Рассказ Чехова "Дама с собачкой": анализ, тема, главные герои. Анализ рассказа чехова дама с собачкой сочинение Тема произведения дама с собачкой


Министерство образования Украины

Таврический Национальный Университет имени

В.И. Вернадского

Кафедра русского языка

Анализ рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой». Особенности композиции, раскрытия темы произведения.

Контрольная работа по литературоведению

студентки 1 курса заочного отделения

Сырых Юлии Александровны

Симферополь, 2002 год.

Дама с собачкой.

Рассказ "Дама с собачкой" был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания - 1889-ый, то есть предпоследний год 19-го века. Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей "Домостроя", уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли. Всего через каких-то 19 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия - государство-тиран, пожирательница человеческих жизней.

Однако в то время (кстати, заметим, что время написания рассказа и время, изображаемое автором, совпадают) еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее, вплотную придвинувшуюся угрозу. Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих. По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги. Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых "просвещенных" женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин "мыслящих", к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.

По-видимому, Чехов недолюбливал женщин, стремящихся искусственно стать выше мужчин. Судя по "Даме с собачкой" и "Дому с мезонином" (где такой героиней была Лидия Волчанинова), такая нелюбовь возникла в результате понимания, что общего положения "мыслящие" женщины не спасут, а возможно и усугубят.

"Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья - вот вам мое убеждение". ("Дом с мезонином"). Думается, что под этой фразой, кроме героя, ее произнесшего, мог подписаться и сам автор.

Надо сказать, что "Дама с собачкой" и "Дом с мезонином" очень похожи. Не по содержанию, но по ощущениям, которые эти два рассказа оставляют после их прочтения. Да и детали - мысли о просвещенных женщинах, о том, что мешает двум любящим соединиться - довершают сходство.

Таким образом, мы подходим непосредственно к тексту, к его тематике и проблематике. Тема проста, а для обывателей она еще и повод для довольно скользкой сплетни: курортный роман и его последствия. Но ведь, зная стиль повествования Чехова, нельзя даже предположить, что его целью было изобразить именно пресловутый курортный роман. Копнуть надо гораздо глубже. На мой взгляд, главная цель произведения - показать читателю (особенно, конечно, читателю того времени) то, чего он не замечал раньше: это кажущаяся безвыходность ситуации, будто бы действительно героям лучше отказаться от своей любви, это боязнь самих героев перебороть взгляды общества, боязнь делать самим шаги к своему настоящему, не украденному счастью, их связанность химерными цепями несуществующих обязанностей. И конечно, вполне ясно, что не только герои виноваты в своем бездействии. Это бездействие породило нечто, подобное "темному царству" в "Грозе" Островского. Но это новое "темное царство" лежит не на самодурстве одних и безгласности других, а на всеобщем равнодушии друг к другу и слепоте по отношению а настоящему положению вещей. Яркий пример тому - следующая сцена:

Однажды ночью, выходя из докторского клуба со своим партнером, чиновником, он (Гуров) не удержался и сказал:

- Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!

Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:

-Дмитрий Дмитрич!!

-Что?

-А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!

Как мы видим, этот чиновник, партнер Гурова по игре в карты, равнодушен, слеп и глух. Его интересует лишь состояние собственного желудка, а понятие такта, при наличии которого не будешь вот так отвечать на реплику об очаровательной женщине, ему вовсе незнакомо.

Возвращаясь к теме рассказа – курортному роману, - нельзя не заметить, что тема разбивается на две отдельных подтемы, так или иначе связанные между собой и образующие главную.

Первая, с которой мы знакомимся в начале, – поведение мужчин и женщин на курортах вдали от семьи и привычного образа жизни. Мы видим, как Гуровым овладевает «соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной». Позже мы узнаем, что это ему удается осуществить. Теперь мы можем озадачиться: с какой же целью Чехов открывает эту тему? Мне кажется, данная тема предназначена не только для завязки действия, но и служит определенным целям. В самом деле, не просто же так, от скуки, Гуров завязывает это знакомство! Не будь такой предпосылки, как нелюбимая жена, вряд ли бы Гуров изменял ей. Да и Анна Сергеевна не любила своего мужа. Итак, они сошлись от одиночества, инстинктивно ощущая нехватку любви, нуждаясь в ней.

В наше время многим непонятно, как соединяли свои судьбы люди, не испытывающие никаких положительных чувств друг к другу, однако еще в конце 19-го века это было так же реально, как реален сегодняшний день. Вот, я думаю, в чем цель первой подтемы: показать людям, как неправилен семейный союз без любви и уважения, к каким последствиям он может привести.

Вторая же подтема – тема любви и перемен, которые она несет с собой. Встреча с Анной Сергеевной переменила Гурова. Он полюбил ее, полюбил женщину впервые в жизни, испытал в зрелом возрасте все то, что чувствуют юноши: «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему – первый раз в жизни». И еще вместе с любовью к нему пришло понимание:

Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и, в конце концов, остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!

Сама любовь изменила Гурова, будто говорит Чехов, любовь может все. И теперь его герой уже не прожигатель жизни, а настоящий человек, умеющий сострадать, быть искренним, нежным.

