Рисование по воде красками. Процесс рисования на воде. Материалы для Эбру


Сегодня у меня в гостях мастер росписи Эбру из Ростова-на-Дону — Мария Панькова. Мария расскажет, что такое Эбру, откуда оно к нам пришло, и что нужно, чтобы освоить эту технику рисования на воде самостоятельно.

Эбру (Ebru) — это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный и уникальный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. Классическое Ebru сочетает в себе элементы живописи и эстампа.

В заранее подготовленную воду добавляют экстракт растения гевен (лат. Astragalus), делающими ее более плотной. Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. С помощью кистей и шила на поверхность воды наносят капли краски. Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Цветные капли на поверхности воды постоянно находятся в движение, расширяясь,либо сужаясь. Каждый последующий цвет наносится поверх предыдущего не смешиваясь с ним, лишь подталкивая первый слои краски к движению!

Эбру очень музыкальное искусство, мастер создает симфонию цветов и объединяет их в единое изображение при помощи нехитрых инструментов: кисти (фырчалар), шила (биз) и гребня (tarak-тарак).

Самым ответственным этапом работы в технике является перенесение изображения с воды на бумагу. Для этого лист бумаги аккуратно укладывают на поверхность воды и через несколько секунд, обычно считают до десяти и поднимают. Вода при этом остается абсолютно чистой, без краски, а изображение отпечатывается на бумагу.

Каждый оттиск Эбру уникален и неповторим. Изображение, созданное на воде, можно переводить на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику. Орнаменты рисования на воде используются дизайнерами для украшения интерьеров, одежды и аксессуаров.

История Эбру

Доподлинно неизвестно, когда и где возникло это искусство. Причиной этому послужило то, что на рисунках с росписью эбру мастера не ставили подпись и дату. Искусствоведы предполагают,что это искусство возникло в Туркестане в городе Бухара и через Иран пришло в Османскую империю.

«Abr?» на персидском языке означает «похожий на облака». Персы называли искусство эбру – abr?-b?d – ветер и облака, арабы –varaku’l-m?cezza, европейцы – мраморная или Турецкая бумага (marbling paper). Первые изделия в этой технике найдены на территории Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) и датируются 800-1000 гг. По другим источникам искусство возникло в 15 веке в городах Бухара и Самарканд на территории нынешнего Узбекистана.

Шестнадцатым веком датируется самая старая из сохранившихся работ в технике Эбру (1554 г).

Смолякова Анастасия

Работа Смоляковой Анастасии посвящена древнему искусству рисования на воде--ЭБРУ. Цель, поставленная в работе, открыть тайну рисования на воде, была достигнута полностью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция

Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов»

«Мой первый шаг в науку»

ЭБРУ- тайна рисунка на воде.

Выполнила:

обучающаяся 4«В» класса

МАОУ «СОШ №95 с УИОП»

Смолякова Анастасия

Научный руководитель:

Балашкина Татьяна Борисовна,

Учитель начальных классов

Саратов 2014

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ -
Открыть тайну старинного турецкого искусства рисования на воде.

ЗАДАЧИ:
1. Узнать, в чём секрет рисунка на воде;
2. Изучить специальную литературу по данной теме;
3. Сделать самодельный аналог древних красок эбру;
4. Подобрать необходимую плотность воды для рисования;
5. Дать советы по разведению красок желчью.

6. Найти применение этого исследования для внедрения в учебный процесс на уроке рисования.

ГИПОТЕЗА:

Можно заменить старинный рецепт красок на современный аналог, при таком же результате технологии рисования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - древнее искусство рисования на воде

Введение ………………………………………………………………4

Родина и значение эбру…………….……………………………….5

Практическая часть…………………………………………………....6

Заключение …………………………………………………….……..11

Список использованной литературы ……………………………….12

  1. Введение

Когда я отдыхала в Турции, мне посчастливилось познакомиться с древним искусством рисования на воде. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Это как волшебство - краски плавали на поверхности воды, превращаясь в причудливые рисунки, а потом перенеслись на лист бумаги или ткани.

Это чудесный способ рисования назывался ЭБРУ!

Когда я вернулась в Саратов, я загорелась и решила раскрыть тайну рисования на воде.

I.1Родина и значение ЭБРУ

Технике рисования Эбру около 600 лет, этот вид водяной живописи известен еще в 15 веке в Восточной Азии.

Значение этого слова неизвестна, но существуют несколько версий. По одной из них Эбру произошло от арабского «ab-ru» (вода для лица), по другой «ebri» (волнообразный), по третьей название пошло от персидского «ebri», что означает «облако».

Искусство "водяной живописи" передавалось мастерами из поколения в поколение. Суть этой техники в том, что художник наносит рисунок красками на воде, которые не растворяются в воде, а смешиваясь, образуют причудливые узоры. На водный рисунок накладывают бумагу, через несколько секунд аккуратно вынимают и высушивают.

Эбру в наши дни . Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.
Но в последние десятилетия искусство эбру в Турции получило новую жизнь: его сохраняют, развивают и несут в массы.

II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Когда я приехала в Саратов и стала обзванивать магазины «для хобби» и «всё для рисования» и т.п., то никто не знал о эбру. Тогда я решила сделать аналог этих красок сама и стала изучать тонкости этого метода.

II.1. КИСТИ И ДРУГИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.

В Эбру использовались только натуральные материалы:

Кисти (фырчалар) . Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы. Кисти с натуральной щетиной я приобрела в магазине.


Шило (биз) . Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки.

Гребень (tarak-тарак) . Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.

II.2. ВОДА (ОСНОВА ДЛЯ РИСОВАНИЯ)

Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой . Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение .

Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить .

В качестве загустителя используется экстракт растения гевен . Эта горная колючка произрастает в Иране. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли , а также сока растения астралагуса , имеющие слабоклеющие свойства.

Такие растения мне взять было негде. И я стала думать, что может из подручных материалов обладать слабоклеющими свойствами.

Мне пришли на ум:

Картофельный крахмал;

Желатин;

Силикатный клей;

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Лучший результат для основы для воды показал силикатный клей, разведённый 1:1 с водой.

II.3 КРАСКИ

Краски (бойалар)
Краски для эбру включают в себя
натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:

Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.

Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.

Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки–ближе к изумрудному.

Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.

Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.

Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.

Красный: оксид железа из листьев красной капусты.

Кстати, очень важный момент при создании красок: пигменты разводить !

1 капля на чайную ложку смеси пигмента с водой .

Для приготовления красок ЭБРУ важным компонентом является - желчь (в оригинале бычья), но я попробовала заменить её рыбьей.

Свежая рыба частый продукт на нашей кухне и отпала необходимость хранения бычьей желчи (в холодильнике появлялся неприятный запах, а при консервировании спиртом терялись нужные нам свойства желчи).

Желчь - жидкость желто-зеленого цвета обладает достаточно неприятным запахом, но, несмотря на это, желчь уменьшает поверхностное натяжение воды, что нам и нужно.

Что же использовать в качестве пигмента?

  1. Акварельные краски + дистиллированная вода + желчь;
  2. Сухой пигмент (синька, и др.) + дистиллированная вода +желчь;
  3. Пищевой сухой краситель + дистиллированная вода +желчь;
  4. Гуашь + дистиллированная вода + желчь;

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Лучший результат показал 4 вариант- гуашь + дистиллированная вода + желчь.

II.4 ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ

В небольшое прямоугольное корыто (кухонный противень) выливается специально приготовленный густой раствор из воды и имеющего слабые клеящие свойства. В нашем случае - это силикатный клей, разведённый с водой 1:1.

Далее в эту смесь добавляют краски, которые не растворяются в воде (гуашь + дистиллированная вода + желчь), а остаются на ее поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры (с помощью приспособлений: кисти, шила, гребня и др.) Кстати, очень важный момент при создании красок: пигменты разводить ТОЛЬКО дистиллированной водой !

До начала использования в работе, обязательно добавляем желчь (удобнее всего добавлять пипеткой) из рассчета 1 капля на чайную ложку гуаши с водой .

Краски нужно настаивать несколько дней после разведения.

На эту смесь накладывают бумагу и через 5-10 секунд осторожно снимают и оставляют сохнуть (фото внизу)

  1. Капаем розовую краску, она растекается на поверхности. А затем жёлтую.
  2. Капаем зелёную и синюю краску.
  1. Капаем белую краску.

Чисто случайно мне в руки попала старая немецкая книжка про эбру — рисованию на воде. Я пролистала ее, была заворожена картинками, иллюстрирующими это древнейшее искусство.

Эбру — рисование по воде

Хочу сразу добавить, что отпечатки эбру можно с успехом делать на ткани, дереве. Таким образом получаются великолепные шелковые платки.Чтобы разом окрасить весь платок, нужна соответственно емкость с большой площадью.

Встречала упоминания, что еще получившиеся сказочные рисунки переводят на керамику и стекло. Вот только не знаю точно, какие же красители нужны для этого, обычные для технологии рисования на воде или какие-то особенные.

Уверена, что не только мне одной нравится эбру. Наверняка многие даже не знают что это такое, названия еще не слышали, поэтому решила привести основные моменты книжки (в вольном переводе), а также фотографии примеров. На это мне потребуется наверное несколько постов, а сегодня начну с самого основного — азов, а также нескольких уроков для начинающих.

Что же такое эбру?

На поверхности одной жидкости можно рисовать другими — красками. Но не всегда, а только тогда, когда плотности этих составов сильно отличаются. Иначе бы они просто смешивались, растворялись.

В качестве основы, на которой можно рисовать, берется специальный густой, немного клейкий раствор. По оригинальной технологии он делался из растения, колючки. Процесс был долгий, занимал пару недель.

Сейчас все упростилось, купив порошок (загуститель), можно самостоятельно сделать раствор для рисования эбру, нужно только немного настоять его. Существуют аналоги, сделанные из водорослей и даже мха.

Некоторые умудряются рисовать масляными красками по воде, а детям в детских садах предлагают рисование обычной гуашью по молоку. Молоко иногда разводят мукой или крахмалом. А сверху на рисунок брызгают жидким средством для мытья посуды. :)

История возникновения эбру

Немного истории. Точно никто не может сказать, когда именно возникло это древнее искусство. Доподлинно известно только то, что эта техника рисования по воде пришла с востока. Во втором веке до нашей эры она была известна в Китае. Там технология эбру держалась в строгом секрете. Гораздо позже она появилась в Японии.

Использовалась такая «мраморная» бумага не только для написания текстов и документов. Из нее изготавливали зонтики, лампы, головные уборы, сумки, фонарики, драконов и многое другое.

Из поколения в поколение знания передавались потомкам, искусство эбру развивалось. В настоящее время мраморную бумагу называют иногда «турецкой бумагой». Потому что там рисование по воде было очень распространено, причем до сих пор. Использовались не только цветные красители, но также золотая и серебряная пыль. Бумагой, окрашенной в стиле эбру украшалась самая главная у мусульман книга — коран. Причем для книг и важных документов цветными делались только бумажные края, а середина оставалась белой, она-то использовалась для написания текстов.

Недаром названия всех приемов этого интереснейшего искусства имеют названия турецкого происхождения (например, Battal Ebru, Gel-Git Ebru, Taraklı Ebru и другие). Об этом можно почитать подробнее в следующей статье:

Мой третий пост на общую тему. Стили и приемы азиатского искусства рисования на воде каталогизированы, а затем собраны в один список, каждый имеет свое оригинальное название. В конце рассказано немного о современности, о его особенностях в наше время. Эбру в наше время не ушло в небытие, а продолжает развиваться.

Название происходит от турецкого слова «эбр», что означает облако. Персы предпочитали многоцветную технику рисования. Они писали на ней стихи и письма. Сам персидский шах писал указы на такой бумаге, поскольку ее очень сложно было подделать.

