Рисунки на тему деревня деревянный мир. Урок с презентацией на тему «Деревня-деревянный мир. Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял вете


Цель: Раскрыть роль ис­кусства в понимании гармоничной связи русского жилья с приро­дой.

Задачи: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских дере­вянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками-пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей лю­бовь к природе, художественный вкус, потребность ориентировать­ся на духовные ценности народного искусства; укреплять меж­предметные связи.

Оборудование: фотографии деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукции картин Николая Анохина - Уходящая Русь, Фёдора Васильева – Деревня,

Исаака Левитана - Солнечный день.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

II. Актуализация знаний:

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Вспомните, в каких местах на Руси строили поселения? (Поселения строились вдоль рек, на равнинах, около леса, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном)

Как назывались такие поселения одним словом? (деревни)

III. Введение в тему урока.

- Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус:




(Деревня - деревянный мир)

- Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (ответы детей).

Сегодня мы побываем в русской деревне, познако­мимся с различными видами изб, будем любоваться красотой дере­вянной храмовой архитектуры.

ІV. Беседа по теме урока.

1) - Послушайте отрывок из воспоминаний о детстве Д. Твар­довского:

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, первона­чальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детст­ве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем - для всех одна».

С чего начинается Родина, Отчизна? (ответы: с малой родины, с города или деревни, с дома, улицы).

На доске репродукции: АНОХИН Николай - Уходящая Русь ВАСИЛЬЕВ Фёдор - Деревня ЛЕВИТАН Исаак - Солнечный день

2) Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

(Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения)

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Н. Языков

Несказанное, синее, нежное....

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег на плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я люблю этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Как о ком-то погибшем, живом.

В завывании дождевом?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Какое чувство объединяет эти художественные произведения? (ответы детей)

Я произнесу слово «деревня».

Что вам представилось? (ответы детей)

- Откройте учебник на стр.20. Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень»

Какие чувства рождает у вас эта картина?

Где расположено село?

Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

Какое настроение выражено в этой картине?

Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему?

Как связан между собой образ русской природы и образ рус­ской деревни?

Какое впечатление создает у вас картина в целом?

Вот вам со словом «деревня» представились сразу дома.

А как назывался раньше «дом»? (ответы детей)

Почему называли «изба»? (Изба – русский срубной дом. Главное место в них занимают печи, поэтому дом называли избами (от слов «истьба», «истопка»- тёплое место)

- Из какого природного материала строились избы? (избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её)

Откройте учебник на стр.21. Прочитайте текст учебника.

Почему строения были деревянными? (ответы детей)

Леса в нашей стране занимали огромную территорию. Древесина – это доступный природный материал в конструкции жилища.

А как называли людей, которые занимались строительством домов? (плотники)

Рассмотрите рисунки на стр.21-22. Какие инструменты использовали плотники для строительства избы? (топор, рубанок)

В чём заключалось мастерство построек? (ответы детей)

А можно ли к мастерству отнести украшения построек?

Что украшалось?

Прочитайте текст учебника на стр.23-24.

А какие ещё деревянные сооружения можно увидеть в русской деревне? (колодцы, амбары, клети (где хранили одежду, посуду и т. д), ворота, крыльцо, забор)

Физкультминутка

Нужно ставить новый дом,

Непременно ставить нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно

Всех работать мы зовем,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка и труба,

Для крылечка два столба.

Чердачок построим,

Тесом дом покроем,

Ну, готово!

А теперь ставим

Лестницу и дверь.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьем

И готов наш новый дом!

Учитель демонстрирует фотографии деревянной ар­хитектуры (церкви, соборы, храмы, сделанные из дерева и без единого гвоздя) и ансамбля Кижи.

Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек.

Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства - дере­во. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его по­мощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы.

Русские мастера умели строить так, что творения их рук каза­лись нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке.

Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столби­ками.

Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Пре­ображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговари­вая: «Не было и не будет больше такой!»

