Психология самоконтроля — методы развития, примеры и нюансы. Большой бухгалтерский словарь Что такое самоконтроль, что означает и как правильно пишется


Что такое "самоконтроль"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

самоконтроль Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний. Исследователи последних лет понятие С. применяют к ситуациям, в которых человек пытается изменить первоначальные мотивы своего поведения (контролируемое поведение), приводящего к конфликтным или нежелательным последствиям, при этом стремятся трансформировать те переменные, от которых функционально зависит это поведение. На действия такого индивида могут оказывать влияние изменения окружающей среды, биологические сдвиги, самопоощрение и самонаказание и др., причем таким образом, что изменяется вероятность появления контролируемого поведения. С. определяется как специфическое поведение индивида в конфликтной ситуации, влияющее на те события или действия, которые приводят к конфликту. Но понятие С. не может быть наполнено одним поведенческим содержанием. Необходимо также знание из предыдущей жизни индивида об имеющихся у него возможностях выбора в данной ситуации. Пациентов надо обучать ряду приемов, которые помогают изменить окружение или собственное поведение в различных конфликтных ситуациях. Поведенческий аспект предполагает, что С. является переходным процессом, пригодным для ограниченного набора ситуаций, имеет неоднозначную эффективность и зависит от биологических и психических свойств субъекта, а также от влияния социальной среды. Выделяют 2 вида С. К первому относится поведение индивида, направленное на преодоление влечения к непосредственно действующему успокоительному средству или привлекательному внутреннему или внешнему раздражению для избежания долговременных отрицательных последствий, например в случае курения, воровства, нарушения социальных запретов, сексуального и агрессивного влечения. Второй вид С. - это стремление терпеливо пережить, преодолеть неприятную, тягостную ситуацию для достижения долговременного положительного эффекта, например при необходимости переносить боль во время медицинского вмешательства, выполнении скучной работы, оказании помощи другим и т. п. Выделяют следующие компоненты С.: 1) индивид должен взять ответственность по изменению ситуации, поскольку перемена может привести к явно положительным для него последствиям, при этом ее достижение через контролируемое поведение рассматривается как желаемая и оправданная цель; 2) он должен следить за своим поведением и владеть им в конфликтных ситуациях; 3) он должен соотносить свое поведение на данный момент с определенным критерием, который выступает как цель изменения поведения; 4) индивид должен оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью самопоощрения или самокритики. Процесс С. заканчивается при стабилизации альтернативного поведения, важной в конфликтных ситуациях, например когда бывший курильщик спокойно реагирует на влечение к табаку или на запах и вид сигареты. При изменении поведения с помощью самоуправления для ослабления напряженности важна поддержка извне, усиливающая положительную мотивацию в достижении цели посредством С. Поскольку С. представляет только одну детерминанту конфликтного поведения, его эффективность определяется как биологическими изменениями, так и изменениями окружающей обстановки. Например, утомление, воздействие лекарственных и наркотических средств, а также влияние друзей или другого социального окружения иногда меняют вероятность контролируемости поведения. Самоконтролируемое поведение различается длительностью, т. е. периодом времени, когда приходится действовать под строгим С. Если решение принято, за ним следуют события, которые могут уже не контролироваться принявшим решение лицом. Так, например, обстоит дело с решением подвергнуться операции, отправиться в центр противонаркотической и противоалкогольной реабилитации, взвалить на себя общественные обязанности. Такое решение, пусть даже на время, выводит индивида из конфликтной ситуации. Контролируемое поведение действует при этом только до принятия данного решения. При устойчивом С. индивид непрерывно находится в конфликтной ситуации и ему приходится выдерживать контролируемое поведение достаточно долгое время, чтобы уменьшить вероятность срыва контролируемых действий. Так, к примеру, необходимо вести себя человеку при прохождении курса похудания, подавлении агрессивных эмоций и действий в обстановке враждебности или при напряженной психотерапевтической программе. Варианты базовой поведенческой модели С. различаются в основном ролью, которая отводится познавательным факторам, действующим опосредованно по отношению к факторам внешним. Некоторые авторы подчеркивают важное значение процессов познавательного плана (логических), таких как внимание, предвидение различных последствий поведения, решение проблем или разработка планов и стратегий. Другие же решающим считают последовательность вновь усвоенных оперативных образов поведения. При сугубо поведенческом подходе обе концепции отвергаются с аргументацией, что всякое поведение можно свести к контролю переменных окружающей среды. Последние исследования подчеркивают сложность концепции С. и предлагают изучать влияние на его эффективность следующих факторов: готовность человека к столкновению с различными контролируемыми образами поведения; масштабы поддержки социального окружения для обеспечения самоконтролируемого поведения; мотивация достижения поставленной цели; значение контролируемого поведения и достижение способности к самоуправлению для повышения самооценки; взаимоотношения и взаимовлияние факторов окружающей среды и биологических факторов. Исследования показали, что в процессе контроля за поведением важную роль играют обязательства индивида, постановка целей, самонаблюдение и самоподкрепление. Помимо управляемой извне программы модификации поведения решающее значение имеет то обстоятельство, что пациент должен почувствовать себя способным к С. и ответственным за процесс перемен. В клинической практике успешно зарекомендовали себя следующие приемы С.: самонаблюдение, договор с самим собой, самоподкрепление, самопоощрение и самокритика, самостоятельный контроль стимулов, самостоятельная мобилизация и релаксация, методика скрытой настройки. Методы С. используются для терапевтических целей при психозах и неврозах взрослых, а также детей и подростков. Некоторые компоненты С. были успешно интегрированы в программу лечения детей с эмоциональными нарушениями и взрослых с психическими расстройствами. Кроме того, методы С. нашли клиническое применение при лечении психосоматических расстройств, депрессий, панических и фобических состояний, нарушений работоспособности, никотинизма, алкоголизма и булимии. Методы С. используются также для снижения утомляемости пациентов при лечении, формировании мотивации и для закрепления терапевтических успехов после окончания лечения.

