Проект на тему пейзаж. Проект по изобразительной деятельности «Цветные пейзажи. II. Сообщение темы занятия


    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.

В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.

Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.

В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.

У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.

По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.

На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр-Дам.

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».(Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф.

Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема

Архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.

Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном

Исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 - 1824) - русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, современная живопись не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие - архитектурой, третьи - необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж - реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района

«Борцовская средняя школа»

Выполнил:

обучающийся 6 класса

Семёнов Евгений

Руководитель

проекта учитель ИЗО

Рубцова Е.В.

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………3

Список использованных источников……………………………………4

Краткая аннотация……………………………………………………....5

Введение…………………………………………………………………6

Основная часть…………………………………………………………..6

Банк идей ……………………………………………………………….11

Сетка принятия решений……………………………………………….11

Инструменты и оборудование………………………………………….12

Правила при работе с гуашью………………………………………….12

Санитарно-гигиенические требования………………………………...12

Эскизная проработка рисунка………………………………………….13

Практическая часть……………………………………………………...13

Вывод …………………………………………………………………….14

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.Название проекта: «Пейзаж. История возникновения жанра»

2.Руководитель проекта: Рубцова Е.В.

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство

4.Учебные дисциплины, в рамках которого проводится работа по проекту: технология, литература, история

5.Возраст обучающихся, на который рассчитан проект: 6 класс

6.Тип проекта : творческий

7.Цель проекта:

    Пополнить свои знания об истории развития пейзажа и его особенностях

8.Задачи проекта:

    Углубить знания об истории развития пейзажа;

    Увидеть красоту и живописность картин известных художников;

    Написать самостоятельно пейзаж.

Вопросы проекта

1)Введение

2)Основная часть

    Из истории возникновения пейзажа;

    Банк идей;

    Сетка принятия решений;

    Инструменты и оборудование;

    Основные правила при работе с гуашью;

    Санитарно – гигиенические требования к работе;

    Эскизная проработка рисунка.

3)Практическая часть

    Контроль качества

    Экономическое обоснование

    Вывод

9.Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

10.Актуальность проекта

Проект имеет особую значимость, так как пейзажи помогают увидеть образы любимых уголков природы.

11.Зтапы работы над проектом

    Определение темы работы над проектом

    Постановка проблемы. Выявление её актуальности

    Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой

    Защита проекта

12.​ Список использованных информационных источников:

1. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

2. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/ сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

4. Л. А. Неменская. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

5.

6. http :// yandex . ru / thebestartt . com

Краткая аннотация

Проект «Пейзаж. История возникновения жанра», направлен на ознакомление с историей возникновения жанра. Работать над проектом мы начали в апреле. В течение первых двух недель апреля мы находили нужную информацию, обрабатывали ее. В ходе работы над проектом мы познакомились с историей развития пейзажа как жанра изобразительного искусства.

Собирая материал, использовали много источников информации, учились отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. Мы учились систематизировать, классифицировать и обобщать. В середине апреля мы приступили к выполнению практической части.

I .Введение

Выбрав тему «Пейзаж. История возникновения жанра», мы поставили перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития пейзажа и его особенностях, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

II . Основная часть

Из истории возникновения пейзажа

Пейзаж (в переводе с французского – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображенная человеком природа. В зависимости от изображенного мотива можно выделить:

    Сельский;

    Городской;

    Архитектурный;

    Индустриальный.

Особую область составляет изображение морской стихии – морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить:

    Эпический;

    Исторический;

    Лирический;

    Романтический;

    Фантастический;

    Абстрактный.

Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох она занимала разное место. В древности природу обожествляли, ей поклонялись, а при изображении её превращали в одушевленные символы.

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник с распространением станковой живописи в Х VI XVII . Пейзажная живопись возникла очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал картины, главной целью которых являлось вызывать глубокие размышления.

Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе, к её силам, поэтому художники уделяли внимание изучению природных форм. Горы, вода, деревья и цветы были для них духовными символами. Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал обобщённый образ.

Мир, увиденный китайским художником, диктовал особые законы построения пространства. Художник смотрел на природу, словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности.

