Рассказчик во время и после бала. После бала – анализ произведения


Сочинение

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» относится к поздним произведениям писателя. Он был написан в 1903 году, но основывается на воспоминаниях юности Толстого. Об истории, описанной в рассказе, писатель узнал, будучи студентом Казанского университета. Вероятно, этот случай так его поразил, что он помнил о нем всю жизнь и, в конце концов, воплотил в своем творчестве.

Композиционно «После бала» представляет собой рассказ-воспоминание, рассказ о случае из молодости, потрясший героя-рассказчика до глубины души. Рассказчик, Иван Васильевич, — пожилой уже человек, всеми уважаемый и любимый. Мы узнаем, что он никогда нигде не служил, но помог многим людям встать на ноги, найти себя.

Судя по всему, жизнь Ивана Васильевича была наполнена яркими событиями, которыми он с удовольствием делится с молодежью. Автор отмечает одну особенную манеру рассказчика: «…у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво».

Итак, рассказчик повествует нам об одном утре, перевернувшим всю его жизнь. Это случилось в 40-ых годах 19 века. Рассказчик учился тогда в провинциальном университете. Он жил, наслаждаясь своей молодостью. Иван Васильевич сравнивает те времена с современной ему эпохой. Как и у всех пожилых людей, в его словах проскальзывает некое неодобрение к «сегодняшней» молодежи, образу их жизни и мысли. Мне кажется, что здесь слышатся слова самого автора. Толстой не доволен тем, что молодежь не наслаждается жизнью, что ей должно быть свойственно, а создает различные политические кружки, увлекается новомодными теориями, часто опасными для разума и даже жизни.

Иван Васильевич же наслаждался своей молодостью, силами, красотой и богатством. Кроме того, он был влюблен. Это чувство сопровождало героя постоянно. Но, в описываемый им момент, рассказчик переживал свое самое сильное чувство. Да и немудрено: объектом его любви была Варенька Б., редкая красавица и умница. В это время, в последний день масленицы, рассказчик попал на бал к губернскому предводителю, где была и Варенька. Иван Васильевич был безмерно счастлив. Весь вечер он наслаждался, не отходя ни на шаг от предмета своей любви. Счастье, восторг, любовь ко всему миру переполняли восторженного юношу.

На этом балу рассказчик впервые увидел отца Вареньки, полковника Б. Он показался Ивану Васильевичу добрым, порядочным человеком, безумно любящим свою дочь, готовым ради Вареньки пожертвовать чем угодно. Танец отца с дочерью привел в восторг не только рассказчика, но и всех гостей на балу. В конце танца полковнику Б. и его Вареньке все аплодировали. Рассказчику было очень приятно, когда Петр Владиславич сам подвел к нему свою дочь для следующего танца.

Иван Васильевич так говорит о своем душевном состоянии на балу: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

После бала герой вернулся домой, но эмоциональное напряжение, возбуждение, радость не давали ему возможности спокойно уснуть. Рассказчик решил побродить по городу, немного успокоиться. Ранним утром первого дня Великого поста Иван Васильевич гуляет по городу. Все, что он видит, кажется ему умилительным и прекрасным. В голове звучит веселая мелодия мазурки. Но… в это время рассказчик наталкивается на ужасающую сцену. Он становится свидетелем того, как наказывают беглого татарина. Зрелище было очень страшным. А еще страшнее было оттого, что руководил всем этим отец Вареньки, тот самый полковник Б. Он безжалостно наблюдал за сценой экзекуции, не проявляя никаких эмоций. И все это происходило в первый день Великого поста!

Первое чувство, захлестнувшее рассказчика, был стыд: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Все увиденное стояло перед глазами Ивана Васильевича: «…между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Рассказчик пытается понять причину такой жестокости полковника. Может быть, он знает что-то такое, чего не знает герой, и поэтому ведет себя столь безжалостно? Но, сколько ни мучился Иван Васильевич, он не смог разгадать этой тайны.

Результатом такого страшного утра стало то, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, чтобы, не дай бог, не стать участником страшного преступления, подобного тому, какое он видел в то утро на плацу.