В начале исследования необходимо дать определение понятию «самоконтроль».

В Словаре русского языка слово «самоконтроль» означает «способность контролировать свои действия, поступки».

Другое понятие самоконтроля дает словарь «Профессиональное образование» как «сознательной регуляции человеком собственных действий, состояний и побуждений на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями».

Термином «самоконтроль» могут быть обозначены особые действия, предметом которых являются собственные состояния свойства человека как субъекта деятельности, общения или самосознания.

В своем исследовании за основу возьмем такое определение самоконтроля как способность человека, благодаря которому он может контролировать процесс и результат своей деятельности на сознательном уровне.

Центральным звеном самоконтроля является управление содержаниями собственного сознания, тем, что субъект считает частью своего «Я». При этом могут быть выделены два вида контроля: аффективный и когнитивный самоконтроль. В первом случае предметом контроля являются эмоциональные процессы побуждения субъекта (чувства и желания). Во втором - его собственные представления, мысли.

Самоконтроль - это социально опосредованное явление, присущее только человеку как общественному существу.

Ребенок появляется на свет как биологическое существо, для которого не характерны социальные формы регуляции поведения. Первоначально движущим механизмом активности младенца выступают исключительно его собственные элементарные побуждения и потребности. Их удовлетворение находится в руках взрослых, и ребенок лишь способен заявлять о своих побуждениях в форме простейших реакций (плач, крик, двигательная активность). Развитие ребенка состоит в освоении им целесообразных практических действий, посредством которых он обретает возможность самостоятельного удовлетворения своих отдельных потребностей. Этот процесс осуществляется в общении с взрослыми, под его непосредственным руководством. Взрослый направляет и регулирует действия ребенка, демонстрирует подлежащие усвоению образцы поведения, осуществляют оценку и контроль. Механизмы контроля сначала выступают для ребенка как внешние, существующие независимо от него. В результате многократных повторений ребенок осваивает причинно-следственную природу человеческой деятельности, постепенно обретает способность предвидеть результаты того или иного шага. Со временем этот предвосхищаемый результат становится самостоятельным и достаточным регулятором активности. Ребенок способен уклониться от определенного действия, влекущего нежелательные последствия только потому, что мысленно (во внутреннем плане) представляет себе эти последствия и не желает их наступления. Освоение этой способности связано с разрушением определенного внутреннего противоречия. С одной стороны, импульсивные побуждения ребенка толкают его на некоторые шаги; с другой стороны - уже существует опыт торможения подобных побуждений внешним воздействием (наказание, неодобрение и т.п.). Исход такого противоречия может быть различным. Если ребенок имеет достаточную возможность удовлетворения своих основных потребностей, и внешние регуляторы не повергают его в ситуацию депривации, то он оказывается, вполне восприимчив, к разумным ограничениям и осваивает их как собственные, внутренне присущие ему самому регуляторы поведения. От взрослого также зависит, чтобы самоограничение, производное от внешнего ограничения, не выступало для ребенка только своей негативной стороной, но было бы поощрено и одобрено. Становление самоконтроля происходит по мере осознания ребенком того факта, что выбор оптимального решения есть не отказ цели, а способ её достижения приемлемыми средствами.

