые дома, отец рискуя жизнью, вытащил уже загоревшуюся бочку с бензином, чем спас людей от огня.

    Проблема совести

Проблему совести поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который, несмотря на то что имел право на личный автомобиль и в его распоряжении были три машины, никогда не использовал их в личных целях, потому что ему было совестно перед людьми, ведь техника и бензин были государственной собственностью.

    Проблема милосердия, умения жить не для себя

Проблему милосердия, умения жить не для себя поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей бабушке, которая умела сочувствовать чужой беде. Например, когда она узнаёт, что одна из знакомых уже месяц живёт без света и примуса, отдаёт той свой керосин вместе с бидоном и нисколько не жалеет об этом.

    Проблема материнской любви

Проблему материнской любви поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей матери, которая подарила ему жизнь, рискуя собственной, ведь её «сжигала чахотка». Этот подвиг материнской любви, самоотречения и жертвенности рассказчик пронёс через всю свою судьбу. С благодарностью вспоминает писатель о том, что мама научила его не жаловаться на жизнь, дружить с людьми, не обращая внимания на их национальность, читать классическую литературу.

    Проблема исторической памяти

Проблему исторической памяти поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор делится своими взглядами на роль памяти о предках в жизни каждого из нас. Прозаик считает, что не потеряли своей актуальности слова А.С. Пушкина о том, что нужно гордиться славою своих предков, а не уважать её – постыдное малодушие. Именно история связывает поколения, хранит традиции и «не позволяет человеку остаться варваром».

    Проблема роли учителя в жизни человека

Проблему роли учителя в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор с благодарностью рассказывает о своей первой учительнице, которая видела свой долг не в том, чтобы «нафаршировать» детей знаниями, изготовить из них будущих «роботов-специалистов», а в том, чтобы «воспитать Граждан Отечества своего». Именно она позволила детям прикоснуться к прошлому Родины, привила им любовь к истории.

21. Проблема влияния войны на судьбу человека

Проблему влияния войны на судьбу человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». Будучи участников ВОВ, Борис Васильев говорит о том, что тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Это время называет обугленным листком биографии и считает своим долгом писать о том военном времени. Именно поэтому появляется повесть «В списках не значился». Это венок памяти на могилу самому близкому другу Николаю Плужникову. Военное поколение лишено было юности: ранняя ответственность сделала их молодыми взрослыми.

Аргументы из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром»

    Проблема поиска цели и смысла жизни

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «увеличивать добро в окружающем нас мире» - самая высокая и достойная цель человеческой жизни. Ошибается тот, кто считает главной ценностью карьеру или материальный достаток, ведь все это можно утратить в один момент. А человек, который радовался каждому своему доброму делу, не теряет, а приобретает уважение и благодарность окружающих.

    Проблема чести и достоинства

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что каждый человек должен следовать мудрой народной пословице и беречь честь смолоду. Ведь в памяти людей живут наши поступки. Достойные будут в старости согревать сердце, а дурные не дадут спокойно спать по ночам.

    Проблема любви

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что любовь необходима, так как именно она делает человека лучше, помогает ему обрести мудрость. Однако это чувство не должно быть безотчетным, слепым. Нужно видеть недостатки любимого человека и помогать ему бороться с ними.

    Проблема правды, честности

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что ложь, хитрость всегда обращена против обманщика. Верность истине и справедливости академик считает высшим чувством. Мудрый человек не будет изворачиваться, правда дает ему самое ценное в жизни – спокойную совесть.

    Проблема патриотизма и национализма

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что нужно быть патриотами, а не националистами. Нет необходимости ненавидеть другие народы, если ты любишь свой. Истинный патриот должен знать и ценить историю своей страны, стремиться сделать все возможное для процветания Отчизны.

    Проблема доброго отношения к людям

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что необходимо быть открытым, терпимым к чужим недостаткам. В людях нужно искать хорошее. Это умение видеть в человеке «заслоненную» красоту обогащает духовно.

    Проблема обиды и мести

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что не стоит опускаться до обиды, ведь излишняя обидчивость – признак закомплексованности, поэтому необходимо научиться прощать и никогда не мстить, так как это позволяет человеку уделять больше внимания добрым чувствам.

    Проблема алчности, жадности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что жадность – это «забвение собственного достоинства», отвратительное чувство, унизительное для человека, враждебное ему и окружающим. Алчность в отличие от разумной бережливости – болезнь, овладевающая умом.