Мне кажется, что в этом произведении образ рассказчика очень близок автору, его внутреннему миру, его взглядам на жизнь. Иван Васильевич — тонко чувствующий, эмоциональный и глубоко нравственный человек. На мой взгляд, его психологический портрет в молодости во многом списан с самого Толстого, его чувства и реакции похожи на чувства и реакции писателя. Поэтому рассказчик глубоко симпатичен Л. Н. Толстому, в его уста он вкладывает свои размышления о душе, Боге, человеке.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

/ / / Образ Ивана Васильевича в рассказе Толстого «После бала»

Лев Николаевич Толстой является одним из ярчайших писателей в русской и мировой литературе. Его произведениями увлекаются миллионы людей, ведь многие их них актуальны и в наши дни. Одним из выдающихся произведений Толстого является рассказ «После бала». Он подкупает читателя своей легкостью и реалистичностью. А происходит это потому, что автор писал его с реальной жизненной ситуации, которая приключилась с его братом.

Главным героем рассказа Толстого « » является Иван Васильевич. Это уже далеко не молодой человек, который пользовался авторитетом в обществе. Впервые мы встречаемся с ним в одной из гостиных, где между присутствующими разгорелся спор на философскую тему о том, что же влияет на выбор человека. Одни говорили, что на выбор влияет окружающая «среда», другие возражали этому. Иван Васильевич рассудил этот спор и сказал, что на выбор человека влияет случай. В подтверждение своих слов он рассказал одну историю, которая произошла с ним в юности.

Итак, дело было в середине 19 века, когда Иван Васильевич был юным мальчишкой. В то время он был студентом одного из провинциальных университетов. И как все студенты, жил полной жизнью: веселился, дурачился, кое-как учился. Сразу хочется отметить, что Иван Васильевич был привлекательной внешности, поэтому пользовался успехом у барышень.

В то время главный герой был влюблен в дочку полковника Вареньку. Девушка была просто прелестна. Ее статную фигуру венчала милая улыбка. На балу, который организовал отец Вареньки, Иван Васильевич ни на минуту не отходил от своей возлюбленной. Другие девушки ему были совершенно не интересны. Молодые люди танцевали весь вечер на пролет. Главный герой считал себя по-настоящему счастливым человеком. Он был готов обнять и расцеловать весь мир. Иван Васильевич думал, что все люди такие добрые и милые, что в мире нет места злу и жестокости.

В таком возвышенном настроении главный герой вернулся к себе домой. Те эмоции, которые он испытывал, не давали заснуть. Иван Васильевич отправился на прогулку. Он был опьянен своим счастьем и поэтому шел, куда глаза глядели. В голове Ивана Васильевича звучала мелодия мазурки, ему казалось, что даже проезжающие мимо лошади улыбались ему.

Приподнятое настроение главного героя оборвали звуки тревожной музыки. Иван Васильевич не заметил, как пришел к дому Вареньки. Там он увидел, как через строй солдат проводили привязанного к ружьям татарина и каждый из них бил несчастного палкой по спине. Татарин кричал и молил о пощаде, но его никто не слышал. Самым страшным оказалось то, что этой «казнью» командовал отец Вареньки, тот милый и добродушный человек, который еще несколько часов назад танцевал на балу. Теперь он был жестоким и злым тираном, который следил за исполнением наказания.

Увиденное событие произвело неизгладимое впечатление на Ивана Васильевича. Он с ужасом убежал оттуда. Ему еще долго слышались крики несчастного татарина, который молил о пощаде.

Этот случай изменил планы Ивана Васильевича на жизнь. Он отказался от военной службы. Теперь главный герой увидел совершенно другой мир, мир, который наполнен жестокостью и злобой, где каждый сам за себя. Иван Васильевич словно прозрел. Возможно, тот случай заставил его повзрослеть и посмотреть на мир глазами взрослого человека. Что касается чувств к Вареньке, то в скором времени они остыли и «сошли на нет».

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.

1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

2. Чтение высказываний о Толстом.

3. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

III. Работа над темой урока.

1.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

· Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?

· Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

· Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.

· Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.

· Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.

· Интонация ужаса в сцене наказания солдата.

2. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

3. Выделение частей рассказа.

4.

1. Первая часть рассказа:

· зала у предводителя;

· хозяева бала;

· Варенька;

· полковник;

· Иван Васильевич.

2. Вторая часть рассказа:

· описание улицы;

· солдаты;

· наказываемый;

· полковник;

· Иван Васильевич.

5.

6.

7.

8.

· контрастное сопоставление событий;

· описание бала и экзекуции;

· поведение полковника на балу и после бала;

· настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.

IV. Беседа по вопросам.

1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).

2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.

3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

1) Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.

2) Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».

3) Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

4) Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

1) Улица в весеннем мокром тумане и т.д.

2) Солдаты в черных мундирах.

3) Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.

4) Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

· «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».

· «Утро, изменившее жизнь».

· «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Никитский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования округ Ялта Республики Крым

УРОК

литературы в 8 классе

« Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении ».

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХАЛФИНА РЕБИЯ АДЖИМЕТОВНА

ЯЛТА, 2014

Тема. Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.

Цель: обогатить знания учащихся о давно прошедшей эпохе, а в теоретико-художественном плане – о композиции художественного произведения (антитеза как способ построения произведения и, следовательно, способ раскрытия жизненных противоречий и позиции писателя);

формировать ряд читательских умений (определение значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристика героев в разных ситуациях и др.);

помочь учащимся правильно постигнуть и правильно оценить людей, конфликты, общественные отношения, нарисованные писателем;

добиваться, чтобы учащиеся задумывались над нравственной проблемой ответственности каждого за жизнь всех.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Краткое слово-вступление учителя.
  1. Л.Н. Толстой – великий русский писатель XIX века.

Выдающиеся современники Льва Николаевича Толстова – Чехов, Горький, Репин, Чайковский, Короленко и многие другие, знавшие писателя, восхищались грандиозностью личности этого человека.

Его секретарь рассказывал, что себя Лев Николаевич расценивал невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними не только великий писатель, мыслитель, но и высокий, чистый духом человек.

  1. Чтение высказываний о Толстом.
  2. Рассказ о портрете Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884г.)

«Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».

  1. Работа над темой урока.
  1. Выборочное чтение и комментирование рассказа.

У рассказа своеобразное вступление. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже безо всяких выводов.

Вопросы, которые мучают Ивана Васильевича и интересуют его собеседников:

  • Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека?
  • Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть?

Эмоциональный фон рассказа.

  • Раздумья и внутренняя полемика в первых словах Ивана Васильевича.
  • Сентиментально-восторженное чувство рассказчика в описании бала.
  • Мотив нарастающей тревоги в картине позднего рассвета.
  • Интонация ужаса в сцене наказания солдата.
  1. Слово учителя.

Подобно «Капитанской дочке», «Песне про купца Калашникова», «Мцыри», рассказ «После бала» рисует картины давно минувшего. Но, в отличие от Пушкина и Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Несмотря на кажущуюся ясность и прозрачность, рассказ «После бала» далеко не прост для восприятия. Вы уже знакомы с такой композицией (строением) произведения, когда повествование ведется от первого лица. В этом случае судить о позиции автора помогают внесюжетные элементы, например в «Капитанской дочке» - эпиграфы ко всей повести и отдельным главам.

В рассказе «После бала» - два рассказчика: один тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя признать самого Толстого ни в одном из рассказчиков. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

  1. Выделение частей рассказа.
  2. Составление плана каждой части.
  1. Первая часть рассказа:
  • зала у предводителя;
  • хозяева бала;
  • Варенька;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Вторая часть рассказа:
  • описание улицы;
  • солдаты;
  • наказываемый;
  • полковник;
  • Иван Васильевич.
  1. Пересказ соответствующих друг другу контрастных эпизодов и описаний.
  2. Характеристика героев (полковника и Ивана Васильевича)
  3. Выполнение стилистических упражнений (языковое выражение антитезы)
  4. Наблюдение над композицией рассказа:
  • контрастное сопоставление событий;
  • описание бала и экзекуции;
  • поведение полковника на балу и после бала;
  • настроение Ивана Васильевича в тех же сценах.
  1. Беседа по вопросам.
  1. Почему рассказ называется: «После бала»? (очевидно, вторая сцена – расправа с солдатом, имеет особое значение).
  2. Разговор об иллюстрациях к рассказу.
  3. Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.
  4. Наблюдения над языковыми средствами (по плану к частям рассказа)

I часть:

  1. Праздник у предводителя обрисован эпитетами: бал чудесный, зала прекрасная, будет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно.
  2. Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза».
  3. Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
  4. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр; смотрит на танцующих с восторженным умилением, чувством.

II часть:

В этой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив.

  1. Улица в весеннем мокром тумане и т.д.
  2. Солдаты в черных мундирах.
  3. Окровавленная, истерзанная жертва экзекуции.
  4. Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но теперь. Но теперь, в сопоставлении с наказываемым, его красота и военная выправка выглядят почти кощунственно.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание.

Письменное сочинение на одну из тем:

  • «Чем отличаются люди одного круга: Иван Васильевич и полковник? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)».
  • «Утро, изменившее жизнь».
  • «Что я узнал о жизни России первой половины XIX века из рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?

Когда люди говорят о Л. Н. Толстом, то сразу вспоминаются замечательные эпические произведения русского классика, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина». Но Лев Николаевич хорош и в малых формах. Когда он берется за рассказ или повесть, ему ничуть не изменяет его талант. В фокусе внимания - «После бала». В настоящей статье будет рассмотрена характеристика героев «После бала».

Сюжет

Поводом для рассказа выступает старая история, извечный вопрос: среда делает человека или человек создает среду своего обитания. Идет разговор между знакомыми людьми, и касается он личного совершенствования.

Главный герой Иван Васильевич, человек, всеми уважаемый в том кругу, где ведется беседа, рассказывает одну историю из своей жизни, которая опровергает тот факт, что человека формирует среда.

Было это давным-давно, один из главных провинциальных чиновников устраивал бал в честь последнего дня Масленицы. Приехал на бал весь провинциальный бомонд.

Иван Васильевич был тогда студентом университета из того же города. Делать было нечего, и основное развлечение - посещение подобных мероприятий. На этом балу он увидел девушку - Вареньку Б. и без памяти в нее влюбился. Танцевал только с ней. Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, который вместе с супругой почтил всех собравшихся своим присутствием на празднике.

Отцу надо было уезжать домой. И на прощание он станцевал с дочерью, да так лихо, что все были в совершеннейшем восторге. Видя это, молодой Иван Васильевич проникся к старику теплыми чувствами. Полковник уехал, а молодые люди (Варенька и Ваня) все еще плясали. Под утро все разъехались. Здесь затихают события произведения «После бала». Герои рассказа не могут пока подозреваться в чем-то скверном.

Герою не спалось, и он пошел шататься по городу. Нечаянно, бессознательно пришел к дому своей зазнобы. На поле, прилегающем к дому, стоял строй солдат. Под барабанный бой и звуки флейты пускали сквозь строй беглого татарина. Его били со всего маху палками по спине. Спина уже превратилась в кровавое месиво, а сам он только повторял: «Господи, братцы, пощадите». Говорил он это тихо, потому что на крик у него уже не хватало сил.

Руководил пыткой «милый полковник», недавно отплясывающий с дочкой на балу. После этого события любовь Ивана Васильевича к Варе прошла. Каждый раз, когда он смотрел на ее лицо, он видел татарина и его спину.

Может быть, читателя утомила излишняя детализация сюжета, но его рассмотрение совершенно необходимо, дабы понять, какая характеристика героев «После бала» им более всего соответствует.

Иван Васильевич - человек, у которого проснулась совесть

Что тогда произошло с Иваном Васильевичем? Тогда, после бала, у него проснулась совесть, и он сам пробудился ото сна. Да так, что кажется его, будто кнутом стеганули, настолько внезапным было осознание низости генерала, «света», который ничем не отличается от тьмы в нравственном, моральном смысле. Итак, уже можно сказать, что первая характеристика героев «После бала» готова: главного героя можно определить как человека, у которого есть совесть.

Полковник

Здесь все уже немного сложнее. Нельзя сказать, что полковник и его дочка - люди бессовестные. Для них просто иерархия, существовавшая в России в 19-м веке, - это нормально. Нормально и то, что они после праздника могут размяться или успокоить возбужденные нервы пыткой человека. В этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Читатель справедливо может сказать, что если уж и задумываться над тем, какая характеристика героев «После бала» (подразумевая при этом конкретно полковника), то нужно винить во всем только старого солдата. О нет, так не пойдет. Женщины полковника виноваты в его изуверствах ничуть не меньше, чем он сам. Ведь они ему не мешали их совершать.

Варенька

О дочке изувера нельзя сказать ничего плохого, но нельзя о ней сказать и хорошего. Она безликий персонаж повествования. От нее останется только одно воспоминание: была потрясающе красива, но содержательно ее трудно определить, если речь идет о раскрытии темы «Характеристика героев “После бала”».

Моральные вопросы, поднимаемые в произведении

Итак, здесь в центре проивзедения вечный спор о противоборстве личности и общества. Также автор заостряет свое внимание (и внимание читателя) на мерзости человеческого двуличия и двоедушия.