В Германии цветная бумага известна с 15 века. Это были простые, окрашенные при помощи губки и кисточки листы. Только в 16 веке рисование по воде пришло в Европу. Путешественники и торговцы привозили цветную бумагу в стиле эбру с собой на родину. Из нее изготавливали обложки книг. Если было мало материала, то использовали кусочки, настолько она ценилась.

Многие исследователи хотели получить рецепт изготовления, кому-то это удавалось, в каждой переплетной мастерской был свой собственный. Как жидкой основы, так и красок.

В 19 веке в Европе были созданы курсы эбру — рисования по воде, бумага с успехом продавалась. Была даже такая профессия — изготовитель цветной бумаги.

Материалы для эбру и техника рисования на воде

  • Ванночка (кюветка)
  • Кисточки и пипетки
  • Гребни для рисования на воде
  • Краски (некоторые берут тушь, темперу, разбавляют желчью, терпентином, петролеумом)
  • Водная основа
  • Приспособление для мытья окон с резиновой деталью
  • Баночки от йогурта или другие закрывающиеся емкости
  • Картон и ножницы для получения шаблонов
  • Бумага для оттиска эбру
  • Газеты
  • Передник

В ванночку будет наливаться жидкость, на которую собственно наносится краска. Раньше такие емкости были оснащены возможностью слива загрязненной жидкости с поверхности воды, сейчас используются самые простые. Некоторые берут для этих целей кюветки, которые применялись в фотолабораториях для проявки фотографий.

Гребни для создания узоров многие делают сами, из куска дерева с дырочками (или пробки), а также штопальных иголок. Необходимо по меньшей мере две штуки, длиной почти по ширине ванночки с разным расстоянием между иглами. Хорош короткий гребень, им можно делать орнаменты на небольшой части рисунка.

Гребешки можно сделать из двух частей картона, между которыми приклеиваются иголки. Но в наше время все это можно купить в магазине в готовом виде.

Еще для работы над эбру можно использовать деревянные части кисточек, шпатель, иглы для шитья, птичьи перья и другое.

Основа изначально изготавливалась из растений, в частности колючки гевен. Процесс был длительный, а сейчас можно купить порошок, который разводится в воде, настаивается и получается основа, на которой можно рисовать. Она должна быть однородной, поэтому ее необходимо пропустить через сито или марлю.

Если на поверхности имеются мелкие пузырьки воздуха, то, чтобы убрать их, сверху кладут на короткое время газетный лист.

Рисунок можно перевести не только на бумагу, но также на ткань, кожу, дерево или яичную скорлупу. Бумагу лучше брать такую, чтобы при намокании она сохраняла некоторую прочность. Одновременно она не должна быть слишком плотной и упругой, иначе при переносе эбру на бумагу могут возникнуть пустоты.

Неплохо смотрится цветная бумага в технике рисования на воде, даже иногда абсолютно черная. Покупать нужно специальную бумагу для эбру, а обычную нужно специальным образом обрабатывать, а затем сушить.

Нужно запастись газетами для покрытия поверхности, для просушки готовых работ, для снятия загрязненной основы с поверхности.

Рисование по воде — пример

Упражнение 1: рисование одним цветом

Ванночку наполняем на две трети основой. Готовим голубую краску. Кистью или пипеткой сажаем каплю за каплей.

Работать нужно быстро, чтобы размеры всех элементов были приблизительно одинаковыми (они быстро растекаются, увеличиваясь в размерах). Последние капельки расплываются меньше, поскольку первые уже расплылись и последним осталось просто мало места.

Накрываем сверху бумажным листом, при этом беремся за два диагонально-противоположных угла, класть начиная с середины. Не смещать, не тянуть, иначе получатся полосы на картинке.

Но теоретически эти полосы могут быть интересными, хотя возникают случайно. Хуже пузырьки воздуха, поэтому прежде чем переводить изображение, убедитесь, что пузырьков нет, а если есть, то проколите их иголкой.

Нужно постараться чуть нажать на бумагу во всех местах, чтобы потом не получились белые пятна на некоторых местах. Это нужно делать осторожно, кончиками пальцев.

Так же точно, за диагональные углы, поднимаем лист с отпечатком эбру.

На листе помимо узора остается грязноватая клейкая основа. Она может сильно испортить изображение, оставить серые пятна. Помещаем бумагу в воду, вручную осторожно очищаем от клейкой массы. Ни в коем случае не промывать под струей воды! Может смыться рисунок.

Далее помещаем нашу работу на ровную поверхность, лежащую не совсем горизонтально, например, на стекло. Изображением кверху. Очистить поверхность можно при помощи резиновой части приспособления для мытья окон. Работаем только сверху вниз.

Упражнение 2: нанесение нескольких цветов

Это упражнение эбру не сильно отличается первого, здесь мы возьмем три цвета — черный, зеленый и синий. Сначала капаем черным. Он ведет себя как мы уже наблюдали ранее — образует «соты». После капаем внутрь по зеленой капле. Они расширяются, придавливают черный цвет к краям. Далее капаем синим. Он реагирует не так агрессивно, как зеленый.

Такие эксперименты всегда интересны. Один порядок нанесения цветов на воду меняет результат. Влияет также степень разбавленности красок. Разные цветовые комбинации частенько приводят к неожиданностям.

Урок 2 — рисование тремя цветами

Упражнение 3: рисование разбрызгиванием красок

Распределение капель пипеткой уже приводит к интересным результатам. Классическим рисунком эбру является узор камня, мраморный. Как же создается известная доля «случайности» в узоре?

Мелкие прутики можно связать метелочку нитками или шнурком, она не должна быть большой, не длиннее, чем кисточка. Она обмакивается в краску, а затем разбрызгивается над емкостью с жидкостью-основой.

Цветовые пятна получаются разного размера. Влияет также то, насколько разбавлены краски, насколько долго мы ждем прежде чем перевести узор на бумагу.

Упражнение 4: использование разбавителей при рисовании

Что же это за жидкости, которые влияют на скорость и формы «расползания» цветовых пятен? Во-первых, вода. Во-вторых, желчь, петролеум, терпентин. Все это продается и можно легко купить. Если раньше нужно было покупать в разных местах, то сейчас все для эбру можно найти в одном магазине для хобби и художников. С разбавителями можно экспериментировать, приобрести собственный опыт.

Зачем нужна желчь для эбру?

В зависимости от того, какие краски (тушь, темпера и т.д.) используются, реакция может быть разной. Желчь для эбру — для чего же она нужна? Посмотрите на картинки ниже, поймете каким образом преобразуется рисунок после ее применения.

Например, красные «гвоздики» получаются, если темпера сильно разбавлена желчью.

Ниже вы видите еще два варианта эбру. Цвета разбрызганы метелкой. После рисунок покрыт мельчайшими каплями петролеума. Для этого можно использовать обыкновенный пульверизатор.

Интересными получились переходы цветов на примере ниже. Да, не бойтесь, что на бумаге отпечатаются жирные следы петролеума или терпентина. Они улетучатся, когда работа эбру будет сохнуть.

В ближайшее время думаю продолжить выкладывать посты по этой теме, поскольку книжка содержит множество материалов с уроками по нарастающей сложности.

Но не знаю, насколько это кому-то нужно, будет ли интересно кому-то кроме меня. Так что, пожалуйста, пишите в комментариях, есть ли интерес, стоит ли мне дальше продолжать тему эбру, искусства рисования по воде.

Вас может заинтересовать:

Вторая часть, продолжение описания древнейшего способа рисования по водной глади с последующим переводом изображения на бумагу, ткань, дерево или другой материал. Более сложные приемы, работа иглой, гребнем, шпателем, пером птицы, а также свободная техника, в результате которой получаются растительные узоры.