В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерной для авторитарного воспитания, внешние требования воспринимаются как враждебные и чуждые; не происходит их присвоения в качестве собственных, внутренне присущих человеку норм. При этом формирование способности к самоконтролю затруднено; ребенок не только не стремится усвоить социальные нормы; но, демонстрируя следование им из страха наказания, пытается при любой возможности их обойти. Поэтому ситуация тотального внешнего контроля приводит к негативному результату: у ребенка не формируется способность к самостоятельной нравственной оценке.

Другой нежелательный вариант воспитательной стратегии - так называемый попустительский стиль, когда побуждения ребенка недостаточно регулируются старшими. В этих условиях ребенок не имеет возможности освоить механизмы саморегуляции и самоограничения.

Оптимальная воспитательная стратегия состоит в поэтапном разграничении контрольных оценивающих функций взрослого и ребенка Задача взрослого - соразмерно с темпом формирования этой способности переложить на ребенка права и обязанности по регуляции собственного поведения. На каждом возрастном этапе соотношение внешней и внутренней регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать направлять свое поведение. Достижение этой способности отчасти и знаменует собой наступление психологической и социальной зрелости.

В основе физиологических механизмов самоконтроля лежит обратная афферентация. Возможность контролировать свои действия связана с функционированием специального физиологического аппарата - акцептора действия, выполняющего функцию оценки корой головного мозга результатов любого акта поведения, любого преднамеренного действия, благодаря чему становится возможным определение степени соответствия выполненных актов исходным побудительным раздражителям и внесение в них соответствующих коррективов. Навыки самоконтроля формируются у детей в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности под влиянием взрослых и коллектива. Воспитывать навыки самоконтроля необходимо уже с дошкольного детства, постепенно совершенствуя и усложняя их в процессе возрастного развития. Следует настойчиво учить планировать и контролировать свои действия, следить за собой, отдавать себе отчет в том, что и как они делают, предвидеть результаты своих действий и соотносить их с тем, что требуется. Сопоставляя свои действия с действиями, которые являются правильными в данной ситуации, дети приучаются не только исправлять ошибки в своих действиях, но и предотвращать возможность ошибок, воздерживаться от нежелательных действий. Развитие самоконтроля идет от самоконтроля в области простых движений к самоконтролю в области сложных действий, а затем к самоконтролю в области сложных действий, а затем к самоконтролю деятельности поведения в целом.

самоконтроль школьный общение психологический

В человеке имеются зачатки многих качеств как хороших, так и плохих. Какие-то из них ярко выражены и заметны, какие-то более скрытны. Сочетание этих свойств и формирует характер. Сейчас речь пойдет об интересном и важном качестве, носящим название самоконтроль.

Нет необходимости приводить заумные научные объяснения, так как большинство читателей, услышав данное слово, сразу же поймут его значение. Самоконтроль - это способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением . Самоконтроль идет бок о бок со многими полезными качествами.

К примеру – целеустремленность. Вы можете поставить себе цель, иметь высокий уровень мотивации и просчитать план действий, но в итоге не дойти до цели. С чем это может быть связано? Вас может что-то отвлечь, соблазнить что-то более приятное, да и банальная лень в состоянии дать о себе знать. Собранная и владеющая собой личность сумеет избежать этих ловушек . Таким образом мы подошли еще к одному важному свойству - собранности, которая является предпосылкой самоконтроля. Также в связке с самоконтролем идет осознанность и сила воли.

