Происхождение берберов. Берберы


Тунис : 102 500
  • Бельгия 22x20px Бельгия : 91 000
  • Италия 22x20px Италия : 39 000
  • Германия 22x20px Германия : 36 000
  • Египет 22x20px Египет : 34 000
  • Мавритания 22x20px Мавритания : 10 500
  • Канада 22x20px Канада : 10 000
  • Великобритания 22x20px Великобритания : 6 100
  • Сенегал 22x20px Сенегал : 2 800
  • Вымер Археологическая культура

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Язык Религия Расовый тип Входит в

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Родственные народы Этнические группы

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Происхождение

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Народности

    Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко , на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф , от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла .
    2. Народ шиллу в южном Марокко , занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт , часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана .
    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
    4. Шауйя - народ в Алжире , населяет Орес (2 325 000 человек). Главный город - Батна . Известные представители - Массинисса , аль-Кахина и Ламин Зеруаль - 4-й президент Алжира)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .
    5. Берберы Сахары , населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб , или мозабиты , берберы, населяющие Хадам , Сокну (на границе Феццана), Аудшилу , Сиву , народность туарегов .

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей , частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов .

    История

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях .

    См. также

    • Матмата и Татауин - памятники традиционной берберской архитектуры, изображённые в киносаге «Звёздные войны » как планета Татуин .

    Напишите отзыв о статье "Берберы"

    Примечания

    1. .
    2. .
    3. .
    4. .
    5. .
    6. .
    7. .
    8. .
    9. .
    10. .
    11. .
    12. .
    13. .
    14. .
    15. .
    16. .
    17. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. пер. с немецкого Л.Кайсарова // «Die Volker der Erde». - М .: Аст, Kunth, 2009. - С. 54. - 143 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059220-3.
    18. Бени-мезаб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Литература

    • Берберы //

      Отрывок, характеризующий Берберы

      Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

      Перед Катарами остановился тот же маленький человечек, Хюг де Арси. Нетерпеливо топчась на месте, видимо, желая поскорее закончить, он хриплым, надтреснутым голосом начал отбор...
      – Как тебя зовут?
      – Эсклармонд де Перейль, – последовал ответ.
      – Хюг де Арси, действую от имени короля Франции. Вы обвиняетесь в ереси Катар. Вам известно, в соответствии с нашим соглашением, которое вы приняли 15 дней назад, чтобы быть свободной и сохранить жизнь, вы должны отречься от своей веры и искренне поклясться в верности вере Римской католической церкви. Вы должны сказать: «отрекаюсь от своей религии и принимаю католическую религию!».
      – Я верю в свою религию и никогда не отрекусь от неё... – твёрдо прозвучал ответ.
      – Бросьте её в огонь! – довольно крикнул человечек.
      Ну, вот и всё. Её хрупкая и короткая жизнь подошла к своему страшному завершению. Двое человек схватили её и швырнули на деревянную вышку, на которой ждал хмурый, бесчувственный «исполнитель», державший в руках толстые верёвки. Там же горел костёр... Эсклармонд сильно ушиблась, но тут же сама себе горько улыбнулась – очень скоро у неё будет гораздо больше боли...
      – Как вас зовут? – продолжался опрос Арси.
      – Корба де Перейль...
      Через коротенькое мгновение её бедную мать так же грубо швырнули рядом с ней.
      Так, один за другим Катары проходили «отбор», и количество приговорённых всё прибавлялось... Все они могли спасти свои жизни. Нужно было «всего лишь» солгать и отречься от того, во что ты верил. Но такую цену не согласился платить ни один...
      Пламя костра трескалось и шипело – влажное дерево никак не желало гореть в полную мощь. Но ветер становился всё сильнее и время от времени доносил жгучие языки огня до кого-то из осуждённых. Одежда на несчастном вспыхивала, превращая человека в горящий факел... Раздавались крики – видимо, не каждый мог вытерпеть такую боль.