Эбру - это одна из самых необычных техник изобразительного искусства. Овладеть ею может любой человек, даже не имеющий навыков рисования. Суть эбру в формировании рисунка на поверхности специально подготовленной воды, на которую наносятся капли краски. А затем изображение переносится на ткань, керамику или бумагу. Возникает уникальное произведение, повторить которое невозможно. В этой статье рассмотрим историю возникновения рисования красками на воде и основные правила техники эбру.

История рисования эбру

История возникновения техники рисования эбру окутана тайнами. Время ее появления неизвестно. Самая старинная из найденных картин в технике эбру датируется XI веком. Но, так как найденная картина выполнена с высоким мастерством, искусствоведы говорят о значительно раннем зарождении искусства Эбру. А значит, рисование на воде существует уже длительное время.

Страна, в которой появилась эбру тоже не разгадана. За статус родины Эбру соперничают Индия, Китай, Персия, Сибирь, Пакистан, Туркестан и даже Древний Египет. Сейчас центром рисования на воде является Турция - там настоящие мастера обучают технике эбру. Именно в этой стране изготавливают краски и все необходимые принадлежности для рисования на воде.

Как появился термин «Эбру»

О происхождении термина «Эбру» существует несколько версий. По одной из них это слово произошло от арабского «ab-ru», что значит - «вода для лица», по другой версии - термин появился от чагатайского слова «ebre», в переводе «волнообразный». Большинство считают, что свое название техника эбру получила от персидского «ebri» - «облако». На первый взгляд, кажется странным, почему, такие разные по значению слова означают эбру. Но, познакомившись с технологией рисования на воде, становится понятным, что каждое из данных значений отражают суть этого вида искусства.

Технология эбру

Технология классического эбру до недавнего времени хранилась в строгом секрете. Мастера передавали знания только своим ученикам из поколения в поколение. Но сейчас ситуация изменилась, и все желающие могут постигнуть технику рисования эбру.

  • Самый первый этап эбру - подготовка водной поверхности, на которой художник будет создавать рисунки. Вначале процеживаем раствор для эбру с помощью капронового чулка. Наливаем раствор в прямоугольную тару. Затем на 5 минут накрываем бумагой, чтобы исчезли все пузырьки с воздухом. (это необходимо делать после каждого рисунка).
  • Второй этап - создание рисунка. Размешиваем краски, берем кисточку, окунаем в краску и буквально стряхиваем ее с кисточки на поверхность воды. Капли краски, попадая на воду, не тонут и не растворяются в ней. Они меняют свои очертания, расплываясь по поверхности. Затем шилом начинаем водить по воде, превращая капли краски в диковинные узоры или цветы. При этом вода является нашим помощником - она гармонично дополняет легкое движение руки.
  • Самый простой способ создания рисунка - использование специального гребня. После того как краска разбрызгана по воде, по ее поверхности проводится гребень. В результате получаются необычные цветные узоры.
  • Еще один вариант - совмещение двух способов. Вначале разбрызгивается краска, затем с помощью гребня создается фон - проводим им по водной поверхности. После этого острие шила окунаем в краску, и капаем ею на фон и формируем из одной или из нескольких капель рисунок.
  • Третий этап - перенос рисунка с поверхности воды на бумагу. Очень аккуратно кладем на рисунок лист бумаги, ждем 10 секунд, приподнимаем край с помощью шила и снимаем бумагу, опирая ее о бортик тары. Когда картина подсохнет на плоской поверхности, она готова.

Секреты рисования эбру на дереве, ткани, керамике и стекле

Вышеуказанная технология эбру относится и для рисования красками эбру на дереве, ткани и керамике. Существуют лишь небольшие отличия в переносе изображения на поверхность.

Чтобы создать рисунок эбру на дереве, нужно надеть перчатки, затем аккуратно и равномерно окунать заготовку (это могут быть пасхальные яйца, серьги, шкатулки, елочные игрушки) в рисунок, не останавливаясь, поворачивая всеми сторонами.

Для рисования в стиле эбру на ткани (платки, одежда) необходимо как минимум два участника. При опускании ткани на поверхность воды, нужно держать материал с двух сторон и опускать осторожно вначале с одной стороны, затем с другой.