    Проблема сохранения чистоты русского языка

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что язык – это показатель человеческой культуры, степени психологической уравновешенности, духовной силы. «Плюющиеся словами» люди травмируют окружающих, уверенный в себе человек не будет ругаться, употреблять жаргонизмов: он знает, что его слово и так весомо.

    Проблема проявления совести

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что совесть всегда исходит из глубины души, ей «в той или иной мере очищаются». Именно это чувство «грызет» человека за совершенные им дурные поступки. К тому же совесть никогда не бывает ложной. Поистине честный человек считает ее своим жизненным ориентиром.

    Проблема интеллигентности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек обязан быть интеллигентным при любых обстоятельствах. В чем же проявляется интеллигентность? Она не только в знаниях, но и в способности понимать других, толерантно относиться к чужому мнению, почитании всех лучших традиций прошлого.

    Проблема зависти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что зависть – это ужасное, разрушительное чувство, которое свойственно людям, не нашедшим свой путь в жизни, неуверенным и закомплексованным. Чтобы избавиться от зависти, необходимо развивать в себе неповторимые черты, стремиться быть самим собой.

    Проблема воспитания

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что воспитанный человек – это тот, «кто хочет и умеет считаться с другими». Мало прочесть и изучить книги о правилах этикета, нужно научиться заботиться об окружающем мире и людях, уважать прошлое своей страны.

    Проблема счастья

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что счастливым человека делает «духовная культура», ведь именно она наполняет жизнь людей смыслом. Самыми счастливыми можно считать тех, кто идет «дорогами добра».

    Проблема образования, просвещения

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что учиться нужно всегда, но особенно благоприятное время для получения хорошего образования – молодость. Знания растут и умножаются, поэтому необходимо самообразование, способствующее интеллектуальному росту и расширению кругозора.

    Проблема исторической памяти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что молодые люди должны стремиться лучше узнать прошлое своей семьи, города, страны и всего мира. Однако этого мало: нужно еще и бережно хранить памятники культуры, предметы, оставшиеся от предков, чтобы донести до потомков историю. Ведь народ, забывающий о прошлом, не имеет права на будущее.

    Проблема влияния произведений искусства на человека

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что искусство облагораживает человека, раскрывает его душу для восприятия прекрасного, учит гуманности. Нужно только при обращении с великими произведениями быть «вооруженным знаниями», сведениями. Ведь знания – это сила, а искусство «недоступно бессильному».

    Проблема сохранения природы

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что законы экологии необходимо соблюдать, ибо их нарушение приведет к физической гибели людей. К тому же пейзаж каждой страны – это важный элемент национальной культуры, так как природа – «выражение души народа». Не беречь её – разрушать культуру своей страны.

    Вандализм, уничтожение памятников культуры

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «запас памятников» культуры крайне ограничен и истощается с прогрессирующей скоростью. Поэтому, чтобы не быть «родства не помнящими», мы должны бережно относиться к культурной среде, иначе нам нечего будет оставить своим потомкам.

    Проблема милосердия и сострадания

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек должен быть заботливым, милосердным. Сострадание – это проявление нравственности, оно объединяет людей, заставляет их бороться за гуманность, справедливость, сохранение природы и прошлого своей страны. Это чувство помогает людям не очерстветь душой, поскольку оно было забыто, его необходимо возродить.

    Проблема ответственности ученого за открытие

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Академик убеждает юных читателей в том, что человек науки несет нравственную ответственность за свои открытия. В век машин и роботов, атомной энергии и биологического оружия ученые должны быть особенно осторожны и стараться не навредить окружающей среде и людям.

    Проблема памяти

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что память – это преодоление времени и смерти, поэтому «беспамятный – это неблагодарный, безответственный и неспособный на благородные поступки человек». Молодому поколению необходимо бережно относиться к памяти и знать, что она «наше богатство».

    Роль юности, молодости в судьбе человека

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что молодость – это время, когда человек обретает настоящих друзей, воспитывает в себе привычки, которые помогут или помешают ему в дальнейшем. Например, важно в юности привить трудолюбие, так как нет несчастнее «человека ленивого и избегающего усилий». Необходимо помнить, что совершенные в юности поступки будут греть сердце в старости, а дурные «не дадут спать».

Чем прекрасна память о детстве?

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть этого автора знакомит нас с историей мальчика, посетившего множество планет в самых отдаленных уголках нашей необъятной вселенной. Общаясь с многими их жителями, он к своему удивлению обнаружил, что стал свидетелем существования огромной дистанции, которая разделяет детей его возраста с взрослыми людьми. Маленький путешественник отмечает, что все интересы взрослых сводятся к вещам рациональным и неинтересным. К примеру, один из его собеседников с багровым лицом, кроме цифр не интересовался ничем и с гордостью называл себя очень серьезным господином. Ему были чужды такие чувства, как любовь, привязанность и дружба, и по выражению Маленького принца, больше походил на гриб, чем на нормального человека.

Ценность воспоминаний о детстве.

«Детство» Лев Николаевич Толстой

Первая книга этой трилогии знакомит нас с юным персонажем Николенькой и его бурными воспоминаниями о безвозвратно ушедших годах золотого периода своего детства. Он вспоминает маму, бабушку, окружающую природу, которая казалась ему в тот период великой и грандиозной. Классиком этот мир показан настолько проникновенно и чисто, что никаких сомнений в уникальности этого счастливого этапа жизни для уже повзрослевшего мальчика, не возникает. Он действительно счастлив и светел в своих воспоминаниях. Следующие книги этого произведения повествуют о более зрелом возрасте Николеньки. Его жизнь наполнена множеством событий, смертью матери, переездом на новое место жительства и отсутствием той теплоты и участия, к которой он привык, будучи ребенком. И все же светлые воспоминания о своем первом осознанном периоде жизни, греют его душу и помогают преодолевать трудности наступившего отрочества и зрелости. Атмосфера детских лет наполняет его радостью и любовью. Она служит тем спасательным кругом, который всю последующую жизнь будет поддерживать его и не давать опуститься в омут равнодушия и злобы.

Роль детских воспоминаний в жизни взрослого человека

«Обломов» Иван Александрович Гончаров

Подобные ностальгические чувства по ушедшему в небытие детству, испытывает и удивительный персонаж пьесы И.А. Гончарова «Обломов». Находясь в гуще петербургской суеты, главный герой не может отвлечься от сладких детских переживаний. Воспоминания той поры, когда он мог оставаться самим собой без оглядки на установленные правила и условности, наполняют его душу теплом и покоем. По словам Обломова, умиротворенное детское сердце только в этот период наполнено ожиданием нескончаемой цепочки чудес, приключений и радостей.

Отношение детей и родителей. Чем страшно равнодушие к своим близким.

«Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский

Довольно часто повзрослевшие дети, окунаясь в суету ежедневных забот, без всяких на то причин, перестают общаться со своими родителями. К. Г. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» описывает отношение взрослой дочери к своей одинокой постаревшей маме. Екатерина Петровна коротала свой век в забытой Богом деревне, в то время как Настя, ее дочь, занималась благоустройством своей жизни в северной столице. Общение последних трех лет между матерью и дочкой ограничивались редкими письмами, которые Настя порой не удосуживалась прочесть, и денежной помощью в двести рублей, пересылаемой ею матери раз в месяц. Екатерина Петровна была безмерно благодарна дочери за ее заботу, но почтовые переводы больше интересовали ее той парой строк, которыми Настя сопровождала пересылаемые деньги. Она с жадностью по несколько раз перечитывала эти обрывочные лаконичные сообщения, в которых дочь сетовала на нехватку времени даже на то, чтобы написать полноценное письмо, и хранила их как самое ценное, что у нее было в доме. Мать не обижалась на безразличие дочери, но очень скучала и тосковала по ней. Она внимательно прислушивалась к каждому дверному скрипу и шагам под окнами своего дома, в надежде, что сейчас распахнется калитка и во двор войдет ее единственная любимая дочь. Чувствуя приближение смерти, Екатерина Ивановна отправила письмо дочери с просьбой приехать, чтобы попрощаться, но Настя так и не собралась в гости к матери, да и вообще не восприняла содержание письма всерьез. Осознание наступило лишь с приходом телеграммы, сообщавшей о том, что ее мать при смерти. И лишь в этот момент сердце дочери наполнилось нестерпимой болью и обидой на себя. Она вдруг четко поняла, что никто в жизни ее так не любил, как эта умирающая в одиночестве старушка, что нет для нее в этом мире человека более близкого и родного чем мама. К сожалению, все произошло очень быстро. Екатерина Ивановна отошла в мир иной, так и не успев попрощаться с дочерью, а Настя вернулась после похорон с чувством невосполнимой утраты и непоправимой вины. Видимо с этим ощущением, она и жила все оставшиеся годы, поскольку попросить прощения было уже не у кого.

Проблема одиночества. Можно ли обрести счастье в одиночестве?