      Эсклармонд дрожала от холода и страха... Как бы она ни храбрилась – вид горящих друзей вызывал у неё настоящий шок... Она была окончательно измученной и несчастной. Ей очень хотелось позвать кого-то на помощь... Но она точно знала – никто не поможет и не придёт.
      Перед глазами встал маленький Видомир. Она никогда не увидит, как он растёт... никогда не узнает, будет ли его жизнь счастливой. Она была матерью, всего лишь раз, на мгновение обнявшей своего ребёнка... И она уже никогда не родит Светозару других детей, потому что жизнь её заканчивалась прямо сейчас, на этом костре... рядом с другими.
      Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
      Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
      Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
      Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.
      Рядом послышался истошный крик – это вспыхнула мама...
      – Корба! Корба, прости меня!!! – это закричал отец.
      Вдруг Эсклармонд почувствовала нежное, ласковое прикосновение... Она знала – это был Свет её Зари. Светозар... Это он протянул руку издалека, чтобы сказать последнее «прощай»... Чтобы сказать, что он – с ней, что он знает, как ей будет страшно и больно... Он просил её быть сильной...
      Дикая, острая боль полоснула тело – вот оно! Пришло!!! Жгучее, ревущее пламя коснулось лица. Вспыхнули волосы... Через секунду тело вовсю полыхало... Милая, светлая девочка, почти ребёнок, приняла свою смерть молча. Какое-то время она ещё слышала, как дико кричал отец, называя её имя. Потом исчезло всё... Её чистая душа ушла в добрый и правильный мир. Не сдаваясь и не ломаясь. Точно так, как она хотела.
      Вдруг, совершенно не к месту, послышалось пение... Это присутствовавшие на казни церковники начали петь, чтобы заглушить крики сгоравших «осуждённых». Хриплыми от холода голосами они пели псалмы о всепрощении и доброте господа...
      Наконец, у стен Монтсегюра наступил вечер.
      Страшный костёр догорал, иногда ещё вспыхивая на ветру гаснущими, красными углями. За день ветер усилился и теперь бушевал во всю, разнося по долине чёрные облака копоти и гари, приправленные сладковатым запахом горелой человеческой плоти...
      У погребального костра, наталкиваясь на близстоявших, потерянно бродил странный, отрешённый человек... Время от времени вскрикивая чьё-то имя, он вдруг хватался за голову и начинал громко, душераздирающе рыдать. Окружающая его толпа расступалась, уважая чужое горе. А человек снова медленно брёл, ничего не видя и не замечая... Он был седым, сгорбленным и уставшим. Резкие порывы ветра развевали его длинные седые волосы, рвали с тела тонкую тёмную одежду... На мгновение человек обернулся и – о, боги!.. Он был совсем ещё молодым!!! Измождённое тонкое лицо дышало болью... А широко распахнутые серые глаза смотрели удивлённо, казалось, не понимая, где и почему он находился. Вдруг человек дико закричал и... бросился прямо в костёр!.. Вернее, в то, что от него оставалось... Рядом стоявшие люди пытались схватить его за руку, но не успели. Человек рухнул ниц на догоравшие красные угли, прижимая к груди что-то цветное...
      И не дышал.
      Наконец, кое-как оттащив его от костра подальше, окружающие увидели, что он держал, намертво зажав в своём худом, застывшем кулаке... То была яркая лента для волос, какую до свадьбы носили юные окситанские невесты... Что означало – всего каких-то несколько часов назад он ещё был счастливым молодым женихом...
      Ветер всё так же тревожил его за день поседевшие длинные волосы, тихо играясь в обгоревших прядях... Но человек уже ничего не чувствовал и не слышал. Вновь обретя свою любимую, он шёл с ней рука об руку по сверкающей звёздной дороге Катар, встречая их новое звёздное будущее... Он снова был очень счастливым.
      Всё ещё блуждавшие вокруг угасающего костра люди с застывшими в горе лицами искали останки своих родных и близких... Так же, не чувствуя пронизывающего ветра и холода, они выкатывали из пепла догоравшие кости своих сыновей, дочерей, сестёр и братьев, жён и мужей.... Или даже просто друзей... Время от времени кто-то с плачем поднимал почерневшее в огне колечко... полусгоревший ботинок... и даже головку куклы, которая, скатившись в сторону, не успела полностью сгореть...

    Берберы (от греч. вЬсвбспй, лат. barbari; самоназвание амазиг, амахаг -- «свободный мужчина»; кабильск. Imazi?en) -- общее название принявших ислам в VII веке коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Исторически они говорили на различных берберских языках, которые являются частью афро-азиатской языковой семьи. Сейчас используют арабский язык. В VII веке были завоеваны арабами и обращены в ислам. По этой причине по религии - в основном мусульмане-сунниты.

    Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка, неизвестно большей части самих берберских народностей (является экзоэтнонимом). Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

    2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.

    3. Кабилы -- народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).

    4. Берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана), Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов.

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях.

    В наши дни численность берберов, по разным оценкам, составляет от двадцати до пятидесяти миллионов человек, живущих в десяти странах мира: Марокко, Алжире, Мавритании, Тунисе, Ливии, Египте, Нигере, Мали, Испании, Франции. Берберские корни имеет и значительное число арабов, живущих в Северной Африке. Согласно мнению некоторых экспертов, берберы по происхождению и этнические берберы в совокупности составляют 80 процентов населения Марокко и Алжира, более 60 процентов жителей Туниса и Ливии и более 2 процентов египтян. Если же считать только этнических берберов, то ими являются всего 40-45 процентов жителей Марокко, 25-30 процентов алжирцев, 5 процентов тунисцев, 10 процентов ливийцев и 0,5 процентов египтян. Численность этнических берберов в Европе составляет около 2 миллионов.

    Причина разногласий в определении нынешней численности берберов кроется в многовековой, начавшейся ещё в VII столетии арабизации Северной Африки. В первые века после завоевания арабами Магриба их число было несопоставимо мало с численностью местного населения. Арабы жили преимущественно в городах, в то время как вся сельская местность и особенно горные районы были сплошь берберскими. Ислам медленно, вплоть до XVI века, завоёвывал здесь прочные позиции, и лишь после этого началась быстрая арабизация коренного населения. Сегодня некоторые специалисты утверждают, что в реальности арабская иммиграция в этот регион была незначительна и несопоставима по сравнению с тем количеством местных жителей, которые сегодня называют себя арабами. Однако на протяжении последних столетий в странах Северной Африки господствовали взгляды, согласно которым арабы представляли собой некую культурную элиту, принадлежность к которой открывала широкие возможности для карьеры и благополучия. «Культурное» население городов Севера Африки, сплошь арабское или арабизированное, противопоставлялось «отсталому» берберскому населению сельской местности. Из главных городов Северной Африки сегодня только Марракеш в Марокко населён по преимуществу берберами.

    Едва ли не до последних лет XX века берберы считались «людьми второго сорта», туземцами, требующими опеки со стороны «культурного» большинства, подобно индейцам Северной Америки, аборигенам Австралии, лапландцам Норвегии и т. п. Даже в сегодняшнем Тунисе, самой европеизированной стране Магриба, слово «бербер» прочно ассоциируется с неграмотным крестьянином, облаченным в мешковатое традиционное одеяние. Во всем этом есть, пожалуй, только одно здравое зерно: берберы -- действительно аборигены Северной Африки. Корни этого древнего народа уходят вглубь по крайней мере на четыре тысячелетия, и за эти века берберы удивительным образом сумели сохранить свою культуру, традиции и наследие.

    А кто такие берберы? Расскажите о них.