Психология говорит, что людям сложнее всего взять под контроль свои эмоции. Самоконтроль же позволяет подчинить их своему разуму. Самоконтроль – это понимание своего несовершенства, и стремление стать лучше, максимально управлять собой, избавиться от собственных комплексов, и свести к минимуму влияние на себя всего, что окружает. Это сила характера позволяющая действовать так, как того требует ситуация, несмотря на собственное состояние. Самоконтроль – это то, чем будет полезно овладеть каждому, вне зависимости от вида деятельности.

Итак, краткий перечень качеств, следующих за самоконтролем:

  • Осознанность
  • Хладнокровие
  • Дисциплина
  • Уверенность в своих силах
  • Собранность
  • Целеустремленность
  • Терпение
  • Самоограничение

Преимущества самоконтроля:

  • Управление своими эмоциями и действиями. Наверняка вы и так понимаете, что это жизненно необходимо. На высоком уровне самоконтроля даже окружающие будут попадать под ваше влияние.
  • Свобода от внешних и внутренних ограничений, которые могут сбить с толку и увести от цели.
  • Самоуважение и уважение окружающих.
  • Спокойствие и возможность прекрасно чувствовать себя в социуме.

Теперь давайте рассмотрим на практических примерах, где помогает подобный навык.

Это все хорошо, теперь осталось разобраться, как развить такое полезное качество в себе. Общеизвестно, что тренируется абсолютно все, можно сказать, подобные качества личности это ментальные мышцы.

Хорошо когда родители приучают детей с детства к дисциплине и самоконтролю, однако, если в вашем воспитании были упущены эти нюансы никогда не поздно перестроить свой образ жизни и себя. Начать можно с режима. Вовремя ложиться спать, лимитировать время проведенное в интернете, есть по графику и так далее. К слову, здоровое питание тоже является хорошим средством развития самообладания , ведь не все могут устоять перед вкусной, но вредной пищей.

Следующий метод это развитие пунктуальности и выполнения обещанного. Таким образом развивается осознанность, появляется навык объективно оценивать свои силы, как бонус – людям станет приятно вести с вами дела. Еще один отличный инструмент - это саморазвитие . Касается физической и психологической сферы. Та же самая зарядка, или посещение психологических тренингов, или просто обучение новым навыкам и совершенствование имеющихся.

Как можно заметить, лучшим полигоном для развития самоконтроля является сама жизнь, и достаточно подкорректировать свой график, и больше уделять внимание обсуждаемым выше аспектам, встраивая их в свой обычную деятельность.

Психология предупреждает о возможных негативных последствиях людей регулярно пребывающих в психической напряженности. Постоянный контроль поведения и подавление эмоций вполне может сказаться на состоянии здоровья тела. Но на самом деле самоконтроля много не бывает, главное все делать с умо м. Не нужно подходить к себе излишне самокритично, пребывать в негативе и постоянном напряжении.

Оставайтесь позитивны, учитесь наслаждаться маленькими победами , уделяйте время отдыху и все будет хорошо. Порой можно провести профилактическое мероприятие-разрядку, к примеру, побить боксерский мешок, выплеснуть эмоции где-то в безлюдном месте через крик, или посетить специальную комнату для эмоциональной разгрузки, где можно погромить посуду и тарелки, конечно, если в вашем городе имеется подобное.

«Тот, кто умеет быть сдержанным в гневе, превосходит более – могущественного, и тот, кто управляет своим разумом, сильнее того, кто захватывает город».

Соломон

Почему важен самоконтроль?

Признаком поистине сильного человека является способность управлять своими эмоциями и страстями. Крепость духа и умение контролировать себя в трудные моменты, оказывает прямое влияние также и на физическое состояние – любые сбои в эмоциональном равновесии сказываются на здоровье, если не сразу, то со временем.

Природа человека, как и любого живого существа, зиждется на инстинктах удовлетворения потребностей.