V. Самостоятельная работа учащихся.

(Дети обсуждают расположение альбомного листа; вспоминают об украшениях изб; о том, что если предмет ближе – он крупнее, дальше – мельче, изображаемые предметы не висят в воздухе; о смешивании красок, для получения нужного цвета и т. д.)

VІ. Выставка и оценка работ.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

Гении старого зодчества –

Люди неясной судьбы!

Как твоё имя и отчество,

Проектировщик избы,

Чьею рукою набросана

Скромная смета её?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай - и все!

Что вам до наших имен?

Скромничаешь, притворяешься,

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

Леонид Мартынов

VІІ. Итог урока.

Продолжи предложения: Теперь я знаю…….

Теперь я умею…….

На уроке мне было трудно……

На уроке мне понравилось…….

VІІІ. Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

1.Учебник «Каждый народ - художник».

2. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе / авт.-сост.

3. Произведения Леонида Мартынова «Гении старого зодчества», С. Есенина «Несказанное, синее, нежное....», Н..Языкова «Мой друг, что может быть милей…», Д. Твар­довский «Воспоминания о детстве».

4. Статьи из интернета.

ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР Ц е л и и з а д а ч и: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; раскрыть роль искусства в понимании гармоничной связи русского жилья с природой; учить определять средства художественной выразительности, используемые в работах художниками­ пейзажистами; развивать конструктивный, графический навыки; воспитывать у детей любовь к природе, потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства; укреплять межпредметные связи. художественный вкус, О б о р у д о в а н и е: для учителя – репродукции, методические таблицы; для учащихся – графические материалы. З р и т е л ь н ы й р я д: фотографии северной деревянной архитектуры, ансамбля Кижи; репродукция картины Н. М. Ромадина «Село Хмелевка». Л и т е р а т у р н ы й р я д: А. Твардовский «Воспоминания о детстве»; стихотворения С. Есенина, Н. Языкова, Л. Мартынова. М у з ы к а л ь н ы й р я д: запись народных инструментальных мелодий. I. Организационный момент. Х о д у р о к а Чтите науки, любите искусства, Без сожаленья беритесь за труд. Дети! Тогда благородные чувства В вас благородную почву найдут! II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь. Чтобы узнать тему урока, вам нужно прочитать ребус: У ч е н и к и (читают тему урока). Деревня – деревянный мир. У ч и т е л ь. Сегодня мы побываем в русской деревне, познакомимся с различными видами изб, будем любоваться красотой деревянной храмовой архитектуры. Звучит запись инструментальной русской народной мелодии. Учитель читает отрывок из воспоминаний о детстве А. Твардовского: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Это малая родина со своим особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна». С чего начинается родина, отчизна? У ч е н и к и. С дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой родины. У ч и т е л ь. Тонкие березки, русские избы и огороды, обнесенные простеньким плетнем, – все это такое близкое и родное. Это все малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине­пейзаже «Село Хмелевка» Н. М. Ромадин. Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. Художник пишет: «Детство мое было полно лишений и приключений. Никакие блага не могли заставить отца мирно жить и работать в одном месте… Он объездил чуть ли не все города России». С одиннадцати лет Николай Ромадин стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал – был продавцом газет, служил переплетчиком, затем пекарем. Юношей ушел добровольцем в Красную гвардию, чтобы защищать завоевания Октябрьской революции. Ромадин получил художественное образование в Москве, во Вхутемасе (высшие художественно­технические мастерские). Он написал очень много картин­пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с ее широкими далями, многоводными реками, с холмами и лесами. Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзаж «Село Хмелевка» Н. М. Ромадина. В о п р о с ы п о к а р т и н е: – Какие чувства рождает у вас эта картина? – Где расположено село Хмелевка? – Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему? – Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине? – Почему изменилась окраска дальнего берега реки? – Можно ли сказать, что пейзаж освещен солнцем? Почему? – Как связан между собой образ русской природы и образ русской деревни? – Какое впечатление создает у вас картина в целом? У ч и т е л ь. Художественный язык картины «Село Хмелевка» очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось большое село Хмелевка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Спускающаяся к реке балка открывает синюю гладь Волги, далекие подчеркнутые дымкой берега сливаются с горизонтом. Стоит прощальная пора, когда на смену лету приходит золотая осень. Деревья еще в багрово­ желтом одеянии, но листья уже поредели и, падая, устилают побуревшую землю. Дыхание осени рождает грустные чувства о чем­то прошедшем и безвозвратно потерянном. Ближе к реке лес более густой с золотисто­ коричневыми кронами. Сизые избы, крытые где тесом, а где и соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой­то сиротливой и нежной горечи. В селе тихо, почти безлюдно, только две женщины неторопливо идут по косогору. И все же пейзаж картины говорит о жизни мужественных и трудолюбивых людей в тяжелое для Родины время – войне с фашисткой Германией. Через тревожно лирическое восприятие природы художник выражает свою горячую любовь к русскому народу. Пейзаж проникнут глубоким чувством природы. Он немногословен, ничто здесь не отвлекает внимания на частности. В картине много воздуха и света. Солнце мягко, без блеска, но четко освещает село и окружающий пейзаж. Небо ясное и чистое, без единого облачка. Раздолье Волги, ее мощь и величие созвучны думам о свободе русского народа. Художник как бы говорит картиной: не может мириться Волга с врагами­захватчиками русской земли. Вот она, красавица Волга, синеет вдали, такая спокойная и величавая, суровая и неприступная. В картине органически слилась русская природа и жизнь села Хмелевка. В годы военных испытаний избы, огороды, обнесенные простеньким плетнем, и сиротливые березки, молодой кустарник, величавая река объединены общим настроением – грусти и печали. Так художник показал единство и гармоничную связь русской природы и русского человека. III. Художественное слово о родном крае, о русской деревне. Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Несказанное, синее, нежное … . Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась под окном. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег на плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я люблю этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная мощь, Наша печь как­то дико и странно Завывала в дождливую ночь. Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком­то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом? Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. С. Есенин Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая, Прохладней легкий ветерок, Душистее цветы, там холмы зеленее, Там сладостней звучит поток, Там соловей поет звучнее. Н. Языков У ч и т е л ь. Какое чувство объединяет эти художественные произведения и живописное полотно Н. М. Ромадина «Село Хмелевка?» У ч е н и к и. Чувство гордости и любви к Родине, к русской природе и русскому народу. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Жура­жура­журавель! Облетал он сто земель. (Взмахи руками.) Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте.) Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края! (Круговые вращения головой.) IV. Знакомство с деревянной храмовой архитектурой. Учитель демонстрирует фотографии северной деревянной архитектуры и ансамбля Кижи. У ч и т е л ь. Красив русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых прозрачных рек. Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города. Славился Север своими искусными мастерами плотниками. Леса в изобилии поставляли самый доступный материал для строительства – дерево. Главным инструментом в руках мастера был топор. С его помощью оставили крестьянские избы, церкви, боярские хоромы. Русские мастера умели строить так, что творения их рук казались нераздельными с окружающей природой. Чудом называют Преображенскую церковь, что стоит на острове Кижи в Онежском озере. Смотришь на нее и кажется, что ты находишься в сказке. Будто мастер вырезал храм из одного целого куска дерева. В постройке нет ни одного гвоздя! Все легкое, невесомое, ажурное: и 22 главки, похожие на луковички, и крылечки с точеными столбиками. Вот что рассказывает легенда. Выстроил мастер церковь Преображения, да и забросил свой топор в Онежское озеро, приговаривая: «Не было и не будет больше такой!» V. Самостоятельная работа учащихся. 1. П о в т о р е н и е составных частей русской избы:  сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен бревенчатой конструкции;  выпуски – концы бревен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца;  крыша – верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды;  конек – верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрывается выдолбленным бревном – охлупенем;  причелина – доска, закрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель;  полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин;  гребень – резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине;  чело (лоб) – верхняя часть здания под кровлей;  лобовая доска – закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно бывает покрыта резьбой;  наличник – декоративное обрамление «лица» избы – дверного или оконного проема. 2. Г р у п п о в а я р а б о т а. В игровой форме, Панно, изображающее русскую деревню, выполняется группой детей на больших листах гуашью. Прежде чем начать выполнение задания, учитель обращает внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. привлекая внимание класса к демонстрационному планшету, на котором расположились заготовки изб (сделанные детьми на предыдущем занятии), совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу. Передвигая по плоскости планшета заготовки домов, дети сами делают вывод о том, при каком расположении дома выглядят разобщенными. Они возражают против четкой выстроенности построек в ряд. В качестве самого удачного расположения учащиеся выбирают такое, при котором есть ближние и дальние дома, одни загораживают другие, то есть создается естественная композиция. В результате дети легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: дома должны загораживать один другой; то, что дальше, по размеру меньше, а то, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже. Вариант конструктивной работы. Коллективное панно «Образ русской деревни» Следующей трудной задачей является колористическое решение панно. Перед началом работы учитель должен обратить внимание детей на характерный цвет деревенских изб (серебристо­серые, золотисто­коричневые, как сказочная хохлома), показать приемы работы цветом для передачи выразительности бревенчатого сруба, обратить внимание на контраст между гранями избы. Учитель кладет широкие, горизонтальные мазки, оставляя узкие пробелы между ними. Смежные стены решаются в контрасте. Учитель напоминает значение терминов: Композиция (лат. compositio – сочинение, составление, соединение, связь) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Перспектива (фр. perspective) – в изобразительных искусствах способ изображения объемных тел на плоскости. VI. Итог урока. Экспресс­выставка, оценка работ. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. ИМЕНА МАСТЕРОВ Гении Старого зодчества – Люди неясной судьбы! Как твое имя и отчество, Проектировщик избы, Чьею рукою набросана Скромная смета ее? С бревен состругано, стесано Славное имя твое! Что же не врезал ты имени Хоть в завитушки резьбы? Господи, сохрани меня! Разве я жду похвальбы: Вот вам изба, божий рай – и все! Что вам до наших имен? Скромничаешь, притворяешься, Зодчий забытых времен, Сруба творец пятистенного, Окон его слюдяных, Ты, предваривший Баженова, Братьев его Весниных! Леонид Мартынов Уборка рабочих мест. Домашнее задание: подобрать репродукции картин с изображением образа русской женщины.

