Работа шла быстро и весело и была. Отправить по электронной почте. Чтобы взяли на работу заговор перед собеседованием
Вариант № 68
Расставьте знаки препинания, объясни расстановку.
1. Здесь и прозрачное небо, и хрустально-чистый воздух, и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости. повтор союзы
2. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи. однородные члены союз или не ставится
3. Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы. не ставится однородные члены (мечами И пиками)(вооруж. И одеты)
4. Пушку нужно осмотреть, да=и хорошенько вычистить! противительный союз да
5. Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта, так и к определению философской сущности вещей. двойной союз
6. Часто именно по уровню развития автомобилестроения в той или иной стране судят о её индустрии в целом. разделит союз или, не став
7. Литературе нужны как талантливые писатели, так и талантливые читатели. двойной союз
8. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. не тсавится два соед союза и 2 пары однр
9. На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связно-го высказывания. очп запятая не став разд союз или
10. Лес??????и поле, и цветущий луг залиты солнцем. повторен союза и очп
11. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. очп не запятая не став
12. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды, так и фонари. двойной союз став
13. Ночью ветер злится, да=и стучит в окно. противительный союз да
14. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком. очп разделит союз или
15. Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями. очп соед союз и не став,
16. Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром. очп разд союз или не став
17. Мы видели несколько деревьев вдали, да=и бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. противительный союз да
18. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи, не то приглушённые крики. повт разд союз не то
19. А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания. одн чл пр не став соед союз и
20. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки. очп не став соед союз и
21. Наш поезд останавливался как на больших, так и на маленьких станциях. двойной союз
22. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком. не став очп разд союз или
23. Земляникой, да=и черникой полны наши леса! очп против союз да
24. С трудом различаю цвет и очертания и людей, и животных, и предметов.1 не став очп соед союз и,2 став повторение соед союза и при очп
25. Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом. соед союз и не став
26. По вечерам хозяин или читал, или играл в шахматы. повторение разд союза или при очп
27. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. очп 2 пары не став соед союзы и
28. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями. очп не став соед союз и
29. Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.3 пары очп не став соед союзы и
30. Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике. разд союз или при очп не став, двойной союз став
Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!
Камилла
Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!
Айрат
Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!
Лейсан
Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!
Дмитрий
Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!
Виолетта
"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!
Олеся
В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!
Артем
Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!
Дима
Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!
Вариант №5 .
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
2) начАтый
4) донельзЯ
А2. В каком предложении вместо слова ДВОЙНОЙ нужно употребить слово ДВОЯКИЙ?
1) Сквозь ДВОЙНЫЕ рамы слышно было, как шумели в саду грачи и пели скворцы.
2) Смущение проявляется ДВОЙНЫМ образом: либо мы ведём себя тише воды, ниже травы, либо, наоборот, держимся вызывающе.
3) Гражданин, поступающий на государственную службу, если он обладает ДВОЙНЫМ гражданством, обязан сообщить об этом.
4) Сизов — человек сильный, лишенный ДВОЙНОЙ морали.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) мокла под дождём
2) косвенных падежов
3) чудеснейшим образом
4) здоровые дёсны
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Тщательно подготовившись к выступлению,
1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.
2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
4) оратор произнёс убедительную речь.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением нормы).
1) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.
2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех .
3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.
4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1)... (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле. (6)... эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк, против которого у не будет оружия.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Учёными был расшифрован геном банкивской курицы — предка всех пород домашних кур.
2) Генно-инженерные растения сейчас возделывают почти семь миллионов крестьян и фермеров.
3) Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека.
4) Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке и имеют определённое место.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Во-первых,
2) Потому что
3) Наверное,
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) обезвреживать (предложение 2)
2) рис станет (предложение 3)
3) подавить рост (предложение 5)
4) ген может передаться (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложносочинённое
2) простое осложнённое
3) сложное бессоюзное
4) сложноподчинённое
4) существительное
А11. Укажите значение слова ДИКИЙ (предложение 6).
1) неприручённый
3) некультивируемый
4) специально выращиваемый
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) в_рсистый, ут_пический, м_рзлота
2) б_сиком, ок_ймлять, приг_рать
3) ав_нтюра, м_ндариновый, благораспол_жение
4) компр_мисс, соприк_снувшись, обог_щение
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_успевать, пр_плести, пр_рывание
2) о_гадать, по_кидывать, на_кусить
3) и_ношенный, не_говорчивый, ра_жечь
4) раз_скивая, без_сходный, под_грать
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) запиш_шь, закручива_мый
2) вытащ_шь, наполн_нный
3) изуча_шь, закле_вший
4) накин_шь, муч_мый
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. солом_нка
Б. подчёрк_вать
В. усидч_вый
Г. затм_вать
1) А, Б, В, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Почти (не)заметная серая птичка выпорхнула из кустов.
2) (Не)вдалеке от дома начинался лес.
3) (Не)распроданные игрушки уценили.
4) Дуня (не)лишена обаяния.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
2) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
4) Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
На земле жилось нелегко () и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек и натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская ».
2) Борис Шергин — «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.
3) Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.
4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера, который стал архитектором.
А27. Прочитайте текст.
На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до , но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. И только современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, и через считанные секунды абонент его получит.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.
2) Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.
3) Обмен информацией между людьми — главный двигатель прогресса.
4) Люди заинтересованы, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены почта, телеграф, телефон и радио.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести — человек принципов...
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17) Оно не подтверждено никаким, документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово. (По Д. Гранину*)
*Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) — русский писатель, публицист.
А28. Какое из высказываний может служить аргументом к мысли, выраженной в предложениях 7—10?
1) Когда бьют по одному честному лицу — все честные лица должны испытывать боль, и негодование, и муку попранного человеческого достоинства. ()
2) Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям. ()
3) Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. ()
4) Все человеческие судьбы слагаются случайно, в зависимости от судеб, их окружающих. ()
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложении 1—3 представлено рассуждение.
2) В предложении 7—12 содержится элемент повествования.
3) В 13 предложении представлено описание.
4) В предложении 19—22 содержится пример-аргумент того, о чём говорится в 16 предложении текста.
А30. Укажите предложение, в котором используются синонимы.
Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В1. Укажите способ образования слова ИЗБРАНИЕ (предложение 11).
В2. Из предложений 18—23 выпишите краткое причастие.
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 5—11 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 13—19 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 1—12 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 5—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного . Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как ______ (предложение 13), _____ («слово, дано было слово» в предложении 23), такого тропа, как _____ (предложения 21—22), и такого синтаксического средства, как _____ (например, предложение 6).
Список терминов:
1) развёрнутая метафора
2) цитирование
4) лексический повтор
7) жаргонизм
8) сравнительный оборот
9) риторический вопрос
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В1. суффиксальный
В3. нынче неприменимо
Основные проблемы
1. Проблема сохранения в современном мире понятия «честь». Что означает слово «честь» современного человека? Устарело ли это понятие?
2. Проблема верности своему слову. Как соотносятся верность своему слову и чувство чести?
1. Чувство чести — это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека.
2. Для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом и проявляется его чувство чести.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена . Каждый союз и соединяет разные ряды однородных членов, запятая не нужна.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаё т особый психологический эффект, и приковывает внимание читателя, и усиливает образность. Три однородных сказуемых, два союза, запятые ставятся после каждого однородного члена. См. правило к заданию.
4) {Три раза зимовал он в Мирном}, и {каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья}. ССП
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
Одна запятая необходима:
во втором предложении: его однородные члены соединены при помощи двойного союза;
в 4-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.
Правильный ответ указан под номером 2 и 4.
Ответ: 24|42
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
ВАРИАНТ 13
ЕГЭ-2015
Часть 1
Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на Земле птиц и летающих насекомых. (3)Возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Основную роль в появлении у человека желания летать сыграли летающие насекомые.
2) Давняя мечта человека о передвижении в воздушном пространстве казалась осуществимой только при условии овладения теми же приспособлениями для полёта, что есть у птицы.
3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.
4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.
5) Человек мечтал о возможности летать и считал это возможным, если он овладеет теми же приспособлениями для полёта, что есть у птиц.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
именно конечно во-первых, хотя даже
Ответ:_______________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОСТРАНСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРОСТРАНСТВО , -а, ср.
1) Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяжённостью и объёмом. Вне времени и пространства нет движения материи.
2) Протяжённость, место, не ограниченное видимыми пределами. Небесное п. Воздушное п. Степные пространства. На всём пространстве пустыни. Смотреть в п. (о невидящем, отсутствующем взгляде).
3) Промежуток между чем-н., место, где что-н. вмещается. Свободное п. между окном и дверью.
Ответ:_______________________________________
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
намерЕние прибЫв красИвейший мозаИчный бАнты
Ответ:_______________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Этот ВЕЛИКИЙ роман пришёлся по душе читателям.
Ответ:_______________________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОПРОБОВАЕМ СЛОЖНЕЙШИЙ килограмм ЯБЛОК
ИХ строения пара ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ:_______________________________________
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Прочитав пьесу А.В. Вампилова, мне захотелось посмотреть eё постановку в театре.
Б) Фёдор Михайлович Достоевский в своей книге «Дневниках писателя» писал, что высшая и самая характерная черта российского народа – это чувство справедливости.
В) Те, кто читал критическую статью Н.А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».
Г) А.П. Чехов вспоминал о том, что «я и мои сёстры знали французский, немецкий и английский языки».
Д) Благодаря творчества писателя Е.В. Носова люди становятся добрее, щедрее душой.