Разобравшись с целью рассказа, ради чего он был написан, рассмотрим подробно сюжет произведения, его композицию. Среди гуляющих на набережной Ялты появляется новое лицо – дама с собачкой. Это событие – завязка действия. Кстати, экспозиция в данном случае следует за завязкой, а не наоборот. Через несколько дней в саду главный герой – Гуров – с этой дамой знакомится. Так начинается развитие действия. Вместе они гуляют, проводят много времени. Постепенно наши герои – а их двое – привязываются друг к другу, но, как мы помним, у Гурова по отношению к Анне Сергеевне были свои планы. Он мечтал о курортном романе.

После недели знакомства действие внезапно приблизилось к первой наивысшей точке своего развития – первой кульминации. Гуров и Анна Сергеевна пошли в ее номер, и там, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.

Кажется, что Гуров добился того, чего хотел, и за этим что-то должно последовать. По логике вещей, герои должны либо расстаться и при случайных встречах отводить друг от друга глаза, либо продолжить встречаться.

«Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали, гуляли, восхищались морем».

Развязкой явилось пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо, в котором он умолял жену вернуться домой. Вскоре и Гуров уехал домой, думая, что больше они никогда не увидятся.

Однако действие все еще развивается. По приезде домой Гуров не может забыть даму с собачкой, и воспоминание, очень реальное, как тень следует за ним. Он внутренне меняется и, наконец, созревает для того, чтобы снова увидеть Анну Сергеевну. В декабре, на праздниках, он приезжает в С. и наводит справки о том, где живет Анна фон Дидериц. Не имея возможности повидаться с ней днем, Гуров вечером едет в театр в надежде, что она будет там.

Второй кульминацией явилась их встреча. Опять герои стоят перед выбором – быть или не быть вместе и после короткого свидания они вновь расстаются, но теперь в твердой уверенности, что Анна Сергеевна приедет к Гурову в Москву. Такова развязка.

Заключает рассказ повествование о дальнейших встречах героев, однако в полном смысле заключением это назвать нельзя: последний абзац допускает дальнейшее развитие действия и дальнейшие переживания Анны Сергеевны и Гурова.

До сих пор мы не говорили практически больше ни о ком, кроме Анны Сергеевны и Гурова, будто бы остальных героев не существует. Отчасти так оно и есть. Дело в том, что Чехов выделяет только двоих героев – тех, кто способен развиваться. Таким образом, он подчеркивает разобщенность людей, будто они говорят на разных языках. Все вокруг обезличены; даже если их много – присутствия человека не увидишь. Нам даны только два портрета второстепенных персонажей: жены Гурова и мужа Анны Сергеевны, причем даже внешне эти люди непривлекательны, не говоря об остальных их чертах. И роль, которую эти герои играют, всегда отрицательная: они – сила, разлучающая влюбленных.

Портреты главных героев располагают к себе. Она: невысокого роста блондинка с угловатостью в смехе; тонкая, слабая шея, красивые серые глаза. В ней есть что-то «жалкое» (по выражению Гурова), вернее, при взгляде на нее хочется быть сильным и пожалеть ее. Он: «В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин».

Как ни странно, но показан в развитии только один персонаж. Только Гуров коренным образом меняет свою жизненную позицию, а Анна Сергеевна остается практически неизменна, разве что понимает, что она не падшая женщина, и находит в себе силы для борьбы.

Рассказ охватывает временной промежуток приблизительно от полугода до года, точно установить невозможно. За это время действие переносилось из Ялты в Москву, из Москвы в город С. и обратно. По словам автора, герои точно «две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках». Однако даже на расстоянии друг от друга они продолжают мысленно быть вместе.

Итак, на основании вышеизложенного, мы видим, что перед нами по жанру типичный рассказ – небольшое по объему изображенных явлений и событий, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение, в котором действуют герои, представляющие собой определенные индивидуальности. Нам они показаны в известном законченном (то есть, имеющем начало и конец) моменте своей жизни, наиболее полно раскрывающем нам их характеры. Количество персонажей в рассказе невелико и они все, кроме главных, очерчены бегло.

Чехов пользуется литературным языком на протяжении всего рассказа, чтобы показать, что герои принадлежат к так называемому «порядочному обществу», однако из всего многообразия художественных средств использует только портреты героев и пейзажи, точно отражающие душевное состояние героев, подчеркивающие их.

Мы рассмотрели лишь одно небольшое произведение А.П.Чехова, однако видим, как мастерски автор показывает вроде бы незначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации, обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми их недостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

Список использованной литературы:

А.П. Чехов, Дом с мезонином. Повести и рассказы, М., «Художественная литература», 1983.

Л.И. Тимофеев, Основы теории литературы, М., учпедгиз, 1959.

А. П. Чехов - мастер юмористического жанра, однако есть в его творческом наследии и серьезные произведения, например «Дама с собачкой». Автор интерпретировал традиционный любовный сюжет, наполнив его философским звучанием. Образы рассказа интересны с точки зрения психологии. Изучают его в 10 классе. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку.