Л. Н. Толстой в этом рассказе даже косвенно дает ответ на вопрос, почему, собственно, случилась русская революция: потому что «верхи» позволяли себе такое обращение с «низами», и «низы» отомстили. Таково краткое нравственное содержание «После бала». На самом деле этот рассказ может раскрыться веером и других моральных проблем, но это уже совсем другая история.

Цели:

  • Предметные : раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; формирование умений, понятий о личностных качествах героев, дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема.
  • Метапредметные : уметь принимать и сохранять учебную задачу.
  • Развивающие : способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы, развивать речевой слух; формировать понимание литературоведческих знаний; развивать логическое мышление, речь учащихся.
  • Личностные : воспитывать чувство ответственности по отношению к слову; формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект учащегося.

Оборудование: Литература. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений, В.Я.Коровина, Москва «Просвещение», 2015., маршрутные листы, раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся), презентация.
ХОД УРОКА

1. Чтение эпиграфа:

Жизнь - вызов. Примите его!
Жизнь - трагедия. Преодолейте её!
Жизнь - борьба. Выдержите её!
Жизнь - счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

2. Беседа. Определение содержания темы, установка на беседу.

Как вы понимаете эти слова? (Ответы обучающихся)
(От человека)
(Ответы обучающихся)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О моральной ответственности человека)
- А на основе какого произведения? ("После бала " Л.Н.Толстого)

У каждого из вас на парте лежат "Листы ожидания от урока", в которые вы вносите свои мысли:

Новое (чего не знал) Что удивило? Хочу узнать

3. Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.

Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
- Каков жанр этого произведения? (Рассказ в рассказе, т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение, есть рассказчик и герой)
- Почему рассказ называется «После бала»? (Основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
- Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).

4. Слово - научному эксперту, который расскажет нам о том, как создавалось это произведение

Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? (Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей. Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи)
- Назовите действующих лиц рассказа. (Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович - отец Вареньки, собеседницы, повествователь)

5. Работа в группах

Группа № 1

Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета.
- Какая деталь портрета вас удивила?
Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.

Группа № 2

Найдите описание портрета отца Вареньки.
- О чем говорит его портрет?
- Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?

6. Работа в группах. Заполнение таблицы. Работа с текстовым материалом

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».
2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

1. Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала : слова, обозначающие цвет: белый, розовый, атласный.
Слова, обозначающие звуки музыки: танцевал до упаду - и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.
Слова, обозначающие чувства: Бал был чудесный.
Зала прекрасная, буфет великолепный.
Без вина был пьян любовью. Препротивный инженер Анисимов - не могу простить до сих пор…
Неучтив с немочкой. И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…
Не видал, как прошло время.
Восторг, благодарность, весел, доволен.
Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Любовался, смотрел с восторженным умилением.
Носки сапог особенно умиляли меня.
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью.
Речь героев эпизода: ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пожалуйста. Варенька.

(Прослушивание грамзаписи вальса, мазурки)

2. Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата :
Слова, обозначающие цвет:
Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.
Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
Слова, обозначающие звуки музыки:
Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.
Слова, обозначающие чувства:
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.

Речь героев эпизода:

Слова, обозначающие действия, движение:

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;
бил по лицу солдата;
крикнул;
грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

(Прослушивание грамзаписи фрагмента военного марша)

7. Вопрос группам: Какой литературный прием здесь используется? (Контраст) С какой целью?

Термин на доске "контраст" (запись определения)

Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий - это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
- Тогда что мы можем сказать о полковнике? О его характере? (Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе? Нет.)
- Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
- Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
- Как вы думаете, почему главный герой ничего не предпринял? Не высказал своего мнения?

8. Проблемный вопрос

А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
- От кого зависит все происходящее в жизни? (От человека)
- Должен ли человек чувствовать ответственность за все происходящее?
Наша жизнь - всегда вызов. От него нельзя бежать.
- А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
- В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
- Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
- Можно сказать, что жизнь - это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
- А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками. Берегите свою жизнь.
- Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.

9. Составление синквейна

10. Откройте свои "Листы ожидания" от урока (зачитать некоторые)

11. Оценить свою работу по карточкам : синяя - все удалось, активно работал; желтая - были проблемы, не всегда был активен; красная - не все получилось

12. Домашнее задание. Написание эссе "Должен ли человек чувствовать моральную ответственность за все происходящее".

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...