Европейский художник при создании пейзажа писал не конкретное место. Он сочинял величественный образ большого мира. Художник ощущал себя как бы архитектором построения панорамы земного пространства. Он создавал пейзаж вообще. Такой пейзаж может нести в себе образ героический и образ идилии, воплощающий идею гармонии. Ему на смену пришел – романтизм.

Романтическим художником был замечательный русский маринист Иван Константинович Айвазовский. В изображении морской стихии он не знал соперников.

Сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.

К романтическому пейзажу обращались многие художники, который присутствует в современном искусстве.

Пейзаж в русском искусстве начал зарождаться с начала XIX в., тогда представления о красоте природы были романтическими – прекрасными казались лишь далёкие теплые страны.

Впервые образ русской природы появился в творчестве А. Г. Венецианова. Он создал на своих полотнах поэтический, идеальный, дышащий спокойствием мир сельской жизни.

С середины XIX в., начался рассвет русской пейзажной живописи. Перед художником стояла задача раскрыть своеобразие красоты нашей земли.

В художественном открытии русского пейзажа особая роль принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Он воспел нашу природу как эпически мощную, богатырскую землю с вольным размахом равнин, любовно возделанных человеком, и величием лесов.

В приволье картин Шишкина огромная сила жизнеутверждения, не существовавшая до него в искусстве русского пейзажа. Его жизнелюбие выразилось не только в передаче величия природы, но и во внимании к ее самым малым деталям, так любовно изображаемым им.

Самый проникновенный русский художник –пейзажист это Исаак Ильич Левитан. Для него природа – второе «Я». В его картинах запечатлено самое характерное, понятное и близкое для всех личное чувство. Самое масштабное произведение Левитана – «Над вечным покоем». В картине воплотились размышления художника о противоречивости бытия, о вечности мира и бренности человеческой жизни и в тоже время о силе вдохновения.

Творчество Левитана оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу русской пейзажной живописи.

Банк идей

Нами было рассмотрено три варианта написания пейзажа:

    Пейзаж в графике;

    Пейзаж с натуры;

    Пейзаж самостоятельно.

Сетка принятия решений

Прежде чем приступить к выполнению практической части нашего творческого проекта, мы составили сетку принятия решений. Проанализировав все три варианта, мы пришли к выводу, что вариант номер три является для нас наиболее оптимальным. Все результаты отображены в таблице:

Варианты

Критерии оценки

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Наличие заказа и спроса на рынке

Наличие материалов

Наличие инструментов и оборудования

Достаточность знаний и умений

Возможность применения

Инструменты и оборудование

Для выполнения практической части нашего творческого проекта мы использовали:

    Бумага для акварели;

    Простой карандаш, цветные карандаши;

    Ножницы;

    Художественная гуашь;

    Лак для волос (для закрепления рисунка;)

    Кисти разных номеров.

При работе с художественной гуашью необходимо соблюдать основные правила при работе с гуашью:

    Работать гуашью довольно-таки просто, но нужно помнить об основных правилах, которые помогут избежать ошибок и создать настоящий шедевр.

    Первым делом следует развести ее водой: начинать работу можно только тогда, когда консистенция станет жидкой, сметанообразной.

    Кисти, которыми наносят гуашь, должны быть мягкими и упругими одновременно. Форма значения не имеет: они могут быть плоскими или круглыми.

До начала работы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к работе:

    До начала работы необходимо вымыть руки;

    Следить за осанкой;

    По окончании работы привести в порядок свое рабочее место.

Мы провели эскизную проработку рисунка

Нами было рассмотрено огромное количество пейзажей в картинах современных художников, но мы решили нарисовать по своей задумке.

III . Практическая часть

Мы приступили к выполнению практической части проекта.

Рисунок готов!

Вывод

В своей работе я изобразил пейзаж. Ведь природа поражает нас своей красотой и величием, именно она дарит нам успокоение своими удивительными красками.

Уникальные авторские картины стоят достаточно дорого, так как создаются мастером в единственном экземпляре. Создавая свой «шедевр» я немного почувствовал себя в роли настоящего художника. Мой рисунок пополнит мою домашнюю коллекцию.

Дорошенко Надежда Сергеевна

Название проекта

Пейзаж в литературном произведении

(Расширение, обобщение и систематизация изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж»)

Предмет, класс

Литература 11 класс

Краткая аннотация проекта

Учебный проект "Пейзаж в литературном произведении" представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж».