Перенести рисунок эбру на стекло невозможно из-за того, что стеклянная поверхность непористая, поэтому не сможет впитать краску. Существует альтернативный метод - мраморирование, где используются только синтетические краски.

Что понадобится для рисунка на воде эбру

Традиционные материалы для создания рисунка эбру изготавливаются в Турции и состоят только из натуральных компонентов.

  • Водный раствор для эбру . В воду добавляют специальный загуститель - экстракт колючего растения Гевен. Благодаря этому краски не падают на дно, а остаются на поверхности.
  • Краски . Краски для эбру состоят из натурального пигмента, воды и желчи крупного рогатого скота. По консистенции они очень жидкие. Желчь также помогает краскам держаться на поверхности и расплываться по ней.
  • Кисти . Кисти для эбру изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Эти материалы обладают способностью вбирать в себя краску и легко отдавать в виде множества мелких капель.
  • Шило . Шило используется для создания рисунка. Им художник плавно двигает краски по водной поверхности, благодаря чему создаются необходимые формы. Шило можно заменить спицами или бамбуковыми шпажками.
  • Гребень . Гребень помогает создать фон для рисунка. Желательно, чтобы его размеры соответствовали размеру поддона. Это поможет создать равномерный фон.
  • Поддон . Никаких особых требований к поддону нет. Главное, чтобы его размеры были чуть больше, чем бумага, на которую будет отпечатываться рисунок.
  • Бумага . Можно использовать любую бумагу, кроме глянцевой.

Стоимость традиционных материалов для эбру высокая, приобрести их можно в Турции, а также через интернет или в специальных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга.

Как можно заменить традиционные материалы для эбру?

Существуют альтернативные, более доступные материалы для создания рисунков на воде, подходящие для домашнего использования. Можно воспользоваться наборами для рисунков на воде эбру. Или приобрести каждый компонент по отдельности. В качестве загустителя воды часто используют экстракт красной морской водоросли или крахмал. Краски можно заменить на масляные, разбавив их растворителем. Гребень можно сделать самостоятельно или купить обычный пластиковый с редкими зубчиками.

(google_adsense)

В детских садах проводят НОД (непосредственная образовательная деятельность) в технике эбру. В качестве «холста» вполне подойдет 2,5% молоко. А рисуют дети привычной им гуашью.

Старинная техника рисования эбру дает возможность любому человеку стать автором уникальной картины. Удовольствие приносит не только результат, но и сам процесс творчества, начиная от подготовки водного раствора, создания рисунка и отпечатывания его на бумаге, ткани или керамике.

Эбру – это необычная техника рисования, которая зародилась в далеком прошлом. Самые древние произведения в этом стиле сохранились в Турции, а также Индии и Туркестане. Сегодня технику эбру, а это знакомое нам рисование на воде, может освоить каждый желающий, такое оригинальное занятие будет интересно как взрослым, так и детям. Главное запастись необходимыми материалами и терпением для получения навыков.

Эта удивительная универсальная техника, которую используют и профессиональные художники, и любители и даже воспитатели для развития детей в детском саду.

Изучаем основы техники эбру: рисование на воде для новичков

Тем, кто впервые заинтересовался эти видом творчества, рекомендуют приобрести специальный набор для живописи на виде, который можно найти в любом крупном художественном магазине.

Вода для рисования должна содержать специальную добавку, которая увеличивает её вязкость и позволяет рисунку удерживать форму.

Если вы хотите приготовить раствор в домашних условиях, нужно купить специальный загуститель. Он продается в виде порошка (марки ArtDeco, Karin, Эбру Профи и т. д.). Загуститель нужно отмерять в граммах, поэтому не лишними будут небольшие кухонные весы. Например, порошка ArtDeco понадобится 12,5 г на литр воды. Если есть сомнение в точности измерений, лучше положить немного больше загустителя и потом, при необходимости, слегка разбавить раствор.