В лице персонаже Максима Максимыча поэт представил нам пример человека, оставшегося на склоне лет одиноким и никому не нужным. Долгие годы службы в условиях, не позволивших нашему герою обзавестись семьей, и частая перемена мест своего жительства, способствовавшая отсутствию у него крепких дружеских связей и круга близких знакомых, сыграла со старым воякой дурную шутку. К старости он остался в полном одиночестве. Старик жил уединенно и общался лишь с приезжавшими в город по делам службы, командированными чиновниками и офицерами. Как любой нормальный человек он тянулся к людям, нуждался в обыкновенном человеческом общении и не находил, кому предложить свои неистраченные силы, заботу и любовь. Молодые люди, обычно, так остро не чувствуют, отсутствия рядом с собой родных и преданных людей. Они заняты проблемами устройства своей жизни, выстраиванием карьеры и множеством иных неотложных дел. Что же касается Максима Максимыча, то возраст диктовал ему уже совершенно другие потребности и желания – ему необходим был постоянный круг общения, близкое окружение, хлопоты по воспитанию внуков и деятельное участие в делах своих взрослых детей. К сожалению, в силу сложившихся обстоятельств, всего этого он был лишен, и встреча с Печориным на короткое время изменила все. Старый солдат отнесся к нему как к родному сыну. Он направил весь свой богатый жизненный опыт и чисто человеческое желание оказать помощь, в адрес молодого офицера, однако тот не ответил взаимностью и воспринял его заботу холодно и безразлично. Такое отношение Печорина глубоко обидело старика, он стал замкнут и, осознавая свою ненужность, полностью потерял интерес к жизни. Вывод из этой истории напрашивается следующий: для счастья человеку нужно не так уж и много – близкие, которые бы нуждались в его заботе и друзья, с которыми можно поговорить о самом сокровенном и наболевшем. Одиночество способно ожесточить и сделать несчастным любого самого жизнерадостного человека – оно противоестественно.

Что чаще всего становится причиной одиночества?

«Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов

На примере Григория Александровича Печорина, Лермонтов обрисовал и совершенно иную проблему феномена одиночества. Главный герой этого произведения обладает приятной внешностью, весьма неглуп, пользуется успехом у противоположного пола, но полностью лишен способности к глубоким чувствам и искренней привязанности. Причина его обособленности и отчужденности кроется в определенных чертах характера. Печорину удается испортить отношения с людьми, которые проявляют неподдельное стремление к дружбе с ним, он отталкивает своей холодностью и безразличием даже тех, чьи чувства к нему чисты и искренни. Через жернова его равнодушия прошли все основные персонажи романа: Вернер, Максим Максимыч, Вера, Грушницкий и прочие. Понятно, что такое отношение к окружающим, ничем хорошим закончиться не могло. Григорий Александрович умер, возвращаясь из Персии, так и не испытав настоящей любви, не став мужем и отцом, и не оставив за своей спиной никого, кто бы действительно сожалел о его преждевременной кончине. Можно подытожить все это одной единственной фразой. Основной причиной одиночества является беспросветный эгоизм и болезненное самолюбие.

Причина конфликта детей и родителей.

«Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев

Знаменитый роман И. С. Тургенева ярко иллюстрирует проблему отношений между новым и старым поколениями. Главный персонаж произведения, некто Базаров, является представителем прогрессивной молодежи того времени. Он «с пеной у рта» категорически опровергает убеждения местного дворянского общества, в лице братьев Кирсановых. Его нескрываемое презрение к отцовским традициям и веками выработанным устоям, достойно всяческого изумления. Отъявленный, можно сказать, реакционный нигилизм главного героя, напрочь перечеркивает все нормы нравственности, которых веками придерживалось старшее поколение. Он склонен к отрицанию даже таких незыблемых понятия, как брак, любовь и семья. Сам автор вынес окончательный приговор этому наглому и амбициозному персонажу. Он обрек его на смерть, настолько нелепую и противоречащую всем его «гениальным» построениям, что Базаров перед смертью вынужден был опровергнуть свои собственные убеждения, признавшись в искренних чувствах к своей возлюбленной, госпоже Одинцовой.

Проблема конфликта поколений существовала всегда, и не только в нашей стране. Ни один философ или мыслитель не дал четкого рецепта, как этого избежать, но стоит помнить одно – нельзя создать новое без твердой опоры на прошлое. Если бы наши предки ожесточенно «растаптывали» все те ценности, которые им оставили предыдущие поколения, человечество просто прекратило бы свое существование.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...