Цель проекта:

расширить, обобщить и систематизировать материал о понятии «Пейзаж», изученный в 5-10 классах.

Задачи проекта:

1. Вспомнить ранее изученную информацию по теме "Пейзаж".

2. Найти, систематизировать и исследовать материал в соответствии с учебными вопросами, сделать выводы.

3. Создать продукт своей деятельности и защитить его.

Предлагаемый проект рекомендуется использовать в 11 классе при изучении раздела «Литература начала XX века. Писатели-реалисты начала XX века» в рамках темы «Творчество И.А.Бунина» по теории литературы: "Психологизм пейзажа в художественной литературе". Проект представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж». Проект по учебной теме формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение организовать самостоятельную работу, находить информацию по обозначенной теме, производить "сортировку" материала, систематизировать его, исследовать информацию, определять причинно-следственные связи, делать выводы. План оценивания основан на личностнориентированном подходе в обучении: развитие навыков самостоятельно управлять процессом обучения, уметь давать самооценку своему труду, проводить взаимооценку успешности в развитии и обучении, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Ожидаемые результаты. После завершения проекта учащиеся смогут:

1. Дать определение понятия.

2. Определять вид пейзажа в конкретном художественном произведении.

3. Определять его место в системе художественных образов.

4. Определять характер и функции пейзажа в литературном произведении.

5. Создавать различные виды продукта своей деятельности и уметь защищать его.

6. Знать критерии самооценки и взаимной оценки.

7. Обрести навыки работы в группе.

План проекта

Работа над проектом ведётся в течение 3-х недель: 3 урока + 4 внеклассных консультации.

Этап подготовительный.

До начала работы учитель планирует:

Этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися (План проекта);

Оценивание (формирующее и итоговое) в ходе проекта (План оценивания).

До начала работы над проектом учитель готовит:

Буклет для родителей "Пейзаж в литературном произведении"

Стартовую презентацию учителя для выявления представлений и интересов учащихся.

Набор дидактического и раздаточного материала, в том числе для формирующего оценивания

Этап I. «Поисково-аналитический»

Урок 1

Формирование интереса учащихся к работе над проектом (интрига):

Буклет для родителей учеников "Пейзаж в литературном произведении";

Формирование эмоционального восприятия темы проекта учениками:

Стартовая презентация учителя

Формирование групп с учётом интересов и учебных потребностей учащихся для учебной исследовательско-поисковой работы: «Историки», «Искусствоведы», «Музыковеды», «Литературоведы», «Аналитики» ;

- «Мозговой штурм» в группах:

  • С чего начать?
  • Какую тему выбрать?
  • Как действовать?
  • Кого привлечь в качестве консультантов и помощников?
  • В какой форме представить материал?

Этап II. «Коррекционно-подготовительный».

Консультация 1

Планы работы в группах;

Изучение учениками критериев:

итоговая экспертная оценка работы группы,

самооценка коммуникативных навыков в группе,

таблицы экспертной и самооценки;

Распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп;

Выбор формы представления работы.

Консультация 2

Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

Корректировка планов работы в группах: заполнение календаря проекта, пополнение индивидуальных «Портфолио участника проекта», выбор формы презентации итоговой работы группы.

Этап III. «Заключительный»

Консультация 4

Оформление результатов исследования в виде компьютерных презентаций, художественной галереи, вилеотеки, аудиотеки, Wiki-статьи.

Проведение взаимооценки работ группами.

Уроки 2-3.

Защита проекта:

Презентация итоговых работ групп;

Формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта;

Конкурс «Портфолио участника проекта»;

Награждение участников проекта.

Этап заключительный .

Подведение итогов работы над проектом, рефлексия.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Пейзаж в литературном произведении - это украшение текста или … ?

Проблемные вопросы:

1. Нужен ли пейзаж в произведении и как отразится на произведении его отсутствие?

2. Какова история возникновения пейзажа в искусстве?

3. Как создается пейзаж в различных родах литературы?

4. Какие типы пейзажа используются в литературных произведениях?

5. Каковы характер и функции пейзажа в литературном произведении?

Учебные вопросы:

1. Что такое пейзаж? (Определение понятия).

2. Какими средствами создается пейзаж в музыке, изобразительном искусстве, литературе?