Краткий анализ

Год написания - 1898 г.

История создания - Замысел произведения появился в 1897 г. На протяжении года А. П. Чехов собирал материалы для произведения, а написал его в 1898 г. в Ялте. Впервые рассказ был опубликован спустя год после написания

Тема - В произведении можно выделить две центральные темы - курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества.

Композиция - Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определенный этап развития отношений Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

История создания произведения «Дама с собачкой» берет начало в 1897 году. Тогда А. П. Чехов спланировал его первую редакцию. Изначально он думал назвать рассказ иначе. На протяжении всего года писатель делал заметки, собирал материалы, чтобы реализовать свой замысел. Наконец, в 1898 г. Антон Павлович написал «Даму с собачкой». На момент создания рассказа он пребывал в Ялте, где встретил свою любовь. Эти события, видимо, подтолкнули его к воплощению давнего замысла.

Впервые произведение А. Чехова «Дама с собачкой» было опубликовано в 1899 г. в журнале «Русская мысль». Читатели восприняли рассказ с восторгом, ведь произведение ознаменовало возвращение А. П. Чехова к творчеству.

Тема

В анализируемом произведении отобразились мотивы традиционные для мировой литературы. Тем не менее, автор сумел подать их по-новому, интерпретировав образы так, чтобы они заставляли читателя задуматься о важных проблемах человеческой жизни.

В центре произведения две темы - курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества. Вторая тема раскрывается в контексте первой, вносит в рассказ философский смысл. Система образов неразветвленная. Главную роль играют Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна, второстепенные герои - жена и дети Дмитрия Дмитриевича, муж Анны Сергеевны.

Из первой части читатель узнает, что на отдых в Ялту приехал работник банка Дмитрий Дмитриевич Гуров. Он уже успел освоиться, как услышал, что в городе появилась «дама с собачкой». Мужчина решил непременно с ней познакомиться. А. Чехов сразу рассказывает, что Дмитрий Дмитриевич женат, имеет детей. Но женили его рано, поэтому супруга казалась ему старше, к тому же он не находил ее интересной. Мужчине удалось познакомиться с «новой» дамой. Женщина оказалась замужней и гораздо младше него. В Ялте она спасалась от скуки, испытываемой рядом с мужем.

Вторая часть рассказывает о развитии отношений. Дмитрий Дмитриевич красиво ухаживал за женщиной, каждый день встречался с ней и вскоре они оказались в ее номере. Анна Сергеевна фон Дидериц сначала сожалела о содеянном, ведь боялась, что ее посчитают падшей женщиной. Успокоилась она только тогда, когда увидела, что не «потеряла лицо» в глазах возлюбленного. Отпуск приближался к концу и молодые люди расстались.

О московских встречах рассказано в четвертой части . Герои были обречены прятаться со своей любовью, так как понимали: жестокое общество не поймет и не одобрит их душевных порывов.

В контексте указанной выше темы сформировалась проблематика рассказа: любовь, брачные уз, ложь, взаимоотношения в семье. Особо выделяются проблемы человека и общества, нравственности, так как они отображены во всех частях.

Идея рассказа -- показать, как боязнь общественного осуждения может сковывать человеческие чувства, становится преградой на пути к счастью.

Основная мысль : принимая любое решение, человек должен подумать, что для него важнее, одобрение окружающих или счастье.

Композиция

Для понимания того, как развивается тема произведения «Дама с собачкой» анализ его следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определенный этап развития отношение Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны.

Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Их нужно выделять не в отдельных частях, а в целом произведении. Экспозиция - рассказ о том, что в Ялту приехала «дама с собачкой», характеристика Дмитрия Дмитриевича. Завязка - знакомство главных героев. Развитие событий - встречи в Ялте, расставание, страдания Дмитрия, встреча в С. , свидания в Петербурге. Кульминация - откровение Анны во время одного из московских свиданий. Развязки в рассказе А. Чехова нет, так как молодым людям «было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается» .

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны, главных героев всего два. Направление рассказа «Дама с собачкой» - реализм, так как в нем описаны правдивые события.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 95.

Антону Павловичу Чехову всегда удавалось создавать необычные произведения, в которых заложен глубокий смысл. Все зависит от человека, что открывает книгу знаменитого писателя. Если читателю интересно изучать жизнь, её законы, значит, мимо творчества Чехова он не смеет пройти мимо.

Рассказ, поднимающий проблему любви, это, несомненно, «Дама с собачкой», где влюбленными оказываются Анна Семеновна и Дмитрий Дмитриевич, знакомятся они на курорте. Примечательно то, что оба героя состоят в браке. У дамы с собачкой есть муж, которого она называет лакеем. Вышла героиня за него замуж чисто ради любопытства, так и не обретя истинное счастье. Видно, как за годы, что она прожила с мужем, радости и веселия в её жизни не было. Гуров же Дмитрий Дмитриевич не только женат, но и имеет трех детей, тем самым понимается, что тот в ответе за тех, кого он сотворил. Ведет персонаж обычную жизнь, крепких чувств к семье не питает. Но как только Анна Семеновна и Гуров встречаются, их, будто молнией, пронзает любовь. Счастье приходит в их обыденную и рутинную жизнь.