Деревня – деревянный мир

  • Киреева Татьяна Ивановна
  • учитель изобразительного искусства
  • МБОУ Дорогобужская СОШ № 2
  • Смоленской обл.
  • Урок ИЗО в 4 классе по программе Б.М.Неменского
  • Русское жилище - ИЗБА
  • Деревня - деревянный мир
Жизнь человека всегда была связана с природой родного края Характер природы формировал способ жизни людей, определял, где и как строить дома
  • Иногда дома как бы сливались с природным окружением. Дерево служило основным материалом при постройке дома
ДЕРЕВНЯ - дерево
  • ДЕРЕВНЯ - дерево
  • УЛИЦА – «у-лица»
  • Главное место в нём занимает печь, поэтому называют дома избами - (от слов «истьба», «истопа» - тёплое место), т.е.
  • изба – это жилище, которое отапливалось изнутри, служило защитой от холода.
Изба - русский срубной жилой дом
  • Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце - словно теплый мед.
Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб.
  • Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб.
ИЗБА
  • Избы высокие, в два этажа
  • В домах обязательно деревянные полы, на чердаках - песок: всё для тепла.
  • Нижний этаж - подклеть - защищает от сырости, холода, наводнений
Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы
  • Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы
Около клети помещались амбары, колодец
  • Около клети помещались амбары, колодец
Украшение избы
  • Двускатная крыша - шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь.
  • Венчает кровлю бревно - охлупень
  • Охлупень воспринимался в народе
  • как защитник крестьянской семьи
  • охлупень
Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска
  • Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска
  • Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины
  • Стык причелин закрыт свешивающимся вниз полотенцем
  • полотенце
  • Часто окна дома украшались резными наличниками,
  • ставнями.
  • Резьба по дереву
  • С чем сравнивает И.Бунин русский лес?
  • Какими словами описывает автор лес и терем?
  • Опираясь на это описание, скажите, какой характер соответствует образу русского терема?
  • Образ русского жилища – радостный, сказочный, гостеприимный!
  • Лес, точно терем расписной,
  • Лиловый, золотой, багряный.
  • Весёлой, пёстрою стеной
  • Стоит над светлою поляной.
  • Берёзы жёлтою резьбой
  • Блестят в лазури голубой,
  • Как вышки, ёлочки темнеют,
  • А между клёнами синеют
  • То там, то здесь, в листве
  • сквозной
  • Просветы в небо, что оконца.
  • Лес пахнет дубом и сосной,
  • За лето высох он от солнца,
  • И осень тихою вдовой
  • Вступила нынче в терем свой…
  • И. Бунин
Задание:
  • Задание:
  • Нарисуйте образ русской избы на фоне русской природы.
  • Конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.
  • Бывает изба-богатырь – широкий могучий дом, а другая изба высокая, скаты ее крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев и т.д.
Крестьянский дом северного типа

Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Каждый народ - художник" Автор - Л.А. Неменская.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревня-деревянный мир.

Деревня- «дерево» Избы рубили из дерева отсюда и слово «деревня». И. СТОЖАРОВ. Северные сёла.

Деревня - это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения: колодцы, ворота - въезд во двор, амбары, сараи, гумно, баньки у самой воды.

САРАЙ - помещение для хранения различных вещей. АМБАР – помещение для хранения зерна и припасов

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица», а из улиц – деревня. Деревни строились вдоль рек.

В центре - на лучшем и видном месте ставили церковь. Сюда люди приходили со своими надеждами, несли своё горе и радости. Древние церкви немногим отличались от избы. У них только на крыше, на тонкой шейке – главка, как бы повязанная косынкой.

От образа скромной крестьянской церкви мастера постепенно перешли к шатровому зодчеству. Праздничная устремлённость преодолела будничность, и родилась церковь-царевна. Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии

Это четырёхугольный сруб - «четверик», на котором стоит «восьмерик» -восьмигранное основание шатра. Как хор устремляются в верх купола-луковки. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, доброй-женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем. Шатровый храм

В Древней Руси считалось, что деревня без мельницы, самая бедная.

Создайте коллективное панно «Образ русской деревни» Задание

Источники: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учеб. для 4 кл нач.школы. / Под редакцией Б.М.Неменского, М. Просвещ. 2010 http://findmapplaces.com Саранск 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей...