3. В чем родство живописного и литературного пейзажа?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Группа "Аналитики"

Тема исследования

Характер и функции пейзажа в литературном произведении.

Актуальность проблемы

Теоретические понятия являются инструментарием для постижения смысла и содержания произведения.Чтобы стать настоящим читателем, необходимо не только знать теоретические понятия, но и уметь их использовать при анализе художественного текста. Пейзаж, в частности, является средством реализации авторского замысла, основной идеи, которую автор хочет донести до читателя.

Цель

Исследовать взаимосвязь характера и функций пейзажа с идейным замыслом автора произведения.

Задачи

Чтобы достичь цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать литературный материал, иллюстрирующий примеры пейзажа в лирическом, эпическом, драматическом и лиро-эпическом произведениях.

3. Определить, какую содержательную нагрузку несет пейзаж в произведении.

4. Сделать вывод: каковы характер и функции пейзажа в произведении.

5. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

6. Создание презентации “Характер и функции пейзажа в литературном произведении”

Гипотеза

Характер и функции пейзажа в литературе обусловлены основной идеей произведения.

Этапы исследования

Первый этап «Поисково-аналитический»:

1. Определить направления поиска информации и ее источников.

2. Отобрать и проанализировать собранную информацию.

3. Провести исследования иллюстративного материала.

4. Провести самооценку совместной работы в группе.

5. Осуществить рефлексию.

Второй этап «Коррекционно-подготовительный»

1. Создать презентацию.

2. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

3. Обсудить полученные результаты.

4. Провести самооценку совместной работы в проекте.

Третий этап «Заключительный»

1. Защитить проект.

2. Провести рефлексию.

Объект исследования

Пейзаж в литературном произведении.

Методы

В своей работе над проектом мы использовали теоретические методы исследования: анализ и синтез.

Для сравнения нами были выбраны произведения русской классической литературы как лирические, так и прозаические, в которых имелись описания природы. Сравнение происходило по следующим позициям: что описывается, в каком месте произведения мы встречаемся с пейзажем, каково содержание данного включения в текст, какова его интонационная окрашенность, для передачи какой характеристики (героя, места, времени) использует автор пейзаж.

Проанализировав выбранные фрагменты, мы сделали выводы о характере и функции пейзажа в литературном произведении.

Ход работы

Первая неделя

Этап «Поисково-аналитический»:

1. Мы определились с направлением поиска информации и ее источников: распределили, кто будет отыскивать информацию и в каких источниках, чтобы сформировать ее список.

2. Отобрали и проанализировали собранную информацию, отобрали иллюстративный материал для анализа из произведений русской литературы.

3. Провели исследования иллюстративного материала.

4. Выявили, каков характер и функции пейзажа в литературном произведении.

5. Провели систематизацию результатов исследования.

Вторая неделя

Этап «Коррекционно-подготовительный»

1. Создали презентацию.

2. Составили план анализа пейзажа в литературном произведении.

3. Провести самооценку и корректировку проекта.

Третья неделя

Этап «Заключительный»

1. Осуществили защититу проекта.

2. Провели заключительную рефлексию.

Наши результаты

Выводы

В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.

2. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

3. Пейзаж в литературе - средство образного выражения замысла автора.

4. Пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

5. Роль пейзажа:

Обозначение места действия;

Создание определенного настроения;

Отражение состояния героя;

6. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в состав целого произведения:

Характеристика места сюжетного действия;

Характеристика времени сюжетного действия;

Психологическая функция (картина природы помогает раскрыть внутренний мир героя).

Список ресурсов

Печатные издания:

1. Словарь литературоведческих терминов.

2. Мельникова А.А. Пейзаж в художественном произведении: урок по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

3. Ревякин А.И. История русской литературы XIX в.: Первая половина.

4. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.

5. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

6. Н.Н. Скатов. «Русские поэты природы». Очерки.

7. М. Эпштейн. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии.

8. В. В. Кожинов. «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра».

9. Д. С. Лихачев. «Литература – Реальность – Литература».

10. М. Г. Искричин. У лукоморья дуб зеленый...

11.Багрий Анна Изображение природы в произведениях Тургенева.

12. Гроссман Л. П. Проблема реализма у Достоевского.

13. Шувалов С. В. Природа в творчестве Тургенева.