Главных героев такое чувство, как любовь, окрыляет, переворачивает жизнь. Получается, что Чехов показывает: любовь способна на многое. Она может изменить человека к лучшему, если чувства действительно взаимные. Когда есть тот, кто к тебе проявляет внимательность, заботу, теплоту, хочется начать не просто существовать, а жить! Так и герои, они обрели друг друга, но обязательства не ждут. У одного семья и дети, у другой свои дела. Дороги расходятся…

Но Дмитрий Дмитриевич осознает, как трудно ему без дамы с собачкой, ибо в ней он нашел то, что искал изначально: поддержку, внимательность, взаимность. Герой не выдерживает разлуки и едет к Анне Семеновне. Найдя ее, они договариваются о том, как видеться чаще, ибо накал чувств невозможно погасить.

Но в итоге, когда персонажи объединились, поняли, что есть друг у друга, Антон Павлович не показывает ясное будущее для героев. Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна считают, что обязательно «начнется новая, прекрасная жизнь», однако до этого момента ещё очень далеко… И неизвестно, что ждет персонажей дальше…

Чехов показывает нам, как важно любить здесь и сейчас, не откладывать чувства в долгий ящик. Если любить то, как в последний раз, не задумываясь о том, что будет завтра, через месяц, год. Главное понять: нельзя быть равнодушным существом. Обретя любовь, держись за неё, ибо потом, когда не останется ничего и придет конец, ты будешь жалеть о том, что не испробовал свежие чувства, не принял в своем сердце теплоту. Такую трагедию ни в коем случае не стоит допускать!

Анализ произведения Дама с собачкой 2

Кто только из писателей не затрагивал тему любви. Про любовь можно писать безконечно это вечная проблема возникающая между женщиной и мужчиной.

Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Дама с собачкой» написал про любовь, которая обречена на страдания и вот почему. Чехов повествует о мимолетном курортном романе, который перерос в любовь.

В начале девятнадцатого века интеллегенция предпочитала отдыхать на водах и на морском побережье. Сюжет развивается в Ялте. Сравнительно еще молодой мужчина Гуров приехал отдыхать. Он уже давно томился с нелюбимой женщиной. Она его раздражала тем, что старалась быть феминисткой, что по тому времени было модно. Так же она мало считалась с мнением своего супруга. Соответственно ни о каких нежных отношениях в этом случае не приходится. Он с этим смирился, но при любом удобном случае старался завязать ни к чему не обязывающие любовные отношения.

По соседству отдыхала дама, которая гуляла постоянно с собачкой. По ее внешнему виду было понятно, что она замужем, но не давно. Своим положением она тяготитсяи оставшись одна ждет чего-то хорошего и интересного, что сможет разнообразить ее жизнь. Мужчина с опытом сразу почувствует, что женщина не против отношений. События как всгда на курорте разворачивались стремительно. Гуров не ошибся, через неделю после знакомства он предложил Анне Сергеевне, так звали даму с собачкой посетить его номер, она согласилась. Дальнейшие события Дмитрия Гурова очень удивили, он никак не мог такого ожидать. В его любовной практике еще такого не было.

Анну Сергеевну не устраивала семейная жизнь, ей ненравился ее муж. Она не стала долго упираться и с радостью ответила на ухаживания Дмитрия. Как и полагается в курортных романах все происходит быстро. Для Гурова это обычная вещь он привык изменять жене, а для дамы с собачкой это оказалось настоящим стрессом, хотя на это она шла осознанно. Анне Сергеевне хотелось перемен, но когда они произошли, она понимает, что это не просто измена, а нравственное падение. Эти размышления вовсе не трогают грубую душу любовника, он просто удивляется мышлению очередной пассии.

Пришло время расстаться, но Дмитрий Гуров не смог забыть эту наивную женщину, его тянуло к ней и он стал искать с ней встречи. Самое интересное то, что именно с этой женщиной он понял что такое любовь. Оба они понимали, что самое сложное начинается теперь.

Антон Павлович Чехов в произведении описал не просто курортный роман, а куда могут завести отношения людей. Для того времени достаточно актуальная проблема. Рассказ произвел на читателей неизгладимое впечатление, его еще долго обсуждали в обществе.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как я убираю комнату, квартиру 7 класс, 5 класс

    На мой взгляд, чистота – это первое и самое главное, что должно быть в каждом доме/квартире. Некоторые из нас дома проводят большую часть времени, они занимаются личными делами, принимают пищу

  • Сочинение Что такое Безнравственный поступок рассуждение

    Еще с раннего детства людей учат тому, как правильно поступать в той или иной ситуации. Учат понятию добра и зла, морали и нравственности. В разных странах и даже слоях общества эти понятия могут сильно отличаться.

  • Сочинение Что такое предательство рассуждение с примерами 15.3 ОГЭ

    Что такое предательство? Это очень обидная вещь, с которой сталкивается огромное количество людей-кто-то совершает его, а кто-то является жертвой предательства.