Ответ:
А
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
альм..нах распол..гаться д..ректива соприк..снувшись обог..щение
Ответ:_______________________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по..солнечник, о..бросить пр..обрёл, пр..морье
бе..культурье, ра..бросать пред..стория, пост..мпрессионизм
пр..вращаться, пр..городный
Ответ:_______________________________________
10. Е .
засушл..вый корн..вой солом..нка осва..вать настойч..вый
Ответ:_______________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .
провоз..шься выкидыва..шь шифру..мый
подбадрива..мый приоткрыва..шь
Ответ:_______________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.
Алёша был человеком тихим, деликатным: за всю жизнь (НЕ)СКАЗАЛ людям обидного слова.
Николаю (НЕ)ХВАТАЛО терпения, чтобы выполнить задуманное до конца.
(НЕ)КТО прошёл через калитку и свернул к дому брата.
Писатель размышлял над ещё (НЕ)ЗАКОНЧЕННОЙ повестью.
Явление затмения Луны отмечали (НЕ)РАЗ.
Ответ:_______________________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом, я дал ему ТО(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.
Мы дошли до цели (ЗА)СВЕТЛО, (ПРИ)ЭТОМ потратив всего два часа.
Ответ:_______________________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.
Ответ:_______________________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5) И рожь и овёс занимают в нашей стране большие площади.
Ответ:_______________________________________
16. Расставьте знаки препинания:
Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
Ответ:_______________________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.
Ответ:_______________________________________
18. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.
Ответ:_______________________________________
19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.
Ответ:_______________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию. (3)Мы не сможем говорить на нём об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.
(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?
(8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9)Да-же если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера – на трендсеттерах, сегодня – на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.
(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.
(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать). (18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «круэеры»; в репортажах о футболе – «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).
(21)Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»? (26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.
(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).
(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.
(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.
(По М.А. Кронгаузу*)
* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1058 г.) – доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Современный язык перестал выполнять свою основную функцию.
2) Восприятие высказываний на родном языке не должно быть затруднено из-за обилия заимствованных слов.
3) Важно, чтобы язык успевал осваивать иноязычные заимствования.
4) Написание и произношение ещё не освоенных языком иноязычных заимствований сегодня не всегда регулируется строгой нормой.
5) К заимствованным словам привыкнуть невозможно.
Ответ:_______________________________________
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-6 содержится рассуждение.
2) В предложениях 8-10 представлено повествование.
3) Предложения 15-17 содержат рассуждение.
4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.
5) В предложениях 31-32 содержится повествование.
Ответ:_______________________________________
22. Из предложения 4-5 выпишите фразеологизм.
Ответ:_______________________________________
23. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений, лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Неравнодушие автора к поставленной проблеме, а также его стремление разобраться в своих чувствах, вызванных сложившейся в обществе языковой ситуацией, обнаруживают использованные в тексте синтаксические средства: (А)___________ (предложение 19) и (Б) ___________(предложения 22, 23). В то же время М. Кронгауз стремится к объективности своих оценок, используя с этой целью ещё одно синтаксическое средство – (В) ___________(предложение 25). Анализируя языковую ситуацию, сложившуюся в обществе, в качестве иллюстрации своих высказываний лингвист употребляет лексическое средство – (Г) ___________ (например, «стритрейсер», «трендсеттер», «дауншифтер» в предложении 10)».
Список терминов:
1) контекстные синонимы
2) вводные слова
3) фразеологизм
4) метафора
5) вопросительное предложение
6) противопоставление
7) заимствованные слова
8) вопросно-ответная форма изложения
9) восклицательное предложение
Ответ:
А
Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 13 ЕГЭ-2015
к заданиям части 1
№ задания
ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ
ЧАСТИ 2
Примерный круг проблем
- Как правильно приготовить чай с корицей для похудения Как пить корицу с чаем
- Минимальный размер оплаты труда (мрот)
- Должностная инструкция повара школьной столовой
- Расписка о получении трудовой книжки на руки избавит работодателя от проблем Расписка при увольнении о выдаче всех справок
- Должностная инструкция ученика электромонтера
- Диапазоны певческих голосов
- Игры эмили Игры для девочек семья эмили дом мечты
- Афродита — Греческая богиня любви и красоты
- Адам в поисках евы - блог алексея лебедева
- Уроки немецкого: Немецкий алфавит
- Полные уроки — Гипермаркет знаний
- Гороскоп на конец февраля скорпион
- Интересные факты о наручных часах: спорим, вы этого не знали?
- Интересные факты о наручных часах: спорим, вы этого не знали?
- Новый год огненного петуха гороскоп
- Любовный гороскоп на июль женщина скорпион
- Чем заменить колбасу при правильном питании Мясо запеченное в духовке на бутерброды
- Салат с сосисками и кукурузой
- Что лучше на завтрак годовалому ребенку
- Что приготовить на завтрак ребенку в год и старше: рецепты быстрых и вкусных блюд