14. Бенуа А. История живописи всех времен и народов.

15. Фриче В. М., Социология искусства (специальная глава «Пейзаж»).

Интернет - ресурсы:

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формирующее оценивание

До начала проекта В ходе проекта После завершения проекта
  • Знакомство с критериями оценивания работ
  • Бланк учета КПУ в проекте каждого члена группы

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Проект урока изобразительного искусства

Педагог Игнатенко Елена Ивановна

Город, район Бийский район

ОУ МБОУ «Малоенисейская СОШ»

Предмет Изобразительное искусство

Класс 6

Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс», распечатанные выдержки из энциклопедий, компьютер, проектор, экран, запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», краски, альбом, кисти.

Характеристика видов деятельности учащихся :

Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.

Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.

Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Экспериментировать использовать средства выразительности работая в технике живописи.

Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.

Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.

Результаты освоения:

Личностные:

— воспитание любви к природе родного края;

— развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цель урока;

Умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

— умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Предметные:

— развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

— осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

— развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Практические умения:

— приобрели умения работать в технике живописи

Образовательные умения :

— научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.

Информационные умения:

— работать с информацией;

— делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.

Коммуникативные умения:

— уметь работать в группе;

Терпимо относиться к мнению партнера;

— умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю, аргументировано излагать собственное мнение.

Предварительная работа.

Цель: приобщение учащихся к наблюдению за особенностями окружающей природы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Наблюдают за состоянием природы в разное время суток, отмечая цветовые особенности. Фотографируют природу в разное время суток.

время суток, предлагает сфотографировать понравившиеся моменты.

На перемене дети скидывают свои фотографии на компьютер учителю .

I .Организационный момент, эмоциональный настрой.

Цель: введение учащихся в художественно-образный настрой.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

После приветствия садятся. Воспринимают музыку.

— Это внутреннее душевное состояние человека.

— Передают настроение природы

— Нет

Метод эмоционального погружения. Приветствует детей, включает запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года»

Ведение в проблему.

Ребята, я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета.

— А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?

— Что такое настроение?

— Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умиленная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».

— Почему так говорят?

А разве природа одушевленное существо?

Визуальный осмотр, диалог учитель-ученик.

II .Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование у учащихся эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы.

Задачи: формирование эмоционально-оценочного отношения к творчеству художников;

развивать чуткость зрения к цвету, наблюдательность, образное мышление;

познакомить с творчеством художников импрессионистов.

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Примечание

— Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)

— Осень

Эмоциональный оклик детей, заинтересованность детей, сосредоточенность в подборе точных эпитетов.

Да

Перенести на бумагу, изобразить, написать, сфотографировать.

Дети рассматривают в учебнике работы французских живописцев. Созерцая, дают эмоциональную оценку увиденного.

Дети делятся своими впечатлениями с соседом по парте.

Дети включаются в беседу, делают комментарии по ходу рассказа.

Дети созерцают увиденные фотографии, дают эмоциональную характеристику состояния природы.

Дети работают с выдержками из источника, находят ответы на поставленные вопросы.

— Тогда почему так говорят?

Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев

Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте.

Всю неделю вы наблюдали за природой. Всегда ли один и тот же пейзаж вызывал у вас одинаковое настроение?

Постановка проблемы.

Вам бы хотелось оставить это состояние надолго?

Как это сделать? Ведь наша память коротка, недолговечна.

Работа с источниками.

Ребята, предлагаю вам обратиться к выдержке из источника, которые лежат у вас на партах.

Прочтите, как трактует Большой Энциклопедический словарь понятие живопись?

Найдите, какие средства художественной выразительности применяются в живописи?

Давайте посмотрим на работы замечательных живописцев в учебнике, на стр.152.

Эти работы написаны французскими художниками XIX в. И их пейзажи несли определенное настроение.

— А вы знаете, откуда появилось такое название? (пейзаж настроения)

— Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером .

Какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства?

Какие чувства переданы в работе Клода Моне Впечатление?

Какая работа больше всего понравилась?

— Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

Русские живописцы, тоже мастерски умели передавать настроение в своих произведениях. Знаменитая картина «Грачи прилетели» писалась Саврасовым с натуры в селе Молвитино Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа.

Опять весна умоет небо .

Своею талою водой.

И зимней стужей быль и небыль

Уйдет к сугробам на постой.

Т. Курбатова

День был зябкий, сырой. В талой воде – белесое небо, нетороплив робкий дымок и колоколенка церкви, каких на Руси много. Корявые березки на окраине села или небольшого городка, раскинувшегося на холме. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Можно бесконечно долго слушать радостный гомон грачей. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается ласковое голубое небо, проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков.

Все в этой картине наполнено единым ритмом, напоено легким дыханием. Ведь в «Грачах» радости весеннего обновления в одинаковой степени причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих изб, и сам автор, сумевший передать нам, людям уже XXI века, свое весеннее настроение.

Передачу настроения мы можем проследить даже по вашим фотографиям, которые вы сами выполнили.

Обратите внимание на экран, какое настроение или чувство вызывает у вас состояние природы, зафиксированное Сашей?

А, что же хотела Оля показать нам зрителям в своих фотоработах?

Обратите внимание, работы Романа отличаются от остальных. Чем они интересны? Какое настроение хотел Роман передать через свои фотоработы?

Работа с источником.

Каждый художник и фотограф находит свои ноты, нюансы, оттенки с помощью гармоничного сочетания цвета и света.

Давайте обратимся к источнику.

Прочтите, что такое колорит?

Найдите, каким бывает колорит по характеру цветовых сочетаний?

Приложение №1

Работа с учебником.

(стр.152-156)

Работа в малых группах

Беседа по картине.

На экране произведение А.Саврасова «Грачи прилетели»

На экране показ фотографий, которые дети выполнили накануне(разные состояния природы)

Приложение №2

III . Практическая работа.

Цель : создание пейзажа настроения в технике живописи

Задачи: овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;

совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель);

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Нам необходимо в работе передать свое любимое состояние природного мотива.

Свой эмоциональный настрой, отклик.

Эмоциональный отклик, желание исполнить свое настроение через пейзаж.

Ребята, выберите для себя практическое задание из предложенных в учебнике на стр.155.

Сформулируйте задание которое необходимо выполнить.

Обратите внимание на следующие моменты в работе.

-Первый этап:

-Второй этап:

Третий этап:

Приступаем к работе.

Работа с учебником

стр. 155

Приложение №3

IV .Рефлексивный анализ.

Цель: оценить собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Дети по желанию выходят к доске с выполненной работой, дают эмоциональную оценку.

Осознание учащимися значимости колорита для постижения окружающей красоты

— Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.

— Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?

— Что из увиденного сегодня на уроке больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах?

В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя ”. К.Г.Паустовский.

Анализ работ.

На экране строки

К.Г.Паустовского.

Музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Приложение №1

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (БЭС)

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).

Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

Приложение№2

БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно рефлекса . К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией .

Лит.: Ивенс Р.-М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.

В. С. Турчин.

Приложение №3

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

-Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

Выбор редакции
Если вы любите лимоны, это печенье станет вашим любимым. В нем сочетается нежное рассыпчатое песочное тесто и яркий вкус цитрусовых. Если...

Семга... Как много в этом слове. Любите ли вы рыбу семейства лососевых как люблю её я? Есть множество рецептов её приготовления. Семгу,...

Рецепт булочек с банановой начинкой с пошаговым приготовлением. Тип блюда: Выпечка, Булочки Сложность рецепта: Сложный рецепт...

Свекла, 5 штучек; Морковка, 4 штучки;Твердый сыр, 200 граммов;Грецкие орехи, 200 граммов;Майонез;Свежая зелень;Чеснок, несколько...
Пришли холода, но это не значит, что пора вкусных витаминов закончилась. А как же всеми любимое лакомство - солнечная хурма? Это не...
Невероятно вкусный и нежный, сытный и питательный – паштет из куриной печени, готовится быстро и достаточно просто. Из минимального...
Маленькие круглые булочки, напоминающие кексики, выпекающиеся в специальных силиконовых формах, называются маффинами. Они могут быть...
И снова делюсь с вами, дорогие мои, рецептом приготовления домашнего хлеба, да не простого, а тыквенного! Могу сказать, что отношение к...
Отварите картофель для начинки. Выберите три средних клубня, хорошо промойте от земли и другой грязи, поместите в холодную воду,...