  • Сочинение по картине Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс

    Как известно, Пушкин не очень любил позировать перед художниками. Но для Ореста Кипренского сделал исключение. Его об этом попросил лучший друг Дельвиг.

  • Сочинение Илья Бунчук в романе Тихий Дон Шолохова

    Илья Бунчук – рьяный борец противник старого режима, который существовал ранее на протяжении долгого времени. Его идеология не просто приверженность, это смысл его жизни, за которое он регулярно борется.

Урок 89. Тема: Анализ рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста»

Цели урока:

1.Показать значение рассказа «Невеста»и «Дама с собачкой» в творчестве Чехова; дать представление о художественных особенностях произведения: расширить понятие о нравственных категориях.

2.Обучение анализу произведения.

3. Воспитание эстетического вкуса, бережного отношение к самому прекрасному и удивительному чувству любви.

Ход урока.

1. Подготовка учащихся к восприятию рассказа:
Слово учителя .
Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского

о том, что Пушкин унёс с собой в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова - о тайне, о загадке творчества,- уверена, можно отнести и к Антону Павловичу Чехову.

Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей. Ведь за кажущейся простотой произведений Чехова таится что-то такое, что не поддаётся чёткой критической формулировке. «Враг пошлости?» «Певец сумерек?» «Поэт конца?» Он был близок и понятен и Л. Толстому, и М. Горькому, и Д. Мережковскому… Для А. Белого Чехов был писателем, открывшим новое искусство-«реализм символизма или символизм реализма».


Сообщение ученика о рассказе А. П. Чехова «Невеста».


Рассказ «Невеста» - последний законченный рассказ Чехова - ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности». На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен. Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг - уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы. Нередко проводились параллели: Надя – Саша и Аня – Петя из «Вишневого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что Надя, и Аня идут в революционную борьбу», - писал В. Ермилов. Для него ясно, что в Наде Шумиловой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить Родину в цветущий сад».

А. Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60-70 годов о разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворенной высокими идеалами жизни..(Турков А. Чехов и его время, - М., 1987. – С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов».

2. Беседа с учащимися:


    • что заставляет героиню рассказа Надю Шумину убежать из родного дома почти накануне свадьбы ?


(Примерный ответ:

Из небольшой экспозиции в начале рассказа мы узнали, что Наде Шуминой 23 года, что с 16 лет она « страстно мечтала о замужестве». Но сейчас, когда уже был назначен день ее свадьбы с Андреем Андреичем – «умным, добрым» человеком, который ей нравился, вдруг как-то разом всё переменилось: «радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало». Как бы продолжая известную тему, Чехов показывает, что Надя внезапно почувствовала себя замкнутой в футляр, в котором ей душно и тоскливо. Молодая девушка рвется на простор: «Хотелось думать, что не здесь, а где – то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулось теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека».)


    • Как писатель с помощью деталей создает впечатление «футляра »?


(Звуки, запахи жареной индейки, масляной краски; стук ножей в кухне, кашель Саши).

Учащиеся записывают выводы в тетрадях.


    • Что пытается объяснить Наде друг семьи Александр Тимофеевич ? (учащиеся зачитывают примеры из текста).

3 . Сообщение учащихся об Андрее Андреевиче, Надином женихе . (Примерный ответ.

На первый взгляд, типичный чеховский интеллигент: окончил филологический факультет (как Гуров из рассказа «Дама с собачкой»), «похож на артиста» (как Алехин из «маленькой трилогии»), играет на скрипке (как Андрей Прозоров из «Трех сестер»). Но читатель видит никчемность Андрея Андреича. «Я ничего не делаю и не могу делать», - признается он. Надин жених принадлежит к тому типу людей, о которых Лопахин говорит: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Андрей Андреич не способен трудиться, не желает служить («Отчего мне так противна даже мысль о том, что я когда–нибудь нацеплю на лоб кокарду и пойду служить?»), ему порой даже лень разговаривать: «Он любил скрипку, быть может, потому, что во время игры можно было молчать».

Однако речевая характеристика Андрея Андреича весьма выразительная. «О как я счастлив! Я безумствую от восторга!» - говорит он Наде, а ей кажется, будто что-то подобное она читала в романе – «старом, оборванном, давно уже заброшенном».

« О матушка Русь, - произносит с пафосом Андрей Андреич, - как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!» Для малоразговорчивого героя подобная тирада – посильнее, чем «многоуважаемый шкаф»!)


    Беседа с учащимися :


Как восприняли бабушка и мать Нади ее внезапный отъезд ?

(Бабушка три дня лежала без движения. Нина Ивановна сильно постарела за год.)


    Письменные ответы :

    Что вкладывает Надя в слова: «Ты очень несчастна, мама»?

    Как меняется отношение Нади к окружающим людям?


Индивидуальное задание . Способна ли Надя любить по-настоящему?

- Выборочное чтение письменных ответов .


4 . Заключительная беседа с учащимися :

    что же конкретно толкает Надю на бегство из дома («стремление перевернуть жизнь» или конкретный эгоизм)?