Однако в отличие от животных, которые потребляют ровно столько, сколько требуется для удовлетворения потребностей, человек может потреблять значительно больше нормы, что приводит к неприятным последствиям. Именно болезненные ощущения сигнализируют о том, что следует внести изменения в образ жизни.

Для того чтобы успешно справляться со своими эмоциями и научиться самообладанию, человек должен пробудить свое сознание. Развитие воли и интеллекта – первая ступень на пути самоконтроля.


Основные эмоции, препятствующие полноценной жизни человека:

1. Страх

Чувство страха является главной причиной таких негативных переживаний, как ревность, гнев, разочарование и сомнение.

2. Чувственность

Чрезмерное следование этому инстинкту побуждает человека к постоянному поиску новых удовольствий, что нередко приводит к проблемам с лишним весом, появлению зависимости от спиртных напитков, наркотических веществ или беспорядочных сексуальных контактов.

3. Сексуальное влечение

Подобно чувственности, человек должен уметь сознательно использовать свое сексуальное желание.

4. Тщеславие

Существуют три типа тщеславия – физическое, умственное и духовное, которые характеризуются чувством собственного превосходства. Тщеславие является дефектом характера, который также препятствует формированию полноценной личности.

Как научиться контролировать себя?

Существует несколько методов контроля и самоконтроля, а также развития навыков самообладания:

1. Исключите эмоциональный аспект из суждения.
Не стоит ничего говорить вслух, пока вы не будете в состоянии сознательно принимать решение, без воздействия на разум сильных эмоций.

2. Избегайте излишней импульсивности и спонтанности в поступках во время эмоционального переживания.

3. Устойчивая привычка формируется в результате методичного повторения одних и тех же действий.

Это означает, что человек способен самостоятельно выработать у себя полезные привычки, в том числе контролировать себя в сложных ситуациях.

4. Инстинкты и желания человека – не весь он, а только лишь его физическая составляющая.

Однако существует также и разумная часть, которая значительно превосходит над физиологией. Это значит, что человек может справиться с любым эмоциональным состоянием, если в этот момент будет использовать разум и интеллект.

5. Неконтролируемое волнение – результат отсутствия или игнорирования развития.

Это также означает, что любое событие, действие или человек могут иметь власть над вами. Только осознав это, человек способен видеть свои ошибки и исправлять их.

Выработать самоконтроль – задача непростая, но ведь можно внести изменения в свою жизнь и справляться с импульсивностью. Чувство контроля над собой и своими действиями приведет к ощущению большего контроля над своей жизнью, чувству силы и власти над тем, кто вы есть, а также к повышению чувства собственного достоинства.

Шаги

Самоконтроль в момент появления желания

    Научитесь распознавать импульсивные мысли. Наличие стратегий, помогающих противостоять искушению в момент импульса, поможет вам выработать самоконтроль. Для начала составьте список тех привычек в своем поведении, которые вы хотели бы контролировать, и ситуаций, которые часто провоцируют это поведение. Если вы сумеете распознать те моменты, когда у вас возникает желание действовать импульсивно, вы будете более готовы создать люфт между желанием и действием.

    Установите временные ограничения для импульсивных мыслей. Создание пространства в мышлении поможет вам пересмотреть свои действия с более рациональной точки зрения. Это также поможет вам научиться создавать отсрочку в своих действиях, а не просто действовать на поводу желаний.

    • Например, если трата денег или покупки – это одна из областей, в которых вы хотите развить самоконтроль, возьмите в привычку делать двадцатичетырехчасовую паузу, прежде чем что-либо покупать. Можно записывать в небольшой блокнот, что вы хотели купить, и через двадцать четыре часа пересмотреть свой список и решить, действительно ли вам нужны эти вещи.
  1. Попробуйте дышать животом. Этот совет может стать полезным, если вы пытаетесь бросить курить или обуздать свои привычки в питании. Если у вас возникла тяга к сигарете или еде, вместо того чтобы сразу же поддаваться этой тяге установите на телефоне таймер на пять минут, и сосредоточьтесь на дыхании животом. Напомните себе, что тяга – это всего лишь тяга, она не является необходимостью. Возьмите пятиминутный тайм-аут, подышите и представляйте, как тяга медленно улетучивается с каждым вашим выдохом. Обратите внимание на то, что вы чувствуете. Вы все еще хотите бездумно есть или поддаться желанию покурить?

    Найдите здоровое отвлечение. Вам будет труднее избежать тяги, если вы просто сидите и зацикливаетесь на ней. Лучше признайте свое желание и активно пытайтесь отвлечь себя чем-то другим. Это помогает отвлечь разум от фактора, вызвавшего тягу, и дает возможность действительно решить, хотите ли вы поддаться импульсу.

    • Иногда бывает полезно делать что-то руками, например, вышивать, вязать, делать оригами или даже писать текстовое сообщение другу.
  2. Найдите другое занятие. В дополнение к кратковременным «отвлечениям» активно пытайтесь заменить привычки в поведении, которые вы хотели бы контролировать, отдельными альтернативами. Дав себе больше времени успокоить ум, вы сможете принимать более ясные, независимые решения.

    • Например, если вы пытаетесь прекратить бездумно тратить деньги, можно выйти на прогулку в парк или лес, где у вас не будет возможности что-то купить. А если вы пытаетесь контролировать переедание, выработайте у себя привычку отправляться на пробежку или в спортзал, когда чувствуете прилив желания поесть лишнего.

    Самоконтроль в долгосрочной перспективе

    1. Составьте список привычек и моделей поведения, которые вы хотели бы контролировать. Если близкий человек намекнул на какую-то вашу привычку, примите к сведению этот намек. Помните, что истинное изменение идет изнутри, так что прислушивайтесь к своей интуиции и чтите собственные чувства, но также принимайте во внимание те отзывы, которые вы получаете от близких. Вы должны быть привержены изменениям и выработке самоконтроля, чтобы по-настоящему изменить свое поведение.

      • Например, это может быть курение, переедание, привычки в работе, продуктивность, алкоголь, контроль над вспыльчивостью, покупками, тратой денег, так далее.
    2. Выберите основную модель поведения, которую вы хотели бы контролировать. У всех нас есть области жизни, в которых нам пригодилось бы больше дисциплины и самоконтроля, так что не будьте слишком строги к себе и не торопитесь. Посмотрите на свой список и выберите то, над чем вы бы хотели работать. Изменение привычек требует времени, а выработка самоконтроля требует усилий. Уважайте свою энергию и ставьте перед собой реалистичные цели, которых возможно достичь.

      • При выборе помните, что вы можете контролировать только собственное поведение. Например, не стоит выбирать что-то вроде “иметь хорошие отношения с родителями”, так как это также требует усилий со стороны ваших родителей. Будет лучше сформулировать цель так: “улучшить свои привычки в общении с родителями”, так как в этом случае она зависит только от вашего поведения.
      • Будьте реалистом в том, какие изменения вы сможете внести, которые вписывались бы в вашу жизнь, ваше время и ваши способности. Если вы пытаетесь изменить все и сразу, какими бы амбициозными ваши цели ни были, вы рискуете саботировать свои усилия и сдаться.
    3. Исследуйте модели поведения. Постарайтесь узнать как можно больше о том, как другие вырабатывали самоконтроль в подобных ситуациях. Спросите своих друзей и близких, которые совершили такие же изменения в своей жизни. Поищите в интернете информацию о том конкретном поведении, которое вы пытаетесь изменить.

      • Например, если вы решили избавиться от привычки переедать, найдите книги об импульсивном питании (или расстройствах пищевого поведения) и узнайте как можно больше полезных стратегий в том, как выработать самоконтроль в питании. Например, можно завести дневник питания и записывать в него все стратегии, которые вам попадутся. Это даст вам больше возможностей открыть для себя то, что будет работать именно для вас.
    4. Честно следите за собой. Ведите личный дневник, чтобы вы могли индивидуализировать опыт внесения изменений. Развитие сознательности собственных эмоциональных факторов, которые становятся причиной импульсивности и недостатка самоконтроля помогут вам распознать нежелательное поведение. Воспитание осознания импульсивного поведения поможет вам почувствовать больше контроля над собой, а также поможет в принятии решений о том, как вы хотите вырабатывать самоконтроль. Все зависит от того, что подходит именно вам, а развитие самообладания начинается с осознания того, почему иногда вы бываете импульсивны.

      • На примере переедания, посмотрите, как вы чувствуете себя, когда начинаете импульсивно есть. Вы заметили, что начинаете бесконтрольно есть, когда испытываете стресс? Возможно, вы чрезмерно много едите, когда празднуете что-то. Вы заметили, что переедаете, когда чувствуете беспокойство или грусть?
    5. Ставьте перед собой реалистичные цели. Часто бывает так, что не удается выработать самоконтроль именно потому, что вы разочаровываетесь в себе, потому что не смогли измениться в одночасье или не можете сразу же бросить вредную привычку. Настройтесь на успех своих усилий, ставя перед собой реалистичные цели и постепенно уходя от привычки, не пытайтесь бросить все в одночасье.

      • Например, если вы пытаетесь выработать самоконтроль в компульсивном питании, не пытайтесь сразу же перейти только на фрукты и овощи, ведь это слишком резкое изменение рациона, не говоря уже о том, что невозможно поддерживать такую диету длительное время.
    6. Отмечайте свой прогресс. Всегда помните, что главное – это прогресс, а не совершенство. Ведите календарь, специально предназначенный для ваших стараний. Отмечайте в нем те дни, в которые вам, кажется, не хватало самообладания, и делайте записи в дневнике о том, что предшествовало этому, что могло вызвать импульсивное поведение. Чем больше вы осознаете себя и свои модели поведения, тем легче вам будет увидеть наступление трудного времени.

      • Например, возможно, праздники для вас – напряженный период, и вы замечаете, что едите в это время намного больше просто из-за давления всех дел, которые вам нужно переделать. В следующем году вы будете знать, что праздники – этот тот период, когда самоконтроль становится для вас сложной задачей, тогда вы будете готовы усилить стратегии, которым вы научились, изучая информацию о переедании.
    7. Мотивируйте себя. Определите для себя конкретные причины, из-за которых вы хотите контролировать поведение, и постоянно напоминайте себе о них. Постарайтесь найти в себе внутреннюю мотивацию и делайте записи о ней в своем дневнике. Можно также написать список причин на небольшом листочке и постоянно носить его с собой в кошельке или сумочке или же запрограммировать напоминания на телефоне.

      • Например, вы пытаетесь выработать самоконтроль при отказе от курения. Вы можете записать стоимость покупки сигарет, их воздействие на ваше здоровье, запах, уход за зубами, и так далее. Кроме того, составьте список всех положительных последствий отказа от курения. Можно включить в этот список такие пункты: больше денег на другие, более полезные растраты, белые зубы, облегчение дыхания, и так далее. Запишите все те причины, которые могут мотивировать вас бросить курить.
    8. Направьте энергию на положительные модели поведения. Постарайтесь найти новые привычки, которые заменят то поведение, которое вы хотите контролировать. Рассматривайте этот процесс как путь к открытию того, что работает именно для вас. И постарайтесь не отчаиваться, если определенная стратегия не совсем вам подойдет, просто перейдите к чему-то другому. Забота о себе укрепит ваши активные попытки измениться и развить больший самоконтроль.

      • Например, если вы наедаетесь, когда испытываете стресс, попробуйте исследовать другие способы справиться со стрессом. Попробуйте различные техники релаксации и стратегии замены, например, дыхание животом, йога, физические упражнения, медитации, боевые искусства или тайчи.
    9. Найдите новое хобби. Погружение в новое хобби, например, машины, паззлы, мотоциклы, спорт или живопись, – помимо несчетного количества других возможных увлечений – может быть замечательным отвлечением во время выработки самоконтроля. Частью изменения поведения является замена этого поведения чем-то более здоровым и не вызывающим импульсивности.

      • В интернете существует много ресурсов, к которым вы можете обратиться, чтобы начать этот процесс. Это может быть, например, Pinterest или другие социальные медиа-группы, где вы можете познакомиться с другими людьми со схожими интересами.
    10. Побуждайте себя к изменениям. Активно побуждайте себя вносить в свою жизнь желаемые изменения. Положительное отношение может действительно повлиять на вашу способность к выработке самоконтроля. Не будьте слишком строги к себе, если вам кажется, что вы не достигаете намеченных целей. Сосредоточьтесь на постоянном приложении усилий и отпускайте воспринимаемые неудачи. Просто попытайтесь снова.