    1. Слово "бербер" происходит от "варвар" - так назвали этот народ древние римляне во время завоеваний Северной Африки. Сами же берберы идентифицируют себя по названию племени, народа, к которому они принадлежат (тамазигт, рифы, шлех, туареги, кабилы) . Марокканские берберы предпочитают называть себя "имазигхен", что в переводе с языка тамазигт означает "свободный человек". Берберы не собираются довольствоваться признанием их культуры - они требуют придания языку тамазигт статуса официального языка Марокко наравне с арабским. Проблема с признанием берберского языка состоит в том, что у него около 300 диалектов, и некоторые специалисты даже считают их самостоятельными языками.

      А вот о берберах Туниса! Горы Матматы на первый взгляд напоминают совершенно безжизненный "лунный пейзаж". На это, видимо, и рассчитывали древние берберы - замаскированный вход в кратерную пещеру очень трудно обнаружить врагу. На самом деле на этой картинке (круговая панорама) более 700 подземных домов.
      Тунисские берберы исконное, древнейшее племя Туниса находятся на грани исчезновения и составляют сегодня всего 1% населения страны.

      Многие из них до сих пор так и живут в своих ямах-пещерах. Может быть потому, что подземные дома лучшая защита от летнего зноя.

      Длинный входной тоннель с незаметным входом снаружи приводит во внутренний дворик (хауш) , "сделанный" из бывшего кратера.

      В стенах хауша вырыты удивительно уютные комнаты ровно по шесть метров в длину. Мягкий туф очень удобен для подземного строительства всегда можно в стене вырубить лишнюю полочку

      или, если будет прибавление в семействе, вырыть новую комнату.

      На верхний этаж помогают взобраться выступы в стенах и веревки с узлами.

      В отдельной пещере хранятся каменные жернова, там домохозяйки мелют кукурузу и кускус.

      Домашний очаг всегда рядом.

      Берберы или амазиги появились на территории этой североафриканской страны, по мнению некоторых исследователей, примерно 11 тыс. лет назад. Когда-то на их языке говорили во всей Сев. Африке. Они создали цивилизацию (древние египтяне, как полагают ученые, ее наследники) , которая наравне с пунической положила начало современной ис-тории Магриба. Однако сегодня берберская культура, похоже, стоит на пороге исчезновения. Это значит, что мир может лишиться богатейшего культурного наследия, отразившего особый взгляд на окружающую жизнь тех, кто, постигая полноту времен, приблизил к нам далекое прошлое.
      Так считают берберы, связывая свою обеспокоенность не только с тем, что Власть, которая официально пользуется арабским, ущемляет в правах берберские языки, на которых говорят многочисленные племена Магриба. Люди, живущие в арабских государствах, обеспокоены, что рушится весь духовный уклад, вокруг которого веками строилась их идентичность. Отсюда и ощущение несвободы и естественное стремление уравняться в правах с арабами.

    2. Берберы - это коренные жители Марокко, населяют в основном западный Атлас. Название им дали древние греки, производное от "варваров", сами они себя называют "свободные мужи".
      Никогда не были кочевниками, вопреки общепринятому мнению. Занимаются скотоводством и земледелием, выращивают овощи и зерновые культуры. Именно береберы изготавливали своеобразныеукрашения и глиняную посуда, популярную сейчас у туристов, посещающих Марокко.


    3. сомалийская народность (мавры-арабонегрит. подраса) в восточн. африке на берегу аденского задива. центр-порт бербера.
    4. Берберы - коренная народность Северной Африки.
      Бербе#769;ры (самоназвание амазиг, амахаг человек) общее название покоренных в VII веке арабами и обращенных в ислам коренных обитателей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере.

      Численность 11,52 млн человек (1992 год) . Говорят на берберо-ливийских языках. По религии в основном мусульмане-сунниты.

      Название берберы, данное европейцами, неизвестно большей части самих берберских народностей. Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных:
      Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.
      Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.
      Кабилы народ в Алжире и в Тунисе (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан) .
      Берберы Сахары, населяющие оазисы пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана) , Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов.

      Спорным остатся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.

      Могу прислать берберские песни, если интересуетесь. Но они на берберском языке.

    Страница 1
    ТУНИССКИЕ БЕРБЕРЫ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

    Т.И. Герасименко


    Тунис страна, пользующаяся все большей популярностью среди туристов. Страна не лишена экзотики, безопасна во всех отношениях. Туристов здесь холят и лелеют: они одна из главных статей дохода. Рекламные проспекты в туристических бюро и Интернете приглашают посетить «окаймленную средиземноморской лазурью цепочку пляжей с чистейшим белым песком», «необъятные просторы раскаленных жгучим солнцем песков и райские оазисы Сахары», полюбоваться «лесами пробкового дерева и оливковыми плантациями», «строгими силуэтами гор в сочетании с руинами древних городов, храмами, античными скульптурами», вдохнуть пряный аромат жасмина, насладиться экзотикой национальной кухни, посетить «живописные города и современные деревни троглодитов». И вы действительно сможете все это увидеть и почувствовать, однако то, что показывают туристам, лишь небольшая часть Туниса. Тунис – это не только средиземноморская лазурь и памятники античной старины. Это – целый мир, а точнее, три совершенно разных мира. Разница имеет географическую окраску. Это обнаруживается уже из окна самолета при ясной погоде.

    Первый Тунис – наиболее плотно застроенная ухоженная прибрежная полоса отелей и проложенные туристические маршруты лубочная картинка для туристов. Это рай, в который вы погружаетесь, поселившись в отеле. Чудесное теплое море, белый мелкий песок, который даже экспортируют на Лазурный берег во Францию, замечательная экскурсионная программа, где в первую очередь вам порекомендуют посетить Сахару и прочие районы с берберской этнокультурной спецификой. Если вы не будете удаляться от отеля и рекомендованного маршрута, то этот Тунис, как в сказочном сне, будет манить вас снова и снова, оставит самые радужные воспоминания.

    Второй Тунис – арабский. Этот Тунис уже не такой безупречный, и он все менее безупречен по мере удаления от побережья. Стоит прогуляться в сторону от моря в промежутках между солнечными ваннами и очередным приемом пищи, и вы станете свидетелями реальной жизни хозяев своей страны – арабов, преимущественно городских жителей. Тунисские арабы очень разные по социальному статусу и материальному положению, и это хорошо видно по жилищам, одежде и автомобилям. Даже в столице различия очевидны, стоит только слегка удалиться от центральных площадей и проспектов Хабибы Бургибы и Французской улицы 1 . Встретятся вам в городах и представители других народов – евреи, французы и даже, если повезет, русские. Но их совсем немного по сравнению с автохтонным населением, и они практически не влияют на общую этническую картину, хотя культурный след многих из них, особенно французов, существенный. Он проявляется в архитектурной специфике, особенно в столице, в языке, да и в образе жизни тунисцев, которых можно считать самыми европеизированными из всех жителей Арабского мира. Женщины здесь свободно перемещаются без сопровождения мужчин 2 , не прячут лица, не редкость – работающая тунисская женщина. Мужчины бреют бороды. Выполнение этого правила, введенного президентом 3 , жестко контролируется. Некоторые женщины носят хиджабы, на это смотрят снисходительно, но бороды у мужчин недопустимы.

    Главные улицы, построенные во времена французского господства, очень напоминают Францию. Потрясающий католический костел, здание театра с сидящими на ступенях молодыми людьми – ну чем не парижская опера? Просторные, красивые площади. Однако стоит удалиться от центра, и вы обречены долго бродить в лабиринтах узких петляющих арабских улочек, не блещущих чистотой. Здесь уже никто не ответит вам по-английски.

    Существует и третий Тунис – берберский. Это сельский, патриархальный Тунис. Берберы (берберийцы) – многострадальный народ, искусственно разделенный границами стран Магриба. До прихода на эти земли в VII-VIII веках н.э. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам северной Африки. Теперь же во всех странах, где проживают берберы, они находятся на положении национальных меньшинств, хотя по реальной численности далеко не везде в меньшинстве. Ареал проживания берберов – типичный трансграничный этнокультурный регион. Их проблемы чем-то похожи на проблемы курдов, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Создано, например, международное культурное берберское движение Амазиг 4 , которое провозглашает целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка наряду с арабским. К примеру, марокканские берберы активно выступают за право называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимию.

    Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается от 12 до 40 млн. человек. Такой разброс в оценках не случаен. Правительства арабских государств стремятся занизить (или вообще проигнорировать) численность берберов. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным примерно половина всех берберов, они составляют 60% населения этой страны), еще 30% в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1.2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии. По оценкам берберских экспертов, берберы составляют не менее 45% населения Туниса, хотя по официальным данным их от 1 до 5%. Максимальная цифра, которую называют официальные лица, – 9%.

    История берберов насчитывает, по разным источникам, от 3 до 11 тыс. лет. По некоторым сведениям, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой явились древние египтяне, и культура берберов дала начало всей магрибской культуре. В любом случае, к моменту прихода сюда арабов в VII-VIII веках берберы были безраздельными хозяевами всей территории Северной Африки 5 , пережив финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени.

    Арабы оттеснили берберов в глубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их. Конечно, в случае положительного результата политики ассимиляции было бы очень удобно: нет этноса – нет проблемы. Методы использовались разные: например, до 40-х годов XX в. берберов пытались расселить совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению, например, к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Это дало свои результаты, причем способствовало сближению русского и мордовского этносов то, что главными авторами и дирижерами проекта были представители мордовской элиты – со времен патриарха Никона. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.

    В современной этногеографической литературе можно встретить мнение о том, что берберская культура близка к исчезновению, а мировая цивилизация может в скором будущем лишиться части культурного наследия. В ряде источников, например, указывается, что в Тунисе сформировалась единая арабско-берберская нация. В других говорится, что берберы практически исчезли как этнос в результате процессов естественной ассимиляции. Ряд авторов считают, что единого берберского этноса не существует, есть группа разных по происхождению и культуре племен.

    Однако автору данной статьи лично удалось убедиться, что это не так. Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий, кинематографа, театра и другие меры, берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм – сочетание элементов ислама с доисламскими культами. Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице – на лбу, щеках, подбородке – специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.

    Годы французского господства, с одной стороны, были сложными для берберского населения. В годы первой и второй мировых войн их использовали в качестве пушечного мяса – призывали в армию и заставляли воевать под французским флагом. Очень многие погибли. В то же время политика противопоставления берберского населения арабскому, проводившаяся французскими властями (разделяй и властвуй – банально, но действует), способствовала их консолидации. В Марокко, например, многие берберы приняли в этот период католичество. В Тунисе такого не произошло, но сделанный акцент на разногласиях между арабами и берберами привел к усилению неприязни, с новой силой проявившейся после ухода французов, когда арабы постарались взять реванш.

    После освобождения страны от французского господства целый ряд факторов – бедность, неустроенность, усиление курса на арабизацию и ущемление этнических прав, в том числе и берберской буржуазии и немногочисленной интеллигенции – привел к новой вспышке этнического самосознания в берберском обществе и консолидации народа. Распространенная неточность в литературе о берберах – попытки представить их в виде нескольких разных племен, разрозненных и разноязычных. Наши опросы и интервью показали, что самоидентификация тунисских берберов однозначна. Они считают себя единым этносом, объединенным этнонимом «берберы», и при этом не отделяют себя от берберов из соседних стран 6 . Вместе с тем, внутри этноса различаются как минимум четыре этнокультурные группы, что обусловлено разными факторами, прежде всего различиями кормящего ландшафта. Явно обособлены оседлые берберы, проживающие на равнинах и занимающиеся растениеводством. Часть из них довольно зажиточна. Вторая группа – горные берберы, ведущие полукочевой образ жизни, связанный с отгонно-пастбищным животноводством в предгорьях и горных районах. Третья группа – полукочевники и погонщики верблюдов, населяющие районы Сахары. И четвертая группа – приморские берберы, чья жизнь связана с рыболовством. Разумеется, это деление условно и не отражает в полной мере структуру берберского общества. Эти группы неоднородны, внутри каждой из них существенны различия, обусловленные социальным статусом (в некоторых источниках упоминается о кастовых различиях, но автор статьи их не обнаружила), уровнем и образом жизни.

    В Тунисе берберы проживают компактно в нескольких районах. Большинство ареалов этнически однородны, но есть районы со смешанным арабско-берберским населением, сформированные в результате политики сселения. С помощью берберских экспертов нами была составлена картосхема берберских ареалов. На ней обозначены берберские районы. Коротко о них.

    Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата (1), расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50-60 тыс. человек, – Татавин (2) и приозерный Кебили (3). В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут беребы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений, и лишь крайне редкие населенные пункты заселены немногочисленным берберским населением. Ряд населенных пунктов Матматы и Кебили обусотроены и используются для обслуживания любопытных туристов, которых привлекают знаменитые «пещеры троглодитов». В Габесе туристам демонстрируют финиковые пальмы в оазисе Шенини, а также берберские подземные жилища. В этом районе Спилберг снимал «Звездные войны» и «В поисках потерянного ковчега». А в Дузе восхищенные туристы любуются раскаленными песками, барханами, катаются на верблюдах и джипах. Все эти приключения, разумеется, не имеют ничего общего с настоящей жизнью берберов. Далее туристы направляются через пересохшее соленое озеро – солончак Эль-Джерид. Дорога лежит в еще один берберский район Туниса – Тамерзу (4), где проживают около 1 млн. берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически все контролирует местная мафия. Государственная граница не признается, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.

    Табарка (5) является еще одним центром берберского района, где проживают примерно 100 тыс. берберов. Северо-западная приморская территория с обильными осадками выделяется хорошо развитым сельским хозяйством и рыболовством. Славится район джазовыми международными фестивалями. Эль-Кеф (6) – район на северо-западе Туниса, у границы с Алжиром, где проживают более 200 тыс. берберов. Это район кинофестивалей.

    В районе Келибии (7) проживают примерно 120 тыс. морских берберов, занятых преимущественно рыболовством, и еще около 50 тыс. – в районе Загвана (8).

    Горный район Тебурсук (9), протянувшийся между столицей страны Тунисом и Эль-Кефом, заселен немногочисленным берберским полукочевым населением, проживающим в пещерах безо всяких удобств, электричества и транспорта. Это самый бедный берберский район.

    Еще в нескольких районах берберы проживают вместе с арабами, однако, как правило, поселения разделены по этническому признаку. Таков район Кайруана (10), где 100 тыс. берберов живут на одной территории с примерно таким же количеством арабов. Арабское население сосредоточено в городах, а берберское – в небольших деревеньках, откуда ежедневно направляются в города на работу. Еще один смешанный район – с центром в Кассерине (11), где проживают примерно 80 тыс. берберов и 50 тыс. арабов. Это растениеводческий район с садоводческой специализацией. Здесь выращивают самые лучшие яблоки в Тунисе. В районе Гафсы (12) примерно 80% составляет берберское население, 20% арабское. На восточном побережье, в районе Сфакса-Эль-Джема (13), проживает преимущественно арабское население. Берберы приезжают сюда из соседних районов на заработки, постоянное берберское население составляет лишь около 5%. Это район с хорошо развитой промышленностью, сельским хозяйством и туризмом, получивший импульс благодаря усилиям первого президента Туниса. Хабиб Бургиба, вернувшись из Франции, где он учился, в 1956 г., после освобождения Туниса от французского господства, являлся по сути дела французским ставленником. Оценки его правления неоднозначны. С одной стороны, он много сделал для развития экономики страны, с другой – режим его правления характеризовался диктаторскими методами. Толчок для экономического развития получили лишь арабские районы.

    В районе Сиди-Бу-Саида (14) сохранилась берберская архитектура, поэтому он производит впечатление берберского. Однако с этих прекрасных мест на северо-восточном побережье все берберы были выселены за пределы 20-километровой зоны. Живут они в маленьких деревнях около столицы – Туниса. В этом городе с преимущественно арабским населением проживают 1.7 млн. человек. Берберов же около 10 тысяч. Зато в столице много представителей некоренных народов, о чем говорит наличие в городе католического костела, синагоги и даже православного храма.

    При характеристике тунисских берберов заслуживает внимания еще один район – Бизерта (15). Это военный городок, где расквартирован арабский офицерский корпус. Берберы здесь тоже есть, но в тунисской армии они могут быть только солдатами.

    Как видно из краткого описания, берберские районы сильно различаются в географическом отношении. Берберское общество сложно устроено. Объединяет всех берберов то, что они являются самыми отсталыми среди населения страны, среди них наиболее высоки показатели неграмотности, безработицы и смертности. Берберы ведут патриархальный образ жизни, сосредоточены они главным образом в сельской местности, в горных, полупустынных и пустынных районах.

    Наиболее подробно нам удалось ознакомиться с жизнью берберов в районе Загвана (8). Он расположен неподалеку от туристического центра Хаммамета, примерно в 20 километрах от побережья. Но здесь уже совсем не курортная жизнь. Жители этого района, как и подавляющая часть берберов, занимаются животноводством и растениеводством. Есть среди них полукочевники и кочевники (сами берберы называют таких «цыганами»). Выращивают оливы, финики, фруктовые деревья (гранаты, сливы, фиги, цитрусовые, яблоки и др.), овощи, в горах – чай. Разводят овец, коров, которые поразили меня своими маленькими размерами (очень похожи на коров в горных районах Дагестана), птицу (кур, индюков).

    Поселения берберов небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры представляют собой по сути дела резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств – электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. В некоторых населенных пунктах (лишь в тех, где есть вода) построены бани – ханан. Редкое исключение деревня Бени-Дерраж. Ее жители являются счастливыми обладателями электричества и водопровода. Эти блага цивилизации появились здесь благодаря огромным усилиям выходцев из этой деревни, работающих в городах. Они много писали в средства массовой информации о проблемах земляков и добились успеха: правительство обратило на них внимание.

    Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей приходится ходить за знаниями пешком ежедневно за 6-8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. Они знают иностранные языки и многие свободно общаются не только по-французски (что вполне объясняется колониальным прошлым), но и по-английски. Многие женщины водят автомобили.

    В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе.

    Все эти проблемы выталкивают берберов в города на заработки. Однако далеко не всем удается найти работу, хотя бы временную.

    Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны. Они хотели бы бороться за свои права, но не знают, как это делать. Война не для них, а другие способы им малодоступны в силу их униженного положения.

    Наше пребывание совпало с мусульманским постом. В рамадан от рассвета до заката все исламское население Туниса не ест и не берет ни капли воды в рот. Детям, беременным женщинам и туристам делаются послабления. Правда, берберы говорили мне, что они могут принимать пищу и воду, но не на глазах у публики, однако я ни разу не видела, чтобы они это делали. Такое рвение обусловлено не только необходимостью приспосабливаться к жизни исламского государства. Все тунисцы убеждены, что воздержание от еды и питья полезно для здоровья. Пока не село солнце, мне, как гостье, предлагали фрукты и берберские лепешки, понимая, что иностранное создание может не перенести тягот мусульманского поста. Я была сыта впечатлениями, но не могла удержаться, чтобы не попробовать плод кактуса – удивительный фрукт, по вкусу и сочности напоминающий киви, но без его кислоты.

    После заката все усаживаются в комнате за маленьким круглым столиком на покрытых покрывалами матрасах и подушках, расстеленных прямо на полу. Едят берберы вилками и ложками. В доме, несмотря на дефицит воды, чистота и порядок.

    Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В их рационе много фруктов, овощей, оливок, мяса, сладостей. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на блинчики с творогом). В Тунисе не введен сухой закон, в нем нет необходимости. Когда вам предлагают «выпить чего-нибудь», не следует понимать это буквально, как мы привыкли в России. Вам предложили всего лишь чашку кофе или чая. Кстати, берберский чай очень своеобразен. Его выращивают высоко в горах и готовят специальным образом. Употребляется как черный, так и зеленый чай. В нашей культуре похожий способ приготовления известен под названием «чефир». Щедрая горсть заварки на небольшой чайник заливается водой, засыпается горстью сахара и преет на древесных углях в течение 15 минут. Пьют из небольших рюмок. Мне лично этот напиток очень понравился, только рекомендовали им не увлекаться, особенно на ночь. Пьют берберы также особый напиток с кедровыми орешками (тоже называют его чаем), молоко, а также купленные в соседних городах колу и прочие «западные» напитки.

    Отношения между полами среди берберов более свободны, чем среди арабов. Берберские девочки и мальчики довольно свободно общаются. Берберы терпимо относятся к невесте, потерявшей девственность до свадьбы, в то время как у арабов это недопустимо. Свадьба длится 7 дней. Алкогольные напитки полностью исключены.

    Добропорядочная берберская женщина, потерявшая мужа, не выйдет замуж второй раз, даже если у нее на руках шестеро детей (прежде всего ради их благополучия), но ей вовсе не возбраняется иметь бойфренда. В арабских школах (например, я наблюдала это в столице страны – Тунисе), несмотря на совместное обучение, на переменах дети разделены по половому признаку. Несмотря на совместное обучение, у мальчиков и девочек свои собственные интересы, и они не пересекаются.

    Более свободны берберские женщины по сравнению с арабками и в выборе одежды. Берберки очень любят белый цвет, прочим украшениям предпочитают серебро. Часть арабок отдают предпочтение европейской одежде, но даже работающие женщины часто носят традиционные платки или покрывала.

    Несмотря на довольно свободные нравы, все же берберскую женщину нельзя считать абсолютно свободной. На ней лежит вся тяжесть домашней работы, за исключением самой тяжелой, которую выполняют мужчины.

    Берберы не демонстрируют свои интимные отношения. Сильные чувства, которые часто бушуют в их душах, скрываются под внешне спокойным и непринужденным видом. Тем не менее, заботу о детях и родителях они проявляют открыто.

    Арабы в Тунисе занимают все правительственные посты, все более или менее значимые должности. Де-юре берберы имеют равные права с арабами, но де-факто они бесправны. Они не имеют собственных газет, хотя имеют письменность, телевизионных или радиопередач, кинематографа, театра. Они вынуждены смотреть арабские фильмы. Обучение в школе ведется только на арабском языке. Большинство имеют возможность получить только начальное образование. Но и те, кому удается «пробиться», вряд ли могут рассчитывать на высокий пост или должность.

    Часть берберской интеллигенции и буржуазии проживает в городах. Но там они сталкиваются с проблемами. Приходится преодолевать препятствия при развитии бизнеса. Например, в Набуле было закрыто кафе, построенное и расписанное берберами, в котором собирались представители берберской интеллигенции для общения. Кафе было закрыто неожиданно, без предупреждения, а берберский студент, расписавший его стены, был арестован. Арабские охранники не пустили хозяев в их законное владение.

    Берберский этнокультурный элемент широко используется для привлечения туристов не только в районах проживания этого народа, но и в городах. Например, берберское кафе в Хаммамедской Медине, владельцами которого являются арабы. Еще пример отель Лелла Бея (Lella Beya) в берберском стиле, построенный по проекту берберского архитектора Шокри (Chokri) в Хаммамете. Архитектор попытался показать, какой культуры может в скором будущем лишиться мировое сообщество. Он представил не только архитектурный стиль, но и элементы быта. Отель в настоящее время принадлежит арабским владельцам. Берберы не получают от этого бизнеса никаких дивидендов.

    Разумеется, в основе большинства берберских проблем лежат экономические и социальные причины. Естественно, сельские жители менее образованы, чем городские, их уровень жизни ниже, возможностей сделать карьеру меньше. Но причины не сводятся лишь к объективным. Например, отсутствие налаженной транспортной связи берберских районов со столицей никак не может быть объяснено уровнем образования местного населения. То же можно сказать о телефонизации, электрификации и водоснабжении этих поселений. Остается надеяться, что правительство по мере роста экономики страны постарается эти проблемы решить.

    1 Кстати, в Тунисе улицей считается лишь одна линия домов, как на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, противоположная сторона имеет уже другое название.

    3 Находящийся у власти президент проводит жесткую политику европеизации по аналогии с Петром I или Ататюрком.

    4 Амазиг – язык берберов, он принадлежит к ливийско-гуанчской группе афразийской семьи. На его диалектах говорят берберские субэтносы. Нередко даже в солидных изданиях можно встретить распространенное заблуждение о том, что амазиг – самоназвание части берберов.

    5 Византийцам, которые пытались контролировать тогда Северную Африку, реально принадлежалим только городские форпосты.

    6 При этом туарегов, нередко причисляемых к берберам, сами берберы считают хоть и «двоюродными братьями», но совсем иным народом. Туареги обособились в результате процессов этнического разделения после их изгнания арабами в южные районы Сахары.


    страница 1

    Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari; самоназвание амазиг, амахаг - «свободный мужчина»; кабильск. Imaziɣen) - общее название принявших ислам в VII веке коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Исторически они говорили на различных берберских языках, которые являются частью афро-азиатской языковой семьи. Сейчас используют арабский язык. В VII веке были завоеваны арабами и обращены в ислам. По этой причине по религии - в основном мусульмане-сунниты.

    Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка, неизвестно большей части самих берберских народностей (является экзоэтнонимом). Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

    2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.

    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).

    4. Берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана), Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов.

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях.

    В наши дни численность берберов, по разным оценкам, составляет от двадцати до пятидесяти миллионов человек, живущих в десяти странах мира: Марокко, Алжире, Мавритании, Тунисе, Ливии, Египте, Нигере, Мали, Испании, Франции. Берберские корни имеет и значительное число арабов, живущих в Северной Африке. Согласно мнению некоторых экспертов, берберы по происхождению и этнические берберы в совокупности составляют 80 процентов населения Марокко и Алжира, более 60 процентов жителей Туниса и Ливии и более 2 процентов египтян. Если же считать только этнических берберов, то ими являются всего 40–45 процентов жителей Марокко, 25–30 процентов алжирцев, 5 процентов тунисцев, 10 процентов ливийцев и 0,5 процентов египтян. Численность этнических берберов в Европе составляет около 2 миллионов.

    Причина разногласий в определении нынешней численности берберов кроется в многовековой, начавшейся ещё в VII столетии арабизации Северной Африки. В первые века после завоевания арабами Магриба их число было несопоставимо мало с численностью местного населения. Арабы жили преимущественно в городах, в то время как вся сельская местность и особенно горные районы были сплошь берберскими. Ислам медленно, вплоть до XVI века, завоёвывал здесь прочные позиции, и лишь после этого началась быстрая арабизация коренного населения. Сегодня некоторые специалисты утверждают, что в реальности арабская иммиграция в этот регион была незначительна и несопоставима по сравнению с тем количеством местных жителей, которые сегодня называют себя арабами. Однако на протяжении последних столетий в странах Северной Африки господствовали взгляды, согласно которым арабы представляли собой некую культурную элиту, принадлежность к которой открывала широкие возможности для карьеры и благополучия. «Культурное» население городов Севера Африки, сплошь арабское или арабизированное, противопоставлялось «отсталому» берберскому населению сельской местности. Из главных городов Северной Африки сегодня только Марракеш в Марокко населён по преимуществу берберами.

    Едва ли не до последних лет XX века берберы считались «людьми второго сорта», туземцами, требующими опеки со стороны «культурного» большинства, подобно индейцам Северной Америки, аборигенам Австралии, лапландцам Норвегии и т. п. Даже в сегодняшнем Тунисе, самой европеизированной стране Магриба, слово «бербер» прочно ассоциируется с неграмотным крестьянином, облаченным в мешковатое традиционное одеяние. Во всем этом есть, пожалуй, только одно здравое зерно: берберы - действительно аборигены Северной Африки. Корни этого древнего народа уходят вглубь по крайней мере на четыре тысячелетия, и за эти века берберы удивительным образом сумели сохранить свою культуру, традиции и наследие.

