Проектная деятельность на уроках русского языка. Проект по русскому языку на тему "правила русского языка в картинках" Темы проектов средняя школа русский язык


Во 2- 3 классе по предмету окружающий мир детям предлагается подготовить проект на тему "Родной город (село)"

Задание в учебнике: Подготовьте фоторассказ о своем родном городе (селе). Его можно оформить в виде книги, стенда, стенгазеты, презентации. Работать можно индивидуально, в парах, группах или всем классом.

Сайт "Учат в школе" предлагает подборку материалов по теме "Богатства, отданные людям" по окружающему миру для начальных классов.

Леонардо да Винчи

Предмет Окружающий мир. Тема "Животные леса" Презентация

Сайт "Учат в школе" предлагает материалы для подготовки презентации по окружающему миру для 2-4 классов по теме "Животные леса"

Презентация "Растения степи" Окружающий мир. 4 класс

Окружающий мир. 4 класс. Растительный мир степи.

Сайт "Учат в школе" предлагает материалы для подготовки презентации по окружающему миру для 3-4 классов по теме "Растения степи"

Животные степи - презентация по окружающему миру. 4 класс

4 класс. Окружающий мир. Тема "Животный мир степей"

Предлагаем вашему вниманию материалы для подготовки презентации по окружающему миру для 4 класса на тему "Животные степей".

Презентация "Государственные символы России" 5 класс

Тема Государственные символы России (гимн, герб, флаг) в рамках школьной программы изучается начиная с 1 класса. Знания учащихся о государстве обогащаются в каждом классе как начальной школы, так и в средней. На окружающем мире во 2 и 3 классе дети знакомятся с историей создания символов России. В 4 и 5 классах уже самостоятельно учащиеся готовят сообщения и презентации о флаге, гербе и гимне России на уроках обществознания.

Презентация "Загадки про школьные принадлежности"

Предлагаем вашему вниманию небольшую презентацию на тему "Загадки про школьные принадлежности ", которая пригодится для проведения первого урока на 1 сентября, для знакомства детей со школой.

Презентация "Национальные парки России - Смоленское поозерье "

Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года . Создание парка преследовало цели сохранения уникальных девственных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, обеспечения использования возобновляемых природных ресурсов в природо-охранных целях.

Своим названием парк обязан большому количеству озёр.

Плакат "Берегите воду" 3 класс окружающий мир

Как нарисовать плакат на тему "Берегите воду" в 3 классе по окружающему миру? Вопрос, который возникает у детей и их родителей при изучении темы про загрязнение воды и ее охрану.

Мы собрали подборку плакатов, картинок, рисунков для тех, кому необходимо придумать и нарисовать плакат по этой теме самостоятельно.

Проект "Богатства отданные людям" - 3 класс, окружающий мир

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский написал книгу "Сердце отдаю детям". Всю свою жизнь, до последних дней, он посвятил воспитанию своих учеников. Василий Александрович стремился вырастить их добрыми, честными, справедливыми, а если говорить одним словом - человечными.

Проект про цифру 8 по математике 1 класс

Предлагаем скачать примерный образец проекта по математике для 1 класса «Числа в загадках, пословицах и поговорках - цифра 8», выполненный в виде презентации.

Формы проекта могут быть различными: презентация, рисунок, сообщение и другие.

"Похвальное слово знакам препинания"- 4 класс проект по русскому языку

В 4 классе на уроках русского языка при обобщении знаний детям в качестве домашнего задания предлагается подготовить проект, презентацию или сообщение на тему "Похвальное слово знакам препинания".

Птицы зимой - презентация для детей 2-3 класса

Презентация "Птицы зимой "предназначена для детей 2-3 класса на урок окружающий мир. В школе часто проводятся мероприятия, посвященные животным, птицам, например, "Покормите птиц зимой". Зимой птицам надо помогать, особенно тем, кто не улетает на зиму на юг. В некоторых школах делают скворечники и кормушки, кормят зимующих птиц.

Титульный лист образец для школы 1 - 2 класс

В современной школе детям в 1 - 2 классе учителя в качестве дополнительного задания предлагают выполнить проекты по окружающему миру, по математике и другим предметам. Правильное оформление такого домашнего задания начинается с вопроса - как оформить титульный лист проекта? Где скачать шаблон?

Титульный лист портфолио ученика начальной школы

Уже в начальной школе в современной системе образования детям предлагается составлять портфолио. Как много можно услышать замечаний родителей по этому поводу. Действительно, учеба зачастую перекладывается на родителей, которым необходимо дома иметь современные принтеры (цветные), сканеры и т.д.

Nickname как особая разновидность современных антропонимов.
SMS как современный эпистолярный жанр
Виды синонимов.
Возникновение письменности на Руси.
Германизмы в русском языке
Деловой русский язык
Деловые бумаги в школе.
Жаргонизмы в нашей речи.
Заимствования в русском языке.
Забытая буква "Ё".
Звуки и буквы.
Из истории письменности
Имена собственные в русских пословицах и поговорках.
Имена, фамилии, отчества в разных языках мира.
Искусственные языки
Использование буквы "Ф" в творчестве А.С.Пушкина (Языковедческий анализ произведений А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и "Полтава").
Источники и причины засорения речи
Категория времени в английском и русском языках.
Категория числа имени существительного в английском и русском языках.
Коммуникативная функция подростковой анкеты
Лексика семейного родства (на материале словаря Даля).
Лексика и фразеология как система красноречия языка.

Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Математические задачи на страницах художественных произведений.
Названия городских объектов в нашей речи
"Наш дар бессмертный - речь" (по высказываниям русских поэтов о языке и речи).
Неличные формы глагола в английском и русском языках.
Обращения в русском речевом этикете
Пути изучения русского языка с помощью Интернет.
Причастие как самостоятельная часть речи
Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...»
Принципы русской орфографии.
Речь и этикет.
Русский речевой этикет - приветствия.
Русский язык в сети Интернет.
Сила слова (язык как средство воздействия).
Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.
Тринадцать самых популярных ошибок в русском языке.
Фразеологические обороты, характеризующие человека
Энциклопедия одного слова.
Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель.
ЯзыкА.М. Пешковский – выдающийся ученый языковед.
Англицизмы в русском компьютерном жаргоне.
Влиянии зарубежных мультипликационных фильмов и компьютерных игр на формирование разговорной речи учащихся 2-11 классов.
Виды тропов и стилистических фигур.
Говор жителей Половино-Черемхово как старожильческий диалект Приангарья.
Жанр интервью в современных газетах.
Жаргоны и жаргонизмы
Значение абстрактного и его отражение в языке.
Нормативное построение словосочетаний. Интонационное богатство русской речи.
Искусство вести беседу.
История возникновения русских имен.
История русского алфавита.
Как влияют социальные сети на язык.
Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
Край родной в легендах и преданиях.
Научные открытия А.А. Шахмотова.
Некоторые особенности обособления определений.
Основные законы орфоэпии русского языка.
Особенности имени числительного как части речи.
Отражение процесса ассимиляции в письменной речи современной молодежи.
Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Происхождение русских имен.
Роль фразеологизмов в современном русском языке.
Роль эвфемизмов в современном русском языке.
Синтаксические и лексические средства выразительности.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Структурные особенности русских метафор.
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).
Средства художественной выразительности в русском языке.
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
Тропы и функции.
Употребление эвфемизмов в обиходно-бытовой речи.
Функциональные стили.
Функционирование языковых средств в коммуникативных регистрах речи.
Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
Язык как способ существования культуры.

Темы проектов по литературы

Гончаров Иван Александрович
Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».
Имена собственные в произведениях И.А. Гончарова.
Трактовка сна Обломова в произведении Гончарова «Обломов».

Гюго Виктор Мари
В. Гюго «Последний день приговоренного к казни» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Гюго и Достоевского.

Достоевский Фёдор Михайлович
Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Литературные и культурные ассоциации (цитаты, реминисценции, аллюзии) в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Макар Девушкин как предшественник Раскольникова.
Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание".
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа "Преступление и наказание").
«Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
Что читают герои романа "Преступление и наказание"?

Некрасов Николай Алексеевич
Поэтика поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (по нескольким эпизодам)
Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова

Чехов Антон Павлович
Литературные места России А.П. Чехов
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова

Островский Александр Николаевич
Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
Литература и музыка: пьеса Островского "Гроза" и одноименная опера Кашперова

Пушкин Александр Сергеевич
Дуэль в жизни и творчестве Пушкина
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные салоны пушкинской поры
Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
Пушкинский интертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Толстой Лев Николаевич
«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»).
Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Наполеон на Поклонной горе (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого (любое произведение)
Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?»
Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Тургенев Иван Сергеевич
Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского).
Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Повесть Толстого "Отец Сергий" и роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Традиции русского и немецкого романтизма в очерке И.С. Тургенева «Призраки».

Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.

Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А.Фета.
Кольцевая композиция в стиАнна Ахматова
Александр Сергеевич Пушкин в лирике Анны Андреевны Ахматовой.
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Цветовая символика образа Розы в поэтическом мире Анны Ахматовой.
Цветы в поэзии А.А. Ахматовой.
Эпиграф как средство формирования А.Ахматовой диалогической модальности художественного текста.

Борис Акунин
Игра как прием постмодернизма в творчестве Бориса Акунина.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».

Булгаков Михаил Афанасьевич
Библейские мотивы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита М. Булгакова и "Фауст" И. Гёте.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова и в сериале В. Бортко.
Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" в оценке священнослужителей.
Тайна романа М. Булгакова
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Тема Понтия Пилата у М.А. Булгакова и Шмитта
Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Бунин Иван Алексеевич
Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью
Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Блок Александр Александрович
Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока

Есенин Сергей Александрович
Образ матери в лирике С. Есенина.
Окказионализмы как средство художественной выразительности в лирике С.А. Есенина 1910-1916г.г.
Параллели творчества Сергея Есенина и Алексея Фатьянова

Лермонтов Михаил Юрьевич
Зилов и Печорин (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Зилов и Печорин: опыт сопоставительного анализа "героев времени" (на материале пьесы А. Вампилова "Утиная охота" и романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Марина Цветаева
Образы времени и пространства в лирике Марины Цветаевой на примере анализа стихотворения «Новогоднее».
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой.

Некрасов Николай Алексеевич
Замысел Н.А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Поэтика поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова.
Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова.

Толстой Лев Николаевич
Музыка в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Образ Наташи Ростовой на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Живые и мертвые» К.М. Симонова.

Толстой Алексей Николаевич
А.Д. Меньшиков в истории и литературе по роману А.Н. Толстого «Петр Первый».
Система авторских обозначений персонажей в историческом романе А.Н.Толстого «Петр I».

Свободные темы:
«Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии XIX и XX вв.).
«Остров» П. Лунгина – путь к духовному спасению и традиции.
Nickname как разновидность современных антропонимов.
Анализ семантической группы «Цветовые наименования автомобиля».
Антиутопия в литературе XX века
Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.
Дворянские костюмы пушкинской эпохи
Денисьевский цикл Ф.М. Тютчева
Жизнь замечательных людей
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Изображение детей Холокоста в произведении Дневник Анны Франк и Миша Дефонсека «Выжить с волками».
Интерпретация образов славянской мифологии в романе М. Вишневецкой "Кощей и Ягда или небесные яблоки".
Использование устаревших слов в повседневной жизни.
Концепт "грусть" и "тоска" в русском фольклоре и в поэзии А. Кольцова.
Концепт "пустыня" в русской поэзии XIX-XX веков (на материале лирики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Блока, И. Бродского).
Концепты "истина" и "правда" в представлении русского языка и А. Платонова.
Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Любовью дорожить умейте
Маскарад в произведениях русской литературы XIX века.
Метаморфозы эпистолярного жанра в поэтике А.П. Чехова.
Мир символов, пророчеств и грез в произведениях романтиков.
Мир фэнтези в современной литературе

Темы проектов по математике

Темы проектных работ по математике:
Авторские задачи.
Аликвотные дроби
Арифметика остатков. Сравнения по модулю.
Без мерной линейки
Без мерной линейки, или измерение голыми руками.
Бесконечный мир чисел.
Божественное число
Буква в кубе.
Быстрый счет - легко и просто!
Быстрый счет без калькулятора.
В глубь веков, или Как считали древние.
В мире времени (сборник творческих задач).
В мире ребусов и лабиринтов.
В мире удивительных чисел.
В поисках оптимальных решений.
В царстве чисел-великанов.
Вездесущая математика.
Великие задачи
Великолепная семерка
Великолепные цифры.
Виды задач на логическое мышление.
Виды и свойства движений.
Виды текстовых задач и их решение.
Влияние скорости падения дождевых капель на скорость движения человека во время дождя.
Во всем царит гармонии закон...
Время и его измерение
Время остановить нельзя, а измерить?
Время работать и время отдыхать.
Все есть число
Все о "тройке" и чуть больше...
Все о числе 13
Все о числе 7
Всегда ли 2 х 2 = 4?
Вычисление скорости течения реки.
Галерея замечательных чисел.
Галерея числовых диковинок.
Гармония и математика
Генетический код и квадрат Пифагора.
География чисел
Гипотеза об истоках золотого сечения.
Головоломки со спичками
Графические методы и геометрические соображения при решении задач по математике Графические приемы при решении задач по математике.
Графический метод решения сюжетных задач.
Графический способ умножения чисел.
Два способа решения логических задач
Действия над числами в различных системах счисления.
День рождения нуля
День рождения числа "пи"
Детские задачи для взрослых детей.
Древнерусские задачи
Древние системы счисления.
Древние, но вечно юные простые числа
Дружественные тройки чисел.

Дружественные числа
Жар холодных чисел
Живая математика
Живая природа и симметрия.
Загадка бумажной полоски.
Загадка Рамануджана
Загадки числового ряда
Загадочный мир чисел.
Задачи из старинного учебника.
Задачи из Эфиопии
Задачи на все случаи жизни
Задачи на движение двух объектов.
Задачи на движение по реке
Задачи на клетчатой бумаге. Формула Пика.
Задачи на местном материале
Задачи на наибольшее и наименьшее значение величин и методы их решения.
Задачи на оптимизацию
Задачи на переливание жидкости.
Задачи на разрезание
Задачи на свежем воздухе.
Задачи на чётность
Задачи о лабиринтах
Задачи о четырех красках
Задачи повышенной трудности "на движение".
Задачи с ограничениями
Задачи с одинаковыми цифрами.
Задачи с параметрами
Задачи со спичками
Задачи старинные и старые.
Задачи, которые могли бы стать теоремами.
Замечательные числа. Дружественные числа и простые числа-близнецы.
Занимательная логика в математике
Занимательные задачи
Занимательные задачи далекого прошлого.
Занимательные задачи по математике.
Занимательные числа
Заниматика
Занятные стайки простых чисел.
Зарождение и эволюция математической задачи.
Зачем человеку нужны измерения в разные времена?
Знакомое и незнакомое магическое число Пи.
Знакомство с симметрией
Измерение времени.
Изопериметрическая проблема, или Задача Дидоны.
Изучение возможности использования рисунка на уроках математики.
Интересные и быстрые способы и приемы вычислений.
Интересные и интеллектуальные задачки.
Искусство отгадывать числа
Использование математических разрезных игр.
Использование некоторых положений теории чисел для решения задач повышенной трудности.
Использование старинных мер длины и веса для решения и составления задач.
Исследование математических способностей.
Исследование метода решения задач различными способами.
Исследование ряда натуральных чисел.
Исчисление времени
Как велик миллион?
Как измерить время?
Как измерить расстояние между родственниками.

Как найти решение задачи
Как разрезать пирог?
Как считать без компьютера и калькулятора.
Календари времени
Календарная даль веков
Калькуляторы.
Квадратное колесо - правда или миф?
Контактные числа и проблема тринадцати шаров.
Копилка нестандартных задач по математике.
Королева математики
Красивые и быстрые способы вычислений
Красота в симметрии
Красота и математика
Красота через призму науки
Криптограммы - тайнопись прошлого, настоящего и будущего
Криптография
Криптография и криптоанализ.
Криптография и математика
Криптография и стеганография.
Криптография как метод кодирования и декодирования информации.
Криптография, математические алгоритмы при шифровании.
Криптография. Азы шифрования и история развития.
Криптография. Методы ее практического применения.
Криптография. Наука о шифрах
Кристаллография и математика
Крылатые математические выражения.
Курьезы, софизмы, парадоксы в математике.
Ловкий циркуль
Магические тайны числа 7
Магические числа
Магические числа в природе
Магические числа и фигуры
Магическое число "Пи"
Магическое число Шахерезады.
Магия чисел
Магия чисел 3, 11, 13
Математика в жизни: расчёт ремонтных работ помещения.
Математика в моей будущей профессии.
Математика вокруг нас
Математика на шахматной доске.
Математики-вундеркинды
Математическая обработка экспериментальных данных.
Математическая формула прекрасного.
Математические жемчужины

Математические презентации
Математические софизмы.
Математические термины.
Математический бильярд.
Математический календарь школьникам.
Математический маятник
Математический помощник
Математическое моделирование глобального развития человечества.
Математическое моделирование и его практическое применение.
Математическое моделирование как способ решения задач (проблем).
Математическое моделирование окружающей среды.
Математическое моделирование.
Математическое описание случайных явлений.
Математическое путешествие в мир гармонии.
Материалы для математического досуга.
Мир чисел, звуков и цвета
Моделирование составных задач.
Мир больших чисел.
Моделирование текстовых задач.
Наглядная топология
Неизвестное об известном, или Как сделать открытие. Число Пи равно 4?
Некоторые интересные зависимости.
Необычное в обычных числах
Нестандартные задачи
Нестандартные задачи на олимпиадах по математике.
Нуль в математике занимает особое место.
Нумерации и системы счисления.
Нумерология
Нумерология - магия чисел
Нумерология - миф или реальность?
Нумерология - наука о числах в нашей жизни.
Нумерология - современная наука
Нумерология в жизни человека
Нумерология: наука или заблуждение?
Одним росчерком
Описание красоты и гармонии природы математическим отношением.
Определение в курсе математики
Оптические иллюзии и их применение
Орнамент как отпечаток души народа.
Орнаментальное и геометрическое искусство М. Эшера.
Орнаменты
От пальцев до калькулятора
Открытие: случайность или закономерность?
Очарование простых чисел.
Палиндромы в математике
Параметр. Динамические иллюстрации к решению задач.
Письмо с секретом
Планета чисел
По страницам нестареющих русских учебников по математике.
Практические советы математиков.
Преданья старины далёкой (решение старинных задач)
Приборы, инструменты и приспособления для вычислений.
Прикладные задачи
Применение графических методов при решении текстовых задач.
Применение космических снимков на уроке математики.
Проверка вычисления числа "пи".
Проверка на четность
Простые числа
Противоречие непротиворечивого утверждения.
Путешествие к истокам геометрии.
Развитие понятия "бесконечность" в математике.
Разговор о нуле
Различные способы решения текстовых задач.
Реальный мир воображаемых чисел.
Рекуррентные соотношения и их применение.
Решение диофантовых уравнений
Решение задач методом оценки
Решение задач на смеси и сплавы.
Решение задач на соответствие и исключение неверных ответов.
Решение задач по готовым чертежам.
Решение задач по теме "Движение по реке".
Решение оптимизационных задач по математике.
Решение старинных задач
Решение текстовых задач
Решение уравнений в целых числах.
Самое интересное число
Секрет успешного решения задач.
Семь величайших загадок математики.
Серьезное и курьезное в числах
Симметрические простые числа.
Системы счисления
Скрытые модули
Совершенные числа
Совершенные числа. Дружественные числа.
Совершенные числа. Простые числа Мерсенна.
Сокращенное деление с помощью схемы Горнера.
Способы и приемы быстрых вычислений.
Способы представления чисел в различных системах счисления.
Способы решения задач на движение тел
Способы устного возведения чисел в квадрат.
Сравнительный анализ устойчивости некоторых известных шифров.
Старинные задачи
Старинные задачи древних народов.
Старинные занимательные задачи
Считаем без калькулятора
Тайна чётных чисел
Тайна числа "Пи"
Текстовые задачи в школьном курсе математики.
Текстовые задачи и моделирование.
Текстовые задачи на движение
Текстовые задачи на смеси, сплавы и растворы.
Текстовые задачи на совместную работу.
Учебник математики: вчера, сегодня, завтра
Фигурные числа
Философская тайна чисел
Философские аспекты математики
Финно-угорская система счисления в ряду других систем.
Фольклорные задачи
Целые числа и измерение температуры.
Цена одной минуты
Цепные дроби
Цифра "9" в тувинской нумерологии.
Цифровые корни
Числа в нашей жизни.
Числа вокруг нас
Числа Пифагора и красота мира.
Числа правят миром
Числа правят миром. Можно ли представить себе мир без чисел?
Числа с собственными именами.
Число П.
Число, которое больше Вселенной.
Числовые неравенства
Шестое математическое действие.
Шесть математических действий.
Шифры и криптограммы.
Шифры и математика
Эти удивительные кватернионы.

Темы проектов по физике

А.Д. Сахаров – выдающийся ученый и правозащитник современности.
Авиационные модели свободного полета.
Автожиры
Агрегатные состояния вещества.
Актуальные проблемы физики атмосферы.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.
Алфёров Жорес Иванович.
Альберт Эйнштейн - парадоксальный гений и "вечный ребенок".
Анализ отказов микросборки.
Андронный коллайдер: миф о происхождении Вселенной.
Анизотропия кристаллов
Анизотропия физических свойств монокристаллов.
Аномальные свойства воды
Античная механика
Аристотель - величайший ученый древности.
Артериальное давление
Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Атмосферное давление - помощник человека.
Атмосферное давление в жизни человека.
Аэродинамика на службе человечества
Аэродинамика полосок бумаги, или «И все-таки она вертится!»
Аэродинамические трубы.
Баллистическое движение.
Батисфера
Биолюминесценция
Биомеханика кошки.
Биомеханика человека
Биомеханические принципы в технике.
Бионика. Технический взгляд на живую природу.
Биоскафандр для полета на другие планеты.
Биофизика человека
Биофизика. Колебания и звуки
Бумеранг
В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений).
В погоне за циклом Карно.
В чем секрет термоса.
В.Г. Шухов – великий русский инженер.
В.К. Рентген – открытия, жизненный путь.
Вакуум на службе у человека
Вакуум. Энергия физического вакуума.
Введение в физику черных дыр.
Вертикальный полет
Ветер как пример конвекции в природе.
Ветер на службе у человека
Взаимные превращения жидкостей и газов. Фазовые переходы.
Взаимосвязь полярных сияний и здоровья человека.
Взвешивание воздуха
Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.
Виды топлива автомобилей.
Виды шумового загрязнения и их влияние на живые организмы.
Визуализация звуковых колебаний в трубе Рубенса.
Виртуальные лабораторные работы на уроках физики.
Вихревые образования

Вклад Блеза Паскаля в создание методов изучения окружающего мира.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие физической науки.
Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека.
Влажность воздуха и ее влияние на здоровье человека.
Влажность. Определение содержания кислорода в воздухе.
Влияние внешних звуковых раздражителей на структуру воды.
Влияние громкого звука и шума на организм человека.
Влияние звука на живые организмы
Влияние звука на песок. Фигуры Хладни.
Влияние звуков, шумов на организм человека.
Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.
Влияние изменения атмосферного давления на посещаемость занятий и успеваемость учащихся нашей школы.
Влияние невесомости на жизнедеятельность организмов.
Влияние качества воды на свойства мыльных пузырей.
Влияние лазерного излучения на всхожесть семян гороха.
Влияние магнитного и электростатического полей на скорость и степень прорастания семян культурных растений.
Влияние магнитного поля на прорастание семян зерновых культур.
Влияние магнитного поля на рост кристаллов.
Влияние магнитной активации на свойства воды.
Влияние магнитных бурь на здоровье человека
Влияние механической работы на организм школьника.
Влияние наушников на слух человека
Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат.
Влияние погоды на организм человека
Влияние скоростных перегрузок на организм человека.
Влияние сотового телефона на здоровье человека.
Влияние температуры на жидкости, газы и твёрдые тела.
Влияние температуры окружающей среды на изменение снежных узоров на оконном стекле.
Влияние торсионных полей на деятельность человека.
Влияние шума на организм учащихся.
Вода - вещество привычное и необычное.
Вода в трех агрегатных состояниях.
Вода и лупа
Водная феерия: фонтаны
Водород - источник энергии.
Водяные часы
Воздух, который нас окружает. Опыты с воздухом.
Воздухоплавание
Волшебные снежинки
Волшебство мыльного пузыря.
Вращательное движение твердых тел.
Вредное и полезное трение
Время и его измерение
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.
Выращивание и изучение физических свойств кристаллов медного купороса.
Выращивание кристаллов CuSo4 и NaCl, исследование их физических свойств.
Выращивание кристаллов в домашних условиях.

Выращивание кристаллов из разных видов соли.
Выращивание кристаллов поваренной соли и сахара в домашних условиях методом охлаждения.
Высокоскоростной транспорт, движимый и управляемый силой электромагнитного поля.
Давление в жидкости и газах.
Давление твердых тел
Дары Прометея
Двигатель внутреннего сгорания.
Двигатель Стирлинга - технологии будущего.
Движение в поле силы тяжести.
Движение воздуха
Денис Габор
Джеймс Клерк Максвелл
Динамика космических полетов
Динамическая усталость полимеров.
Диффузия в домашних опытах
Диффузия в природе
Диффузия и ювелирные украшения
Доильный аппарат "Волга"
Единицы измерения физических величин.
Её величество пружина.
Железнодорожная цистерна повышенной ёмкости.
Женщины - лауреаты Нобелевской премии по физике.
Живые сейсмографы
Жидкие кристаллы
Жизнь и достижения Б. Паскаля
Жизнь и изобретения Джона Байрда
Жизнь и творческая деятельность М.В. Ломоносова.
Жизнь и творчество Льва Николаевича Термена.
Жизнь и труды А.Ф. Иоффе
Зависимость времени закипания воды от её качества.
Зависимость коэффициента поверхностного натяжения моторного масла от температуры.
Зависимость коэффициента поверхностного натяжения мыльного раствора от температуры.
Зависимость скорости испарения воды от площади поверхности и от ветра.
Зависимость сопротивления тела человека от состояния кожного покрова.
Загадки кипящей жидкости
Загадки неньютоновской жидкости.
Загадки озоновых дыр
Загадочная лента Мёбиуса.
Закон Архимеда. Плавание тел.
Закон Паскаля и его применение
Значение паровой машины в жизни человека.
Игорь Яковлевич Стечкин
Из истории летательных аппаратов
Изготовление действующей модели паровой турбины.
Измерение больших расстояний. Триангуляция.
Измерение влажности воздуха и устройства для ее корректировки.

Измерение вязкости жидкости
Измерение плотности твердых тел разными способами.
Измерение температуры на уроках физики
Измерение ускорения свободного падения
Изобретения Герона в области гидродинамики
Изобретения Леонардо да Винчи, воплощенные в жизнь.
Изучение звуковых колебаний на примере музыкальных инструментов.
Изучение свободных механических колебаний на примере математического и пружинного маятников.
Изучение свойств постоянных магнитов.
Изучение сил поверхностного натяжения с помощью мыльных пузырей и Антипузырей.
Изучение сил поверхностного натяжения с помощью мыльных пузырей.
Илья Усыскин - прерванный полет
Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
Исаак Ньютон
Испарение в природе и технике.
Испарение и влажность в жизни живых существ.
Испарение и конденсация в живой природе
Использование тепловой энергии свечи в бытовых условиях.
Исследование атмосферных явлений.
Исследование движения капель жидкости в вязкой среде.
Исследование движения по окружности
Исследование зависимости периода колебаний тела на пружине от массы тела.
Исследование поверхностного натяжения.
Исследование поверхностных свойств воды.
Исследование способов измерения ускорения свободного падения в лабораторных условиях.
Исследование теплопроводности жира.
Исследование физических свойств почвы пришкольного участка.
Как управлять равновесием.
Квантовые свойства света.
Колокольный звон с физической точки зрения.
Коррозия металлов
Космические скорости
Космический мусор
Красивые тайны: серебристые облака.
Криогенные жидкости
Лауреаты Нобелевской премии по физике.
Леонардо да Винчи - художник, изобретатель, ученый.

Люстра Чижевского
Магнитная жидкость
Магнитное поле Земли и его влияние на человека.
Магнитные явления в природе
Междисциплинарные аспекты нанотехнологий.
Метеорная опасность для технических устройств на околоземной орбите.
Механика сердечного пульса
Мир невесомости и перегрузок.
Мир, в котором мы живем, удивительно склонен к колебаниям.
Мифы звездного неба в культуре латиноамериканских народов.
Мобильный телефон. Вред или польза?!
Моделирование физических процессов
Модель электродвигателя постоянного тока.
Мой прибор по физике: ареометр.
Молниеотвод
Мыльные пузыри как объект исследования поверхностного натяжения.
Нанобиотехнологии в современном мире.
Нанодиагностика
Наноструктурированный мелкозернистый бетон.
Нанотехнологии в нашей жизни.
Невесомость
Об использовании энергии ветра.
Ода вращательному движению
Озон - применение для хранения овощей.
Опасность электромагнитного излучения и защита от него.
Определение высоты местности над уровнем моря с помощью атмосферного давления.
Определение коэффициента взаимной индукции.
Определение коэффициента вязкости жидкости.
Определение коэффициента поверхностого натяжения воды с различными примесями.
Определение плотности тела неправильной формы.
Определение условий нахождения тела в равновесии.
Определение центра тяжести математическими средствами.
Относительность движения
Очевидное и невероятное при взаимодействии стекла и воды.
П.Л. Капица. Облик ученого и человека.
Парадоксы учения Лукреция Кара.
Плавание тел
Плавление и отвердевание тел.
Плазма.
Плазма – четвертое состояние вещества.
Плотность и плавучесть тела
Поверхностное натяжение воды.
Поверхностное натяжение воды в космосе.
Приливы и отливы
Применение информационных технологий при изучении криволинейного движения.
Применение силы Архимеда в технике.
Применение ультразвука в медицине.
Принцип относительности Галилея.
Простые механизмы в сельском хозяйстве.
Пушка Гаусса
Радиоволны в нашей жизни
Радиоприемник с регулируемой громкостью.

Развитие ветроэнергетики
Рафинирование селена методом вакуумной дистилляции.
Реактивная тяга
Реактивное движение в современном мире.
Реактивные двигатели
Резонанс при механических колебаниях.
Роберт Гук и закон упругости
Роль рычагов в жизни человека и его спортивных достижениях.
Свойства соленой воды. Море у меня в стакане.
Сегнерово колесо
Сила притяжения
Сила трения.
Сила трения в природе.
Современные средства связи. Сотовая связь.
Создание индикаторов течения воды, плотностью равных плотности воды.
Способы определения массы тела без весов.
Способы очищения воды, основанные на физических принципах.
Суда на подводных крыльях - одно из изобретений К.Э. Циолковского.
Тайны наклонной башни Демидовых
Такой ли пустой космический вакуум?
Температура нити накала
Тепловой насос
Трение в природе и технике.
Ультразвук в медицине
Ультразвук в природе и технике.
Устройство оперативной памяти.
Ускорители элементарных части: взгляд в будущее.
Феномен гениальности на примере личности Альберта Энштейна.
Ферромагнитная жидкость
Физик Гастон Планте.
Физика землетрясений и регистрирующая их аппаратура.
Физика и акустика помещений
Физика смерча. Смерч на службе человека.
Химия и цвет
Цунами. Причины возникновения и физика процессов.
Чем дизельный двигатель лучше бензинового?
Чуть больше о смерче
Экологический паспорт кабинета физики.
Экспериментальные методы измерения ускорения свободного падения.
Эксперименты с неньютоновской жидкостью.
Энергетика: вчера, сегодня, завтра.
Энергетические возможности магнитогидродинамического эффекта.
Энергия будущего
Энергосберегающие лампы: "за" или "против".
Янтарь в физике.

Темы проектов по химии

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

по русскому языку

«Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

Выполнила: Степанченко Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Луги

Пояснительная записка ………………………………………… 3

Паспорт проекта …………....……………………………………6

Приложения………………………………………………………12

Развивающемуся обществу нужны современно

образованные, нравственные, предприимчивые

люди, которые могут самостоятельно принимать

решения, способны к сотрудничеству, обладают

чувством ответственности за судьбу страны.

Из концепции модернизации российского

образования

Пояснительная записка

Проектно – исследовательская деятельность - это не новое явление в педагогике. Но новые стандарты образования предписывают системно-деятельностный подход, поэтому метод проектно – исследовательской деятельности становится ориентированным на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью.

Главной целью школьного образования является развитие школьника как компетентной личности, то есть он должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и обучающимся достигнуть этой цели.

Перед нами стоит задача научить обучающихся решать проблемы, с которыми они сталкиваются на своём жизненном пути. Этому способствует проектная деятельность как технология действенная, результативная, имеющая непосредственное отношение к интересам и личности ребёнка.

Цель проектной деятельности – развивать инициативность, творчество, изобретательность, вдумчивое отношение к практической работе (анализ собственного мыслительного процесса).

В процессе работы над проектом каждый обучающийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности.
Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность.
Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли.

В работе используются различные типы проектов: исследовательские, поисковые, творческие, игровые, ролевые, социальные. По количеству обучающихся, участников проекта: личностные, парные групповые. По времени работы над проектом: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. Этапы работы над проектом: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.

Работа над проектами ставит уровень преподавания на более высокую ступень. Обучающиеся обогащают словарный запас, совершенствуют речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки. Школьники учатся выделять главную и второстепенную информацию, выбирать уместный тон речи при чтении вслух. Метод проектов помогает обучающимся видеть и понимать метапредметные связи. Если правильно организовать проектно - исследовательскую деятельность, то это будет способствовать развитию креативности и самостоятельности учащихся. Они будут учиться самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний, приобретать способность понимать причины и логику развития языковых процессов.

Изучая языковые явления, обучающиеся научатся выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности.

Ситуации речевого общения, смоделированные в совместной работе над проектами, позволяют повысить речевую культуру учащихся, гораздо эффективнее происходит усвоение языковых норм. Организация работы предполагает создание творческого коллектива. Возможны различные виды деятельности: индивидуальная, секционная, массовая.
Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Индивидуальная работа – это самостоятельная работа учащихся с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение конкретных заданий, творческой работы. Группова деятельность объединяет учащихся, работающих по какому-либо направлению, теме. Это позволяет решить проблему с различных точек зрения. Работа в группах предполагает проведение исследования, обсуждение рефератов, защиту проектов и предложений. олимпиад, экскурсий, конкурсов, конференций.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

«Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

Учебный предмет: русский язык

Идея проекта

Глубокое изучение русского языка, воспитание уважения к родному языку, понимание происходящих в языке процессов невозможно без знания истории языка, без осмысления его роли в обществе, без осознания его как живого явления. Однако программа по русскому языку ориентирована, в основном, на уяснение учащимися теоретических сведений по основным разделам языкознания и освоения ими функциональной грамотности.

Реализация предложенного проекта позволяет ликвидировать этот пробел. Он нацеливает учащихся на изучение истории русского языка, изучение взаимодействия его с др. языками на разных этапах развития российского общества, на осмысление современного состояния языка, заставляет их задуматься над будущим родного языка. Осуществление проекта преследует целью воспитание не только грамотных лингвистов, но и патриотов страны.

Тип проекта:

    образовательный, надпредметный и межпредметный;

    проектная работа (по доминирующей деятельности);

    исследовательская работа (по предметно-содержательной области);

    консультация участников проекта, самостоятельная деятельность учащихся (по характеру координации проекта);

    групповой (по характеру контактов);

    24 чел. (по количеству участников).

Заказчик проекта:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» города Луги Ленинградской области

Участники проекта

Учащиеся 9 класса.

Вопросы проекта:

Основополагающий вопрос

Какое «завтра» ожидает великий, могучий русский язык?

Проблемные вопросы

    Связано ли развитие языка с историческими событиями?

    Иноязычная лексика: засорение или обогащение?

    Ко всем ли словам мы можем подобрать синонимы?

    Сленг и жаргон: зло или благо?

    Как быть грамотным?

Учебные вопросы

    Зачем сохранять «чистоту» нашей речи?

    Что такое молодежный сленг?

    Что такое жаргонизмы?

    Зачем нужны словари?

    Ко всем ли заимствованным словам мы можем подобрать синонимы?

Темы (вопросы) самостоятельных исследований:

    История русского языка. Развитие. Преобразования.

    «Вчера» русского языка. Влияние монголо-татарского ига на развитие русского языка.

    Заимствования в современном русском языке.

    «И скучно и грустно…» (молодёжный сленг и жаргон).

    «Говорю «нет» русскому языку?» (исследование о состоянии современного русского языка).

Описание деятельности участников

Методы проведения исследования:

    аналитическое чтение;

    поисковый, контекстуальный анализ;

    изучение монографических публикаций и статей;

    обобщения;

    анкетирование, опрос.

Продукт проекта

Групповые проекты (рефераты и презентации)

Объект проекта:

Язык, его история, развитие, проблемы.

Предмет проекта:

Проектная деятельность, направленная на повышение интереса к языку, а также организация поисковой и исследовательской деятельности с обучающимися.

Дидактические цели проекта

1.Формирование навыков самостоятельной работы.

2.Формирование творческих способностей.

3.Развитие познавательной активности.

4.Развитие коммуникативных навыков.

5.Формирование критического мышления.

Методические задачи проекта

1.Научить работать с различными источниками информации, кратко и научно излагать мысли.

2.Продемонстрировать связь русского языка с другими науками.

3.Научить делать выводы, аргументировать и доказывать их.

4.Научить учащихся корректно использовать информацию.

5.Формировать навыки самообразования;

6.Формировать навыки работы в команде;

7.Развивать умение сформулировать задачу и найти пути её решения;

8.Формировать навыки самоконтроля.

Гипотеза проекта :

Если изучить и внедрить в систему уроков собранный материал, а также организовать с обучающимися поисковую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации.

Проект разовьёт у обучающихся способность к самостоятельной работе над проблемой, даёт возможность получить крепкие знания по предмету, формирует стойкий познавательный интерес к предмету и положительную мотивацию к учению.

Благодаря проекту у обучающихся будут развиваться творческие способности и совершенствоваться коммуникативные качества.

Проект позволит формировать положительный образ родного языка, учит любить его, гордиться им.

Предполагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.

Проект имеет практическую ценность, т.к. собранный и систематизированный материал может пополнить дидактическую копилку кабинета, фонд школьной библиотеки, его можно использовать на уроках и в работе над другими проектами, т.к. тема ещё не исчерпана.

Критерии оценки работ

См. приложение 1

Контроль осуществляется :

      посредством наблюдения и анализа выполненных заданий (в процессе работы учащихся);

      на итоговой защите проекта.

Ключевые этапы проекта

    Вводное занятие (1 час)

Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя). Учащиеся заполняют анкету, содержащую триаду вопросов. Для родителей учащихся учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий вопросы, на которые ученики будут искать ответы.

    Формирование групп и постановка целей творческой работы в группах (1 час)

После знакомства с побуждающими инструкциями, подготовленными учителем, учащиеся делятся на 5 групп с учетом интереса к какой-либо из проблем. Ученики совместно обдумывают план проведения работы, выбирают методы и формы представления результатов. В коллективном обсуждении вырабатываются критерии оценивания работ. Учитель рекомендует перечень ресурсов по теме проекта, проводя беседу о соблюдении авторских прав.

Обсуждение с каждой группой учащихся целей, хода и ожидаемого результата работы.

    Выполнение заданий по теме проекта (2-3 часа самостоятельной работы учащихся в группах в течение 3-х недель).

Учащиеся работают над индивидуальными заданиями, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов. Ребята ищут ответ на основополагающий вопрос, оформляют результаты исследований и готовятся к защите исследовательских работ. В ходе работы учащиеся заполняют формы по самооценке и взаимооценке. (см. Приложение 2)

    Проведение научно-практической конференции (1 час)

На конференцию приглашаются эксперты из учителей школы, родители. В ходе конференции оцениваются работы учащихся по разработанным с их участием критериям.

    Подведение итогов проекта (1 час)

Среди участников проекта проводится анкетирование, позволяющее определить степень достижения дидактических целей.

Форма представления результатов самостоятельных исследований учащихся:

Обучающиеся представили мультимедийные презентации и сообщения. (Рекомендации по созданию презентаций. См. в приложении 3)

Методы:

    Частично-поисковый

    Исследовательский

    Наглядный

    Аналитический

Предполагаемый результат:

    устойчивый интерес к русскому языку;

    знания по истории и культуре языка;

    умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

    способность творчески мыслить и рассуждать;

    умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

    способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

    способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

    создание материального продукта, который спроектирован, изготовлен (презентация, реферат);

    процесс познания и то, насколько выросла уверенность учеников в своих силах, их самооценка.

Техническое оснащение:

Компьютер, Microsoft Office Power Point, мультимедийный проектор, экран.

Приложение 1

Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:

    2 – выше среднего

    1 – средний

    0 – ниже среднего

Показатели проявления компетентности

Фамилии учащихся

Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)

4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

5.Умение формулировать цель, задачи

6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)

11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы

12.Выражение собственной позиции, обоснование ее

13.Умение оценивать достоверность полученной информации

14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство

Максимально возможное количество баллов: 28

    Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)

    Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)

    Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)

Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

    какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;

    на каком уровне он его усвоил;

    каковы его умения и навыки;

    какова оценка его творческой деятельности;

    в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

Оценивание проекта

(во время защиты)

Критерии оценки

самооценка

Участники команды

Представление (15 баллов)

Ответы на вопросы (15 баллов)

Процесс проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

Творческая активность (10 баллов)

Практическая деятельность (10 баллов)

Умение работать в команде (10 баллов)

Достигнутый результат (15 баллов)

Оформление (15 баллов)

85 – 100 баллов – отлично

70 – 85 - хорошо

50 – 70 – удовлетворительно, нужно доработать

Менее 50 – нужно продолжить работу, чтобы достичь положительного результата.

Рефлексия

Ребята, просим Вас оценить работу в проекте « Русский язык: вчера, сегодня, завтра...»

1. Что нового Вы узнали, чему научились, работая над проектом?

2. Что в проекте Вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными занятиями?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Анкета.

1.Что вы можете рассказать о своем проекте? _____________________________________________

2. Что самое важное, что вы извлекли из этого? Почему?___________________________________________________________

3. Что было легко сделать, а что трудно сделать? Почему? ___________________________________________________________

4.Какие изменения вы хотите сделать? __________________________________________________________

5.Достигли ли вы всех намеченных целей? ___________________________________________________________

6. Как ваше планирование помогло успеху проекта?___________________________________________________________

7.Что вам удалось узнать о себе, выполняя этот проект?___________________________________________________________

8.Как ваше мышление влияло на ваше обучение?_________________________________________________________

9.Какие цели вы ставите на будущее? ____________________________________________________

10.Как вы можете применить полученные знания в новых условиях?__________________________________________________________

Приложение 2

Лист самооценки.

    Я разумно использую свое время

    Я ставлю цели.

    Я заранее определяю источники, которые мне могут понадобиться в достижении целей.

    Я делаю записи об учебном процессе в своем дневнике школьника.

    Я проявляю упорство, если сталкиваюсь с препятствиями или проблемами.

    Я прошу о помощи, когда это нужно.

    Я выполняю свои задания.

    Я устанавливаю высокие требования к своей работе.

    Я просматриваю свою работу после ее завершения.

    Я проявляю готовность улучшить свою работу, когда это нужно.

    Я объясняю, как я учусь на своих успехах и неудачах.

Лист взаимооценки.