      • Используйте дневник, чтобы перефразировать негативные утверждения, если вам кажется, что вы поддались импульсу, а не продвинулись к цели. Например, если ваша цель – перестать импульсивно тратить деньги, но вы сходили на шоппинг, снова пересмотрите свои цели и напомните себе, что у вас был очень плохой день. Запишите в дневнике то, как вы могли бы поступить по-иному в следующий раз, например, вы могли бы отправиться на занятие по йоге. Похвалите себя за свою осознанность и будьте готовы пробовать снова.
    11. Используйте свою систему поддержки. Дайте своим друзьям и близким знать, что вы пытаетесь изменить свое поведение. Спросите у тех, кто вас поддерживал, можете ли вы позвонить или написать им, если вам понадобится поддержка. Чтобы поверить в себя и изменить свою жизнь, нужно также позволить другим людям помочь вам. Хотя самомотивация играет важнейшую роль в выработке самоконтроля, если вы позволите другим людям в вашей жизни подбодрить вас, мотивировать, выслушать, когда вам это нужно, это поможет вам укрепить вашу решительность внести изменения.

    12. Если вы боретесь с употреблением алкоголя или других веществ.
    13. Если у вас выработалось опасное или зависимое сексуальное поведение.
    14. Если вы неоднократно оказывались в оскорбительных или опасных отношениях.
    15. Если вы пытаетесь контролировать свой гнев или вспышки ярости и в процессе причиняли вред себе или кому-либо другому.
  • Изменения не наступят в одночасье, поэтому запаситесь терпением и сохраняйте спокойствие.
  • Не забывайте высыпаться. Это поддержит ваше физическое и психическое здоровье, а также позволит вам отдохнуть от мыслей о своем поведении.
  • Установите себе систему легкого наказания. Например, если вы грызете ногти, то каждый раз, когда поймаете себя на этом, отправляйтесь выполнять какую-то домашнюю работу или услугу, или жуйте жвачку, чтобы отвлечься от привычки и не найти себе какую-нибудь новую.
  • Не наказывайте себя за совершение ошибок. Люди не идеальны. Каждый может совершить ошибку.

Предупреждения

  • Не увлекайтесь своим желанием получить контроль. Вредно, например, совсем не есть. Не позволяйте самоконтролю стать еще одной зависимостью.
  • Распознавайте ситуации, когда друзья или близкие побуждают вас к деструктивному поведению. Иногда окружающие люди провоцируют нас на развитие вредных привычек. В таких ситуациях нужно сделать шаг назад и знать, когда сказать: “Ребята, я просто не могу сейчас участвовать в этом”. Если они будут настаивать, спросите: “Вы знаете, что мне это приносит вред?”. Посмотрите, улучшится ли после этого их поведение.
Выбор редакции
Квас из чистотела по рецепту Болотова собрал весьма противоречивые отзывы, но к ним мы вернемся чуть ниже. А сейчас поговорим о полезных...

В переводе с грузинского «сацебели» - просто «соус», причем название произносят с ударением на первый слог. Чаще его делают из орехов,...

Сыроедческие спагетти лишь условно можно назвать именем популярных макаронных изделий, так как живые спагетти похожи на оригинал только...

С древнейших времен и среди всех народов мужская сила и выносливость были одной из самых значимых человеческих ценностей. Слабый в...
Очищение кишечника соленой водой издавна используется в нетрадиционной медицине как метод избавления от застойных явлений, избытка...
Что делать, если диеты не помогают, а голодать не хватает силы воли и возможностей? Остается надежное и проверенное средство — заговор...
Детальное описание из нескольких источников: «молитва за поступление ребенка в вуз» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном...
При своевременно назначенном и эффективном лечении анализ крови СРБ покажет уменьшение концентрации белка уже через несколько дней....
У многих есть мечта: иметь доступ к неиссякаемому фонтану достатка и прибыли. Если получится, то на постоянной основе. А что вы можете...