    Происхождение и трагедия берберов

    Происхождение берберов остается предметом дискуссий. Иногда высказывается мнение, что их древние предки пришли из Азии или даже из Европы. Геродот в V столетии до н. э. писал, что по крайней мере одно из берберских племен происходит от жителей Трои, нашедших убежище на Севере Африки после того, как их город был захвачен ахейцами. Спустя несколько столетий римский историк Саллюстий утверждал, что берберы пришли из Персии. Византийский историк Прокопий Кесарийский видел в берберах потомков хананеян, изгнанных из Палестины евреями. О том же писал в XIV столетии и Ибн-Халдун, однако он добавлял, что берберы племен санадийя и кутама могли происходить из Йемена. Уже в совсем близкие нам времена, в XIX - начале XX вв., некоторые французские исследователи, занимавшиеся изучением берберов, высказывали предположение, что они могут быть родственны древним кельтам или, возможно, баскам. Однако в последние десятилетия в науке возобладало мнение о том, что берберы являются коренными жителями Северной Африки, в древности известными под общим названием «ливийцы».

    В наши дни происхождение берберов исследователи связывают с упоминавшейся выше капсийской культурой. Без сомнения, капсийцев можно считать «протоберберами» - их черепа идентичны черепам современных берберов. Малая степень расхождения между различными берберскими диалектами предполагает их формирование в относительно короткий период времени - то есть в период, когда протоберберы расселялись по обширным пространствам Северной Африки.

    Подробное описание народов, населявших в V веке до н. э. Ливию, оставил древнегреческий историк Геродот.

    В числе «отдалённых ливийских племен», обитающих в глубине пустыни Сахара, Геродот выделяет многочисленное племя гарамантов, которые разводят быков с большими, загнутыми вперед рогами, и охотятся на «пещерных эфиопов» на колесницах, запряженных четверкой коней. Далее за гарамантами жили атаранты - «безымянные» люди. К западу от атарантов начинались предгорья Атласа. Здесь, по Геродоту, жили атланты - «рассказывают, будто они не едят никаких живых существ и не видят снов». «Названия племён, живущих в этой холмистой пустыне до атлантов, я могу перечислить, а дальше - уже нет, - заключает Геродот. - Как бы то ни было, эта холмистая песчаная пустыня простирается до Геракловых столпов и даже еще дальше» (Геродот. История, кн. IV, 168–185).

    Царь Юба II вошел в историю как один из самых просвещенных правителей древности. Его резиденцией был Во-любилис - город на северо-востоке Марокко, расположенный в центре цветущей области. Значение Волюбилиса было велико еще до прихода римлян; здесь нашли убежище многие беженцы из Карфагена.

    Могущество двух берберских провинций при Юбе II настолько возросло, что Рим всерьёз опасался, что они могут стать новым Карфагеном. В 42 году нашей эры император Клавдий разделил Мавританию на две провинции - Мавританию Цезарейскую (Mauretania Caesariensis) и Мавританию Тингитанскую (Mauretania Tingitana). К концу V столетия римское влияние в Северной Африке сошло на нет. На короткий срок эта область была завоевана вандалами, практически не оставившими после себя никакого культурного наследия, а на рубеже VII–VIII веков весь Север Африки был захвачен арабами, принесшими сюда новую религию - ислам.

    До прихода арабов берберское население Северной Африке было уже в значительной степени христианизировано. Распространение христианства в Нумидии началось еще во II веке, римский Карфаген являлся одним из важнейших раннехристианских центров. Современные берберы с гордостью подчеркивают, что Св. Августин, которого называют «главным архитектором христианства», был их соплеменником.

    Христианство среди берберов получило распространение в форме донатизма. Возникшее в IV столетии, это ответвление христианства было осуждено церковью как ересь. В 316 году донатисты официально отделились от церкви и создали собственную церковную иерархию, а к 350 году донатизм уже доминировал на всем Севере Африки.

    К приходу арабов христианские общины в регионах были ослаблены расколами и разобщены, однако ислам далеко не сразу завоевал здесь господствующие позиции. Точно так же и берберы не сразу подчинились новым завоевателям, оказав им серьезное сопротивление. Лишь после ряда жестоких сражений арабам удалось покорить берберские земли, но не самих берберов. Большинство из них, отступив в горы и пустыню (здесь сегодня сохраняются самые плотные группы берберского населения), продолжали жить так же, как жили раньше. Романизированная и христианизированная часть берберов бежала в Испанию; другая часть продолжала жить в Волюбилисе, Тингитане и других городах, сохраняя свое культурное наследие. Но слабая и разделенная страна постепенно все более и более втягивалась в орбиту арабского влияния. Всюду насаждался ислам, христианские анклавы сохранялись лишь в труднодоступных и удаленных местностях. Со временем из среды исламизированных берберов вышли великие султанские династии Северо-Западной Африки - Альморавиды, Альмохады и Мериниды. Берберы играли важную роль в арабском завоевании Испании: именно к ним прежде всего относится термин «мавры». Он происходит от греческого «Mauros», что означает «темный». В античности так называли коренных жителей Северного Марокко, но когда арабы завоевали эту область, этот термин получил новое значение: им стали называть и арабов.

    
    Выбор редакции
    Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на...

    В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?Ъ и ЬТвердый и...

    Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны? Ъ и Ь Твердый и...
    Наршараб – это кисло-сладкий гранатовый соус – один из знаменитых ингредиентов кавказской кулинарии. Он легко станет любимым продуктом и...
    Пикантную закуску можно приготовить для праздника или встречи гостей. Приготовление: Отрежьте ножки от шляпок, посолите их и обжарьте на...
    Иметь много денег – приятно. Но к чему снятся деньги? К чему снится мелочь? Стоит разобраться. К чему снится мелочь – основное...
    Этот способ приготовления болгарского перца давным-давно привезла моя мама из Молдавии - так тогда называлась Молдова, входящая в состав...
    Ароматные сладкие перцы, запечённые в духовке, а потом протушенные с соусом. Вкуснейший овощной гимн лету!Европейская Ингредиенты 1 кг...