Ф. И. О. члена группы_____________________________________________________

Помогал своей группе:

1.определять цели

2.определять задачи

3.намечать подходы

4.предлагал новые идеи и направления

5.добровольно принимался за решение сложных задач

6.искал факты

7.находил и делился ресурсами

8.помогал сравнивать факты и мнения

9.с энтузиазмом откликался на работу других

10.обобщал точки зрения, высказанные в обсуждении

11.упрощал сложные мысли

12.задавал вопросы на перспективу

13.удерживал обсуждение в нужном русле

14.помогал создать график работы и установить приоритеты

15.помогал правильно разделить задачи

16.помогал в поиске необходимых изменений и побуждал группу к этимизменениям

17.стимулировал дискуссию, предлагал различные точки зрения

18. работал над преодолением различий

19.искал другие решения

20.помогал своей группе в выборе правильных, обоснованных решений

I. Краткая характеристика презентации

Презентация это набор слайдов (страниц), оформленных в соответствии с каким- то принятым стилем. Последовательность показа слайдов может меняться в процессе демонстрации презентации.

Каждый слайд может включать в себя

●различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео)

● анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов.

Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора.

На втором слайде может быть представлен план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

Старайтесь придерживаться принципа: один слайд - одна мысль.

Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.

Выводы всегда должны быть даны лаконично на отдельном слайде.

Объекты на слайдах могут сразу присутствовать на слайдах, а могут возникать на них в нужный момент по желанию докладчика, что усиливает наглядность доклада и привлекает внимание аудитории именно к тому объекту или тексту, о которых в данный момент идет речь.

II. Этапы создания презентации

Планирование презентации

● определение целей

● изучение аудитории

● формирование структуры и логики подачи материала

Разработка презентации

    вертикальная и горизонтальная логика

    заполнение слайдов информацией

    настройка анимации

Репетиция презентации

Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.

III. Что надо учитывать, разрабатывая презентации ?

1. Порядок вывода объектов на экран следующий:

● заголовок слайда (анонс информации)

● основная информация

●дополнительная (поясняющая, иллюстрирующая, навигационная) информация.

2. Основной материал (основная смысловая нагрузка) необходимо выделить, чтобы он первым бросался в глаза при демонстрации слайда. Выделение можно осуществить размером объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране.

3. Дополнительный материал предназначен для подчеркивания основной мысли слайда. В качестве дополнительной информации может выступать графика.

4. Важно учитывать, что НЕЛЬЗЯ на слайдах писать ВСЁ , что вы собираетесь сказать. На слайды должны попасть только самые важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.

5. Материал на слайде должен быть расположен максимально равномерно по всей площади, не оставляя крупных пустых пространств.

6. Текст, размещенный на слайде, должен быть хорошо виден (контрастный к фону) и удобочитаем (достаточно крупный).

7. НЕЛЬЗЯ использовать на слайде несколько шрифтов. Оптимально использовать для смыслового выделения разные начертания одного шрифта.

8. При настройке анимации для порядка появления объектов на слайде надо помнить, что любой спецэффект должен быть обоснован. Перенасыщение спецэффектами отвлекает и вызывает раздражение.

9. Для целостности восприятия презентация выполняется в едином стиле. Это может быть или единый фон, или какой- либо повторяющийся на каждом слайде элемент.

10. На презентацию может быть наложен звук. Звуковая схема презентации имеет три уровня:

● низший уровень – звук, сопровождающий спецэффекты, появление объектов на экране, предназначен для привлечения внимания к появляющимся объектам.

● второй уровень звуков – аудио файлы, присоединяемые к слайду. Данный тип звуков может служить комментарием к содержимому слайда и заменять текст, оставляя больше места для графической информации.

● третий уровень – звук, вставляемый в презентацию, распространяемый на весь процесс демонстрации.

Как известно, в системе современной русской пунктуации десять знаков препинания:КАК ИЗВЕСТНО, В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ
РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
ДЕСЯТЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
точка [.]
запятая [,]
точка с запятой [;]
многоточие […]
двоеточие [:]
вопросительный знак
[?]
восклицательный
знак [!]
тире [-]
скобки [() или ]
кавычки [« » или " "]

Точка

ТОЧКА
Всех главней, конечно, точка.
Без неё ведь никуда.
Ей заканчивают строчку,
Она в тексте есть всегда.
Точка - отмечает конец предложения и тем
самым служит для членения текста

Запятая

ЗАПЯТАЯ
Чуть пореже запятая.
И она порой нужна,
Так как в знаках препинанья
Очень важная она.
Запятая, всем известно,
Может миловать, казнить.
Смысл речи её место
Может сильно изменить.
Запятая - употребляемый для выделения и
отделения друг от друга составных частей простого и
сложного предложений

Восклицательный знак

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны!!!
Восклицательный знак - выполняет интонационную
и отделительную функции

Вопросительный знак

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего?
О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.
Вопросительный знак - ставится обычно в конце
предложения для выражения вопроса или сомнения

Многоточие

МНОГОТОЧИЕ
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки.
Многоточие - употребляется для обозначения
перерыва в речи (при незаконченности высказывания
или при паузах внутри него)

Точка с запятой

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Точка с запятой ставится:
между частями сложного бессоюзного предложения,
если эти части распространены и слабо связаны по
смыслу (С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны,
дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной
стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели
густые стволы осинника, а там опять потянулся
смешанный лес);
между частями сложносочинённого предложения,
если эти части распространены или имеют внутри
себя запятые (Почти каждый вечер попозже они уезжали
куда-нибудь за город, в Ореаду или на водопад; и прогулка
удавалась, впечатления неизменного всякий раз были
прекрасны, величавы).

ДВОЕТОЧИЕ

Двоеточие ставится:
после обобщающего слова перед однородными членами
(На лугу росли цветы: ромашки, лютики, колокольчики);
между простыми предложениями в сложном бессоюзном
предложении, если второе предложение разъясняет или
дополняет первое (Что-то зачернело впереди: то был Пегас);
если второе предложение указывает причину того, о чем
говорится в первом (Любите книгу: оно поможет
разобраться вам в путанице мысли);
после слов автора перед прямой речью (Отец сказал: "Я
подумаю об этом").
употребляемый для указания на то, что часть текста после
него связана причинными, пояснительными смысловыми
отношениями с частью текста перед ним

Тире

ТИРЕ
В начале предложения тире ставится:
при передаче диалога, если его реплики начинаются с
абзаца:
– Михаил приедет сегодня?
– Приедет.
при передаче прямой речи, если после слов прямая
речь начинается с абзаца:
Отец сказал:
– Это замечательно!

Тире

ТИРЕ
Тире ставится внутри простого предложения:
между подлежащим и сказуемым при отсутствии
связки (Доброе начало – половина дела. Жить –
Родине служить. Большое искусство – уметь
ждать. Дважды два – четыре);
перед
распространённым
приложением,
находящимся в конце предложения (Зашла соседка –
Катина бабушка);
после однородных членов перед обобщающим
словом (Красный, розовый, оранжевый – эти цвета
были её любимыми);
в неполном предложении (Маша приехала из Тулы,
Катя – из Саратова).

Тире

ТИРЕ
Тире ставится внутри сложного бессоюзного
предложения:
при быстрой смене событий (Проснулся – пять
станций убежало назад);
при противопоставлении (На соседней улице дождь –
у нас солнце);
при
временных,
условных,
следственных,
сопоставительных
отношениях
между
предложениями (Песня кончилась – раздались
аплодисменты. Волков бояться – в лес не ходить.
Дождь льёт с утра – выйти невозможно. Молвит
слово – соловей поёт).

Скобки

СКОБКИ
В скобки могут заключаться:
вводные (вставные) предложения (В жаркое
летнее утро (это было в середине июля)
меня разбудили раньше обычного);
пояснительные слова (Вчера (26 сентября) был
выходной).
употребляются для выделения слов, частей предложения или
предложений, содержащих дополнительные сведения и
пояснения к основной части текста

Кавычки

КАВЫЧКИ
Кавычками выделяются:
слова малоупотребительные, на которые автор хочет обратить
внимание (Петушков "стрепенулся", а солдат вытянулся,
пожелал ему "здравья" и вручил ему большой пакет…);
слова, сказанные иронически (А новый "родственник"
оказался просто проходимцем); слова из чужого текста,
цитаты (Он сказал про себя "подумаешь!" и пошёл
дальше); слова, употреблённые в условном значении (Завоевать
"золото",
разделить
"серебро",
ограничиться
"бронзой");
названия литературных произведений (роман "Война и
мир"); газет (газета "Комсомольская правда"); журналов
(журнал "Новый мир"); музыкальных произведений (балет
"Лебединое озеро"); картин (картина "Утро в сосновом
бору"); фабрик (фабрика "Женская мода"); орденов и медалей
(орден "За военные заслуги"); марок машин (автомобиль
"Волга"); кондитерских изделий (конфеты "Василёк"); сортов
растений (георгин "Светлана")

Харик

Проект по русскому языку

МОЕЙ ШКОЛЫ

Выполнила ученица 11 класса

МБОУ ЦО «Альянс»

Полярж Мария Владимировна

Руководитель Марининская Надежда Анатольевна

Проект по русскому языку

Тема: ЛЕКСИКОН УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ

МОЕЙ ШКОЛЫ

Учебный предмет : русский язык.

Возраст участников : 13-17 лет.

Продолжительность: длительный (учебный год).

Цель: изучение лексикона учащихся 8-11 классов и определение пополнения словарного запаса школьников.

Чистота стиля зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто. Его выработке способствует прилежное изучение правил,... выбирание из книг хороших речений,... старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают.

М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» 1743 г.

Ход проекта

    Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.

    Изучить специальные слова в речи учащихся.

    Изучить жаргонную лексику школьников.

    Изучить сленг школьников 8-11 классов.

    Определить пути повышения словарного запаса и культуры речи учащихся

Итоговый продукт.

Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию.

На русском языке говорят свыше 250 млн человек, в том числе в России – 143,7 млн, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн в других государствах, ранее входивших в СССР.

Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.

Объект исследования – устная речь учащихся 8-11 классов.

Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальная лексика встречается редко в речи современной молодёжи.

Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.

    Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.

Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.

Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект.

Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивают словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, различных с точки зрения сферы употребления.

Мы провели анкетирование, и в результате было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся.

Мы попытались выделить несколько причин редкого употребления диалектов:

Одни утверждают, что диалектизмы чаще встречаются в речи людей пожилого возраста;

Другие считают, что в наши дни это не актуально;

Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.

По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.

    Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

Термин – это научное обозначения понятия, а профессионализм – полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.

Профессионализм

Значение

Дискуссия

Мировоззрение

Точка зрения

Медикаменты

Лекарства


В процессе развития я зыка значение многих слов может изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определёнными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живёт на его фонетической и грамматической почве.

Поток этой лексики не иссякает полностью, только временами мелеет, а в другие времена становится полноводным. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии, бытование которого ограничено не только возрастными рамками, но и социальными, временными, пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга.

Молодёжный сленг

Значение

Привет, здравствуй

Зеньки, шары

Чувак, чел

Супер, класс, ништяк

Локаторы

В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.

4. Жаргонная лексика

Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называется жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны и чаще всего она пополняется путём заимствования. Широко используются сокращения, усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.

Жаргонная лексика

Что означает

Башка, бубен

Домашняя работа

Дивидишка

Проигрыватель

Тот, кто младше

Мобильный телефон

Родители

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

5. Классификация словарного состава

Принципы классификации словарного состава:

По происхождению: исконно - русская, заимствованная

По степени употребления: пассивный, активный

Сфера употребления: общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.

Социологический опрос

    Нужен ли речевой этикет?

    Обижает ли Вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

    Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы?

    Допустима ли ненормативная лексика?

    Необходима ли цензура в периодических изданиях?

    Нужен ли закон о речевом этикете?

Результаты опроса:

1.Обучающиеся 8 классов

№ вопроса

Учащиеся 8-го класса считают, что речевой этикет нужен, ненормативная лексика недопустима, но в то же время большинство не обижает, если незнакомые к ним обращаются на «ты». Лишь половину из них смущает, если дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы.

2.Обучающиеся 9 классов

Все опрошенные считают, что нужен речевой этикет, но никого из них не обижает, когда к ним обращаются на «ты» незнакомые люди. Половина опрошенных считают, что ненормативная лексика допустима, при этом большинство согласны, что нужен закон о речевом этикете.

    Обучающиеся 10 класса

Учащиеся считают, что нужен речевой этикет, но их не обижает, когда незнакомый человек обращается к ним на «ты». Очень многие замечают нарушение орфоэпических норм. Треть учащихся считает, что ненормативная лексика допустима. И две трети считают, что закон о речевом этикете не нужен.

4. Обучающиеся 11 класса

Учащиеся читают, что нужен речевой этикет, в то же время лишь одного из них обижает, когда к ним незнакомые обращаются на «ты». Только половина замечает нарушение орфоэпических норм, зато все согласны, что ненормативная лексика недопустима.

Вывод из опроса

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывается о культуре общения, и у него меньше словарный запас.

Мы убедились, что нужно учить ребят речевому этикету и пополнению своего лексикона.

Пути исправления

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь. Предлагаем бережнее относиться к языку, помнить, что слово несет в себе положительную или отрицательную энергию.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной,жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменение, правописания.

Заключение

    Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

    Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

    Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствии.

    В молодёжной среде упрощение этикетных отношений становится настоящей эпидемией.

    Осваивать речевой этикет нужно с детства, в семье, в детском саду, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека, а чтобы расширять словарный запас, нужно больше читать художественные произведения, изучать словари, справочники, писать сочинения, рефераты, пользоваться дополнительной литературой.

Использованная литература :

    Волина, В. В. Я познаю мир, русский язык / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1998.

    Скворцов, Л. И. Жаргоны // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.

    Соболева, О. Л. Справочник школьника. 5 – 11 классы. Русский язык / О. Л. Соболева. – М.: АСТ, 2003.

    Соколова, В. В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. – М.: Просвещение, 1995.

    Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1994.

    Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.

    Савко, И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы / И. Э. Савко. – Минск: «Харвест», 2008.

Выбор редакции
Описание Гречневый пудинг станет для вас настоящим открытием в области десертов. Требует такое лакомство минимального набора...

Существует множество рецептур приготовления домашнего печенья из пшеничной, овсяной, и даже, гречневой муки, но я сегодня хочу вам...

Кальмаров для салата готовят тремя основными способами - отваривают целой тушкой, нарезают полосками и отваривают, добавляют в салат...

Прекрасным легким блюдом, отлично подходящим для праздничного стола, считается салат с кальмарами. Экспериментируя с различными...
Крупы очень полезны для здоровья человека. Пшено — крупа, получаемая путём обдирки от чешуек культурного вида проса. Она богато белком,...
Камни женщины-Близнеца - как выбрать правильный талисман? Чтобы усилить личные положительные стороны и устранить негативные качества,...
Текст: Саша Глювейн Созвездия, под которыми мы родились, могут влиять на наш характер и выбор партнера. сайт представляет цикл статей, в...
Какова Душа, таков и Человек! Слова Создателя. Диктовка от 01.11.04, стих 41 В течение жизни человек может рождать сильные отрицательные...
Александр Беляев Человек-амфибия (повести) Человек-амфибия ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ» Наступила душная январская ночь аргентинского...