    Какие человеческие пороки обличает А.П. Чехов в своем рассказе «Невеста»? (У Чехова его герои приносят страдания своим близким бессознательно: либо в силу своей духовной ограниченности, либо в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут. Так же и Надя, совсем того не желая, обрекает родных ей людей на горе, тоску и одиночество, не интересуясь тем, что творится в их душах, не чувствуя перед ними никакой нравственной ответственности. Сейчас, в финале рассказа, ей уже не кажется, что она «заедает чью-то жизнь». Она молода, здорова, свободна и имеет средства, чтобы «прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым».)


5. Слово учителя . На прощание писатель оставил нам загадку, разгадать которую пытаемся и мы. В заключительных строках повести читаем: « Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, - как полагала, навсегда». Что означает это «как полагала»? Это принятое Надей решение не возвращаться в родной город или авторская оценка происходящего? Верный своим принципам, Чехов дает читателю возможность самому додумывать и предполагать, как сложится дальнейшая судьба его героини.

6. Беседа по тексту рассказа «Дама с собачкой»

Где происходят события, описанные в рассказе?

Что нам известно про главных героев до момента их знакомства?

Оба героя – семейные люди. Чего не хватает в их семейных отношениях?

На чем строятся их семейные отношения?

С какой целью, кроме отдыха, приехали герои в Ялту?

2) Работа с текстом:

Какой «горький опыт» имел Гуров?

Какое впечатление Гуров производил на женщин?

Как о них отзывался?

Чтение отрывка. Гл.1 « И вот однажды, под вечер» до «Она засмеялась»

С какой целью Гуров решил познакомиться с «дамой в берете»?

Какое впечатление произвела Анна Сергеевна на Гурова?

(« Что-то в ней есть жалкое всё-таки»)

Зачитайте, чем отличалась Анна Сергеевна от предыдущих женщин Гурова!

Почему героиня не хочет и не может оправдать свое поведение?

(По идее, курортный роман должен вызвать радость, но оба героя не испытывают ничего подобного.

Гуров – растерян (а ведь он опытен в делах с женщинами!)

Анна Сергеевна – в отчаянии «я люблю честную, чистую жизнь».)

Как Гуров отнесся к откровению Анны Сергеевны?

(ест арбуз! - неуязвимое безразличие к страданию другого – символизирует безучастного любовника, привыкшего к легким победам)

Расскажите, какими были отношения героев до того, как они разъехались по домам.

(обратить внимание на богатый внутренний мир Гурова, в котором открывается его способность

Зачитайте эпизод, где рассказывается про состояние героя после возвращения домой (гл. 3 – в начале).

Попробуйте ответить на вопросы, которые ставит себе Гуров.

(что случилось? Уже говорит себе о своей любви, хочет кому-то открыться)

Диалог с чиновником про «осетрину с душком» -

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ ГЕРОЯ!

Всё его нутро отвергает существующий уклад его жизни – он хочет большего. Происходит перерождение героя. Понял, что ведет двойную жизнь: скрывает не только свой «роман», но и «настоящую человеческую жизнь».

Зачитайте эпизод от слов «Приехал он в С…» до «Он соображал…».

Расскажите про встречу героев в театре.

Опишите поведение Гурова в гостинице, когда Анна Сергеевна плачет.

(заказал чай! – символ дома, повседневности, покоя)

Слово учителя.

Чехов – тонкий психолог, мастер кратко и лаконично сказать о многом, о важном. Использовал такие приемы, как подтекст, художественная деталь, символ.

Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.

Символ – условный знак, намек.

В рассказе «Дама с собачкой» можно проследить за возникновением подлинной, внутренней близости двух личностей, которую автор подчеркивал художественными деталями, символизирующими важное, существенное, характерное. Надеялся на вдумчивого читателя. Вспоминайте эпизоды: арбуз в Ялте и чай в Москве! От безразличия – к атмосфере домашней интимности, когда Гуров уже любит, понимает, поддерживает.

Докажите цитатами из текста, что герои по-настоящему любят друг друга.

6. Обобщение материала:

Подумайте, почему Чехов назвал рассказ «Дама с собачкой».

(главное событие рассказа – перемена, которая происходит под влиянием любви. Дама с собачкой – символ того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине)

А какое название дали бы вы этому рассказу?

Как вы думаете, что хотел сказать Чехов, описав нам эту историю?

Слово учителя.

Этот рассказ не имеет сюжетного завершения. Такой финал называется открытым. Что хотел этим подчеркнуть Чехов?

Таким образом, можно подвести итог:

Чехову важно сказать не то, куда хотят уйти герои, а то, от чего они бегут.

Судьба героев заставляет задуматься над тем, почему люди несчастны, что надо делать, чтобы привнести в жизнь радость, искренность, любовь.

Для Чехова главным является то, что происходит постепенное «расфутляривание» человека, приобретение истинного смысла жизни, желание людей уйти от тех правил, которые делают их несчастными. По Чехову – можно уважать людей за способность любить!

7. Домашнее задание на выбор:

Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в Ялте.

Тема, изложенная в произведении проста и многим читателям знакома - курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже. Автор желает показать читателю (и особенно читателю того времени), как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество. В первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. Главный герой Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. Дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. Но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. Такая же ищущая понимания и дама с собачкой. Главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. Знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено. Гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. Но встреча с Анной Сергеевной переменила его. Он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства. И эта любовь озарила его вспышкой осознания всей бестолковости незаметных неинтересных дней. Чехов подводит читателей к главному постулату - любовь может все. Именно поэтому его герой изменился, прозрел. Он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным. Сюжетная линия прорисована автором с филигранным литературным искусством. Вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо - дама с собачкой. Через несколько дней Гуров с этой дамой знакомится. После недели встреч, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение. Кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. Пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение. Вскоре и Гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. Но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой. Потому то далее и предстает совершенно новым человеком.

И если поначалу возвращение домой, в Москву приятно и комфортно для Дмитрия Дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к Анне Сергеевне. Чувства накрывают Гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. Внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.

Писатель умышленно изображает серость и унылость города С., где обитает героиня. Это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. Судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. Не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, Гуров и Анна Сергеевна решают продолжать встречи. Она приезжает к нему в Москву для свиданий в гостинице.

Вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. И это расположение видно в их портретах. Гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с дамами. У нее прекрасные серые глаза и нежная шея.

Чехов полностью отказался от принятых стандартов и очень категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. Ведь в историях о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.

Отныне у Гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая - протекающая в тайне от окружающих.

Чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. Он просто показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. Но ее мысли теперь близки и понятны Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.

34«Черный монах» был написан в Мелихове летом 1893 г. 28 июля 1893 г. Чехов сообщал А. С. Суворину: «Написал я также повестушку в 2 листа „Черный монах“. Вот если бы Вы приехали, то я дал бы Вам прочесть».

Рассказ А.П. Чехова "Черный монах" – это исповедание великого небесного покровителя Антона Павловича, преподанное "способом от противного". Позиция писателя прозрачна. "Разбитое корыто" Коврина не только в крахе его карьеры и семьи. Спала оболочка псевдогениальности, и под ней обнажился брюзгливый, мелочный, несчастный в сущности человек. В минуту трезвого прозрения он разорвет "на мелкие клочки свою диссертацию и все статьи, написанные во время болезни... в каждой строчке видел он странные, ни на чем не основанные претензии... манию величия, и это производило на него такое впечатление, как будто он читал описание своих пороков".

В рассказе "Черный монах" постоянно проговаривается тема безумия Коврина. От – "утомился и расстроил себе нервы" до – "для него теперь было ясно, что он сумасшедший". В повседневных реалиях – это история развития болезни. Однако "бред" Коврина – это вполне разумное внимание ницшеанской логике о том, что "гений сродни умопомешательству", что "здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди". "Ты как будто подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли", – с радостью вторит ему собеседник. Что же такое "безумие" Коврина? Не в том ли оно, что герой добровольно и с наслаждением заложил свою душу диаволу? Ни один тезис не вызывает в магистре возражений.

Сад в рассказе "Черный монах" – мистический персонаж. В имении Песоцких он многообразен. Андрея Коврина, главного героя рассказа "Черный монах", лет пять не бывавшего у своего опекуна, известного в России садовода Егора Семеныча Песоцкого, встретил на въезде в имение "старинный парк, угрюмый и строгий", который "тянулся чуть ли не на целую версту от дома до реки и здесь оканчивался обрывистым, крутым, глинистым берегом, на котором росли сосны с обнажившимися корнями, похожими на мохнатые лапы; внизу нелюдимо блестела вода, носились с жалобным писком кулики..."

Описание парка – мрачноватая увертюра рассказа. Развиваясь, она станет рефреном. А пока, вначале, сумрачное впечатление развеивает, умиротворяет иная – контрастная ему – картина "царства нежных красок".

Песоцкий – фигура, не менее значительная в рассказе, чем главный герой, его воспитанник Коврин. Слово "воспитанник" в контексте рассказа обретает явный негативный смысл. "Он (Песоцкий) гордится вами (Ковриным), – говорит героиня рассказа, Таня. – Вы ученый, необыкновенный человек, вы сделали себе блестящую карьеру, и он уверен, что вы вышли такой оттого, что он воспитал вас". Самомнение воспитателя, который вольный куст крыжовника преобразует в стройное, как пальма, деревцо. Вопреки природе. Ибо гордыня – всегда вопреки замысленной Богом смиренной природе человека.