Краски для эбру лучше всего приобретать специальные, они дадут наилучший результат. Иногда используют японские чернила для сумингаши.

Некоторые умельцы заменяют специальные материалы домашними средствами. Так, загуститель заменяют желатином, а краски создают на основе пигмента, смешивая его с животной желчью и дистиллированной водой в соотношении 3:2:1. Пигменты подойдут растительные, на основе глины, почвы и сажи.

Так же можно приготовить раствор на основе природного гелеобразователя каррагинана. На 10 литров воды порошка понадобится 70 г. А выдерживать раствор перед применением нужно 12 часов. Чтобы исключить неоднородности в растворе, можно процедить его при помощи сита или марли.

Кроме основы и красок понадобятся: прямоугольная емкость, отдельные кисточки для каждой краски, палитра из керамики или пластмассы, гребешки для эбру, матовая бумага. Кисти нужно выбирать натуральные, подойдет белка или колонок, но больше всего мастера этой техники ценят конский волос. Так же пригодится шило (лучше несколько разных). Шило можно заменить чем-то острым и тонким – спица, шпажка из бамбука, толстая цыганская игла.

Этапы рисования в технике эбру.

Мастер класс мы начинаем с подготовки емкости и заполнения её раствором. Жидкость нужно залить в емкость размером не меньше листка А4, это идеальный размер работы для начинающего художника.

Следующим этапом будет создание фона будущей картины. Чаще всего для фона берут несколько цветов. Краски наносим кисточками в любом порядке по желанию, и они сами расходятся по полотну. Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры. Иногда на этом работу заканчивают и используют полученный фон для других техник рисования.

После нанесения фона можно приступать к основному рисунку. Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые четкие фигуры. Более продвинутые художники могут изображать фигуры человека и животных, архитектурные сооружения и т.д.

Заключительный этап – перенос рисунка. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, выдерживаем несколько мгновений и снимаем точным движением, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные ткани или дерево.

Распространенные виды эбру.

Вариантов нанесения рисунка и сюжетных разновидностей эбру довольно много.

Баттал Эбру – это особая техника разбрызгивания краски с кисточек.

В технике Эбру Шаль преобладают повторения S-образных форм. Для надписей используют осветленное Эбру.

С помощью гребенки создаются узоры с волнами и другие наборы повторяющихся линий. Так же им можно создавать фоновые рисунки в виде чешуек. Сами гребни могут быть пластиковыми и металлическими. Своими руками можно сделать приспособление из деревянного бруса, вбив в него гвоздики в одну линию или в две в шахматном порядке.

Пример узора можно увидеть на фото.

В особую технику выделяют цветочные орнаменты, выполненные в технике рисования на воде. Один из вариантов цветочного эбру представлен ниже.

Видео по теме статьи

Для всех, кто хочет изучить живопись на воде более наглядно и почерпнуть новые идеи для творчества, мы подготовили подборку видео мастер классов:

Выбор редакции
Характеристика углеводов. Кроме неорганических веществ в состав клетки входят и органические вещества: белки, углеводы, липиды,...

План: Введение1 Сущность явления 2 Открытие броуновского движения 2.1 Наблюдение 3 Теория броуновского движения 3.1 Построение...

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне...

Технологии Новые идеи появляются каждый день. Одни из них остаются на бумаге, другие же получают зеленый свет - их тестируют и при...
Пояснительная записка Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы»....
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых...
Одной из самых актуальных проблем для простых интернет-пользователей и владельцев сайтов / форумов является массовая рассылка . Со спамом...
Вопрос, касающийся ритуалов на кладбище – колдовской закуп. Я маг Сергей Артгром расскажу что такое закуп в ритуалах черной магии....
б. еТЛЙО нБЗЙС ОЕЧЕТПСФОЩИ УПЧРБДЕОЙК оБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ УПВЩФЙК. зМПВБМШОЩИ, ВПМШЫЙИ, НБМЕОШЛЙИ Й УПЧУЕН НЙЛТПУЛПРЙЮЕУЛЙИ. хРБМ...