Учебный проект по ИЗО «ДЕРЕВНЯ ДЕРЕВЯННЫЙ МИР» 4 класс Введение Разработка учебного проекта: ДЕРЕВНЯ - ДЕРЕВЯННЫЙ МИР Цели: - Воспитывать любовь и интерес к искусству -Развивать творческую и познавательную активность Задачи: - Приобщать к полезной деятельности; - Развивать эстетический вкус, наблюдательность. -Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. -Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. -Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее от дельных элементов. -Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. -Овладевать навыками конструирования - конструировать макет избы. -Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. -Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Методический паспорт учебного проекта. Тема: Деревня - деревянный мир Класс:4 класс Время работы над уроком:4 урока Форма работы: урочная Тип проекта: творческий Оборудование: Для учителя: презентация, рисунки и фотографии с видами народных деревянных построек, аудиозапись колокольного звона. Для учащихся: ножницы, карандаш, клей, бумага, гуашь, кисти. Работа над проектом. 1. Исследовательский этап-1 урок Цель: познакомить с миром русской деревни; материалом для постройки русской избы и её формами; пояснить назначение жилища; запечатлеть мир русского жилища в рисунке; познакомить с терминами «изба», «сруб», «глаголь», «кошель», «причелина», «полотенце», «наличник», «конёк». Планируемые результаты: узнают о роли дерева в строительстве; повторят специфику русского деревянного зодчества; познакомятся с разнообразными видами строительства; создадут образ русского жилища в рисунке; отработают навыки выполнения творческого задания. Вид деятельности: рисование восковыми мелками. Оборудование: восковые мелки, альбомный лист, рисунки и фотографии с видами народных деревянных построек. Кижи - знакомство с постройками. Русские народные песни. ИМЕНА МАСТЕРОВ Гении Старого зодчества Люди неясной судьбы! Как твое имя и отчество, Проектировщик избы, Чьею рукою набросана Скромная смета ее? С бревен состругано, стесано Славное имя твое! Что же не врезал ты имени Хоть в завитушки резьбы? Господи, сохрани меня! Разве я жду похвальбы: Вот вам изба, божий рай - и все! Что вам до наших имен? Скромничаешь, притворяешься, Зодчий забытых времен, Окон его слюдяных, Ты, предваривший Баженова, Братьев его Весниных! 1967 Леонид Мартынов Составные части русской избы: Типы домов: Глаголь-тип северной избы имеет форму буквы «Г». Хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым. Кошель-все жилые и хозяйственно-бытовые помещения в таком дом сгруппированы и объединены в единый квадратный в плане сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей, причем вершина ее проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один - короткий и крутой, а другой - пологий и длинный. Дом и вправду становится похожим на кошель. Ветряная мельница – сложное инженерно-техническое сооружение. Чтобы мельница начала работать, крылья ее нужно установить с помощью воротила параллельно ветру. Движение от вращения крыльев передается на центральный вертикальный стояк, от него системой передач на жернова. Владение мельницей было доступно лишь зажиточному крестьянину, который за помол брал натурой. Беднейшие крестьяне пользовались ручными жерновами. Церковь. Строили церкви из сосны, не применяя железных гвоздей. Купола покрывали серебристым осиновым лемехом. Единственный инструмент, которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Колодец. Издревле на Руси к колодцам относились с благоговением. Колодезной воде приписывались различные целебные свойства. К колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой. На Руси был даже специальный день Федора Колодезника – 21 июня. Этот день считался наиболее подходящим для отыскания мест, где можно вырыть колодец Познакомить с терминами. Рисунок русской избы (сруба),колокольни, колодца, церкви, мельницы. Материал цветные восковые мелки. Технологический этап: 2 урок Цель: повторить постройки русского деревянного зодчества; закрепить знания об использовании дерева в строительстве; определить образы для их воспроизведения в конструировании; овладеть навыками коллективной работы; выполнить основные и декоративные детали русских построек в панно; познакомить с терминами «панно» и «масштабность». Вид деятельности: бумажное конструирование, аппликация, создание панно с образом традиционной русской деревни. Планируемые результаты: умение коллективной работы, работа в группах, овладение навыками конструирования, приобретут знания о разных формах деревянных построек. Класс делится на творческие мастерские, обычно это