Пьеса А. П. Чехова «Три сестры» Антон Павлович Чехов - драматург, не менее тонкий и пластичный, чем Чехов-прозаик. Его пьесы не сходят со сцен современных театров всего мира, подтверждая мысль, что истинный талант не имеет границ. «Три сестры» - первая пьеса после провала «Чайки». Как ни в одной другой пьесе, сюжет здесь строится на том, что он никак не «строится», не складывается. Главное желание, мечта трех сестер - уехать в Москву, - кажется, вот-вот осуществится, но каждый раз откладывается, пока, наконец, не становится ясно: никуда они не уедут. Мечта останется мечтой- жизнь «следует своим собственным законам». Символическое «ружье» так и не выстрелит. Характерная особенность: не только в жизни героев рушатся мечты, но и в быту все время что-то не получается, оказывается «не тем». Не случайно слово «не то» так часто повторяется персонажами. Ирина говорит о сестре Маше и ее муже: «Он казался умным человеком. А теперь не то». Сама Маша говорит Вершинину о своем муже: «Он казался мне тогда ужасно ученым, умным и важным. А теперь уж не то, к сожалению». Сам Вершинин признается Маше: «Да, когда меня называли влюбленным майором, я был еще молод, был влюблен. Теперь не то». В этом, если можно так сказать, общем климате «не того», неполучившегося, несбыточного не покажутся нейтральными и такие бытовые подробности, как неприход ряженых или то, что Вершинин у сестер Прозоровых никак не может дождаться чаю. На этом примере особенно ясно видно, как велика роль чеховских «микросюжетов». Это маленькие миры много повторяют из того, что творится «на большой земле» чеховского сюжета. За рядом крупных несвершений, неудач, драм, потрясений - как бы уходящие в перспективу ряды мелких неладностей, неутоленных ожиданий. В этом одна из важных особенностей структуры чеховского сюжета, причем характерная не только для «Трех сестер». Он все время строится на перекличке большого и малого, бытийного и бытового. Ирина говорит: «Душа моя как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян». Андрей просит у Ольги: «Дай мне ключ от шкапа, я затерял свой. У тебя есть такой маленький ключик». И эти ключи - метафорические и реальные - странным образом соединены в чудодейственном механизме чеховского сюжета. Однако «несвершения» - большие и малые - лишь одна грань сюжета у Чехова. Группе героев, которые все время ждут чего-то и не могут дождаться, противостоят другие, которые, не дожидаясь, стремятся добиться своего. Насколько все не осуществляется в мире Прозоровых, Тузенбаха и Вершинина - настолько же сбывается - жестоко и зловеще - у Соленого. Свои угрозы Тузенбаху он приводит в исполнение. Есть что-то общее в том, как «нависает» над бароном Соленый и как все больше и больше приближается к дому сестер, к Наташе остающийся невидимым Протопопов. В этом же ряду - Наташа. Протопопов осадил дом Прозоровых извне, она овладевает им изнутри. Ольга вздыхает: «Все делается не по-нашему». А эти трое - Соленый, Протопопов, Наташа - могли бы сказать: все будет по-нашему. В пьесе две линии сюжета: томящегося, тоскующего о будущем добра и активно действующего зла.

Так что вывод о нестреляющем ружье должен быть уточнен. «Ружье» сестер Прозоровых, Тузенбаха и Вершинина не выстрелит. Но разряжен пистолет Соленого, грозно нацелены «свечи» и «вилки» Наташи. И все-таки финал пьесы не безнадежен. Три сестры утратили многие иллюзии, но не потеряли веры в будущее. Список литературы

Я считаю, что вместо того, чтобы винить судьбу, мы должны принимать себя такими, какие мы есть, и стараться реализовать все мечты, какие только можем, Во-вторых, нам следует попытаться оставить мир в лучшем состоянии, нежели он был до нашего прихода. Будучи сознательными людьми, мы можем изменить мир, то ли проникая в тайны Природы) участвуя в очищении окружающей среды и работая на благо мира и социальной справедливости, то ли взращивая пытливый подвижный дух молодежи, будучи наставниками. Переход к цивилизации первого типа В пьесе Антона Чехова «Три сестры» во втором действии полковник Вершинин провозглашает: «Через двести-триста, наконец, тысячу лет дело не в сроке настанет новая, счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для нее живем теперь, работаем, ну, страдаем, мы творим ее ив этом одном цель нашего бытия и, если хотите, наше счастье». Вместо отчаяния перед лицом необъятности этой вселенной меня охватывает глубокое волнение при мысли о том, что рядом с нами существуют совершенно новые миры.

Выбор редакции
Лучшие лунные дни для смены места работы 10 лунный день: отлично Ближайший начнётся 20.08.2018 в 16:09. Десятый день лунных суток —...

Иметь частный бизнес – очень рискованное дело, ведь при его открытии никто точно не знает, будет он успешным или прогорит. Поэтому его...

Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база Гусятникова Дарья Ефимовна 2.5. Табель учета...

Табель учета определен постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004 (табель учета является обязательным для заполнения, но законом не...
Общая характеристика Жизнью людей, рожденных под этим знаком, управляет чувство красоты, гармонии и справедливости. Благодаря такту,...
Белое вино — означает романтичность натуры спящего и предвещает Вам неожиданный прилив больших наличных денег, что значительно улучшит...
Быстрый переход к толкованиямУ многих народов летучая мышь является символом интуиции. Если снится крылатый зверек, то сновидцу следует...
Лепить во сне пельмени означает наступление нужды, ухудшение самочувствия и погибшие надежды. Покупать пельмени в магазине – наяву...
Ну кто же не любит спелую сладкую черешню? Она является одним из самых долгожданных лакомств в летний сезон практически для каждого...