по 4 человека, 5-6 мастерских на класс, они придумывают название мастерской и работа выполняется группами детей, которые конструируют макеты деревянных построек из бумажных брёвен и работают организованно в команде. Бумажные брёвна заготавливаются - «лесорубы», появляются главные в мастерской и они начинают руководить всеми, идёт бурное обсуждение и к концу урока сдаются уже наклеенные работы. Работа подписывается: название мастерской, участники. Оборудование: ножницы, бумага,клей ПВА. Глаголь Кошель Колодец Колокольня Церковь Мельница 2. Промежуточный этап-3 урок. Цель: овладеть навыками коллективной работы, создание образа традиционной деревни, коллективное панно с объединением групповых сделанных построек. Вид деятельности: рисование и создание образа русской деревни. Планируемые результаты: На двух ватманских листах рисуется фон будущей коллективной работы, из групп выделяются художники, которые работают гуашевыми красками, остальные подготавливают свою работу вырезают её и работают гуашью. Когда все работы готовы - наклеивают на общий фон. Оборудование: гуашевые краски, кисти, губка, клей ПВА, баночки с водой. 3. Окончательный этап.-4 урок. Образ русского человека (русский национальный костюм). Задачи: -Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. -Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. -Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. -Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. -Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. -Создавать женские и мужские народные образы. -Овладевать навыками изображения фигуры человека. Цель: изучить изображения женских и мужских образов в картинах русских художников, повторить навыки изображения человека красками, научить изображению элементов народных костюмов, познакомить с терминами «кокошник», «сарафан», «душегрея», «кичка», «кафтан» . Вид деятельности: рисование Планируемые результаты: изображение женских и мужских русских народных образов (индивидуальная работа), развитие навыков изображения человека. Вырезанные работы наклеиваются на коллективное панно. Оборудование: гуашь, кисти, вода,клей ПВА. 4. Этап Рефлексия 1 урок: -Назовите вид работы, которым вы занимались на уроке? -Какие принадлежности вам понадобились? -Какой материал был самым распространённым в Древней Руси? -Какие составные части сруба вы знаете? -Какие ещё украшения использовались при постройке избы? -Какие ещё постройки,кроме избы, возводились на Руси? 2 урок: - Как называется остров, на котором расположен музей деревянного зодчества? -Назовите вид работы, которым вы занимались на уроке. -Какие принадлежности вам понадобились? -Что такое панно? -Что такое ритм в панно? 3 урок: -Что такое масштабность? -Как возникло слово «улица»? -Какова роль каждого из трёх братьев-Мастеров в создании образа русской деревни на панно? 4 урок: -Назовите вид работы, которым вы занимались на уроке? -Какие принадлежности вам понадобились? -Какие правила надо выполнять при рисовании фигуры человека? -Что означают термины «кокошник», «сарафан», «душегрея», «кичка», «кафтан» . -Какие детали народных костюмов вы использовали в ваших работах? -Удалось ли вам передать характеры людей, которых вы рисовали? -Какова роль каждого из трёх братьев-Мастеров в создании образа русских людей? Результат: "Что получилось?" - самое интересное было… - мне понравилось… - чему научились… - если бы я был учителем, то... -какие вопросы были наиболее сложными? Коллективная работа учащихся 4 класса по проекту «ДЕРЕВНЯ ДЕРЕВЯННЫЙ МИР»

Выбор редакции
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции. Форма мышц . Наиболее часто встречаются...

Зевота – это безусловный рефлекс, проявляющийся в виде особого дыхательного акта происходящего непроизвольно. Все начинается с...

Водорастворимые и жирорастворимые витамины по-разному усваиваются. Водорастворимые витамины — это весь ряд витаминов В-группы и...

Хлористый калий — это удобрительный состав, содержащий в себе много калия. Используют его в агротехнике с целью восполнения питательных...
Моча у не имеющего проблем со здоровьем человека обычно желтого цвета. Любое резкое изменение цвета должно вызывать беспокойство,...
Методический приём технологии критического мышления «зигзаг».Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок...
Игра «Угадай, кто ты» — интересное и весёлое времяпровождение, как для больших, так и для маленьких компаний. Играя в неё, вы забудете...
Артиллерийские батареи, мощные системы заграждений и крупные силы врага. Скалистый мыс Крестовый казался неприступным. Но он был нужен...
Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности....